Использование нетрадиционных форм оздоровления интеллектуально-эмоциональной сферы ребенка
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
В настоящее время широко применяются нетрадиционные формы оздоровления интеллектуально-эмоциональной сферы ребенка.
К ним относятся: упражнения для мелких мышц руки, мимики, элементы психогимнастики, гимнастика мозга, двигательные паузы.
Рассмотрены все эти виды и их применимость в профессиональной деятельности педагога-психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nnetradicionnye_formy_ozdorovleniya_intellektualno-emoc._sfery.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных форм оздоровления интеллектуально-эмоциональной сферы ребенка
1. Когда мы наблюдаем восход солнца, читаем книгу, слушаем музыку, ищем ответ на возникший вопрос или мечтаем о будущем, то наряду с разными формами познавательной деятельности, мы проявляем свое отношение к познаваемому миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут радовать нас или огорчать, вызывать удовольствие или разочаровывать. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – вот разнообразный спектр чувств и эмоций, возникающий в процессе познания и деятельности человека и влияющий на его протекание.
Если в восприятии, ощущениях, познавательных процессах отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Так, между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.
Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствуют познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений. Эмоции и чувства придают словам и поступкам, всему поведению своеобразный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях.
Еще Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции. Тем не менее, дать точное определение каждой из них и измерить интенсивность чрезвычайно трудно.
По современным оценкам, приблизительно 80% всех физиологических и медицинских проблем включают эмоциональные компоненты. Эмоции сопровождаются определенными физиологическими изменениями в организме. Так, при стрессе, вызванном чрезмерно сильными эмоциями страха, гнева, радости, скорее всего, будут чувствоваться напряжение в желудке, сухость во рту, учащенное сердцебиение. Кроме того, на интенсивные эмоции человеческий организм может отвечать активизацией физиологических процессов: повышением артериального давления, покраснением лица, расширением зрачков и напряжением мышц, изменением кожных реакций, усилением потоотделения, увеличением частоты дыхания, особенно в стрессовом состоянии.
Существуют и другие физиологические реакции, которые можно измерить с помощью медицинских приборов.
Проведенные американским ученым Левинсоном исследования, целью которых являлась попытка установить, вызывает ли конкретная эмоция какие-либо специфические реакции, характерные только для нее, позволили обнаружить, что отрицательные эмоции (страх, гнев, печаль) вызывают более сильные физиологические реакции, чем положительные. Это свойство было отмечено у всех испытуемых, независимо от пола, возраста, а также культурной принадлежности.
2. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в мотивационно-эмоциональной сфере личности ребенка. Изучение генезиса человеческих эмоций имеет весьма важное психолого-педагогическое значение: воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения зависит от того, какие чувства вызывает у ребенка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи и т.д.
Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, помять и мышление.
Эмоциональный фон присутствует в ощущениях, которые могут быть прияты или неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает раздражение.
Хорошее настроение улучшает процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события.
Эмоции связаны и с забыванием: человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения.
Существуют определенные закономерности соотношения эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит его выполнение.
Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные уменьшают.
Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек не может быть волевым.
Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и процесс достижения цели может вызвать гамму чувств, в том числе и отрицательных (досаду, обиду, разочарование).
Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций важно не только научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций. Но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-либо деятельность без неудач и ошибок.
Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка. И если вовремя не обратить внимание на возникшие нарушения в эмоциях, то это может вызвать тяжелые последствия. Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению социальных контактов.
Поэтому в работе с детьми нужно использовать игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других.
Игры: «Превращения», «Ласковые лапки», «Выжмем сок», «Похвали соседа», «Лесные жители», «На что похоже твое настроение сегодня».
3. Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка тесно связано с особенностями его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны являются «индикатором» состояния ребенка; с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение.
