Из опыта работы:"Работа с родителями по экологическому воспитанию"
материал по теме

 

Влияние природы на детей бесспорно и поэтому она широко используется для воспитания и развития детей. Но сама по себе природа не воспитывает в детях нужных качеств личности, поэтому необходимо руководство деятельностью ребенка в природе со стороны воспитателей и родителей. Различные виды занятий, бесед, игр, позволяет помочь детям осознать необходимость решения экологических проблем и понять, какой вклад они могут внести в охрану природы.                                                                                        Приступая к занятиям, я задаю детям, например, такой вопрос: ”Что каждый из вас может сделать, чтобы защитить природу?” Дети отвечают: ”Нужно поймать браконьеров, которые убивают животных”, ”Нужно очистить реку”, “Не оставлять мусор в лесу, в тундре, собрать его в мешок и выбросить дома в мусорное ведро”, “Залить водой костер, чтобы не было пожара”, “Не топтать растения: они полезные и красивые”.                                                                  Так приходит понимание своей роли, в общем, для всех нас деле-заботе о доме, в котором мы живем.                                                                                                                     Наблюдая отношения детей к природе, я заметила, что далеко не все объекты и явления природы в одинаковой степени интересовали детей. Например, некоторые явления неживой природы почти не замечались детьми, несмотря на то, что они легко чувственно воспринимаемые, динамичны. Недостаточно внимания дети уделяли растительному миру, не замечали некоторых интересных явлений  (складывание лепестков многих растений на ночь, перед ненастьем, поворачивание цветков к солнцу). Например, проходили тему ”Семечко”. Дети знакомятся со строением семян, их названием, циклом роста и развития. В итоге провела практическое занятие” Вырасти друга”. Детям предлагала выбрать понравившееся семя и почву для него. Посаженной семечке дать имя и под ”Вальс цветов” говорить с ним, рассказать о самом сокровенном, предложить подружиться и т. д. После таких занятий, бесед, дети преображаются, и как они потом ждут всходов, ухаживают за растением, беседуют с ним… Забота о живом постепенно входит в их жизнь как органичный компонент.                                                                                    К сожалению, человек привык чувствовать себя хозяином природы. Это накладывает отпечаток и на психологию детей, которое нередко совершают жестокие поступки, иногда не понимая их истинного значения. Но понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого предлагаю детям вообразить себя попугайчиком, хомячком и т. д. Человек для них – великан. ”Представьте, что человек берет попугайчика Кешу, хомячка Соню в ладошку и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?” Дети отвечают: ”Я могу оглохнуть”,  “А я могу умереть”. После этого они начинают бережно относиться к обитателям животного мира. Или еще пример. Дети воображают себя луковками, которые Настя посадила в ящик с землей. Она была так рада своим новым друзьям, что долго перед сном с ним разговаривала и, радостная засыпала. Но злой ночной волшебник спрятал ящик с луковками в темную кладовку. В комнате выключили свет, и детям предлагается ответить на вопросы: ”Что вы чувствуете?”, “Вам хорошо?» Дети – луковки отвечают: “Темно. Страшно. Мы погибнем”. Так ребенок учиться ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому – это зло.            К животным дети проявили большой интерес, однако, отдельные полезные представители животного мира (дождевые черви, лягушки) вызывали брезгливость и боязнь.                                                                                                         Но особую тревогу вызывали у нас дети, которые были вообще равнодушны к природе. Например, Никита мог спокойно наломать веток с дерева, кустов для своих мальчишеских игр. Рената избегала дежурства по уголку природы, была безучастна во время наблюдений. Валера, Дамир, Женя чтобы достать мяч, могли пробежать по клумбе, наступить ногой на дождевых червей, когда они выползали на тротуар после дождя, хотя по натуре они мальчики не злые, не жестокие. Равнодушие детей к отдельным объектам и явлениям природы было следствием неправильного воспитания в семье. Необходимо на основе учета уровня интересов каждого ребенка воспитывать интерес к растениям и неживой природе, научить детей наблюдать, расширять представления о полезных объектах природы для воспитания бережного отношения к ним. Интересно проходят занятия, на которых создаются проблемные ситуации. Дети учатся думать, анализировать, делать умозаключения и выводы, а главное – они чувствуют себя взрослыми. Например, на занятии по теме ”Почему исчезают леса?” дети рассматривают иллюстрации, на переднем плане который изображен погибающий лес, а на заднем – контуры дымящего завода. Детям задаю вопрос: “Если бы ты был директором завода, как бы ты поступил, чтобы защитить природ?” Ответы разные: “разрушить трубы, закрыть завод,… но ведь его продукция нужна стране?”. Постепенно дети приходят к мысли о необходимости очистных сооружений. Или еще пример, с небольшой подгруппой детей мы седили за червяком, любовались астрами при пересадке их в горшки для уголка природы, следили за плывущими облаками. Наиболее активные, любознательные дети – Настя, Лиза, Булат, Лия – задавали массу вопросов: “Что вы делаете?”, “Зачем астры в горшок сажаете?” и т. д. Отвечая на вопросы, я раскрываю, перед детьми неизвестные стороны, чтобы вызвать интерес к дальнейшему наблюдению. Когда мы рассматривали с детьми ноготки, к нам стали подходить дети, которые не проявляли особого интереса к природе. “Что вы смотрите?”, “Смотрим, на что похожи семена у этого растения. Как вы думаете, на что они похожи?” Ответы детей различны… ноготки. Вот поэтому это растение и называют ноготками. Например, еще при рыхлении цветка дети нашли дождевого червя. Я решила привлечь детей к наблюдению за его движением. “Ребята, червяк! Посмотрите, как он интересно передвигается”. “Куда он ползет?” – задают вопрос дети. “Давайте посмотрим”. Интерес был вызван. Они продолжали наблюдать за червяком. А потом начались новые вопросы: “Он домой торопиться, да?”, “А как он свой дом найдет, ведь у него глаз нет?”, “А есть у червяков детки?”