Методическая разработка по экологическому воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста. Квест-игра «Друг природы»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Методическая разработка конспект квест-игры «Друг природы» расчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Экологическая обстановка нашей малой Родины и края тоже в плачевном состоянии. Кто виноват в этом? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность Равнодушие многих окружающих людей, заставляет задуматься о будущем нашей планеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_kvest_-igra_drug_prirody.docx | 411.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по экологическому воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста.
Квест-игра «Друг природы»
Автор: Юрченко Е.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1 | Предисловие | 03 |
2 | Введение | 04 |
3 | Основная часть | 08 |
3.1 | Цель и задачи | 08 |
3.2. | Содержание методической разработки по экологическому воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста. | 09 |
3.3 | Теоретические основы и методические рекомендации по организации работы с дошкольниками по использованию данной методической разработки. | 14 |
4 | Условия реализации | 18 |
5 | Перечень используемого материала и оборудования | 18 |
6 | Заключение | 19 |
7 | Список используемой литературы | 20 |
8 | Приложение | 21 |
9. | Консультация для родителей Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей» | 21 |
9.1 | Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»
| 23 |
9.2
| Картотека опытов в старшем дошкольном возрасте.
| 24
|
9.3 | Экологические сказки о мусоре. | 39 |
1. ПРЕДИСЛОВИЕ.
Методическая разработка конспект квест-игры «Друг природы» расчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Экологическая обстановка нашей малой Родины и края тоже в плачевном состоянии. Кто виноват в этом? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность Равнодушие многих окружающих людей, заставляет задуматься о будущем нашей планеты. Это побудило нас к поиску эффективных способов привлечения детей нашего детского сада к проблеме экологии.
Как пробудить чувство ответственности за будущее у современных дошкольников? Есть много эффективных методов и приемов: экологическая тропа, конкурсы рисунков и поделок, экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность и т.д. А можно организовать систему приключенческих командных игр, в которых все участники, будут находиться в гуще экологических, событий, и каждый ребенок будет осознавать, что именно от него, его знаний, будет зависеть успех всей его команды. Эта идея организовать экологическую квест - игру и привела к созданию данной методической разработки. Поэтому воспитатели группы должны приложить все усилия к тому, чтобы экологическое воспитание ребенка сегодня сформировало у человечества новое экологическое сознание в ближайшем будущем.
Воспитанники нашей группы проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного явления, которое бы не заинтересовало их. Мы ставим перед собой задачу: поддерживать этот интерес, формировать умение наблюдать, анализировать и делать выводы.
Для того, чтобы поддержать интерес к окружающему миру и создать проблемную ситуацию, нами был разработан конспект квест-игры «Друг природы».
Данный конспект поможет воспитателям, а также родителям, в более доступной игровой форме, донести до детей смысл сложных природных явлений; развить познавательные способности у детей; уточнить, закрепить, расширить имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Привлечь внимание детей к проблемам загрязнения окружающей среды и замусоривания планеты, а также развить у них навыки хозяйственного отношения к окружающему миру и повысить уровень экологической культуры и грамотности.
Ожидаемый результат.
Данная методическая разработка поможет: поддержать детскую инициативу, развивать устойчивые знаний о природе, умение познавать особенности окружающего мира, быть эмоционально - отзывчивым к ней. И самое главное - поможет задуматься детям о том, что Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
2.ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и значимость.
Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок,
на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы.
В.А. Сухомлинский
Экологическая проблема возникла с момента появления человека на Земле. С глубокой древности человек своей хозяйственной деятельностью постоянно наносит вред окружающей среде, вмешивается в природу
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна, как никогда. Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир.
Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле. Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания. В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера. Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня. Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире? В теоретических основах экологического воспитания дошкольников, представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на необходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием.
Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения. Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Важнейшим фактором экологического воспитания является создание условий для наблюдения дошкольниками явлений и объектов природы и предоставления возможности непосредственного общения с живой природой. Для воспитателей ДОУ важно создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе новых технологий, форм, методов, приемов организации деятельности детей, в котором будут гармонично переплетаться разные образовательные области. Особенно интересным и эффективным видом современных технологий становится интерактивная игра, которая предлагает нам условия, где дети могут изменить формы поведения и деятельности во взаимодействии, и с интересом и увлеченностью решать поставленные задачи. Вот мы и подошли вплотную к квестам. Что это такое? В общих чертах, мы все это уже знаем, наши взрослые и не очень взрослые дети с увлеченностью в них «живут» в компьютерной сети, играют сами и с друзьями, и иногда оторвать их бывает очень трудно. Давайте же и мы не будем отставать от времени, и используем эти прекрасные возможности интерактивной игры в нашем образовательном процессе.
