Программа правового воспитания детей - сирот
рабочая программа на тему

Программа для воспитанников младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_kurs_po_pravu.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Во многих странах мира изучение прав человека на ранних эта пах уже давно стало неотъемлемой частью образова ния. Необходимость правового просвещения с целью подготовки детей к жизни в демократическом обществе отражена и в ряде пи сем Министерства образования РФ.

Данная программа нацелена на практическое осуществление поставленной государственной задачи.

Ознакомление с  правами человека - это решение не только право вых, но и нравственных, психологических и педагогических про блем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правово го, нравственного воспитания с психолого-педагогическими осо бенностями развития личности воспитанников младшего школьного возраста.

Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности об щества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способству ют формированию определенного мировоззрения.

В связи с этим программа  имеет свою специфику:

1. Программа  «Азбука права» носит ознакомитель ный характер и является первой ступенькой на пути обучения воспитанников демократическим ценностям и правам человека на основе Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка. Воспитанники должны получить лишь об щее представление об основных правах и свободах.

Изучение прав чело века неразрывно связано с изучением общества и человека в нем, самосознанием и самоопределением. В про грамме  реализованы  связи, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представле ния об окружающем мире.

2. Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших воспитанников, в доступной форме. Тексты и формулировки Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка предлагаются в более простом в языковом отношении варианте. Знать номера статей детям не обязательно. Необходимо, чтобы дети поняли смысл, «прочувствовали» зало женные в статьях документов принципы.

Максимальное использование игровых, занимательных, ак тивных форм работы при изучении курса - благоприятные, есте ственные условия для понимания и усвоения детьми нравствен ных норм. Необходимым условием для проведения занятий  с детьми является создание атмосферы доверия, открытости, доброжелательности.

3. Изучение курса «Азбука права» в Детском доме должно строиться на принципе преемственности.


Содержание курса

Курс «Азбука права»  предназначен для дополнительного образования в рамках правового направления образовательного учреждения.

Изучаемый материал включает в себя содержание предыдущего, но рассматривается на более вы соком теоретическом уровне, углубляя и расширяя знания детей.

На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне подготовить базу для изучения Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка.

Возрастает доля теоретического материала, проводится работа над базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности», «ответственность», «государство», «гражданин», «лич ность», «свобода вероисповедания», «раса», «социальное положе ние» и т. п.). Определение и разъяснение этих понятий не предпо лагают исчерпывающего и по научному строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно.

Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литера туры, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам истории, окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих зада ний позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанно стей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.

Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обя занностей, необходимость уважения прав других.

Полученные на занятиях опыт и знания помогут  обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат со страданию, терпимости, правилам общения, основанным на уваже нии и соблюдении прав других людей.


ПРОГРАММА

1-й год (9 часов)

№ п/п

Название

темы

Основное содержание занятия

Примерная учебно-методическая литература и дидактический материал

1

Кто Я? Какие мы?

Содержание занятий должно подвести детей к выводу: все люди разные (внешне, по характеру, физическим возможностям и т. п.), но все равны в своих правах

Андерсен Г.-Х. «Гадкий утенок». Иллюстрации различных народностей (внешний вид, быт)

2-3

О человеческом счастье...

Из чего складывается счастье? (Право на семью, на достойный уровень жизни, мед. обслуживание, отдых, развлечения, образование, труд и др.) Счастье в семье. Забота о детях и детей о родителях. Здоровье. Образование. Любимая профессия. Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности). Соблюдение прав других. Уважение

Андерсен Г.-Х. «Калоши счастья» (выдержки). Пословицы «Не родись красив, а родись счастлив!» «Счастье за деньги не купишь»

4

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Раскрытие понятий и обсуждение поступков, соответствующих этим понятиям

Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?» Положит, и отрицательные герои сказок. Рассказы В. Осее вой

5

А нужны ли правила?

Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности (правила дорожного движения, противопожарной безопасно сти, взаимоотношений между людьми и т. п.). Обсуждение правил поведения в школе с точки зрения права

 Г.П. Шалаева « Большая книга правил поведения для воспитанных детей»

6

Царство Закон

Раскрытие понятия «закон». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей самими воспитанниками

Коллективное сочинение истории «В царстве Закон»

7

Царство Беззаконие

Раскрытие понятия «беззаконие». Содержание занятия должно подвести детей к осознанию неразрывности прав и обязанностей, необходимости уважения прав других. Органы, состоящие на защите прав граждан

Чуковский К. «Бармалей». Сказки с ситуациями беззакония; герои, их учинявшие, герои «освободители», которые навели по рядок

8

Закон для нас. Закон внутри нас

Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка»

Всеобщая декларация прав человека (в упрощенном варианте). А. Усачев «При ключения малень кого человека»

9

Что мы знаем о правах человека?

Итоговое занятие, позволяющее в зани мательной форме (веселая викторина, кроссворд, шарады, сценки и т. п.) обобщить полученные знания, пред ставления из области правоведения. Раскрытие понятия «Культура поведения»


2-й год(17часов)

№ п/п

Название

темы

Основное содержание занятия

Примерная учебно-методическая литература и дидактический

материал

1

2

3

4

1

Введение. ООН и Всеобщая декларация прав чело века

Когда и почему возникло международ ное сотрудничество в защиту прав чело века? Понятия: Всеобщая декларация прав человека; право, свобода, равенст во прав. Ввести понятие «Организация Объединенных Наций»

Шабельник Е. С, Каширцева Е. Г. «Ваши права»; Антонов В. В. «Изучаем права человека» (рабочая тетрадь); Усачев А. «При ключения малень кого человека»

2-3

Я и мы

Чем каждый человек отличается от дру гих людей? Чем мы похожи? Какими особенностями следует гордиться? Лю ди с ограниченными физическими воз можностями. Понятия: равноправие, дискриминация, равенство перед законом, происхожде ние, индивидуальность

Декларация - ст. 1.2;

рабочая тетрадь

 (зада ние 1);

Усачев А. «При ключения малень кого человека»

4

Жизнь дается один раз...

Право на жизнь и личную неприкосно венность. Понятия: личная неприкосновенность, смертный приговор, смертная казнь, геноцид

Декларация - ст. 3; «Ваши права» - с. 8-9; рабочая тетрадь - зада ние 2; «Нить жизни» - изобразить важные события собствен ной жизни

5

Жизнь в неволе (рабство)

Развитие общества в историческом раз резе (рабовладельчество, крепостное право в России); случаи рабства в совре менной жизни - нарушение прав чело века. Пытки, жестокое обращение. Взгляд на рабство и бесчеловечное об ращение с точки зрения права и морали. Понятия: рабство, неволя, жестокость, бесчеловечное обращение, мораль

Декларация - ст. 4-5; «Ваши права» - с. 10-11; иллюстрации под невольной жизни, тяжелого физ. труда и т. п.

6

Закон - один для всех

Равенство всех перед законом. Ответст венность государства за соблюдение прав человека. Конституция - основной закон государства. Защита прав и сво бод с помощью суда. Лишение свободы. Понятия: Конституция, равенство перед законом, изгнание, свободы, суд

Декларация - ст. 6-11; Конституция РФ; рабочая тетрадь - зада ния 3, 24; «Приключения ма ленького человека»; «Ваши права» - с. 14-25

7

Мой дом моя кре пость

Право на неприкосновенность жилища. Меры предосторожности и правила безопасности. Понятия: неприкосновенность, вторже ние, предосторожность, безопасность

Декларация - ст. 12; «Ваши права» - с. 26-27; рабочая тетрадь зада ние 6-7; сказки: «Лиса и заяц», «Три поро сенка»

8

Честь и репутация

Посягательство на доброе имя (честь и репутацию), клевета. Вскрытие коррес понденции, вмешательство в личную жизнь. Понятия: репутация, клевета, честь

Декларация - ст. 12; сказки: «Аленький цветочек», «Сказка о царе Салтане»; рабочая тетрадь - зада ние 20

9

 Свобода выбора: где  жить и с кем жить  

Свобода передвижения внутри своей страны и за ее границы. Свобода выбора места жительства. Право на гражданст во. Свобода бракосочетания. Понятия: местожительство, гражданст во, бракосочетание, совершеннолетие.

