Программа правового воспитания детей - сирот
рабочая программа на тему
Программа для воспитанников младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_kurs_po_pravu.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Во многих странах мира изучение прав человека на ранних эта пах уже давно стало неотъемлемой частью образова ния. Необходимость правового просвещения с целью подготовки детей к жизни в демократическом обществе отражена и в ряде пи сем Министерства образования РФ.
Данная программа нацелена на практическое осуществление поставленной государственной задачи.
Ознакомление с правами человека - это решение не только право вых, но и нравственных, психологических и педагогических про блем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правово го, нравственного воспитания с психолого-педагогическими осо бенностями развития личности воспитанников младшего школьного возраста.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности об щества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способству ют формированию определенного мировоззрения.
В связи с этим программа имеет свою специфику:
1. Программа «Азбука права» носит ознакомитель ный характер и является первой ступенькой на пути обучения воспитанников демократическим ценностям и правам человека на основе Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка. Воспитанники должны получить лишь об щее представление об основных правах и свободах.
Изучение прав чело века неразрывно связано с изучением общества и человека в нем, самосознанием и самоопределением. В про грамме реализованы связи, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представле ния об окружающем мире.
2. Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших воспитанников, в доступной форме. Тексты и формулировки Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка предлагаются в более простом в языковом отношении варианте. Знать номера статей детям не обязательно. Необходимо, чтобы дети поняли смысл, «прочувствовали» зало женные в статьях документов принципы.
Максимальное использование игровых, занимательных, ак тивных форм работы при изучении курса - благоприятные, есте ственные условия для понимания и усвоения детьми нравствен ных норм. Необходимым условием для проведения занятий с детьми является создание атмосферы доверия, открытости, доброжелательности.
3. Изучение курса «Азбука права» в Детском доме должно строиться на принципе преемственности.
Содержание курса
Курс «Азбука права» предназначен для дополнительного образования в рамках правового направления образовательного учреждения.
Изучаемый материал включает в себя содержание предыдущего, но рассматривается на более вы соком теоретическом уровне, углубляя и расширяя знания детей.
На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне подготовить базу для изучения Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка.
Возрастает доля теоретического материала, проводится работа над базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности», «ответственность», «государство», «гражданин», «лич ность», «свобода вероисповедания», «раса», «социальное положе ние» и т. п.). Определение и разъяснение этих понятий не предпо лагают исчерпывающего и по научному строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно.
Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литера туры, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам истории, окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих зада ний позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанно стей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.
Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обя занностей, необходимость уважения прав других.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат со страданию, терпимости, правилам общения, основанным на уваже нии и соблюдении прав других людей.
ПРОГРАММА
1-й год (9 часов)
№ п/п | Название темы | Основное содержание занятия | Примерная учебно-методическая литература и дидактический материал |
