Конспект занятия по математике в средней группе.
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Виноградова Надежда Николаевна

Закрепление порядкового счёта, знания цифр, учить устанавливление равенства групп предметов разной величины,упражненияь в различении геометрических фигур,развитие мышления,укрепляте здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx13.54 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

Автор  программы: И.И. Аргинская

Пояснительная  записка

Математика  помогает  младшему  школьнику  сделать  первые шаги  к  пониманию  научной  картины  мира,  способствует  развитию  воображения,  творческого  и  логического  мышления,  умения  лаконично  и  строго  излагать  мысль,  воспитывает  настойчивость,  объективность.

Исходя  из  общей  цели,  стоящей  перед  обучением  в  системе  Л.В.Занкова, начальный  курс  математики  должен  решать  следующие  задачи:

  1. формировать  основы  предметных  знаний,  умений  и навыков, а  также  общеучебных  умений,  необходимых  для  успешного решения  учебных,  практических  задач  и  продолжения  образования;
  2. развивать  образное  и  логическое  мышление,  пространственное  воображение, математическую  речь, эмоционально – нравственные  качества  личности;
  3. воспитывать  интерес  к  математике  как  науке,  обобщающей  существующие  и  происходящие  в жизни  явления  и  способствующей  тем  самым  познанию  окружающего  мира,  созданию  его  широкой  картины.

При  знакомстве  с программой  необходимо  иметь  в  виду,  что  ее  содержание  неоднородно  и  относится  к  трем  разным  уровням,  каждый  из которых  имеет  свою  специфику  и  требует  различного  подхода.  

Общий  принцип  отбора  содержания  в  системе Л.В. Занкова,  заключающийся  в  формировании  у  школьников  картины  мира,  а  также  отражающий дидактические  принципы  этой  системы,  определяют  и подход  к  программе  по  математике,  которая  в  силу  этого  отличается  от  традиционной:

  1. за  счет  расширения  и  углубления  материала, традиционно  входящего  в  начальное  образование;
  2. за  счет  включения в программу  вопросов,  обычно  затрагивающихся  на  более  поздних  этапах  обучения;
  3. за счет  вопросов и  проблем,  возникающих  в  процессе  обучения по  инициативе  самих учеников  или  учителя ( такие  вопросы и проблемы,  естественно  не  могут  быть  отражены  в  программе  и  для  каждого  класса  индивидуальны).

Рабочая  программа  рассчитана  на  140 учебных  часов  в  год,   из  расчета  4 часа в неделю.

Содержание  программы

№ п/п

                      Название  раздела

Кол-во часов

    1

     2

     3

     4

     5

     6

     

     

     

Изучение  чисел

Изучение  действий

Изучение  элементов  алгебры

Изучение  элементов  геометрии

Изучение  величин

Работа  с  задачами

Итого:

32

45

17

16

30

в  течение  года

140  часов

                                 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименова-ние раз-дела

программы

    Тема урока

Кол-   во

 ча-сов

  Тип урока

        Элементы

       содержания

Требования к уровню подготовки

обучающихся

   Вид      контро-      

    ля

Элементы

дополни-тельного

содержа-ния

Домаш-нее

задание

  Дата проведения  

   план

   факт

1

П

л

о

щ

а

д

ь

и

ее

и

з

м

е

р

е

н

и

е

Понятие о площади.

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с понятием «Площадь фигуры» и сравнение фигур, имеющих площадь и не имеющих ее.

Знать понятие площадь фигуры

Фр. опрос,

выбор. оценива

ние

№4

Т №1

2

Решение  задач,  связанных  с  действием  умножения.

1

Комбиниро-ван-ный

Работа с задачей. Решение и преобразование задач.

Уметь решать задачи арифметическим способом.

Фр. опрос

выборочное. оценива

ние.

№8(2)

Т№2

3

Сравнение площадей  различных  фигур.

   1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с понятием «Площадь фигуры» и сравнение фигур, имеющих площадь и не имеющих ее.

Уметь различать фигуры, имеющие и не имеющие площадь, сравнивать площадь фигур .

 Фр. опрос

выборочное. оценива

ние.

№12(3,4)

Т№3

4

Сравнение площадей фигур без применения измерений

1

Комбиниро-ван-ный

Сравнение площадей фигур визуально и наложением

Уметь сравнивать площади фигур на глаз и наложением.

Фр.

опрос

выборочное

оценива

ние.

Сравнение площадей фигур непоср. действи-ями не связан-ными с измерения

ми «на глаз, нало-жением»

Т№4

№17

5

Натуральные  числа

1

Комбиниро-ван-ный

Чтение, запись  натуральных  чисел (однозн.,  двузнач., трехзнач,)

Уметь  читать  и  записывать  многозначные  числа.

Теку-щий, сам. работа

Т№5

№20(3)

6

Сравнение площадей фигур  с помощью  произвольных мерок

1

Комбиниро-ван-ный

Сравнение и измерение фигур произвольными мерками – клетками.

 Уметь проводить измерения площади фигур с помощью различных  мерок.

Фр.

опрос

выборочное оценива

ние.

Сравнение площадей фигур с помощью произвольных  мерок

№25 (3)

№26 (3)

7

Сравнение площадей фигур с помощью различных  мерок

1

Комбиниро-ван-ный

Измерение площадей произвольными мерками, знакомство с основным правилом выбора мерок.

Уметь проводить измерения площади фигур с помощью различных  мерок.

Фр.

опрос

выборочное оценива

ние.

Т№7,8

№30

8

Измерение  площади  произвольными  мерками  квадратной  формы

1

Комбиниро-ван-ный

Измерение площадей фигур произвольными мерками.   Правило  выбора мерок.

Уметь проводить измерения площади фигур с помощью   мерок  квадратной  формы

Фр.

опрос

выборочное

оценива

ние.

Использо-вание разных

мерок

№33 (б),

№32 (3)

9

Контрольная работа  по  повторению  пройденного  во  2 кл

1

Урок  конт-роля

ЗУН

Решения задач изученных видов, решение числовых выражений.

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, числовые выражения.

Ввод-ный

(контро-льная работа)

10

Работа  над  ошибками. Измерение площади произвольными мерками

1

Комбиниро-ван-ный

Работа  над  ошибками. Измерение площадей фигур произвольными мерками.

Уметь выполнять  работу  над  ошибками, измерять площадь фигур

Фр.

опрос

выборочное

оценива

ние.

Т№10,12

11

Единицы измерения длины

1

Комбиниро-ван-ный

Соотношение между единицами длины.

Уметь чертить отрезки  заданной  длины

Фронт.

опрос

Пров. работа

№36 (3), №39

12

Единицы измерения площади, кв.см.

1

Комбиниро-ван-ный

Соотношение между единицами длины. Квадратный  сантиметр.

Уметь вычислять площадь прямоугольника

Теку-щий.

Самостоятельная работа.

№43(1)

Т№14

13

Единица измерения массы - грамм

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с единицей измерения массы – грамм.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач.

Фр.

опрос

выборочное

оценива

ние.

№46(2)

Т№15

14

Новый  вид  краткой  записи  задачи

1

Комбиниро-ван-ный

 Решение задач изученных видов

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Фр.

опрос

выборочное

оценива

ние.

№51(3)

Т№17

15-16

Площадь прямоугольника косвенным путем – умножением его длины на ширину

2

Комбиниро-ван-ный

Решение задач изученных видов, соотношения между величина-ми длины, вычис-ление площади прямоугольника.

Уметь вычислять площадь прямоугольника по его длине и ширине.

Теку-щий

фр. опрос

№54(2)

Т№19

№58(3)

Т№22

17

Закрепление изученного

1

Урок сист.  и обобщ зна-ний

Решение задач изученных видов,

соотношения между

 величинами длины,

вычисление площади прямоугольника.

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом,

уметь выражать данные величины в разных единицах, вычислять площадь и периметр прямоугольника.

Фр.

опрос

выборочное

оценива

ние.

Стр.33№№6

18

Контрольная работа

по теме «Площадь  и  ее  измерение»

1

Урок  конт-роля

ЗУН

.

