Статья "Оригами как средство интеграции в художественно-творческую деятельность дошкольников"
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)
В статье даны практические рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию техники оригами в совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami_kak_sredstvo_integratsii_v_hudozhestvenno-tvorcheskuyu_deyatelnost_doshkolnikov.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильченко Н.В.,
ПДО МБДОУ
«ДС № 125 г. Челябинска»,
Мерзлякова И.В.
ПДО МБДОУ
«ДС № 125 г. Челябинска»
Оригами как средство интеграции в художественно-творческую деятельность дошкольников
« Я слышу – и забываю
Я вижу – и запоминаю
Я делаю – и понимаю»
Китайская мудрость
Дошкольный возраст – это тот период, в котором происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям, ребенок начинает узнавать особенности окружающего мира, закладываются фундаментальные понятия, такие как мир, семья, здоровье. Дошкольный возраст – это отправная точка в становлении личности ребенка.
ФГОС ДО отмечает, что главная задача дошкольного образования, состоит в создании таких условий, в которых каждый дошкольник лучше всего раскроет свои возрастные возможности и способности.
Интеграция в дошкольном образовании позволяет обеспечить продуктивность деятельности дошкольника.
Но что такое интеграция?
Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Поэтому так важно в этот период дать ребенку как можно больше знаний, развивать интерес и поддерживать его. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Ведущую роль в деятельности ребенка занимают наиболее близкие и естественные для ребенка виды деятельности, такие как игра, рисование, лепка, общение со сверстниками и взрослыми, экспериментирование, детский труд. Именно в этих видах деятельности при условии активной позиции ребенка в качестве субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, у ребенка развивается произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.
Интеграция позволяет обогатить процесс организации самостоятельной деятельности детей. С этой целью создается развивающая предметно- пространственная среда. Деятельность в условиях обогащенной развивающей предметно- пространственной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного, ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.
Комбинируя различные формы деятельности можно добиваться решения самых разных задач. Для нас актуальна была интеграция рисования и оригами. Для создания мотивации в занятиях по рисованию используются игровые приемы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы хорошо применить художественное слово. Большой интерес у детей вызывает и занятия по оригами.
Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? Все мы помним из детства пилотки из газеты, кораблики, тюльпаны из бумаги. Так вот это и есть оригами.
Зародилось творчество оригами в древнем Китае, в 105 году нашей эры. Появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея! В средние века считалось признаком хорошего воспитания умение складывать бумажные фигурки.
Оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Оригами - это идеальный конструктор (согласно теории ТРИЗ ) , позволяющий создать мир особый, радостный, добрый и ни на что не похожий, через привлекательную для детей деятельность. При этом процесс творчества не ограничивается только складыванием. Ведь с готовой фигуркой можно поиграть, преподнести ее в подарок другу и даже устроить спектакль для детей с бумажными куклами-героями сказок, а еще можно дополнить детский рисунок.
Все дети любят рисовать, но не у всех хватает умения, навыков, чтобы изобразить законченную и красивую работу. Особенно в старшем возрасте, когда дети начинают критически оценивать свою работу и видят ее несовершенство. У детей еще недостаточно развито воображение, а иногда это и слабые изобразительные навыки. Часто дети отказываются закончить свой рисунок, говоря: « У меня не получается, помогите, я не умею, у меня не красиво».
И вот тут-то на помощь приходит оригами! Оригами помогает скрыть несовершенство рисунка, закончить и обогатить детскую работу.
Например, рисуя по мотивам сказов П.П. Бажова, ребенок затруднялся изобразить каменный цветок. На помощь пришли знания по оригами - из бумаги сложили модель каменного цветка и приклеили его на рисунок. Проблема сложных изображений ушла. Ребенок стал более раскрепощен в своих действиях. Теперь он может обогатить свою работу элементами, которые он может нарисовать сам (пещера, елочки, ящерок…). Таких интегрированных занятий было много: «Космос», «Маша и медведь», «Гадкий утенок», «Зимние забавы», «День победы» и др.
Занятия получились эмоционально окрашенными, яркими и запоминающимися. Дети по своей натуре очень любознательны, все новое и необычное не остается ими не замеченным. Внесенные новые модели оригами вызывают у них неподдельный интерес, желание узнать как они сделаны и повторить самим.
