Консультация для воспитателей
материал на тему
Взаимосвязь речевой и изобразительной деятельности в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_vospitateley1.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Взаимосвязь речевой и изобразительной деятельности в ДОУ.
Подготовила Лавбуган Н. А.
В настоящее время одной из основных тенденций художественного развития детей является интеграция всех средств эстетического воспитания и различных видов художественно-творческой деятельности, которая важна как для полноценного эстетического восприятия окружающей действительности, так и для развития художественных способностей детей. Объединив художественные средства различных искусств, педагог может помочь ребенку достичь более высокого уровня художественного развития в оптимальные сроки.
Особенно важно использовать комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста, так как именно эта возрастная стадия представляет собой начальную ступень формирования творчества в разных видах художественной деятельности, среди которых изобразительная и художественно-речевая занимают важное место. Исследованием взаимодействия создания выразительного образа в вербальной и графической формах детьми старшего дошкольного возраста посвящена данная работа.
Анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы позволяет сделать вывод о важной роли взаимодействия слова и изображения в педагогическом процессе, которое способствует эстетическому восприятию действительности, формированию целостного представления "картины мира"; обеспечивает эффективность развития художественно-творческих способностей детей. Кроме того, художественно-речевая деятельность на основе рисунка влияет на развитие монологической речи, ее образной выразительности; художественное слово и рассказы детей по рисункам, в свою очередь, помогают обогащению замысла, содержания рисунка.
Внимательное и продуманное отношение педагога к своей речи, а также правильная организация речевой активности детей на занятиях изобразительной деятельностью будут способствовать формированию выразительного образа предмета и овладению детьми обобщенным способом создания изображения; согласованию мыслительного и изобразительного процессов; более полному осмыслению детьми результатов своей деятельности, самоконтролю за способами и приемами изображения; развитию интереса к процессу изобразительной деятельности.
Взаимосвязь изображения с речью помогает более полному освещению первоначального замысла в тех случаях, когда ребенок не в состоянии выразить его только при помощи изобразительных средств; обогащению активного словаря детей образными словами и выражениями; развитию воображения детей в процессе рассказывания по рисункам с выходом за пределы изображенного; закреплению и уточнению представлений об окружающем; развитию самостоятельности и инициативы.
Изучение состояния проблемы использования взаимодействия речевой и изобразительной деятельности в современной педагогической практике показало, что несмотря на понимание педагогами важности комплексного подхода, они не обращают должного внимания на детскую и собственную речь во время занятий изобразительной деятельностью. Это, отчасти, объясняется и недостаточным количеством методических разработок по данному вопросу.
Изучая детские работы, мы выделили четыре уровня развития выразительности речи и рисунка и установили, что самого высокого уровня без специального обучения достигает незначительное количество детей (менее 1%). С целью преодоления этих недостатков, была разработана специальная программа, в которой содержание занятий представлено как единый комплекс задач, решение которых направлено на развитие художественно-речевой и изобразительной деятельности детей и основано на художественном тематизме, логическом освоении детьми навыков художественно-речевой и изобразительной деятельности и обучении дошкольников применению обобщенных способов создания образа в рисунке и рассказе.
Художественный тематизм характерен для всех видов художественной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. В ходе опытно-экспериментальной работы мы формировали у детей старшего дошкольного возраста представление о том, что все виды художественной деятельности позволяют им выразить свои чувства и мысли в разных художественных формах (прежде всего на примерах речевой и изобразительной).
Наиболее эффективными приемами развития художественной деятельности детей средствами взаимосвязи слова и изображения, по нашему мнению, являются:
- сопоставление текста и изображения, сравнение иллюстраций одного и разных авторов;
- словесные дидактические игры и упражнения;
- показ и объяснение технических приемов, принципов композиционного построения;
- моделирование;
- беседа, рассказ;
- рисование по предложенному сюжету, составление рассказа по иллюстрации или собственному рисунку.
С помощью данных приемов были сформированы предпосылки для самостоятельного использования детьми выразительных средств речи и рисунка, объединение их в своих творческих работах. Как показало проведенное исследование, необходимым условием художественного развития детей средствами взаимосвязи слова и изображения является органическая связь обучения с творчеством на занятиях, в самостоятельной художественной деятельности и в повседневной жизни.
Другим важным условием является подготовка педагогов к этой работе, включающая изучение и освоение разнообразных форм, методов и приемов использования взаимодействия речевой и изобразительной деятельности. Мы убедились, что разработка системы художественного развития в дошкольном образовательном учреждении, включающая развитие эстетического восприятия и эстетической оценки, формирование выразительности рисунков и речи детей, развитие творческой активности, дает возможность избежать спонтанности в воспитательном процессе, определить задачи художественного развития детей, содержание знаний, умений, навыков детей.
Положительное влияние взаимодействия изобразительной и речевой деятельности на художественное развитие детей проявилось в процессе совместного накопления жизненного опыта и формирования знаний, умений и навыков; в отражении своих впечатлений в графической и вербальной формах; продукты изобразительной деятельности являлись наглядной опорой для выражения мыслей и чувств в рассказе, направляли внимание детей на использование художественных выразительных средств языка, развертывании рассказа. Кроме того, использование взаимосвязи слова и изображения помогло осмыслению детьми зависимости изобразительно-выразительных средств от содержания образа (наглядного или вербального); дети научились отражать в рисунке особенности вербального образа с использованием выразительных средств рисунка, а также при описании иллюстраций, репродукций передавать изобразительный образ с помощью средств художественного языка. Рисунки детей обогатились эмоционально в результате соединения впечатлений от литературного текста со знанием особенностей передачи их в графической форме.
Таким образом, ясно проявляется взаимообогащение изобразительной и художественно-речевой деятельности, влияние данного взаимодействия на развитие и проявление детского творчества. В настоящем исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель, решены все поставленные задачи. Вместе с тем, затронутые в исследовании вопросы не исчерпывают целиком сложную и многогранную проблему художественного развития детей в процессе речевой и изобразительной деятельности. Несомненный интерес представляют вопросы использования художественного слова с разной целевой установкой в процессе подготовительной работы и на занятиях изобразительной деятельностью, а также проблема речевого сопровождения педагогом на различных этапах формирования и осуществления замысла ребенком. Эти аспекты в нашем исследовании упоминаются лишь описательно и требуют дальнейшего глубокого изучения.
Список литературы для самообразования по данной теме:
- Альфонсов В.А. «Чтобы слово смело пошло за живописью» // Литература и живопись. Л.: Наука, 1982. - С.205-226.
- Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства // Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, 1983. -С.234-245.
- Бабко В.А. Взаимосвязь изобразительности и выразительности в структуре произведения // Критерий художественности в литературе и искусстве. Казань: Изд. Казанск. ун-та, 1984.-С.52-58.
- Бачерикова Л.Н. Речь и рисунок показатели деятельности второй сигнальной системы : Автореф. дис.канд.биол.наук. -Челябинск, 1979.- 18 с.
- Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Курск: Кур. гос. пед. ин-т, 1976.-58 с.
- Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов.художник, 1966. - 120 с.
- Вартанов А.С. О соотношении литературы и изобразительного искусства. // Литература и живопись. Л.: Наука ,1982. - С. 5-30.
- Гончаров А.Д. Три формы двуединства: литература и графика.// Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука, 1978. - С.209-211.
- Дмитриева А.А. Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1984. - 17 с.
- Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962.314 с.
- Дранков В.Л. Взаимодействие изобразительной и литературной деятельности в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова: Автореф.дис.канд.пед.наук по психологии. Л., 1951.- 16 с.
- Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989. - С.3-12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...