Творческий проект "Пушкинское слово"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Савкина Светлана Владимировна

 

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения.  Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность,  музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и  ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку,  и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.

Цели проекта:

·        Приобщение детей к русской классической литературе посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина;

·        Развитие эстетических и познавательных устремлений детей старшего дошкольного возраста через лучшие образцы отечественного искусства;

·        Развитие творческих способностей в художественно-речевой, музыкально-художественной и продуктивной деятельности детей и взрослых;

·        Интегрированное взаимодействие педагогов, детей и родителей в процессе организации художественно-эстетической и познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_pushkinskoe_slovo.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Творческий проект «Пушкинское слово».

Развитие нравственно-эстетических чувств,  

познавательных и творческих способностей детей.

Вид проекта:  комплексный, познавательно-творческий.

Продолжительность:  3 месяца, с января по март.

Участники:  дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели групп, воспитатель по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по «Элементарному музицированию», учитель-логопед, старший воспитатель, руководитель учреждения.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка.

Актуальность: Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения.  Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность,  музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и  ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку,  и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.

Цели проекта:

  1. Приобщение детей к русской классической литературе посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина;
  2. Развитие эстетических и познавательных устремлений детей старшего дошкольного возраста через лучшие образцы отечественного искусства;
  3. Развитие творческих способностей в художественно-речевой, музыкально-художественной и продуктивной деятельности детей и взрослых;
  4. Интегрированное взаимодействие педагогов, детей и родителей в процессе организации художественно-эстетической и познавательной деятельности.

Задачи:

Дети

Родители

Педагоги

  1. познакомить  с творчеством Александра Сергеевича Пушкина;
  2. способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
  3. воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
  4. обогащать и расширять словарный запас детей;
  5. формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
  6. развивать артистические способности;
  7. развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
  8. знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С.Пушкина;
  9. формировать навыки сотрудничества;
  10. воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
  11. развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
  12. побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.
  1. создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
  2. развитие совместного творчества родителей и детей;
  3. развитие у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
  4. заинтересованность родителей жизнью детского сада, активное участие в проекте;
  5. создание творческой предметно-развивающей среды детского сада
  6. изготовление костюмов для театральных представлений;
  7. участие в конкурсе детско-родительских рисунков «Пейзажная лирика А.С. Пушкина», «Сказки А.С. Пушкина», помощь в оформлении.

  1. организациякнижной выставки по сказкам А.С. Пушкина;
  2. организация выставки детско-родительской рисунков «Пейзажная лирика А.С. Пушкина», «Сказки А.С. Пушкина»;
  3. проведение тематических занятий и бесед;
  4. организация экскурсий в библиотеку ЦО №1429;
  5. проведение литературных викторин по произведениям А.С. Пушкина;
  6. организация и проведение «Пушкинского бала» совместно с воспитанниками ЦО №1429;
  7. формирование интереса к проектной деятельности.

Обеспечение:сборники сказок А.С.Пушкина; иллюстрации к сказкам, литература, репродукции картин, рисунков, фотографии по биографии А.С Пушкина, фото-презентации;мультфильмы по сказкам А.С. Пушкина; аудиозаписи классической музыки композитора Н.А. Римского-Корсакова, К.Сен-Санса, А.С. Грибоедова, М.И. Глинки; методическая литература.

Предполагаемый   результат:

  1. развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе;
  2. развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  3. совершенствование  звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
  4. содействие творческому развитию детей;
  5. развитие эмоциональной отзывчивости;
  6. создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.

Продукт проектной деятельности:

  1. детско-родительские рисунки «Пейзажная лирика А.С. Пушкина», «Сказки А.С. Пушкина»;
  2. музыкально-литературный «Пушкинский бал» с участием педагогов, детей и родителей ГБОУ детского сада №1808 и ЦО №1429.

Презентация проекта:

  1. оформление творческих выставок«Пейзажная лирика А.С. Пушкина», «Сказки А.С. Пушкина»;
  2. оформление книжной выставки по сказкам А.С. Пушкина;
  3. музыкально-литературный «Пушкинский бал»;
  4. фотовыставка «Изучаем творчество А.С. Пушкина».

Этапы  реализации проекта:

Подготовительный:

  1. опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А.С Пушкина;
  2. обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
  3. подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального  материала  по теме проекта;
  4. подбор  материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
  5. составление плана работы педагогов.

Основной:Организация образовательной проектной деятельности.

