Конспекты непосредственной коррекционно-образовательной деятельности с использованием мультфильмов в работе педагога-психолога «Страна Дружбы и Понимания».
методическая разработка (старшая,подготовительная группа) по теме
Разработчик: Педагог-психолог НДОУ «Детский сад №98 ОАО «РЖД» А.С. Кирячёк
В пособии представлены разработки занятий с использованием мультфильмов разных народов мира по формированию у детей эмпатии и доброжелательного отношения к другим национальностям; отдельных игровых упражнений, методов сказкотерапии, арттерапии, разыгрывание различных ситуаций с последующим обсуждением.
Пособие предназначено психологам дошкольных учреждений, воспитателям, родителям.
ВВЕДЕНИЕ.
Ключевые слова: толерантность, эмпатия, психолого-педагогическая технология формирования толерантности.
Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью.
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства сенситивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.
Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника. В своем пособии я постаралась объединить две сферы деятельности ребенка - досуговую и учебно-воспитательную сферы, где важным средством воспитания толерантности и развития эмпатии выступает просмотр определенного мультфильма с последующим обсуждением и выводами.
Современные исследования известных психологов (Ю.Б. Гиппернейтер, Т.Д. Корягина, Е.Н. Козлова) убеждают нас в том, эмпатия-это:
· Способность к последовательному выражению понимания другого в речи и /или в действии;
· Способность к гибкому переключению от состояния эмпатического понимания к искреннему выражению своих чувств.
В старшем возрасте эмпатия имеет свои специфические проявления. Они связаны с преобразованием непосредственного эмоционального реагирования ребенка в форму эмпатийного переживания, обусловленного опытом нравственных ценностей и отношений. Именно в дошкольном детстве сопереживание является одним из главных механизмов воспитания чувств, основой нравственного поведения ребенка.
Всем известно, что просмотр любимых мультфильмов влияют на развитие детей, а именно: стимулируют к игре, которая становится основой для будущей деятельности и социальных ролей, позволяет выделить их на фоне других факторов влияния окружающего мира.
При использовании методов сказкотераппи, арттерапии и мульттерапии, детям предоставляется возможность обращаться к своим чувствам через переживания за любимых героев; происходит развитие эмпатических способностей ребенка. В последующем обсуждении с детьми просмотренного мультфильма, детям легче оценивать свои поступки, высказывать свои чувства по отношению к героям, сравнивать, сопоставлять, отожествлять себя со сказочными героями с целью определения своей ситуации, своего состояния.
Направленность занятий:коррекционно-развивающая, профилактическая.
Уровень реализации:дошкольное образование.
Адресат:дети 5-6 лет, посещающие дошкольное учреждение, сборная группа.
Показания:организация групповых игровых сеансов с детьми 5-6 лет.
Противопоказания:дети с задержкой умственного развития, аутичные и дети с СДВГ. Для группы этих детей необходимы индивидуальные занятия.
Цель: формирование толерантного сознания и поведения детей дошкольного возраста, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе.
Задачи:
1. Развитие интереса ребенка к внутреннему миру человека посредством использования мультфильмов,
2. Знакомство с новым понятием «толерантность»,
3. Развитие навыков социального поведения,
4. Развитие способности оценивать собственные чувства и чувства других,
5. Воспитание желания чутко и бережно относится к чувствам и переживаниям окружающих,
6. Развитие чуткого, внимательного отношения к другим,
7. Обогащение опыта и восприятия чувств, эмоций и оценка поступков героев,
8. Практическое применение форм эмпатийного певедения в проблемно-игровых ситуациях,
9. Развитие самостоятельности в проявлении эмпатии.
Методы, обеспечивающие результативность: художественное слово, мульттерапия, сказкотераппя, арттерапия, упражнения и игры, направленные на развитие и коррекцию социально-коммуникативной сферы ребенка.
Условия реализации:кабинет для групповых занятий.
Длительность: коррекционно-развивающая деятельность рассчитана на 9 занятий, которые проводятся один раз в месяц, продолжительностью 35 мин.
Количество участников:8-10 человек.
Организация игровых сеансов:
1 этап– подготовительный (разогрев). Разогрев включает в себя ритуал приветствия, игры и упражнения направленные на снятие нервно-психического напряжения, повышение эмоционального фона настроения, формирование у детей направленности на своих сверстников.
2 этап– разминка. Помогает детям настроится на работу, повышает уровень их активности, способствует формированию групповой сплоченности (дидактические игры, упражнения, сказкотерапия, и пр.).
3этап– основной. Направлен на решение основных задач программы (просмотр мультфильмов).
4этап– рефлексия.Возможность понять и получить обратную связь от участников игры.
5 этап– ритуал прощания. Создание атмосферы группового доверия, сплоченности, выхода из ситуации сказки. Психологическое завершение групповой работы.
Необходимые материалы, оборудование:помещение с интерактивной доской, столы стулья, ковер, пространство, где дети могут свободно передвигаться.
Предполагаемый результат: повышение самооценки детей, формирование толерантного отношения к другим людям, сплочение детского коллектива, развитие эмпатии, развитие навыков социального поведения, развитие способности оценивать собственные чувства и чувства других, развитие творческого воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kniga.docx | 160.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Конспекты непосредственной коррекционно-образовательной деятельности с использованием мультфильмов в работе педагога-психолога
«Страна Дружбы и Понимания».
Тимашевск 2012
Рецензенты:
Разработчик: Педагог-психолог НДОУ «Детский сад №98 ОАО «РЖД»
В пособии представлены разработки занятий с использованием мультфильмов разных народов мира по формированию у детей эмпатии и доброжелательного отношения к другим национальностям; отдельных игровых упражнений, методов сказкотерапии, арттерапии, разыгрывание различных ситуаций с последующим обсуждением.
