Статья на тему: Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников»
статья

Баранова Нина Михайловна

Статья на тему: Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №250» корпус 2

Статья на тему: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитатель: Баранова Н.М.

Введение

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты.

Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. И понимать это надо с детства.

Самые маленькие жители Земли – дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей – нового направления дошкольной педагогики.

Экологическая культура же является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека, в котором следует различать внутреннюю экологическую культуру (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, привычки) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).

Основываясь на деятельностном подходе, в структуре экологической культуры ребенка выделяются  следующие компоненты: экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение.

4

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.    

 При разрешении выдвинутой проблемы мы опирались на научные труды С.В. Алексеева, С.Д. Дерябо, И.Д.Зверева, Е.В. Карповой, С.Н.Николаевой в области экологического образования дошкольников; Л.П.Симоновой, Д.Б Эльконина, Л. И. Смагиной  и  В. В.Трускавца  А.К.  Бондаренко и других авторов в области игровой деятельности дошкольников.

Актуальность темы обусловлена тем, что проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность.  

Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?                                              

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.  ФГОС ДО определяют экологическое образование одним из приоритетных направлений дошкольного образования  , что подтверждает актуальность данного исследования [1].

 Разнообразные игры  экологического содержания не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему

5

социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.  Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие.                      

Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие.

 Решая задачи, поставленные в игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки явлений или предметов, сравнивать, группировать, классифицировать по определенным чертам и признакам. Так же в процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности. упражняются в образовании однокоренных слов. В процессе проведения игр экологической направленности у детей развивается связная речь, они последовательно и связно рассказывают о тех или иных объектах природы, составляют небольшие рассказы и сказки.

Следует отметить, что экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени.

В ходе экологических игр дети разного дошкольного возраста путем многократных повторений не только усваивают объем знаний, но и при помощи этих знаний учатся регулировать и направлять свое поведение и деятельность в природе.

Экологические игры способствуют так же физическому развитию детей. Подражая движениям животных, изображая то движение воды, то порывы ветра, ребенок совершенствует такие качества, как ловкость, быстрота, координация движений. Проблемой игр экологического содержания занимались такие исследователи как Л.А.Каменева, А.К.Матвеева, Л.А.Маневцева.

Подводя итог выше изложенному, можно с уверенностью сказать, что игры экологической направленности помогают решить многие задачи воспитания и

6

развития, оказывают неоценимую помощь в формировании личностных качеств дошкольников.

Вместе с тем, в процессе организации игр экологического содержания педагоги дошкольных образовательных организаций не используют всего многообразия природных объектов, что снижает познавательный интерес дошкольников. Дидактические игры и упражнения не отличаются достаточным разнообразием.

Проблема исследования – каким образом использовать дидактическую игру как средство экологического образования дошкольников?                                                                                                  

Объект исследования – средства экологического образования дошкольников.                                                                                                      

Предмет исследования - дидактическая игра как средство экологического образования  дошкольников.                                                                                                

Цель исследования - теоретически обосновать и практически доказать использование дидактической игры как средства экологического образования детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Если в процессе экологического образования дошкольников систематически использовать различные варианты дидактических игр, то данный процесс будет наиболее эффективным.

Задачи:                           

- обобщить данные психолого-педагогической и методической литературы в области использования дидактической игры в экологическом образовании дошкольников;                                                                                                    

-подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности экологических представлений дошкольников;

-апробировать варианты дидактических игр экологического содержания;

-составить картотеку дидактических игр;

Методы исследования:

-  анализ литературы по  проблеме исследования;

7

 -педагогическая диагностика;

    -анализ условий, созданных в ДОУ для реализации экологического образования;

-анкетирование родителей ДОУ (Экологическое воспитание детей )

Теоретическая значимость исследования заключается   в попытке обобщения данных в области использования дидактической игры в процессе экологического образования дошкольников.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов данной работы педагогами дошкольных образовательных организаций.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

8

Глава 1 Теоретические основы исследования

  1. Понятие игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте

 Как известно, лучший способ научить ребенка – обеспечить его такими игровыми материалами, которые наряду с развлекательной целью будут еще и обучать его. Самым простым и эффективным методом являются игры.

Понятие «игра» включает в себя огромный спектр представлений, и разные авторы  по-своему подходят к трактовке этого определения.

Так, например, согласно Д. Г. Миду игра - это процесс, в котором ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять определенные роли.  [19, с. 14-15].

