«Конфликтогены во взаимоотношениях педагогов и родителей»
методическая разработка по теме

Поздеева Анна Ярославовна

Круглый стол
«Конфликтогены во взаимоотношениях педагогов и родителей»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 «Белочка»

Круглый стол

«Конфликтогены во взаимоотношениях педагогов и родителей»

                                                                             Подготовил:

                                                                             педагог-психолог

                                                                             Поздеева А.Я.

Сургут – 2012 г.

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в безобразную ссору с вытекающими неприятными последствиями? Решение подобной проблемы нельзя полностью возлагать на одну из сторон. Только совместными усилиями можно найти выход из сложившейся ситуации.

Цель:  «Секреты бесконфликтного общения» -  познакомить педагогов с теоретическими аспектами конфликтных ситуаций и практическими способами  эффективной коммуникации для разрешения проблемных ситуаций.

Игра «Невидимая связь».

Ход: Для проведения игры потребуется моток прочных толстых нитей. Ведущий просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю.

« Известно, что давным - давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинные седые волосы и борода, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришёл, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.

Менялись поколения, а мудрец все жил среди людей.

И они ощущали себя под его защитой. И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошёл всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характер, привычки, желания и стремления.

« Как непросто всем уживаться друг с другом, - думал мудрец, - что бы такое предпринять? – размышлял он.

И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью.

Далее ведущий продолжает рассказывать историю, обходя каждого участника игры и вкладывая ему в руки нить.

« Воистину нить - эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась.

Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примерении оборванные концы не связывались вновь.

Такой узелок напоминал о прошлой споре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение.

Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатый ».

Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами.

Ведущий на последнем участнике игры, стоящий в кругу, отрезает нить от лотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.

  1. Дорогие друзья! – обращается ведущий.
  2. Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить,

подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя. Она натянется и станет « резать » руки. Такие отношения некоторые называют « натянутыми ».

  1. А если, - продолжает ведущий, - кто-то потянет нить

на себя, а кто-то не станет этого делать? Что будет, давайте попробуем….

Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом. О таких ситуациях говорят: « Он тянет одеяло на себя ».

Некоторые люди, - продолжает ведущий, - предпочитают надевать эту нить себе на шею. Попробуйте. Тех кто сейчас сделал это, наверное, ощутили, как больно нить режет шею. В подобных ситуациях люди говорят: « посадил себе на шею ».

  1. Разные эксперименты можно проводить с этой нитью,

- продолжает ведущий, - многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, натянут на шею, или вообще отпустят. Не на то рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок.

Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела.

Вопросы:

1. Чему эта игра может научить?

Выводы: Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение связи помогает установить доверительные отношения в коллективе.

Комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить, натянутым или свободным.

Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом. Среди членов коллектива бывают разные эпизоды в общении. Главное, чтобы ни происходило, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.

Ведущий: А теперь поговорим с вами о конфликтогенах в системе «педагог – родитель». Конфликты между родителями и педагогами – серьезная проблема для системы образования и общества в целом. Проблема разрешения конфликтных ситуаций актуальна для всех участников педагогического процесса. Участниками конфликта могут быть педагоги, родители. Конфликты случаются каждый день и важно уметь конструктивно их разрешать.

Что такое конфликтоген?

Конфликтоген – слова, действия (или бездействие), порождающие или способные привести к конфликту. Термин, введённый психологом

А.П. Егидесом, приобрёл широкую известность в научных работах. Большинство конфликтогенов не являются преднамеренными оскорблениями. Более того, нередко человек выдаёт конфликтоген незаметно для себя (привычные слова и жесты). Но многие даже непреднамеренные конфликтогены порождаются такими подсознательными причинами, как агрессия, стремление к превосходству и т.п. На мелкие конфликтогены собеседник нередко не реагирует. Но они приводят к внешне беспричинной взрывной реакции (ссоре, скандалу, увольнению, разводу и т.п.).

   Конфликт- это ситуация обострения противоречий во взаимодействии между разными людьми (межличностный конфликт) или между желаниями, убеждениями и действиями одного человека (внутриличностный конфликт) А сегодня мы остановимся на межличностном конфликте.1-ый шаг в разрешении конфликта – умение предвидеть его. Каждый ведет себя по-разному.

Рассмотрим схему »Стратегия поведения в ситуации конфликта»:

  1. Избегание-уход от конфликтной ситуации без попытки ее решения ( в результате интересы могут быть удовлетворены, а могут и нет),
  2. Приспособление (позиция жертвы),
  3. Компромисс (не полностью удовлетворяются интересы обоих участников),
  4. Сотрудничество (поиск общих интересов),
  5. Соревнование (свои интересы удовлетворяются в ущерб другим людям),

Стратегия поведения меняется в зависимости от близости участников, обоснованности требований, зависимости друг от друга и т. д.     

