«Формирование чувства цвета у детей дошкольного возраста»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 35
Консультация
«Формирование чувства цвета
у детей дошкольного возраста»
Составила
воспитатель
Баранова Ю.С.
Саров 2020г.
У детей к 5-7 годам есть необходимые предпосылки для развития эстетического восприятия цвета и его сочетаний. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно, радуется яркой окраске предметов.
Эти ценные качества требуют обогащения, художественного развития, которое можно осуществить в процессе обучения.
Задача 1. Дать представление об основных главных цветах в красках. Красный, жёлтый и синий цвет. Рассказать, как путем смешивания этих цветов можно получить ещё 3 новых цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый).
Задания:
- игра: «Страна волшебных красок. 3 царства - государства».
Нарисуйте красное государство красной гуашью.
Нарисуйте желтое государство.
Нарисуйте синее государство.
Это главные цвета в красках. Они откроют вам много своих секретов. Вы должны их запомнить!
- игра по получению дополнительных цветов из 3-х основных (оранжевый, зеленый, фиолетовый).
Задача №2. Дать представление о цветах спектра, их названиях, порядке расположения. Обучить изображению радуги, запоминая цвета спектра в шутливой игровой форме.
Задания: - изобразить радугу самостоятельно,
- вырезать цветные лепестки из цветной бумаги, разложить цветик – семицветик.
- собрать цветок – игрушку из плотных лепестков и поместить его в изоуголке.
Задача №3. Развивать представления детей о богатстве цветовых оттенков, цветовой гамме в целом.
Задания: - осень, яркость осенних листьев, осенних букетов. Собирать листья, рассматривать букеты. Называть цвета и оттенки. Включить в словарь: нежно – сиреневый, тёмно – коричневый, песочный, светло – фиолетовый, светло – коричневый, бардовый.
- в аппликации и дидактических играх подбирать листочки и букеты в определённых гаммах (красная гамма, сине – голубая гамма),
- создавать коллективные композиции «Цветы в корзине», «Праздничный букет»,
- нарисовать красками цветы, пейзаж, ветки,
- зимой рассматривать нежные, пастельные тона.
Задача №4. Смешение красок. Развивать у детей восприимчивость глаза к цвету, краскам, их оттенкам. Формировать навыки смешения красок на палитре.
Задания: - начинают смешивать с ярких тонов с белым.(розовый, голубой, светло – оранжевый, лимонный и т. д.),
- изготовить палитры из оттенков красного, зеленого, синего цветов в изоуголок,
- изготовить из цветной бумаги цветную мозаику (с оттенками цветов).
Игра: «Коврик для куклы», «Солнышко».
Задача №5. Познакомить детей с ахроматическими цветами. Развивать у детей восприимчивость к оттенкам серого цвета. Выполнять манипуляции по смешению красок на палитре черного и белого цвета.
Задания:
- нарисуй цветок чёрной краской на белом фоне,
- цветок белой краской на чёрном фоне,
- у белой кошки и чёрного кота родились серые котята и все разного цвета. Заштрихуй силуэты котят с разным нажимом на карандаш, или подбери оттенки серого цвета от бледных до насыщенных оттенков.
Задача № 6. Познакомить детей с тёмными тонами. Формировать навыки смешения красок с чёрным цветом.
Задание:
- если смешивать цвета с чёрным цветом, то получатся тёмно – красный, тёмно – синий, тёмно- зеленый и т. д. цвет.
- получить коричневый цвет.(Книга предлагает смешать синий- красный - жёлтый). Я считаю, что можно смешать красный с чёрным цветом.
Задача № 7. Познакомить детей с теплыми и холодными цветами. Когда Страна Красок стала разноцветной и в ней появилось множество цветов и оттенков, Фея Палитра заметила, что от одних красок идет тепло, а от других- веет холодом.