Пособие предназначено психологам дошкольных учреждений, воспитателям, родителям.
ВВЕДЕНИЕ.
Ключевые слова: толерантность, эмпатия, психолого-педагогическая технология формирования толерантности.
Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью.
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства сенситивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.
Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника. В своем пособии я постаралась объединить две сферы деятельности ребенка - досуговую и учебно-воспитательную сферы, где важным средством воспитания толерантности и развития эмпатии выступает просмотр определенного мультфильма с последующим обсуждением и выводами.
Современные исследования известных психологов (Ю.Б. Гиппернейтер, Т.Д. Корягина, Е.Н. Козлова) убеждают нас в том, эмпатия-это:
- Способность к последовательному выражению понимания другого в речи и /или в действии;
- Способность к гибкому переключению от состояния эмпатического понимания к искреннему выражению своих чувств.
В старшем возрасте эмпатия имеет свои специфические проявления. Они связаны с преобразованием непосредственного эмоционального реагирования ребенка в форму эмпатийного переживания, обусловленного опытом нравственных ценностей и отношений. Именно в дошкольном детстве сопереживание является одним из главных механизмов воспитания чувств, основой нравственного поведения ребенка.
Всем известно, что просмотр любимых мультфильмов влияют на развитие детей, а именно: стимулируют к игре, которая становится основой для будущей деятельности и социальных ролей, позволяет выделить их на фоне других факторов влияния окружающего мира.
При использовании методов сказкотераппи, арттерапии и мульттерапии, детям предоставляется возможность обращаться к своим чувствам через переживания за любимых героев; происходит развитие эмпатических способностей ребенка. В последующем обсуждении с детьми просмотренного мультфильма, детям легче оценивать свои поступки, высказывать свои чувства по отношению к героям, сравнивать, сопоставлять, отожествлять себя со сказочными героями с целью определения своей ситуации, своего состояния.
Направленность занятий: коррекционно-развивающая, профилактическая.
Уровень реализации: дошкольное образование.
Адресат: дети 5-6 лет, посещающие дошкольное учреждение, сборная группа.
Показания: организация групповых игровых сеансов с детьми 5-6 лет.
Противопоказания: дети с задержкой умственного развития, аутичные и дети с СДВГ. Для группы этих детей необходимы индивидуальные занятия.
Цель: формирование толерантного сознания и поведения детей дошкольного возраста, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе.
Задачи:
- Развитие интереса ребенка к внутреннему миру человека посредством использования мультфильмов,
- Знакомство с новым понятием «толерантность»,
- Развитие навыков социального поведения,
- Развитие способности оценивать собственные чувства и чувства других,
- Воспитание желания чутко и бережно относится к чувствам и переживаниям окружающих,
- Развитие чуткого, внимательного отношения к другим,
- Обогащение опыта и восприятия чувств, эмоций и оценка поступков героев,
- Практическое применение форм эмпатийного певедения в проблемно-игровых ситуациях,
- Развитие самостоятельности в проявлении эмпатии.
Методы, обеспечивающие результативность: художественное слово, мульттерапия, сказкотераппя, арттерапия, упражнения и игры, направленные на развитие и коррекцию социально-коммуникативной сферы ребенка.
Условия реализации: кабинет для групповых занятий.
Длительность: коррекционно-развивающая деятельность рассчитана на 9 занятий, которые проводятся один раз в месяц, продолжительностью 35 мин.
Количество участников: 8-10 человек.
Организация игровых сеансов:
1 этап – подготовительный (разогрев). Разогрев включает в себя ритуал приветствия, игры и упражнения направленные на снятие нервно-психического напряжения, повышение эмоционального фона настроения, формирование у детей направленности на своих сверстников.
2 этап – разминка. Помогает детям настроится на работу, повышает уровень их активности, способствует формированию групповой сплоченности (дидактические игры, упражнения, сказкотерапия, и пр.).
3 этап – основной. Направлен на решение основных задач программы (просмотр мультфильмов).
4 этап – рефлексия. Возможность понять и получить обратную связь от участников игры.
5 этап – ритуал прощания. Создание атмосферы группового доверия, сплоченности, выхода из ситуации сказки. Психологическое завершение групповой работы.
Необходимые материалы, оборудование: помещение с интерактивной доской, столы стулья, ковер, пространство, где дети могут свободно передвигаться.
Предполагаемый результат: повышение самооценки детей, формирование толерантного отношения к другим людям, сплочение детского коллектива, развитие эмпатии, развитие навыков социального поведения, развитие способности оценивать собственные чувства и чувства других, развитие творческого воображения.
Приложение
Конспекты непосредственной коррекционно-образовательной деятельности с использованием мультфильмов.
НКОД №1.
Программное содержание:
Формирование у детей позитивного отношения к своим эмоциям и чувствам и их гуманного выражения.
Формирование у детей представления об окружающем мире, о его многообразии, разных странах, России как о родной стране.
Развитие умения распознавания настроения окружающих.
Снятие психомышечного напряжения.
Оборудование и материалы: глобус, диск с мультфильмом «Бюро находок», клубок ниток, листы формата А4, цветные карандаши.
Ход занятия:
В самом начале педагог-психолог объясняет, что на наших занятиях нужно называть друг друга по имени, не обзываться, не драться, не толкаться, а стараться уважать друг друга.
Сегодня мы отправимся в наше первое, необычное путешествие в «Страну Дружбы и Понимания».
Приветствие «Дружная паутинка».
