Формирование чувства толлерантности у детей дошкольного возраста в ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
В учебно-методическом материале представлена система работы по формированию чувства толлерантности у детей дошкольного возраста. Материал адресован музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chuvstva_tollerantnosti.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 62 г.Нарьян – Мар»
Формирование чувства толерантности у детей дошкольного возраста в ДОУ
Составитель:
Стулий Ирина Николаевна
музыкальный руководитель МДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 62 г.Нарьян – Мар»
Нарьян – Мар
2011 год
Актуальность вопроса формирования чувства толерантности у детей дошкольного возраста
В условиях гуманизации и демократизации общества, проблема толерантности весьма актуальна, так как на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим позициям, ценностям, культурам, необходимость диалога и взаимопонимания, поиска компромиссов.
Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Учитывая многонациональность Ненецкого автономного округа в ДОУ решаются ряд важнейших задач по воспитанию толерантности, которые реализуются через различные формы педагогической работы с дошкольниками.
Одним из главных средств формирования толерантности у детей считаем приобщение его к культуре и традициям народов, проживающих на территории нашего НАО и за его пределами.
Работа по воспитанию толерантности у дошкольников планируется и проводится музыкальным руководителем в течение всего учебного года, в различных видах музыкальной деятельности: слушание музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, посредствам образовательной и воспитательной работы вне занятий.
Это позволяет детям узнать, понять и с уважением относится к обычаям и традициям народов проживающих на территории нашего округа, в нашей стране и за ее пределами. Приобретенный опыт позволяет дошкольникам различать особенности ритма, мелодии, звучание музыкальных инструментов характерных для того или иного народа, а создание бесконфликтного поля общения между воспитанниками детского сада, понимания и принятия национальных особенностей разных народов, способствует формированию полноценной толерантной личности.
Цель: Показать систему работы по формированию у детей дошкольного возраста чувства толерантности, общности и единства с людьми различных национальностей, живущих на Земле, в России, в округе.
Основные задачи по формированию у детей дошкольного возраста чувства толерантности:
- Развивать и обогащать музыкально-интеллектуальный кругозор детей, воспитывать интерес к другим национальным культурам мира.
- Воспитывать чувство общности и единства с людьми живущими на Земле, России, округе, городе.
- Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от расовой и национальной принадлежности.
- Формировать понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны.
- Формировать сознание «человека мира», чувство сопричастности ко всему, что происходит на Земле, России, малой Родине.
- Развивать способность понимать эмоциональное состояние людей: все люди схожи в своих заботах, интересах, радости и печали, желании быть счастливыми.
- Формировать социальные способы поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к другим людям, культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
- Учить осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам.
Принципы работы по формированию чувства толерантности у воспитанников ДОУ
- Целостный подход в решении педагогических задач.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Создание непринужденной обстановки.
- Соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим.
- Принцип партнерства.
- Принцип положительной оценки.
Инновационные методы и приемы
- Звучащие жесты, пальчиковые народные игры, этюды.
- Речевое музицирование национальных попевок.
- Тактильное, мимическое и двигательное уподобление музыке.
- Вовлекающий показ, двигательные «провокации».
- Движение и активное подпевание.
- Совместные импровизаци.
- Музыкально-двигательные фантазии, этюды.
Условия организации работы:
- Специально оборудованный зеркалами музыкальный зал.
- Подбор музыкального материала позволяющего решать задачи развития толерантности ребенка.
- Использование интенсивных методов обучения.
- Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе занятий и самостоятельной музыкальной деятельности в ДОУ.
- Выбор оптимальной системы занятий.
- Объединение усилий всего педагогического коллектива на решение поставленных задач (обучение педагогов исполнению народных песен, танцев народов мира, приемам творческого взаимодействия с детьми во время занятий и игр).
- Индивидуальный подход к детям.
- Контроль за самочувствием детей на занятии.
Структурно – функциональная модель работы по формированию у дошкольников чувства толерантности | ||||
Совместная музыкальная деятельность детей и педагога | Совместная музыкально-образовательная деятельность детей и педагога | творчество | ||
Знакомство с творчеством разных композиторов Пение песен о мире, дружбе, Знакомство с народным фольклором Исполнение национальных танцев, народных песен, разучивание народных игр. Знакомство с народными музыкальными инструментами | Формирование эстетической потребности и интереса к музыке народов мира. Развитие эстетических эмоций, чувств, оценки, потребностей, музыкально-эстетического вкуса. | Знакомство с различными музыкальными жанрами в музыке разных народов, структурой музыкальных произведений, Средствами выразительности народной музыки и песен. Знакомство с особенностями характера, ритма народной музыки, особенностями звучания народных инструментов | Формирование общих знаний о музыке разных народов, ее особенностях. Воспитание интереса и взаимного уважения к музыкальному искусству разных народов. | Формирование способности к творческой самореализации в песенном, танцевальном исполнительстве, игре на народных и детских музыкальных инструментах. |
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧУВСТВА ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
- Тематические и комплексные музыкальные занятия
- Организация выставок в ДОУ, экскурсии по городу, музей, этноцентр
- Праздники, развлечения, недели театра
- Участие детей и педагогов в конкурсах и фестивалях
- Проектная деятельность, интеграция с ИЗО,ФИЗО и другими специалистами
- Концерты для детей в ДОУ, выступление детей в других учреждениях
- Совместные выступления педагогов, родителей и детей
- Индивидуальная работа с детьми и педагогами
- Консультации и практикумы для педагогов и родителей
- Вечера коммуникативных игр, беседы.
Рекомендуемая литература:
- Аксенова О.П. Морошка. – М.:Малыш, 1986.
- Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР.- М.: Просвещение, 1988.
- Лапшина Г.А. Календарные и народные праздники в детском саду. М.: Просвещение, 2001.
- Смольников И.П. Не бойся пурги.- Л.: Детская литература,1981.
- Феоктистова Л. Нам солнышко сияет. –М.: Музыка, 1988.
- Чешева С.И. Мы дети Советской страны. -М.,1987.
- Шекова Е.Г. Игры детей народов мира. Киев, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование чувства цвета у детей дошкольного возраста
Презентация опыта работы...
Статья "Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста"
Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему н...
Формирование чувства гражданственности у детей дошкольного возраста
Личный педагогический опыт...
Консультация для воспитателей «Формирование чувства эмпатии у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Формирование чувства эмпатии у детей дошкольного возраста»...
Значение возрастных особенностей в формировании чувства времени у детей дошкольного возраста
На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в формировании внутреннего образа внешнего мира.В 3-4 года еще сохраняется тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигатель...
«Формирование чувства цвета у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...