Контро-льная

работа

19

Работа  над  ошибками. Определение  площади прямоугольника

1

Комбиниро-ван-ный

Фр. опрос,

Т№24,27

20

Д

е

л

е

н

и

е

с

о

с

т

а

т

к

о

м

Понятие «деление с остатком»

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с понятием «деление с остатком», решение задач изу-ченного  вида

Знать таблицу  умножения,  понятие «остаток», уметь различать числа, которые делятся с остатком  и  без остатка

Тест, взаимо-

конт-роль

№61, 60 (2)

21

Нахождение остатка, запись случаев деления с остатком

1

Комбиниро-ван-ный

Введение записи деления с остатком, решение задач из. вида, выполнение преобразований  с изуч. ед. измерения

Уметь выпол. деление с остатком, решать задачи изуч. видов,  преобр. именованных чисел

Фр. опрос, выбор. оценивание

№63 (6), №64 (2)

22

Единицы измерения массы - центнер, тонна

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с  ед. измер.  массы: ц, т; выполнение деления с остатком

Знать новые единицы изм. массы, их соотношения с др.,уметь выпол. деление с ост., решать задачи изуч. видов

Тест, само-

конт-роль

№66 (4),

№67

23

Деление с остатком. Решение задач.

1

Комбинированный

Выполнение деления с остатком, решение задач изуч. видов, преобр. имен. чисел, нахожденеие площади пр-ка

Уметь выполнять деление с остатком, решать задачи изуч. видов, преобр. имен. числа, находить пдощадь прямоугольника

Фр. опрос, выбор. оценивание

№72 (2,3),

№71 (5)

24

Знакомство с задачами: во сколько раз больше…

1

Комбиниро-ван-ный

Ввод отношения «во сколько раз больше»

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Темати-ческий.

Матем. диктант.

76(б),

79

Т№29

25

Деление с остатком

1

Комбиниро-ван-ный

Выполнение деления с остатком, сравнение остатка с делителем решение задач  изуч. видов, преобр. имен. чисел, решение уравнений

Уметь выполнять деление с остатком, решать задачи изуч. видов, преобр. имен. числа, решать уравнения изуч. видов

Теку-щий.

Самостоятельная работа.

№82(2)

26

Деление с остатком. Решение задач на деление на равные части

1

Комбиниро-ван-ный

Выполнение деления с остатком, решение задач изуч. видов, преобр и сравнение им. чисел.

Уметь выполненять деление с остатком, решать задачи изуч. видов, преобр. И  сравнение  именованных чисел.

Теку-щий

Выбор. оценива-

ние

№84

(4,5,6)

85 (2,3)

27

Проверка деления с остатком

1

Комбиниро-ван-ный

Определение правильности выполнения деления с остатком, решение задач изуч. видов

Уметь определять правильность выполнения деления с остатком, решать задач изуч. видов

Тест, взаимо-проверка

№88 (6)

89(3)

28

Закрепление  изученного. Проверь  себя.

1

Урок обоб-щения  и  сис-тематизации знаний

Упражнения  на выполнение деления с остатком, решение задач изуч. видов

Уметь  выполнять деление с остатком, решать задачи изуч. видов

Теку-щий.

Самостоятельная работа.

№1 ,

№3 стр48

29

30

Контрольная работа

по теме «Деление с остатком»

Работа  над  ошибками. Деление  с  остатком.

1

1

Урок контроля знаний

Комбиниро-ван-ный

Проверка знаний учащихся по изученному разделу

Упражнения  на вы-полнение деления с остатком, решение задач изуч. видов

Уметь выполнять деление с остатком, проверять верность его выполнения, ре-шать задачи изуч. видов

к/работа

Выбор. оценива-

ние

Стр.49 №6

Т№26

31

С

л

о

ж

е

н

и

е

 

и

вычита

ние

т

р

е

х

з

н

а

ч

н

ы

х

ч

и

с

е

л

Сложение трехзначных чисел без перехода через разряд

1

Комбиниро-ван-ный

Подробная запись сложения трехзначных чисел, разложение трехзначного числа на разр. слагаемые

Знать разряды трехзн. чисел

Уметь выполнять письменное сложение трехзначных чисел.

Теку-щий

Выбор. оцени-вание

№90(6)

№92(4)

32

Четные и нечетные числа.

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с понятиями  четные и нечетные числа

Знать четные и нечетные числа

Теку-щий

Выбор. оцени-вание

№96(1)

94(5)

Т№33

33

Сложение трехзначных чисел

1

Комбиниро-ван-ный

Выполнение сложения трехзначных чисел, знакомство с видами линий

Уметь выполнять сложение трехзначных  чисел, знать виды замкнутых ломаных линий

Теку-щий Выбор. оцени-вание

Классифи-кация линий и фигур по их признакам

№99

34

Соотношение между единицами площади

1

Комбиниро-ван-ный

Меры площади и их связь с единицами длины.

Использовать приобретенные знания и умения в практической дея-тельности и повсед-невной жизни

Теку-щий Выбор. оцени-вание

Выпуклые и невыпуклые многоуго-льники

№102(4)

№104(3)

35

Вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд

1

Комбиниро-ван-ный

Выполнение вычитания трехзначных чисел в столбик.

Уметь выполнять письменное вычитание трехзначных чисел

Тематический (тест)

№106(4)

№108(2)

36

Определение площади фигуры сложной конфигурации

1

Комбиниро-ван-ный

Распознавание и изображение  геом. фигур, определение их площади, решение уравнений

Знать виды фигур сложной конфигурации, уметь находить их площадь, решать уравнения изуч. видов

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

Знакомс-тво со спо-собом оп-ределения площади фигуры сложной конфигурации

№114(2)

№113(3)

37

Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд

1

Комбиниро-ван-ный

Выполнение вычитания трехзначных чисел в столбик, решение задач  различными способами.

Уметь выполнять письменное вычи-тание трехзначных чисел с переходом через разряд, уметь решать задачи разл. способами

Темати-ческий (тест)

№119

38

Использование  таблицы  для  краткой  записи  задачи

1

Комбиниро-ван-ный

Решение задач. Оформление краткой  записи в виде таблицы

Уметь решать задачи и  оформлять их  краткую  запись в виде таблицы

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

№122,

123

39

Задачи с недостаточными данными

1

Комбиниро-ван-ный

Решение задач с недостающими  данными

Уметь преобр. задачи с недостающими данными и решать их

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

№125,

№126

40

Окружность и круг, связь между ними. Центр окружности

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с геометрическим прибором-цирку-лем, распознавание и изображение геом. Фигур: точка, овал, круг

уметь строить окружность, обозна

чать ее центр

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

Знакомст-во с поня-тием «ок-ружность» и «центр окружнос-ти»

№130(3)

129

41

Определение площади фигуры сложной конфигурации

1

Комбинированный

Распознавание и изображение  геом. фигур, определение их площади, решение уравнений

Уметь находить  площадь  фигур сложной конфигу-рации,  решать уравнения изуч. видов

Теку-щий.

Самостоятельная работа.

№133(3)

№135

42

Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд

1

Комбиниро-ван-ный

Упражнения на вычитание трехзначных  чисел через разряд

Решение задач.

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом,  вычитать трехзн. числа с переходом через разряд

Теку-щий

№136(4)

43

Радиус окружности

1

Комбиниро-ван-ный

Построение окруж-ности с заданным радиусом, опре-деление радиуса окружностей.

Уметь строить окружность с заданным радиусом

 Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

Знакомс-тво с поня-тием ради-ус окруж-ности.

№140(6)

№142(3,4)

44

Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд

1

Комбиниро-ван-ный

Рассмотрение различных частных случаев сложения Построение окружности с заданным центром.

Уметь выполнять сложение трех-значных чисел. Уметь строить окружность с заданным радиусом

Теку-щий.

Самостоятельная работа.

№144(4)

146

45

Закрепление изученного. Проверь  себя.

1

Комбиниро-ван-ный

Нахождение пери-метра и площади прямоугольника, решение задач изуч. видов, действия с имен. числами, пос-троение окружности

Уметь находить периметр и площадь прямоугольника, решать задач изуч. видов, выполнять действия с имен. числами, строить окружность

Теку-щий.

Самостоятельная работа.

Стр. 78, 79

№2(2)

№3(3)

46

Контрольная работа  по теме «Сложение и вычитание трех-значных чисел».

Работа  над  ошибками. Сложение и вычитание трех-значных чисел

1

1

Урок контроля знаний

Комбиниро-ван-ный

Решение задач изученных видов, числовых выражений, соотношение величин.

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, уметь выражать данные величины в разных единицах и решать числовые выражения.

Контро-льная работа.