Образовательная область

Тема занятия

Ответственные

Чтение художественной литературы

  1. Чтение сказок А.С. Пушкина:
  1. «Сказка о рыбаке и рыбке»,
  2. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
  3. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»,
  4. «Сказка о золотом петушке»,
  5. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
  1. Беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
  2. Чтение отрывков стихотворений А.С. Пушкина о зиме:
  1. «Зимнее утро»,
  2. «Зимний вечер»,
  3. «Зимняя дорога»,
  4. «Какая ночь! Мороз трескучий…»,
  5. «Идет волшебница-зима…»,
  6. «Зимы ждала, ждала природа…».
  1. Заучивание стихотворения А.С. Пушкина

 «У лукоморья дуб зеленый…»

Воспитатели,

учитель-логопед,

родители

Коммуникация

  1. Рассказ воспитателя об А.С. Пушкине. Рассматривание портрета А.С.Пушкина, кисти В.А. Тропинина.
  2. Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина:
  1. «Царевна с яблоком. Пробуждение царевны. «Дочка царская жива!» Т.А. Маврина,
  2. «Воротился старик ко старухе…» Т.А. Маврина,
  3. «Избушка там на курьих ножках…» «Там ступа с бабою ягой…» Т.А. Маврина,
  4. «Царевна - Лебедь» М. Врубель,
  5. «Бочка по морю плывет» И. Билибин,
  6. «Тридцать три богатыря» И. Билибин,
  7. «Царевна – Лебедь» И. Билибин,
  1. Беседа «Море в поэзии А.С. Пушкина».
  2. Речевые подвижные игры:
  1. «Шмель»,
  2. «Подводное царство» эвримическая композиция (музыка К. Сен-Санса).
  1. Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку».
  2. Дидактические игры (смотри Приложение):
  1. «Золотая рыбка»,
  2. «Шифровки»,
  3. «Скажи наоборот»,
  4. «В синем море-океане»,
  5. «Кого не стало?»,
  6. «Подбери схему»,
  7. «Вспомни сказку»,
  8. «Кто скорее?»,
  9. «Составь и прочитай слова».

Воспитатели групп,

учитель-логопед

воспитатель по ИЗО

Познание

  1. Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина.
  2. Викторина по математике «Герои сказок Пушкина в цифрах».
  3. Конструктивная деятельность:
  1. «Флот царя Салтана»,
  2. «Сказочные дворцы».
  1. Видеосалон. Просмотр мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина:
  1. «Сказка о рыбаке и рыбке»,
  2. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
  3. «Сказка о царе Салтане»,
  4. «Сказка о золотом петушке»,
  5. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
  1. Пазлы «Сказки Пушкина».
  2. Исследовательские работы о жизни А.С. Пушкина:
  1. «Первые книги»,
  2. «Откуда брались сказки».

Воспитатели групп,

старший воспитатель, библиотекарь ЦО

Социализация

  1. Экскурсия в библиотеку ЦО №1429 «Знакомство со сказками А.С. Пушкина».
  2. Интерактивная экскурсия «Немецкая слобода ‒ родина А.С. Пушкина».
  3. Конкурс чтецов отрывков из произведений А.С. Пушкина среди воспитанников ГБОУ детского сада №1808 и ЦО №1429.
  4. Книжная выставка по сказкам А.С. Пушкина.
  5. Родительский клуб «Мир сказок А.С. Пушкина» их влияние на развитие речи ребёнка.
  6. Выставки детско-родительских рисунков:
  1. «Пейзажная лирика А.С. Пушкина»,
  2. «Сказки А.С. Пушкина».
  1. Музыкально-литературный «Пушкинский бал» с участием педагогов, детей и родителей ГБОУ детского сада №1808 и ЦО №1429.

Руководитель учреждения, старший воспитатель, воспитатели групп, библиотекарь ЦО, родители

Художественное творчество

  1. Лепка:
  1. «Белка песенки поет, да орешки все грызет»,
  2. «Царевна Лебедь».
  1. Рисование:
  1. «Рады мы проказам матушки-зимы!»,
  2. «Ель растет перед дворцом…»,
  3. «Что за прелесть эти сказки!»,
  4. «На стеклах легкие узоры…»,
  5. «Сказочный дворец»,
  6. «Петушок с высокой спицы…»,
  7. «Царство золотой рыбки».
  1. Аппликация, ручной труд:
  1. «Сказочный дворец»,
  2. «Золотая Рыбка»,
  3. Оригами «Кот ученый» (оригами),
  4. Природный и бросовый материал «Кораблик».
  1. Коллаж «Герои сказок Пушкина».
  2. Изготовление атрибутов и костюмов для игр-драматизаций по сказкам А.С. Пушкина.

Воспитатели групп,

воспитатель по ИЗО,

родители

Музыка

  1. Слушание музыки:
  1. «Полет шмеля» Н.А. Римский-Корсаков,
  2. «Бой с коршуном» П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро» финальная сцена,
  3. «Полька «Попрыгунья» С. Свиридов (первое чудо «Белочка»),
  4. «Море» опера «Садко» Н.А. Римский-Корсаков (второе чудо «Тридцать три богатыря»),
  5. «Ноктюрн «Грезы любви» Ф. Лист (третье чудо «Превращение Царевны Лебеди»),
  6. русская народная песня «Во саду ли, в огороде»,
  7. песня «Ветер по морю гуляет» (музыка Г. Струве).
  1. Импровизация:
  1. Полет насекомых «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова,
  2. «Образ Белки».
  1. Игра-драматизация:
  1. «У самого синего моря»,
  2. «Свет мой, зеркальце»,
  3. «В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря»,
  4. «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?».
  1. Игра на музыкальных инструментах:
  1. «Во саду ли в огороде…» русская народная мелодия,
  2. «Марш Черномора».

Музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, воспитатели групп

Заключительный этап:

  1. Выставки «Пейзажная лирика А.С. Пушкина», «Сказки А.С. Пушкина».
  2. Музыкально-литературный «Пушкинский бал» с участием педагогов, детей и родителей ГБОУ детского сада №1808 и ЦО №1429.
  3. Фотовыставка «Изучаем творчество А.С. Пушкина».
  4. Педагогический совет «Подведение итогов проектной деятельности».


План мероприятий в рамках проекта.

Сроки

Мероприятия

Взаимодействие

11-31 января

Знакомство с творчеством А.С. Пушкина: беседы с детьми, рассказ воспитателя.

Чтение сказок и стихотворений великого писателя.

Воспитатели групп, дети, родители

17-19 января

Видеосалон «Сказка о царе Салтане…»

Старший воспитатель, воспитатели групп, дети

20-31 января

Конкурс детско-родительских рисунков «Пейзажная лирика А.С. Пушкина».

Воспитатель по ИЗО, воспитатели групп, дети, родители

25 января

Видеосалон «Сказка о рыбаке и рыбке».

Старший воспитатель, воспитатели групп, дети

27 января

Экскурсия в библиотеку ЦО №1429.

Старший воспитатель, воспитатели групп, библиотекарь ЦО, дети

30 января-3 февраля

Выставка детско-родительских рисунков «Пейзажная лирика А.С. Пушкина».

Воспитатель по ИЗО, воспитатели групп, дети, родители

1-17 февраля

Заучивание отрывков стихотворений.

Воспитатели групп, дети, родители

3 февраля

Экскурсия в библиотеку ЦО №1429 «Знакомство со сказками А.С. Пушкина».

Старший воспитатель, воспитатели групп, библиотекарь ЦО, дети

Февраль-март

Изготовление атрибутов и костюмов для игр-драматизаций по сказкам А.С. Пушкина.

Музыкальный руководитель, воспитатели групп, дети, родители

9-15 февраля

Книжная выставка по сказкам А.С. Пушкина.

Старший воспитатель, воспитатели групп, дети, родители

15 февраля

Родительский клуб «Мир сказок А.С. Пушкина» их влияние на развитие речи ребёнка.

Руководитель учреждения, старший воспитатель, учитель-логопед, родители

20-29 февраля

Дидактические и подвижные игры, игры-драматизации по произведениям А.С. Пушкина.

Музыкальный руководитель, воспитатели групп, дети, родители

27 февраля

Интерактивная экскурсия «Немецкая слобода ‒ родина А.С. Пушкина».

Старший воспитатель, воспитатели групп, дети

1 марта

Экскурсия в библиотеку ЦО №1429 «Викторина по сказкам А.С. Пушкина».

Старший воспитатель, воспитатели групп, библиотекарь ЦО, дети

1-14 марта

Конкурс детско-родительских рисунков«Сказки А.С. Пушкина».

Воспитатель по ИЗО, воспитатели групп, дети, родители

15 марта

Конкурс чтецов отрывков из произведений А.С. Пушкина среди воспитанников ГБОУ детского сада №1808 и ЦО №1429.

Руководитель учреждения, старший воспитатель, учитель-логопед, воспитатели групп, дети, родители

19-23 марта

Театральная неделя. Музыкально-литературный «Пушкинский бал» с участием педагогов, детей и родителей ГБОУ детского сада №1808 и ЦО №1429.

Руководитель учреждения, все педагоги, дети и родители ГБОУ детского сада №1808 и ЦО №1429

26-30 марта

Выставка детско-родительских рисунков «Сказки А.С. Пушкина».

Воспитатель по ИЗО, воспитатели групп, дети, родители

26 марта

Фотовыставка «Изучаем творчество А.С. Пушкина».

Старший воспитатель, воспитатели групп, родители

29 марта

Педагогический совет «Подведение итогов проектной деятельности».

Руководитель учреждения, все педагоги ГБОУ детского сада №1808 и ЦО №1429


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От первого слова до творческого рассказа

Статья-выступление на городском семинаре учителей-логопедов в марте 2012 г. Обобщение опыта работы по формированию связной речи дошкольников с ЗРР и ОНР....

Творческий проект "Мама-первое слово."

Цель проекта:воспитывать доброе,заботливое отношение к маме....

Краткосрочный исследовательско - творческий проект: «Мама- главное слово в каждой судьбе…»

Краткосрочный исследовательско - творческий проект: «Мама- главное слово  в каждой судьбе…...

Творческий проект «Мама – слово дорогое»

: В последнее время, в календаре появилось много праздников. Мы решили обратить внимание на «День Матери», так как он схож с привычным  - «8 Марта». Но разница в том, что в этот день поздравляют,...

Программа детского творческого объединения «От слова к слову» по развитию речи детей 3 - 4 лет с использованием приемов мнемотехники.

Пояснительная  записка   Наряду с общепринятыми методиками обучения детей связной речи, эффективность которых очевидна, использование творческих методик, вполне обосновано....