Но сначала остановимся на том, что же такое КВЕСТ В переводе с английского «квест» — игра, поиск.
Прародителями квестов являются компьютерные игры, чтобы прийти к конечной цели игры главному герою необходимо было решать головоломки, логические задания, поиск артефактов. Технология квеста разработана профессором Университета Сан-Диего (США) Доджем Берни в 1995 году как способ организации поисковой деятельности. В России первые квесты появились в 2013году. Направления Квест - игр разнообразны. В своей практике мы используем квесты патриотического направления, оздоровительного и большой популярностью пользуются у детей квесты экологические. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.
Существуют ряд требований к организации квестов.
Во-первых, для того, чтобы эффективно организовать экологические квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:
Принципы организации квестов
Доступность и наличие видимого конечного результата - дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);
Систематичность задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
Эмоциональная окрашенность заданий игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
Расчёт времени следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
Разнообразие детской деятельности во время прохождения квеста в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психологовозрастным особенностям, не могут;
Условием по организации квестов является то, что все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей залезть на дерево, в лужу и т.д.);
И задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
Роль педагога в игре — направлять детей на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.
В целом, квест-технологии имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены. Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений. Во-вторых, это система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения). Кстати, нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Согласитесь, ведь дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав. Этот принцип предполагает, что первое самое простое решение какой-то задачи, пришедшее на ум, и является правильным.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
3.1. Цель квест - игры:
- создать масштаб видения планеты как общего дома для всего живого на Земле;
- формирование умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.
Задачи.
1. Образовательные:
- расширять экологический кругозор дошкольников;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
2. Развивающие:
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- создавать предпосылки формирования практических и умственных действий;
- развивать у детей элементарные экологические знания, сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать;
- развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки;
- стремление к поисково – познавательной деятельности.
3. Воспитательные:
- воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе;
- формировать коммуникативные навыки, чувство ответственности, уважения друг к другу, умение работать в команде;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мир;
- доставить радость от участия в общем деле спасения планеты, от участия в празднике, способствовать эмоциональной отзывчивости в совместной исполнительской деятельности.
3.2 Содержание методической разработки по экологическому воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста.
квест–игры «Друг природы»».
Воспитатель: наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
(показ социального ролика «Сохраним природу»).
Звучит электронная музыка, на экране появляется сообщение от мусорного монстра.
Ведущий удивляется, читает детям сообщение:
«Здравствуйте! Я – мусорный монстр по имени Сор. Я наблюдаю за вашей планетой давно. И мне она очень нравится, какая она у вас грязная, на ней так много мусора. А я его очень люблю! Ведь мусор – главное украшение вашей планеты! И сказать хочу вам, дети: «Да здравствует мусор на вашей планете!»
Пусть в лесу трава засохнет, цветы и деревья зачахнут. Птицы
перестанут петь свои песни. А звери, лесные жители, впадут в спячку или вообще уйдут из леса. Солнце перестанет светить, и небо почернеет; и горы будут мусора у вас. Я мечтаю о вашей планете и представляю её вот так (на экране появляется чёрный круг). И его дарю вам, До встречи мои юные друзья ХА-ХА-ХА!».
(показ короткометражного фильма «Улыбка природы»).
Воспитатель держит в руках «чёрное фото Земли». Ребята, а вам нравится фотография нашей Земли? (Ответы детей).
Почему Сор увидел нашу планету такой? (Ответы детей).
Что мы можем предпринять, чтобы допустить экологической катастрофы? (ответы детей).
Воспитатель. Ребята, давайте с вами не будем терять ни минуты и отправимся в лаборатории по очистке воздуха, воды и земли. Изменим фотографию нашей планеты.
Цель: обнаруживать воздух.
Рассмотреть пустой пакет. Что находится в пакете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим. А сейчас что в пакете? Почему казалось, что пакет пустой? (Ответы детей).
Результат. Дети наполняют пакеты воздухом, вкручивают их. Вывод (ответы детей). Воздух прозрачный, невидимый, легкий.
Опыт. «Игры с соломинкой».
Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
Оборудование: соломинки, емкость с водой, карта – схема. Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? (Ответы детей). Откуда появился ветерок? (Ответы детей). Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли?
(Ответы детей). Результат. Дети обнаруживают воздух внутри себя.
Вывод. Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.
Лаборант вручает детям белый паззл воздуха Земли.
Лаборатория «Очистка воды».
Опыт. «Окрашивание воды».
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (в стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
Опыт «Очистка воды».
Цель: познакомить детей с системой очистки воды.
На четырех столах приготовлены материалы для эксперимента.
Лаборант: Приглашаю всех подойти к столу. Как нам очистить вот эту воду? Лаборант: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Мы воду будем фильтровать через марлю и вату. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – марлю с ватой. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный.
Лаборант: Ребята, что у вас получилось? (ответы детей: фильтр стал грязный, на нем остались кусочки грязи). А вода стала чистой? (ответы детей: да). Значить марля и вата очищает воду.
Лаборант вручает детям голубой паззл Земли.
Лаборатория «Очистка земли».
Эстафета очистка земли от мусора.
Подведение итогов игры.
Воспитатель. Молодцы! Справились со всеми заданиями. Собрали паззл. Какая у нас теперь планета? (Ответы детей). Как вы думаете, что нужно для того, чтобы наша планета оставалась такой же чистой и красивой? (Ответы детей).
Вы очень хорошо работали. Пусть каждый из вас запомнит это.
Ведь от нас с вами зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!
В: На земле мы живём с тобой.
Нет прекрасней Земли родной.
Так давайте беречь и любить!
Не губить её, не губить!
3.3. Теоретические основы и методические рекомендации по организации работы с дошкольниками по использованию данной методической разработки.
Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце,
Дайте дождиком умыться, Дайте, как цветку раскрыться. Дайте детству наиграться, Насмеяться, наскакаться. Дайте радостно проснуться, Дайте в ласку окунуться!
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Отсюда вытекают основные задачи экологических квестов: расширять экологический кругозор дошкольников; воспитывать бережное отношение к природе, привлечь родителей к сотрудничеству по вопросам экологического образования дошкольников; повысить педагогическое мастерство воспитателей, создать атмосферу творческого поиска в подборе наиболее эффективных форм и методов работы с детьми в экологическом воспитании.
Преимущество квестов заключается в том, что их можно организовать в любой тематической направленности.
Но самое главное, это то, что квесты помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект всех участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад – семья. Родители, вовлекаясь в образовательный процесс ДОУ, воочию видят результаты работы.
Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства.
Образовательная деятельность в формате квест - игры замечательно вписывается в концепцию, заданную Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест–игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.
Цели и задачи квестов:
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность инициативность. Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей); воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками,
толерантности, взаимопомощи и другие).
Виды квест-технологий.
На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов таких обучающих и воспитательных процессов, ведь в большинстве случаев педагог является не только учителем, преподающим определенный материал, а еще и воспитателем, так сказать, нравственным наставником. В общей классификации выделяют следующие:
линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает
способ решения задачи);
кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
В целом, если посмотреть на такие обучающие процессы, можно отметить, что квест-технологии в начальной школе или другом общеобразовательном заведении имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены. Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений. Во-вторых, это система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения). Кстати, нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений.
Согласитесь, ведь дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав.
Структура квест-технологии.
Теперь несколько слов о том, какова сама структура таких процессов. Рассмотрение ее следует применять не к отдельно взятому ученику, а, наверное, даже к целой команде, ибо на современном этапе развития человечества только совместные действия могут обеспечить наилучший результат.
Итак, все сводится к следующему: постановка задачи (введение) и распределение ролей; список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.); порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы); конечная цель (приз).
Исходя из этого, нетрудно заметить, что квест-технология для дошкольников или точно такой же процесс для детей постарше совершенно совместимы между собой. Разница может быть лишь в сложности поставленных заданий и методике поиска оптимального решения по достижению конечной цели.
Принципы организации квестов.
При разработке и проведении квестов с детьми используются следующие принципы:
Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.
Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5.Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:
Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.
Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3.Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен.
Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Задания для квестов.
Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.
Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:
загадки; ребусы;
игры «Найди отличия», «Что лишнее?»; пазлы;
творческие задания; игры с песком; лабиринты; спортивные эстафеты.
Идеи квестов для дошкольников.
Дети дошкольного возраста с большим удовольствием принимают участие в квестах.
Роль и значение квест – технологий в воспитании и образовании.
Роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Заставить заниматься ребенка зубрежкой, конечно, можно, но, сами понимаете, ничего хорошего из этого не выйдет. Грубо говоря, он запомнит какой-то определенный неосмысленный набор знаний, который на практике будет совершенно ни к чему. Но вот когда придет понимание того или иного процесса, тут дело другое. И, надо сказать, дети иногда способны запоминать материал даже на подсознательном уровне (та же таблица умножения). А если процесс преподнесен еще и в игровой форме, то никто не откажется в нем поучаствовать. Квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.
Такие деятельные экологические игры мы проводим совместно с родителями и детьми на территории нашего детского сада.
В ходе квеста «Друг природы». Дети решали экологические задачи: почему важно беречь окружающую среду, зачем сортировать мусор, как очищать воду, воздух, для чего необходимо беречь леса. Получив карту экологического квеста (фото планеты) с указанием лабораторий, команда двинулась в путь. В ходе всего квеста дети прошли три станции, на каждой из которой необходимо было выполнить определённые задания опыты. За каждое выполненное задание дети получали часть паззла, а в конце прохождения всех станций, сложив все паззлы – очистили планету.
4. Условия реализации. Методическая разработка по экологическому воспитанию и образованию детей квест–игры «Друг природы» ориентирована на старший дошкольный возраст. Применяется как групповая деятельность детей.
5.Перечень используемого материала и оборудования.
Ноутбук, проектор, слайды социального видеоролика «Сохраним природу», показ короткометражного фильма «Улыбка природы», столы, емкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики, соломинки, пакеты, вата, марля, воронка, карта – схема, паззлы, чёрное фото Земли, разнообразные пустые коробочки от соков, йогуртов, фантики конфет, и др.
- Заключение.
В результате квест-игры «Друг природы», у воспитанников сформировались начала экологической культуры, они научились экспериментировать, анализировать, делать выводы. У них появилось желание общаться с природой, беречь ее и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Приятно осознавать, что совместные старания и усилия всех участников образовательного процесса не прошли даром. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.
- Список используемой литературы:
1.Гавришова Е.В., Миленко В.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10
2 Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007. — №3.
3.Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
4.Зиновьева, М.В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста: диссертация на соиск. учен. степ. канд. психологических наук: (19.00.13) /М.В. Зиновьева. — Москва, 2001.
5.Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
6.Лечкина Т.О. Технология «Квест – проект» как инновационная форма воспитания. Наука и образование – 2014. -№ 4.-с.45-47.
7. Мартынович, В.А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей /В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — №2.
8.Николаева Н.В. Образовательный квест – проект как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся// Вопросы Интернет – образования, 2002, № 7.
9.Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б.,
Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
10. Шеина Л.И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С.439– 441.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность по экологическому воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №45» Конспект непосредственно образоват...
Конспект летней прогулки для детей старшего дошкольного возраста. Квест - игра: В поисках ключика или проказы бабы Яги.
Конспект летней прогулки для детей старшего дошкольного возраста. Квест - игра: В поисках ключика или проказы бабы Яги. Цель: создание условий для развития познавательных способностей детей в процес...
«Физкультурно-экологическое воспитание и образование детей старшего дошкольного возраста».
Педагогический инновационный опыт инструктора по физкультуре...
Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест-игра «Тайна куклы с секретом»
Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест-игра «Тайна куклы с секретом»...
Конспект занятия Для детей старшего дошкольного возраста Квест - игра
Цель: Формирование у дошкольников эмоционального отношения к миру профессий через сюжетно-ролевую игру.Задачи:- Познакомить детей с профессией археолога. Закрепить знания детей о труде людей разн...
Мероприятие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Квест – игра
Мероприятие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Квест – игра...
Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста. Квест-игра "Остров сокровищ"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад «Березка» с. Кунашак. КонспектНОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста.Квест- игра &laqu...