Организация работы ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Аксянова Фарида Рамазановна

В настоящее время применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий позволяет повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. В ДОУ для этой работы складываются исключительно благоприятные условия: весь уклад жизни ребенка построен правильно, на научных принципах. Последовательность режимных процессов, их длительность, рациональное питание, двигательный режим, закаливание – все это при правильной организации формирует у ребенка привычки здорового образа жизни.В работе представлены наработки специалистов ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 57 «Ладушка»

 города Димитровграда Ульяновской области»

ОБОБЩЕНИЕ РАБОТЫ

инновационной деятельности

по теме  «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»

педагогического коллектива ЦРР д/с № 57 «Ладушка» МДОУ

 г. Димитровграда Ульяновской области

подготовила

зам. заведующей по НМР: Аксянова Ф.Р.

научный руководитель:

к.п.н. Давиденко В.В.

2012 г.

Дошкольный возраст – самый важный период жизни человека, именно в этот период происходит закладка фундамента его потенциальных психофизических способностей. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», невозможно решение проблемы воспитания социально адаптированной, гармонично развитой личности без приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, формирования самостоятельного опыта здоровья сберегающего поведения.

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют:

  • особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка,
  • технология воспитательно-образовательного процесса,
  • личность педагогов,
  • состояние и ориентация семейного воспитания.

         Дошкольное учреждение, выполняя социальный заказ, несёт полную ответственность за воспитание человека – человека здорового физически, нравственно и духовно. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детского сада как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, так как от того, насколько успешно удаётся сформировать навыки здорового образа жизни в дошкольном детстве, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.

Важную роль в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни играет создание здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ. Этот фактор признается и исследуется достаточно широко в педагогике, психологии, медицине, физиологии. В системе дошкольного образования идет активный, но стихийный поиск концепций, современных педагогических технологий, направленных на создание здоровьесберегающего образовательного пространства. Возникла необходимость в интеграции, систематизации, дидактической обработке и адаптации к условиям ДОУ наиболее ценных положений существующих теорий и практики работы ДОУ по организации здоровьесберегающей образовательной среды, приобщению дошкольников к здоровому образу жизни, что мы и попытались сделать в ходе инновационной работы по теме «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни». Научное руководство осуществлялось кандидатом педагогических наук Давиденко Валентиной Васильевной.

Материально-техническая база нашего ДОУ позволяет в полном объёме реализовывать задачи, поставленные нами в ходе инновационной деятельности. В нашем детском саду функционируют: физиотерапевтический комплекс, оборудованный спортивный зал, оснащенный стандартным и нестандартным оборудованием,  плавательный бассейн, комната эмоциональной разгрузки, зимний сад, фитобар, познавательная комната. За основу мы взяли опыт работы Ульяновского ДОУ №254, а так же использовали пакет диагностических методик и методические разработки, созданные в процессе поисково-исследовательской экспериментальной работы коллектива нашего ДОУ под руководством к.б.н., доцента кафедры дошкольного воспитания ИПК ПРО Анохиной И.А.

В ходе  I аналитико – диагностического  и II проектного этапов инновационной деятельности в нашем дошкольном учреждении был создан научно-методический совет. Председателем совета была избрана заместитель заведующего ЦРР по научно-методической работе Аксянова Ф.Р. На каждый этап составлялся календарный план, на основе которого разрабатывались технические задания для участников  инновационной деятельности. В работе участвовали узкие специалисты, а так же воспитатели, которым была интересна эта тема. В эксперименте  участвовали дети и родители группы № 7 (воспитатели Абрамова Н.М., Дубровская Л.И.). Большое внимание на начальном этапе работы было уделено повышению квалификации педагогов. Разработана Программа повышения квалификации педагогического коллектива, включающая в себя не только повышение профессионального мастерства  педагогов по здоровьесбережению, но и  по теме «Инновации в образовательных системах». Семинарские занятия разработала и проводила научный руководитель к.п.н. Давиденко В.В.

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте». Семья для ребенка – это первая и иногда почти единственная среда, формирующая его образ жизни.  

Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Поэтому необходимо признать  приоритет семейного воспитания.