1 | Кто Я? Какие мы? | Содержание занятий должно подвести детей к выводу: все люди разные (внешне, по характеру, физическим возможностям и т. п.), но все равны в своих правах | Андерсен Г.-Х. «Гадкий утенок». Иллюстрации различных народностей (внешний вид, быт) |
2-3 | О человеческом счастье... | Из чего складывается счастье? (Право на семью, на достойный уровень жизни, мед. обслуживание, отдых, развлечения, образование, труд и др.) Счастье в семье. Забота о детях и детей о родителях. Здоровье. Образование. Любимая профессия. Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности). Соблюдение прав других. Уважение | Андерсен Г.-Х. «Калоши счастья» (выдержки). Пословицы «Не родись красив, а родись счастлив!» «Счастье за деньги не купишь» |
4 | Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? | Раскрытие понятий и обсуждение поступков, соответствующих этим понятиям | Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?» Положит, и отрицательные герои сказок. Рассказы В. Осее вой |
5 | А нужны ли правила? | Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности (правила дорожного движения, противопожарной безопасно сти, взаимоотношений между людьми и т. п.). Обсуждение правил поведения в школе с точки зрения права | Г.П. Шалаева « Большая книга правил поведения для воспитанных детей» |
6 | Царство Закон | Раскрытие понятия «закон». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей самими воспитанниками | Коллективное сочинение истории «В царстве Закон» |
7 | Царство Беззаконие | Раскрытие понятия «беззаконие». Содержание занятия должно подвести детей к осознанию неразрывности прав и обязанностей, необходимости уважения прав других. Органы, состоящие на защите прав граждан | Чуковский К. «Бармалей». Сказки с ситуациями беззакония; герои, их учинявшие, герои «освободители», которые навели по рядок |
8 | Закон для нас. Закон внутри нас | Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка» | Всеобщая декларация прав человека (в упрощенном варианте). А. Усачев «При ключения малень кого человека» |
9 | Что мы знаем о правах человека? | Итоговое занятие, позволяющее в зани мательной форме (веселая викторина, кроссворд, шарады, сценки и т. п.) обобщить полученные знания, пред ставления из области правоведения. Раскрытие понятия «Культура поведения» |
2-й год(17часов)
№ п/п | Название темы | Основное содержание занятия | Примерная учебно-методическая литература и дидактический материал |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Введение. ООН и Всеобщая декларация прав чело века | Когда и почему возникло международ ное сотрудничество в защиту прав чело века? Понятия: Всеобщая декларация прав человека; право, свобода, равенст во прав. Ввести понятие «Организация Объединенных Наций» | Шабельник Е. С, Каширцева Е. Г. «Ваши права»; Антонов В. В. «Изучаем права человека» (рабочая тетрадь); Усачев А. «При ключения малень кого человека» |
2-3 | Я и мы | Чем каждый человек отличается от дру гих людей? Чем мы похожи? Какими особенностями следует гордиться? Лю ди с ограниченными физическими воз можностями. Понятия: равноправие, дискриминация, равенство перед законом, происхожде ние, индивидуальность | Декларация - ст. 1.2; рабочая тетрадь (зада ние 1); Усачев А. «При ключения малень кого человека» |
4 | Жизнь дается один раз... | Право на жизнь и личную неприкосно венность. Понятия: личная неприкосновенность, смертный приговор, смертная казнь, геноцид | Декларация - ст. 3; «Ваши права» - с. 8-9; рабочая тетрадь - зада ние 2; «Нить жизни» - изобразить важные события собствен ной жизни |
5 | Жизнь в неволе (рабство) | Развитие общества в историческом раз резе (рабовладельчество, крепостное право в России); случаи рабства в совре менной жизни - нарушение прав чело века. Пытки, жестокое обращение. Взгляд на рабство и бесчеловечное об ращение с точки зрения права и морали. Понятия: рабство, неволя, жестокость, бесчеловечное обращение, мораль | Декларация - ст. 4-5; «Ваши права» - с. 10-11; иллюстрации под невольной жизни, тяжелого физ. труда и т. п. |
