Программа по правовому воспитанию детей
рабочая программа по окружающему миру по теме

Гладченко Инна Викторовна

     Цель   

    Формирование у детей дошкольного возраста представлений о правах человека.

     Задачи:  

Образовательные:  

1. Дать детям элементарные знания и представления о правах.

2. Научить ребенка позитивно относиться к себе и другим людям, видеть разнообразные качества, осознавать их на доступном для их возраста уровне, учить оценивать результаты деятельности, умения и свойства личности.

 

Развивающие:

1. Развивать представления о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.

2. Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка.

 

Воспитывающие:

1.Воспитать уважение и толерантное отношение независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx519.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида второй категории «Снегирек»

г. Белоярский

Программа

по правовому воспитанию детей

дошкольного возраста

«О правах - играя»

 

г. Белоярский

2008 г.

Утверждена

 На педагогическом совете

От «____» ____________ 2008 г.

  Программа раскрывает  методы организации  и содержание работы  по правовому воспитанию детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет

Составитель программы: воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения « Детский сад комбинированного вида второй категории «Снегирёк» Гладченко Инна Викторовна

Содержание

  1. Паспорт  программы……………………………………………..………4
  2. Актуальность………………………………………………………..….…6

3.  Цели и задачи ………………………………………….……………...….8

 4. Информационно-аналитическая  часть……………………………...…..9  

5. Организация и содержание образовательного процесса по

формированию основ правовой культуры………………………….….…..15

5.1. Методические рекомендации  по организации работы с детьми….…18

5.2. Методические рекомендации по работе с педагогами………………..24

5.3. Система работы с родителями………………………………………….25

    4.  Список литературы………….……………………………………………..26

5. Приложение………………………………….………………………….....27

1. Паспорт программы

Наименование        Программа по правовому воспитанию детей  дошкольного   

 Программы             возраста  « О правах, играя»

Разработчик           Воспитатель второй категории  муниципального

 Программы           дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида второй категории  «Снегирёк» Гладченко Инна Викторовна

Юридический         628162, 3 микрорайон, дом 32,

 адрес                        г. Белоярский,  Тюменская   область,  

                                   Ханты-Мансийский  автономный округ - Югра

 Цель                          Максимально способствовать социальной адаптации

программы:              ребёнка через формирование основ правовых знаний.

                   Задачи:                     1.Формировать понимание взаимозависимости прав и обязанностей, способность строить дружеские отношения со сверстниками, не ущемляя права других.

2.  Учить оперировать правовыми знаниями в собственном поведении и реализовывать   основы правового поведения в различных видах деятельности.

 3. Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

4.  Формировать качества самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности.
5.
Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

                                   6.. Развивать морально – нравственную сферу детей и подготовить их к позитивному участию в жизни общества.

7. Развивать представления о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.

8. Воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг другу.

9. Воспитывать  у детей уважение и толерантное отношение к людям, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

Ожидаемый             1.  Выстроена  система взаимодействия  всех участников

 результат:                 воспитательно-      образовательного процесса по    правовому       воспитанию дошкольников

2. Обеспечен благоприятный психологический климат в группе .

3. Повысится уровень социальной адаптации детей.

4. Повысится количество детей с высоким уровнем готовности к школьному   обучению.

2. Актуальность

Положение детей в России вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов; не посещающих детские сады, школу в связи с тяжелым материальным положением в семье и т.д. Нарушается одно из основных прав ребёнка – право на полноценное детство. Зачастую это происходит из-за не знания прав, как взрослыми, так и самими детьми.
          Для начала XXI века характерно усиление внимания к ребенку как к личности, члену общества, которое наделяет его определенными правами. Этот несомненный признак общественного прогресса отличает и чрезвычайно сложную социальную и экономическую обстановку России. Многие прогрессивные изменения в обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Сегодня обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.

         Концепция воспитания в новом веке будет строиться на понимании смысла жизни и предназначения человека. Очень важным положением этой концепции станет представление о более совершенном человеке, человеке-созидателе новой жизни. Расширение сознания и кругозора — одна из главных задач воспитания в новом веке. Чем шире будет мыслить человек, чем будет больше знать и вмещать знания в своем сознании, тем менее разрушительной станет его деятельность. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период.

 Развитие правосознания личности — процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Однако взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности наиболее активно формируются в дошкольные годы. От того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере. Правовое воспитание дошкольников включает в себя выработку положительного отношения к правовым требованиям, формирование правовых убеждений и готовность действовать в направлении правовых требований.                
        Соответственно правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, в умении использовать свои права, соблюдать существующие запреты и исполнять общественные обязанности. Но в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых ребенок может развиваться, как полноценный и полноправный член общества и одновременно сохранять свою индивидуальность и уникальность.
       Поэтому современная ситуация определяет необходимость пересмотра не только общих подходов к организации воспитания в целом, но и поиск актуальных методов и средств, способствующих организации правового воспитания в дошкольном образовании.

    Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, учится уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

3. Цели и задачи

     Цель  

    Формирование у детей дошкольного возраста представлений о правах человека.

     Задачи:  

Образовательные:   

1. Дать детям элементарные знания и представления о правах.

2. Научить ребенка позитивно относиться к себе и другим людям, видеть разнообразные качества, осознавать их на доступном для их возраста уровне, учить оценивать результаты деятельности, умения и свойства личности.

Развивающие:

1. Развивать представления о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.

2. Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка.

Воспитывающие:

1.Воспитать уважение и толерантное отношение независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

4. Информационно - аналитическая часть

     Изучая опыт педагогов страны по формированию у детей дошкольного возраста основ правовых знаний можно отметить, что эта проблема волнует всех.  Для её решения во многих регионах страны объединяются педагоги.

        Понимая важность и актуальность  данной проблемы,  педагоги  нашего дошкольного учреждения принимают решение:  изучение основных документов по защите прав ребёнка должно стать составной частью общего воспитательного процесса.

 К сожалению, основные документы по защите прав ребёнка  написаны «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно знакомить справами и обязанностями ребёнка, а при  выборе формы обучения донести смысл, опасность  нарушения прав человека , при этом,  не исказив их содержания.

       Но чтобы учить детей – надо знать самим.  Как это ни парадоксально, но тестирование педагогов в октябре месяце 2004 г, с целью выяснения   знаний у педагогов основных положений правовых документов по защите прав ребёнка  показало следующие результаты:

60, 2 % - имеют представления об основных документах по защите прав ребёнка;

52 % - знают требования программы по правовому воспитанию

47% - недостаточно  осознают важность данной проблемы

22% - имеют слабые представления о  методах и приёмах формирования правовой культуры дошкольников

 Анализ предметно-развивающей среды ДОУ в начале учебного года показал:

-  недостаток современного методического материала по работе с дошкольниками по правовому воспитанию

- недостаток   печатного наглядного материала для детей

- отсутствие пособий, игрушек, оборудования для проведения ситуативных игр.

В ходе опроса родителей  выяснилось, что многие не считают ущемлением прав ребёнка такие наказания как,

* лишение различных удовольствий – 68 %

* ставят в угол – 26%;

* запугивают  -  73 %

* лишают общения ( подолгу не разговаривают) – 48%

Несмотря на это, родители считают свое поведение вполне оправданным

   С целью выяснения знаний  в октябре 2004 года  был проведён опрос  детей старшего дошкольного возраста. Результаты обследования детей двух  групп старшего дошкольного возраста показал:

- .Дети слабо ориентируются в вопросах правового воспитания, не сформированы представления о семье как о гаранте прав ребёнка, слабые  у детей представления о мире, о странах мира, правилах дружбы, этикета, нет знаний у детей о семейных традициях.

Таким образом,  анализ работы по формированию у детей основ правового воспитания   выявил  основные проблемы:

1. Отсутствие соответствующей предметно-развивающей среды и методического обеспечения, способствующего формированию у детей основ правового воспитания.

2. Недостаточная  взаимосвязь между субъектами образовательного процесса: педагогами,   в обучении детей основам правовой культуры

3. Отсутствие  программы по формированию основ правовой культуры

4. .Дети слабо ориентируются в вопросах правового воспитания, не сформированы представления о семье как о гаранте прав ребёнка, слабые  у детей представления о мире, о странах мира, правилах дружбы, этикета, нет знаний у детей о семейных традициях.

На основании вышеперечисленных проблем, был разработан тематический план по формированию основ правовой культуры у детей дошкольного возраста , методические рекомендации  для педагогов и родителей по формированию основ правовой культуры, конспекты занятий для  всех возрастных категорий воспитанников ДОУ. Составлен план работы  с родителями и педагогами, который включает в себя ряд мероприятий по расширению знаний, информационные листы,  анкетирование,  конспекты развлечений для детей и родителей, наглядную пропаганду, консультации для педагогов, семинары, практикумы,  оформление альбомов «Моя семья», игровую деятельность, встречу с интересными людьми, развлечения, викторины.

В мае 2005 года было проведено промежуточное обследование детей, результатом которого стала  динамика в усвоении знаний по правовому воспитанию.

    Диаграмма 1. Знания детей по правовому воспитанию.