.                                                                                                          Чтобы усилить интерес пассивных детей Ренаты, Леры, Дамира, Никиты, к наблюдениям, применялись такие приемы: заинтересовав детей какой-нибудь одной стороной явления, мы предлагали раскрыть другие его стороны. Например, я обратила внимание детей на то, что дождь сегодня косой. Выяснив причину “ветер на него дует” и, сообщив детям, что дождь может идти по – разному, я предложила понаблюдать, какой будет идти дождь в следующий раз. После выходного дня Лиза и Слава рассказали нам о том, что они видели вчера “красивый дождь с солнцем”. В присутствии всех детей я похвалила детей за наблюдение. В следующий раз за дождем наблюдали уже многие, наперебой высказывали свои мысли и т. д.                                                                                                          Дети дошкольного возраста не всегда способны самостоятельно воспринять и понять жизнь растений. “Для этого, - говорит Белинский, - надо одушевить для них весь мир, всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку…”.                                                                   Учитывая это, я старалась рассказать о каждом новом для детей растении, что-либо интересное, обращала внимание на красоту растения, не ограничивалась знакомством с внешним видом, названием и развитием его. Большую помощь в этом отношении мне оказали рассказы Л. Толстого, М. Пришвина, сказки В. Бианки, Н. Павловой и др. писателей.                                                                                                                                                Опыт показал: что дети лучше воспринимают материал, если в игровом сюжете действуют отрицательный и положительный персонажи. Например, проводила занятие о вреде мусора. Дети защищали природу от Мусорного паука, который паутиной хотел оплести всю землю, чтобы из-за гор мусора ничего не было видно, даже солнца. Неподдельная радость у детей на лицах, когда Мусорный паук ежился и убегал, пугаясь правильных ответов детей.      А также на многих занятиях я вместе с детьми ставила простейшие опыты. Широко использовала в работе сказки по экологии. Их необходимость мне подсказала сама жизнь. Например, в начале изучения темы: “Флора и Фауна нашего города”, ”Как хлорофитум своих соседей обхитрил” и т. д. На этих занятиях мы придумываем сказки. И тогда дети стали запоминать материал и без труда отвечали на вопросы, чтобы дети не потеряли интерес к сказке, в ее сюжет включаю не только образовательные, но и воспитательные моменты. Сказка часто прерывается, и детям предлагается найти выход из создавшейся ситуации.                                                                                                     На занятиях по экологии мы много рисуем и работаем с природным материалом. Пластилин используем только в сочетании с различным природным материалом. Дети учатся видеть красоту в орехе, шишке или скорлупе… . А я рассказываю детям о самом природном материале, его особенностях, о том, что из него можно смастерить, на что он похож и т. д.                                                                                                                                                       В рисунке, как в игре, ребенок выражает не только свои чувства к тому, что он видит, но и свое личное отношение к действительности. Очень важно чтобы ребенок мог самостоятельно выполнять рисунок. Для этого проводили беседы об увиденном, уточняли их наблюдения, давали каждому возможность подумать, что и как нужно рисовать, обсуждали замысел рисунков. На каждом занятии я знакомила детей с простыми и эффективными приемами изображения формы, цветовыми сочетаниями и основами композиции.                                                                                                                                                     В основу построения изобразительных сюжетов были положены наблюдения самих детей. Например, на прогулке первоначально обращала внимание детей на красоту нашего участка в целом. При этом старалась, чтобы дети  заметили все те изменения, которые происходят в природе в разные поры год.                                                                                                                                     Этой задаче помогает художественное слово. Оно усиливает эстетические впечатления детей, развивает их эмоции, помогает им мыслить образами. Например, я обращаю их внимание на красивую по-осеннему березку и читаю маленькое стихотворение: “Это платье золотое у березки на плечах”. Затем обращаю внимание их на красивые гроздья рябины, желтовато-оранжевые листья клена. И задаю детям вопрос: “Можно ли всю красоту передать в рисунке?” И совместно с детьми передаем красоту в рисунке. А также значительное внимание я уделяю ознакомлению детей с красивыми местами нашего города, “Герои космоса” и т. д.                                                                                                          Начиная знакомство с городом, с ближайших улиц, комплексов, любовались красивыми зданиями, зеленью на улицах. Я советуюсь с детьми, что нужно зарисовать. Наследующий день предлагаю детям вспомнить, что они видели на прогулке по городу, самостоятельно выполнить зарисовки. По таким рисункам можно судить о наблюдательности, об их зрительной памяти и т. д. Так, постепенно, изо дня в день осуществляю задачу-научить детей передавать в рисунке впечатления от окружающего и свое отношение к нему. Это оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, и развивает их эстетические вкусы.                                                                                                               С родителями проводились беседы, консультации, периодически меняется информация в родительском уголке. Совместно с родителями проводились открытые занятия, КВН, “Счастливый случай “, темы занятий: “Наша земля и ее обитатели”, ”Лес и его обитатели”, ”Север и тундра”, ”Вот она какая-Африка!” Проводились родительские собрания с экологическими играми.                