Педагог-психолог встречает детей и предлагает собраться в круг:
- Здравствуйте, ребята, сегодня я вам предлагаю поближе познакомиться с помощью волшебного клубочка. Для начала закройте глаза и вспомните всех своих друзей... А теперь тот, кто получит клубочек, скажет, как зовут его лучшего друга, и что-нибудь о нем расскажет.
Психолог первым рассказывает о друге, передает клубочек и объясняет, что после рассказа участник передает клубочек дальше, но ниточку не бросает и все делают так, чтобы получилась паутинка. Упражнение продолжается до тех пор, пока не выскажется каждый участник. После чего педагог-психолог обращает внимание на сплетенную паутинку и говорит, что только сообща можно сделать любое дело хорошо.
Разминка.
Педагог-психолог (демонстрирует детям глобус): Ребята, кто из вас знает, что это такое? Правильно, это глобус – модель планеты Земля, на которой живём мы с вами и ещё много-много других людей. Я предлагаю вам лечь на коврики, закрыть глаза и послушать стихотворение В. Орлова.
Словно крыша над землей,
Голубые небеса.
А под крышей голубой
Реки, горы и леса,
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы.
Страны все и все народы,
И, конечно, я и ты.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одной голубой
Общей крышей мы живем!
Педагог-психолог спрашивает детей, каким они себе представили наш большой мир (ответы детей).
А теперь посмотрите на глобус, сколько стран на Земле! Не сосчитать! Есть страны очень большие. Например, наша Россия.
- Что вы знаете о России? (ответы детей)
Россия – самая большая страна в мире. Это наша родная страна. Вы должны гордиться, ребята, что живете в такой большой стране.
Ребята, а как вы думаете, нужна ли дружба на планете? (ответы детей). А то такое дружба? Какими качествами должен обладать друг? Как вы думаете, для чего нужно дружить? (ответы детей).
А теперь давайте немного попутешествуем. А отправимся мы сегодня в волшебную «страну Дружбы и Понимания». Рассаживайтесь поудобнее, мы начинаем (дети садятся на стульчики и смотрят мультфильм «Бюро находок»).
Рефлексия.
Вопросы для обсуждения:
Скажите, как можно назвать героев того мультфильма?
Почему вы так думаете?
Как бы вы назвали такую дружбу?
А если друзья собираются вместе, то чем они могут заниматься?
А вы можете себя считать друзьями?
Давайте проверим, как вы друг друга знаете.
Игра «Отгадай, чей голосок?»
Вы знаете голоса друг друга? Каждый из вас будет становиться в центр круга с закрытыми глазами, а другие, взявшись за руки будут ходить вокруг со словами «Имя, мы находимся в лесу и зовем тебя «Ау!» глазки сразу открывай, кто зовет тебя узнай!» Тебя позовут по имени, а ты отгадай, кто тебя позвал. (Тот, кого ребенок узнает по голосу, становится водящим).
Дети играют в течение 3—4 минут.
Рисование «Портрет моего друга».
Педагог-психолог предлагает детям сесть за столы, взять листы бумаги, цветные карандаши и нарисовать одного из своих друзей.
Педагог-психолог предлагает устроить выставку работ, все рассматривают и обсуждают работы друг друга.
Рефлексия.
Примерные вопросы для детей:
Понравилось ли вам занятие?
Что нового узнали о дружбе?
Какой герой мультфильма больше всего понравился?
Что помогает людям дружить?
Ритуал прощания.
Педагог-психолог предлагает взяться всем за руки и вместе произнести стихотворение Ю. Энтина:
ПРО ДРУЖБУ
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
НКОД №2.
Программное содержание: формирование у детей уважительного отношения к людям разных национальностей, развитие коммуникативных навыков, расширение представления об окружающем мире и разных странах, развитие логического мышления.
Оборудование и материалы: кубик настроения, диск с записью мультфильма народов Востока «Братья Лю».
Здравствуйте, я вас ждала, мне не терпится продолжить наше путешествие, а вам? (ответы детей). Давайте сначала поздороваемся друг с другом.
Игра-приветствие с кубиком настроения
Психолог предлагает детям кубик, каждый ребенок его рассматривает, выбирает нужную пиктограмму и рассказывает, почему он выбрал именно это настроение.
Ребята, мы на прошлом занятии говорили о нашей стране-России, где говорим на русском языке. Но есть и другие страны, где говорят на разных языках. Хорошо, если рядом будет переводчик, который переведет, о чем говорят, а если нет? Как вы думаете, как можно понять друг друга?
(ответы детей). Педагог-психолог соглашается с правильными ответами и
рассказывает, что с помощью жестов и мимики все можно понять и предлагает поиграть в игру "Угадай эмоцию"
Психолог показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начинать нужно с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно постараться расширить диапазон чувств, ввести различные оттенки эмоций (раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо "в живом плане") с соответствующим сюжетом. Педагог-психолог в конце игры спрашивает у детей:
Сложно ли было понять друг друга?
Какие эмоции у вас вызвала эта игра?
Смогли бы вы общаться с детьми других национальностей жестами и мимикой?
Психолог предлагает детям отправиться в путешествие по стране мультфильмов: Ребята, сегодня мы с вами будем смотреть мультфильм народов Востока «Братья Лю».
Рефлексия.
Примерные вопросы для обсуждения.
Ребята, а вы обратили внимание, что герои этого мультфильма другой национальности?
Заметили, что они точно так же чувствуют, переживают, умеют дружить?
Скажите, как можно назвать героев этого мультфильма?
Почему вы так думаете?
Вам бы хотелось дружить с такими людьми? Почему?
Педагог-психолог предлагает поиграть в игру на сплочение коллектива.