Выбор. оценива-

ние

Стр.79 №5

47

48

С

р

а

в

н

е

н

и

е

и

и

з

м

е

р

е

н

и

е

у

г

л

о

в

Сравнение углов по  величине

1

Комбиниро-ван-ный

Сравнение углов визуальным способом и способом наложения одного угла на другой.

Уметь определять тупой острый и прямой угол визуально и способом наложения.

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

Сравнение углов визуально и наложе-нием.

№150

49

Сравнение углов с   помощью произвольной мерки

1

Комбиниро-ван-ный

Сравнение углов с помощью мерки.

Уметь сравнивать углы с помощью определенной мерки.

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

Сравнение углов при помощи произвольной мерки (угла)

№153(б)

50

Понятие о центральном угле

1

Комбиниро-ван-ный

Нахождение центрального угла окружности. Пост-роение окружности с заданным ради-усом и центр. угла.

Уметь находить  и чертить центральный угол окружности.

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

Знаком.  с понятием «центральный угол» и радиус окруж.

№156(2)

157

51

Свойство радиусов окружности

1

Комбиниро-ван-ный

Построение окружности с заданным радиусом и центрального угла.

Знать свойство радиусов окружности.

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

Свойство радиусов окружнос-ти

№160(4)

№163(5)

52

Единица измерения углов – градус

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с единицей измерения углов.

Знать  как обозначается единица измерения углов.

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

Знакомст-во с обще-принятой мерой из-мерения углов гра-дусом и его обозн.

№167

(4)

начерт. углы 45, 120 градусов

53

Распределитель-ный закон умножения относительно сложения

1

Комбиниро-ван-ный

Решение составных задач арифметическим способом. Знакомство с распределительным законом умножения.

Уметь решать составные задачи арифметическим способом. Уметь решать примеры, используя распределительный закон умножения.

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

Краткая обобщающая запись распреде-лительно-го закона (c + k) * e = c*e + k*e

№170(б)

169(3,4)

54

Транспортир как инструмент для измерения величины углов

1

Комбиниро-ван-ный

Измерение углов с помощью транспортира.

Уметь измерять угол с помощью транспортира

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

№174

55

Определение величины  углов при помощи транспортира

1

Комбиниро-ван-ный

Определение  величины углов с помощью транспортира.

Уметь строить углы  и  определять  их  величину с помощью транспортира.

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

№176(5)

177(4)

56

Задачи с избыточными данными

1

Комбиниро-ван-ный

Решение задач с избыточными данными, использование распределительного закона умножения при решении примеров

Уметь определять задачи с избыточ-ными данными, редактировать и решать их. Уметь решать примеры, используя распре-делительный  закон умножения

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

№183

№181(5)

57

Построение углов заданной величины при помощи транспортира.

1

Комбиниро-ван-ный

Решение задач с недостаточными  данными, решение уравнений

Уметь преобразовывать решать задачи с недостаточными данными и решать их

Теку-щий

Сам. работа

№187(2)

58

Деление  суммы  на  число

1

Комбиниро-ван-ный

Рассмотрение случая, когда каждое слагаемое делится без остатка на делитель.

Уметь выполнять деление суммы на однозначное число.

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

№188(5)

191(1,2)

59

Закрепление  изученного.

1

Урок систе-матизации  и  обобщ. знаний

Решение примеров в несколько действий, решение задач, уравнений

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом и числовые выражения  со скобками.

Теку-щий

 Сам работа

Стр.110 №3, 4

60

61

Контрольная работа  за   I полугодие.

Работа  над  ошибками. Деле-ние  суммы  на  число

1

1

Урок контро

Комбиниро-ван-ный

Решение задач и числовых выражений со скобками и  без  них, решение  уравнений, соотношение  венличин

Уметь решать текс-товые задачи ариф-метическим спосо-бом, числовые вы-ражения  со скоб-ками  и  без  них, решать  уравнения

Контр.  работа

Выбор. оценива-ние

Т№53,

54

62

В

н

е

т

а

б

л

и

ч

н

о

е  

у

м

н

о

ж

е

н

и

е  

и

д

е

л

е

н

и

е

Поиск способов определения значения произведения, в котором один множитель – многозначное число

1

Комбиниро-ван-ный

Выполнение внетабличного умножения в строку, используя различные способы.

Уметь выполнять умножение многозначных чисел  на однозначное число.

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

№192(4)

№193(3)

63-64

Умножение раз-рядной единицы  на однозначное число.

2

Комбиниро-ван-ный

Алгоритм умно-жения единицы с нулями на однозначное число.

Уметь выполнять вычисления с нулем.

Фр. опрос, выбор. оценив.

№197

198

№200(4)

№201

65

Умножение вида 20*4, 200*4

1

Комбиниро-ван-ный

Выполнение вычислений вида 20*4, 200*4

Уметь выполнять умножение многозначных чисел на однозначное число

данного вида

Теку-щий.

Сам. работа

№204(5)

66

Различные  способы  умно-жения  десятков  и  сотен  на  однозначное  число

1

Комбиниро-ван-ный

Роль разрядного состава многозначного числа при выполнении действии.

Уметь выполнять умножение многозначных чисел на однозначное число

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

№209,

210

67

Умножение трехзначного числа на однозначное

1

Комбиниро-ван-ный

Формирование алгоритма умножения. Знакомство с подробной записью. Разбиение множителя на сумму разрядных слагаемых.

Уметь выполнять умножение многозначных чисел на однозначное число с использованием распределительного закона.

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

№212(4)

213(4)

68

Числовые неравенства и неравенства с переменной

1

Комбиниро-ван-ный

Определение порядка действий в числовых выражениях,

Уметь сравнивать неравенства и решать неравенства с переменной, уметь умножать с подробным объяс-нением двузн. и  трехзн.  числа на однозначное

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

№218

(4)

№219

69

Деление десятков и сотен на однозначное число при помощи таблицы умножения

1

Комбиниро-ван-ный

Использование таблицы умножения при выполнении внетабличного деления на однозна-чное число.

Знакомство с изображением объемных пред-метов на плоскости, когда иллюзия  объемности возникает за счет светотени.

Уметь выполнять деление многозначных чисел на однозначное число

Теку-щий.

Сам. работа

Знакомст-во с разными способами художест-венного изображе-ния трехмерности

№224(2)

70

Знакомство с системами неравенств

1

Комбиниро-ван-ный

Решение задач и уравнений изученных видов

Уметь решать задачи и уравнения изученных   видов

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

Знакомс-тво с системами неравенств и их решением

№225(4)

227(3)

71

Деление на однозначное число

1

Комбиниро-ван-ный

Формирование алгоритма деления, когда делимое представляют в виде суммы удобных слагаемых.

Уметь выполнять деление многозначного числа на однозначное с подробным объяснением.

Тест, взаимо-проверка

№230(6)

72

Деление на одноз-начное число

1

Комбиниро-ван-ный

Деление, когда делимое представляют в виде суммы удобных слагаемых

Уметь выполнять деление многозначного числа на однозначное

 Выбор. оценива-

ние

№233(4)

73

Умножение многозначного числа на однозначное в столбик (без перехода через разряд)

1

Комбиниро-ван-ный

Выполнение умно-жения   много-значного числа на однозначное в столбик   без перехода через разряд

Уметь выполнять письменные вычисления: умножение многозначного числа на однозначное.

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

№234(7)

235

74

Случаи умножения многозначного числа на однозначное  с переходом через разряд

1

Комбиниро-ван-ный

Решение примеров на умножение  двузначных  и  трезначных  чисел с переходом  через разряд с подробной записью, решение задач и системы неравенств

Уметь решать примеры на умножение  дв. и тр. чисел  с переходом через разряд с подр. записью, решать  задачи  и  системы неравенств

 Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

Знакомст-во с одним из способов изображе-ния объемных тел на плоскости.

№239,

240(2)

75

Случаи умноже-ния многознач-ного числа на однозначное с переходом через разряд (в столбик)

1

Комбиниро-ван-ный

Выполнение внетабличного умножения в столбик (с переходом через разряд).

Уметь выполнять умножение многозначного числа на однозначное в столбик.

Темати-ческий

конт-рольный устный счет.

№243(2)

№247

76 - 77

Умножение трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд

2

Комбиниро-ван-ный

Выполнение умножения трехзначного числа на однозначное в столбик.

Уметь выполнять письменные вычисления: умножение многозначного числа на однозначное.

