экологический компонент при реализации программы «Сообщество» в условиях дошкольного образовательного учреждения.
статья на тему
Наш Центр развития ребенка работает в инновационном режиме и решает поставленные задачи с помощью участия в региональном эксперименте «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональный компонент». (В рамках межрегионального проекта «Экология. Здоровье. Школа» Департамент образования Иркутской области 02.04.2008г. № 55-37-1257/8) и реализации образовательной программы «Сообщество» (под ред. О.Л. Князевой). Наш Центр развития ребенка работает в инновационном режиме и решает поставленные задачи с помощью участия в региональном эксперименте «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональный компонент». (В рамках межрегионального проекта «Экология. Здоровье. Школа» Департамент образования Иркутской области 02.04.2008г. № 55-37-1257/8) и реализации образовательной программы «Сообщество» (под ред. О.Л. Князевой). В данной статье мы рассмотрим совмещение двух инновационных программ на примере реализации проекта «Мой край Сибирский» (воспитатели Жотина Н.Г., Сухорукова Н.Ю, эколог Нефедова Е.К.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchestvo.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад№18 «Дюймовочка»
Тема: экологический компонент при реализации программы «Сообщество» в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Автор: Панифидникова И.П., заместитель заведующей по воспитательной работе
В ближайшее время начнут действовать новые федеральные стандарты образования, которые включают в себя три категории требований: к структуре программ, к условиям реализации и к результатам освоения программ. Современное дошкольное учреждение должно учитывать требования Министерства образования РФ и перестроить свою работу в соответствии с ними.
Наш Центр развития ребенка работает в инновационном режиме и решает поставленные задачи с помощью участия в региональном эксперименте «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональный компонент». (В рамках межрегионального проекта «Экология. Здоровье. Школа» Департамент образования Иркутской области 02.04.2008г. № 55-37-1257/8) и реализации образовательной программы «Сообщество» (под ред. О.Л. Князевой). Основное достоинство и ценность программы «Сообщество» заключается в ее гуманистической парадигме, так как она предусматривает создание условий для развития детской инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. Одним из центральных принципов является комплексное развитие способностей дошкольников во всех видах деятельности, но при этом строго соблюдается право ребенка на собственный путь развития.
В данной статье мы рассмотрим совмещение двух инновационных программ на примере реализации проекта «Мой край Сибирский» (воспитатели Жотина Н.Г., Сухорукова Н.Ю, эколог Нефедова Е.К.). Тема была выбрана с целью формирования у ребенка эмоциональной отзывчивости к социальному и природному окружению, позитивного отношения к самому себе, уважения и любви к своей семье, своему роду, краю и Родине.
Первый этап заключался в планировании предстоящей деятельности самими детьми по модели «Трех вопросов»:
- Что мы знаем о родном крае?
- Что мы хотим узнать?
- Каким образом можно получить интересующую информацию?
Получилась следующая картина:
Имя ребенка | Знаю | Хочу узнать | Как узнать |
Милана | Города в Иркутской области | Расстояние между городами | спросить у шоферов |
Матвей | Знаю много рек есть в Сибири | Названия рек, кто им придумал названия и почему | спросить у Екатерины Климентьевны (педагог-эколог) |
Вадим | Главное озеро – Байкал | Откуда течет Байкал, почему в песне поется , что он «священный» | Из энциклопедии |
Вова | Много рыб в озере и в реках | Как приготовить уху | У поваров детского сада |
Захар | Много добывается полезных ископаемых | Каких больше всего полезных ископаемых в Сибири | У родителей, в энциклопедиях |
Даша | Летом летают комары, а на острове Ольхон – их нет | Какие еще есть острова | Спросить у старшего брата |
Лера | Животных много в Сибири – хищных и травоядных | Есть ли змеи и как получается яд у змеи | В Интернете |
Лиза | Все знаю | Как появляются лягушата | В книгах прочитать |
Таня | Охотники в тайге делают зимовье | Из чего построены дома в Сибири | Спросить у родителей |
Кристина | Нашему городу исполнилось 35 лет | Какие народы живут в Сибири | Посмотреть специальную передачу по телевизору |
Артем | Знаю выражение «Богатство России прирастать будет Сибирью», знаю памятник Радищеву возле Яросамы | Какие звери живут в тайге, и чем они питаются, и каких зверей больше | В библиотеке |
Далее воспитатели, совместно со специалистами разработали основной план-паутинку и расписали работу в центрах активности по каждой из подтем.
