Методический доклад "Применение игр - драматизаций"
материал (старшая группа) по теме
Применение игр - драматизаций на музыкальных уроках с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_igr_dramatizaciy_na_zanyatiyah_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение различных игр – драматизаций на музыкальных уроках с детьми дошкольного возраста.
Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.
Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры "для себя" к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные ("параллельные") роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого "типичного" образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.
Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является "артист", к игре, в которой представлен комплекс позиций "артист", "режиссер", "сценарист", "оформитель", "костюмер", но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой "рубежный" вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.
Задачи и содержание работы.
Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
• Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").
• Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").
• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").
Игры - драматизации
- Игры – имитации образов животных.
Игра – подражание «Кто живёт в лесу»
(Стихи читают дети по одному. Остальные дети делают движения по музыку.)
- В берлоге зимой надоело храпеть, весною голодный проснулся…медведь.
Он ходит по лесу, еду себе ищет, грибы, корни, ягоды – мишкина пища.
(притопы ногами – низкий регистр)
- Он по лесу скачет, за лето подрос. Совсем неприметный коротенький хвост. Но уши гораздо, гораздо длинней!
Видны из – за тонких, еловых ветвей! Кто зверь этот?
Дружно, ребята, скажите!... (заяц)
(шлепки – средний регистр)
- Ходит хитрая плутовка, заметая путь свой ловко-
Рыжим хвостиком вильнёт и за кустик повернёт.
Далеко живёт в лесах ярко – рыжая…(лиса)
(взмахи кистями – штрихи легато)
- Похож на собаку, но он не собака, хоть был он не раз и с собакою в драке. Он ищет добычу весь день напролёт…(волк)
(чередовать притопы и шлепки)
- Этот рыжий акробат и грибу и шишке рад!
Скачет с веток быстрой стрелкой. Этот зверь зовётся…(белкой)
(чередовать хлопки и шлепки)
- Самый маленький зверёк в норку крошки поволок.
Там он прячется в лесу, так боится он лису, волка, филина, ежа.
Ходит ночью чуть дыша. Голосок и тих, и тонок.
Где ты, маленький…(мышонок)
(хлопки пальцами – высокий регистр)
- Колючий и круглый, на кактус похож. Лесной обитатель, таинственный…(Ёж). Ночами, когда ты в кровати уснёшь, выходит охотиться маленький ёж.
(показываем пальчиками иголочки и бег пальчиками)
Игра «Кто медведя разбудил»
1 группа – оркестр.
2 группа – звери.
Медведь (ребёнок с игрушкой)
Вступление (ф-но и детский оркестр)
Белки, зайцы и ежи пляшут на лужайке.
Воробьи, щеглы, чижи веселятся стайкой.
Только вдруг раздался треск (оркестр)
На секунду замер лес (оркестр)
Звери испугались, быстро разбежались (оркестр)
(выходит медведь)
Не хотел я вас пугать, а хотел потанцевать.
Не хотите танцевать? Ну, тогда пойду я спать.
Песня - игра « Зайки и ветерок »
- Посмотрите, на опушке, ля-ля-ля, ля-ля-ля.
Показались чьи-то ушки, ля-ля-ля, ля-ля-ля.
Скок-да-скок, скок-да-скок.
Это заинька-дружок.
- Вот запрыгал по лужайке, прыг да прыг, прыг да прыг.
Наш веселый белый зайка, прыг да прыг, прыг да прыг.
Скок-да-скок, скок-да-скок –
Зайка скачет на лужок.
- Налетел холодный ветер, ой-ё-ёй, ой-ё-ёй!
Зайку нашего приметил, ой-ё-ёй, ой-ё-ёй!
Бедный зайка наш продрог…
Раз – и спрятался в сугроб!!!
Ведущая: Где же наши зайки, зайки-побегайки?
Так резвились и скакали, а теперь они… пропали!
Здесь лисичка пробегала и зайчишек испугала?
Дети: Нет!
Ведущая: Может, это был медведь?
Любит громко он реветь.
Дети: Нет!
Ведущая: Значит, волк здесь побывал,
Всех зайчишек распугал!
Дети: Нет!
Ведущая: Ветерок здесь пролетал
И зайчишек напугал!
Зайки, зайки, успокойтесь,
Ветерочка вы не бойтесь!
Выходите на лужайку –
Попляшите для нас, зайки!
(дети весело пляшут по показу ведущего под проигрыш).
- Игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Сказка «Как заяц стал храбрым».
Ведущая: Жил-был в лесу заяц. Всего он боялся, от всех прятался. Все звери в лесу говорили о нём: «Зайчишка – трусишка». Обидно было ему это слышать, но ничего он с собою поделать не мог.