6 | Закон - один для всех | Равенство всех перед законом. Ответст венность государства за соблюдение прав человека. Конституция - основной закон государства. Защита прав и сво бод с помощью суда. Лишение свободы. Понятия: Конституция, равенство перед законом, изгнание, свободы, суд | Декларация - ст. 6-11; Конституция РФ; рабочая тетрадь - зада ния 3, 24; «Приключения ма ленького человека»; «Ваши права» - с. 14-25 |
7 | Мой дом моя кре пость | Право на неприкосновенность жилища. Меры предосторожности и правила безопасности. Понятия: неприкосновенность, вторже ние, предосторожность, безопасность | Декларация - ст. 12; «Ваши права» - с. 26-27; рабочая тетрадь зада ние 6-7; сказки: «Лиса и заяц», «Три поро сенка» |
8 | Честь и репутация | Посягательство на доброе имя (честь и репутацию), клевета. Вскрытие коррес понденции, вмешательство в личную жизнь. Понятия: репутация, клевета, честь | Декларация - ст. 12; сказки: «Аленький цветочек», «Сказка о царе Салтане»; рабочая тетрадь - зада ние 20 |
9 | Свобода выбора: где жить и с кем жить | Свобода передвижения внутри своей страны и за ее границы. Свобода выбора места жительства. Право на гражданст во. Свобода бракосочетания. Понятия: местожительство, гражданст во, бракосочетание, совершеннолетие. | Декларация - ст. 13-16; рабочая тетрадь - зада ние 8, 11,12; сказки; «Дюймовочка», «Лягушка-путешественница»; «Ваши права» - с. 28-35 |
10 | Собственность | Право на владение имуществом. Понятия; собственность, наследство, имущество | Декларация - ст. 17; «Ваши права» с. 36-37; рабочая тетрадь задание 22 |
11 | А я думаю по-другому... | Право на свободу мысли, совести и религии. Различные религии, свобода вероисповедания. Право на свободу убеж дений и свободное их выражение. Ува жение чужого мнения. Понятия: религия, вероисповедание, убеждение, мнение | Декларация - ст. 18,19; «Ваши права» с. 38-41 |
12 | Государство. Я часть своей страны | Право принимать участие в управлении своей страной. Выборы. Депутаты, Дума. Президент. Понятия: страна, Родина, гражданин, выборы, депутаты, дума, президент | Декларация - ст. 21; «Ваши права» с. 44-45;рабочая тетрадь задание 13 |
13 | Свободный труд | Право на свободный труд, свободный выбор профессии, справедливое вознаграждение. Понятие: заработная плата, рабочий день, безработица, профессия | Декларация - ст. 23-24; «Ваши права» с. 48-53; рабочая тетрадь задания 23, 15 |
14 | Имею право достойно жить | Право на достойный уровень жизни, медицинское обслуживание, социальное обеспечение Понятия: уровень жизни, социальная помощь, соц. обеспечение | Декларация - ст. 25; «Ваши права» - с. 54-55; рабочая тетрадь - задание 17 |
15 | Хочу быть образованным и культурным | Право на образование (обсуждение ситуации на примере своей школы). Право свободного участия в культурной жизни общества, пользования благами научного прогресса. Понятие: научный прогресс | Декларация - ст. 26,27; «Ваши права» с. 56-59; рабочая тетрадь - задание 14 |
16 | Я придерживаюсь правил | Обязанности перед обществом. Уважение и соблюдение правил других. Ограничение прав в той мере, которая необ ходима для обеспечения прав и свобод других граждан. Понятия: право - обязанности, Органи зация Объединенных Наций | Декларация - ст. 29-30; рабочая тетрадь задания 18-19 |
17 | Какими правилами и обязан ностями должен обладать человек? | Обобщение и подведение итогов изу ченного материала. Анкетирование | Рабочая тетрадь - зада ния 28-29 |
3-й год (17часов)
№ п/п | Название темы | Основное содержание занятия | Примерная учебно-методическая литература и дидактический материал |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Введение. Документы ООН по правам ребенка | Необходимость ратификации Россией Конвенции ООН по правам ребенка. Понятия: декларация, конвенция, ООН, ребенок | Шабельник Е. С. «Права ребенка» -с. 3-5; Декларация |
2 | Дети под защитой государст ва | Государство обязано создавать условия для свободного развития (умственного, физического, духовного) ребенка. В чем заключаются такие условия? Усилия самих детей. Понятия: государство, закон, социальная защита | «Права ребенка» - с. 4-11 |