Важное значение в своей работе  мы придавали повышению уровня валеологической культуры родителей посредством проведения просветительской работы с родителями. Гигиеническое и педагогическое просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников легло в основу Программы родительского университета. Начиная с младшей  группы, родители вместе с детьми проходили обучение по здоровьесбережению. Цель этой работы - повысить уровень мотивации родителей на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.  Центральным звеном, объединяющим  педагогов и родителей воспитанников, был выбран «Клуб молодой семьи» (для младших групп), «Родительская гостиная» (для ср. и ст. групп) и «Круглый стол» (для родителей подготовительных групп) как объединения людей по интересам.  В данном случае – объединение во имя решения центральной проблемы -  воспитания здорового ребенка. Разработаны Положения о работе клуба и гостиной. Встречи проводятся 1-2 раза в год. Организует встречи педагог-психолог Пятаева Т.И. Анкетирование на I этапе инновационной деятельности показало, что большинство родителей придерживается определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной.  Как видно из гистограммы, приведенной на рис.1,  проведенная с родителями работа изменила последовательность приоритетов  различных факторов, влияющих (в представлении родителей) на здоровье детей.  Если в ходе первоначального опроса родители указывали в качестве наиболее важных,  на такие факторы как   экологическая обстановка (31,6 %), наследственность (22,4%), а на образ жизни, как важнейший фактор указывали лишь 17%, то после проведенной работы на образ жизни, как на важнейший фактор указывали  уже 53,7%. Уменьшилось и количество отказов от ответов  с 13,7% до 3,5%.

         1

Рис.1.  Представления родителей о факторе, в наибольшей степени влияющем на здоровье человека

        Детский сад третий год - филиал городской Академии семьи, которая  является пилотным проектом Поволжского Федерального Округа «Коррекция поведения взрослых и детей». На базе нашего детского сада проходят заседания городского «Клуба молодой семьи», где родители активно участвуют в обсуждениях, делятся своими взглядами на воспитание детей, получают  консультации специалистов на  вопросы по здоровьесбережению. Проведение совместных мероприятий (родители – дети: субботников по уборке территории ДОУ, прогулки – походы, спортивные мероприятия, досуги и.т.п.) способствуют улучшению эмоционального климата и укреплению положительных семейных взаимоотношений. Итогом работы с родителями в экспериментальной группе стал Проект «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу».

Для оптимизации процесса приобщения дошкольников к здоровому образу жизни в штаты сотрудников ДОУ была введена должность педагога дополнительного образования по ЗОЖ. Раздел «Здоровье ребенка»  из программы по Основам безопасности жизнедеятельности мы выделили в отдельный цикл занятий, начиная со средней группы. Специалистом  Коняхиной Л.В. разработаны критерии диагностики  оценки уровня  сформированности знаний по здоровьесбережению. Так же ею был разработан перспективный план занятий по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни в виде технологических карт, подобран богатый методический и наглядный материал. Воспитателями Абрамовой Н.М., Дубровской Л.И., Головиновой Н.В., Медянцевой Т.А., Кильман С.Г., Арасёвой Г.М. составлена картотека игр и упражнений по ЗОЖ, разработан перспективный план основных видов деятельности по здоровьесбережению.

        На III организационном этапе (2009-2010 уч.год) осуществлялась апробация, корректировка психолого - педагогической модели здоровьесбережения  дошкольников; введение комплекса условий эффективного приобщения дошкольников к здоровому образу жизни; системы повышения профессионального мастерства педагогов; системы работы с родителями для решения проблем воспитания, обучения детей, приобщения их к здоровому образу жизни.

Чтобы убедиться в эффективности используемых  методических разработок, была проведена диагностика по Программе «Я – человек» не только в экспериментальной, но так же и в контрольной группе того же возраста. Сравнительный анализ этих групп на I этапе инновационной деятельности показал примерно одинаковый уровень знаний и представлений детей по здоровьесбережению (высокий уровень -12% и 18%, средний – 60% и 62%, низкий – 28% и 20%).

Результаты диагностики на III этапе показали, что у детей группы № 7 в ходе эксперимента значительно повысился уровень знаний и представлений по здоровьесбережению и по показателям они опередили контрольную группу № 9 (высокий – 75% и 61%, средний – 31% и 25%, низкий – 0% и 8%).

        Высокие показатели в экспериментальной группе можно объяснить систематической планомерной работой по ЗОЖ, проводимой  с детьми, как воспитателями, так и узкими специалистами, совместно с родителями.  Работа по приобщению детей к здоровому образу жизни в экспериментальной группе планировалась не только на занятиях, но и в режимных моментах в течение дня.

Основным результатом работы по  воспитанию потребности к здоровому образу жизни у детей является то, что к концу дошкольного возраста дети способны понимать здоровье значительно шире: как красоту, счастье, успешность, а так же осознают, что здоровье находится в их руках.

        

        В результате инновационной деятельности мы убедились, что эффективность  приобщения дошкольников к здоровому образу жизни можно повысить, если обеспечить:

 1. Создание психолого - педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических условий здоровьесбережения детей.

2. Оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха.

3. Соблюдение правил личной гигиены.

4. Создание системы полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей в состоянии здоровья.

5. Оптимальную двигательную активность и систематические занятия физической культурой.

6. Освоение и использование современных нетрадиционных воспитательно – оздоровительных систем и видов двигательной активности.

7. Проведение организованных закаливающих и лечебно - профилактических мероприятий непосредственно в ДОУ (фито и физиотерапия, кислородный коктейль, массаж, санация и др.).

8. Интеграцию блоков комплексных и парциальных программ дошкольного образования: «ОБЖ», «Физическая культура», «Здоровый образ жизни».

