Перспективный план наблюдений с дошкольниками.
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме
НАБЛЮДЕНИЯ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД.
См. Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» №33
О.В.Дыбина и др. «Неизведанное рядом» №34
РАЗДЕЛ | №п/п, ТЕМА | ЦЕЛЬ | ДАТА | ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА |
ЖИВАЯ ПРИРОДА | 1. Зимние забавы. С. 67 | Закрепить знания детей о назначении зимних построек. Повторить правила поведения на прогулке.. |
| «Назови много» - закрепить виды деятельности зимой на улице.. |
2. Зимующие птицы. С.62. | Закрепить знания детей о зимующих птицах. Сформировать желание заботиться о живых существах. |
| «Нарисуй снежинку»-развитие мелкой моторики рук. | |
3. Где, чей след. С. 71. | Развивать внимательность, вызвать интерес к окружающему, научить различать следы птиц и зверей по форме. |
| «Узнай чей след»-закрепить названия животных и птиц. | |
4. Наблюдаем за птицами. Стр. 31 | Закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие и перелётные птицы, обьяснить, в чём их различия. |
| «Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова. | |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | 5. Наблюдаем за солнцем. Стр.41 | Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность» дня, холодное солнце. |
| «Ласковые слова»-образовывать существительные, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. |
6. Наблюдаем за небом и облаками, морозе. Стр.51 | Продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча», закрепить знания о «морозе» |
| «На что похоже облако?»- развивать воображение, фантазию. | |
7. Наблюдаем за ветром. Стр.43 | Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра. Познакомить с таким понятием как метель и вьюга |
| «Какой ветер?»- подбор относительных прилагательных. | |
8. Наблюдаем за снегом. Стр.45 | Познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением – снегопадом. Уточнить название и различия осадков(осень-зима). |
| «Придумай предложение»- научить составлять предложения с заданным словом. | |
9. знакомимся со свойствами льда. Стр.50 | Познакомить с сезонным явлением – гололёдом, со свойствами льда. |
| «Выложи сам»- развитие мелкой моторики рук. | |
ЧЕЛОВЕК | 10. Наблюдаем за работой дворника. Стр. 54 | Знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться. |
| «Что делает?»- упражнять в подборе глаголов к слову «дворник». |
11. как стали одеваться люди. С.75. | Знакомить детей с сезонными изменениями внешности людей. Учить делать умозаключения, опираясь на увиденные данные. |
| «Чья, чей, чьё?»- закрепить словообразование в различных родах. | |
12. Мы- на прогулке (самонаблюдение). | Познакомить с индивидуальными особенностями каждого человека. Учить принимать и понимать людей, уметь договариваться. |
| «Назови ласково»- образование существительных, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. | |
13. Изучаем транспорт. Стр.34 | Научить различать и называть виды общественного транспорта. Соблюдать правила дорожного движения. Различать основные части машин. |
| «Как гудит машина?»- отработка силы, громкости голоса. | |
14. Наблюдаем за животными. С. 73. | Познакомить с особенностями поведения собак. Уточнить, как называются детёныши собак. Воспитывать доброе отношение к животным. |
| «Мы не скажем, а покажем»- развитие двигательной импровизации. | |
Опыты, Эксперименты. | Замерзание жидкости. (стр.141)
Световой луч.(стр. 91)
Уличные тени.(стр.90) | -Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания этих жидкостей. - познакомить с тем, как можно увидеть луч света. - помочь понять как образуется тень, её зависимость от источника света. |
|
|
НАБЛЮДЕНИЯ В ОСЕННИЙ ПЕРИОД.
