Обучение Культурно-гигиеническим навыком в д/с
статья на тему

Иванова Ирина Михайловна

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закрепить их, чтобы они стали привычками. Гигиеническое воспитание- основа санитарной культуры, необходимое условие формирование у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Гигиеническое воспитание в детском учреждении является одним из разделов воспитательно-образовательной работы и заключается в рациональном использовании условий внешней среды, сообщении детям элементарных гигиенических сведений и формировании на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения. Для решения этих задач необходимы совместные усилия медицинского и педагогического персонала, а также родителей.

Обучение культурно-гигиеническим  навыкам проводится как индивидуально,

так и коллективно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_kng_v_d.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение КНГ в д/с – 3лет

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закрепить их, чтобы они стали привычками. Гигиеническое воспитание- основа санитарной культуры, необходимое условие формирование у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Гигиеническое воспитание в детском учреждении является одним из разделов воспитательно-образовательной работы и заключается в рациональном использовании условий внешней среды, сообщении детям элементарных гигиенических сведений и формировании на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения. Для решения этих задач необходимы совместные усилия медицинского и педагогического персонала, а также родителей.

Обучение культурно-гигиеническим  навыкам проводится как индивидуально,

так и коллективно.

Именно на третьем году жизни закладывается фундамент гигиенической культуры. Я выделила 2 задачи по обучению культурно-гигиеническими навыкам:

I. Воспитание культурно-гигиенических навыков

2.Воспитание навыков культуры поведения

В младшем дошкольном возрасте обучение строится на совместных действиях взрослого и ребёнка, показе, объяснении.

В процессе гигиенического обучения широко использую наглядные пособия. Ребёнок лучше поймёт и осмыслит сведения, если объяснения и показ воспитателя будут подкреплены показом картинок, фотографий, иллюстраций. Привитие навыков должно идти на положительном эмоциональном фоне, и непрерывном воспитательным процессом. Дидактические игры и занятия дают положительные результаты. Учитывая задачи, дидактические принципы, возрастные особенности детей, я начала обучать малышей культурно-гигиеническим навыкам и воспитанию навыков культуры поведения. Дидактическая игра хороша ещё и тем , что малыши видят конечный результат свой деятельности. Достижение результата вызывает чувства радости и желание помочь тому, у кого пока что- то не получается.

Все дидактические игры можно разделить на три основные вида:

-игры с предметами (игрушки, природный материал)

-настольно-печатные

-словесные

Чтобы научить детей мыть руки, я предварительно рассматриваю с детьми сюжетные картинки. В процессе умывания использую игры с водой, мыльными пузырями. Дальше провожу дидактические игры с игровым     персонажем, например - Неумейка. Он появляется весь грязный, с грязными руками и не знает, что ему делать. Я предлагаю детям помочь Неумейке с

выбором предметов, и научить его делать « мыльные перчатки» (мыть руки с мылом).

В играх с куклами у малышей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества-заботливое отношение к партнеру по игре, которое переносится затем на сверстников.

При обучении раздеванию и одеванию после сна и прогулки целенаправленно направляю детскую самостоятельность самообслуживании от микропроцесса (снять обувь, переодеть носки, колготки), до целостного процесса (полностью переодеться). Также использую дидактические игры, упражнение на развитие мелкой моторики рук ( шнуровки, застегивание пуговиц и т.д.).

Другим обязательным условием является высокая санитарная культура персонала ДОУ. Сначала я приучала детей к гигиеническому индивидуализму: своя расческа, свой горшок, своё полотенце, свой носовой платок.

Всё что требуется для обслуживания своего организма, ухода за телом, должно быть личным. Для этого я маркирую каждому ребёнку предметы пользования своим индивидуальным значком, картинкой. В первое время пребывания ребёнка в группе я знакомлю его с картинками и предметами, объясняю их назначение. Знакомство малыша с умывальной комнатой провожу в присутствии его мамы, предлагаю чтобы мама с малышом помыли руки, и вытерли их своим полотенцем. Но не только от чистоты и привлекательности принадлежностей для умывания зависит отношение малыша к разумным гигиеническим процедурам. Дети тяжело переносят любой жизненный дискомфорт, и поэтому я выделила для себя несколько условий, которые я соблюдаю:

  1. Быть        внимательной по отношению 'к температуре воды, для каждого ребёнка она индивидуальна.
  2. Не        настаиваю при проведении таких процедур, которые дети боятся (мытьё лица с мылом).
  3. Слежу        за чистотой и опрятностью своих рук.

На первоначальном этапе обучения достаточно, чтобы ребёнок знал места хранения предметов личной гигиены, умел находить эти предметы и отличать их от других.

                Следующее условие - единство требований со стороны взрослых. Ребёнок

               приобретает необходимые навыки в о общении с воспитателем, помощни-

              ком воспитателя, взрослыми и конечно в семье. Обязанность родителей

              постоянно закреплять гигиенические навыки, полученные ребёнком в ДОУ. Важно чтобы взрослые подавали ребёнку пример и требовали от

него выполнение определённых правил, которые должны выполнять са-

ми.

Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка нельзя недооценивать. В | настоящее время особой популярностью пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. В своей работе я также воспользовалась этой формой работы.

Добиться понимания во взаимоотношениях с родителями и получить желаемый результат можно, если систематически изучать запросы родителей, приглашать их в ДОУ, при проведении развлекательных, спортивных мероприятий, предоставлять им информацию, благодаря которой они будут наглядно видеть, как и чем живёт их ребёнок, что ему удаётся лучше, что хуже, и где необходима их помощь. Свою работу я строю в форме бесед и инструктажей, выступлений на родительских собраниях, где учу оценивать здоровье детей : предлагаю карточки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, советую необходимую литературу. Важно формировать у них умение применять полученные знания, связывать теорию и практику.

Также мною были разработаны следующие перспективные планы:

- перспективное планирование по привитию культурно-гигиенических навыков,

- перспективное планирование по использованию дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков

Таким образом, все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить ребёнка к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Организация и содержание работы с детьми первой младшей группы по обучению культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания

В данном материале представлено содержание работы по организации обучения малышей навыкам культуры и самообслуживания...

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков» Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков»Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка...

Обучение культурно - гигиеническим навыкам детей раннего возраста

У детей раннего возраста плохо развиты культурно - гигиенические навыки. Приходя в детский сад, многие дети не умеют самостоятельно кушать, не приучены к опрятности. Молодые родители не прилагают усил...

Игра, как средство обучения культурно-гигиеническим навыкам младших дошкольников

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу...

Использование малых фольклорных форм в обучении культурно - гигиеническим навыкам детей раннего возраста

Народные песенки, потешки, пестушки — прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает ч...

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...