Декларация - ст. 13-16; рабочая тетрадь - зада ние 8, 11,12; сказки; «Дюймовочка», «Лягушка-путешественница»; «Ваши права» - с. 28-35

10

Собственность

Право на владение имуществом. Понятия; собственность, наследство, имущество

Декларация - ст. 17; «Ваши права» с. 36-37; рабочая тетрадь задание 22

11

А я думаю по-другому...

Право на свободу мысли, совести и религии. Различные религии, свобода вероисповедания. Право на свободу убеж дений и свободное их выражение. Ува жение чужого мнения. Понятия: религия, вероисповедание, убеждение, мнение

Декларация - ст. 18,19; «Ваши права» с. 38-41

12

Государство. Я часть своей страны

Право принимать участие в управлении своей страной. Выборы. Депутаты, Дума. Президент. Понятия: страна, Родина, гражданин, выборы, депутаты, дума, президент

Декларация - ст. 21; «Ваши права» с. 44-45;рабочая тетрадь задание 13

13

Свободный труд

Право на свободный труд, свободный выбор профессии, справедливое вознаграждение. Понятие: заработная плата, рабочий день, безработица, профессия

Декларация - ст. 23-24; «Ваши права» с. 48-53; рабочая тетрадь задания 23, 15

14

Имею право достойно жить

Право на достойный уровень жизни, медицинское обслуживание, социальное обеспечение Понятия: уровень жизни, социальная помощь, соц. обеспечение

Декларация - ст. 25; «Ваши права» - с. 54-55; рабочая тетрадь - задание 17

15

Хочу быть образованным и культурным

Право на образование (обсуждение ситуации на примере своей школы). Право свободного участия в культурной жизни общества, пользования благами научного прогресса. Понятие: научный прогресс

Декларация - ст. 26,27; «Ваши права» с. 56-59; рабочая тетрадь - задание 14

16

Я придерживаюсь правил

Обязанности перед обществом. Уважение и соблюдение правил других. Ограничение прав в той мере, которая необ ходима для обеспечения прав и свобод других граждан. Понятия: право - обязанности, Органи зация Объединенных Наций

Декларация - ст. 29-30; рабочая тетрадь задания 18-19

17

Какими правилами и обязан ностями должен обладать человек?

Обобщение и подведение итогов изу ченного материала. Анкетирование

Рабочая тетрадь - зада ния 28-29


3-й год  (17часов)

№ п/п

Название темы

Основное содержание занятия

Примерная учебно-методическая литература и дидактический материал

1

2

3

4

1

Введение. Документы ООН по правам ребенка

Необходимость ратификации Россией Конвенции ООН по правам ребенка. Понятия: декларация, конвенция, ООН, ребенок

Шабельник Е. С. «Права ребенка» -с.

3-5; Декларация

2

Дети под защитой государст ва

Государство обязано создавать условия для свободного развития (умственного, физического, духовного) ребенка. В чем заключаются такие условия? Усилия самих детей. Понятия: государство, закон, социальная защита

«Права ребенка» - с. 4-11

3

Право на имя и гра жданство

Значение имени и гражданства. Имя и кличка. Взаимоотношения и «обидные слова». Родословная. Понятия: гражданство, родословная

Декларация (прин цип 3);

«Права ребенка» -с. 12-13

4

Дом, в котором я живу

Право на достойное жилище. Что могут сделать дети, чтобы улучшить условия жизни, поддерживать порядок. Школа - второй дом. Понятия: жилище, благоустройство

Декларация (прин цип 4);

«Права ребенка» -с. 14-15

5

Охрана здоровья

Право на медицинское обслуживание. Здоровье. Развитие. Здоровый образ жизни. Материнство и детство. Понятия: медицинское обслуживание, здоровый образ жизни

Декларация (прин цип 4);

«Права ребенка» -с. 16-17

6

Беда может случиться с каждым

Права детей с физическими и психическими недостатками на особую заботу и защиту. Подвести учеников к пониманию состояния детей с ограниченными возможностями. Понятия: инвалид, милосердие, состра дание

Декларация (принцип 5);

«Права ребенка» - с. 20-21

7

Нужны ли любовь и внимание?