См. Л.А.Уланова, С.О.Иордан
«Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет»
РАЗДЕЛ | №п/п, ТЕМА | ЦЕЛЬ | ДАТА | ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА |
ЖИВАЯ ПРИРОДА | 1. Знакомимся с осенними «дарами». Стр.9 | Закрепить знания детей о растительном мире, уточнить, что где растёт. |
| «Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова: овощи, фрукты, цветы, ягоды. |
2. Многообразие осенних листьев. Понятие -«листопад». Стр.6 | Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть понятие – «листопад» |
| «Составь узор из листьев»-развитие мелкой моторики рук. | |
3. Осенние деревья. Стр.19 | Продолжать знакомить детей с названиями деревьев– тополь, берёза, сосна... Закрепить понятия «высокий-низкий», «короткий-длинный»… Уточнить понятие «дерево – куст», уметь отличать, обосновывая. |
| «Узнай дерево по листочку»-закрепить названия деревьев. | |
4. Наблюдаем за насекомыми. | Учить устанавливать связь между временем года и поведением насекомых. Продолжать закреплять названия насекомых. |
| «Хорошо-плохо», закрепить пользу и вред насекомых. | |
5. Наблюдаем за птицами. Стр. 31 | Закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие и перелётные птицы, обьяснить, в чём их различия. |
| «Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова. | |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | 6. Наблюдаем за солнцем. Стр.13 | Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность» дня. |
| «Ласковые слова»-образовывать существительные, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. |
7. Наблюдаем за небом и облаками. Стр.15 | Продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча». |
| «На что похоже облако?»- развивать воображение, фантазию. | |
8. Наблюдаем за ветром. Стр.17 | Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра. |
| «Какой ветер?»- подбор относительных прилагательных. | |
9. Наблюдаем за дождливой погодой. Стр.22 | Познакомить с особенностями поздней осени - дождливой погодой. Уточнить название и различия осадков. |
| «Придумай предложение»- научить составлять предложения с заданным словом. | |
10. Первый снег. Стр.37 | Закрепить знание признаков поздней осени. Уточнить, почему тает первый снег. |
| «Выложи сам»- развитие мелкой моторики рук. | |
ЧЕЛОВЕК | 11. Наблюдаем за работой дворника. Стр. 24 | Знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться. |
| «Что делает?»- упражнять в подборе глаголов к слову «дворник». |
12. Наблюдаем за прохожими. | Знакомить детей с сезонными изменениями внешности людей. Учить делать умозаключения, опираясь на увиденные данные. |
| «Чья, чей, чьё?»- закрепить словообразование в различных родах. | |
13. Мы- на прогулке (самонаблюдение). | Познакомить с индивидуальными особенностями каждого человека. Учить принимать и понимать людей, уметь договариваться. |
| «Назови ласково»- образование существительных, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. | |
14. Изучаем транспорт. Стр.34 | Научить различать и называть виды общественного транспорта. Соблюдать правила дорожного движения. Различать основные части машин. |
| «Как гудит машина?»- отработка силы, громкости голоса. | |
15. Труд в огороде. | Познакомить с разнообразием сельскохозяйственных работ. Учить называть действие. Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться. |
| «Мы не скажем, а покажем»- развитие двигательной импровизации. | |
Опыты, Эксперименты. | См. О.В. Дыбина… «Неизведанное рядом»Запасливые стебли (стр. 69)
Почему цветы осенью вянут? (стр.61)
Что есть в почве? (стр.75) Что быстрее? (стр.87)
Замерзание жидкости. (стр.141) | -Выявить, как стебли(стволы) могут накапливать влагу и сохранять её долгое время. -Установить зависимость роста растений от сезона. -Установить зависимость факторов неживой природы от живой. -Обнаружить атмосферное давление. -Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания этих жидкостей. |
|
|
НАБЛЮДЕНИЯ В ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД.
