Конспект образовательной деятельности –игры «Масленичные гуляния»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Это образовательная деятельность :
- Продолжет знакомить детей с русскими народными праздниками
- Приобщет к истокам русской народной культуры
- Приучает детей к русскому слову
- Знакомит детей с народными играми-забавами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_podgotovitelnaya_gruppa.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение, реализующее программы дошкольного образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №4 города Сызрани городского округа Сызрань самарской области
Конспект игры «Масленичные гуляния»
в подготовительной группе
Автор- составитель: Мальцева Светлана Станиславовна
Сызрань 2012
Тема: Народные праздники на Руси. Масленица
Цели:
- Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками
- Приобщать к истокам русской народной культуры
- Приучать детей к русскому слову
- Знакомить детей с народными играми-забавами
- Обогащать музыкальные впечатления детей.
- Учить использовать экспонаты музея «Ложки» в качестве музыкальных инструментов
- Развивать творческое воображение и фантазию детей через художественное творчество
- Воспитывать детей на народных традициях.
Словарь: Масленица, житье, заигрыш, перелом, тещины вечера, золовкины посиделки, проводы, воскресенье- прощеный день, хозяйка , скоморох.
Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка, физическая культура
Предварительная работа: см. перспективный план
Ход и методические приемы:
Скоморох: Ой, ребята, та-ра-ра
Выходите со двора.
Зиму провожаем-
Масленицу встречаем!
Уходи, Зима с дороги!
Уноси скорее ноги!
Приди весна – красна.
Принеси нам тепла.
Приди, погода ясная
Приди, солнце красное
Воспитатель: Какой месяц зимы сейчас идет? (февраль)
Правильно, февраль. Про него в народе говорят : «Лютый». Кто хочет прочитать стихотворение про февраль?
Ребенок: Дуют ветры в феврале
Воют в трубах громко
Змейкой вьется по земле
Легкая поземка
Воспитатель: Молодец! А еще про февраль говорят: «Февраль зиму выдувает». Какие еще пословицы о зиме вы знаете?
(«Декабрь зиму начинает, а год, кончает», «Мороз не велик, а стоять не велит», « Береги нос в большой мороз», «В январе много снега во дворе…»)
Воспитатель: Но пришла пора расстаться с зимой. Пришло время весну встречать. К нам идет праздник Масленица.
Вопрос: Что означает слово «масленица», почему праздник начинается именно так? (В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называется сырною. В это время можно было питаться рыбой, мясом, молоком, яйцами, сыром. Эта неделя была названа Масленицей)
Воспитатель: Праздник был веселым, удалым- одним из самых веселых любимых в народе, о нем говорят поговорки. Кто сможет их назвать?
(« Не житье, а масленица», «Как коту масленица»).
Воспитатель: Почему на масленицу пекли блины? ( Этот обычай берет свое начало с языческих времен: в то время наши предки- славяне отмечали приход весны, и традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного)
Воспитатель: Блины пеклись из гречневой муки или пшеничной муки на масле, молоке, яйцах. К блинам подавалась икра, сметана, яйца, рыба. Напекали блинов горы, т.к. съедалось их неимоверное количество.
Как про блины говорилось в народе? («Блин- не клин, живота не расколет»).
Воспитатель: Как назывались дни Масленицы»
(Понедельник- встреча, вторник- заигрыш, среда- перелом, четверг-широкий (широкая Масленица), пятница- тещины вечера, суббота- золовкины посиделки, воскресенье , проводы- прощеный день)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете историю своих предков.
Скоморох: Поднимайся настроенье, к нам масленица идет без промедленья!
Воспитатель: Накануне первого дня Масленицы, хозяйки начинали печь блины. Первый блин отдавали нищему.
Дети поют песню «Масленица» (с использованием народных инструментов: бубны, погремушки, балалайки).
Воспитатель: Во вторник, на «заигрыш» приглашались девицы и парни- покататься со снежных горок, поесть блинов. На таких встречах парни высматривали невест, ведь после Масленицы и следовавшего за ней Великого поста наступал другой праздник - Красная горка- традиционное время свадеб.
