«Формирование чувства цвета у детей дошкольного возраста»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Баранова Юлия Сергеевна

Консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuvstvo_tsveta.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  № 35

Консультация

«Формирование чувства цвета

у детей дошкольного возраста»

Составила

воспитатель

Баранова Ю.С.

Саров 2020г.

        У детей к 5-7 годам есть необходимые предпосылки для развития эстетического восприятия цвета и его сочетаний. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно, радуется яркой окраске предметов.

Эти ценные качества требуют обогащения, художественного развития, которое можно осуществить в процессе обучения.

Задача 1. Дать представление об основных главных цветах в красках. Красный, жёлтый и синий цвет. Рассказать, как путем смешивания этих цветов можно получить ещё 3 новых цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый).

   Задания:         

             - игра: «Страна волшебных красок. 3 царства - государства».

Нарисуйте красное государство красной гуашью.

Нарисуйте желтое государство.

Нарисуйте синее государство.

Это главные цвета в красках. Они откроют вам много своих секретов. Вы должны их запомнить!

- игра по получению дополнительных цветов из 3-х основных (оранжевый, зеленый, фиолетовый).

Задача №2. Дать представление о цветах спектра, их названиях, порядке расположения. Обучить изображению радуги, запоминая цвета спектра в шутливой игровой форме.

Задания: - изобразить радугу самостоятельно,

              - вырезать цветные лепестки из цветной бумаги, разложить цветик – семицветик.

              - собрать цветок – игрушку из плотных лепестков и поместить его в изоуголке.

Задача №3. Развивать представления детей о богатстве цветовых оттенков, цветовой гамме в целом.

Задания: - осень, яркость осенних листьев, осенних букетов. Собирать листья, рассматривать букеты. Называть цвета и оттенки. Включить в словарь: нежно – сиреневый, тёмно – коричневый, песочный, светло – фиолетовый, светло – коричневый, бардовый.

                - в аппликации и дидактических играх подбирать листочки и букеты в определённых гаммах (красная гамма, сине – голубая гамма),

                - создавать коллективные композиции «Цветы в корзине», «Праздничный букет»,

                - нарисовать красками цветы, пейзаж, ветки,

                - зимой рассматривать нежные, пастельные тона.

Задача №4.  Смешение красок. Развивать у детей восприимчивость глаза к цвету, краскам, их оттенкам. Формировать навыки смешения красок на палитре.

Задания:  -  начинают смешивать с ярких тонов с белым.(розовый, голубой, светло – оранжевый, лимонный и т. д.),

                  - изготовить палитры из оттенков красного, зеленого, синего цветов в изоуголок,

               - изготовить из цветной бумаги цветную мозаику (с оттенками цветов).

 Игра: «Коврик для куклы», «Солнышко».

Задача №5.  Познакомить детей с ахроматическими цветами. Развивать у детей восприимчивость к оттенкам серого цвета. Выполнять манипуляции по смешению красок на палитре черного и белого цвета.

Задания:

               - нарисуй цветок чёрной краской на белом фоне,

               - цветок белой краской на чёрном фоне,

               - у белой кошки и чёрного кота родились серые котята и все разного цвета. Заштрихуй силуэты котят с разным нажимом на карандаш, или подбери оттенки серого цвета от бледных до насыщенных оттенков.

Задача № 6. Познакомить детей с тёмными тонами. Формировать навыки смешения красок с чёрным цветом.

Задание:

              - если смешивать цвета с чёрным цветом, то получатся тёмно – красный, тёмно – синий, тёмно- зеленый и т. д. цвет.

             -  получить коричневый цвет.(Книга предлагает смешать синий- красный - жёлтый). Я считаю, что можно смешать красный с чёрным цветом.

Задача № 7.  Познакомить детей с теплыми и холодными цветами. Когда Страна Красок стала разноцветной и в ней появилось множество цветов и оттенков, Фея Палитра заметила, что от одних красок идет тепло, а от других- веет холодом.

