Консультация для воспитателей ДОУ «Игра в экологическом образовании дошкольников».
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
В консультации представлены и подобраны игры, направленные на экологическое образование дошкольников. Игры классифированы по: специфическим характеристикам, тематическому распределению содержания, форме организации и мере регламентации, направленности действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_noyabr17.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей ДОУ
«Игра в экологическом образовании дошкольников».
Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе и в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.
Игра это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.
Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребенок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.
Сформулированы следующие требования, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников.
Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых знаний.
Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка дошкольника.
Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими играми. Это позволит прогнозировать ,на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.
Классификация игр:
- по специфическим характеристикам;
- по тематическому распределению содержания;
- по форме организации и мере регламентации;
- по направленности действий.
По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы .
Творческие игры:
- сюжетно-ролевые;
- театрализованные;
- строительные.
Игры с правилами:
- дидактические;
- подвижные.
По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:
1) игры на тему: Живая природа
- узнавание, называние;
- свойства, признаки, особенности внешнего вида;
- функции, поведение;
- рост, развитие;
- питание;
- отношения с другими живыми организмами, человеком ;
- многообразие живой природы;
- место обитания;
- отнесение к группе Живая природа.
2) игры на тему: «Неживая природа»
- узнавание, называние;
- характерные признаки; свойства;
- неживая природа как среда жизни живого;
- отличие неживой природы от живой;
- отнесение к группе «Неживая природа»;
- связь живой природы с неживой;
- взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы;
- природные сообщества;
- экологические цепочки.
По форме организации и мере регламентации выделяют:
- самостоятельную игровую деятельность ребенка;
- совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого).
По направленности действий (направлены на получение сенсорного опыта; на изучение свойств предметов, их обыгрывание; на подражание кому-либо , чему-либо, отображение чьих-либо действий, состояний; на совершенствование навыков общения, взаимодействия с другими людьми; на получение выигрыша ; на большую успешность в сравнении с другими ) выделяют следующие игры :
- сенсорно-моторные;
- предметные;
- игры с перевоплощением (имитационные )
- социальные;
- соревновательные;
Тематика экологических игр
Содержание экологического образования , позволяющее знакомить детей с объектами и явлениями живой и неживой природы , их многообразием и доступными для восприятия дошкольника связями и отношениями , является основанием для использования по следующим темам .
1. «Где живая и неживая природа »
2. «Соседи по планете »
3. «Кто с кем дружит », «Кто кого боится »
4. «Кому где нравится », «Кто где живет »
5. «Что где растет »
6. «Кому что нужно »
7. «Что такое », «Кто такой »
8. «Почему так бывает » (связь живой и неживой природы )
9. «Почему мы такие разные »
10. «Как можно и как нельзя » (правила поведения в природе )
11. «Мы все нужны друг другу »
12. «Природное-рукотворное»
Педагогическое руководство играми с экологическим содержанием
Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются дидактические игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. Подбор и введение в педагогический процесс дидактических игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для решения дидактических игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 113
Тема : «Игровая деятельность экологической направленности (дидактические игры)»
Воспитатель : Зайцева Е. А.
Ноябрь
2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игры в экологическом образовании дошкольников.
Здесь я рассматриваю основные типы игр, их характеристику, значение и их роль в экологических занятиях с дошкольниками....
ИГРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе и в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с живо...
Консультация для воспитателей "ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"; подготовила и провела - воспитатель группы № 5 Дудорова Татьяна.
ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Значение прогулок в экологическом образовании дошкольников. Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, ...
Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников.
Воспитание дитей посредством дидактических игр и включение их в разные виды деятельности детей....
Консультация для педагогов ДОУ "Моделирование, наблюдение и дидактические игры в экологическом образовании дошкольников"
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы вос...
Консультация для воспитателей «Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников»
Консультация для воспитателей "Игровая деятельность в экологическом воспитании дошкольников", Елена Анатольевна Осипова, МБДОУ детский сад № 17...
Консультация для родителей "ИГРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
Дошкольное детство - это период игры. Игра доставляет большую радость ребенку, потому что она дает ему возможность активно действовать. Очень нравятся дошкольникам игры в семей...