Право детей на любовь и понимание со стороны родителей и государства. Излишняя забота. Недостаток внимания. Должны ли дети проявлять заботу о ком-либо? Понятия: родители, любовь, внимание, понимание

Декларация (принцип 6);

«Права ребенка» -

с. 22-23

8-9

Право на семью

Семья. Семейные узы. Многодетные семьи и социальная помощь детям. Дети сироты. Модель счастливой семьи в понимании детей. Обязанности детей в семье. Понятия: семья, сирота, многодетные семьи

Декларация (принцип 6);

«Права ребенка» - с. 24-31

10-11

Право на образование

Право на получение обязательного и бесплатного образования. Предоставление равных возможностей для развития и становления личности. Ответственность родителей и государ ства за образование и обучение детей. Усилия самих детей. Понятия: образование, развитие, куль турный образованный человек

Декларация (принцип 7);

«Права ребенка» - с. 32-37

12

Дети нуждаются в первоочередной помощи

Право детей на первоочередную помощь. Равноправие среди других детей и других социально не защищенных слоев общества. Совесть. Мораль. Понятия: социально не защищенные слои общества

«Права ребенка» - с. 38-39;

Декларация (принцип 8)

13

Защита от жестокости и эксплуатации

Право ребенка на защиту от жестокого отношения и эксплуатации. Ребенок не должен быть объектом торговли. Можно ли наказывать ребенка? (Если да, то за что?) Понятия: эксплуатация, жестокое обра щение, наказание

«Права ребенка» - с. 40-45;

Декларация (принцип 9)

14

Труд детей

Занятия вредные и полезные. Непосильный труд. Помощь по дому. Самообслуживание. Оказание помощи нуждающимся (пожилым, маленьким) и т. п. Понятия: труд, самообслуживание, экс плуатация

Декларация (принцип 9);

«Права ребенка» -

с. 46-47

15

Защита от дискриминации

Право на защиту от расовой, национальной и иной дискриминации. Предубеждения по признаку пола. Взаимоотношения в классе. Понятия: раса, расизм, дискриминация, пол

Декларация (принцип 10);

«Права человека» -

с. 48-49

16

Один для всех и все для одного

Воспитание в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, осознание того, что способности каждого должны служить другим людям. Понятия: взаимопонимание, взаимоува жение, терпимость

Декларация (принцип 10);

«Права человека» - с. 50-53

17

Что мы знаем о правах ребенка?

Подведение итогов изученного материала  в виде викторины, конкурсов или другой занимательной форме


К концу 1-го года обучения дети должны знать:

  1. что все люди равны в своих правах независимо от пола, цвета кожи, физических возможностей;
  2. что поступки, уважающие, защищающие права человека, - хорошие поступки и, наоборот, поступки, нарушающие права че ловека, - плохие;
  3. что соблюдение людьми общепринятых правил поведения и безопасности обусловлено необходимостью соблюдения прав друг друга;
  4. что государство - основной гарант соблюдения прав человека в стране.

Иметь представление о понятиях:

  1. равноправие;
  2. хороший поступок;
  3. плохой поступок;
  4. правило;
  5. закон;
  6. беззаконие;
  7. уважение;
  8. культура поведения;
  9. права человека.

Уметь:

  1. оценить поступок человека с точки зрения права;
  2. доказать свое мнение;
  3. корректировать свое поведение, базируясь на понятии «соблюдение прав человека».

