Самоанализ
материал по теме

Самоанаализ старшего воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_samoanaliz.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности

Крювочесанковой Аллы Николаевны

старшего воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Куйбышевского района – детского сада «Алёнушка»


Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с планируемыми целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования.

При этом основная функция современного детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Качество дошкольного образования – это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. От чего зависит качество работы в ДОУ?

  1. От качества работы воспитателя.
  2. Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
  3. Условий, созданных для творческого поиска педагогами новых методов и форм работы с детьми.
  4. Объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Таким образом, качество – это результат деятельности всего педагогического коллектива.

Известный педагог А. С. Макаренко большое значение придавал творчески работающему, слаженному педагогическому коллективу, подчеркивая, что в таком коллективе даже молодой неопытный педагог может добиться многого, а если педагоги не объединены в сплоченный творческий коллектив, то даже опытный педагог не достигнет высоких результатов в работе с детьми.

Поэтому целью своей деятельности в должности старшего воспитателя считаю: создание в ДОУ целостной педагогической системы, обеспечивающей оптимальные условия для всестороннего развития детей, реализацию творческого потенциала педагога и педагогического коллектива. 

Достижение поставленной цели осуществляю через следующие задачи и основные направления деятельности:

  1. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
  2. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников;
  3. Изучение личностных особенностей воспитателей, в целях наилучшей организации учебно-воспитательной  деятельности;
  1. Выявление, изучение, обобщение и распространение наиболее ценного опыта педагогов;
  2. Координация деятельности ДОУ и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников;
  3. Координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников ДОУ в целом;
  4. Сплочение педагогического коллектива на основе общих целей и задач, содержания работы детского сада;
  5. Повышение уровня воспитательно-образовательной работы через повышение профессионального уровня воспитателей.

Залогом успеха в повышении эффективности своей деятельности считаю выполнение основных управленческих функций: анализ, планирование, организация, контроль.

Организуя свою деятельность, я стараюсь, прежде всего, создать условия для повышения активности и инициативы воспитателей, для пробуждения и поощрения их творческих поисков, объединить усилия педагогов для достижения общей цели. Создать в коллективе здоровую творческую атмосферу. Так как успехи коллектива складываются из достижений каждого участника педагогического труда.

Всякий образовательный процесс – это система, поэтому и методическую работу в детском саду я стараюсь строить в системе.

Система методической работы нашего ДОУ – это:

  1. Организация методического кабинета
  2. Создание инициативных творческих групп (в ДОУ в 2008-2009 учебном году организованы и работают творческие группы по организации музейного уголка «Прикасаясь к истории», библиотеки,  по выпуску газеты «Мир детства».)
  1. Работа аттестационной комиссии
  2. Организация текущего и перспективного планирования
  3. Работа по всем направлениям программы дошкольного образования «Радуга» Т.Н. Дороновой
  4. Использование авторских методик и технологий О.М. Ельцова «Риторика для дошкольников», Е.В. Колесникова «Математические ступеньки», «Обучение чтению» по методике Н.А. Зайцева, «ОБЖ» Стеркина Р.Б. и другие.
  5. Работа по изучению и внедрению «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» Васильевой
  6. Совершенствование воспитательно-образовательного процесса
  7. Просветительская работа для родителей в рамках  семейного клуба «Оберег»
  8. Взаимодействие с социумом
  9. Система контроля (Приложение 1)

Методическая работа в ДОУ осуществляется через Педагогический совет

и строится на:

  1. Проведении диагностики профессиональных потребностей педагогов;
  2. Изучении индивидуальных планов, программ;
  3. Определении тем самообразования.