Теплая гамма – это красный, желтый, оранжевый, коричневый и их градации. Господство в картине теплых цветов дает теплый колорит. Он эмоционально связан с такими понятиями, как радость, добро, свет и состоянием гармонии, благополучия. В музыке это мажорный лад.

Задания: 

               - красная, желтая и оранжевая краски могут нарисовать тёплый, яркий огонь. Попробуйте смешать эти цвета, чтобы получилось несколько оттенков.(красно- оранжевый, желто- оранжевый).

Холодная гамма – это голубой, синий, фиолетовый, белый, черный (темно- зеленый) и их градации. Холодные тона эмоционально близки к таким состояниям настроения, как грусть, тоска, печаль. Господство холодных тонов в картине создает холодный, грустный колорит. В музыке это минор.

Задания:

            -  знакомимся с холодными цветами. Будем рисовать море: синий, фиолетовый, изумрудный, голубой.(можно по- сырому).

            - поставить на листе, стекле, файле пятна холодных цветов и оттенков и промакнуть о другой лист.(получается красивый фон в холодной гамме).

Освоение холодной и теплой гаммы помогает детям не только органично воспринимать характер и настроение произведения живописи, но и углубить визуальные ассоциации, рождающиеся при прослушивании музыки, при наблюдении за явлениями окружающей жизни, а также взглянуть на себя глазами художника, т. е. оценить себя и окружающих в их повседневном облике с позиций эмоционально – эстетических.

Сочетание холодных и тёплых цветов.

Задание:

              - Рисуем картину «Волшебная страна красок». Используем три главных цвета, составные цвета, ахроматические, дополнительные. С помощью всех этих цветов мы сможем нарисовать очень яркие и красочные картины. См. стихи «Волшебная Страна», М. Богина. Ковалицкая «Методика формирования навыков изобразительной деятельности».,

              - Игра: «Угадай, кто я»? Воспитатель показывает тот или иной флажок, дети называют предметы того же цвета.

               - Игра: «Я ошибся».см. стр. 75 (Куревина)

Овладение детьми цветом организуется с целью решения двух задач. 1. Формирование чувства цвета является неотъемлемой частью сенсорного воспитания, 2. С другой стороны дети учатся отражать свойства предметов и признаки.

Вторая младшая гр.  Это целенаправленное формирование об эталонных признаках формы цвета и величины объектов. Знакомство с красным, зеленым, синим, желтым, белым, черным цветами.(голубой, розовый). Цветовые характеристики: красиво, ярко, радостно, празднично.

Прежде всего знакомят с реальным цветом предметов: трава – зеленая (ёлка, листья). Помидоры, одежда, здания. Все это способствует образованию ассоциативных связей на основе общности цвета, формирует умение объединять и различать предметы по цвету.

Средняя гр.  Изучаемые цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, белый, черный и их оттенки. Изобразительные задания должны включать процесс обследования и воспроизведения таких объектов, как фрукты, ягоды, цветы, деревья. Особенности цветовой характеристики: вишня – вишневый цвет, яблоня цветет бледно – розовыми цветами, листья салата – салатового цвета, яблоко может быть ярко – красным, красно – зеленым, красно- желтым. Развивают желание использовать в рисунке разные цвета, передавать разнообразие цвета.

В карандашах – нажим более сильный и более слабый.

Хорошее промывание кисти – важный навык от которого зависит получение цвета.

Старшая гр. Закрепляются представления о цветах: кр., желт., зел., оранжев., голубой, синий, фиолет., коричневый, белый, серый, черный и их оттенки. Дети не только воспроизводят в рисунках признаки отдельно взятых объектов, но и создают тематические композиции. Цвет становится средством эмоциональной выразительности.

Большое значение приобретает наблюдение за состоянием объектов в реальной жизни. Закат, зимний вечер, где окрашивается снег и стены домов отсвета фонарей, нежное утро и т. д..