К концу 2-го года обучения дети должны знать

  1. что все люди равны в своих правах и равны перед законом;
  2. что такое Всеобщая декларация прав человека, когда и зачем она принята, ее содержание;
  3. что права и обязанности имеют взаимную связь.

Иметь представление о документах:

  1. Всеобщая декларация прав человека;
  2. Организация Объединенных Наций (ООН);

о понятиях:

  1. права и свободы, обязанности;
  2. дискриминация;
  3. социальное происхождение;
  4. личная неприкосновенность, вторжение, изгнание
  5. смертный приговор, смертная казнь, лишение свободы;
  6. рабство, неволя;
  7. честь, репутация, клевета;
  8. местожительство, гражданство;
  9. совершеннолетие, бракосочетание;
  10. собственность, наследство;  
  11. религия, вероисповедание;
  12. заработная плата, социальная помощь;
  13. закон, Конституция.

Уметь:

  1. - ориентироваться в терминологии;
  2. правильно употреблять изученные термины и формулировки в своей речи;
  3. оценивать различные ситуации с точки зрения соблюдения прав человека.

К концу 3-го года обучения дети должны знать:

  1. назначение и содержание Декларации прав человека и Кон венции ООН по правам ребенка (знать свои права);
  2. что все дети имеют равные права и должны уважать и соблю дать права других;
  3. что государство и родители ответственны за создание усло вий для свободного и полноценного развития каждого ребенка;
  4. что соблюдение прав невозможно без соблюдения условий для свободного и полноценного развития каждого ребенка;
  5. что соблюдение прав невозможно без соблюдения каждым своих обязанностей.

Иметь представление о понятиях:

  1. Декларация и Конвенция;
  2. ООН;
  3. ребенок;
  4. государство, гражданство;
  5. закон;
  6. социальная защита, инвалид, милосердие;
  7. социально не защищенные слои общества;
  8. родословная;
  9. медицинское обслуживание;
  10. здоровый образ жизни;
  11. дискриминация;
  12. раса, расизм;
  13. право, свобода, обязанность, ответственность.

Уметь:

  1. оперировать терминами и формулировками;
  2. отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
  3. оценить различные ситуации с точки зрения соответствия по ложениям Декларации и Конвенции по правам ребенка.

Литература

  1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
  2. Декларация прав ребенка (1959 г.).
  3. Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
  4. Антонов В. В. Младшим школьникам о Всеобщей деклара ции прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.
  5. Антонов В. В. Изучаем права человека: рабочая тетрадь для учащихся начальных классов. - М.: Вита-Пресс, 1997.

6.        Усачев А. Приключения маленького человека. - М.: РИО
«САМОВАР», 1995.

  1. Шабельник Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.
  2. Шабельник Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. посо бие. - М.: Вита-Пресс, 1995.
  3. Шкробова М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.
  4.  Шалаева  Г.П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей- М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, - 2006.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ  «ДЕТСКИЙ ДОМ»

Программа по правовым основам воспитания

для воспитанников детского дома младшего школьного возраста

«АЗБУКА ПРАВА»

           

Воспитатель первой квалификационной категории –

Бирюкова Мария Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по правовому воспитанию детей

  Цель       Формирование у детей дошкольного возраста представлений о правах человека.     Задачи:  Образовательные:...

ИГРА – ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ПРАВОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Совершенствовать знания, умения в игре «Танграм». Закрепить названия и авторо...

Программа правового воспитания для детей дошкольного возраста (3-7) лет "Солнышко" на 2012 - 2015 г.г.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного...

Программа по правовому воспитанию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями "Я тоже имею право"

Программа поможет решить общие задачи воспитания правовой культуры, педагогические и психологические проблемы гражданского воспитания, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания с...

ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим общество...

Сказки о правах для малышей и их родителей Авторы: А. Лопатина, М. Скребцова (реализация программы правового воспитания старших дошкольников)

Сказки о правах для малышей и их родителейАвторы: А. Лопатина, М. Скребцова(реализация программы правового воспитания старших дошкольников)...