Все это вносит конкретность в деятельность каждого воспитателя, нацеливает его на решение практических задач. В конце учебного года перед составлением годового плана мною проводилось анкетирование педагогов, выявляющее запросы в том или ином направлении работы. (Приложение 2)

Важное направление в работе старшего воспитателя – организация работы методического кабинета.  Содержание и оформление методического кабинета нашего детского сада отвечает потребностям воспитателей и направлено на оказание им помощи в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д.  В кабинете имеются нормативные документы, методическая и справочная литература, иллюстрации, фотоматериалы, познавательные DVD диски, наглядные пособия и др. Для удобства пользования, я, с помощью воспитателей, распределила материалы по разделам и составила картотеку, оформила формуляр на каждого педагога, что позволяет учитывать и анализировать как педагоги используют материал в своей деятельности. Традиционным стало проведение выставок в методкабинете. Цель которых – практический показ не только педагогических находок педагогов, но и ознакомление с новинками методической литературы. Постоянно действующие выставки: «Новинки литературы», «В помощь воспитателю» и эпизодические: «Работа с детьми в зимний период», «Готовимся к педсовету», «Безопасное лето» и другие.

Дж. Паркинсон сказал: “Начни с простого плана, и ты начнешь не с нуля”. Ключевой функцией методической работы учреждения является планирование, помогающее коллективу добиваться эффективности педагогического процесса. Годовой план составляю на основе анализа работы ДОУ по результатам учебного года и диагностики информационных и профессиональных потребностей педагогов. Это позволяет выявить затруднения воспитателей, определить основные направления в содержании работы.

План работы ДОУ составляю с учетом: 

  1. Возможности материально-технической базы
  2. Кадрового состава и его профессионального уровня
  3. Перспектив педагогического коллектива на будущее

Годовой план стараюсь не перегружать методическими мероприятиями, т.к. считаю, что он должен быть конкретным и выполнимым, предполагающим решение задач через различные формы методической работы. Поэтому, наряду с традиционными формами работы с кадрами, стараюсь выбрать такие формы методического сопровождения,  которые позволяют педагогам раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности: психологические тренинги, игры на формирование коммуникативных способностей, дискуссии, поисково-творческие задания, педагогические кроссворды и др. Ценность этих форм в том, что они обеспечивают обратную связь, откровенный обмен мнениями, позволяют анализировать конкретные ситуации, принимать необходимые решения, учат культуре дискуссии, сплачивают коллектив, повышают уровень отношений между сотрудниками.

В ДОУ в течение учебного года проводятся различные смотры-конкурсы: подготовки к новому учебному году, групповых приемных, «Лучший зимний участок» и др. Лауреатов и победителей совместно с заведующей ДОУ отмечаем благодарностью на педсовете, что способствует повышению рейтинга педагогов в своем коллективе.

Постепенно в работу с педагогическим коллективом планирую ввести новые формы:

  1. Педагогические мастерские, цель которых: обмен опытом работы педагогов имеющих разные квалификационные категории
  2. Мастер-класс: передача высококвалифицированными педагогами своего опыта
  3. Гостиная молодого педагога: цель – помощь в адаптации и знакомство с системой работы, направленной на повышение педагогической грамотности молодых специалистов (Приложение 3)

Такое распределение, считаю, позволит определить формы работы с каждой группой и коллективом в целом.

Примерные планы-проспекты некоторых методических мероприятий, проведенных мною с педагогическим коллективом, представлены в приложении. (Приложение 4)

Осуществлять педагогический контроль – это значит влиять на работу, преобразовывать ее. Контроль провожу не только с целью выявить недостатки, но и обнаружить что-то новое, интересное, что дает высокие результаты. Осуществляя контроль, соблюдаю его алгоритм: определяю цель и объект контроля, разрабатываю программу, собираю информацию, делаю анализ, вырабатываю рекомендации и определяю пути исправления недостатков, назначаю сроки проверки исполнения рекомендаций.  При проведении контроля, использую различные методы: наблюдение, анализ посещенных мероприятий, анализ продуктов детской деятельности, изучение и анализ документации, анкетирование воспитателей и родителей, беседы и т.д.  

Эффективными методами контроля считаю взаимопосещения педагогов, коллективные просмотры занятий: в 2008 – 2009 учебном году это были занятия по формированию экологической культуры воспитанников, развитию речи, развитию элементарных математических представлений, физкультурное занятие. (Карты анализа - в приложении 5).

Результаты проверок оформляю в виде аналитических справок и знакомлю с ними коллектив на педагогическом совете.

Результативность педагогической деятельности зависит от квалификации педагога. Новые программы, новые технологии требуют новых знаний, умений, поэтому необходимо постоянное повышение квалификации.

