Воспитание и развитие личности дошкольника на основе духовно - нравственных ценностей и культурных традиций в МДОУ "Березка " р.п. Новые Бурасы
презентация
Воспитание и развитие личности дошкольника на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций
В МДОУ «Детский сад «Березка» р.п Новые Бурасы»
Куликова Лариса Владимировна, Саратовская область, р.п.Новые Бурасы,
музыкальный руководитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Березка»
Аннотация: На примере работы МДОУ «Д/с «Березка» р.п. Новые Бурасы показана деятельность над возрождением духовно – нравственных ценностей и культурных традиций дошкольников на материале рабочей программы «Воспитание », а также актуальность выбранной проблемы для современной системы ДО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание и развитие личности дошкольника на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций
В МДОУ «Детский сад «Березка» р.п Новые Бурасы»
Куликова Лариса Владимировна, Саратовская область, р.п.Новые Бурасы,
музыкальный руководитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Березка»
Аннотация: На примере работы МДОУ «Д/с «Березка» р.п. Новые Бурасы показана деятельность над возрождением духовно – нравственных ценностей и культурных традиций дошкольников на материале рабочей программы «Воспитание », а также актуальность выбранной проблемы для современной системы ДО.
Сегодня ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит, в основном, школе и детскому саду. Но не стоит думать, что для достижения главной цели - дать детям нравственные ориентиры - достаточно только воспитания в образовательных учреждениях. Решение задач духовно-нравственного воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьёй. Как говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как: во-первых, не все родители занимаются нравственным воспитанием своих детей, причём не только «неблагополучные семьи», но и «сверхблагополучные», где дом - полная чаша, где у детей есть всё… всё, кроме родительского тепла и внимания» .
Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных обедов, во время которых идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела. И это замечательно, ведь сейчас такое «живое общение» на вес золота, так как оно заменено всевозможными гаджетами и электронными устройствами.
Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, лечь в основу его воспитания как патриота своей Родины. Русский философ Иван Ильин подчёркивает, что душа ребёнка должна быть «направлена в духовный опыт родины, вовлечена в него, приучена пребывать и творчески расцветать в нём» . Изучение народных традиций, культуры малой Родины и страны в целом в условиях ДО позволит воспитаннику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры.
Воспитанием гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей я занимаюсь на протяжении всей своей, хоть и небольшой, педагогической деятельности.
Своеобразие моего опыта состоит в том, что возвращение к народным традициям я выстраиваю на основе фольклорных традиций нашего края . Воспитываясь с детства на традициях народной музыки, я внесла это направление в свою работу через реализацию рабочей программы «Воспитание «» , цель которой - приобщение дошкольников к истории и культуре своей малой Родины, и построена она на традициях, народных праздниках и фольклорном материале нашего края.
Главными задачами, на которые я опираюсь, стали:
- возрождение национальных традиций и обычаев;
- сохранение нравственных семейных ценностей;
- знакомство детей с творчеством и традиционными праздниками Саратовской области.
Организовывая мероприятия, связанные с традициями нашего края , я всегда стремлюсь, чтобы родители стали единомышленниками и нашими друзьями. По словам философа Ивана Ильина, «Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз. Он призван строиться на любви, на вере и на свободе» . Родителям необходимо помочь осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться духовные ценности и обычаи, что именно родители ответственны за воспитание своих детей.
Присутствуя на подобных мероприятиях, родители замечают, какие чувства и эмоции испытывают дети, начинают осознавать важность и необходимость этой работы и с удовольствием приобщаются к ней, участвуют в создании костюмов, атрибутов, всячески помогают в подготовке праздников. И проблемы современной семьи, которые порождены духовным оскудением в обществе, могут быть решаемы на основе обращения к возрождению народных традиций.
Чтобы дети еще ближе приобщались к истокам народной культуры и ощутили «живую» связь поколений, в ДОУ стало доброй традицией посещать музей поселка ,а также посещение Школы искусств и участие в фестивалях и концертах в районном Доме культуры.
Именно с раннего возраста необходимо развивать у детей любовь к народным традициям , обычаям , обрядам .
В своей работе стараюсь воплощать различные проекты по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников, такие как:
- Проведение в группах развлечений и праздников «Осенины » ,»Кузьминки »,Весна красна , приди с радостью »,»Путешествие в мир шумовых инструментов »,»Светлый праздник Рождества »,концерт «Мамочка любимая »
- Широкая Масленица - с песнями, хороводами, игровыми забавами, а также традиционным угощением - блинами.
- В праздник Великой Победы дети готовят праздничный концерт , принимают участие в акциях . Неотъемлемой частью праздника вот уже 3 года подряд становится акция «Наш Бессмертный полк», в которой дошкольники всех возрастных групп проходят шествием с фотографиями погибших в ВОв родственников;
- «Аты-баты, шли солдаты», «День России» и «День государственного флага РФ» - подобными проектами я знакомлю детей с историей и культурой нашей страны.
- Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание –восприятие ,игры (музыкальные и словесные ) пение , разучивание танцев , хороводов .
Своим опытом приобщения детей к истокам народной культуры я делюсь с коллегами. Совместно с воспитателями нашего детского сада проводятся такие праздники и развлечения , как «Троица», обряд «Встреча весны» и народная зарисовка «По дворам ходила коляда» . .
В ДОУ также есть костюмерная , русские шумовые инструменты .В каждой группе есть свои музыкальные уголки . Музыкальные уголки служит местом для тематических занятий, во время которых дети знакомятся с разнообразием культуры, творчества и быта русского народа.
Таким образом, и музыкальными, и художественно-эстетическими средствами происходит становление социально-нравственной стороны личности дошкольника. На музыкальных занятиях и занятиях доп.образования я стараюсь вложить в сердца своих воспитанников основы человеколюбия, добра, любви к ближним, родному краю, Отчизне.
Приобщать детей к традиционным ценностям народной культуры - это труд, это радость, приносящий бесценные плоды. А возрождение культурных традиций в ДОУ имеет огромный воспитательный потенциал, как для дошкольников, так и для взрослых. Мы, педагоги, ставим перед собой очень непростую задачу - научить детей разбираться в истинных и мнимых ценностях, помочь им в выборе своего жизненного пути.
Конечно, выбранная мною тема обширна, она будет актуальной еще не одно десятилетие, и о результатах духовно-нравственного воспитания пока говорить рано. Известно, что воспитание начинается в детстве, а продолжается всю жизнь. Становление гармонично развитой и социально ответственной личности не заканчивается с выпуском дошкольника из детского сада. И хочется надеяться, что благодаря возрождению духовно-нравственного воспитания и развития личности дошкольника , нам удастся возродить былое величие России в личностях наших воспитанников. А ДОУ в данном случае будет выступать платформой погружения детей в мир родной культуры нашего края и области. Все это позволяет рассматривать образовательную деятельность ДОУ как путь сохранения культурных художественных традиций и духовно нравственных ценностей русского народа. Ведь сохранение духовно – нравственных ценностей и культурных традиций русского народа - основа стабильности государства.
ЛИТЕРАТУРА
- Гладких Л. П. Основы православной культуры: Науч.-метод. пособие для педагогов детских садов. - Курск, 2008.
- Ильин, И.А. Путь духовного обновления. М.: Даръ, 2017. -
- Овсянникова О.В. Методические разработки, презентации и конспекты: // Роль православных ценностей в формировании православных традиций. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/02/12/rol-pravoslavnyh-tsennostey-v-formirovanii-pravoslavnyh
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А. С. МАКАРЕНКО Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи , когда у него есть общая система нравственных ориентиров , когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории . Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
В этом документе в пункте «5» о сфере образования прописано, что до 2024 года необходимо обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей : обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования ; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Президент РФ Владимир Владимирович Путин 7 мая 2018 года подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской федерации на период до 2024года».
Создание базы для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, основываясь на духовность и нравственные ценности, исторические корни и национально-культурные традиции народов РФ» - является логическим продолжением дальнейшего повышения качества образования. На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение ряда задач, одна из которых является: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. патриотизм социальная солидарность гражданственность семья труд и творчество наука традиционные российские религии искусство и литература природа человечество
В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России . В концепции определены: - характер современного национального воспитательного идеала; - цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; - система базовых национальных ценностей, на основе которых возложена духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ; - основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Эти поставленные цели и задачи необходимо решать с раннего и дошкольного возраста, в тесном сотрудничестве с родителями. Реализуя социально-коммуникативное развитие через все виды детской деятельности . - непосредственно организованная образовательная деятельность; - проектная деятельность; - мастер-классы ; Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. - творческие объединения педагогов; - кружковая деятельность; - досуги, развлечения; - экскурсии; конкурсы, выставки
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни . Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей . Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей»
Президент РФ Владимир Владимирович Путин 7мая 2018 года подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской федерации на период до 2024года». В этом доку...
ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДОВ.
ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДОВ. Первая задача национального проекта « Образование»— обеспечение глобально...
Проект «Спасибо деду за Победу», реализуемый с воспитанниками подготовительной к школе группы Практика духовно-нравственных ценностей и культурных традиций Епифанова Оксана Владимировна воспитатель, квалификационная категория первая
Лесосибирск - 2020гАктуальность.Все дальше уходят от нас годы войны. Все меньше остается ветеранов – живых участников тяжелых боев. Но память о людях, ценою своей жизни защитивших нашу Родину, д...
МКДОУ «Сузунский детский сад №2» Семинар – практикум «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций» Подготовила: воспитатель Медведев
Президент РФ Владимир Владимирович Путин 7 мая 2018 года подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской федерации на период до...
Городской семинар "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645530","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645641","attributes":{"alt":"","class"...
Городской семинар с элементами мастер-класса "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края".
#Повышение_педагогической_компетентностиВ рамках мероприятий по взаимному сотрудничеству управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж с городскими благочи...