“Ожерелье”
Дети встают в плотный круг. Они – бусинки красивого ожерелья. Тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга бегают по шее хозяйки, так же плотно прижавшись.
Психолог подходит к ожерелью и пытается “разорвать” его. Если ему это удастся, бусинки “рассыпятся” по полу и покатятся по нему. Психолог ловит их, по очереди, крепко держа за руку первую, та – вторую пойманную ведущим, третью и т.д. пока не соберет все ожерелье и не сделает его плотным и крепким. Первая пойманная бусинка становится ведущим.
Психолог просит вспомнить, как мы в начале занятия общались мимикой и предлагает пообщаться жестами.
Игра «Передай движение»
Дети становятся в круг и закрываю глаза. Психолог, находясь в кругу, придумывает какое-нибудь движение, затем дети повторяют его по кругу. После игры проговаривают, какие движения им было сложно изобразить, а какие легко.
Рефлексия.
Понравилось ли вам занятие?
Что нового вы узнали?
Сказку какой страны вы посмотрели?
Смогли бы вы дружить с детьми других стран?
Что интересного вы узнали сегодня?
Ритуал прощания.
Педагог-психолог предлагает взяться за руки, заглянуть в глаза и улыбнуться друг другу. Психолог читает стихотворение
ДРУЖБА – ЭТО ДАР
Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.
Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.
Ю. Белоусова.
НКОД №3.
Программное содержание: формирование у детей уважительного отношения к людям разных национальностей, развитие коммуникативных навыков, расширение представления об окружающем мире и разных странах, раскрытие групповых отношений. Развитие чуткого, внимательного отношения к другим, обогащение опыта и восприятия чувств, эмоций и обучение оценивать поступки героев.
Оборудование и материалы: глобус, диск с записью мультфильма «Маугли», спокойной и ритмичной музыки.
Здравствуйте, я вас ждала, мне не терпится продолжить наше путешествие по «Стране Дружбы и Понимания», а вам? (ответы детей). Давайте сначала поздороваемся друг с другом.
Игра-приветствие «Жучок.
Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки. Игра повторяется 3-4 раза.
Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей;
- лидер;
- товарищ лидера
- неприсоединившийся оппозиционер;
- покорный конформист;
- отверженный.
Педагог-психолог предлагает детям присесть на коврик и рассказывает о чувствах, которые может испытывать любой человек: чувство радости, горя, обиды, восхищения. Детям задаются вопросы: «Как вы думаете, что может вызвать чувство радости, а обиды?» и т. д. (ответы детей). После чего педагог-психолог предлагает выполнить упражнение
"Как ты себя чувствуешь?"
Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внима тельно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует и рассказывает об этом.
Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.
После упражнения психолог просит детей присесть на стульчики для просмотра мультфильма «Маугли» (отрывок).
Рефлексия.
Примерные вопросы для обсуждения.
Ребята, как вы считаете, какой национальности наш герой?
Вы хотели бы иметь такого друга?
Как вы думаете, что чувствовал Маугли при встрече с
Как вы считаете, можно назвать настоящими друзьями Маугли Каа, Балу, Багиру и Акелло?
Как вы поступили, если бы друг попал в беду?
Педагог-психолог предлагает поиграть в игру
«Шустрики - мямлики»
Психолог рассказывает детям о том, что люди все разные, не похожие друг на друга. Есть такие, которые не любят шумных игр, громких звуков, любят тихонько играть и чаще одни или с такими же «тихими» ребятами, любят читать в одиночестве и думать о чем - либо интересном. В этом и заключается их особенность. А есть совершенно другие дети: они любят веселые и шумные игры в больших детских компаниях, они много бегают, прыгают, шумят. И нельзя сказать, что они плохие дети, просто они такими родились: шумными и подвижными. Психолог предлагает придумать для таких разных детей шуточные названия. Пусть «шумных» зовут шустрики, а «тихих» - мямлики. Психолог предлагает детям «разделить» сказочных героев мультфильма «Маугли» на шустриков и мямликов. Затем ребенку предлагается подумать, кто же он: шустрик или мямлик (ребенок анализирует свое поведение). Далее психолог предлагает ребенку потанцевать. Под медленную музыку он будет танцевать спокойно - как мямлики, а под быструю и веселую - как шустрики.
Педагог-психолог хвалит детей за отличную игру, предлагает собраться в круг и сказать на прощание друг другу приятные слова. (Первым начинает педагог-психолог). Провожает детей в группу.
НКОД №4.
Программное содержание: формирование представлений о понятии «дружба»; воспитание доброжелательного и бережного отношения к своим друзьям.
Оборудование и материалы: пиктограммы эмоций, вырезанные из бумаги детские ладошки, клей, лист ватмана, фломастеры, карандаши; телевизор, диск с мультфильмом «Тигренок и его друзья», диск с песнями из мультфильмов.
Дети заходят в комнату и становятся возле психолога.
- Здравствуйте, ребята, какое чудесное утро! Сегодня мы опять будем путешествовать по «Стране Дружбы и Понимания». Давайте мы дружно
встанем в «Круг радости» для того, чтобы весело поприветствовать друг друга, ведь для радости есть причина: здесь собрались настоящие друзья. Возьмемся за руки и вместе скажем: «Здравствуй, друг, вот и я! Мы - хорошие друзья!»
- Ребята, как вы приветствуете друг друга, когда приходите утром в
детский сад? Давайте поздороваемся со своими друзьями не словами,
а своим телом. Когда я хлопну один раз в ладоши, вы пожмите друг
другу руки. Два хлопка - потритесь спинками. Три хлопка - встаньте
в круг на свои места.
Молодцы! Ну а теперь давайте улыбнемся друг другу и сядем на стульчики.