Наши педагоги повышают квалификацию в различных формах: курсы при НИПКиПРО, наблюдение и анализ работы передовых педагогов, самообразование, участие в методических объединениях, педсоветах, семинарах. Повышение квалификации в нашем ДОУ охватывает всех педагогов и проходит по перспективному графику, составленному мною совместно с заведующей ДОУ, учитывающему сроки прохождения аттестации, квалификацию сотрудников, сроки последнего прохождения курсов и тематику.

Эффективным методом повышения квалификации является самообразование. Организуя и контролируя работу педагогов по самообразованию, я помогаю им выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат. (Приложение 6)

Важное место в своей работе отвожу подготовке педагогов к аттестации. С целью оказания помощи организую консультации, выставки методической литературы. За период моей деятельности аттестован один и готовятся к аттестации три  педагога на вторую квалификационную категорию.

Здоровье самых маленьких граждан России – актуальная тема, которую по праву называют общечеловеческой, глобальной, планетарной.

Сегодня стратегическое направление государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей регламентируется рядом нормативно-правовых документов: Закон РФ «Об образовании» ст. 18 п. 3,  Концепция дошкольного воспитания, Типовое положение о ДОУ.

 «Программа развития» нашего ДОУ, в разработке которой я принимала участие, также выделяет сохранность здоровья воспитанников, как основной критерий качества образовательной деятельности.

Понимая важность данного вопроса, учитывая проблемы детского сада, я, совместно с творческой группой педагогов разработала программу «Здоровый малыш».

Программа определяет план действий и реализацию их в течение пяти лет, она способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности, помочь педагогам и родителям вырастить детей здоровыми и крепкими, приучить ценить свое здоровье, ответственней относиться к нему.

На данном  этапе реализации программы «Здоровый малыш» отмечаются положительные результаты: улучшилось качество подготовки детей к школе на 26% (Приложение 7), снизился уровень заболеваемости на 7% (Приложение 8). Повысилась компетентность педагогов и родителей в области здоровьесбережения. Педагоги активно внедряют в практику своей деятельности инновационные методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

В 2009 году программа «Здоровый малыш», награждена серебряной медалью на Всероссийском конкурсе «Росточек: мир спасут дети» инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. (Приложение 9)

Реализация задач всей системы учебно-воспитательной работы в ДОУ невозможна без тесного сотрудничества всех участников педагогического процесса: детей, педагогов и родителей. В нашем детском саду под моим руководством, разработан и осуществляется проект «Взаимодействие детского сада и семьи», который в 2009 году отмечен дипломом на Всероссийском конкурсе «Росточек: мир спасут дети». (Приложение 10)

Данный проект реализовывается поэтапно, через различные традиционные и нетрадиционные методы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Наиболее удачными нам показались такие формы как:

- круглый стол;

- семейный клуб «Оберег»;

- родительские собрания в форме деловой игры;

- семинары – практикумы и семинары – тренинги;

- совместная деятельность взрослых и детей, выставки совместного творчества;

- дни «Открытых дверей»;

- газета ДОУ для родителей «Мир детства»;

- спортивные семейные праздники;

- информационные бюллетени, памятки;

- семинары для родителей вновь поступающих детей. (Приложение 11)

В результате тесного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, педагоги заручаются пониманием со стороны родителей, а те в свою очередь уверены, что детский сад всегда окажет им психолого-педагогическую поддержку при решении разного рода проблем. По результатам опроса – 80 процентов родителей удовлетворены работой нашего ДОУ. (Приложение 12)

Опытом своей работы с родителями я поделилась с коллегами на Первых районных Педагогических чтениях «Актуальные проблемы дошкольного образования и система оценки его качества» в 2008 году и на Всероссийской научно-практической конференции «Системы оценки качества образования в условиях инновационных процессов» в 2009 году, где читала доклад «Взаимодействие детского сада и семьи как условие гармоничного развития ребенка». (Приложение 13,14)

Для более полной реализации задач воспитательно-образовательного процесса в детском саду организовано активное взаимодействие с социумом: спорткомплекс «Олимп», детская библиотека, дом детского творчества, Краеведческий музей, Школа искусств, художественная школа, МОУСОШ №3, детская поликлиника и другие.