           1 - право на жизнь и  имя;          
          2 – право жить в семье;
          3 – право на здоровье;                  
          4 – право на образование и отдых;

По итогам реализации программы, в течение двух лет, были получены следующие результаты:

Диаграмма 2.  Знания детей  по правовому воспитанию в подготовительных к школе группах  в результате работы в течение двух лет.

  Группа  №1.  

  Группа №2

Таким образом, в результате реализации программы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста «О правах – играя» видна значительная динамика усвоения  содержания программы  детьми группы №1

Если сравнить 2005 год и 2006 годы, то получились следующие результаты

Диаграмма 3.  Сравнительный анализ знаний детей по правовому воспитанию

в группе №1 по результатам правового воспитания.

   1 - право на жизнь и  имя;          

   2 – право жить в семье;
  3 – право на здоровье;                  
  4 – право на образование и отдых;

Диаграмма 4.  Сравнительный анализ знаний детей по правовому воспитанию в группе №2

Вывод:

  Таким образом, опыт  работы доказывает, что только при объединении усилий всех субъектов образовательного процесса, при творческом подходе к реализации представленной программы, возможен качественный  рост уровня знаний детей по формированию основ правовой культуры

   Ребёнок становится  более     свободным, уважает себя и других людей,  понимает их чувства, переживания, поступки, мысли. Понимает права и обязанности свои и других людей.

Владеет терминологией по правовому воспитанию.

 У детей сформированы навыки слушать других, проводить анализ с точки зрения морально – нравственных ценностей, общаться с другими, решать проблемы и выяснять свой статус – кво.

 Дети обладают знаниями, что существуют документы по правам человека; того, какие права в них закреплены; того, что этими правами обладают все люди в мире и что они неотъемлемы.

 У них выработаны установки: убеждённость в том, что права человека важны, что человеческое достоинство присуще всем людям от рождения, что права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия и что мы сами можем сделать мир лучше.

5. Организация и содержание образовательного процесса

по основам правового воспитания.

Настоящая программа описывает курс по формированию у детей дошкольного возраста навыков правового воспитания. Программа разработана на основе источников, приведённых в списке литературы, и с учетом реализации межпредметных связей по разделам:  

«Изодеятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, учатся рисовать разными материалами по теме.

 «Развитие речи», где ведётся работа по развитию связной речи, чёткой, ясной дикции и обогащению словаря.

  «Познаю мир», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.

  «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, способствующими расширению кругозора.

Концептуальные  положения:

    Согласно словарю русского языка под правом понимается «совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения этих прав.  
     Правовое воспитание — это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

      Процесс правового воспитания может осуществляться через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного.

      Выделенные  критерии (знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности), показатели (полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права,  умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированности качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

      Эффективность осуществления правового воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения возможна в контексте общей системы нравственного воспитания при следующих условиях:

- использование в комплексе разнообразных средств и методов воспитания, позволяющих детям глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения;

- создание в группе детей атмосферы, стимулирующей проявление гуманных чувств и уважительных отношений;

- обеспечение преемственности воспитательных усилий педагогов и родителей.

       Детям дошкольного возраста доступна система знаний о правах человека, четко структурно оформленная и опирающаяся на следующие принципы отбора:

- права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни;

- права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми;

- права, знание которых может способствовать, развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений.

     Формирование у детей представлений о правах человека происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым.


5.1. Методические рекомендации по организации работы с детьми

     В дошкольном возрасте необходимо, уже с младшей группы, приучать детей соблюдать правила, которые помогут жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети младшего дошкольного возраста начинают осознавать правила, а затем постепенно начинают осознавать их значимость.

Работа по развитию у детей основы правового сознания будет эффективной, если её проводить систематически и планомерно. При обучении детей необходимо использовать совместную и специально организованную  деятельность.

      В младшей группе детского сада используется только совместная деятельность; вся работа проходит в повседневной деятельности, во время проведения режимных моментов. Форма работы – индивидуальная или подгрупповая.

     Главная задача в работе с детьми 3 – 4,5 лет – это накопление ими практического опыта. В этом возрасте необходимо обучать детей навыками общения. Планировать такую работу сложно, но помнить о ней и выполнять её необходимо.

      В средней группе, начиная со второй половины учебного года планируются специальные занятия, примерно одно занятие в месяц. Например: занятие по развитию речи «Назови ласково друга». На этом занятии расширяется словарный запас детей для выражения дружеских чувств. Без знания таких слов дети не могут усвоить, что такое «уважение к правам другого человека», а в старшем дошкольном возрасте – что такое «право на выражение собственного мнения».

