Воспитание самостоятелности у детей старшего дошкольного возраста в игре
материал (старшая группа) по теме
Я считаю. что мастерство педагога ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей... Игра не возникает стихийно, а складывается в прцессе воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc1.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ центр развития ребенка – детский сад №13
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема: «Воспитание самостоятельности в игре у детей дошкольного возраста»
Подготовила: Яковлева С.А.
Воспитатель подготовительной к школе группы №5
г. Кашира 2012 год
Я считаю, что мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Передо мной, как перед всеми воспитателями, стоят вопросы: как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в группе и на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? Ведь от умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей.
В своей работе я использую несколько методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Хочу сказать, что методические приемы приносят результаты в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывая особенности психического развития детей, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.
Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно детская игра. Для этого надо, чтобы в группе и на участке были созданы условия для разнообразной деятельности детей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу. В нашей группе дидактические игры и игрушки, книги и журналы для чтения и рассматривания находятся в доступном месте для детей. Более сложные игры, требующие помощи взрослого, лежат на полке выше роста ребенка, но обязательно должны быть видны ребенку. После завершения игры дети убирают все игрушки в отведенные места. Даже в разгар игры игрушки не должны валяться под столом или на ковре. Если же дети развернули интересную игру, соорудив постройку и разместив игрушки в необычных местах, целесообразно ее не разбирать, чтобы продолжить игру после прогулки или на следующий день. Обеспечение игровым материалом – важное, но не единственное условие, побуждающее ребенка к самостоятельной игре.
Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять детей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Я обязательно поощряю проявление активности, инициативы и выдумки детей. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересовано, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.
Организуя самостоятельную деятельность детей, особое значение я уделяю формированию доброжелательных отношений между ними, воспитанию таких личностных качеств, как дружелюбие, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений. С детьми общаюсь ровно, спокойно, терпеливо. Считаю, недопустимы со стороны воспитателя и других сотрудников окрики, раздраженный, громкий разговор, постоянные порицания. Речь воспитателя – не только образец для подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех. Существует правило: во время занятия не отвлекать воспитателя и детей. Это правило относится и к организации и проведению игры.
Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, направляет детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры. Расширение знаний детей предусматриваю на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей я учитываю при планировании воспитательной работы по руководству игрой.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры как средство воспитания отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста"
Формирование и развитие отзывчивости в старшем дошкольном возрасте....
Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами игры
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно расширяет теорию и практику в области экологического воспитания и организации различных игр в условиях введения Федеральных государственных...
Особенности воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст - какой он?
консультация для родителей...
ИГРА - КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Необходимость воспитания экологической культуры. Понятие об игре, классификация игр. Игра как средство формирования личности дошкольника. Классификация детских игр....
Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста средствами игры
Ставиться задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей): интереса к труду взрослыхжелания трудитьсявоспитания навыков элементарной трудовой деятельноститрудолюбия....
Методическая разработка по экологическому воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста. Квест-игра «Друг природы»
Методическая разработка конспект квест-игры «Друг природы» расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами совреме...