3 | Право на имя и гра жданство | Значение имени и гражданства. Имя и кличка. Взаимоотношения и «обидные слова». Родословная. Понятия: гражданство, родословная | Декларация (прин цип 3); «Права ребенка» -с. 12-13 |
4 | Дом, в котором я живу | Право на достойное жилище. Что могут сделать дети, чтобы улучшить условия жизни, поддерживать порядок. Школа - второй дом. Понятия: жилище, благоустройство | Декларация (прин цип 4); «Права ребенка» -с. 14-15 |
5 | Охрана здоровья | Право на медицинское обслуживание. Здоровье. Развитие. Здоровый образ жизни. Материнство и детство. Понятия: медицинское обслуживание, здоровый образ жизни | Декларация (прин цип 4); «Права ребенка» -с. 16-17 |
6 | Беда может случиться с каждым | Права детей с физическими и психическими недостатками на особую заботу и защиту. Подвести учеников к пониманию состояния детей с ограниченными возможностями. Понятия: инвалид, милосердие, состра дание | Декларация (принцип 5); «Права ребенка» - с. 20-21 |
7 | Нужны ли любовь и внимание? | Право детей на любовь и понимание со стороны родителей и государства. Излишняя забота. Недостаток внимания. Должны ли дети проявлять заботу о ком-либо? Понятия: родители, любовь, внимание, понимание | Декларация (принцип 6); «Права ребенка» - с. 22-23 |
8-9 | Право на семью | Семья. Семейные узы. Многодетные семьи и социальная помощь детям. Дети сироты. Модель счастливой семьи в понимании детей. Обязанности детей в семье. Понятия: семья, сирота, многодетные семьи | Декларация (принцип 6); «Права ребенка» - с. 24-31 |
10-11 | Право на образование | Право на получение обязательного и бесплатного образования. Предоставление равных возможностей для развития и становления личности. Ответственность родителей и государ ства за образование и обучение детей. Усилия самих детей. Понятия: образование, развитие, куль турный образованный человек | Декларация (принцип 7); «Права ребенка» - с. 32-37 |
12 | Дети нуждаются в первоочередной помощи | Право детей на первоочередную помощь. Равноправие среди других детей и других социально не защищенных слоев общества. Совесть. Мораль. Понятия: социально не защищенные слои общества | «Права ребенка» - с. 38-39; Декларация (принцип 8) |
13 | Защита от жестокости и эксплуатации | Право ребенка на защиту от жестокого отношения и эксплуатации. Ребенок не должен быть объектом торговли. Можно ли наказывать ребенка? (Если да, то за что?) Понятия: эксплуатация, жестокое обра щение, наказание | «Права ребенка» - с. 40-45; Декларация (принцип 9) |
14 | Труд детей | Занятия вредные и полезные. Непосильный труд. Помощь по дому. Самообслуживание. Оказание помощи нуждающимся (пожилым, маленьким) и т. п. Понятия: труд, самообслуживание, экс плуатация | Декларация (принцип 9); «Права ребенка» - с. 46-47 |
15 | Защита от дискриминации | Право на защиту от расовой, национальной и иной дискриминации. Предубеждения по признаку пола. Взаимоотношения в классе. Понятия: раса, расизм, дискриминация, пол | Декларация (принцип 10); «Права человека» - с. 48-49 |
16 | Один для всех и все для одного | Воспитание в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, осознание того, что способности каждого должны служить другим людям. Понятия: взаимопонимание, взаимоува жение, терпимость | Декларация (принцип 10); «Права человека» - с. 50-53 |
17 | Что мы знаем о правах ребенка? | Подведение итогов изученного материала в виде викторины, конкурсов или другой занимательной форме |
К концу 1-го года обучения дети должны знать:
- что все люди равны в своих правах независимо от пола, цвета кожи, физических возможностей;
- что поступки, уважающие, защищающие права человека, - хорошие поступки и, наоборот, поступки, нарушающие права че ловека, - плохие;
- что соблюдение людьми общепринятых правил поведения и безопасности обусловлено необходимостью соблюдения прав друг друга;
- что государство - основной гарант соблюдения прав человека в стране.
Иметь представление о понятиях:
- равноправие;
- хороший поступок;
- плохой поступок;
- правило;
- закон;
- беззаконие;
- уважение;
- культура поведения;
- права человека.
