Консультация для воспитателей
методическая разработка по теме

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание гражданской позиции старших дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей дошкольного образовательного учреждения на тему: «Воспитание гражданской позиции старших дошкольников»

Дошкольное детство – важнейший этап развития человека не столько с точки зрения физиологии, сколько с позиции социализации – ключевого процесса адаптации и вхождение  в социум. В этом возрасте ребенок начинает открывать для себя город или поселок, любой населенный пункт, в котором живет и который становится для него необходимой средой существования.

    Показателей, на основании которых можно сделать такое заключение, достаточно:

  1. название города, поселка входит в активный словарь дошкольника;
  2. ребенок находит разное и общее в облике родного города (поселка) и других городов, с которыми знакомится, которые сравнивает;
  3. всегда с интересом и эмоционально делится представлениями о своем родном городе (поселке);
  4. связывает город со своей семьей, своими близкими и друзьями и по этой причине не хочет жить где-то еще;
  5. переносит свои представления о городе в разные виды деятельности: рисует улицы и дома, сочиняет истории про город, строит его объекты и т.п.

Эта связь ребенка с ближайшим окружением – городом –имеет продолжение на уровне отбора содержания для формирования гражданской позиции.

  Сегодня в патриотическом воспитании наблюдается стремление охватить самое значительное: если страна – тог герб, флаг, гимн, столица; если родной город – то исторический центр, основные памятники и известные символы; если поселок – то существенные черты края, отличающие его от остальных аналогичных регионов. В таком подходе по нашему мнению заложена ошибка.

  Академик Д.С.Лихачев писал, что многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Аналогичным должен быть и путь воспитания эмоциональной отзывчивости и личного отношения ребенка к своей стране.

  Город как живой организм для дошкольника начинается с «совсем малой родины»: дома, в котором он родился и растет, детского сада, который он посещает, магазинов и кафе, в которые он ходит вместе с мамой и папой, с домом, где живут его друзья. Точно также для ребенка начинается его семья: сначала с мамы и папы, сестры или брата, бабушки и дедушки, а затем в семейный круг попадают другие родственники.

  От того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции.

  Решать эти проблемы необходимо в детском саду, организую целенаправленную продуманную работу с дошкольниками с активным привлечением родителей – первых и самых важных воспитателей ребенка.

  Существует много методов и приемов работы, которые позволяют решать поставленные задачи: это и разные виды занятий, и игры, и чтение литературы, и экскурсии, и совместная деятельность детей и взрослых. Но следует признать, что все они требуют обновления содержания педагогического процесса с учетом особенностей развития современных детей, а в некоторых случаях – и специальных научно-практических исследований. Так, например, до сих пор, как правильно организовывать экскурсию по городу с дошкольниками  пяти-шести лет, чтобы у ребенка развивался интерес к культуре, появилось стремление быть достойным жителем своего города (поселка, села).

  Исследования аспирантки кафедры дошкольной педагогики РГПУ имени А.И.Герцена К.В.Борчаниновой показывает, что ребенок лучше запоминает объекты, которые осваивает в ходе привлекательной и занимательной деятельности. Эмоциональное восприятие объекта вызывает желание узнать о его происхождении, возникновении названия. Так, например, из многочисленных экскурсий в центр Петербурга дети в подробностях запомнили посещение Летнего сада, потому что там они собирали желуди, листья, которые можно было подарить маме, кормили птиц, вместе с родителями и воспитателями играли около пруда в подвижные игры. Следовательно, речь идет об игре-экскурсии, игре-путешествии как особом виде взаимодействия с дошкольниками.

  Таким образом, если воспитатель будет проводить с дошкольниками такие игры, и организовывать целенаправленную работу по патриотическому воспитанию, то будет воспитывать у детей гражданскую позицию и чувства патриотизма за свою родину.  



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей дошкольного образовательного учреждения на тему: «Воспитание гражданской позиции старших дошкольников»

Дошкольное детство – важнейший этап развития человека не столько с точки зрения физиологии, сколько с позиции социализации – ключевого процесса адаптации и вхождение  в социум. В этом возрасте ребенок начинает открывать для себя город или поселок, любой населенный пункт, в котором живет и который становится для него необходимой средой существования.

    Показателей, на основании которых можно сделать такое заключение, достаточно:

  1. название города, поселка входит в активный словарь дошкольника;
  2. ребенок находит разное и общее в облике родного города (поселка) и других городов, с которыми знакомится, которые сравнивает;
  3. всегда с интересом и эмоционально делится представлениями о своем родном городе (поселке);
  4. связывает город со своей семьей, своими близкими и друзьями и по этой причине не хочет жить где-то еще;
  5. переносит свои представления о городе в разные виды деятельности: рисует улицы и дома, сочиняет истории про город, строит его объекты и т.п.

Эта связь ребенка с ближайшим окружением – городом –имеет продолжение на уровне отбора содержания для формирования гражданской позиции.

  Сегодня в патриотическом воспитании наблюдается стремление охватить самое значительное: если страна – тог герб, флаг, гимн, столица; если родной город – то исторический центр, основные памятники и известные символы; если поселок – то существенные черты края, отличающие его от остальных аналогичных регионов. В таком подходе по нашему мнению заложена ошибка.

  Академик Д.С.Лихачев писал, что многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Аналогичным должен быть и путь воспитания эмоциональной отзывчивости и личного отношения ребенка к своей стране.

  Город как живой организм для дошкольника начинается с «совсем малой родины»: дома, в котором он родился и растет, детского сада, который он посещает, магазинов и кафе, в которые он ходит вместе с мамой и папой, с домом, где живут его друзья. Точно также для ребенка начинается его семья: сначала с мамы и папы, сестры или брата, бабушки и дедушки, а затем в семейный круг попадают другие родственники.

  От того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции.

  Решать эти проблемы необходимо в детском саду, организую целенаправленную продуманную работу с дошкольниками с активным привлечением родителей – первых и самых важных воспитателей ребенка.

  Существует много методов и приемов работы, которые позволяют решать поставленные задачи: это и разные виды занятий, и игры, и чтение литературы, и экскурсии, и совместная деятельность детей и взрослых. Но следует признать, что все они требуют обновления содержания педагогического процесса с учетом особенностей развития современных детей, а в некоторых случаях – и специальных научно-практических исследований. Так, например, до сих пор, как правильно организовывать экскурсию по городу с дошкольниками  пяти-шести лет, чтобы у ребенка развивался интерес к культуре, появилось стремление быть достойным жителем своего города (поселка, села).

  Исследования аспирантки кафедры дошкольной педагогики РГПУ имени А.И.Герцена К.В.Борчаниновой показывает, что ребенок лучше запоминает объекты, которые осваивает в ходе привлекательной и занимательной деятельности. Эмоциональное восприятие объекта вызывает желание узнать о его происхождении, возникновении названия. Так, например, из многочисленных экскурсий в центр Петербурга дети в подробностях запомнили посещение Летнего сада, потому что там они собирали желуди, листья, которые можно было подарить маме, кормили птиц, вместе с родителями и воспитателями играли около пруда в подвижные игры. Следовательно, речь идет об игре-экскурсии, игре-путешествии как особом виде взаимодействия с дошкольниками.

  Таким образом, если воспитатель будет проводить с дошкольниками такие игры, и организовывать целенаправленную работу по патриотическому воспитанию, то будет воспитывать у детей гражданскую позицию и чувства патриотизма за свою родину.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...