(Дети подходят к столику, на котором лежат пиктограммы с эмоциями.)
-Догадались, о чем мы сейчас будем говорить? (О настроении.) Какое у вас сегодня настроение? Почему вам весело и радостно? Например: «Потому что у меня много друзей в группе». А с кем можно дружить? Как вы думаете, с чего начинается дружба? Посмотрите внимательно на лица человечков и найдите того человечка, у кого нет друга. Какое должно быть выражение его лица? (Грустное, мрачное, безрадостное, обиженное, печальное). С чем можно сравнить его настроение? А теперь найдите человечка, по выражению лица которого можно предположить, что у него много друзей? Почему вы так считаете? С чем можно сравнить его настроение? (ответы детей).
- Молодцы! Вы правы! Я предлагаю посмотреть мультфильм «Тигре-
нок и его друзья», присаживайтесь на свои стульчики.
(Просмотр отрывка из мультфильма.)
Рефлексия.
Вопросы для обсуждения:
- Скажите, как можно назвать героев этого мультфильма?
- Почему вы так думаете?
- Как бы вы назвали такую дружбу?
- Когда друзья собираются вместе, они могут найти много интересных
занятий. А вы можете считать себя друзьями?
- А хорошо ли вы друг друга знаете?
-Давайте поиграем в игру «Угадай друга».
Встанем в круг. Я буду рассказывать о ком-то из вас, а вы - угадывать. Например: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка! Она одета в голубое платье, на ногах - белые носки и спортивные тапочки; любит манную кашу, всегда быстро ее съедает; любит игру "Мозаика"». (Дети называют имя девочки. Игра продолжается до тех пор, пока не «найдется» последний ребенок.)
- Молодцы! Здорово! Вы действительно все хорошо знаете друг друга.
- Сейчас поднимите руки вверх и покажите свои ладошки, они у всех
разные. На столе у меня лежат ладошки из бумаги. Подойдите к столу, возьмите каждый ладошку и разукрасьте ее вашими любимыми
цветами (дети рисуют под спокойную музыку). Посмотрите, у всех
ладошки получились разные, потому что мы с вами все отличаемся
друг от друга. Теперь приклейте свои ладошки по кругу. Что получилось? Солнышко, цветочек. Посмотрите: по отдельности вы все -лучики, лепесточки, а вместе - солнышко, цветочек, которые дарят
нам радость и тепло. Спасибо вам за работу. А теперь встаньте в круг
и возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ваших ладошек-«лучиков». Думаю, теперь вы чаще будете замечать друг в друге хорошее и доброе.
Примерные вопросы для детей:
- Понравилось ли вам занятие?
- В какие игры было трудно играть?
- Какое настроение бывает у человека?
- Кто такой друг?
Стоя в кругу, дети протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: «Раз. два. три. четыре, пять - скоро встретимся опять!». - Наше занятие заканчивается. Мне было очень приятно с вами общаться и играть!
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете.
Ведь с друзьями веселей
На любой планете!
НКОД №5.
Программное содержание: формирование представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий; расширение знаний о разных способах общения с другими людьми: развитие в детях способности в каждом человеке видеть его особенности.
Оборудование и материалы: диск с записью мультфильма «Золотая антилопа», спокойной музыки, листы бумаги А4 на каждого ребенка, цветные карандаши.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наше путешествие
в «Страну Дружбы и Понимания».
- Ребята, скажите, а вы хорошо себя знаете?
- А можете ли вы различать друг друга по голосу? Ведь вы все разные
и голоса у вас разные.
- Сейчас мы это проверим. Мы поиграем в игру, которая называется
«Угадай, кто тебя позвал?». Встаньте все в круг. Повторите за мной
фразу и запомните ее: «Водим, водим хоровод! Угадай-ка, кто зовет!»
Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Глазки не открываем, иначе я не смогу определить, узнаете вы друг друга по голосу или нет. До кого я дотронусь рукой, тот громко произнесет еще раз эту фразу и позовет по имени водящего.
- Ребята, запомнили? Давайте повторим еще раз все вместе эту фразу. (Тот, кого узнает по голосу водящий, занимает его место в центре круга.) Очень хорошо. Мне приятно, что вы друг друга так хорошо знаете. Я хочу вам рассказать одну историю.
Игра «Несмеянки»
Все встают в круг.
Психолог говорит:
- В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были счастливые люди. Днем они трудились, а вечером отдыхали и веселились. Очень любили люди в этом государстве ходить на представление забавного клоуна. Он был такой веселый, что никто не мог удержаться от смеха, когда он шутил и строил забавные рожицы.
Однажды клоун узнал, что в соседнем государстве живут очень грустные люди. Они никогда не смеются, ничто их не радует, никто не может их рассмешить. И тогда он решил отправиться в это государство и помочь им. Как вы думаете, получилось ли у клоуна рассмешить
грустных людей?..
А теперь давайте поиграем в несмеянок! Кто хочет быть клоуном?.. Вот тебе колпак и нос (психолог надевает на ребенка реквизит). Тебе нужно постараться рассмешить несмеянок. Ну, а несмеянки (обращается к остальным детям) должны постараться не улыбнуться и не засмеяться.
Дети выполняют задание.
Через некоторое время водящий меняется, игра возобновляется.
По окончании игры психолог выясняет у детей, что было труднее - рассмешить или же самим не рассмеяться.
Педагог-психолог предлагает занять свое место на стульчиках и посмотреть мультфильм «Золотая антилопа» по мотивам восточных сказок.
Рефлексия.
- Ребята, как вы думаете, кого можно назвать добрым и злым.
- Почему антилопа помогала мальчику?