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад компенсирующего вида № 67”Надежда”

Тема: ”Работа с родителями по экологическому воспитанию”.

                               Из опыта работы.

                                                                                                                                   Провела

                                                                                                               Воспитатель 1кв.к.  

Зиганшина. Н. Д.                                                                                           

                                                                                                               

                                                                                                                     

Г. Набережные Челны

2012г.

Тема: ”Работа с родителями по экологическому воспитанию”.

Из опыта работы.

Влияние природы на детей бесспорно и поэтому она широко используется для воспитания и развития детей. Но сама по себе природа не воспитывает в детях нужных качеств личности, поэтому необходимо руководство деятельностью ребенка в природе со стороны воспитателей и родителей. Различные виды занятий, бесед, игр, позволяет помочь детям осознать необходимость решения экологических проблем и понять, какой вклад они могут внести в охрану природы.                                                                                        Приступая к занятиям, я задаю детям, например, такой вопрос: ”Что каждый из вас может сделать, чтобы защитить природу?” Дети отвечают: ”Нужно поймать браконьеров, которые убивают животных”, ”Нужно очистить реку”, “Не оставлять мусор в лесу, в тундре, собрать его в мешок и выбросить дома в мусорное ведро”, “Залить водой костер, чтобы не было пожара”, “Не топтать растения: они полезные и красивые”.                                                                  Так приходит понимание своей роли, в общем, для всех нас деле-заботе о доме, в котором мы живем.                                                                                                                     Наблюдая отношения детей к природе, я заметила, что далеко не все объекты и явления природы в одинаковой степени интересовали детей. Например, некоторые явления неживой природы почти не замечались детьми, несмотря на то, что они легко чувственно воспринимаемые, динамичны. Недостаточно внимания дети уделяли растительному миру, не замечали некоторых интересных явлений  (складывание лепестков многих растений на ночь, перед ненастьем, поворачивание цветков к солнцу). Например, проходили тему ”Семечко”. Дети знакомятся со строением семян, их названием, циклом роста и развития. В итоге провела практическое занятие” Вырасти друга”. Детям предлагала выбрать понравившееся семя и почву для него. Посаженной семечке дать имя и под ”Вальс цветов” говорить с ним, рассказать о самом сокровенном, предложить подружиться и т. д. После таких занятий, бесед, дети преображаются, и как они потом ждут всходов, ухаживают за растением, беседуют с ним… Забота о живом постепенно входит в их жизнь как органичный компонент.                                                                                    К сожалению, человек привык чувствовать себя хозяином природы. Это накладывает отпечаток и на психологию детей, которое нередко совершают жестокие поступки, иногда не понимая их истинного значения. Но понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого предлагаю детям вообразить себя попугайчиком, хомячком и т. д. Человек для них – великан. ”Представьте, что человек берет попугайчика Кешу, хомячка Соню в ладошку и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?” Дети отвечают: ”Я могу оглохнуть”,  “А я могу умереть”. После этого они начинают бережно относиться к обитателям животного мира. Или еще пример. Дети воображают себя луковками, которые Настя посадила в ящик с землей. Она была так рада своим новым друзьям, что долго перед сном с ним разговаривала и, радостная засыпала. Но злой ночной волшебник спрятал ящик с луковками в темную кладовку. В комнате выключили свет, и детям предлагается ответить на вопросы: ”Что вы чувствуете?”, “Вам хорошо?» Дети – луковки отвечают: “Темно. Страшно. Мы погибнем”. Так ребенок учиться ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому – это зло.            К животным дети проявили большой интерес, однако, отдельные полезные представители животного мира (дождевые черви, лягушки) вызывали брезгливость и боязнь.                                                                                                         