Конспект образовательной деятельности –игры «Масленичные гуляния»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

 Светлана Станиславовна Мальцева.

Это образовательная деятельность :

  • Продолжет знакомить детей с русскими народными праздниками
  • Приобщет  к истокам русской народной культуры
  • Приучает детей к русскому слову
  • Знакомит детей с народными играми-забавами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_podgotovitelnaya_gruppa.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение, реализующее программы дошкольного образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №4 города Сызрани городского округа Сызрань самарской области

Конспект игры «Масленичные гуляния»

 в подготовительной группе

Автор- составитель:                               Мальцева Светлана Станиславовна

Сызрань 2012

Тема: Народные праздники на Руси. Масленица

Цели:

  1. Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками
  2. Приобщать  к истокам русской народной культуры
  3. Приучать детей к русскому слову
  4. Знакомить  детей с народными играми-забавами
  5. Обогащать музыкальные впечатления детей.
  6. Учить использовать экспонаты музея «Ложки» в качестве музыкальных инструментов
  7. Развивать творческое воображение и фантазию детей через художественное творчество
  8. Воспитывать детей на народных традициях.

Словарь: Масленица, житье, заигрыш, перелом, тещины вечера, золовкины посиделки, проводы, воскресенье- прощеный день, хозяйка , скоморох.

Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка, физическая культура

Предварительная работа: см. перспективный план

Ход и методические приемы:

Скоморох:                          Ой, ребята, та-ра-ра

                                              Выходите со двора.

                                              Зиму провожаем-

                                              Масленицу встречаем!

                                              Уходи, Зима с дороги!

                                              Уноси скорее ноги!
                                             Приди весна – красна.

                                              Принеси нам тепла.

                                              Приди, погода ясная

                                              Приди, солнце красное

Воспитатель: Какой месяц зимы сейчас идет? (февраль)

Правильно, февраль. Про него в народе говорят : «Лютый». Кто хочет прочитать стихотворение про февраль?

Ребенок:                            Дуют ветры в феврале

                                            Воют в трубах громко

                                            Змейкой вьется по земле

                                             Легкая поземка

Воспитатель: Молодец! А еще про февраль говорят: «Февраль зиму выдувает». Какие еще пословицы о зиме вы  знаете?

(«Декабрь зиму начинает, а год, кончает», «Мороз не велик, а стоять не велит», « Береги нос в большой мороз», «В январе  много снега во дворе…»)

Воспитатель:  Но пришла пора расстаться с зимой. Пришло время весну встречать. К нам идет праздник Масленица.

Вопрос: Что означает слово «масленица», почему праздник начинается именно так? (В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называется сырною. В это время можно было питаться рыбой, мясом, молоком, яйцами, сыром. Эта неделя была названа Масленицей)

Воспитатель:   Праздник был веселым, удалым- одним из самых веселых любимых в народе, о нем говорят поговорки. Кто сможет их назвать?

(« Не житье, а масленица», «Как коту масленица»).

Воспитатель: Почему на масленицу пекли блины? ( Этот обычай берет свое начало с языческих времен: в то время наши предки- славяне отмечали приход весны, и традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного)

Воспитатель:  Блины пеклись из гречневой муки или пшеничной муки на масле, молоке, яйцах. К блинам подавалась икра, сметана, яйца, рыба. Напекали блинов горы, т.к. съедалось их неимоверное количество.

Как про блины говорилось в народе? («Блин- не клин, живота не  расколет»).

Воспитатель:  Как назывались дни Масленицы»

(Понедельник- встреча, вторник- заигрыш, среда- перелом, четверг-широкий (широкая Масленица), пятница- тещины вечера, суббота- золовкины посиделки, воскресенье , проводы- прощеный день)

Воспитатель:   Молодцы! Хорошо  знаете историю своих предков.

Скоморох:   Поднимайся настроенье, к нам масленица идет без промедленья!

Воспитатель:    Накануне первого дня Масленицы, хозяйки начинали печь блины. Первый блин отдавали нищему.

Дети поют песню «Масленица»  (с использованием  народных инструментов: бубны, погремушки, балалайки).