- Можно ли дружить с таким человеком, как купец? Почему?
Педагог-психолог просит детей присесть за столы и нарисовать свое настроение после занятия. (Дети рисуют и обсуждают свое настроение). Педагог-психолог говорит, что занятие подошло к концу и провожает детей в группу.
НКОД №6.
Программное содержание: формирование представлений о понятии «дружба»; воспитание доброжелательного и бережного отношения к людям.
Оборудование и материалы: игрушечный персонаж Лесовичок (кукла-перчатка), игрушки животных (белка, лиса, волк, медведь, ежик), диск с записью мультфильма «Лесные сказки», ватман, краски, карандаши, фломастеры, диск с музыкой «Звуки леса», стул или пенек.
Педагог-психолог встречает детей и предлагает продолжить путешествие по «Стране дружбы и Понимания».
Давайте проверим, насколько вы внимательны друг к другу и сыграем в игру. Садитесь все на стульчики. Как только вы услышите команду и она будет про вас, вы должны выполнить задание.
Например:
- Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.
- Пусть похлопают в ладоши все, у кого карие глаза.
- Пусть коснутся кончика носа все, у кого есть розовый цвет в одежде.
- Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.
- Пусть улыбнутся все, кто умеет помогать детям и взрослым.
- Пусть хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других.
- А теперь мы с вами отправимся в сказочный лес к Лесовичку (звучит
музыка «Звуки леса»).
- Садимся все на стульчики в круг, закрываем глаза и слушаем сказочные звуки леса.
- Представьте, что вы входите в сказочный лес. Оглядитесь вокруг.
Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки. Вам хорошо и комфортно. Вы постепенно открываете глаза и видите, что мы с вами оказались в сказочном волшебном лесу. А вот наш Лесовичок!
«Здравствуйте, ребята! Сегодня я не один пришел на встречу с вами, а со своими друзьями. Я буду загадывать загадки, а вы угадайте, кто мой друг.
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый, краса, А зовут ее...
(Лиса)
Серовато, зубовато, По полю рыщет, Телят, ягнят ищет.
(Волк)
Вот иголки и булавки Вылезают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят.
(Ежи)
Кто с высоких темных сосен В ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенек Промелькнул, как огонек?
(Белка)
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)». «Молодцы! Угадали!»
«Ребята, а здороваться вы умеете? А как? У нас в лесу все звери здороваются по-разному. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо как-то общаться, поэтому они придумали свой особый язык. Когда они хотят поздороваться, они трутся друг об друга носами (показывает): когда хотят спросить другого, как дела, то хлопают своей ладонью по ладони другого (показывает); когда хотят спросить, все ли хорошо, кладут свою голову на плечо другого, когда хотят выразить свое отношение, любовь и дружбу, то обнимаются (показывает). Только главное условие - разговаривать во время игры нельзя, общаться нужно с помощью жестов. Готовы вы играть?
Тогда начали. Сейчас утро, выглянуло солнышко, все звери проснулись, умылись, почистили зубы, помыли ушки и пошли друг к другу в гости. И стали спрашивать друг друга: «Как дела?», «Все ли хорошо?» от этого так им стало весело и хорошо, что они решили признаться друг другу в крепкой дружбе».
«Все звери в этом лесу отличаются друг от друга. Каждый имеет свою внешность, характер, привычки. У каждого есть свой дом. Пусть каждый из вас возьмет одного животного и придумает ему имя, опишет его внешность, характер, место, где живет, что любит делать, изобразит его.
Например: "Я Зайка, меня зовут Всезнайка, потому что я читаю много книг и все про всех знаю. Живу в своем сказочном домике. Люблю прыгать, играть, бегать, я очень ловкий, шустрый. Я прыгаю вот так".
Молодцы! Вы правы! Я предлагаю посмотреть мультфильм, который поможет рассказать о том, что все звери разные, у каждого свой характер».
Рефлексия.
- Скажите, как можно назвать героев этого мультфильма? (Друзья.)
- Почему вы так думаете?
- Как выглядел Медведь? Заяц? Лиса? Волк? Какой у них характер?
- А хорошо ли вы друг друга знаете?
«А теперь пусть каждый нарисует свою зверушку. Можно из мультфильма. Как выглядит, в каком доме живет». (Дети садятся за столы и рисуют на приготовленных листках мелками, карандашами. Затем рисунки рассматриваются и обсуждаются.)
«Молодцы ребята! Вы красиво нарисовали, изобразили и рассказали о своих животных. Теперь можно и похвалить друг друга. У нас в лесу есть волшебный пенек. Тот, кто на него садится, получает от других зверей комплименты. Он дарит всем добрые качества и забирает все плохое. Но чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном пеньке».
Вот наш красивый, волшебный пенек. Кто хочет на него сесть? Идемте вокруг пенька и споем песенку: Кто сегодня всех красивей? Кто сегодня всех счастливей? Поскорее появись! На волшебный пень садись!»
(По очереди дети садятся на волшебный пень, и каждый по кругу дол-жен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.) «Молодцы!»
«Ребята, нам пора возвращаться из сказочного леса. Вижу, вам было интересно, весело. Прощаемся с нашим героем Лесовичком (звучит музыка "Лесные звуки").
Сядьте на свои стульчики и закройте глаза. Пока вы еще в сказочном лесу, и вот вы представляете себе тропинку, зеленую и красивую. Вы прощаетесь с волшебным лесом и по этой тропинке идете назад в нашу группу... Открывайте глаза».
Примерные вопросы для детей:
- Понравилось ли вам путешествие в лес к Лесовичку?
- Какие звери там живут? Что в них особенного? Чем отличаются друг
от друга?
