Игра – деятельность детей дошкольного возраста
статья по теме
Предварительный просмотр:
Е. В. Васильева
(ГБДОУ детский сад № 22 Кировского района г.Санкт-Петербурга)
Игра – деятельность детей дошкольного возраста.
Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, а так же игра имеет большое значение в развитии ребенка.
Во время игры дети развиваются как духовно, так и физически: внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и многое другое, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Игра – это деятельность, в которой ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. Например, как мама ухаживает за ребенком, как доктор лечит зверей, как артист показывает спектакль, как воин защищает добро и борется со злом. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Именно в игровой практике ребенок начинает понимать, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают друг друга и помогают. Если соответствующая игровая практика не накапливается в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено.
В. О. Солнцева в своей книге « Сопровождение сюжетных игр детей» дает классификацию творческим играм и делит их на две группы, это игры на основе готовых сюжетов и игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми. В свою очередь игры с готовыми сюжетами делятся на подражательные игры, сюжетно - отобразительные, игры драматизации и театрализованные. Игры второй группы делятся на сюжетно-ролевые, режиссерские, игры - фантазии и импровизированные игры.
Игры так же могут классифицироваться и по месту в педагогическом процессе детского сада:
- самостоятельные игры возникают по инициативе детей
- игры, организуемые взрослыми в целях обучения воспитания или коррекции, регламентированы задачами, которые ставит взрослый.
В логопедической работе игры направленные на развитие функции словообразования можно включать в сюжетно-ролевую игру, которая специально организована.
Основой сюжетно – ролевой игры, является: воображаемая ситуация, воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.
Д. Б. Эльконин дал определение сюжету в игре:
«Сюжет – та сторона действительности, которая находит отражение в игре ». Это предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их событий, способ развертывания темы игры.
Роль – образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. В дошкольном детстве ребенок овладевает целой гаммой отношений с людьми, которая и находит отражение в игровой деятельности. Ребенок выступает в игре как родитель, который заботится о детях, вступает в отношения партнерства, уважения, лидерства, подчинения, равенства. В разных системах отношений ребенок выполняет разные социальные роли.
Игровые действия носят условный характер. В игре действительность представлена условно («понарошку»).
Существенная особенность игры и ее содержание – отношения между людьми, которые являются объектом моделирования и экспериментирования в игре. Содержанием игры становятся ситуации, в которых ребенок активно действует наравне со взрослыми, где он выступает как объект действия взрослого (его лечит врач, стрижет парикмахер), где ребенок вовлечен в сопереживание в процессе игр по содержанию сказок.
В период дошкольного детства ребенок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Игра важнейшая сфера самовыражения ребенка.
В ней происходят главнейшие изменения в психическом развитии детей: развиваются познавательные процессы – внимание, память, мышление, воображение эмоционально – волевая сфера, осуществляется социальное и личностное развитие. Все эти важнейшие изменения приводят к возникновению нового вида ведущей деятельности – учебной. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки. Именно в игре ребенку легче всего предоставляется возможность пережить ситуацию успеха, получить признания сверстников. Для этого взрослому необходимо помочь ребенку занять необходимую игровую позицию.
В игре формируется способность, внимательно относится к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым создается возможность для преодоления детского эгоцентризма, перехода на новую ступень интеллектуального развития.
В процессе игры зарождаются другие виды деятельности. Например, в игре с правилами ребенок начинает обращать внимание на способы и средства достижения результата, учится сознательно подчиняться правилам, что важно для овладения учебной деятельностью. Чем выше у ребенка уровень развития игровой деятельности, тем выше произвольность внимания, воля. А это также важно для успешного образования в школе.
В старшем дошкольном возрасте ребенок принимает участие в разнообразных сюжетно-ролевых и режиссерских играх. К пяти годам игровые действия детей становятся разнообразными, они свободно пользуются предметами-заместителями, используют ролевые высказывания, которые в большинстве случаев, достаточно развернуты, осознают и обозначают свою роль в игре. В игре появляется большое количество речевых и изобразительных действий, ребенок проявляет творчество в создании игрового образа, выразительно его передает. Детей привлекает процесс создания игрового пространства.
Игры детей становятся совместными. Для того чтобы согласовать свои творческие замыслы с партнерами, детям требуется овладеть новым способом построения совместной игры – сюжетосложением. Оно включает умение ребенка ориентироваться на сверстника, то есть обозначать, какое событие хотел бы развернуть в следующий момент, прислушиваться к мнению партнеров.
В старшем дошкольном возрасте игровая деятельность начинает претерпевать существенные изменения, но она продолжает являться ведущим видом деятельности. У дошкольников складываются игровые предпочтения, появляются любимые и привычные темы игр. При этом в ролевой игре старших дошкольников намечается постепенное смещение интересов с процессов игры на ее результат, как придуманный игровой сюжет, созданная игровая обстановка, приобретение знаний или умений. Постепенно игра становится интегрированной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности – творческой речевой, познавательной, коммуникативной, художественно – продуктивной, конструктивной и др.
На протяжении дошкольного детства игра становится все более самостоятельной детской деятельностью, наполненной элементами творчества и сотрудничества со сверстниками.
Список литературы
- Баряева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, Издательство «Союз», - 2001
- Виноградова Н. А. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников. – М.: Айрис пресс. – 2011
- Логинова Л. В., Скоролупова О. А. Играем?..Играем? Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: Издательство Скрипторий». – 2005
- . Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь. – 2010
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей. 2-е изд. – М.: Издательство «ГНОМ и Д» - 2000.- 96с
- Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игра - деятельность детей дошкольного возраста"
В статье содержится информация о том, что такое игра, ее роль в развитии ребенка....
Деловая игра для родителейна тему: «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»
Цель: создание условий для передачи педагогического опыта по теме «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста», используя различные методы работы с детьми....
Демонстрация педагогических умений по организации игры с детьми ЗПР в рамках круглого стола «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста».
Открытый просмотр игры-инсценировки «Репка» ...
Деловая игра для воспитателей "Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"
Методическая разработка для воспитателей по орагнизации игровой деятельности с дошкольниками....
Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на
Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
Деловая игра для молодых педагогов дошкольных образовательных организаций по теме «Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»
Трансляция опыта педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами....