Привитие культурно-гигиенических навыков и самообслуживание детей дошкольного возраста
статья по теме

Иванова Ирина Михайловна

Навык - это частично автоматизированное действие. Он формируется в результате многократных повторений. Навык, ставший потребностью - это привычка. Навык - позволяет ребенку делать все ловко и быстро. Привычка, побуждает выполнять действие охотно и без принуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл privitie_kulturno-gigienicheskih_navykov.docx59.8 КБ

Предварительный просмотр:

По определению известного философа и педагога Н.Н. Щелованова, режим дня в первые годы жизни ребенка - то правильное распределение во времени и правильное взаимопоследовательное удовлетворение основных физиологических потребностей ребенка во сне кормлении, а также деятельности. Режим дня — это четкий распорядок жизни в течении суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой, одеваться и раздеваться. Эти навыки - одна из составляющих культуры поведения человека в быту.

Навык - это частично автоматизированное действие. Он формируется в результате многократных повторений. Навык, ставший потребностью - это привычка. Навык - позволяет ребенку делать все ловко и быстро. Привычка, побуждает выполнять действие охотно и без принуждения.

Из каких действий состоят культурно-гигиенические навыки?

Чтобы умыться, нужно уметь пользоваться мылом и полотенцем, чтобы есть - ложкой, тарелкой, ножом и вилкой, чтобы пить из чашки, чтобы чистить зубы- зубной щеткой. То есть формирование культурно-гигиенических навыков совпадают с основной линией психологического развития - становления предметной деятельности.

По мере освоения Культурно-гигиенических навыков обобщаются, открываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида  деятельности - игры.

С первых дней пребывания детей в детском саду мы обращаем внимание на игры малышей: вот они посадили куклу, начали кормить ее. А вы подсказывали ему: «Перед едой мы всегда моем руки. Не забыла ли ваша дочка помыть ручки?».  Или другая ситуация, дети укладывают спать одетую куклу. Напоминаем им: «Перед сном ты всегда снимаешь одежду и аккуратно складываешь ее. Твоя дочка тоже не хочет спать одетой». Таким образом усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр.

Сюжетно-ролевые игры детей постарше усложняются, становятся разнообразнее, однако на протяжении всего дошкольного возраста самой распространенной и любимой остается игра в «Семью». Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности труда по самообслуживанию. Когда наши дети были маленькие ( 3-4 г) они умели одевать платье, колготки, туфли и начали осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. В 5-7 лет отдельные бытовые процессы объединяясь группами, выполняют поручения - протирают полки, складывают игрушки, ухаживают за комнатными растениями. Бывают такие ситуации, что ребенку нужна помощь…  Мы всегда подсказываем, советуем и побуждаем трудиться не рядом, а вместе. Для того, чтобы наши дети лучше усвоили суть объяснения, мы используем в своей работе различные потешки, юмористические стихи:

«Я под краном руки мыла, а лицо помыть забыла,

Увидал меня Трезор, зарычал: «Какой позор!!!»

Зарычал: «Какой позор!!!»

Используем литературные произведения «Мойдодыр», «Федорино горе» К.И.Чуковского, «Девочка чумазая», «Девочка - ревушка» А.Л.Барто.

Из опыта работы знаем, что хорошо действует на детей к месту сказанные шутки, прибаутки, загадки. Дети легко запоминают и часто сами употребляют пословицы: «Когда ем, я глух и нем», «Кончил дело - гуляй смело».

Очень понравилось детям развлечение «Да здравствует мыло душистое». «Как принять гостей», «Как вести себя за столом».

Освоение культурно-гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка со взрослыми сверстниками. Когда за детьми приходят родители, они им с гордостью показывают чему они научились, хотят заслужить одобрение и поддержку, со сверстниками они пытаются научить друг друга, как правильно мыть руки, заправлять постель, сервировать стол.

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Так девочки начинают приглядываться к себе, сравнивать, анализировать насколько она изменилась когда ее причесали, заплели косы, завязали бантики, резинки. Наши дети уже сейчас замечают новые вещи, прически, и не только на сверстниках, но и на взрослых(новая стрижка, интересные каблуки). Таким образом ребенок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом. Культурно-гигиенические навыки совпадают еще с одной линией - развитием воли . Ведь так трудно удержать скользкое мыло, оно выскальзывает из рук. Очень тяжело вставать рано утром и самостоятельно одеваться. Мама это сделает быстро и правильно и если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, то очень скоро у ребенка сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте» и т.д. По этому поводу мы очень много беседовали и продолжаем разговаривать с родителями. Предлагаем им консультации: «Самостоятельность ребенка», «Поручения дома и в детском саду». Приводим примеры из жизни нашей группы.

И в конце хочется сказать, что в нашей группе уже много сделано, нам есть чем гордиться, впереди у нас еще больше года - мы думаем, что все поставленные задачи по самообслуживанию и культурно-гигиенические, навыкам к 7 годам мы выполним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация :"Развитие навыков самоконтроля у детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов.  Автор: Середа Светлана Юрьевна, педагог - психолог...

"Самообслуживание детей дошкольного возраста или растим самостоятельного ребенка"

Гостиная для родителей. Полезный и доступный материал для воспитателей и родителей, которые хотят воспитать успешного ребенка....

ПРОГРАММА « ДЕТИ И ДОРОГА » по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге

Программа «Дети и дорога» направлена на совместную деятельность педагогов и родителей по формированию социальной компетентности безопасного поведения детей в дорожном движении. В ней предл...

«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков этикета у детей дошкольного возраста»

Консультационный материал для воспитателей ДОО по основам формирования культурно-гигиенических нвыков и навыков этикетного поведения у детей дошкольного возраста (для всех возрастов)...

Презентация по теме "Привитие интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста"

В презентации представлен опыт работы по изготовлению книжек-малышек с детьми и родителями....

«Организация работы с родителями по привитию навыков безопасного поведения детям дошкольного возраста»

laquo;Организация работы с родителями по привитию навыков безопасного поведения детям дошкольного возраста»...