Перспективный план наблюдений "Белая береза" для детей 5-6 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Экологическое образование детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belaya_bereza.docx42.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Белая  берёза»

Перспективный  план  работы  с  детьми  старшего  возраста (5 – 6  лет)

Задачи.        

- На  примере  дерева  показать  сезонные  изменения  в  природе;  взаимосвязь  растений  с  окружающей  средой.

- Взаимосвязь  живых  организмов  с  окружающей  средой

- Организовать  работу  так,  чтобы  каждый  ребёнок  участвовал  в  ней  с  желанием,  проявляя  инициативу.

- Развивать  естественный  интерес  к  природе,  любознательность,  фантазию,  видеть  необыкновенное  в  повседневной  жизни.

Осень.    Наблюдение  1.  Что есть  у  берёзы?

Программное  содержание:  Выяснить  ,  что  дети  знают  о  деревьях  вообще  и  о  берёзе  в  частности.  Углубить  интерес  к  берёзе,  подвести  к  мысли,  что  берёзе  хочется  дружить  с  людьми.

Наблюдение  2.   Кора  берёзы.

Программное  содержание:  Учить  определять  возраст  берёзы  по  коре,  дать  представление  о  том,  что  старое  дерево  тоже  растёт,  то  есть  появляются  новые  веточки,  кора  у  них  молодая,  тонкая,  гибкая,  нежная  в  отличие  от  коры  старого  дерева.  Как  вы  думаете:  кора  защищает  только  ствол  дерева?( Нет,  и   ве тки)  По  коре  можно  определить  возраст  дерева:  чем  оно  старше,  тем  кора  толще,  твёрже.  Как  определить,  что  дерево  болеет?  (Листья  вянут,  кора  трескается.)  А  от  чего  деревья  болеют?  (На  коре  поселились  вредные  насекомые.)  Посмотрите  на  обратную  сторону  коры,  найдите  ходы,  проделанные  вредителями.  На  Руси  всегда  любили  белоствольную  красавицу  берёзу.  Её  называли  деревом  счастья.

Наблюдение  3.  Падают,  падают  листья…

Программное  содержание:  Показать  связь  деревьев  с  окружающей  средой.  Осенью  дни  становятся  короче  и  холоднее – происходят  изменения  в  жизни  дерева6  желтеют  листья,  сначала  наверху.  Порывистый  ветер,  налетая  на  дерево,  гнёт  его,  треплет  ветви,  срывает  листья  (золотыми  монетами  блестят  на  голых  сучьях  последние  листья  берёзы).

Наблюдение  4.  Чем  питается  берёза?

Программное  содержание:  Дать  представление  о  том,  что  в  природе  всё  взаимосвязано.  Листья  растут  на  дереве,  которые  «добывают  еду»  из  почвы.  Осенью  листья  опадают,  снова  возвращаются  в  почву  и  уже  сами  «кормят»  её:  листья  перегнивают – почва  становится  богаче  и  весной  снова  может  кормить  растения,  на  которых  появляются  новые  листья,  и  т.д.  Помогают  превращению  листьев  в  почву  подземные  жители,  например  дождевые  черви.  В  группе  сделать  модель  дерева.

Наблюдение  5.  Как  берёза  готовится  к  зиме?

Программное  содержание: Углублять  представление  о  природе  как  системе,  в  которой  всё  «продумано  до  мелочей».  Как  вы  думаете  у  берёзы  могут  быть  тайны?  Какое  у  неё  сегодня  настроение?  Наверно,  ей  грустно,  ведь  скоро  зима.  Давайте  обнимем  её,  погладим  и  скажем:  «Не  грусти,  Беляночка!  Мы  тебе  сказку  расскажем».  Помните,  в  известной  вам  сказке  Как  коза  избушку  построила»  берёзка  качнула  веткой  и  сказала:  «Я  твоих  козляток  от  зноя  уберегу,  от  дождика  спрячу,  от  ветра  укрою,  строй  подо  мной  избушку».  (Дети  по  аналогии  сочиняют  сказку).

Наблюдение  6.  Из  истории  использования  берёзы.

Программное  содержание:  Познакомить  с  тем,  как  берёзу  использовали  в  древности.  Рассказать  о  том,  что  наши  предки  берёзовой  лучиной  освещали  дома,  соком  берёзы  лечили  больных,  колёса  телеги  смазывали  дёгтем,  который  делали  из  берёзы,  из  неё  же  мастерили  игрушки,  деревянные  скульптуры,  ложки,  из  бересты – туески  (в  них  носили  воду,  квас),  лукошки  для  ягод  и  грибов,  на  бересте  писали.  Ныне  берёзу  используют  в  строительстве,  из  неё  делают  мебель,  фанеру,  лыжи,  из  листьев – жёлтую  и  зелёную  краску,  из  почек – лекарства.

