Оригами как средство интеграции в детскую деятельность.
статья (старшая группа) по теме

Черкасова Татьяна Леонеровна

Консультация "Оригами как средство интеграции в детскую деятельность" будет интересна как педагогам, так и родителям. Утвержденные ФГТ к структуре программы дошкольного учреждения требуют соблюдения принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,спецификой и возможностями образовательных областей. Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherkasova_tl.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

.  

Оригами как средство интеграции в детскую деятельность.

                                                                       «  Я слышу – и забываю

                                                                           Я  вижу – и запоминаю

                                                                           Я делаю – и понимаю » .          

                                                                                           Китайская мудрость.    

Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? А вы знаете ,что оригами похоже на фокус – из обычного листа бумаги  за несколько минут рождается чудесная фигурка!

Помните тюльпаны  из тетрадного листа или «водяные бомбочки»? Да и самолетики пускали прямо в классе , помните? Так вот это и есть оригами.    

.И все же знакомство с оригами следует начинать с древней истории. Именно там, в древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея! В средние века  считалось признаком хорошего воспитания  умение складывать бумажные фигурки. Тогда же возникло искусство сворачивания тайных писем, только посвященный  мог развернуть их. Кроме того, оригамные фигурки часто использовали в свадебной церемонии, украшении домов или праздничных шествиях. Со временем оригами (а этот термин возникает только в 1880 году )    становится обязательным занятием во многих японских семьях.  Искусство оригами существовало много веков как храмовое, чрезвычайно регламентированное по технике исполнения. Количество фигурок было  невелико. Но приемы работы с бумагой, как с материалом, на котором можно не только рисовать, но и особым образом сворачивать, тщательно шлифовалось. Расцвет оригамного  творчества приходится на середину двадцатого века, когда рабочий Акиро Йошидзава сумел создать то, что сегодня называется «оригамная  азбука». Условные знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс  складывания оригамной фигуры. Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами,  используют оригамскую  азбуку А. Йошидзава.

История  развития  оригами в России насчитывает чуть более 20 лет. Мощный толчок развитию отечественного оригами дало создание  в 1989 и 1991 годах двух общественных организаций—Московского и Петербургского Центров оригами. Для демонстрации развития оригами в ряде городов были проведены выставки (Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Ростове, Туапсе и др.) Изделия в технике оригами экспонировались в Музее этнографии народов СССР в Петербурге (1993), а годом позже – в Кунсткамере вместе с сокровищами из ее восточных фондов. В 1995 г. вышло в свет одобренное Министерством образования Российской Федерации первое учебное издание: »Уроки оригами в школе и дома». С 1996 г. В Москве выходит журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги» (ИФ» Аким»). В 2000г. Издательство »Кристалл» выпустило фундаментальную «Энциклопедию оригами». В марте 1996 г. В Петербурге прошла  первая Всероссийская конференция «Оригами и педагогика», материалы которой изданы отдельным сборником. Конференции теперь проводятся ежегодно. Оригами вводится  как дополнительный предмет или факультатив - даже возник новый термин »оригамика».

Для  педагогов оригами – уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что напрямую связано с  развитием интеллекта. Еще Аристотель писал: »Рука-это инструмент всех  инструментов», подразумевая под этим, вероятно, взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал и Кант »Ум ребенка

находится на кончиках его пальцев «. Поэтому можно сказать , что в оригами , как образовательном процессе, комплексно присутствуют : интеллектуально-познавательные составляющие (логические и технические, развивающие техническую изобретательность);эстетические и художественно-изобразительные(развивающие художественную одаренность); досуговые  и социально-адаптированные составляющие.

Оригами комплексно выполняет основные функции в области педагогики в отношении категорий  «учить» (знать, уметь) и «владеть» ( знания, умения, навыки ), «развивать» и «воспитывать».

Оригами, как игра, вносит в образовательный процесс :

мир общения (восприятие, самовыражение, поведение, интеллект, коммуникативность);

 мир искусства (творчество, эстетика, экология человека);  

мир науки  техники, технологии ( творчество, логика, экология природы).

Таким образом видно , что оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Пространственная трансформация плоского листа  позволяет детям легко, играя, осваивать сложные математические понятия, создавать разнообразные фигуры. Оригами-это Идеальный Конструктор (согласно теории ТРИЗ ) , позволяющий создать мир особый, радостный, добрый и ни на что не похожий, через привлекательную для детей деятельность.  При этом процесс творчества не ограничивается  только складыванием . Ведь с готовой фигуркой  можно поиграть, преподнести ее в подарок другу и даже устроить спектакль для детей с бумажными куклами-героями сказок. Создание оригамной фигуры похоже на чудо. Только что у меня в руках был лист бумаги, несколько поворотов…и птица начинает махать крыльями! Или кузнечик скачет по столу!