Разберем на конкретном примере, не обсуждая правильность поведения. На человека напал грабитель, требует отдать ему все деньги, угрожая физической расправой. Один человек сам расправится с грабителем (соперничество). При сотрудничестве человек укажет на богатого знакомого. Если будет договор с грабителем, что он берет часть денег в обмен на обещание не обращаться с заявлением в милицию-компромисс. А если человек безропотно отдает всю наличность, то это- приспособление. Бегство от грабителя-это избегание. Рефлексия: подумайте, обычно какая стратегия поведения характерна для Вас?

Бывают конфликты, которые возникают по незначительным поводам или, вообще без таковых, когда двое или больше человек встали на тропу взаимных обвинений. Это ситуация «слово за слово». А если хоть один человек поведет себя психологически грамотно и не ответит агрессией на агрессию, то цепочка обвинений прервется, и конфликт не состоится.

    А теперь давайте с вами поговорим о том, какими способами вы сами выходите из конфликтных ситуаций; когда эти способы приносят положительные  результаты; а когда -  только ухудшает положение; от чего зависит эффективность того или иного выхода: от самого родителя, педагога, от ситуации.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегией может оказаться эффективной в той или иной ситуации, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

 Проигрывание конфликтных ситуаций и найти способы их разрешения (подобрать ситуации)

Пути предотвращения конфликта:                

  1. Не употреблять конфликтогенов.
  2. Не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.

Проявлять эмпатию, понимание к другому человеку и как можно    больше благожелательных посылов по отношению к нему

Как организовать диалог с родителями

  1. Если вы задаете вопрос, подождите, когда собеседник вам ответит.
  2. Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением родителей.
  1. Если вы не согласны, аргументируйте, повторяйте фразы: «Давайте  подумаем», «Давайте сделаем сообща», «Как вы сами думаете», «Мне интересно ваше мнение», «Вы не согласны со мной, почему?» и т.д.

Рекомендации, помогающие извлекать уроки из конфликтных ситуаций:

1. Подумайте, чему вас может научить конфликт. 2.Спросите у своего внутреннего голоса, чему можно научиться, какую пользу можно извлечь из этого печального опыта.

3. Отведите конфликту соответствующее ему место:

а) Не позволяйте отрицательному жизненному опыту  сбить себя с пути.

б) Определите собственную позицию и исходите из неё, не допускайте влияния на неё других людей.

в) Не давайте конфликту подорвать ваше доверие к самому себе и понизить самооценку.

г) Помните, что конфликты составляют только малую часть вашей жизни.

4. Избавьтесь от отрицательных эмоций, оставшихся после конфликта, следующим образом:

а) научитесь прощать самого себя;

б) выждите некоторое время, чтобы связанные с конфликтом чувства исчезли;

в) осознайте, что другие люди могут менее критично оценивать вас и случившееся, чем вы сами.

5. Не позволяйте другим людям становиться препятствием.

а) избегайте плохих людей, которые осуждают вас: стремитесь к общению с положительными и доброжелательными людьми;

6. Не тратьте слишком много сил на переубеждения скептиков или на общение с теми, кто не хочет вас слушать;

в) не позволяйте другим людям возбуждать в вас чувства вины;

г) будьте готовы к общению с теми, у которых по вашему мнению, после конфликта остался неприятный осадок.

Установки, помогающие преодолеть конфликт:

 «Это не вопрос жизни и смерти, я преодолею это», «Все идет нормально»,

«Он (она) делает это не для  того,   чтобы навредить, а чтобы удовлетворить свои желания», «Я спокоен», «Мы благополучно все решим».

Заключительная игра «Солнышко»

Цель: Вызвать у участников положительные эмоции.

Ход: Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.

Литература

1. ЛитвакМ.Е.  Профессия-психолог-Ростов н/Д.:Феникс 1999

2. Самоукина Н.В. Игры в которые играют ...-. Психо логический практикум - г. Дубна, Феникс +, 2002.

3. Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании

( Психолог в школе).- М.: Генезис, 2004.

4. Грецов А.Г. Практическая психология…-М.: Питер, 2005

5. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликта. СПб: Речь, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Детский сад и семья как единое образовательное пространство» Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями

Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими зн...

Консультация для педагогов и родителей" Формирование дружеских взаимоотношений."

        В дошкольном возрасте развитие общения со сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводит к появлению симпат...

Тема родительского собрания: «Создание условий для организации партнёрских взаимоотношений между педагогами и родителями, направленных на укрепление здоровья детей».

На сегодняшний день наблюдается тенденция роста общей заболеваемости среди детей дошкольного возраста, поэтому задача сохранения и укрепления здоровья детей является весьма актуальной....

Консультация для педагогов «Исследование основных конфликтогенов во взаимоотношених педагогов и родителей»

Консультация для педагогов на методическом объединении «Исследование основных конфликтогенов во взаимоотношених педагогов и родителей»...

Семинар-практикум с педагогами "Взаимоотношение педагога с педагогическим сообществом. Восстановление чистоты каналов взаимоотношений"

Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? По-видимому, для успешного общения человек должен сам обладать некоторыми особыми качествами и умениями. У некоторых людей они е...