Теку-щий.

Проверочная работа.

№251(3)

№252(5)

78

Деление на однозначное число

1

Комбиниро-ван-ный

Формирование алгоритма деления, когда делимое представляют в виде суммы удобных слагаемых, решение системы неравенств, задач на приведение к единице

Уметь выполнять деление много-значного числа на однозначное с подробным объяснением. Уметь решать системы неравенств и задачи данного вида

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

Изображе-ние объемных предметов на плоскости с использо-ванием художест

венного способа.

№254(6)№255(4)

79

Случаи умножения многозначного числа на однозначное с переходом через разряд

1

Комбиниро-ван-ный

Рассмотрение частных случаев внетабличного умножения.

Уметь умножать многозначное число на однозначное с переходом через разряд.

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

№259

(3,4)

№262

80

Решение неравенств с переменной на основе использования соответствующих им уравнений

1

Комбиниро-ван-ный

Формирование алгоритма деления, когда делимое представляют в виде суммы удобных слагаемых.

Уметь выполнять деление многозначного числа на однозначное с подр. объяснением. Уметь решать неравенства.

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

Решение  неравенств с перемен-ной на ос-нове испо-льзов. соответст-вующих им уравнений

№265

(3,4)

№267

81

Выражения с разными ступенями действий

1

Комбиниро-ван-ный

Определение значения выражения с разными ступенями действий без скобок.

Уметь вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия со скобками и без них.

Теку-щий.

Самостоятельная работа.

№269

270(3ст)

82

Разбиение делимого на удобные слагаемые

1

Комбиниро-ван-ный

Формирование алгоритма деления, когда делимое представляют в виде суммы удобных слагаемых.

Уметь выполнять деление многозначного числа на однозначное.

 Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

№272(5)

2 75(4)

83

Запись деления  в столбик

1

Комбиниро-ван-ный

Выполнение деления на однозначное число в столбик.

Уметь выполнять деление многозначного числа на однозначное в столбик.

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

№276(7),

277

84

Изображение невидимых линий в чертеже объемного тела пунктиром

1

Комбиниро-ван-ный

Решение задач изученных  видов, примеров

Уметь решать задачи и примеры изученного  вида

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

Знакомст-во с изоб-ражением невиди-мых линий на чертеже.

№283

№281

85

Деление в столбик на однозначное число

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с решением примеров на деление на однозначное  число в столбик

Уметь выполнять деление в столбик на однозначное число

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

№284(7)

86

Деление в столбик на однозначное число

1

Комбиниро-ван-ный

Решение примеров на деление на однозначное число в столбик

Уметь выполнять деление в столбик на однозначное число

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

№286(3)

87

Закрепление  изученного

1

Урок систе-матизации  и  обобщ. знаний  

Решение примеров и задач изученных видов, определение порядка действий, решение системы неравенств

Уметь выполнять деление и умножение в столбик на однозначное число, решать задачи, системы неравенств изуч вида, знать порядок действий

Теку-щий

Сам. работа

Стр 49 -50

№3,6

88

Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление»

1

Урок проверки и контроля знаний

Проверка знаний учащихся по изученному разделу

Уметь выполнять деление и умножение в столбик на однозначное число, решать задачи, системы неравенств изуч вида, знать порядок действий

Контр. работа

89

Работа  над  ошибками.

Деление в столбик на однозначное число

1

Комбиниро-ван-ный

Решение примеров на деление на однозначное число в столбик

Уметь выполнять деление в столбик на однозначное число

Выбор. оценива-

ние

Стр.50 №5

90

Геометрический образ натурального ряда чисел – числовой  луч

1

Комбиниро-ван-ный

Решение примеров на деление на однозначное число в столбик

Уметь выполнять деление в столбик на однозначное число.

Уметь определять координатный луч

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

Знакомство с геометри-ческим об-разом нату-рального ряда чисел – числовым  лучом)

№290(2),

291(2)

91

Ч

и

с

л

о

в

о

й

о

о

р

д

и

н

а

т

н

ы

й)

л

у

ч

Понятие  «Числовой  луч»

1

Комбиниро-ван-ный

Построение числового луча, определение единичного отрезка.

Уметь строить числовой луч.

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

Понятие о единичном отрезке

№295

(2,3)

№296

92

Определение точек на числовом луче, соответст-вующих заданным числам

1

Комбиниро-ван-ный

Построение числового луча и определение координат заданных точек.

Уметь строить числовой луч и определять координаты точек.

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

№297(6),

№300

93

Понятие о производительности труда

1

Комбиниро-ван-ный

Установление зависимости между величинами, характеризующими процесс работы: объем всей работы, время, производительность труда.

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом.

Темати-ческий

контро-льный устный счет (тест).

№305,307

94

Единичный  отрезок  и  его  выбор. Построение числового луча

1

Комбиниро-ван-ный

Построение числового луча  с заданным единичным отрезком.

Уметь строить числовой луч с заданным единичным отрезком.

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

№309(3),

310(4)

95

Место числового множителя в выражении с переменной. Опускание знака умножения между числовым и буквенным множителем.

1

Комбиниро-ван-ный

Решение уравнений на нахождение множителя.

Уметь решать уравнения на нахождение множителя.

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

Знакомст-во с новым видом записи уравнений

№315,

316(3)

96

Понятие о координате точки числового луча

1

Комбиниро-ван-ный

Построение числового луча  с заданным единичным отрезком. Определение

координат точек.

Уметь строить числовой луч с заданным единичным отрезком. Уметь определять координаты точек

Фр. опрос, выбор. оценива-

ние

№319

(3ст)

97

Понятие о ско-рости движения. Зависимость между скоростью, временем и прой-денным путем

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с понятием «скорость движения».

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом.

Тест, взаимо-

конт-роль

№324,

323

98

Восстановление единичного отрезка по координатам заданных на  луче точек

1

Комбиниро-ван-ный

Восстановление единичного отрезка на числовом луче.

Уметь определять координаты точек по единичному отрезку.

Фронт. опрос, выбор. оценива-

ние

Формиро-вание алгоритма восстановления единично-го отрезка по коор-динатам

№326(3)

99

Решение неравенств.

Координата точки

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с записью координаты точки

Уметь записывать и определять координаты точек

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

Решение неравенств

№334,

333(2ст)

100

Закрепление  изученного.

1

Комбиниро-ван-ный

Решение текстовых задач  изуч. видов, неравенств, уравне-ний , числовых вы-ражений, содер-жащих действие первой и второй ступени, определять координаты точек

Уметь решать зада-чи  изуч. видов, не-равенства, уравне-ния, вычислять зна-чения числовых вы-ражений, содер-жащих 2-3 действия определять координаты точек

Фронт. опрос

№3,4

Стр.74

101

102

Контрольная работа  по теме «Числовой (координатный ) луч»

Работа  над  ошибками. Решение неравенств.

Координата точки

1

1

Урок проверки и оценки знаний

Комбиниро-ван-ный

Решение числовых выражений, содержащих действие первой и второй ступени со скобками и без них.

Решение текстовых задач  изученных  видов, неравенств, уравнений

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выражать данные величины в различных единицах.

Уметь записывать и определять координаты точек

Контро-льная работа

Выбор. оценива-

ние

С.74 №1

103

Д

р

о

б

н

ы

е                      

ч

и

с

л

а

Знакомство с понятием дробного числа

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с дробными числами.

Уметь находить дробные числа.

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

№337(2),

338(2ст)

104

Запись  дроби.  Смысл  каждого  натурального  числа  в  записи  дроби

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с числителем  и знаменателем дроби.

Уметь записывать дробь, знать значение числителя и знаменателя дроби.

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

Знакомст-во с запи-сью дроби и смыслом каждого натураль-ного числа в записи дроби.

343(2)

344(3)

105-106

Числитель и знаменатель дроби. Математический смысл каждого из них

2

Комбиниро

ван-ный

Знакомство с числителем  и знаменателем дроби.

Уметь записывать дробь, знать значение числителя и знаменателя дроби.

Тест, взаимо-контроль

 Понятие «числи-тель» и «знамена-тель дроби»

№345(4)

347(3,4)

№352(2)

353

107

Первое  представление об изображении предметов в масштабе

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с числителем  и знаменателем дроби.

Уметь записывать дробь, знать значение числителя и знаменателя дроби.

