Игровые технологии
статья по теме
Современный педагог ДОУ хорошо знаком с понятием «игровая деятельность» и ее ролью в развитии ребенка дошкольного возраста.
Исследователи анализируют виды игр, как в свободной деятельности детей, так и в процессе обучения (дидактические игры). Существуют
и подробные описания, классификации, различные методические разработки и рекомендации по использованию игр в воспитательном и обучающем процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые технологии | 46.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии
в образовании и воспитании.
Существуют ли они?
Современный педагог ДОУ хорошо знаком с понятием
«игровая деятельность»
и ее ролью в развитии
ребенка дошкольного возраста.
Исследователи анализируют виды игр
как в свободной деятельности детей,
так и в процессе обучения
(дидактические игры). Существуют
и подробные описания, классификации,
различные методические разработки
и рекомендации по использованию игр
в воспитательном и обучающем
процессе.
Понятие «игровая технология» переводит вопрос на совершенно иной уровень научно-педагогического рассмотрения. Дидактическая проблема состоит в том, что содержание профессионального обучения будущих педагогов ДОУ не включает в себя курс «Теория обучения», т.е. они имеют весьма неопределенное представление как о понятии «образовательная технология» в целом, так и о совершенно специфической ее области - игровых технологиях.
Распространенная ошибка состоит в следующем: большинство педагогов ДОУ полагают, что игровые технологии - это использование сюжетных, ролевых и других игр в учебном процессе, а также развивающих дидактических игр (игры Никитиных, Воскобовича, Монтессори, Зайцева и др.) или игровых (сказочных) персонажей в практике работы с детьми. С точки зрения понятия «технология» это совершенно неверно.
Следует отметить: понятие «методика обучения» (традиционно привычное большинству педагогов) и понятие «образовательная технология» не являются синонимами.
В современной педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология», возникшее вместе с развитием компьютерной техники и внедрением компьютерных технологий. В педагогической науке даже появилось специальное направление «педагогическая технология», которое зародилось в 60-х годах XX столетия в США, Англии; в настоящее время оно распространилось практически во всех странах мира.
Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воз действия на обучаемого. Любая образовательная технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, т.е. концептуальности, системности, управляемости, эффективности и воспроизводимости.
Концептуальность предполагает, что каждой образовательной технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование до стижения образовательных целей.
Системность означает, что образовательная технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами (т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, практически независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру образовательной технологии, которая включает в себя три части: концептуальную основу, содержательный компонент обучения, процессуальную часть - технологический процесс.
Концептуальная часть образовательной технологии - это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательную часть технологии составляют общие и конкретные цели и содержание учебного материала.
Процессуальная часть представлена системной совокупностью таких элементов, как организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности детей, методы и формы работы педагога, деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Только в том случае, если разработаны все компоненты, описанные выше, можно утверждать, что рассматриваемая система действительно является образовательной технологией.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечис ленным требованиям. Понятно, что заданная планка высока. Например, рассматривая с этих позиций систему образования в начальной школе, Д.Г. Левитес в своем исследовании доказывал, что ни одна из существующих сегодня систем обучения в начальных классах образовательной технологией не является. Исследование, проведенное А.В. Белошистой, показало, что ни одна из существующих сегодня программ математического образования дошкольников также образовательной технологией не является, поскольку не имеет полной разработки перечисленных выше элементов и указанным критериям не соответствует.
«Игровая технология» кроме перечисленных критериев должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, в том числе следующему: игровая ситуация должна создавать ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности. Некорректное построение игровой ситуации, при котором воспитатель заботится главным образом о «веселой» подаче материала, не только разрушает суть развивающего воздействия математического, экологического и иного содержания, но и формирует у ребенка неправильные содержательные (предметные) представления, а также не раз вивает интерес к самостоятельной познавательной деятельности, т.е. не способствует развитию осознаваемой ребенком учебно-познавательной мотивации.
Итак, налицо явное противоречие: с одной стороны, важно, чтобы каждый педагог владел педагогическими технологиями, поскольку это является одним из основных критериев его готовности к профессиональной деятельности; с другой - нельзя с уверенностью назвать хотя бы одну игровую технологию в области предметного обучения в детском саду, которая отвечала бы всем перечисленным выше критериям и требованиям.
Вывод неожиданный: использование терминологии «игровые технологии» в познавательном развитии ребенка дошкольного возраста (а также в обучающем процессе в ДОУ в целом) некорректно, поскольку таковых технологий на сегодня не существует. Является ли это основанием для закрытия вопроса об игровых технологиях в детском саду? Конечно, нет, никоим образом! Возможности разработки тако вых технологий обучения в ДОУ, безусловно, существуют.
В настоящее время актуальность игры повышается: современный ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники предоставляют, как правило, материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения старших дошкольников становится развитие умения самостоятельно оценивать и отбирать получаемую информацию. Развивать подобное умение помогает игра, которая служит своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности.
Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные фоны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют и получают об окружающей действительности.
Игра - средство познания действительности.
Она рассматривается как особое отношение личности к окружающему миру, как деятельность ребенка, которая изменяется
развертывается в качестве его субъективной деятельности, как социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру), как особое содержание усвоения, как деятельность, в результате которой происходит развитие психики ребенка, как социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.
Педагог-ученый А.П. Усова, отмечая влияние игры на воспитание и развитие ребенка, писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, а действия организованны».
Игра - это прием организации деятельности детей на занятии или набор приемов, выстроенных как в логике изучения заданного программного материала, так и в логике организации заинтересованной познавательной деятельности дошкольников. Игра или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новым знанием. Они помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, которая воспринимается в этом случае как желанная и лично значимая цель, а не как «обязаловка», навязанная ребенку взрослым. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Одним из преимуществ игры является то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с помощью игры на занятии воспитатель может организовать не только умственную, но и моторную активность детей, так как выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями. Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начал в учебном процессе. Она вдохновляет детей: мыслить и выражать свои мысли, обеспечивает целенаправленность действий, дисциплинирует ум ребенка.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но
с не развлекательным. Возможно ли это? Несомненно. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем, в чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Продолжая разговор с педагогами на эту тему, мы планируем в дальнейшем привести примеры разработки полноценных образовательных технологий в различных областях знаний, построенных на о использовании системы игровых заданий и игр различного вида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Празднично-игровые технологии Празднично-игровые технологии
АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЖ...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...
Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...
Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...