Человеку, впервые столкнувшемуся с оригами, кажется, что эта наука сложная , требующая много времени и обязательное присутствие педагога. Да,  в оригами  огромный

диапазон уровней сложности: от самолетика, складывать который малыши учатся друг у друга даже без помощи взрослого, до фигур, которые под силу только мастеру. Даже при простом копировании действий взрослого ребенку приходится       использовать пространственное представление. Если же мы поставим задачу разобрать фигуру и собрать ее самостоятельно из другого листа бумаги, уровень сложности вырастет многократно. Комбинируя различные формы деятельности можно добиваться решения самых разных задач,  Для создания мотивации используются игровые приемы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы хорошо применить художественное слово.

     

 Когда встречаешься с новыми детьми, то всегда чувствуешь на себе  пристальные, изучающие взгляды - чаще недоверчивые, но бывают и сердитые. Как важно в этот момент  дать почувствовать ребенку,  что ты его друг, любишь его! И вот тут-то  на помощь мне приходит  Оригами!  

Первое знакомство детей с оригами происходит очень просто: я сажусь за детский стол и  раскладываю перед собой разноцветные квадратики бумаги. Затем  начинаю складывать из них  кораблики, зайчиков и т.п.  Дети по своей натуре очень любознательны, и моя деятельность никогда не остается незамеченной (это проверено на протяжении многих лет работы).

«А что вы делаете? А это кто? – спрашивают дети. А когда я отвечаю, что занимаюсь волшебством, возле меня  собираются  все дети  и мы вместе начинаем рассматривать бумагу. Как правило, я подбираю бумагу  основных цветов: красного, зеленого, синего и пр. Даже этот момент я могу использовать в обучающих целях: повторить и закрепить названия основных цветов.  Из опыта работы я знаю, что для первого знакомства  лучше всего делать  игрушки, которые могут двигаться, например «лягушку» или «кузнечика». Сначала мы с детьми уточняем, что листочек, из которого я буду складывать игрушку , нужно взять  зеленого или коричневого цвета квадратной формы. Начинаю складывать и попутно объясняю,  что бумага- материал волшебный, но очень непрочный, легко мнется и  рвется , поэтому работать с ним надо аккуратно. Продолжаю складывать  «лягушку» и  

рассказываю, где у  лягушки голова, где лапки,  что она умеет делать (прыгать, квакать, плавать) , какую пользу приносит лягушка,  направляю внимание детей на  бережное к ней отношение. Завязывается простой, непритязательный диалог между  мной и детьми. Этот момент очень дорог, потому что начинает создаваться детский коллектив. Детей объединяет общий интерес, желание поделиться новыми знаниями и своими впечатлениями.  И вот уже вспомнили, что лягушки живут  в болоте ( заодно и попрыгали, как лягушки, и «поквакали» ). А еще вспомнили русскую народную сказку  « Царевна-лягушка», коротко поговорили о содержании. Тем временем  изготовление «лягушки» подходит к концу. Мы все вместе рассматриваем получившуюся игрушку. И вдруг к великой радости детей  «лягушка» прыгает по столу!  Тут же дарю ее кому-нибудь из детей. «А мне? А мне?»- раздается  множество голосов,  Конечно, никто не останется без внимания. Раздаю детям  разные фигурки - сделанные у них на глазах и приготовленные заранее.  В группе возникает  очень  интересная игровая  атмосфера - кто гудит как пароход,  кто квакает как  лягушка, кто дрессирует кузнечиков и т.д. Когда за детьми приходят родители, то малыши с радостью  несут свои подарки и рассказывают о фигурках …а еще звучит  очень ВАЖНЫЙ ДЛЯ МЕНЯ ВОПРОС; « А вы нас  научите так же делать?».  Значит, знакомство с оригами состоялось!

Наблюдая детей младшего возраста, замечаю у них ярко выраженный  интерес к познанию окружающего мира путем  исследования. Хочется все потрогать, помять,  порвать. Последнее особенно  относится к такому материалу, как бумага.  Почему бы не использовать тягу  детей к бумаге в развивающих  целях, решаю я.  Тем более, что бумага-малозатратный доступный материал.  В работе с маленькими детьми использую особые  подходы. Например, такая игра. Предлагаю  загнуть уголки листа синего цвета (произвольно), получился  неровный овал. Это будет лужа. Затем сделали с малышом головастика. Головастик подрос - сделать лягушонка. Он вырос- сделали лягушку, она прыгнула в лужу. Вот круг и замкнулся!  

 Конечно, малышам нравится  заниматься оригами потому, что обязательно в процессе деятельности получится фигура- маленькая, большая, «плохая» или «хорошая», но своя.

. Так же нужно помнить, что зачастую  малыш  бывает перегружен впечатлениями, а оригами позволяет ему погрузиться в другой волшебный мир, быть раскрепощенным: творить, создавать нечто, развивать воображение.