- Какие ласковые, добрые слова можно говорить близким людям?
- Понравился ли вам мультфильм?
Стоя в кругу, дети протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: «Раз, два, три, четыре, пять - скоро встретимся опять!»
«Наше занятие заканчивается. Мне было очень приятно с вами общаться и играть! До скорых встреч!»
НКОД №7.
Программное содержание: Расширение и углубление представлений детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям, раскрытие значимости моральной поддержки товарищам,
которая может быть выражена в сочувствии, формирование ценностных отношений ребенка к себе и к окружающим его людям.
Оборудование и материалы: медальоны с изображением различных сказочных персонажей, диск с записью мультфильма «Димка и Тимка».
Педагог-психолог встречает детей и предлагает присесть на коврик: «Здравствуйте, я вас очень ждала. Нам сегодня предстоит путешествие в страну Взаимопонимания. Но сначала мне очень хочется, чтобы вы поздоровались от имени какого-нибудь сказочного персонажа».
Игра «Мой сказочный герой»
Детям предлагается рассказать о себе от имени какого - либо сказочного героя (каждый ребенок придумывает себе «псевдоним» сказочного героя, выбирает для себя соответ ствующий медальон). Во время представления дети могут вспомнить эпизоды из сказок, голоса сказочных героев, отрывки из сказок.
После чего педагог-психолог детям предлагается послушать рассказ
Л. Толстого.
« Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притво рился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать; он и дышать пере стал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и ото шел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:
- Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от
товарищей убегают».
Рефлексия.
Вопросы для обсуждения.
- Что произошло с мальчиками в лесу?
- Что чувствовал один из мальчиков, оставшись один на один
с медведем? - Что значит «быть плохим другом»?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
После обсуждения педагог-психолог просит детей присесть на стульчики и посмотреть фрагмент из мультфильма «Димка и Тимка» и спеть вместе с героями мультфильма его любимую песенку: «Настоящий друг», музыка Б. Савельева (из мультфильма «Димка и Тимка»).
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий
Верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь —
Вот что значит настоящий
Верный друг.
Рефлексия.
Педагог-психолог обращает внимание на слова песни:
«Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий
Верный друг».
Отмечает, как хорошо иметь верных и надежных друзей! Просит детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.
«Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».
Педагог-психолог говорит, что занятие подходит к концу и для того, чтобы попрощаться друг с другом, нужно встать в круг, соединить две ладошки вместе, сказать про себя все добрые слова и «подарить» все, что в ладошке своему товарищу. (Дети выполняют). Педагог-психолог прощается с детьми: «До следующей встречи!»
НКОД №8.
Программное содержание: формирование у детей уважительного отношения к другим людям, развитие коммуникативных навыков, расширение представления об окружающем мире и разных странах, развитие логического мышления. Активизация эмоционально-чувственного опыта и обога щение представлений о чувствах и эмоциях, способах их
выражения и вербализации.
Оборудование и материалы: диск с записью мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена», мяч, пиктограмма радости, разрезанная на кусочки по количеству детей.
Игра-приветствие Волшебные очки
Психолог приносит детям коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, психолог называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.
Ребята, а теперь я предлагаю вам поговорить, присаживайтесь на коврик.
Беседа «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу».
В начале беседы предложить детям послушать отрывок из стихотворения Г. Остер «Советы непослушным детям».
— Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Пусть он видит, лежа в луже, Ты ничуть не огорчен — Настоящий друг не любит Огорчать своих друзей.
— Вам понравились советы настоящим друзьям? Почему?
— Как правильно нужно поступить в этой ситуации?
Задание детям:
- Как можно переубедить героя стихотворения в его пред ставлении о настоящей дружбе?
- Как помочь стать добрее, внимательнее?
Педагог-психолог предлагает поиграть в игру
«Противоречия»
Дети встают полукругом напротив психолога.
Психолог, поочередно бросая детям мяч, спрашивает, что они любят и почему. После этого психолог таким же образом выясняет, что не любят дети и почему.
Затем психолог называет какое-либо плохое с точки зрения детей явление и бросает одному из участников мяч. Ребенку, получившему мяч, нужно найти положительную сторону этого явления. Например:
-Плохо, когда идет дождь.
-Зато можно надеть сапоги, взять зонтик и ходить по лужам.
Или:
-Зато все растения получат влагу и отмоются от пыли. И т.п.
Примечание. При возникновении затруднений психолог сам называет положительную сторону какого-либо явления.
Упражнение можно построить как диалог: один из участников говорит, что есть плохого, а другой - что хорошего в том или ином явлении.
Ребята, наступило время отправляться в «страну Дружбы и понимания». Присаживайтесь, сегодня у нас встреча с Чебурашкой и крокодилом Геной.
Рефлексия.
- Что можно рассказать об этих героях?
- Похожи ли они друг на друга?
- Можно ли назвать их друзьями?
- Что самое главное в дружбе?
Ребята, а теперь мне хочется рассказать вам отрывок из сказки «Жар птица». Сначала вы меня послушайте, а когда я буду второй раз читать, постарайтесь выполнять движения, которые делал Иван-царевич.
Упражнение «Жар-птица» (применение элементов сказкотерапии)
Психолог читает отрывок из сказки «Жар птица».