Край мой сибирский | ||||||
Географическое положение климат, природные явления | Полезные ископаемые | Животный мир Сибири | Растительный мир Сибири | р.Ангара о.Байкал | Народы Сибири, их культура | Усть-Илимск |
подтема | Центр активности | Деятельность |
Географическое положение Климат. Природные явления | Литература и грамота | Отгадать ребусы (города Сибири) Составляем тематический кроссворд Делаем книгу «Мы - сибиряки» |
Наука и природа | Найти в книгах информацию о Сибири (картограф), Возникновение городов (зимовье, острог, улица, достопримечательности городов) Опыты «Круговорот воды» | |
Сюжетно-ролевая игра | «Путешествие по Сибири на поезде, автомобиле», «Передача «Прогноз погоды в Сибири», «Отдых в Сибири». | |
Математика, манипулятивные игры | Измеряем расстояние между городами по карте. Дидактическая игра «Путешествие на поезде» | |
Искусство | Аппликация «Карта Сибири», Лепка «Глобус. Климатические пояса» | |
Песок и вода | В песке делаем реки, озеро Байкал. Создание сибирских ландшафтов | |
Строительство | Самодельные пазлы «Карта Сибири» | |
Кулинария | Коктейль молочный «Снежная фантазия» Салат «Краски Сибири» | |
Драматизация | Сказка «Кто сильнее?» | |
Открытая площадка | Наблюдение, подвижные игры, экскурсии | |
Полезные ископаемые | Литература и грамота | Составление предложений со словами: уголь, алмаз, золото. Подбор стихотворений в книгу «Мы - сибиряки» |
Наука и природа | Игра «Карта полезных ископаемых Иркутской области» | |
Сюжетно-ролевая игра | «Мы - геологи» | |
Математика, манипулятивные игры | «Сундук сокровищ»(считаем драгоценные камни парами, тройками, записываем в учетную книгу, раскладываем камни в порядке возрастания-убывания) | |
Искусство | Аппликация «Укрась корону драгоценными камнями», лепка по сказкам «Данила-мастер» | |
Песок и вода | производим раскопки ископаемых, изготовление бумаги, 2 этап | |
Строительство | Конструирование «Тележка для угля» | |
Кулинария | Тосты для шахтеров | |
Драматизация | «Сказка об угольке» | |
Открытая площадка | Наблюдение, подвижные игры, экскурсии | |
Животный мир Сибири | Литература и грамота | Пересказ Л.Н. Толстого «Белка и волк», чтение И.А. Заплатного «Мы идем в лес», игра«Что, чье», подбор пословиц и загадок про животных в книгу «Мы – сибиряки» |
Наука и природа | Составление биологических цепочек: «Кто чем питается», «Кто, где живет», классификация: животные, рыбы, птицы, насекомые, рептилии | |
Сюжетно-ролевая игра | «Сибирский заповедник» | |
Математика, манипулятивные игры | Графический диктант «Животные Сибири», составление и решение задач про животных | |
Искусство | Аппликация «Скворцы прилетели», поделки из глины «Неизвестные животные Сибири далекого прошлого» | |
Песок и вода | Заселяем водоем рыбками | |
Строительство | Оригами: животные Сибири, строительство заповедника – норы, берлоги, гнезда | |
Кулинария | «Медовые фантазии», печенье Снегири | |
Драматизация | Кукольный театр «Рукавичка», этюды «узнай животное» | |
Открытая площадка | Наблюдение, подвижные игры, экскурсии | |
Растительный мир Сибири | Литература и грамота | Чтение «Как Валера за одуванчиком наблюдал» придумывание слов и предложений по схемам |
Наука и природа | д/и «С какой ветки детки» (с условными обозначениями) | |
Сюжетно-ролевая игра | «Дача», «Аптека» | |
Математика, манипулятивные игры | Нарисуй растение по цифрам (прямой и обратный счет до 20), букет из геометрических фигур | |
Искусство | Аппликация «Цветы Сибири», коллаж «Тайга», лепка Ягодная поляна | |
Песок и вода | Фильтрация воды для полива растений, делаем дождик | |
Строительство | Оригами «Деревья», конструирование из даров леса | |
Кулинария | Витаминный салат, брусничный морс , витаминные чаи | |
Драматизация | Таежные этюды | |
Открытая площадка | Наблюдение, подвижные игры, экскурсии | |
Народы Сибири, их культура | Литература и грамота | Расшифруй названия народов Сибири Продумать экскурсию по краеведческому музею детского сада, провести ее для младших дошкольников, герои Сибири (Ермак, декабристы), оформление главы «Фольклор народов Сибири» |
Наука и природа | Нарисовать карту Сибири, обозначить территорию расселения разных народов | |
Сюжетно-ролевая игра | Игры народов Сибири | |
Математика, манипулятивные игры | подобрать пары к национальным костюмам ориентировка в пространстве | |
Искусство | Знакомство с Ангарскими писаницами (наскальными рисунками, знаками), тематические эскизы рисунков, оформление выставки «Уголок исчезнувшего мира» | |
Песок и вода | Дома из песка | |
Строительство | Строим дома из различного вида конструкторов Макет «стоянка древнего человека» | |
Кулинария | Национальные блюда народов Сибири | |