В начале мы вносили модели игрушек оригами которые могли двигаться: лягушка, зайчик, кузнечик, кораблик. Оригами тем и интересно детям, что игрушки из бумаги могут двигаться, прыгать, квакать, ими можно играть, взять домой. В процессе игры и диалога с детьми выясняем, в каких природных условиях они обитают, и в каких сказках живут эти герои. И здесь дети начинают проявлять свою фантазию и творчество. На рисунках детей появляются камыши, болото, стрела Ивана Царевича, лес для зайчика, полянка для кузнечика. Но бывает и обратная связь, когда на занятиях мы с детьми сделали кораблик из бумаги, поиграли, пустили на воду, составили целую флотилию. А что дальше? Оставить без действия, выбросить, забыть не совсем этично. Спросив у детей, где его можно использовать, выясняем, что можно для кораблика нарисовать ручеек, а возле ручейка детей. Детей объединяет общий интерес, желание поделиться новыми знаниями и своими фантазиями. И вот уже создается творческая атмосфера. Занимаясь оригами, ребята знакомятся с историей возникновения бумаги, ее свойствами. Наиболее яркие впечатления на детей производят опыты по знакомству со свойствами бумаги в игровой деятельности. Бумагу используем разную - старые газеты и журналы, оберточную. Таким образом, дети знакомятся с фактурой. Чтобы игра носила познавательный (исследовательский) характер, предлагаем использовать для складывания фигурок бумагу, различную по фактуре. Ребята стали лучше ориентироваться на тетрадном листе - графические навыки стали более уверенными и качественными. Как видно, заслуга оригами в этом есть.
Оригами способствует концентрации внимания, т.к. заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получился ожидаемый результат.
Оригами стимулирует развитие памяти – ведь ребенок должен запомнить последовательность изготовления игрушки, приемы и способы складывания бумаги. Изготовленные в совместной деятельности с воспитателем поделки побуждают детей к активному их использованию в театральной деятельности.
Не у всех детей достаточно умений, жизненного опыта и фантазии, чтобы создать-сложить сюжет по своим фигуркам. Поэтому мы предлагаем объединить отдельные фигурки в коллективные работы общим сюжетом (На Северном полюсе, Зоопарк и пр.). и разыграть его.
Дети учатся работать парами, в группе. И уже самостоятельно рисуют для кораблика ручеек, рядом рисуют детей пускающих кораблик. Вот и получилась большая коллективная работа и у детей появляется больше уверенности в своем творчестве, ведь вместе не так страшно ошибиться, а работа обязательно получится.
Таким образом, мы выяснили, что интеграция занятий оригами и рисованием очень нужны.
Так как оригами-это целый букет всевозможных разнообразных мелких движений, причем задействованы обе руки. А это важно для формирования обоих полушарий головного мозга. Поэтому психологи рекомендуют как можно чаще заниматься с детьми деятельностью, связанной с бумагой. Но кроме мелкой моторики, работая с бумагой, дети закрепляют знания цветовой палитры, элементарные математические представления, развивается пространственное мышление, ориентировка на листе бумаги, логическое мышление и фантазия. Таких работ становится больше и они разнообразнее, а дети сами становятся инициаторами таких занятий в совместной и самостоятельной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерные технологии как условие развития художественно-творческих способностей ребенка дошкольника.
Статья из опыта работы с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста....
Статья "Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников"
В статье описаны приемы и способы, способствующие развитию творчества детей....
Дидактическая игра, как средство художественно-творческого развития ребенка-дошкольника.
Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идет очень быстрыми темпами, Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития. Сформированные в раннем ...
Конспект непосредственной художественно-творческой образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста "Дождевая тучка" (аппликация).
Аппликация с элементами рисования.Тема: "Дождевая тучка".Предварительная работа:- наблюдение за тучами на прогулке;- наблюдение за дождём;- чтение и разучивание стихотворения "Дождик, дождик..."- расс...
Методическое пособие « Развитие мелкой моторики и художественно-творческих способностей старших дошкольников».
Методическое пособие« Развитие мелкой моторики и художественно-творческих способностей старших дошкольников».Опыт работы с детьми по данному пособию дает положительные результаты, входе пр...
Формирование художественно-творческих способностей старших дошкольников через интеграцию изобразительной и театрально-игровой деятельности.
В этой статье вы узнаете что такое интегрированное занятие и чем оно оличается от комплексного. Прочтете о влиянии интеграции на развитие художественно-творческих способностей ребенка и становлении ли...
Конструктивно-модельная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей у дошкольников
Конструктивно-модельная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей у дошкольников...
- Мне нравится (1)