Оригами развивает у малышей  способность контролировать сознанием работу рук, мелкую моторику. Оригами-это целый букет всевозможных разнообразных мелких движений, причем задействованы обе руки. А это важно для  формирования  обоих полушарий головного мозга. Поэтому психологи рекомендуют как можно чаще  заниматься  с детьми деятельностью, связанной с бумагой.

Занимаясь оригами, ребята знакомятся с  историей возникновения бумаги,  ее свойствами. Наиболее яркие впечатления на детей производят опыты по знакомству со свойствами бумаги в игровой деятельности. В опытно- экспериментальном центре у нас собрана целая флотилия из разных корабликов и лодочек. Дети с удовольствием проводят соревнования: чья лодка  быстрее доплывет до  другого берега (тазика с водой),  Ребята дуют на свои кораблики, причем стараются дуть равномерно - иначе произойдет крушение корабля, если перестараться.  Бумагу используем разную - старые газеты и журналы, оберточную. Таким образом, дети  знакомятся с фактурой. Чтобы игра носила  познавательный ( исследовательский ) характер, предлагаю использовать для складывания  фигурок бумагу , различную по фактуре, утяжелять кораблики «грузом». Дети с увлечением вовлекаются  в подобные игры- эксперименты, придумывают новые сами , активно делают выводы и предположения.

      Основная форма в оригами –  квадрат. Это не  только геометрическая  фигура, но и  эталон,  имеющий  постоянные характеристики. Во время изготовления фигурки  дети

трансформируют квадрат согласно указаниям (словесным) или  схеме. Например, я говорю: «правый нижний угол наложить на левый верхний, приложить нижнюю сторону к верхней»   и т.д. Понимание и владение подобными инструкциями  развивает умение ребенка ориентироваться на плоскости, в окружающем – что в дальнейшем увеличивает эффективность обучения детей письму  в клетке, ведь клетка-это тоже квадрат. Ребята стали  лучше ориентироваться на тетрадном листе - графические  навыки стали более уверенными и качественными.  Как видно, заслуга оригами в этом есть.  

          Оригами  способствует концентрации внимания , т.к.  заставляет  сосредоточиться  на процессе  изготовления , чтобы получился ожидаемый результат.

Оригами  стимулирует развитие памяти – ведь ребенок должен запомнить последовательность изготовления игрушки, приемы и способы складывания бумаги. Изготовленные в  совместной  деятельности с воспитателем поделки побуждают детей к активному их использованию в театральной  деятельности.

Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать произведения: «Теремок», «Репка»,  «Колобок» и др. Тот факт, что  ребята сделали фигурки сами - побуждает детей  активно  пользоваться ими, что развивает    творческие способности. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги и проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.  В своей работе оригами рассматриваю как средство для подготовки игр - драматизаций, которые строятся на основе литературных произведений. С этой целью  складывали маски различных сказочных персонажей. Маска – важный атрибут игры, она  делает образы героев более яркими. Другой вид театра оригами – театр игрушек. Мы познакомились со схемами  складывания персонажей сказки В. Сутеева «Кто сказал «Мяу» и героев  «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака. Используя наши оригамские игрушки  можно разыграть не только эти сказки, но  и многие другие. А также придумать сюжеты  своих сказок. Ну и  самые  доступные  в изготовлении – это, конечно, театр пальчиковых игрушек. Надевая их на пальчики, ребята рассказывают сказки малышам, загадывают загадку или потешку, исполняют песенку от имени героя. Для пальчикового театра достаточно сделать  мордочки зверушек, но всегда находятся более трудолюбивые дети и стараются сложить и туловище.  Пальчиковые игрушки также легко хранить – у нас это «волшебный сундучок», из которого в любой момент можно извлечь  фигурки.

Маленькой  неуклюжей фигурке, сделанной одним ребенком, почти всегда  бывает одиноко. Не у всех детей достаточно умений, жизненного опыта и фантазии, чтобы

создать-сложить сюжет по своим фигуркам.  Поэтому я предлагаю объединить отдельные  фи гурки в коллективные  работы общим сюжетом (Пингвины на льдине, Зоопарк и пр.). и разыграть его.

В работе с детьми  разного возраста хорошо использовать  « оригамские сказки»,  результаты прекрасные. Благодаря образному восприятию каждого этапа изготовления поделок  дети легче усваивают приемы их складывания. У детей развивается фантазия и мышление, воображение. Старшие дошкольники, поняв  принцип  составления  «оригамских  сказок», начинают придумывать свои. Они охотно рассказывают их малышам и дарят свои поделки.

Оригами обладает удивительной способностью объединять людей.  В  Японии  это издревле  вылилось  в обычай дарить друг другу бумажные  фигурки с пожеланиями добра и счастья.  Такой обычай  как-то сам  собой обычно возникает и у нас…очень приятно слышать, когда дети говорят, что  этого  зайчика подарят маме. Взрослые долго  хранят такие подарки. Так оригами незаметно приучает детей быть внимательными к своим близким и родным людям.