Давайте поиграем в народную игру «Ручеек». (Дети играют, шутят, радуются).
Воспитатель: В среду теща приглашала на блины зятя: «Теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять- то удал, теще спасибо сказал».
Давайте споем частушки про Масленицу.
Зиму провожаем- Масленицу встречаем.
Масленица- кривошейка
Встретим тебя хорошенько.
Как у наших у ворот
Собирается народ
Коляда, коляда,
Здравствуй Масленица!
Как на масленой неделе
Из печи блины летели:
То блин, то пирог-
Все летело за порог.
Эх, везде надо успеть:
И сплясать , и песню спеть!
Съесть корзину пирогов.
Да с три короба блинов.
Мы на проводах зимы.
Продавайте нам блины.
Мы давно блины не ели
Мы блиночков захотели.
Весна, весна красная
Приди, весна ясная
Приди, весна, с милостью.
Воспитатель: С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье, недаром этот день назывался «широким». Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья. Парни строили ледяные крепости: одни оборонялись в крепости, другие - «атаковали». Потом победители и побежденные вместе шли пировать. По улицам на санях возили соломенное чучело, которое олицетворяло зиму. Давайте и мы будем развлекаться. ( Проводятся игры» Снежный бой», «Перетягивание каната»).
В пятницу, на «тещины вечера», наступала очередь зятьев угощать своих тещ. Поиграем в хоровод «Каравай».
В субботу, на « золовкины посиделки» молодая невестка приглашала в гости своих родных.
Давайте поиграем в народную игру «Путаница» (Дети играют).
Проводы Масленицы, «прощеное воскресенье», сопровождались разными обрядами: и сжиганием чучела, которое олицетворяло собой зло, и катанием на разукрашенных лентами санях, и песнями. В этот день за деревней жгли костры, и молодежь прыгала через огонь – в этом день было принято просить прощения за масленичный разгул и излишества, за грехи перед родными и близкими- подготовится к Великому посту.
Скоморох: Веселись, чесной народ
Становись возле Масленицы в хоровод»
Песня « Блины» (Дети встают в хоровод, в середине хоровода находится ребенок или взрослый, держа в руках чучело Масленицы! Под музыку дети поют и выполняют движения.
Скоморох: Масленицу провожаем
Весну встречаем
И блинами угощаем.
Чаепитие с блинами, испеченными родителями. После чаепития Скоморох приглашает детей и родителей в мастерскую художника расписать изделия ( силуэты барышни, петушка, индюка, олешка) дымковской росписью.
После занятия организовать вместе с детьми выставку детских рисунков для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности-игры по ПДД в подготовительной группе
Конспект образовательной деятельности-игры по ПДД в подготовительной группе «Поможем Незнайке»...
конспект образовательной деятельности "Играем на кухне"
Конспект образовательной деятельности составлен с учетом требований ФГОС, создает условия для развития познавательной, речевой и двигательной активности детей с нарушениями речи, включения их в совмес...
Конспект образовательной деятельности «Играем во флорбол» в подготовительной к школе группе
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Играем во флорбол» ...
Конспект образовательной деятельности. Игра-занятие на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста Тема «Спрячь в ладошке»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие и речевое развитие.Мотивация: предлагает детям взять платочки и поиграть с ними.Цель: Развивать мелкую моторику, согла...
Конспект образовательной деятельности «Игры с Речевичком» по речевому развитию для детей подготовительной группы.
Очень часто, особенно, у детей с нарушением речи, возникают затруднения при образовании притяжательных прилагательных. Представляю Вашему вниманию конспект ОД, целью которого является - формировать ум...
Конспект образовательной деятельности Игра – путешествие в средней группе ДОУ «В поисках клада» (средняя группа)
Цель: активизация и закрепление полученных в течение учебного года знаний, представлений, умений посредством участия в игре-путешествии....
Конспект образовательной деятельности "Играем с песком"
Конспект образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возрста "Играем с песком"...