Теплая гамма – это красный, желтый, оранжевый, коричневый и их градации. Господство в картине теплых цветов дает теплый колорит. Он эмоционально связан с такими понятиями, как радость, добро, свет и состоянием гармонии, благополучия. В музыке это мажорный лад.
Задания:
- красная, желтая и оранжевая краски могут нарисовать тёплый, яркий огонь. Попробуйте смешать эти цвета, чтобы получилось несколько оттенков.(красно- оранжевый, желто- оранжевый).
Холодная гамма – это голубой, синий, фиолетовый, белый, черный (темно- зеленый) и их градации. Холодные тона эмоционально близки к таким состояниям настроения, как грусть, тоска, печаль. Господство холодных тонов в картине создает холодный, грустный колорит. В музыке это минор.
Задания:
- знакомимся с холодными цветами. Будем рисовать море: синий, фиолетовый, изумрудный, голубой.(можно по- сырому).
- поставить на листе, стекле, файле пятна холодных цветов и оттенков и промакнуть о другой лист.(получается красивый фон в холодной гамме).
Освоение холодной и теплой гаммы помогает детям не только органично воспринимать характер и настроение произведения живописи, но и углубить визуальные ассоциации, рождающиеся при прослушивании музыки, при наблюдении за явлениями окружающей жизни, а также взглянуть на себя глазами художника, т. е. оценить себя и окружающих в их повседневном облике с позиций эмоционально – эстетических.
Сочетание холодных и тёплых цветов.
Задание:
- Рисуем картину «Волшебная страна красок». Используем три главных цвета, составные цвета, ахроматические, дополнительные. С помощью всех этих цветов мы сможем нарисовать очень яркие и красочные картины. См. стихи «Волшебная Страна», М. Богина. Ковалицкая «Методика формирования навыков изобразительной деятельности».,
- Игра: «Угадай, кто я»? Воспитатель показывает тот или иной флажок, дети называют предметы того же цвета.
- Игра: «Я ошибся».см. стр. 75 (Куревина)
Овладение детьми цветом организуется с целью решения двух задач. 1. Формирование чувства цвета является неотъемлемой частью сенсорного воспитания, 2. С другой стороны дети учатся отражать свойства предметов и признаки.
Вторая младшая гр. Это целенаправленное формирование об эталонных признаках формы цвета и величины объектов. Знакомство с красным, зеленым, синим, желтым, белым, черным цветами.(голубой, розовый). Цветовые характеристики: красиво, ярко, радостно, празднично.
Прежде всего знакомят с реальным цветом предметов: трава – зеленая (ёлка, листья). Помидоры, одежда, здания. Все это способствует образованию ассоциативных связей на основе общности цвета, формирует умение объединять и различать предметы по цвету.
Средняя гр. Изучаемые цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, белый, черный и их оттенки. Изобразительные задания должны включать процесс обследования и воспроизведения таких объектов, как фрукты, ягоды, цветы, деревья. Особенности цветовой характеристики: вишня – вишневый цвет, яблоня цветет бледно – розовыми цветами, листья салата – салатового цвета, яблоко может быть ярко – красным, красно – зеленым, красно- желтым. Развивают желание использовать в рисунке разные цвета, передавать разнообразие цвета.
В карандашах – нажим более сильный и более слабый.
Хорошее промывание кисти – важный навык от которого зависит получение цвета.
Старшая гр. Закрепляются представления о цветах: кр., желт., зел., оранжев., голубой, синий, фиолет., коричневый, белый, серый, черный и их оттенки. Дети не только воспроизводят в рисунках признаки отдельно взятых объектов, но и создают тематические композиции. Цвет становится средством эмоциональной выразительности.
Большое значение приобретает наблюдение за состоянием объектов в реальной жизни. Закат, зимний вечер, где окрашивается снег и стены домов отсвета фонарей, нежное утро и т. д..