Считаю, что деятельность моя результативна и об этом свидетельствуют следующие показатели:

  1. в 2008 – 2009 учебном году ДОУ «Алёнушка» заняло третье место в рейтинге среди дошкольных образовательных учреждений района;
  2. разработана и утверждена «Программа развития ДОУ» на 2008-2013 года;
  3. программа «Здоровый малыш», награждена серебряной медалью на Всероссийском конкурсе «Росточек: мир спасут дети» в 2009 году;
  4. проект «Взаимодействие детского сада и семьи», в 2009 году отмечен дипломом на Всероссийском конкурсе «Росточек: мир спасут дети»;
  1. оформлены и отправлены документы на конкурс «Детский сад года -2009 Новосибирской области»
  1. мною созданы и действуют творческие группы по созданию музейного уголка «Прикасаясь к истории», библиотеки ДОУ;
  2. в 2008 году начат выпуск газеты ДОУ «Мир детства»          (Приложение 15);
  1. педагоги нашего ДОУ обобщили и представили опыт своей работы на I районных Педагогических чтениях, на Всероссийской научно-практической конференции, активно принимают участие в мероприятиях различного уровня;
  2. 100% педагогов прошли своевременно курсы повышения квалификации, 72,5% имеют квалификационные категории, 56% имеют высшее педагогическое образование;
  1. результаты работы коллектива – это и достижения наших воспитанников, которые становятся призерами, лауреатами и победителями конкурсов и фестивалей различных уровней: Всероссийский конкурс «Разговор о правильном питании» 1 место в районном этапе, областной конкурс «Семейная летопись» - 1 место,  районные конкурсы детского творчества «Лучшая на свете мамочка моя» - 1 место, «Готов к чрезвычайной ситуации» - 1 и 3 место, районный конкурс чтецов «Мой Пушкин» - 3 место,  дипломы за участие районный фестиваль «Весенний калейдоскоп»;  районные краеведческие чтения «Семьею держится Россия» (Приложение 16);
  2. опосредованным результатом своей деятельности считаю повышение уровня готовности детей к школе: увеличилось число  выпускников с высоким уровнем уровня готовности  к обучению в школе на 26%, снижение уровня заболеваемости на 7%.

На этих результатах я не останавливаюсь, совершенствую свое профессиональное мастерство через изучение новейших достижений передовой педагогической науки и практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самоанализ профессиональной деятельности

Создала самоанализ по экспертному заключению...

СХЕМЫ по АНАЛИЗУ (САМОАНАЛИЗУ), ОЦЕНКЕ ЗАНЯТИЙ и др.

Вашему вниманию предлагаю несколько видов схем анализа и самоанализа занятий в дошкольном учреждении. А также вы познакомитесь с правилами посещения занятий и мероприятий, организацией и проведением з...

самоанализ

самоанализ по теме "Роль экологического воспитания в развитии личности старшего дошкольника"...

Самоанализ к занятию" Советский город спорта"

Основной целью моего занятия было донести до детей мысль о том, что в нашем городе Советский много спортивных сооружений, что в них можно заниматься разными видами спорта, укреплять здоровье и с...

САМОАНАЛИЗ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МОИХ ВОСПИТАННИКОВ.Диагностика разработана мной самостоятельно.Тесты которые могут проверить знания дошкольников по экологическому воспитанию....

Памятка для самоанализа занятия воспитателем.

Анализ собственной деятельности вызывает затруднения у некоторыз воспитателей (особенно начинающих). Приведенные в памятке вопросы - не жесткая схема, которой должны следовать все воспи­татели, а ...

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА

Уровень профессиональной подготовки, реализуемый в сфере образования, и содержание современных концептуально - законодательных  документов ориентируют педагогов на сохранение, совершенствование п...


 

Комментарии

Лейман Юлия Александровна

Алла Николаевна, большое Вам спасибо за Ваш самоанализ.Очень граммотный , правильный и интересный.Только приложений я не вижу, где можно посмотреть?

Малова Светлана Анатольевна

Спасибо, Алла Николаевна за хороший материал.