Здоровьеориентированная деятельность педагога ДОУ на основе здоровьесберегающих технологий
статья по теме

Баранова Нина Юрьевна

Выступление на районных педагогических чтениях  «Инновационные подходы в системе дошкольного образования района »

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 2 «Солнышко»

Выступление на педагогических чтениях

 «Инновационные подходы в системе дошкольного образования района »

«Здоровьеориентированная деятельность педагога   ДОУ на основе  здоровьесберегающих технологий».

Воспитатель: Баранова  Нина Юрьевна

с. Верховажье,

2011 год

«Здоровьеориентированная деятельность педагога   ДОУ на основе здоровьесберегающих технологий».

 «…с ним ничего не страшно, никакие испытания,

                        его потерять – значит потерять все…»

                                                                                                               

                                                                                                                В . Вересаев

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Работа по осуществлению здоровьеориентированной деятельности в нашем детском саду ведется на протяжении многих лет. В ДОУ создана оздоровительная группа для детей часто и длительно болеющих. Я второй год работаю с  такими детьми . Специфика данной группы такова, что в образовательном процессе участвуют три возрастные группы детей. Сохранение и укрепление здоровья детей является одним из основных направлений деятельности  образовательного учреждения. Согласно Федеральных государственных требований содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  2. воспитание культурно-гигиенических навыков;
  3. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Решению эти задач способствует использование в работе здоровьесберегающих технологий. Перечень таких технологий представлен на слайде.

Проектный метод – один из эффективных методов, благодаря которому есть возможность с интегрировать несколько здоровье сберегающих технологий. Учитывая специфику оздоровительной группы,  в течение 2 лет были разработаны  и реализованы проекты, связанные со здоровьесберегающими технологиями: «Здоровье и дыхание», «Я хочу здоровым быть!» Анализируя деятельность  участников проектов можно всю работу разбить на несколько блоков:

Первый блок. «Давайте познакомимся» Цель этого блока обеспечить комплексный подход к обучению детей навыкам здорового образа жизни. Это теоретический раздел, в который входят беседы о гигиене, закаливании, профилактике заболеваний. Тематика занятий следующая: «Почему человек болеет», «Шиповник укрепляет наше здоровье» «Лук, да баня всё правят»

Зарождалась  проблема с помощью  игровой ситуации  “Цветок - здоровья”- “Цветок - болезни”. Дети, заходя в группу, увидели 2 растения: одно из которых погибало. У детей возникли вопросы – почему растение может погибнуть, как сохранить растению жизнь? Дети высказывали свои предположения. Разрешить проблему помог детям  Мойдодыр.

“Подождите, подождите!
Сначала со мной поговорите.
Все Чуковского читали
И меня вы все узнали.
Я – веселый умывальник
Знаменитый Мойдодыр!
Умывальников начальник
И мочалок командир”.

Он предложил детям правила личной гигиен, которые помогают человеку сохранить свое здоровье:

- содержать в чистоте свое тело;

- чистить зубы;

- Мыть руки перед едой; и др.

Второй блок. «Закалять – здоровье укреплять». При реализации данного блока проводятся тематические занятия: «Гулять – здоровье укреплять», «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».

Итогом работы в одном из проектов - стала игра-путешествие в «Страну неболейку», во время которой дети и я, как педагог, продемонстрировали навыки и умения правильной организации воздушных и солнечных ванн в сочетании с физическими упражнениями и подвижными играми. Дети  с удовольствием играли  в спортивные игры «Ласточка», «Живое кольцо», «Самый меткий!», Они умело использовали упражнения на дыхание «Поиграем с носиком», «Помоги носику собраться на прогулку». Во время режимных моментов дети показывали друг другу элементы самомассажа «Волшебные ушки»,  «Погуляем по спинке». Игры с пальчиками помогали детям снять напряжение во время продуктивной деятельности :

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь со всеми

Никого не обойду.