Н.Д. Ушинский отмечает, что «игра - развитие души», а Л.С. Выготский охарактеризовал игру как первую школу воспитания ребенка, как арифметику социальных отношений. Есть оригинальные формулировки термина «игра». X. Хогленд считает, что «понимание атома - это детская игра по сравнению с пониманием детской игры». Нельзя не согласиться и с мнением Ж. Колларитса о том, что: «точное определение игры невозможно, всякие поиски таких определений должны быть квалифицированы как «научные игры» самих авторов. [32]

Исследования теории игры начались еще во второй половине XIX века, и самыми значительными, на наш взгляд, являются работы К. Гросса, Г. Спенсера, Ф. Бойтендака, Е.Л. Покровского, Ф. Шиллера, Ф. Фребеля, К. Бюлера и многих других. [34]

К. Гросс в работах создает теорию возникновения игры как упражнения, тренинга навыков, необходимых человеку для жизнеобеспечения.  

Теория Г. Спенсера основывается на том, что появление игры связано с «избытком сил», которые человек не растрачивает в процессе своей жизнедеятельности. Это противоречие опровергается мнением немецкого психолога М. Лацорса, который пришел к выводу о том, что для того, чтобы

9

восстановить свои силы, затраченные в процессе трудовой деятельности, человек играет. [32]

Многие советские ученые в 20-30-е годы также занимались разработкой теории игры, как важнейшего средства всестороннего развития и воспитания человека. Но научные исследования в основном ориентировались на изучение игры как метода самообразования.

Если обратиться к расшифровке понятия «игра», то русский энциклопедический словарь 1877 года относит к играм хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов, конские ристалища и даже демонстрации зверей в цирке.

В Большой энциклопедии под редакцией С. Южакова (1902 г.) понятие игра определяется как занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применения на практике некоторых искусств.

Наиболее подробное определение понятию «игра» дает В.И. Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка. «Игра ... то, чем играют и во что играют: забава, установленная по направлениям, и вещи, для того служащие». [3]

Современные подходы к понятию «игра» рассматриваются в работах Э. Берна, И. Хейзинга, А. Леонтьева, Д. Эльконина, И. Кона, С. Шмакова, П. Ершова. [32]

Создатели теории психоанализа определяют три основных мотива, которые приводят человека к игре. Первым является влечение к повторению, тем самым опосредованно солидаризируясь с теорией упражнений К. Гросса. Вторым - влечение к освобождению, снятию препятствий, сковывающих свободу, указывая на психологически-индивидуальный характер потребности в игре. И третьим определяется влечение к слиянию с общностью и окружающим миром. [32]

В опубликованном издании «Потребности человека» П.М. Ершова, вышедшем в 1990 году, автор предлагает рассматривать игру как одну из трансформаций потребности, присущей всем высшим животным и человеку –

10

потребности в вооруженности (вспомогательные потребности в накоплении и совершенствовании средств удовлетворения своих потребностей. [32]

А.Н. Леонтьев считает, что игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». Но как бы различные авторы ни трактовали термин «игра», она всегда являлась одной из ведущих форм развития психических функций человека и способом реального познания мира. Игра -это вид деятельности, возникающий на определенном этапе онтогенеза и направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. [27]

Попытка вывести свое определение в большом разнообразии понятий «игра», сделанная учеными XIX-XX века, считается нами нецелесообразной, так как может просто пополнить терминологический ряд. Однако мы остановимся на ряде положений, очерчивающих границы этого явления (по Т.С. Бибарцевой):

• игра есть определенное действие: физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное или какое-либо другое;

• игра инициируется внутренней потребностью в чем-либо: отдыхе, обучении и так далее, но без энергетической заряженности мотивационной сферы игра не может состояться;

• игра является не только «школой» общения, но и школой взаимодействия между конкретными игроками;

• игра - необязательное и своего рода безответственное занятие, поскольку оно осуществляется всегда не в реальной, а в условной нарочито-вымышленной ситуации. [14].

С термином «игра» тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность».  Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Л. С. Выгодским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на

11

игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
Д.В.Менджерицкая:«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». [33]

К.Д.Ушинский:«В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни». [33]

В.А.Сухомлинский: «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений и понятий об окружающем мире. Игра–это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».[33]

Таким образом, можно сказать, что игра это один из важнейших феноменов человеческого  существования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников.

Воспитание дитей посредством дидактических игр и включение их в разные виды деятельности детей....

Статья на тему: Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. П...

Консультация для педагогов ДОУ "Моделирование, наблюдение и дидактические игры в экологическом образовании дошкольников"

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы вос...

Статья на тему: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Статья на тему: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»...

Статья на тему: «Дидактическая игра в развитии логического мышления старших дошкольников».

Пояснительная записка.Игра - форма деятельности дошкольников, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества.Игра - активнейшая форма человеческой де...

Семинар- практикум для родителей На тему: «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников»

                   Семинар – практикум для родителейТема: «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников»Це...