Включают ряд задач по формированию восприятия цвета:
- закреплять знания цветов и оттенков;
- познакомить с цветовыми эталонами: расположение цветов в спектре на примере радуги;
- расширить представления об оттенках любого цвета. Уметь их получать;
- светлота, в акварели добавленная вода;
- нажим на карандаш;
- продолжать развивать эстетическое восприятие, развивать цветоощущение, всматриваться в цвета предметов и явлений, сравнивать их, устанавливать сходство и различия, обращать внимание на многообразие цветов и оттенков в природе, и созданных человеком.
Подготовительная гр. Продолжать развивать стремление и желание широко и свободно ориентироваться в цветовой действительности. Направлять внимание на сравнение цветов и оттенков в природе, предметной среде. Развивать умение видеть красивые сочетания цветов. Выделять теплые и холодные тона.
Дать представление об изменчивости природных цветов в связи с изменением времени года, освещения, созревания плодов. Закрепить цвета: салатовый, персиковый, лимонный, изумрудный и т. д. Ориентироваться в гамме декоративно – прикладного искусства: дымке, городце, хохломе, гжели. Самостоятельно готовить цветной фон.
Список литературы.
- Ветлугина. «Художественное творчество в детском саду». М., «Просвещение», 1974;
- Арттеррапия под редакцией
- Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте». СОЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГ, 1997.
- Горяева «Первые шаги в мире творчества»
- Гин С. «Мир фантазии».
- Григорьева Г. Г. «Изобразительная деятельность дошкольников».
- Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста», М: 1999.
- Казакова Т. Г. «развивайте у дошкольников творчество»
- Куревина О. А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошк. и шк. Возраста». – М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2003.- 176с.
- Горяева Н. А. «Первые шаги в мире ис-ва»: -М.: Просвещение, 1991.- 159с.
- КомароваТ. С., Размыслова Л.В. «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников». – М.: Педагогич. Общество России, 2005. -144с.
- Котляр В. Ф. «Изобразительная деятельность дошк-ов». К.: Рад. шк., 1986. – 93с.
- Лободина «Как развить способного ребенка» - СПб: Питер Паблишинг, 1996.
- Савенков А. И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства», М.:1999.
- Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. «И учеба и игра:»: Изобразит. Ис-во. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-240с.
- Ковалицкая Л. М. Методика формирования навыков изодеятельности в ДОУ. М.: АРКТИ, 2008.-24с.
- Гуткович И. Я. «Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками» г. Ульяновск, 1996 г.
- Куцакова Л. «К новым технологиям по художественному интеллектуальному развитию детей»., М, 1997.
- Кравцова Е. Е. «Разбудите в ребенке волшебника».
- Лекции Сидорчук Т. А. «Технологическое обучение дошкольников умению решать задачи творческого характера».
- Страунинг А. М. «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности». Обнинск, 1990.
- Мелик - Пашаев А.А., Новлянская З. Н. «Ступеньки к творчеству», М.: Искусство, 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование чувства толлерантности у детей дошкольного возраста в ДОУ
В учебно-методическом материале представлена система работы по формированию чувства толлерантности у детей дошкольного возраста. Материал адресован музыкальным руководителям и воспитателям...
Формирование чувства цвета у детей дошкольного возраста
Презентация опыта работы...
Формирование чувства цвета у детей раннего возраста через проектную деятельность
Данная статья посвящена знакомству детей раннего возраста с основными эталонами цвета, путем обучения при помощи сенсорного восприятия через проектную деятельность. Цветовосприятие - это один из эта...
Консультация "Формирование чувства цвета у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"
Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического развития, раскрывающего детям законы красоты, окружающего мира....
Доклад из опыта работы "Формирование чувства цвета у детей дошкольного возраста"
Все начинается с детства… Природа с рождения дарит нам чувство красоты окружающего мира.Но как понять красоту? Что тако...
"Формирование чувства цвета у детей дошкольного возраста"
Презентация из опыта работы...