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

Знакомст-во с изоб-ражением предмета в натураль-ную вели-чину и в  масштабе.

№356,

357

108

Сравнение дробей с одинаковыми  знаменателями

1

Комбиниро-ван-ный

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями

Уметь сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

Знакомст-во с правилом сравнения дробей.

№358(8),

359(3)

109

Сложное (двойное) неравенство

1

Комбиниро-ван-ный

Сравнение дробей с одинаковыми числителями.

Уметь сравнивать дроби с одинаковыми числителями..

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

Решение двойных неравенств способом подбора.

№362(4)

365(2ст)

110-111

Решение задач на нахождение доли числа.

2

Комбинированный

Решение задач на нахождение части числа.

 Уметь решать задачи на нахождение части числа.

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

Решение задач на нахожде-ние части числа.

№368

(в,г)

№373

№377(2)

112

Сравнение дробей с единицей. Дроби меньше единицы.

1

Комбиниро-ван-ный

Сравнение дробей с единицей.

Уметь сравнивать дроби с единицей.

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

Обозначе-ние дроб-ных чисел на коорди-натном лу-че

№379(6)

381(3)

113

Сложные  выражения, в которых одни скобки находятся внутри других

1

Комбиниро-ван-ный

Решение сложных выражений.

Уметь решать сложные выражения с двойными скобками.

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

№385(4)

386(2)

114

Понятие пути. Путь и расстояние.

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с понятиями «путь»  и  «расстояние».

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом.

Текущий

Контро-льный устный счет.

№388(4)

115

 Задачи  на нахождение числа по его  доле

1

Комбиниро-ван-ный

Решение задач на нахождение числа по  его  доле

 Уметь решать задачи на нахождение числа по   его  доле

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

Использо-вание дробей для решения практических задач

№394

116

Решение сложных уравнений

1

Комбиниро-ван-ный

Решение уравнений сложной конструкции.

Уметь решать уравнения сложной конструкции.

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

№396(3)

№399

(2ст)

117

Понятие  о  скорости  движения

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с понятием  «скорость  движения».

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом.

с/р

№405(2)

406(3)

118

Подготовка к контрольной работе

1

Урок повторения и сист знаний.

Решение задач на нахождение числа по дроби и дроби от числа, на движение обозначение дробных чисел на корд. Луче, сравнение дробных чисел, решение системы неравенств и уравнений

Уметь решать задачи на нахождение числа по дроби и дроби от числа,на движение обозначать дробныл, сравнивать дробные числа, решать системы неравенств и уравнений

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

№1,2

 стр 112

119

120

Контрольная работа по теме

 «Дробные  числа»

Работа  над  оши-бками. Задачи  на нахождение числа по его  доле

1

1

Урок  оценки  и  кон-троля  знаний

Комбиниро-ван-ный

Итого

вый.

Контро-льная работа.

Выбор. оценива-

ние

№3,4

Стр.113

121

Р

а

з

р

я

д

ы

и

к

л

а

с

с

ы.

К

л

а

с

с

е

д

и

н

и

ц

и

к

л

а

с

с

т

ы

с

я

ч

 

Образование новой единицы счета – тысячи

1

Урок приоб-рете-ния новых

знаний

Знакомство с новой единицей – тысячью. Запись числа 1000

Уметь читать и записывать числа класса тысяч.

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

№410(3)

411(4)

122

Устная и письменная нумерация класса тысяч

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с  числами   класса тысяч

Уметь читать и записывать числа класса тысяч.

Теку-щий.

Мат. диктант

№413(5)

415

123

Образование тысячи как следующего числа натурального ряда

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с образованием числа тысяча как следующего числа натурального ряда

Уметь читать и записывать числа класса тысяч.

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

№418(4)

419(2ст)

124

Образование тысячи  при  счете   десятками

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с образованием тысячи десятками

Уметь читать и записывать числа класса тысяч.

Матем. Дикт., самоконтроль

№425(5)

125

Единица измерения длины – километр

1

Комбиниро-ван-ный

Соотношение величин 1м=1000мм,

 1 км=1000м.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

№429(4)

126

Единица измерения массы – грамм

1

Комбиниро-ван-ный

Соотношение величин 1кг=1000г, 1т=1000кг.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

№431

127

Итоговая  контрольная  работа за год.

1

Урок конт-роля  и  оценки  знаний

Решение текстовых задач арифмети-ческим способом, вычисление значе-ния числовых выражений со скобками, сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление много-значного числа на однозначное.

Уметь решать текс-товые задачи ариф-метическим спосо-бом, выполнять письменные вычи-сления (сложение и вычитание много-значных чисел, умножение и деление многознач-ных чисел на однозначное).

Итого-вый.

Контро-льная работа.

128

Работа  над  ошибками. Образование новой единицы счета – десятка тысяч.

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с записью и названием новой единицы счета – десятка  тысяч.

Уметь читать и записывать числа класса тысяч.

Матем. диктант, взаимо-

конт-роль

№436

(2,3)

437

129

Образование десятка тысяч различными способами

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с образованием десятка тысяч как следующего числа натурального ряда.

Уметь читать и записывать числа класса тысяч.

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

№439

(5,6)

130

Сложение  многозначных чисел

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство со способом сложения многозначных  чисел

Знать нумерацию многозначных чисел и уметь выполнять с ними действие сложения

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

№445

(4,5)

446

131

Образование новой единицы счета – сотни тысяч

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с образованием сотни тысяч при счете разными единицами.

Уметь читать и записывать числа класса тысяч.

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

№451

132

Сотни и сотни тысяч

1

Комбиниро-ван-ный

Сотни и сотни тысяч, запись получившихся чисел.

Уметь читать и записывать числа класса тысяч.

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

№454(3)

453(4)

133

Вычитание многозначных чисел

1

Комбиниро-ван-ный

Сравнение случаев вычитания трехзначных и многозначных чисел

Уметь выполнять вычитание многозначных чисел.

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

№456(4)

459(2)

134

Таблица разрядов и классов.

1

Комбиниро-ван-ный

Знакомство с таблицей разрядов и  первых двух классов и записью в ней многозначных чисел.

Уметь читать и записывать числа класса единиц и класса тысяч.

Тек. Сам. работа

№461(б)

462(5)

135

Умножение многозначных чисел на однозначное

1

Комбиниро-ван-ный

Сравнение случаев умножения двузначных, трехзначных и многозначных  чисел на однозначное число.

Уметь выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное.

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

№463(5)465(2,3)

136

Деление многозначных чисел на однозначное

1

Комбиниро-ван-ный

Сравнение случаев деления трехзначных и многозначных чисел на однозначное число.

Уметь выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное.

Теку-щий.

Пров. работа

№467(5)

№471(1)

137

Решение сложных выражений.

1

Комбиниро-ван-ный

Решение выражений сложной конструкции.

Уметь решать выражения сложной конструкции

Фронт.

опрос, выбор. оценива-

ние

Решение сложных выраже-ний с двойными скобками

№473

(3ст)

138

Контрольная работа по теме «Разряды  и  классы. Класс  единиц  и  класс  тысяч»

1

Урок  оценки  и  конт-роля  знаний

Решение текстовых задач арифметическим способом, вычисление значения числовых выражений со скобками, сравнение многозначных чисел, сложение и вычитание многозначных чисел

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел).

Контро-льная работа.

139

Работа  над  ошибками. Решение сложных выражений.

1

Комбиниро-ван-ный

Выбор. оценивание

№2 стр. 151

140

Обобщение пройденного  

1

Комбиниро-ван-ный

Систематизация и обобщение пройденного  материала

Знать основные математические понятия, уметь выполнять математические задания изученного  вида

Фр. опрос, выбор. оценивание

Обучающиеся  должны:

по разделу "Изучение чисел"

  1. иметь представление:

- об основных принципах построения десятичной позиционной системы счисления;

- о соотношении между разрядами и классами;

- о ряде целых неотрицательных чисел, его свойствах и геометрической модели этого ряда (числовом луче);

- о различных системах письменной нумерации натуральных чисел (использование различных знаков и способов образования чисел);

- о дробных и смешанных числах, их математическом смысле, связи с натуральными числами и о расположении этих чисел на числовом луче.

  1. знать:

- термины: дробь, числитель и знаменатель дроби, их математический смысл.