     С детьми 5 – 7 лет проводятся занятия один раз в месяц. Отдельные упражнения можно включать в физкультурные и музыкальные занятия. Примерно один раз в три месяца проводится проверка усвоения детьми «прав»; при этом необходимо обращать внимание не столько на запоминание, сколько на понимание, осознание, умение анализировать, делать умозаключения, на способность переживать, сочувствовать, применять свои знания в жизни. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.

     Занятия по привитию основ правового сознания носят комплексный характер. Совместной деятельности воспитателя и детей, когда педагог является партнёром по реализации поставленных задач, следующим за идеями ребёнка, используются разнообразные формы работы: беседы, рассказы воспитателя из собственного опыта, дидактические игры и упражнения, свободную художественную деятельность, труд и трудовые поручения, чтение художественной литературы, малые формы фольклора, подвижные игры, все виды театрализованной деятельности, викторины, праздники и технические средства обучения.

     Правовое воспитание изучается в процессе специально развивающих и обучающих занятий. Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; КВН "Неразлучные друзья - взрослые и дети"; традиционные праздники - концерты "Бабушка любимая моя", "Вместе дружная семья"; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, предлагается детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.

Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.

Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.

Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей используются  разнообразные методы и приемы:

* использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты,         диафильмы);
* решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: «если бы я был гадким утенком ...», «если бы я поймал золотую рыбку», «если бы я вдруг превратился в ..».;
* дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?"

Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания.    Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Большая часть времени посвящается практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

Начать следует с изучения ребят, особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учет этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива. Например, дети решают задачи: как справедливо разделить одну красивую куклу (машину); что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях? Выпуск ежемесячной  групповой газеты "Наши звездочки", где помещаются интересные случаи из жизни детей с детскими комментариями, оценками.

В совместной и индивидуальной деятельности с детьми используется устный народный фольклор, шутки, юмор, песни. Это помогает в решении конфликтов, снимает детскую агрессию, воспитывает в детях дружелюбие, умение прощать, видеть свои ошибки, следовать общепринятым нормам поведения. Составление совместно с детьми "Декларация прав группы", в которую входят такие правила, как:

- кто сильнее, тот уступит;
- умеешь сам - научи другого;
- 5 на 5 - не будем сдачу мы давать и так далее.

Это помогает детям в дальнейшем анализировать, какое право было нарушено и что потребуется в дальнейшем, чтобы его не нарушать. В конце дня дети рассказывают о своих поступках и на доске отмечают положительное - звездочкой. Это помогает детям самостоятельно выполнять определенные нормы и правила поведения.

Также педагог  с детьми делает индивидуальные книжки "Права ребенка" и книжку-раскладушку "Ваши права", где дети при помощи символов и знаков изображали права детей, защиту детей и их обязанности. Отрадно, что в повседневной жизни дети пользуются своими правами, ссылаясь на "Права ребенка". В специально оборудованном уголке дети знакомятся с Декларацией прав человека.

Большой популярностью у детей пользуется сказочный персонаж  Емеля, именно с ним дети отгадывают ребусы, кроссворды, загадки, разучивают стихи, пословицы, повторяют свои права и обязанности. Емеля приходит к детям каждую неделю, зовет их на чаепитие и за неспешным разговором ведет беседы:

 -  "Кто такой настоящий друг?";
-  "Помогаем дома маме";
-  "Смелые первые, а вторые?"
-  "Дядя Степа и Вовка - добрая душа".

          Трудно переоценить значение рассказов. Маленькие дети могут извлекать из рассказов уроки, делать для себя выводы и очень хорошо запоминать их, если они ассоциируются с персонажем из хорошо рассказанной сказки. Такие рассказы можно взять из литературы для детей, узнать у родителей, дедушек и бабушек и даже использовать свое собственное воображение.

Читая книги или показывая картинки, необходимо обращать внимание детей на хорошие дела и поступки, о которых в них рассказывается.

Детям полезно играть в специальные игры. Успех игры во многом зависит от того, как располагаются дети в групповой комнате во время игры. Важно не группировать детей так, чтобы это усиливало имеющиеся между ними разногласия. Педагогу нужно способствовать развитию дружбы между детьми, а также пониманию того, что существование разногласий возможно и естественно.

Критерии диагностики уровня ЗУН детей по правовому воспитанию.

Фамилия, имя ребёнка

Знания детей

Право на жизнь и имя

Право жить и воспитываться в семье

Право на здоровье

Право на образование и отдых

Умение называть своё имя, фамилию, отчество.

Умение называть членов своей семьи.

