Проектная деятельность в ДОУ.
методическая разработка по теме
консультация для воспитателей. образец карты проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для воспитателей.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Проектная деятельность в ДОУ.
Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.
Этот метод всегда предполагает решение какой – либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникнет желание решить ее. Поэтому перед педагогами стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность.
После выбора актуальной задачи (проблемы) для ребенка, составляется план поэтапного движения к цели: кто будет помогать, сотрудничать (воспитатель, сотрудники детского сада, родители), где, в каких источниках будем искать информацию, что из предметной среды будем использовать. План действия разрабатывается коллективно. Задача педагога на этом этапе – научить детей грамотно планировать свою деятельность для достижения цели.
Следующим этапом работы является непосредственно реализация практической части. Взрослые ненавязчиво оказывают дошкольникам помощь, а также направляют и контролируют осуществление проекта.
Затем следует подготовка презентации и представление зрителям (родителям и педагогам) продукта собственной деятельности.
Заключительным этапом проекта является подведение итогов, совместный анализ и определение задач для будущих проектов.
Исходя из вышесказанного, выделяем следующие этапы проекта:
1.поисковый,
2.аналитический,
3.практический,
4.презентационный,
5.контрольный.
Проекты классифицируются:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
В практике ДОУ используются следующие типы проектов:
1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.
5. Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Образец проекта:
Карта проекта.
Название проекта: «Осенняя пора».
Цель: Расширение представлений детей об осени. Воспитание бережного отношения к природе.
Задачи проекта:
1. Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы;
2. Сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе, о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.
3. Уточнить и расширить знания о домашних животных и птицах.
4. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.
5. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе.
Участники проекта: дети, родители, педагогический коллектив.
Срок реализации проекта: с 01 октября по 31октября___г.
Тип проекта: информационно-творческий.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: долгосрочный.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
- имеют представление об осени;
- знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему осени;
- владеют расширенным словарным запасом;
- имеют представление о природе родного края;
- имеют представление о домашних животных и птицах;
- знакомы с поведением некоторых диких животных осенью;
- знакомы с правилами с правилами безопасного поведения на природе.
Родители:
- активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.
Педагоги:
- осуществляют инновационную деятельность;
- повышают профессиональный уровень.
Разработчики проекта: педагогический коллектив детского сада.
Этапы реализации проекта
Этап | Содержание работы | Результат |
Подготовительный | Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. | Тема проекта. Цели, задачи. |
Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме. | Создание познавательных альбомов для детей. Подборка и разработка дидактических игр по данной теме. | |
Проведение консультаций для педагогов с целью повышения их профессиональной мотивации, творческой инициативности. | Консультация для педагогов «Педагогическое проектирование в ДОУ». | |
Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности. | Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе». | |
Аналитический | Разработка проекта, перспективного плана мероприятий. | Перспективно-тематический план. |
Подбор материала. | Пополнение творческой лаборатории демонстрационным и раздаточным материалом по теме. | |
Практический | Реализация проекта в образовательную практику. | Реализация запланированных мероприятий. |
Презентационный | Публичное представление продукта совместной деятельности. | Итоговые мероприятия, презентация. |
Контрольный | Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата. | Показатели эффективности проекта. |
№ п/п | Образовательная область | Задача | Содержание деятельности детей | Взаимодействие с родителями |
1 | Физическая культура | Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. | Утренняя гимнастика, игровые занятия, подвижные игры. | Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игровых занятий, пополнению предметно-развивающей среды физкультурного уголка группы. |
2 | Здоровье | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. | Комплекс закаливающих процедур, ежедневная утренняя гимнастика (под музыкальное сопровождение на данную тему). Игровые занятия. Беседы на тему богатых витаминами овощей и фруктов. | Оформление папок передвижек с рекомендациями гигиенического воспитания и обучения родителей формированию здорового образа жизни детей. |
3 | Безопасность | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. | Знакомство с основами техники безопасного поведения в природе. Рассматривание иллюстраций. Игровые занятия. Наблюдения, беседы, дидактические игры о способах взаимодействия с растениями и животными. | Пополнение предметно-развивающей среды. Помощь в организации домашнего зоопарка. |
4 | Социализация | Формирование первичных представлений о природе родного края. Осуществлять гендерное воспитание - воспитывать у мальчиков стремление быть защитником слабых, сильным и смелым; в девочках воспитывать уважение к мальчикам, как к защитникам. Развивать чувство любви к Родине. | Ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме. Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры: с предметами, настольно-печатные, словесные. | Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно – ролевых игр. |
5 | Труд | Формирование представления о труде, к положительному отношению к труду. | сбор урожая на групповых грядках, уборка участка, заготовка природного материала для поделок. | Участие родителей в уборке территории. |
6 | Познание | Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений. Расширение кругозора детей. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно- пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Расширять представления детей о растениях и животных. Развивать умение отличать и называть по внешнему виду овощи (огурец, помидор, морковь, репа), фрукты (яблоко, груша), ягоды (малина, смородина). Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей. | Игровые занятия, беседы, дидактические игры: с предметами, настольно-печатные, словесные. | Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игровых занятий, пополнению предметно-развивающей среды. |
7 | Коммуникация | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, обогащение словарного запаса детей. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам. | Ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. | |
8 | Чтение художественной литературы | Воспитывать умение слушать новые произведения, следить за развитием действия, сопереживать героям. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. | Чтение текста, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций художников, придумывание и рисование собственных иллюстраций, просмотр мультфильмов. | |
9 | Художественное творчество | Развитие продуктивной деятельности детей. Развитие детского творчества. Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции. | Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь); лепка (глина, пластилин, пластика); аппликация (бумага, ткань, природные материалы), по замыслу, на заданную тему. Конструирование из природного материала. | Привлечение родителей к оформлению творческой выставки на тему: «Дары осени». |
10 | Музыка | Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей о временах года, осени, явлениях природы, погоде. | Прослушивание музыкальных произведений по теме. Попевки, распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен. | Привлечение родителей к совместным и индивидуальным репетициям концерта. |
Использованная литература:
1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова .- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. -96 с.
2. Материалы журнала «Дошкольное воспитание»:
№ 4-2006 г., № 10-2007 г.
3. Материалы журнала «Дошкольное педагогика»: № 2; 5 – 2010 г.
4. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...