Включают ряд задач по формированию восприятия цвета:

        - закреплять знания цветов и оттенков;

        - познакомить с цветовыми эталонами: расположение цветов в спектре на примере радуги;

        - расширить представления об оттенках любого цвета. Уметь их получать;

        - светлота, в акварели добавленная вода;

        - нажим на карандаш;

        - продолжать развивать эстетическое восприятие, развивать цветоощущение, всматриваться в цвета предметов и явлений, сравнивать  их, устанавливать сходство и различия, обращать внимание на многообразие цветов и оттенков в природе, и созданных человеком.

Подготовительная гр.  Продолжать развивать стремление и желание широко и свободно ориентироваться в цветовой действительности. Направлять внимание на сравнение цветов и оттенков в природе, предметной среде. Развивать умение видеть красивые сочетания цветов. Выделять теплые и холодные тона.

Дать представление об изменчивости природных цветов в связи с изменением времени года, освещения, созревания плодов. Закрепить цвета: салатовый, персиковый, лимонный, изумрудный и т. д. Ориентироваться в гамме декоративно – прикладного искусства: дымке, городце, хохломе, гжели. Самостоятельно готовить цветной фон.

Список литературы. 

  1. Ветлугина. «Художественное творчество в детском саду». М., «Просвещение», 1974;
  2. Арттеррапия под редакцией
  3. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте». СОЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГ, 1997.
  4. Горяева «Первые шаги в мире творчества»
  5. Гин С. «Мир фантазии».
  6. Григорьева Г. Г. «Изобразительная деятельность дошкольников».
  7. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста», М: 1999.
  8. Казакова Т. Г. «развивайте у дошкольников творчество»
  9. Куревина О. А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошк. и шк. Возраста». – М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2003.- 176с.
  10. Горяева Н. А. «Первые шаги в мире ис-ва»: -М.: Просвещение, 1991.- 159с.
  11. КомароваТ. С., Размыслова Л.В. «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников». – М.: Педагогич. Общество России, 2005. -144с.
  12. Котляр В. Ф. «Изобразительная деятельность дошк-ов». К.: Рад. шк., 1986. – 93с.
  13. Лободина «Как развить способного ребенка» - СПб: Питер Паблишинг, 1996.
  14. Савенков А. И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства», М.:1999.
  15. Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. «И учеба и игра:»: Изобразит. Ис-во. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-240с.
  16. Ковалицкая Л. М. Методика формирования навыков изодеятельности в ДОУ. М.: АРКТИ, 2008.-24с.
  17. Гуткович И. Я. «Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками» г. Ульяновск, 1996 г.
  18. Куцакова Л. «К новым технологиям по художественному интеллектуальному развитию детей»., М, 1997.
  19.  Кравцова Е. Е. «Разбудите в ребенке волшебника».
  20.  Лекции Сидорчук Т. А. «Технологическое обучение дошкольников умению решать задачи творческого характера».
  21.  Страунинг А. М. «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности». Обнинск, 1990.
  22.  Мелик -  Пашаев А.А., Новлянская З. Н. «Ступеньки к творчеству», М.: Искусство, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувства толлерантности у детей дошкольного возраста в ДОУ

В учебно-методическом материале  представлена система работы по формированию чувства толлерантности у детей дошкольного возраста. Материал адресован музыкальным руководителям и воспитателям...

Формирование чувства цвета у детей раннего возраста через проектную деятельность

Данная статья посвящена знакомству детей раннего возраста с основными эталонами цвета, путем обучения при помощи сенсорного восприятия через проектную деятельность. Цветовосприятие - это один из эта...

Консультация "Формирование чувства цвета у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического развития, раскрывающего детям законы красоты, окружающего мира....

Доклад из опыта работы "Формирование чувства цвета у детей дошкольного возраста"

Все начинается с детства…            Природа с рождения дарит нам чувство красоты окружающего мира.Но как понять красоту?    Что тако...