Оригами легко интегрируется  в разные виды деятельности, как мы видим.  В интеграции  не все содержание включается в процесс художественного творчества на равных основаниях. Что – то  всегда выступает в роли своеобразного стержня . В данном случае

этот стержень - оригами,  именно вокруг него объединяются другие виды деятельности.

Фигурки оригами иногда чудесным образом «оживают» и  помогают детям  и на других, например, музыкальных занятиях. Шапочки,  веночки,   выполненные  в технике оригами органично  вписываются  в мир музыки и танца.

 Обучая  детей начальным приемам складывания из бумаги, мне не раз приходилось наблюдать, как и родители  с увлечением   начинали присоединяться к своим детям в изготовлении поделок из бумаги. Это всегда меня радует,  потому что  творчество  объединяет не только детей, но и всю семью вместе. А для этого у них  у всех (дети + родители) должно быть общее дело.

Так появилась наша выставка работ. Родители помогли детям  объединить фигурки в сюжеты.  В групповой комнате «росло»  оригамское  дерево, на  которое  дети вешали те поделки оригами,  которые они уже научились делать. В канун Нового года  была наряжена елка только фигурками оригами, сделанными нами в совместной деятельности. Все, кто хотел, и дети и их родители, могли принять участие в украшении этой елки. Общее увлечение позволяет формировать навык позитивной коммуникации.

Родители высказывают наблюдения, что дети дома увлеченно и по -долгу  занимаются складыванием из бумаги, вовлекая в процесс их самих.  Внешне дети стали более усидчивы, внимательны, рассудительны, эмоциональны, аккуратны.  В группе для создания развивающей среды  использовали  оригамский  театр,  оригамскую мозаику (модули ), оригамский конструктор  с образцами этапов изготовления поделок, оригамские макеты животного мира разных климатических зон.  Все это позволяет поддерживать интерес к оригами и  дает широкие возможности для его интеграции в разные виды детской деятельности.  

В  конце учебного года можно провести  своеобразную Акцию.  Ее  цель  - реализация детьми знаний, умений и навыков,  приобретенных   в  художественно-творческой деятельности – оригами. Акция стала  средством организации и активизации самостоятельной деятельности детей. 7 купонов –    заданий по числу букв – «Оригами».    Первое задание----« О «  оформитель, открытка.  Это задание позволяет сделать  своими руками  поделку и привлечь в помощь ребят или воспитателя.   Выполняя   это  задание,  ребенок   приобретает   навыки общения, учится убеждать, отстаивать свою точку зрения и находить общий язык со сверстниками.  « Р « - радость. Нужно сделать сюрприз для друга. Несомненно,  что такая  поделка должна доставить много радости адресату. Это задание  развивает  воображение детей,  мышление  и  коммуникативность.    Третье задание – «И «  - именинник. Задание дает возможность  приготовить подарок своими руками, что сейчас  почти не практикуется в нашей жизни.  Это задание – прекрасный  способ самореализации ребенка.

« Г»  - гость. Это задание  ставит ребенка    в позицию «мастер», потому что  дает возможность учить  более  младших делать поделки из бумаги.  « А « - автор. Это более сложное задание, ребята  должны придумать  сюжеты (сказки )  для своих бумажных фигурок. Это  активизирует  детскую фантазию, речь, творческие способности.

« М « - мастер. Выполняя это задание, ребятам нужно  проявить свои способности и самостоятельно организовать мастерскую оригами дома.

« И «- интервью. Задание направлено на развитие  коммуникативных способностей детей.

Проведение столь необычной акции  убедило  меня в ее  полезности для детей,  она стала еще одной формой  продуктивной деятельности ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-путешествия, как эффективное средство интеграции различных видов деятельности дошкольников на занятиях познавательного цикла.

Развитие ребенка дошкольного возраста и особенно ребенка с общим недоразвитием речи во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве с взрослым. Это игр...

проект"ВРЕМЕНА ГОДА"Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно-творческой деятельности".

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:Изучение парциальных программ  развития творчества в различных видах деятельности (“Красота – радость – творчество” Т.С.Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной; “Радость творчества...

"Многофункциональные, трансформируемые ширмы, как средство организации различной детской деятельности"

Данный материал позволит воспитателям изготовить многофункциональное оборудование и пополнить развивающую среду группы...

Статья "Оригами как средство интеграции в художественно-творческую деятельность дошкольников"

В статье даны практические рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию техники оригами в совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста....

статья "Оригами как средство интеграции в художественно-творческую деятельность дошкольников

Статья предназначена для педагогов дошкольников.В статье рассматривается значеие интеграции видов детской деятельности....