Воспитание детей в традициях национальной культуры Республики Татарстан
статья по теме
Методы и приемы, используемые в группах с воспитанием и обучением на двух государственных языках в равном обеме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_detey_v_tradiciyah_nacionalnoy_kultury_respubliki_tatarstan.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок должен знать историю своей Родины, любить Отечество. Как вызвать у дошкольников интерес к нашей родной истории? Как рассказать об этом?
Национальные чувства только зарождаются в дошкольном возрасте, и хотя они еще элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.
Дошкольная педагогика одним из эффективных средств формирования начал толерантного воспитания считает игру. Ее особое значение состоит в том, что она способствует воспитанию определенного отношения к родному языку, народным традициям, культуре. Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности, может быть насыщена национальным колоритом. В ней ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства, общаясь на родном языке или использует в речи, отдельные слова второго языка.
Характерной особенностью игр является их связь с занятиями, строительными играми, изобразительной деятельностью, наблюдением и с трудом.
Например, рассматривания фотографий о Казани дети строят из мелкого строительного материала здание Университета, куда приезжают учиться студенты различных национальностей. Или играют в игру «Построим мост через Волгу».
После рассказывания детям легенд, связанных с историей города, у детей может возникнуть желание разыграть некоторые сцены. Здесь необходима помощь воспитателя. Педагог помогает детям изготовить атрибуты к инсценировке, вместе с детьми рассказывает детям легенду еще раз. Можно предложить детям нарисовать афиши, пригласительные билеты, программки к спектаклю, украсив их национальным орнаментом. Таким образом, идет подготовка к игре-драматизации. Через восприятие инсценировок, представлений, дети глубже понимают смысл произведений, узнают историю родного края, традиции, быт и культуру татарского народа, закрепляя при этом, полученные знания татарского языка (используя в речи отдельные слова, фразы, предложения, пословицы, поговорки).
В творческих играх закрепляются у ребят знания фольклора татарского народа. Развертыванию таких игр способствует художественная литература.
Какие же еще приемы мы используем в работе в группах?
- Мы составляем кроссворды для детей о Казани, по народным сказкам и произведениям татарских писателей и поэтов;
- Используем кубики, пазлы, разрезные картинки с видами Казани, сделанные руками воспитателей, а также совместно с детьми;
- В работе кружка «Оригами» дети составляют совместные, коллективные работы по мотивам сказок;
- Прежде чем начать беседу, например о Центральном стадионе, воспитатели предлагают детям сначала собрать из разрезных картинок его вид, таким образом они узнают, о чем же сегодня узнают новое;
- Мы используем различные настольные игры-путешествия;
- В свободное время дети играют в игры по изодеятельности, например, «Составь орнамент», «Укрась фартук», «Укрась калфак» и так далее;
- При знакомстве детей с татарской кулинарией воспитатели с детьми из соленого теста лепили чак-чак, сейчас он находится у них в уголке, дети с удовольствием берут его в свои игры;
- Предложить по схеме (по серии картинок) рассказать знакомое произведение;
- В группе есть куклы в национальных костюмах;
- При закреплении нового материала мы используем героя сказки, например, Водяная (она говорит на татарском языке), которая не ориентируется на улицах, попала в круговорот событий, не понимает, что в городе происходит, не знает истории Казани и тому подобное.
- Конечно же, народные подвижные игры, их мы используем и во время занятий, и на прогулке, и на праздниках и развлечениях;
- Совместно с воспитателями организовали передвижную выставку «Татарская национальная изба», где дети знакомятся с предметами обихода;
- Также силами воспитателей мы оформили папку-передвижку для родителей с материалами о Казани.
Цель, предлагаемых приемов –восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной народной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Родине; нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие детей, толерантное отношении друг к другу и к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей на традициях русской культуры (из опыта работы)
В статье рассказывается о духовно-нравственном воспитании детей на традициях русской культуры....
Нравственно-патриотическое воспитание детей на традициях русской культуры.
Методы работы, успешно применяемых не только мной, но и воспитателями нашего детского сада в работе с семьей по патриотическому воспитанию...
Консультация для родителей "Воспитание детей на традициях народной культуры"
Консультация для родителей...
Воспитание детей на традициях народной культуры
Воспитание детей на традициях народной культуры“Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,...
Воспитание детей на традициях русской культуры
В этой статье раскрыта актуальность темы о приобщении детей к русской культуре....
Воспитание детей на традициях русской культуры. Игра-занятие для детей младшего дошкольного возраста «Петушок и его семья»
Цель: развить у своих воспитанников жизнерадостность, каждый момент общения с ними, будь это утренний прием, завтрак, прогулка и т. п., строить так, чтобы ребенку было интересно и радостно, чтобы...
Программа «Игрушка как универсальное средство введения детей в традицию национальной культуры.Творчество детей в ритме русского народного календаря» для детей старшего дошкольного возраста
Праграмма разработана для детей старшего дошкольного возраста с целью приобщения современного ребенка к яркому миру детского творчества в традициях русской народной культуры. В программе та...