Умение рассуждать на тему «Как сохранить здоровье».

Умение рассказывать об отдыхе и игре.

Методы  выявления знаний

Игра «Назови себя»

Игра «Собери семью»

Беседа «Как заботится о своём здоровье»

Рассказы детей о своих любимых играх.

5.2. Методические рекомендации по организации работы с педагогами

Важно работу начинать с организации занятий по обогащению практических занятий педагогов. Такие занятия позволяют повысить уровень знаний воспитателей по правовому воспитанию, расширить понятийный аппарат за счет определений и терминов. Что касается детей, то в них нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.

В дошкольных учреждениях  преподавание прав человека имеет своей целью воспитание чувства уверенности в себе и социальной терпимости. Эти качества составляют основу всей культуры прав человека. Поэтому личность воспитателя становится решающим фактором.

На дошкольном уровне воспитанники  приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться друг о друге.

Перед педагогами стоят задачи:

•   Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

•   Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).

•  Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).

•     Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

•     Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

В целях своих знаний воспитатели должны систематически анализировать литературу, сценарии игр, и наглядных пособий по правовому воспитанию. Профилактическая деятельность воспитателя во многом зависит от его инициативы, профессиональной направленности его личности, творчества.

5.3. Система работы ДОУ с семьёй

Реализация образовательных программ требует тесного взаимодействия педагогов с родителями и воспитанников, что обусловливает необходимость конструирования педагогами открытого педагогического процесса ДОУ. Зачастую родители не знают законов, не знают не только своих прав, но и обязанностей. Поэтому важное значение имеет информирование родителей о работе с детьми по развитию правового сознания.

Основные задачи работы с родителями:

- создание основ развивающего взаимодействия (партнёрство и сотрудничество) с целью развития каждого участника образовательного процесса; повышение культурного уровня родителей, педагогов, детей (единство образования, воспитания, обучения);

- обеспечение необходимыми знаниями родителей о гуманистической ориентации воспитания детей в семье.

Принципы работы с родителями

* Целенаправленность, систематичность, плавность;

* Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом специфики каждой семьи;

* Возрастной характер работы с родителями;

* Доброжелательность, открытость

Методы изучения семьи: анкетирование; наблюдение за ребёнком; посещение семьи ребёнка; беседы с родителями.

Формы работы с родителями:

Общие

Групповые

Индивидуальные

Дни открытых дверей

Презентация ДОУ

Конкурсы

Выставки

Анкетирование

Собрания

Консультации

Участие родителей в методических мероприятиях

Беседы

Обсуждение результатов

Обследование ребёнка консультации

Список литературы

1.Антонов В.А. Изучаем права человека. – «Вита-пресс», 1997.

2.Доронова Т.Н, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева, О. Л. Князева. «Защита прав и достоинства маленького ребёнка: Координацияусилий семьи и дет. сада: Пособие для работников дош. образоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2003.

3.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок, и имею право», - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

4.Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5.Борисова О. «Правовое образование дошкольников». Ребенок в детском саду №4  2002г.

6.Денисова Р. «Патриоты дошкольного образования, обогащающие личностное развитие». Дошкольное воспитание №12  2004г.

7.Доронова Т.Н. «Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребёнка в семье»Дошкольное воспитание №8  2001г.

8.Доронова Т.Н. «Право на воспитание». Дошкольное воспитание №10  2001г.

9.Доронова Т.Н. « Защита прав и достоинства ребёнка». Дошкольное воспитание №12  2001г.

10.Егорова О.В. «Прививаем детям дошкольного возраста основы правового сознания». Дошкольное воспитание №2  2007г.

11.Пузырникова Г.В «Права ребёнка», Л.Г Пыжьянова «Как защитить детей» Ребенок в детском саду №3  2003г.

12.Парамонова Л. «Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребёнка». Дошкольное воспитание №6  1997г.

13.Петрова О. «Практикум в детском саду». Ребенок в детском саду №1  2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа правового воспитания детей - сирот

Программа для воспитанников младшего школьного возраста...

презентация рабочей программы по правовому воспитанию

Презентация программы по правовому воспитанию "Я и мои права"...

ИГРА – ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ПРАВОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Совершенствовать знания, умения в игре «Танграм». Закрепить названия и авторо...

Программа по правовому воспитанию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями "Я тоже имею право"

Программа поможет решить общие задачи воспитания правовой культуры, педагогические и психологические проблемы гражданского воспитания, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания с...

ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим общество...

Рабочая программа по правовому воспитанию старших дошкольников 5-6 лет

Рабочая программа по правовому воспитанию  дошкольников  5-6 лет...