Уметь:
- оценить поступок человека с точки зрения права;
- доказать свое мнение;
- корректировать свое поведение, базируясь на понятии «соблюдение прав человека».
К концу 2-го года обучения дети должны знать
- что все люди равны в своих правах и равны перед законом;
- что такое Всеобщая декларация прав человека, когда и зачем она принята, ее содержание;
- что права и обязанности имеют взаимную связь.
Иметь представление о документах:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Организация Объединенных Наций (ООН);
о понятиях:
- права и свободы, обязанности;
- дискриминация;
- социальное происхождение;
- личная неприкосновенность, вторжение, изгнание
- смертный приговор, смертная казнь, лишение свободы;
- рабство, неволя;
- честь, репутация, клевета;
- местожительство, гражданство;
- совершеннолетие, бракосочетание;
- собственность, наследство;
- религия, вероисповедание;
- заработная плата, социальная помощь;
- закон, Конституция.
Уметь:
- - ориентироваться в терминологии;
- правильно употреблять изученные термины и формулировки в своей речи;
- оценивать различные ситуации с точки зрения соблюдения прав человека.
К концу 3-го года обучения дети должны знать:
- назначение и содержание Декларации прав человека и Кон венции ООН по правам ребенка (знать свои права);
- что все дети имеют равные права и должны уважать и соблю дать права других;
- что государство и родители ответственны за создание усло вий для свободного и полноценного развития каждого ребенка;
- что соблюдение прав невозможно без соблюдения условий для свободного и полноценного развития каждого ребенка;
- что соблюдение прав невозможно без соблюдения каждым своих обязанностей.
Иметь представление о понятиях:
- Декларация и Конвенция;
- ООН;
- ребенок;
- государство, гражданство;
- закон;
- социальная защита, инвалид, милосердие;
- социально не защищенные слои общества;
- родословная;
- медицинское обслуживание;
- здоровый образ жизни;
- дискриминация;
- раса, расизм;
- право, свобода, обязанность, ответственность.
Уметь:
- оперировать терминами и формулировками;
- отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
- оценить различные ситуации с точки зрения соответствия по ложениям Декларации и Конвенции по правам ребенка.
Литература
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
- Декларация прав ребенка (1959 г.).
- Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
- Антонов В. В. Младшим школьникам о Всеобщей деклара ции прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.
- Антонов В. В. Изучаем права человека: рабочая тетрадь для учащихся начальных классов. - М.: Вита-Пресс, 1997.
6. Усачев А. Приключения маленького человека. - М.: РИО
«САМОВАР», 1995.
- Шабельник Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.
- Шабельник Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. посо бие. - М.: Вита-Пресс, 1995.
- Шкробова М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.
- Шалаева Г.П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей- М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, - 2006.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТСКИЙ ДОМ»
Программа по правовым основам воспитания
для воспитанников детского дома младшего школьного возраста
«АЗБУКА ПРАВА»
Воспитатель первой квалификационной категории –
Бирюкова Мария Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по правовому воспитанию детей
Цель Формирование у детей дошкольного возраста представлений о правах человека. Задачи: Образовательные:...
ИГРА – ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ПРАВОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»
Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Совершенствовать знания, умения в игре «Танграм». Закрепить названия и авторо...
Программа правового воспитания для детей дошкольного возраста (3-7) лет "Солнышко" на 2012 - 2015 г.г.
Правовое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного...
Программа по правовому воспитанию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями "Я тоже имею право"
Программа поможет решить общие задачи воспитания правовой культуры, педагогические и психологические проблемы гражданского воспитания, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания с...
Программа познавательных занятий по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Цикл занятий по правам старших дошкольников...
ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим общество...
Сказки о правах для малышей и их родителей Авторы: А. Лопатина, М. Скребцова (реализация программы правового воспитания старших дошкольников)
Сказки о правах для малышей и их родителейАвторы: А. Лопатина, М. Скребцова(реализация программы правового воспитания старших дошкольников)...