Третий блок. «Уроки Мойдодыра» Обучение детей основным гигиеническим навыка - цель данного блока. Он включил в себя следующие мероприятия «На зарядку становись», «Чтоб свои родные зубки… «Гигиена тела», дети встречались с медработником детского сада, участвовали в создании выставки рисунков «Мой режим дня»: так  Творилов Алеша вместе с мамой нарисовал рисунок «С добрым утром», Зобнин Павел с мамой Татьяной Георгиевной создали рисунок   «На прогулку выходи».    Дети приняли активное участие в инсценировке художественного произведения «Девочка чумазая»

Четвертый блок. «Мы любим играть.» Мероприятия данного блока направлены на увеличение двигательная активность детей. Этот блок включает в себя проведение в рамках проектов  «Дня здоровья» и «Дня подвижных игр» . В эти дни  были разучены  «Подвижные игры с мячом», «Игры –хороводы», «Игры с предметами» и другие. Дети научились выбирать водящего по считалке, старались соблюдать правила игры. Главными героями игр были Кот Тимофей, Лохматый пес, Васька – кот.

Пятый блок. «Хочу все знать»  Способствовал познавательному развитию дошкольников. С этой целью были проведены занятия «С утра до вечера», «Путешествие в страну Носарию», «К здоровью без лекарств», «Красота тела и души» использовался такой эффективный метод как  моделирование, «Подбери спортивный снаряд» «Найди лишнее», «Что изменилось»- такие игры  помогали детям классифицировать, обобщать имеющиеся знания о видах спорта, их значение в жизни человека.

Шестой блок «Наша дружная семья» Цель работы с родителями предполагала повышение уровня педагогической компетентности в вопросах здоровьесбереженья. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Информационная связь педагога и родителей осуществляется за счёт средств наглядности. В целях привлечения внимания родителей использовала: буклеты Здоровье – дело пристижное», «Домашние виды спорта», «Поиграйте дома», «Внимание на осанку»

 газеты; 

  1. «Здоровячок»
  2. «Неболейка»

 Родители совместно с детьми выполняли индивидуальные творческие задания «Все о здоровом питании» - выполнила Филипченко Полина, «Чудо с осенней грядки» - Замятин Андрей, «Лук от семи недуг» - Борзенков Матвей, «Сохрани красивую улыбку с детства» - Рябов Влад , Родители группы стараются быть нашими единомышленниками, вопросы воспитания для них стоят на первом месте. Народная мудрость гласит – «Здоровому все здорово!»

 Во время проведения проектов дети проявляли любознательность, были активны в решении проблемных ситуаций, благодаря разучиванию новых подвижных игр увеличилась двигательная активность детей на прогулке и в свободное время. Эффективность проделанной работы заключалась еще  и том, что дети более старшего возраста могли обучать детей более младших, происходил процесс взаимообучения.

Работа по данной проблеме  была интересна и для меня, как педагога. В дальнейшем я планирую разработку новых тематических проектов, направленных на воспитание потребности к здоровому образу жизни.

Свое выступление хочется  закончить словами выдающего педагога Василия Александровича Сухомлинского:

  1. «Я НЕ БОЮСЬ ЕЩЁ И ЕЩЁ РАЗ ПОВТОРЯТЬ: ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ТРУД ВОСПИТАТЕЛЯ, ОТ ЖИЗНЕРАДОСТНОСТИ, БОДРОСТИ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ИХ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ПРОЧНОСТЬ ЗНАНИЙ, ВЕРА В СВОИ СИЛЫ».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Задачи по формированию здорового поколения являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологи...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, с музыкальными элементами, на основе здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, мимическая гимнастика, релаксация).

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, с музыкальными элементами, на основе здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, мимическая гимнастика, релаксация)....

Проект «Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности в ДОУ на основе внедрения здоровьеразвивающих технологий»

Проект "Павышение эффективности здоровьеориентированной деятельности в ДОУ на основе внедрения здоровьеразвивающих технологий"...

Формирование представлений детей об организме человека как основа здоровьесберегающих технологий

в данном пособии предствален опыт работы с детьми по формированию представлений о теле человека....

Организация образовательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий.

Презентация  о здоровьесберегающих технологиях,используемых во второй младшей  группе нашего детского сада....

Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровьесберегающих технологий

Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровьесберегающих технологий...

Сообщение на методическом объединении Тема: «Организация воспитательного, образовательного процесса в ясельной группе на основе здоровьесберегающих технологий».

Правильный подбор и рациональное использование оборудования, способствуют развитию двигательной сферы наших воспитанников, позволяет более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребенка,...