  1. уметь:

- прочитать и записать любое натуральное число в пределах класса тысяч, определить место каждого из них в натуральном ряду;

- установить отношения между любыми изученными натуральными числами и записать эти отношения при помощи знаков;

- прочитать и записать дробные числа, числитель и знаменатель которых не выходит за пределы изученных натуральных чисел;

- представить любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых.

по разделу "Изучение действий"

  1. иметь представление:

- о смысле операций сложения, вычитания, умножения и деления;

- о взаимосвязях между изученными математическими действиями;

- о сложении и вычитании дробей и смешанных чисел с одинаковыми знаменателями;

- о зависимости изменения результатов действий при изменении одного и двух компонентов.

- о выражениях с одной переменной и об их значениях при заданных значениях переменной;

- об уравнениях, требующих при решении более одного тождественного преобразования;

- о решении неравенств подбором и на основе решения соответствующего неравенству уравнения.

  1. знать:

- законы и свойства арифметических действий;

- таблицы сложения и умножения;

- порядок выполнения действий в сложных выражениях со скобками и без скобок.

  1. уметь:

- выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе использования законов и свойств этих действий и таблицы сложения;

- выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число на основе использования законов и свойств этих действий и таблицы умножения;

- находить значения сложных выражений, содержащих 2-4 действия;

- выполнять сложение и вычитание дробей и смешанных чисел с одинаковыми знаменателями.

- найти значение выражения с переменной при заданном ее значении (сложность выражений 1-3 действия);

- решать уравнения, требующие 1-3 тождественных преобразования на основе взаимосвязи между компонентами действий;

- находить решения неравенств с одной переменной подбором и на основе решения уравнений.

по разделу "Изучение элементов геометрии"

  1. иметь представление:

- об окружности и круге, их связи и различии этих понятий;

- о радиусе и хорде окружности;

- о диаметре и его свойствах;

- о масштабе и его использовании для изображения различных объектов;

- о различных способах изображения объемных тел на плоскости;

- о поверхности объемных тел и об их развертках.

  1. знать:

- свойство радиусов одной окружности;

- соотношение между радиусом и диаметром окружности.

  1. уметь:

- построить прямоугольник с заданной длиной сторон;

- построить прямоугольники, имеющие одинаковый периметр и разную длину сторон;

- построить окружность заданного радиуса при помощи циркуля;

- определить истинные размеры по его изображению в заданном масштабе;

- определить масштаб по истинным размерам и размерам на изображении объекта;

- определить размеры изображения объекта по истинным его размерам и заданному масштабу.

по разделу "Изучение величин"

  1. иметь представление:

- об измерении величины углов как операции сравнения их с произвольной меркой;

- о площади и об ее измерении как операции сравнения с произвольной меркой.

  1. знать:

- единицу длины - километр и соотношения 1км=1000 м, 1м=1000 мм;

- единицы измерения площади - квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2), квадратный километр (км2) и соотношения 1см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2;

- единицу измерения времени -век;

- единицу измерения углов - градус и его обозначение (1°).

  1. уметь:

- определить площадь прямоугольника по его длине и ширине, используя формулу;

- выразить длину, массу, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между ними;

- выразить время, используя различные единицы его измерения и изученные соотношения между ними.

по разделу "Работа с задачами"

  1. иметь представление:

- о разных вариантах формулировки одной задачи;

- о разных формах краткой записи задачи;

- о разных способах оформления решения задачи.

  1. уметь:

- составить задачи, обратные данной;

- выполнить краткую запись задачи одним из изученных способов;

- преобразовать задачу с недостающими или избыточными данными в задачу с необходимым и достаточном количеством данных;

- преобразовать данную задачу в более простую;

- выбирать и обосновывать выбор действия при решении простой задачи;

- выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2-3 действия.

Работа  по  данному  курсу  обеспечивается  УМК:

 И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н. Кормишина.  Математика: Учебник  

для   3 класса: в 2-х ч. – Самара: Издательство «Учебная  литература»:

издательский  дом «Федоров», 2009;

Е.П.Бененсон, Л.С. Итина. Рабочие  тетради  по  математике  на  печатной  

основе для 3 класса в 3 частях. – Самара: Издательство «Учебная  

литература»: издательский  дом «Федоров», 2009;

И.И.Аргинская. Сборник  заданий  по  математике  для  самостоятельных,

проверочных  и  контрольных  работ  в  начальной  школе. Самара:

Корпорация «Федоров».

И.И.Аргинская. Методические  рекомендации  к  учебнику  «Математика. 3

класс». – Самара: Издательство «Учебная  литература»: издательский  дом

«Федоров», 2009;

Контрольная  работа

по  повторению  пройденного   во  2  классе

     Вариант 1

1. Реши задачу.

В корзине лежит 39 яблок, а груш на 17 больше, чем яблок. Сколько  всего  яблок  и  груш в корзине?

2. Поставь вместо звёздочек такие цифры, чтобы неравенства были верными.

71 < * 3        96 > 9*   706  <  70 *

 

3.  Выполни действия

78 + 42 : 7        (65 – 58) ∙ 8
9 ∙ 8 – 6 ∙ 7        5 ∙ (81 : 9 – 8).

4. Сравни.

5 дм ... 4 дм 3 см                

        2 мм ... 20 см

8 дм 4 см…4 дм 8см      90 мм ... 9 см

5. Реши уравнение: х · 9 =45    31+  y = 60

6. Начерти  один  отрезок  4 см,  а  другой  на 2 см  больше.

Вариант 2

1.Реши задачу.

Для детского сада купили 36 мячей, а пирамидок на 19 меньше, чем мячей. Сколько  всего  игрушек   купили для детского сада?

 

2.  Поставь вместо звёздочек такие цифры, чтобы неравенства были верными.

51 < * 3        76 > 7*        806  <  80 *

3. Выполни действия.

   

38 + 49 : 7
7 х (63 : 9 – 7)

      (92 – 87) х 9
     8 х 9 – 8 х 2


   

4.Сравни.

4 дм…3 дм 2 см                    6 дм 7 см…7 дм 6 см

70 мм…7 см                                   10 см…1 мм

 

5. Реши уравнение: 7 · а = 42      y  +  48 = 79

6.  . Начерти  один  отрезок  6 см,  а  другой  на 2 см  меньше.

Контрольная   работа  по теме "Площадь и  ее  измерение"

Цель: проверить  знания, умения  и  навыки  учащихся  по  теме  "Площадь и  ее  измерение"

1 вариант

1. Сравни величины

5м6дм ____ 506 см

6м3см ____ 63см

37дм ____ 3м70см

84см ____ 8дм4см

2. Найди  значение  выражений:

34 – 2 ˙ 8 + 37              

8 ˙ 8  -  9 ˙ 4

3. Начерти прямоугольник со сторонами 7см и 2 см и вычисли его площадь.

4. Реши задачу.

В магазин   привезли  8 фляг  молока  по  9 литров  каждая  и  бочку, в которой  было  48 литров  молока. Сколько  всего  литров  молока  привезли  в  магазин?

5*. Четырем  приятелям  подарили  5  машинок.  Докажите, что  хотя  бы  один  из  них  получил  2  машинки.

2 вариант

1. Сравни величины

3м7дм ____307 см

8м1см ____81см

23дм ____2м30см

46см ____4дм6см

2. Найди  значение  выражений:

42 – 3 ˙ 9  + 17

9 ˙ 8   -   6 ˙ 7

3. Начерти прямоугольник со сторонами 8 см и 3 см и вычисли его площадь.

4. Реши задачу.

У  учительницы  было  82 тетради  в  клетку.  Она  раздала  семерым  ученикам, каждому  по  9 тетрадей.  Сколько  тетрадей  осталось  у  учительницы?

5*. Четырем  подружкам  подарили  5  платочков.  Докажите, что  хотя  бы  одна  из  них  получила  2  платочка.

Контрольная   работа   по   теме    «Деление с остатком»

Цель:  проверить умение и навык деления двузначного числа на однозначное, решения задач, уравнений.

                                                                                        В а р и а н т  I

1. В ы п о л н и т е  деление с остатком.

14 : 4               24 : 7               39 : 7

15 : 6               28 : 3               43 : 5

2. Р е ш и т е  задачу.

В киоске продали 72 марки, открыток в 8 раз меньше, чем марок, а конвертов в 7 раз больше, чем открыток.

Сколько конвертов продали в киоске?

3. Р е ш и т е  уравнения.