Драматизация | Драматизация сказок сибирских писателей | |
Открытая площадка | Посещение городского краеведческого музея, памятник декабристам | |
Усть-Илимск, р.Ангара, о.Байкал | Литература и грамота | Чтение легенд об Ангаре, Байкале, Байкальских сказок, стихи и частушки о городе и крае, песни о городе, оформление готовой книги «Мы - сибиряки» |
Наука и природа | Исследование сибирской почвы, изучение ландшафта, опыты «тонет не тонет», итд. | |
Сюжетно-ролевая игра | Стройка и жизнь города, рыболовство, охота, отдых на о.Байкал | |
Математика, манипулятивные игры | экологический паспорт двора, парка, исследуем карту города, обозначили форму микрорайонов, города. | |
Искусство | Придумывание костюмов и декораций к «Легенде об Ангаре» | |
Песок и вода | Ландшафт Байкала, притоки Ангары, загрязнение и очистка водоема | |
Строительство | Строим плотину, строительство города (от палатки до современных зданий), макеты «Наш край Сибирский» | |
Кулинария | Таежные рецепты, кулинарные секреты наших бабушек | |
Драматизация | Разыгрывание Байкальских сказок, «Легенды об Ангаре» | |
Открытая площадка | Сбор коллекций камней, проб почвы, экскурсии по городу, на Ангару, в музей Байкала |
Следующий этап – работа детей в центрах активности, презентация полученных результатов, подведение итогов. Принятие решений имеет первостепенную важность для демократического процесса. Мы создаем условия, чтобы каждый ребенок в учебно-воспитательном процессе мог выбрать тот или иной центр активности, вид материала, с которым он будет работать, озвучить свои предложения, вопросы и выводы.
Завершающий этап: презентация проекта другим детям детского сада в виде:
- музыкально-театрализованного представления «Легенда об Ангаре»;
- красной книги Сибири;
- жалобной книги природы;
- выставки макетов «Мой город, где улицы, как песни»;
- экскурсии для младших дошкольников и гостей МДОУ по музею «Память о затонувших деревнях»
- компьютерной презентации PowerPoint «Край мой Сибирский».
Таким образом, инновационная деятельность дошкольного учреждения способствует активному внедрению новых федеральных стандартов в образовании по всем параметрам:
Структура: программа «Сообщество» является «рамочной», включает в себя общую философию образования, основные цели и конкретные задачи обучения и развития детей и основные принципы построения данной программы. Программа основана на принципах развивающего образования, учитывающего особенности развития каждого ребенка. В рамках реализации программы «Сообщество» каждому ребенку после Утреннего Сбора ежедневно предоставляется право заниматься в том центре активности, какой он считает необходимым в данный момент. После работы в выбранном центре активности ребенок предъявляет продукт своей деятельности в рефлексивном кругу.
Условия: для комплексного развития ребенка в группе созданы и постоянно функционируют: Центр манипулятивных игр, Центр науки и экспериментирования, Центра природы и естествознания, Центр строительства, Центр песка и воды, Центр литературы, Центр кулинарии, Центр Информатизации, Центр Искусств, Центр сюжетно-ролевой игры, Центр драматизации.
Результаты: для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный стратегический маршрут развития, регулярно на координационном совете заполняется «Журнал наблюдения и развития ребенка», регистрируются «Педагогические наблюдения», дважды в год проводится игровая диагностическая процедура по сформированности таких компетенций как социальная, интеллектуальная, информационная, коммуникативная.
Требования к педагогу: воспитатели ежегодно проводят самоанализ по соответствию педагогическим стандартам ISSA(International Step by step Association, пишут стратегии самообразования. Общая диагностика профессионализма педагогической деятельности проводится в форме ассессмент-центра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении
В работе представлена разработка и реализация программы дополнительного образования по художественному направлению в детском саду....
Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...
Индивидуальная программа саморазвития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №9 Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Тема: Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества....
Статья «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Аннотация в статьеВ статье раскрывается опыт работы педагогического коллектива по созданию экологических пространств на территории ДОУ, как условия осмысления педагогами новой идеологии федераль...
Реализация Федеральной образовательной программы в условиях дошкольных образовательных учреждений
презентация для педагогов ДОО...