ИГРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по теме
Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе и в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_ekologii.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе и в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.
Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.
В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребенок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.
Важную роль играет совместная с другими детьми, коллективная игра. В таких играх дети ярко проявляют себя как с хороших, так и с плохих сторон, что дает воспитателю возможность использовать совместные игры для диагностики отношений детей к природе, к другим детям, в взрослым, а также для понимания степени сформированности этических качеств личности, экологической эмпатии и рефлексии.
Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у ребенка экологической этики.
Среди воспитательных задач, которые решают дошкольные педагоги с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.
Однако надо иметь ввиду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. В практике дошкольного экологического образования подбор игр часто бывает недостаточно продуманным и нередко даже случайным. Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.
Нами сформированы следующие требования, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников.
- Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
- Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
- Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
- Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
- Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка дошкольника.
- Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР
В современной педагогической литературе встречаются различные подходы к классификации детских игр. В пособиях по дошкольному экологическому образованию попыток систематизации игр практически не наблюдалось.
Для классификации экологических игр могут быть использованы различные принципы:
- по специфическим характеристикам;
- по тематическому распределению содержания;
- по форме организации и мере регламентации;
- по направленности действий.
По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы.
Творческие игры:
- сюжетно-ролевые;
- театрализованные;
- строительные.
Игры с правилами:
- дидактические;
- подвижные.
По тематическому распределению содержания существует следующая классификация.
Игры на тему «Живая природа»
- узнавание, называние;
- свойства, признаки, особенности внещнего вида;
- функции, поведение;
- рост, развитие;
- питание;
- отношение с другими живыми организмами, человеком;
- многообразие живой природы;
- место обитания;
- отнесение к группе «Живая природа».
Игры на тему «Неживая природа»
- узнавание, называние;
- характерные признаки, свойства;
- неживая природа как среда жизни живого;
- отличие неживой природы от живой;
- отнесение к группе «Неживая природа»
- связь живой природы с неживой;
- взаимосвязь и взаимосвязанность живой и неживой природы;
- природные сообщества;
- экологические цепочки.
По форме организации и мере регламентации выделяют:
- самостоятельную игровую деятельность ребенка;
- совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого).
По направленности действий ( направлены на получение сенсорного опыта; на изучение свойств предметов, их обыгрывание; на подражание кому-либо/чему-либо, отображение чьих-либо действий, состояний; на совершенствование навыков общения, взаимодействия с другими людьми; на получение выигрыша; на большую успешность в сравнении с другими) выделяют следующие игры:
- сенсорно-моторные;
- предметные;
- игры с перевоплощением (имитационные);
- социальные;
- соревновательные.
Тематика экологических игр
Содержание экологического образования, позволяющее знакомить детей с объектами и явлениями живой и неживой природы, их многообразием и доступными для восприятия дошкольников связями и отношениями. Является основанием для использования игр по следующим темам.
- «Где живая и неживая природа?»
- «Соседи по планете» (живая природа).
- «Кто с кем дружит», «Кто кого боится».
- «Кому где нравится», «Кто где живет»
- «Что где растет»
- «Кому что нужно».
- «Что такое?», «Кто такой?».
- «Почему так бывает?» (связь живой и неживой природы).
- «Почему мы такие разные?».
- «Как можно и как нельзя» (правила поведения в природе).
- «Мы все нужны друг-другу».
- «Природное - рукотворное».
Методические рекомендации
В рамках каждой темы следует использовать различные вариации игр. Например внутри темы «Кто где живет» возможны следующие варианты: «Найди свой дом», «Рассели животных/растения», «Кому какой дом нужен». В тему «Что такое?», «Кто такой?» можно включить игры «Раз, два, три к березе/ели/тополю беги», «Найди себе пару» и т. д.
Педагогическое руководство играми с экологическим содержанием
Эффективность педагогического процесса экологического образования с использованием игровой деятельности во многом зависит от грамотного педагогического руководства.
Направления педагогического руководства работой по ознакомлению детей с живой и неживой природой посредством дидактической игры
1. Создание предметно-игрового пространства
а) Игровая среда
б) Игровой материал
в) Предметы природы
2. Определение места дидактической игры в педагогическом процессе ознакомления с живой и неживой природой
а) Усложнение дидактических задач и содержания знакомых детям игр
б) Создание различных вариаций дидактических игр
в) Включение новых (в соответствии с программой) игр
3. Педагогический отбор и анализ дидактических игр для ознакомления с живой и неживой природой
а) Связь с трудом детей в природе
б) Связь с наблюдениями в уголке природы и на участке
в) Связь с занятиями по ознакомлению с окружающим.
При выборе направления руководства экологическими играми следует учитывать тот факт, что особая роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому строить педагогический процесс экологического образования нужно таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты.
Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, следует также учитывать ее связи с трудом детей в природе и обучением на занятиях по ознакомлению с окружающим.
С переходом из одной возрастной группы в другую у детей постоянно возрастает устойчивость внимания, интенсивно развиваются процессы преднамеренного запоминания, становится более совершенным зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети постепенно начинают различать довольно сложные формы предметов. Начиная со среднего возраста у ребят увеличивается запас слов, развивается наглядно-образное мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.
Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются дидактические игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры: различные лото, разрезные картинки. Уместно также обращение к дидактическим играм, активизирующим движения, сочетающимся с решением умственных задач.
В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети подбирают себе домик или пару с прикрепленным к ним листочком, аналогичным по цвете или по форме тому, который был выдан педагогом. Подобные игры полезны еще и потому, что они предполагают различные формы организации детей (их можно проводить группой или небольшими подгруппой).
Подбор и введение в педагогический процесс дидактических игр производится таким образом, чтобы опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой и неживой природе, учить их использовать имеющиеся знания для решения дидактических игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Распределение игр по дидактической задаче
Для удобства использования дидактических игр по ознакомлению с растениями и животными их можно распределить на группы по дидактическим задачам.
- Игры на распознание растений и животных
- Игры на сравнение растений и животных
- Игры на умение группировать растения и животных по какому-либо признаку
- Игры на формирование нравственной позиции ребенка
- Игры на установление связей и зависимостей в природных явлениях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игры в экологическом образовании дошкольников.
Здесь я рассматриваю основные типы игр, их характеристику, значение и их роль в экологических занятиях с дошкольниками....
Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников.
Воспитание дитей посредством дидактических игр и включение их в разные виды деятельности детей....
Использование игры в экологическом образовании дошкольников
Консультация по экологическому воспитанию дошкольников...
Консультация для педагогов ДОУ "Моделирование, наблюдение и дидактические игры в экологическом образовании дошкольников"
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы вос...
Консультация для воспитателей ДОУ «Игра в экологическом образовании дошкольников».
В консультации представлены и подобраны игры, направленные на экологическое образование дошкольников. Игры классифированы по: специфическим характеристикам, тематическому распределению содержания, фор...
Статья на тему: Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников»
Статья на тему: Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников»...