См. Л.А.Уланова, С.О.Иордан
«Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет»
РАЗДЕЛ | №п/п, ТЕМА | ЦЕЛЬ | ДАТА | ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА |
ЖИВАЯ ПРИРОДА | 1. Знакомимся с весенними приметами. | Закрепить знания детей о растительном мире, уточнить, что значит «просыпается природа». |
| «Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова: виды птиц, домашних и диких животных. |
2. Многообразие весенних листьев. Понятие -«почка». | Показать детям многообразие красок весны. Раскрыть понятие – «почка». Учить долговременному наблюдению за появлением первых листочков на деревьях, отмечать ежедневные изменения. |
| «Составь узор из шишек и палочек»-развитие мелкой моторики рук. | |
3. Весенние деревья. | Продолжать знакомить детей с названиями деревьев– тополь, берёза, сосна... Закрепить понятия «высокий-низкий», «короткий-длинный»… Уточнить понятие «дерево – куст», уметь отличать, обосновывая. |
| «Узнай дерево по коре»-закрепить названия деревьев на участке. | |
4. Наблюдаем за насекомыми. | Учить устанавливать связь между временем года и поведением насекомых. Продолжать закреплять названия насекомых. |
| «Хорошо-плохо», закрепить положительные и отрицательные стороны весны. | |
5. Наблюдаем за птицами.
| Закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие и перелётные птицы, обьяснить, в чём их различия. |
| «Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова. | |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | 6. Наблюдаем за солнцем. | Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность» дня. |
| «Ласковые слова»-образовывать существительные, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. |
7. Наблюдаем за небом и облаками. | Продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча». |
| «На что похоже облако?»- развивать воображение, фантазию. | |
8. Наблюдаем за ветром. | Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Самостоятельно (детьми) определять силу ветра. |
| «Какой ветер?»- подбор относительных прилагательных. | |
9. Наблюдаем за дождливой и снежной (утренние морозцы) погодой. | Познакомить с особенностями ранней весны – иногда по утрам морозной, а днём теплой с ярким солнцем, бывает дождливой погодой. Уточнить название и различия осадков. |
| «Придумай предложение»- научить составлять предложения с заданным словом. | |
10. Сосульки. | Закрепить знание признаков весны. Уточнить, почему тает снег и «плачут» сосульки. |
| «Выложи сам»- развитие мелкой моторики рук. | |
ЧЕЛОВЕК | 11. Наблюдаем за работой дворника. | Знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться. Проследить и выделить отличительные особенности «зимних» и «весенних» орудий труда. |
| «Что делает?»- упражнять в подборе глаголов к слову «дворник». |
12. Наблюдаем за прохожими. | Знакомить детей с сезонными изменениями внешности людей. Учить делать умозаключения, опираясь на увиденные данные. |
| «Чья, чей, чьё?»- закрепить словообразование в различных родах. | |
13. Мы- на прогулке (самонаблюдение). | Продолжать знакомить с индивидуальными особенностями каждого человека. Учить принимать и понимать людей, уметь договариваться. |
| «Назови ласково»- образование существительных, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. | |
14. Изучаем транспорт. | Самостоятельно различать и называть виды общественного транспорта. Соблюдать правила дорожного движения. Различать основные части машин. |
| «Как гудит машина?»- отработка силы, громкости голоса. | |
15. Труд в огороде весной. | Познакомить с разнообразием сельскохозяйственных работ. Учить называть действие. Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться. |
| «Мы не скажем, а покажем»- развитие двигательной импровизации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ВРЕМЕНА ГОДА
Перспективный план наблюдений на прогулке в старшей группе...
Перспективный план наблюдения за живой и не живой природой во время прогулки в средней группе
Перспективный план за наблюдением живой и не живой природой во время прогулки по сезонам....
Перспективный план наблюдения за неживой природой на год
Перспективный план наблюдения за неживой природой...
Перспективный план наблюдений "Белая береза" для детей 5-6 лет
Экологическое образование детей дошкольного возраста...
Перспективный план наблюдений на прогулке.
В плане представлены темы наблюдений за живой и неживой природой на прогулке....
Перспективный план наблюдений на экологической тропе в средней группе
Перспективный план наблюдений на экологической тропе в средней группе...
Перспективные планы наблюдения за комнатными растениями во 2-ой младшей группе
Материал предназначен для педагогов ДОУ...