9. Использование различных средств диагностики для оценки состояния здоровья, психо-физического и интеллектуального развития детей (проведение медицинских, психологических, физкультурных, педагогических и других тестов и обследований).                          

10. Освоение психолого – педагогической модели здоровьесбережения.

11. Повышение профессиональной квалификации педагогического коллектива ДОУ и родителей по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни.

Новизна  опыта заключается в комбинации элементов известных технологий здоровьесбережения, интерпритацией к реальным условиям нашего ДОУ, а также рационализацией, усовершенствованием отдельных сторон педагогического труда.

Заключение

        Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о важности работы дошкольного учреждения в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.  Система работы предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей.

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения будет конструктивным, если осуществляется  через формы работы,  которые:

  • актуальны  для конкретного дошкольного учреждения  в соответствии  со  спецификой учреждения;
  • востребованы родителями.
  • основная работа по формированию здорового образа жизни ребенка-дошкольника проводится в семье родителями при условии  оказания им своевременной методической помощи.

В настоящее время готовы к публикации следующие материалы:

1.Нормативные документы

  • Программа инновационной деятельности;
  • Положение об инновационной деятельности;
  • Положение о научно-методическом совете;
  • Должностные инструкции заместителя заведующего по научно-методической работе;

2. Методический материал к Программе повышения квалификации педагогического коллектива

  • анкета готовности педколлектива к инновационной деятельности.
  • Программа постоянно действующего семинара по теме «Инновации в образовательных системах»;
  • Программа повышения квалификации педагогического коллектива
  • анкета  педагогического коллектива «Здоровьесберегающие технологии»
  • консультации для педагогов;
  • конспекты открытых просмотров.

3. Методический материал к Программе родительского университета

  • Положение о клубе молодой семьи;
  • план проведения заседания клуба;
  • Положение о родительской гостиной;
  • план проведения гостиной;
  • Положение о круглом столе;
  • план проведения круглого стола;
  • проект «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу»;
  • анкета для родителей: «Приобщение ребенка к здоровому образу жизни»

4. Методические рекомендации по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни

  • Перспективный план занятий по ЗОЖ;
  • перспективный план основных видов деятельности по ЗОЖ;
  • конспекты занятий по ЗОЖ;
  • подборка дидактических игр

        Разработанные в ходе инновационной работы методические материалы могут представлять интерес для дошкольных  работников и они могут воспользоваться ими в своей деятельности.

        Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если опираясь на статистический мониторинг здоровья детей будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Анохина И.А. «Система оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении». Методическое пособие - Ульяновск,2005г.

  1. Анохина И.А. Диагностика состояния здоровья детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006 год.

  1. Безруких М.М. Здоровьесберегающие и оздоравливающие технологии в ДОУ // Детский сад от А до Я. - 2004.- № 3.- С.8-12.

  1. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2000.- № 1. - С 41.- № 2.

  1. Доскин В.А., Л.Г.Голубева. Растём здоровыми. М. Просвещение. 2002г.

  1. Кудрявцев В.Г., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления М. Линка – Пресс 2000г

  1. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детский дошкольных учреждений.- М.: АРКТИ, 1999. - 88 с.

  1. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. 30 уроков здоровья для первоклассников. М. Пресс 2001г.

  1. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. Издательство КАРО, С.- Петербург, 2006 год.

  1. Программа «Детство». Санкт-Петербург Акцидент 1997г. С. 141 – 146.

  1. Программа «Из детства в отрочество» М. П. 2002г. С. 36-38.

  1. Сергиенко Татьяна Евгеньевна аспирант кафедры валеологии Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург http://www.emissia.org/offline/2007/1154.htm

  1. Чупаха И.В., Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. «Здоровьесберегающие технологии». Москва    Ставрополь. «Илекса». «народное образование», «Сервис    школа». 2003г.

  1. Юрко Г.П. с соавт. Характеристика состояния здоровья детей и разработка оздоровительных технологий в современных условиях работы ДОУ / Гигиена и санитария.- 2000.- № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МДОУ детский сад № 5 с семьей по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни

Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Работа с родителями по оздоровлению....

Опыт работы по теме «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»

Данный опыт может быть использован начинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни, развитию двигательных  способностей, умен...

Опыт работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни «Здоровье детям!»

laquo; Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их  духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитиепрочность знаний, вера в св...

Опыт работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни «Красота в движении, здоровье с детства!»

Детский сад, как первая ступень непрерывного образования, должен обеспечить охрану здоровья детей и стать «школой здорового стиля жизни». Воспитанию у детей привычек, а затем и потребносте...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей с целью сохранения физического здоровья детей и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Сохранение здоровья ребенка – одна из самых актуальных задач обучения и воспитания.О неутешительных прогнозах свидетельствует неблагоприятная экологическая обстановка, неправильно...