Во время проведения занятий дети сидят за столом и выполняют сложные задания, которые требуют от них сложнокоординированных движений и решений различных образовательных задач. А механизм, обеспечивающий эти движения еще не сформирован. Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в статическом движении, находятся в состоянии напряжения. Такое состояние часто приводит к общему утомлению детей. При этом ухудшается память, внимание, работоспособность и в целом резко снижается педагогическая эффективность занятия. Для снятия такого напряжения мы традиционно используем физкультминутки, главной задачей которых является снятие психологического, интеллектуального и эмоционального перенапряжения, легкое переключение с одного вида деятельности на другой, повышение общей работоспособности.
В настоящее время широко применяются нетрадиционные формы оздоровления интеллектуально-эмоциональной сферы ребенка.
К ним относятся: упражнения для мелких мышц руки, мимики, элементы психогимнастики, гимнастика мозга, двигательные паузы. Коротко об этих видах.
- Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки.
Они имеют огромное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Их можно использовать практически на всех занятиях, в разных возрастных группах. При этом будут достигаться не только цели активизации и развития творческого потенциала, но будет обогащаться и эмоциональная сфера, и психофизическая релаксация.
- Упражнения и задания на развитие мелких мышц лица и мимики.
Дети затрудняются управлять своими экспрессивными проявлениями. Их лица эмоционально невыразительные, словно застывшие.
- Элементы психогимнастики.
При проведении игр происходит следующее:
- развитие воображения;
- психофизическая релаксация;
- снимается интеллектуальная и эмоциональная напряженность;
- гармонизация отношений с другими людьми.
- Двигательные паузы.
Эти паузы можно включать в любые занятия,независимо от характера материала, который осваивается детьми. Они способствуют психофизической релаксации, повышению работоспособности, эффективному переключению с одних видов деятельности на другие.
- Гимнастика мозга.
Кинезиологические упражнения способствуют развитию мозолистого тела (межполушарное взаимодействие), повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность. Способствуют улучшению памяти, внимания.
К гимнастике мозга также относятся дыхательные и глазодвигательные упражнения.
Дыхательные упражнения.
Помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активизировать детей на занятии умственной деятельностью, обогащают организм кислородом, улучшают вентиляцию легких. А при остаточных явлениях простудных заболеваний помогают отхождению мокроты.
Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария и способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует левое полушарие, способствуя решению рациональных задач.
Глазодвигательные упражнения.
Нужны для развития межполушарного взаимодействия. Зрительная система ребенка еще функционально и анатомически незрелая, а зрительная нагрузка на занятиях значительна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: "Использование традиционных и нетрадиционных форм оздоровления детей"
В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вр...
Конспект занятия с использованием нетрадиционных форм оздоровления в средней группе
Цель: - познакомить детей с некоторыми нетрадиционными формами оздоровления;- развивать творческое воображение как основной принцип оздоровления;-...
Использование нетрадиционных форм оздоровления дошкольников в условиях современного детского сада
В методической разработке собраны материалы по организации работы с детьми с использованием нетрадиционных форм в Степ-аэробике, в Беби-Йоге и в детско-родительском объединении "Дочки-мате...
Конспект НОД по физической культуре в средней группе с использованием нетрадиционных форм оздоровления, элементами ритмической гимнастики "Осень в парке"
laquo;Осень в лесу» Конспект НОД по физической культуре в средней группе с использованием нетрадиционных форм оздоровления, элементами ритмической гимнастики Цель: Формирование устойчивог...
Использование нетрадиционных форм оздоровления в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Я представляю опыт работы по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста с помощью дыхательной гимнастики и развитием мелкой моторики рук через комплекс игровых упражнений под названием «Ве...
Конспект занятия по физической культуре в старшей группе с использованием нетрадиционных форм оздоровления, элементами ритмической гимнастики и игрового стрейчинга.
Конспект занятия по физической культуре в старшей группе с использованием нетрадиционных форм оздоровления, элементами ритмической гимнастики и игрового стрейчинга....
Конспект занятия по физической культуре в старшей группе с использованием нетрадиционных форм оздоровления, элементами ритмической гимнастики и игрового стрейчинга.
Конспект занятия по физической культуре в старшей группе с использованием нетрадиционных форм оздоровления, элементами ритмической гимнастики и игрового стрейчинга....