(музыка, дети изображают трусливого зайца)
Всего зайчик в лесу боялся:
- Как шумят деревья (ладошки потираем);
- Как дует ветер (дуем на ладошки);
- Как капают дождинки в лужу (треугольник);
- Как долбит кору дятел (дерев. ложки)
- Кукует кукушка ( дерев. палочки)
- Упала с дерева шишка ( дерев. палочка)
Ведущая: Ну, какой же трусишка,
Этот бедный зайчишка!
У него каждый звук
Вызывает испуг…
Вот он в сторону – прыг!
Там лягушка в тот миг
Завопила: «Ква-ква!
Это мчится за мной
Зверь опаснее льва,
Я несчастная, ква!»
Тут зайчишка её успокоил, сказав:
«Ты не бойся меня!
Отнесу я тебя,
Где камыш и вода!».
И теперь тот зайчишка
Никого не боится.
Вовсе он не трусишка,
Оттого веселится.
(Пляска под музыку)
- Ролевые диалоги на основе текста:
1. СЦЕНКА «Вот какой помощник»
Девочка: Почему ты, Ваня, во двор не приходил?
Мальчик: Помогал я маме, порядок наводил.
Девочка: Расскажи скорее, как ты ей помог?
Мальчик: До последней крошки съел большой пирог.
Нашёл пылесос, сам трубу прикрутил,
И пыльную бурю я в дом запустил.
Труба оказалась не с той стороны.
Девочка: Ну, расскажи, что ещё сделал ты.
Мальчик: Подарил я яркий фантик от конфеты.
И ещё нарисовал я в театр билеты.
Девочка: И что тебе сказала мама?
Мальчик: Что наделал я немало.
Ещё мама улыбнулась и поцеловала,
« О таком подарке я даже не мечтала»
Сюжетная игра.
«Непослушные башмачки» Т. Тетюнникова. По авторской программе «Элементарное музицирование».
Сборник «Уроки без мороки». Москва 2008г.
Цель: игровое обучение осознанному направленному движению в пространстве; эмоциональное развитие детей.
Задачи:
- развивать навыки осознанного движения детей под музыку в пространстве: вперёд, назад, вправо, влево, вверх, вниз.
- Развивать способности к элементарной театральной импровизации.
- Развивать способность к быстрому переключению и перевоплощению в различные образы.
- Создать условия для эмоционально – психологического раскрепощения детей во время игры.
История, которая лежит в основе сюжета, стимулирует детей с воодушевлением быть котом Томом, который приехал к своему другу Барсику, импровизационно выполнять все движения, перевоплощаясь при этом в самые образы. Дети развивают своё внимание, начинают осознанно выполнять движения в пространстве, взаимодействуют с окружающими. Они интенсивно учатся не только в процессе своего собственного творческого опыта, но и наблюдают за опытом других детей, непроизвольно сравнивая и запоминая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие. Сюжетно-дидактическая игра с элементами драматизации «По страницам любимых книг».
Аннотация к учебно-методическому пособию. Сюжетно-дидактической игре с элементами драматизации «По страницам любимых книг».Образовательная область: художественно-речевое развитие детей.Продолжит...
методическая разработка.Развитие интегративных качеств личности детей с ОНР дошкольного возраста с помощью игр-драматизаций.
Реализации проекта по развитию интегративных качеств у детей с ОНР с помощью игр-драматизаций....
Методическая разработка к игре-драматизации «Какая машина всех нужней» по теме «Знакомство с компьютером»
Основная цель занятия: через игру привить детям представления о компютере, как об одном из полезных окружающих нас технических устройств....
Учебно-методическое пособие. Вид: сюжетно-дидактическая игра викторина с элементами драматизации.
Аннотация к учебно-методическому материалу Сюжетно-дидактической игре викторине с элементами драматизации «Путешествие по страницам наших любимых книг».Образовательная область: художественно-реч...
методическая разработка сценария драматизации "Герои русских народных сказок в современном мире" для детей подготовительной группы
Данный сценарий предназначен для педагогов дополнительного образования по театрализованной деятельности, воспитателей, музыкальных руководителей, учителей начальных классов. Данный спектакль можно исп...
Методическая разработка "Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"
Методическая разработка "Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"...
Методическая разработка: игра -драматизация по сказке "Три поросёнка". Выполнила воспитатель группы №8, ГБДОУ № 15 Письменная Л.В.
Рекомендация родителям: с детьми в домашних условиях, при помощи матрёшек на сказку "Три поросёнка" рассказать и увлечь детей играть в эту сказку. Перед разыгрыванием родители знакомят детей...