Воспитатель: Во вторник, на «заигрыш» приглашались девицы и парни- покататься со снежных горок, поесть блинов. На таких встречах парни высматривали невест, ведь после Масленицы и следовавшего за ней Великого поста наступал другой праздник - Красная горка- традиционное время свадеб.

Давайте поиграем в народную игру «Ручеек». (Дети играют, шутят, радуются).

Воспитатель:  В среду теща приглашала на блины зятя: «Теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять- то удал, теще спасибо сказал».

Давайте споем частушки  про Масленицу.

Зиму провожаем- Масленицу встречаем.

Масленица-  кривошейка

Встретим тебя хорошенько.

Как у наших у ворот

 Собирается народ

Коляда, коляда,

Здравствуй Масленица!

Как на масленой неделе

Из печи блины летели:

То блин, то пирог-

Все летело за порог.

Эх, везде надо успеть:

 И сплясать , и песню спеть!

Съесть корзину пирогов.

Да с три короба блинов.

Мы на проводах зимы.

 Продавайте нам блины.

 Мы давно блины не ели

 Мы блиночков захотели.

Весна, весна красная

 Приди, весна ясная

 Приди, весна, с милостью.

Воспитатель:    С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье, недаром этот день назывался «широким». Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья. Парни строили ледяные крепости: одни оборонялись в крепости, другие - «атаковали». Потом победители и побежденные вместе шли пировать. По улицам на санях возили соломенное чучело, которое олицетворяло зиму. Давайте и мы будем развлекаться. ( Проводятся игры» Снежный бой», «Перетягивание каната»).

В пятницу, на «тещины вечера», наступала очередь зятьев угощать своих тещ. Поиграем в хоровод «Каравай».

В субботу, на « золовкины посиделки» молодая невестка приглашала в гости своих родных.

 Давайте поиграем в народную игру «Путаница» (Дети играют).

Проводы Масленицы, «прощеное воскресенье», сопровождались разными обрядами: и сжиганием чучела, которое  олицетворяло собой зло, и катанием на разукрашенных лентами санях, и песнями. В этот день за деревней жгли костры, и молодежь прыгала через огонь – в этом день было принято просить прощения за масленичный разгул и излишества, за грехи перед родными и близкими- подготовится к Великому посту.

Скоморох:                   Веселись, чесной народ

                                      Становись возле Масленицы в хоровод»

Песня « Блины» (Дети встают в хоровод, в середине хоровода находится ребенок или взрослый, держа в руках чучело Масленицы! Под музыку дети поют и выполняют движения.

Скоморох:                           Масленицу провожаем

                                              Весну встречаем

                                              И блинами угощаем.

Чаепитие с блинами, испеченными родителями. После чаепития Скоморох приглашает детей и родителей в мастерскую художника расписать изделия ( силуэты барышни, петушка, индюка, олешка) дымковской росписью.

 После занятия организовать вместе с детьми выставку детских рисунков для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности-игры по ПДД в подготовительной группе

Конспект образовательной деятельности-игры по ПДД в подготовительной группе «Поможем Незнайке»...

конспект образовательной деятельности "Играем на кухне"

Конспект образовательной деятельности составлен с учетом требований ФГОС, создает условия для развития познавательной, речевой и двигательной активности детей с нарушениями речи, включения их в совмес...

Конспект образовательной деятельности «Играем во флорбол» в подготовительной к школе группе

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Играем во флорбол» ...

Конспект образовательной деятельности. Игра-занятие на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста Тема «Спрячь в ладошке»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие и речевое развитие.Мотивация: предлагает детям взять платочки и поиграть с ними.Цель: Развивать мелкую моторику, согла...

Конспект образовательной деятельности «Игры с Речевичком» по речевому развитию для детей подготовительной группы.

Очень часто, особенно, у детей с нарушением речи, возникают затруднения при образовании притяжательных прилагательных. Представляю Вашему вниманию конспект ОД, целью которого является - формировать ум...

Конспект образовательной деятельности Игра – путешествие в средней группе ДОУ «В поисках клада» (средняя группа)

Цель: активизация и закрепление полученных в течение учебного года знаний, представлений, умений посредством участия в игре-путешествии....

Конспект образовательной деятельности "Играем с песком"

Конспект образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возрста "Играем  с песком"...