32 : х = 4               х : 9 = 9

4. З а п о л н и т е  пропуски.

 : 9 = 4 (ост. 7)                : 7 = 7 (ост. 4)

 : 6 = 7 (ост. 5)                : 3 = 5 (ост. 2)

В а р и а н т  II

1. В ы п о л н и т е  деление с остатком.

17 : 7               34 : 6               53 : 7

21 : 5               85 : 9               59 : 8

2. Р е ш и т е  задачу.

В столовую привезли 66 кг яблок, груш в 6 раз меньше, чем яблок, а слив в 5 раз больше, чем груш.

Сколько слив привезли?

3. Р е ш и т е  уравнения.

48 : х = 8               х : 5 = 25

4. З а п о л н и т е  пропуски.

 : 8 = 6 (ост. 7)                : 5 = 6 (ост. 4)

 : 9 = 5 (ост. 8)                : 4 = 4 (ост. 3)

Контрольная работа по теме
«Сложение и вычитание трехзначных чисел»

Цель: проверить навыки учащихся в сложении и вычитании трехзначных чисел.

В а р и а н т  I

1.  Решите   задачу.

В  киоске  было  72  марки,  открыток  в  8 раз  меньше,  чем  марок,  а  конвертов   в 7 раз  больше,  чем  открыток.  Сколько  конвертов  было  в  киоске?

2. Выполните действия  в  столбик:  

548 + 436         688 – 352         445 + 243         675 – 426. 

3. Н а й д и т е  значения выражений:

70 - 7 · 8                   29 +  5 · 9  

6 · 9 + 63 : 9              (49 – 46) + (49 + 46)

4. Начертите  прямоугольник, длина которого  7 см, а ширина равна 3 см. Определите площадь этого прямоугольника.

5. Какие цифры можно поставить вместо точек, чтобы равенства стали верными?

2…6  больше 29…                      7…8  меньше  7…6

Запишите все возможные неравенства.

В а р и а н т  II

1.  Решите   задачу.

Для  ремонта  квартиры  купили    28  рулонов  красных  обоев,  желтых   в  4 раза  меньше,  чем  красных,  а  синих   в 7 раз  больше,  чем  желтых.  Сколько  синих  рулонов  обоев  купили для  ремонта  квартиры?

2. Выполните действия  в  столбик:  

743 + 138         866 – 252         345 + 513         634 – 276. 

3. Н а й д и т е  значения выражений:

80 - 8 · 6                   59 +  5 · 3  

7 · 8 + 72 : 9              (38 – 26) + (38 + 26)

4. Начертите  прямоугольник, длина которого  5 см, а ширина равна 4 см. Определите площадь этого прямоугольника.

5. Какие цифры можно поставить вместо точек, чтобы равенства стали верными?

3…7  больше 39…                      6…7  меньше  6…5

Запишите все возможные неравенства.

Контрольная работа за  I полугодие

Цель: проверить  вычислительные навыки, умение  решать  задачи изученных  видов

В а р и а н т  I

1. Н а й д и т е  значения выражений:

624 + 245         624 – 146         385 + 217         847 – 326

2. П р о ч и т а й т е  задачу:

За неделю магазин продал 48 светильников, а торшеров – на 19 больше, чем светильников.

Поставьте вопрос к условию задачи так, чтобы она решалась в два действия. Решите задачу.

3. З а п о л н и т е  пропуски:

3 ц = … кг

… ц = 600 кг

18 см = … мм

… см = 40 мм

9 дм = … см

… дм = 20 см

4. Н а й д и т е  площадь прямоугольника, ширина которого 4 см, длина  6 см.

5. П о с т а в ь т е  вместо точек такие цифры, чтобы получились верные равенства:

9 · … = …3                  4… : 5 = … .

6. Мама,  папа,  бабушка  и  сестра  подарили  Игорю  на  день  рождения  книгу,  фломастеры,  альбом  для  марок  и  велосипед.  Мама  подарила  книгу, сестра  не  дарила  велосипед  и  фломастеры.  Бабушка  не  дарила  велосипед.  Что  подарил  каждый?

                                                                                         В а р и а н т  II

1. Н а й д и т е  значения выражений:

456 + 323         532 – 145         268 + 317         935 – 214

2. П р о ч и т а й т е  задачу:

Магазин за месяц продал 48 теннисных мячиков, а волейбольных – на 19 меньше, чем теннисных.

Поставьте вопрос к условию задачи так, чтобы она решалась в два действия. Решите задачу.

3. З а п о л н и т е  пропуски:

4 ц = … кг

… ц = 400 кг

17 см = … мм

… см = 80 мм

7 дм = … см

… дм = 30 см

4. Н а й д и т е  площадь прямоугольника, ширина которого 4 см, длина  7 см.

5. П о с т а в ь т е  вместо точек такие цифры, чтобы получились верные равенства:

… · 8 = 7 …                  5… : 6 = …

6. Вера,  Ира,  Коля  и  Саша  съели  пирожные  «Эклер»,  «Наполеон»,  «Миндальное»  и  «Корзиночку».  Ира  и  Вера  съели  «Корзиночку».  Вера  и  Саша  съели  «Наполеон»  и « Корзиночку». Какое  пирожное  съел  каждый?

Контрольная работа по теме
«Внетабличное умножение и деление»

Цели: проверить умение выполнять письменное умножение и деление трехзначного числа на однозначное, умение решать составные задачи.

I  в а р и а н т

З а д а н и е  1.

Выполните умножение в столбик:

106 · 9                           3 · 252

2 · 347                     127 · 7

З а д а н и е  2.

а) Найдите значения частных:

872 : 8

208 : 4

549 : 9

384 : 4

366 : 6

218 : 2

б) Разделите получившиеся равенства на две группы и запишите признаки сходства равенств каждой группы.

З а д а н и е  3.

Найдите закономерность, которой связаны числа второй строки с числами первой строки таблицы, и заполните ее пустые клетки.

43

46

49

52

129

138

165

178

З а д а н и е  4.

а) Найдите значение выражения: 258 – 216 : 9 + 18 · 3

б) Не изменяя чисел и знаков действий, измените выражение так, чтобы его значение стало меньше.

З а д а н и е  5.

а) Решите задачу:

Школьники решили собрать для аптеки 38 кг плодов шиповника. Сначала они собрали 8 кг плодов, а затем еще в 2 раза больше. Сколько плодов шиповника осталось собрать?

                                                                                      II  в а р и а н т

З а д а н и е  1.

Выполните умножение в столбик:

204 · 4

162 · 6

4 · 125

3 · 267

З а д а н и е  2.

а) Найдите значения частных:

636 : 6

324 : 4

896 : 8

416 : 8

654 : 6

972 : 9

б) Разделите получившиеся равенства на две группы и запишите признаки сходства равенств каждой группы.

З а д а н и е  3.

Найдите закономерность, которой связаны числа второй строки с числами первой строки таблицы, и заполните ее пустые клетки.

239

223

207

175

956

892

764

636

З а д а н и е  4.

а) Найдите значение выражения: (321 : 3 + 189 : 9) · 8

б) Не изменяя чисел и знаков действий, измените выражение так, чтобы его значение стало меньше.

З а д а н и е  5.

а) Решите задачу.

В саду посадили 4 ряда яблонь по 7 деревьев в ряду, а вишен на 15 больше, чем яблонь. Сколько посадили вишен?

\

Контрольная работа по теме
«Числовой (координатный) луч»

Цели: проверить умения решать составные задачи, отмечать точки с заданными координатами на числовом луче, решать уравнения и задачи геометрического характера.

I  в а р и а н т

З а д а н и е  1.

а) Решите задачу:

Двое рабочих изготовили 98 деталей. Один из них работал 7 часов и изготавливал в час 8 деталей, а другой изготовил остальные детали за 6 часов. Кто работал быстрее и на сколько?

З а д а н и е  2.

Найдите корни уравнений:

8 х = 864                 8 + х = 865

З а д а н и е  3.

Начертите угол, равный сумме углов:

а) 70° и 50°;                 б) 35° и 60°;                 в) 27° и 69°.

З а д а н и е  4.

а) Найдите значения выражений:

27 · 8 + 246 : 6                 348 : 6 + 309

б) Используя знаки действий и, если нужно, скобки, составьте из полученных чисел выражения с разными значениями.

З а д а н и е  5.

а) Начертите числовой луч с единичным отрезком 5 мм.