Но особую тревогу вызывали у нас дети, которые были вообще равнодушны к природе. Например, Никита мог спокойно наломать веток с дерева, кустов для своих мальчишеских игр. Рената избегала дежурства по уголку природы, была безучастна во время наблюдений. Валера, Дамир, Женя чтобы достать мяч, могли пробежать по клумбе, наступить ногой на дождевых червей, когда они выползали на тротуар после дождя, хотя по натуре они мальчики не злые, не жестокие. Равнодушие детей к отдельным объектам и явлениям природы было следствием неправильного воспитания в семье. Необходимо на основе учета уровня интересов каждого ребенка воспитывать интерес к растениям и неживой природе, научить детей наблюдать, расширять представления о полезных объектах природы для воспитания бережного отношения к ним. Интересно проходят занятия, на которых создаются проблемные ситуации. Дети учатся думать, анализировать, делать умозаключения и выводы, а главное – они чувствуют себя взрослыми. Например, на занятии по теме ”Почему исчезают леса?” дети рассматривают иллюстрации, на переднем плане который изображен погибающий лес, а на заднем – контуры дымящего завода. Детям задаю вопрос: “Если бы ты был директором завода, как бы ты поступил, чтобы защитить природ?” Ответы разные: “разрушить трубы, закрыть завод,… но ведь его продукция нужна стране?”. Постепенно дети приходят к мысли о необходимости очистных сооружений. Или еще пример, с небольшой подгруппой детей мы седили за червяком, любовались астрами при пересадке их в горшки для уголка природы, следили за плывущими облаками. Наиболее активные, любознательные дети – Настя, Лиза, Булат, Лия – задавали массу вопросов: “Что вы делаете?”, “Зачем астры в горшок сажаете?” и т. д. Отвечая на вопросы, я раскрываю, перед детьми неизвестные стороны, чтобы вызвать интерес к дальнейшему наблюдению. Когда мы рассматривали с детьми ноготки, к нам стали подходить дети, которые не проявляли особого интереса к природе. “Что вы смотрите?”, “Смотрим, на что похожи семена у этого растения. Как вы думаете, на что они похожи?” Ответы детей различны… ноготки. Вот поэтому это растение и называют ноготками. Например, еще при рыхлении цветка дети нашли дождевого червя. Я решила привлечь детей к наблюдению за его движением. “Ребята, червяк! Посмотрите, как он интересно передвигается”. “Куда он ползет?” – задают вопрос дети. “Давайте посмотрим”. Интерес был вызван. Они продолжали наблюдать за червяком. А потом начались новые вопросы: “Он домой торопиться, да?”, “А как он свой дом найдет, ведь у него глаз нет?”, “А есть у червяков детки?”.                                                                                                          Чтобы усилить интерес пассивных детей Ренаты, Леры, Дамира, Никиты, к наблюдениям, применялись такие приемы: заинтересовав детей какой-нибудь одной стороной явления, мы предлагали раскрыть другие его стороны. Например, я обратила внимание детей на то, что дождь сегодня косой. Выяснив причину “ветер на него дует” и, сообщив детям, что дождь может идти по – разному, я предложила понаблюдать, какой будет идти дождь в следующий раз. После выходного дня Лиза и Слава рассказали нам о том, что они видели вчера “красивый дождь с солнцем”. В присутствии всех детей я похвалила детей за наблюдение. В следующий раз за дождем наблюдали уже многие, наперебой высказывали свои мысли и т. д.                                                                                                          Дети дошкольного возраста не всегда способны самостоятельно воспринять и понять жизнь растений. “Для этого, - говорит Белинский, - надо одушевить для них весь мир, всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку…”.                                                                   Учитывая это, я старалась рассказать о каждом новом для детей растении, что-либо интересное, обращала внимание на красоту растения, не ограничивалась знакомством с внешним видом, названием и развитием его. Большую помощь в этом отношении мне оказали рассказы Л. Толстого, М. Пришвина, сказки В. Бианки, Н. Павловой и др. писателей.                                                                                                                                                Опыт показал: что дети лучше воспринимают материал, если в игровом сюжете действуют отрицательный и положительный персонажи. Например, проводила занятие о вреде мусора. Дети защищали природу от Мусорного паука, который паутиной хотел оплести всю землю, чтобы из-за гор мусора ничего не было видно, даже солнца. Неподдельная радость у детей на лицах, когда Мусорный паук ежился и убегал, пугаясь правильных ответов детей.      