В царском саду росла яблоня с золотыми яблочками. Стала на эту яблоню прилетать Жар-птица и клевать эти золотые яблочки. Царь приказал своим сыновьям сторожить яблоню. На третью ночь выпало караулить Ивану-царевичу. Вот притаился он под яблоней и стал ждать… В полночь прилетела Жар-птица и села на яблоню. Дивится Иван-царевич на Жар-птицу. Вся-то она из золота, глаза у нее хрустальные, и сияют ее перышки так, что в саду стало светло как днем. Выпрямился Иван-царевич и схватил Жар-птицу за хвост, но вырвалась Жар-птица из его рук и улетела. А в руках Ивана-царевича осталось всего одно перо из ее хвоста. Поднял он руку с пером Жар-птицы, засияло, засветилось все вокруг, и пошел Иван-царевич во дворец. Все, кто встречался ему на пути, останавливались и изумлялись дивному свету от золотого пера Жар-птицы.
Выразительное движение-поза : Вытянутая гордо вперед рука, откинутая голова, подбородок – вверх. Вес тела переносится на ногу, стоящую впереди, руки тянутся к предмету восхищения.
Мимика : Брови несколько приподняты, широкая улыбка.
- У вас очень хорошо все получается, ну и на прощание, предлагаю вам сложить пиктограмму радостного лица.
В конце занятия дети делятся своими впечатлениями.
НКОД №9.
Программное содержание: Формирование эмпатии, снятие психомышечного напряжения, умение выражать свои эмоции, формирование способности у детей к сопереживанию.
Оборудование: глобус, набор ароматерапии, кисти, листы бумаги, краски, запись релакс. музыки.
Приветствие:
Психолог говорит:
-Закройте глаза и вспомните всех своих друзей... А теперь тот, кто получит мячик, скажет, как зовут его лучшего друга, и что-нибудь о нем расскажет.
Психолог первым рассказывает о друге. Упражнение продолжается до тех пор, пока не выскажется каждый участник.
- Ребята, на наших занятиях мы знакомились с героями разных мультфильмов. Расскажите, какой мультфильм или герой вам больше всего запомнился и понравился? Почему?
- Еще раз посмотрите на глобус, как много людей населяют нашу планету. Мы с вами говорили, что все люди разные и по цвету кожи, и по характеру, и по внешности. Но есть одно большое сходство - мы умеем понимать чувства других людей, сочувствовать, переживать, в беде всегда протянем руку помощи. Сегодня мы отправимся в наше последнее путешествие в «Страну Дружбы и Понимания», но я надеюсь, все, что вы здесь обсуждали и делали сможете перенести в вашу жизнь – приходить друг другу на помощь, помогать.
Ребята, мне хочется, чтобы вы поиграли со мной в очень интересную игру, а называется она
Все выстраиваются колонной и хватаются друг за друга покрепче. Это и будет дракон. Первый игрок в цепи становится его головой, а последний — хвостом. По свистку ведущего драконья «голова» должна поймать «хвост». Можно просто дотронуться до игрока-«хвоста» (осалить его). Задача «хвоста» — убежать. Вся цепочка быстро движется, дракон извивается.
Если «голова» поймала «хвост», то исполнитель роли «головы» встает в конец цепи и становится следующим драконьим «хвостом».
Новой «головой» дракона будет игрок, оказавшийся первым в цепочке.
А теперь, наше путешествие продолжается, присаживайтесь на стульчики.
Просмотр мультфильма «Катерок».
Рефлексия.
Рисунок «Мой друг»
Дети присаживаются за столы под музыку.
Психолог предлагает им нарисовать детей разных национальностей и по окончании работы сделать выставку.
По окончании рисования все рассматривают и обсуждают работы друг друга.
Педагог-психолог предлагает встать в круг и сесть на корточки.
Упражнение «Одуванчики»
Психолог говорит:
-На лесной поляне выросли одуванчики (дети встают).
Это были прекрасные цветы с яркими желтыми головками. Солнышко касалось своими теплыми лучами каждого одуванчика. А цветы грелись и от удовольствия поворачивали свои золотистые головки за солнцем (плавно поворачивают головы вправо-влево). Но вот их головки покрылись белыми пушинками и стали похожи на шарики (складывают ладошки над головой). Поднялся ветер (психолог звенит бубном), головки одуванчиков рассыпались на маленькие пушинки (дети разводят руки в стороны) и пушинки полетели над землей (бегают по комнате). Ветер утих (звуки бубна затихают), пушинки легли на травку (дети ложатся на ковер и закрывают глаза).
Психолог следит за тем, чтобы дети находились в расслабленной позе.
После окончания упражнения дети идут в группу.
Список литературы:
- ГайворонскаяТ.А.,
Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности // Методическое пособие.- 2007.-С. 62-64.
- Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении // Практические рекомендации.- 2006.- С. 53-54.
- Минаева В.М. развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры // пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2001. – С. 25-43.
- Погудкина И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками // Цикл коррекционных занятий. – 2007. – С. 11-39.
- Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать // Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – 2005. – 13-30.
- Устинова Н.В. Использование мультфильмов в коррекционно-развивающей работе с детьми 5-6 лет // Педагог-психолог Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Саторис».- 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в работе педагога-психолога
Содержание статьи раскрывает опыт работы педагога-психолога с детьми и родителями в ДОУ с применением ИКТ...
Использование сказкотерапии в работе педагога-психолога ДОУ
Различные приемы сказкотерапии позволяют помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и спо...
Использование ИКТ в работе педагога-психолога ДОУ
XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные...
Использование ИКТ в работе педагога – психолога
Использование ИКТ в работе педагога – психолога...
Семинар-практикум "Использование МЭО" в работе педагога-психолога
На семинаре-практикуме педагоги получат практические навыки использования МЭО для работы...
Использование сказкотерапии в работе педагога-психолога в детском саду
Использование сказкотерапии в работе педагога-психолога в детском саду...
Статья из опыта работы "Использование МЭО в работе педагога-психолога ДОУ"
В статье представлен опыт работы с МЭО...