б) Отметьте на этом луче точки с координатами  А (96),  В (3),  С (90),  Д (12).

                                                                                      II  в а р и а н т

З а д а н и е  1.

а) Решите задачу:

Две машинистки напечатали 54 листа. Первая машинистка работала 6 часов и печатала в час 5 листов, а вторая напечатала остальные листы за 6 часов. Кто работал быстрее и насколько?

     З а д а н и е  2.

Найдите корни уравнений.

9 у = 954                 9 + у = 824

З а д а н и е  3.

Начертите угол, равный сумме углов:

а) 80° и 40°;                 б) 15° и 70°;                 в) 17° и 89°

З а д а н и е  4.

а) Найдите значения выражений:

728 : (84 : 6)                 298 + 128 · (45 : 9)

б) Используя знаки действий и, если нужно, скобки, составьте из них выражения с разными значениями.

З а д а н и е  5.

а) Начертите числовой луч с единичным отрезком 1 см.

б) Отметьте на этом луче точки с координатами А (5), В (2), С (8), Д (6).


Контрольная работа по теме «Дробные числа»

Цели: проверить знания и умения учащихся записывать и читать дробные числа; сравнивать дроби; решать задачи на нахождение числа по его дроби.

I  в а р и а н т

З а д а н и е  1.

Запишите, где возможно, соответствующие рисункам дроби.

а)            б)            в)  

г)            д)  

З а д а н и е  2.

а) Запишите дроби, у которых:

числитель 5, знаменатель 8;

знаменатель 4, числитель 1;

знаменатель 7, числитель 11;

числитель 7, знаменатель 12.

б) Запишите цифрами дроби:

семь тринадцатых;

восемь одиннадцатых;

шесть девятых;

девять десятых;

двадцать шестых.

З а д а н и е  3.

Сравните дроби и поставьте знаки сравнения.

 …

 …

 …

 

 …

 …  

З а д а н и е  4.

Запишите данные дроби в порядке увеличения.

З а д а н и е  5.

а) Решите задачу.

Шестая часть пути от дачи до реки 70 м. Найдите расстояние между дачей и рекой.

б) Составьте, запишите обратные задачи.

II  в а р и а н т

З а д а н и е  1.

Запишите, где возможно, соответствующие рисункам дроби:

а)            б)            в)  

г)            д)  

З а д а н и е  2.

а) Запишите дроби, у которых:

числитель 9, знаменатель 9;

знаменатель 6, числитель 1;

знаменатель 5, числитель 9;

числитель 5, знаменатель 11.

б) Запишите цифрами дроби:

четыре четвертых;

девять шестых;

тридцать седьмых;

восемь одиннадцатых;

девять третьих.

З а д а н и е  3.

Сравните дроби и поставьте знаки сравнения:

 …

 …

 …

 

 …

 …  

З а д а н и е  4.

Запишите данные дроби в порядке убывания.

З а д а н и е  5.

а) Решите задачу.

Пятая часть пути от дома до школы 80. Найдите расстояние между домом и школой.

б) Составьте, запишите обратные задачи.


Итоговая контрольная работа за год

        Цели: проверить умения и навыки учащихся решать составные задачи и уравнения; проверить вычислительные навыки.

I  в а р и а н т

З а д а н и е  1.

а) Решите задачу.

Третьеклассники  купили  6 альбомов  по 27 рублей  каждый и тетради по 4 рубля. За всю покупку заплатили 246 рублей. Сколько они купили тетрадей?

б) Составьте, запишите и решите задачу, обратную данной.

З а д а н и е  2.

а) Укажите порядок действий и найдите значения выражений.

(145 – 45 : 5) ∙  7

158 ∙  6 – (468 + 354) : 3

297 – 209 + 73 ∙  8 – 329 : 7

б) Не меняя числа и знаки действий, измените значения выражений.

З а д а н и е  3.

Найдите корни уравнений.

173 – х = 79              52 + х = 84              9х + 32 = 59

З а д а н и е  4.

а) Стороны прямоугольника равны 12 дм и 80 см. Найдите его периметр и площадь.

б) Выберите удобный масштаб и начертите прямоугольник.

II  в а р и а н т

З а д а н и е  1.

а) Решите задачу.

На участке посадили 7 рядов смородины по 15 кустов в ряду и несколько рядов малины по 12 кустов в ряду. Всего посадили 201 ягодный куст. Сколько посадили рядов малины?

б) Составьте, запишите и решите задачу, обратную данной.

З а д а н и е  2.

а) Укажите порядок действий и найдите значения выражений.

(227 – 27 : 9) ∙  11

134 ∙  5 – (725 – 255) : 5

346 – 307 + 11 ∙  6 – 424 : 4

б) Не меняя числа и знаки действий, измените значения выражений.

З а д а н и е  3.

Найдите корни уравнений.

284 – х = 95              83 + х = 111              8 х + 25 = 49

З а д а н и е  4.

а) Стороны прямоугольника равны 14 дм и 60 см. Найдите его периметр и площадь.

б) Выберите удобный масштаб и начертите прямоугольник.

Контрольная работа по теме
«Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч»

Цели: проверить умение учащихся читать и записывать многозначные числа, сравнивать их; умения решать составные задачи и сложные уравнения.

I  в а р и а н т

З а д а н и е  1.

а) Сравните числа:

33875 … 32386

14328 … 14341

590042 … 590046

381200 … 381285

б) В каждом неравенстве подчеркните цифры, которые помогли вам выполнить задание.

З а д а н и е  2.

Запишите наибольшее и наименьшее из возможных шестизначных чисел, у каждого из которых:

а) все цифры разные;

б) одна цифра повторяется 2 раза;

в) две цифры повторяются 3 раза;

г) одна цифра повторяется 5 раз.

З а д а н и е  3.

Запишите число, у которого:

а) 209 ед. II класса и 83 ед. I  класса;

б) 81 ед. I класса и в 3 раза меньше ед. II класса.

З а д а н и е  4.

Найдите корни уравнений:

t + 574 = 937 – 69                 658 + 236 – с = 479

З а д а н и е  5.

а) Решите задачу:

В восьми корзинах лежали сливы по 20 кг в каждой. Для отправки их разложили в ящики по 5 кг. Сколько потребовалось ящиков?

б) Составьте и кратко запишите все обратные задачи.

в) Решите одну обратную задачу.

II  в а р и а н т

З а д а н и е  1.

а) Сравните числа:

18901 … 27396

65012 … 65299

246109 … 300859

927086 … 929087

б) В каждом неравенстве подчеркните цифры, которые помогли вам выполнить задание.

З а д а н и е  2.

Запишите наибольшее и наименьшее из возможных шестизначных чисел, у каждого из которых:

а) все цифры разные;

б) одна цифра повторяется 3 раза;

в) две цифры повторяются 2 раза;

г) одна цифра повторяется 4 раз.

З а д а н и е  3.

Запишите число, у которого:

а) 275 ед. I класса и 79 ед. II  класса;

б) 500 ед. II класса и в 3 раза меньше ед. I класса.

З а д а н и е  4.

Найдите корни уравнений:

x + 629 = 875 – 89                423 + 279 – b = 321

З а д а н и е  5.

а) Решите задачу.

В шести коробках лежали конфеты по 25 кг в каждой. Для новогодних подарков их разложили в пакеты по 3 кг. Сколько получилось подарков?

б) Составьте и кратко запишите все обратные задачи.

в) Решите одну обратную задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

занятие по математике для следней группы детского сада...

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

Задачи: закрепить умение детей считать до 5; формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета; закрепить умение различать шар, куб, цилиндр; закрепить умение раз...

Конспект занятия по математике в средней группе «Сказка «Репка» не простая, а математическая». (Закрепляющее интегрированное занятие по математике)

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.Задачи: 1.Систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине предмета.2....

Конспект занятия по математике в средней группе на тему: «Путешествие в страну математики»

Цель. Закреплять навык отсчитывания, пересчитывания с обобщающим жестом, составления взаимнооднозначного соответствия и на единицу больше и меньше. Закреплять знания детей о геометрических фигура...

конспект занятия по математике в средней группе. Тема:"Спасаем королеву Математики" ("Программа "Школа 2100")

Организованная  деятельность детей планируется в форме игр так, чтобы в процессе игры дети высказывали свои мысли, предположения, слушали сверстников, думали и проверяли, делали выводы. ...

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...