Консультация для воспитателей ДОУ «Игра в экологическом образовании дошкольников».
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Зайцева Елена Анатольевна

В консультации представлены и подобраны игры, направленные на экологическое образование дошкольников. Игры классифированы по: специфическим характеристикам, тематическому распределению содержания, форме организации и мере регламентации, направленности действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_noyabr17.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ

«Игра в экологическом образовании дошкольников».

      Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе и в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя,  малыш познает многоликий мир природы,  учится общаться с животными и растениями,  взаимодействовать с предметами неживой природы  усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка,  его нравственные и эстетические чувства,  происходит физическое развитие.

   Игра   это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем,  освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.

Достаточно серьезную проблему для детей  дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребенок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

Сформулированы следующие требования, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников.

        Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.

        Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых знаний.

        Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.

        Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.

        Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка дошкольника.

        Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими играми. Это позволит прогнозировать ,на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

        Классификация игр:

- по специфическим характеристикам;

- по тематическому распределению содержания;

- по форме организации и мере регламентации;

- по направленности действий.

По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы .

Творческие игры:

- сюжетно-ролевые;

- театрализованные;

- строительные.

Игры с правилами:

- дидактические;

- подвижные.

По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:

1) игры на тему: Живая природа        

- узнавание, называние;

- свойства, признаки, особенности внешнего вида;

- функции, поведение;

- рост, развитие;

- питание;

- отношения с другими живыми организмами, человеком ;

- многообразие живой природы;

- место обитания;

- отнесение к группе  Живая природа.

2) игры на тему: «Неживая природа»

- узнавание, называние;

- характерные признаки; свойства;

- неживая природа как среда жизни живого;

- отличие неживой природы от живой;

- отнесение к группе «Неживая природа»;

- связь живой природы с неживой;

- взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы;

- природные сообщества;

- экологические цепочки.

По форме организации и мере регламентации выделяют:

- самостоятельную игровую деятельность ребенка;

- совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого).

По направленности действий (направлены на получение сенсорного опыта; на изучение свойств предметов, их обыгрывание; на подражание кому-либо , чему-либо, отображение чьих-либо действий, состояний; на совершенствование навыков общения, взаимодействия с другими людьми; на получение выигрыша ; на  большую успешность в сравнении с другими ) выделяют следующие игры :

- сенсорно-моторные;

- предметные;

- игры с перевоплощением (имитационные )

- социальные;

- соревновательные;

        Тематика экологических игр

Содержание экологического образования , позволяющее знакомить детей с объектами и явлениями живой и неживой природы , их многообразием и доступными для восприятия дошкольника связями и отношениями , является основанием для использования по следующим темам .

1. «Где живая и неживая природа »

2. «Соседи по планете »

3. «Кто с кем дружит »,  «Кто кого боится »

4. «Кому где нравится », «Кто где живет »

5. «Что где растет »

6. «Кому что нужно »

7. «Что такое », «Кто такой »

8. «Почему так бывает » (связь живой и неживой природы )

9. «Почему мы такие разные »

10. «Как можно и как нельзя » (правила поведения в природе )

11. «Мы все нужны друг другу »

12. «Природное-рукотворное»

Педагогическое руководство играми с экологическим содержанием

Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются дидактические игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. Подбор и введение в педагогический процесс дидактических игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для решения дидактических игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 113

Тема : «Игровая деятельность экологической направленности (дидактические игры)»

        Воспитатель : Зайцева Е. А.

Ноябрь

2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игры в экологическом образовании дошкольников.

Здесь я рассматриваю основные типы игр,  их характеристику, значение и их роль в экологических занятиях с дошкольниками....

ИГРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе и в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с живо...

Консультация для воспитателей "ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"; подготовила и провела - воспитатель группы № 5 Дудорова Татьяна.

ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Значение прогулок в экологическом образовании дошкольников. Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, ...

Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников.

Воспитание дитей посредством дидактических игр и включение их в разные виды деятельности детей....

Консультация для педагогов ДОУ "Моделирование, наблюдение и дидактические игры в экологическом образовании дошкольников"

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы вос...

Консультация для воспитателей «Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников»

Консультация для воспитателей "Игровая деятельность в экологическом воспитании дошкольников", Елена Анатольевна Осипова, МБДОУ детский сад № 17...

Консультация для родителей "ИГРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ "

Дошкольное детство - это период игры. Игра доставляет большую радость ребенку, потому что она дает ему возможность активно действовать.     Очень нравятся дошкольникам игры в семей...