А также на многих занятиях я вместе с детьми ставила простейшие опыты. Широко использовала в работе сказки по экологии. Их необходимость мне подсказала сама жизнь. Например, в начале изучения темы: “Флора и Фауна нашего города”, ”Как хлорофитум своих соседей обхитрил” и т. д. На этих занятиях мы придумываем сказки. И тогда дети стали запоминать материал и без труда отвечали на вопросы, чтобы дети не потеряли интерес к сказке, в ее сюжет включаю не только образовательные, но и воспитательные моменты. Сказка часто прерывается, и детям предлагается найти выход из создавшейся ситуации.                                                                                                     На занятиях по экологии мы много рисуем и работаем с природным материалом. Пластилин используем только в сочетании с различным природным материалом. Дети учатся видеть красоту в орехе, шишке или скорлупе… . А я рассказываю детям о самом природном материале, его особенностях, о том, что из него можно смастерить, на что он похож и т. д.                                                                                                                                                       В рисунке, как в игре, ребенок выражает не только свои чувства к тому, что он видит, но и свое личное отношение к действительности. Очень важно чтобы ребенок мог самостоятельно выполнять рисунок. Для этого проводили беседы об увиденном, уточняли их наблюдения, давали каждому возможность подумать, что и как нужно рисовать, обсуждали замысел рисунков. На каждом занятии я знакомила детей с простыми и эффективными приемами изображения формы, цветовыми сочетаниями и основами композиции.                                                                                                                                                     В основу построения изобразительных сюжетов были положены наблюдения самих детей. Например, на прогулке первоначально обращала внимание детей на красоту нашего участка в целом. При этом старалась, чтобы дети  заметили все те изменения, которые происходят в природе в разные поры год.                                                                                                                                     Этой задаче помогает художественное слово. Оно усиливает эстетические впечатления детей, развивает их эмоции, помогает им мыслить образами. Например, я обращаю их внимание на красивую по-осеннему березку и читаю маленькое стихотворение: “Это платье золотое у березки на плечах”. Затем обращаю внимание их на красивые гроздья рябины, желтовато-оранжевые листья клена. И задаю детям вопрос: “Можно ли всю красоту передать в рисунке?” И совместно с детьми передаем красоту в рисунке. А также значительное внимание я уделяю ознакомлению детей с красивыми местами нашего города, “Герои космоса” и т. д.                                                                                                          Начиная знакомство с городом, с ближайших улиц, комплексов, любовались красивыми зданиями, зеленью на улицах. Я советуюсь с детьми, что нужно зарисовать. Наследующий день предлагаю детям вспомнить, что они видели на прогулке по городу, самостоятельно выполнить зарисовки. По таким рисункам можно судить о наблюдательности, об их зрительной памяти и т. д. Так, постепенно, изо дня в день осуществляю задачу-научить детей передавать в рисунке впечатления от окружающего и свое отношение к нему. Это оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, и развивает их эстетические вкусы.                                                                                                               С родителями проводились беседы, консультации, периодически меняется информация в родительском уголке. Совместно с родителями проводились открытые занятия, КВН, “Счастливый случай “, темы занятий: “Наша земля и ее обитатели”, ”Лес и его обитатели”, ”Север и тундра”, ”Вот она какая-Африка!” Проводились родительские собрания с экологическими играми.                

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Игра в экологическом воспитании детей»

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При озн...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Статья из опыта работы."Дидактическая игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к ...

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей посредством организации совместных выставок и конкурсов. Обмен опытом

В работе с родителями я использую традиционные и нетрадиционные формы работы. Считаю , что большое внимание должно уделяться совместной деятельности родителей и детей....

Представление опыта работы на Педагогическом совете на тему: «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию».

Поделилась с коллегами своим опытом работы с родителями по экологическому воспитанию. Представила презентацию с фотоматериалом как родители помогают нам на субботниках, счищать снег скрыши, приносят б...