Привитие культурно-гигиенических навыков и самообслуживание детей дошкольного возраста
статья по теме
Навык - это частично автоматизированное действие. Он формируется в результате многократных повторений. Навык, ставший потребностью - это привычка. Навык - позволяет ребенку делать все ловко и быстро. Привычка, побуждает выполнять действие охотно и без принуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
privitie_kulturno-gigienicheskih_navykov.docx | 59.8 КБ |
Предварительный просмотр:
По определению известного философа и педагога Н.Н. Щелованова, режим дня в первые годы жизни ребенка - то правильное распределение во времени и правильное взаимопоследовательное удовлетворение основных физиологических потребностей ребенка во сне кормлении, а также деятельности. Режим дня — это четкий распорядок жизни в течении суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой, одеваться и раздеваться. Эти навыки - одна из составляющих культуры поведения человека в быту.
Навык - это частично автоматизированное действие. Он формируется в результате многократных повторений. Навык, ставший потребностью - это привычка. Навык - позволяет ребенку делать все ловко и быстро. Привычка, побуждает выполнять действие охотно и без принуждения.
Из каких действий состоят культурно-гигиенические навыки?
Чтобы умыться, нужно уметь пользоваться мылом и полотенцем, чтобы есть - ложкой, тарелкой, ножом и вилкой, чтобы пить из чашки, чтобы чистить зубы- зубной щеткой. То есть формирование культурно-гигиенических навыков совпадают с основной линией психологического развития - становления предметной деятельности.
По мере освоения Культурно-гигиенических навыков обобщаются, открываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры.
С первых дней пребывания детей в детском саду мы обращаем внимание на игры малышей: вот они посадили куклу, начали кормить ее. А вы подсказывали ему: «Перед едой мы всегда моем руки. Не забыла ли ваша дочка помыть ручки?». Или другая ситуация, дети укладывают спать одетую куклу. Напоминаем им: «Перед сном ты всегда снимаешь одежду и аккуратно складываешь ее. Твоя дочка тоже не хочет спать одетой». Таким образом усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр.
Сюжетно-ролевые игры детей постарше усложняются, становятся разнообразнее, однако на протяжении всего дошкольного возраста самой распространенной и любимой остается игра в «Семью». Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности труда по самообслуживанию. Когда наши дети были маленькие ( 3-4 г) они умели одевать платье, колготки, туфли и начали осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. В 5-7 лет отдельные бытовые процессы объединяясь группами, выполняют поручения - протирают полки, складывают игрушки, ухаживают за комнатными растениями. Бывают такие ситуации, что ребенку нужна помощь… Мы всегда подсказываем, советуем и побуждаем трудиться не рядом, а вместе. Для того, чтобы наши дети лучше усвоили суть объяснения, мы используем в своей работе различные потешки, юмористические стихи:
«Я под краном руки мыла, а лицо помыть забыла,
Увидал меня Трезор, зарычал: «Какой позор!!!»
Зарычал: «Какой позор!!!»
Используем литературные произведения «Мойдодыр», «Федорино горе» К.И.Чуковского, «Девочка чумазая», «Девочка - ревушка» А.Л.Барто.
Из опыта работы знаем, что хорошо действует на детей к месту сказанные шутки, прибаутки, загадки. Дети легко запоминают и часто сами употребляют пословицы: «Когда ем, я глух и нем», «Кончил дело - гуляй смело».
Очень понравилось детям развлечение «Да здравствует мыло душистое». «Как принять гостей», «Как вести себя за столом».
Освоение культурно-гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка со взрослыми сверстниками. Когда за детьми приходят родители, они им с гордостью показывают чему они научились, хотят заслужить одобрение и поддержку, со сверстниками они пытаются научить друг друга, как правильно мыть руки, заправлять постель, сервировать стол.
Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Так девочки начинают приглядываться к себе, сравнивать, анализировать насколько она изменилась когда ее причесали, заплели косы, завязали бантики, резинки. Наши дети уже сейчас замечают новые вещи, прически, и не только на сверстниках, но и на взрослых(новая стрижка, интересные каблуки). Таким образом ребенок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом. Культурно-гигиенические навыки совпадают еще с одной линией - развитием воли . Ведь так трудно удержать скользкое мыло, оно выскальзывает из рук. Очень тяжело вставать рано утром и самостоятельно одеваться. Мама это сделает быстро и правильно и если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, то очень скоро у ребенка сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте» и т.д. По этому поводу мы очень много беседовали и продолжаем разговаривать с родителями. Предлагаем им консультации: «Самостоятельность ребенка», «Поручения дома и в детском саду». Приводим примеры из жизни нашей группы.
И в конце хочется сказать, что в нашей группе уже много сделано, нам есть чем гордиться, впереди у нас еще больше года - мы думаем, что все поставленные задачи по самообслуживанию и культурно-гигиенические, навыкам к 7 годам мы выполним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация :"Развитие навыков самоконтроля у детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов. Автор: Середа Светлана Юрьевна, педагог - психолог...
"Самообслуживание детей дошкольного возраста или растим самостоятельного ребенка"
Гостиная для родителей. Полезный и доступный материал для воспитателей и родителей, которые хотят воспитать успешного ребенка....
ПРОГРАММА « ДЕТИ И ДОРОГА » по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге
Программа «Дети и дорога» направлена на совместную деятельность педагогов и родителей по формированию социальной компетентности безопасного поведения детей в дорожном движении. В ней предл...
Наши советы и рекомендации Культурно-гигиенические навыки ( КГН) у детей дошкольного возраста
Методические рекомендации для родителей...
«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков этикета у детей дошкольного возраста»
Консультационный материал для воспитателей ДОО по основам формирования культурно-гигиенических нвыков и навыков этикетного поведения у детей дошкольного возраста (для всех возрастов)...
Презентация по теме "Привитие интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста"
В презентации представлен опыт работы по изготовлению книжек-малышек с детьми и родителями....
«Организация работы с родителями по привитию навыков безопасного поведения детям дошкольного возраста»
laquo;Организация работы с родителями по привитию навыков безопасного поведения детям дошкольного возраста»...