Зима.  Наблюдение  1.  Первый  снег.

Программное  содержание: Учить  видеть  в  засыпанных  снегом  берёзах.  Бывают  зимой  такие  дни:  выйдешь  на  улицу  и  замрёшь  от  восхищения – берёзки  в  белоснежных  шубах,  ветви  под  их  тяжестью  гнуться,  стволы  напоминают  сказочных  животных,  человечков…Настоящая  снежная  сказка!  В  такие  мгновения  вспоминаются  стихи  С.  Есенина:  «Белая  берёза».  В  снежных  уборах  можно  увидеть  медведя,  черепаху,  гнома,  сказочных  птиц,  дома.  Настроить  детей  чтобы  они  об  этом  рассказали  дома:  маме,  папе.  Внести  изменения  в  модели  дерева.

Наблюдение  2.  Новый  год.

Программное  содержание:  Продолжать  воспитывать  чувство  ответственности  за  «тех,  кого  приручили»,  в  нашем  случае – за  берёзу,  учить  передавать  свои  впечатления  о  природе  в  рассказах  и  рисунках.  Предложить  детям  придумать  рассказ  и  нарисовать  в  дневнике  наблюдений  «портрет»  Беляночки  зимой.

Наблюдение  3.  Оттепель.

Программное  содержание:  Продолжать  учить  определять  настроение  берёзы,  развивать  воображение.  Какое  настроение  у  берёзки?  Она  шепчет:  «Как  бы  мне  хотелось  станцевать  для  вас».  Как  вы  думаете  как  могла  бы  ходить  берёзка – тяжёлой  поступью  или  лёгким  шагом?  (Дети  изображают  и  объясняют).

Наблюдение  4.  Ясная,  солнечная  погода.

Программное  содержание:  Показать  детям,  что  художники  широко  используют  образ  берёзы  в  своём  творчестве.  Показать  детям  картины  И.  Левитана  («Весна.  Большая  вода».  «Золотая  осень»),  К.  Юона  («Мартовское  солнце»),  И.  Грабаря  («Февральская  лазурь»),  И.  Шишкина  («Лесная  глушь»),  А.  Рылова  («Осень  на  реке  Тесна»)  и  др.  Обратить  внимание  на  то  что  «героем  многих  пейзажей  является  «наша  родная  и  любимая  берёзка».

Наблюдение  5.  Почему  нет  листьев  зимой?

Программное  содержание:  Дать  представление  о взаимосвязи  дерева  с  объектами  живой  и  не  живой  природы:  воздухом,  водой,  светом,  теплом,  почвой,  ночными  животными,  птицами.  Зимой  деревья  не  питаются,  не  растут – они  погружаются  в  глубокий  сон.  А  от  холода  деревья  защищает  пробковая  ткань – она  не  пропускает  наружу  ни  воды,  ни  воздуха.  Летом  деревья  откладывают  слой  пробки  под  кожицей  ствола  и  веток:  чем  старше  дерево,  тем  толще  пробковый  слой,  поэтому  старые  деревья  легче  переносят  морозы.

Наблюдение  6.  Метель.

Программное  содержание:  Углублять  представление  о  взаимосвязи  дерева  и  объектов  живой  природы,  в  том  числе  птиц.  С  детьми  сделать  кормушку  и  повесить  на  берёзу.  К  ней  то  и  дело  подлетают  птицы:  зимой  им  голодно,  а  весной  и  летом  они  помогают  дереву  спастись  от  вредителей.  После  прогулки  в  дневнике  наблюдений  нарисовать  кормушку  и  прилетевших  к  ней  птиц,  а  также  изобразить  берёзу  в  метель.  Детей  спросить:  что  помогает  дереву  устоять  во  время  урагана?  (Корни,  они  находятся  в  земле  и удерживают  дерево  от  падения).

Весна.  Наблюдение  1.  Что  нужно  нашему  дереву?

Программное  содержание:  Углубить  представление  о  взаимосвязи  живой  и  не  живой  природы  и  о  факторах,  которые  влияют  на  жизнедеятельность  берёзы.  В  беседах  с  детьми  уточнить  следующее.  Дерево  не  может  жить  без  снега.  Свет,  как  художник,  окрашивает  листья  в  зелёный  цвет.  Любит  ли  наша  берёза  свет?  Она  растёт  на  открытом  или  затенённом  месте?  Дерево  не  может  жить  и  без  тепла.  От  количества  тепла  зависит  начало  появления  листьев  на  дереве.  Зимой  холодно,  поэтому  листьев  нет.  Деревья  пьют  воду,  как  и  люди.  Воду  дерево  получает  с  дождём,  с  талой  водой,  «пьёт»  её  из  земли – почвы.  Деревья  как  и  мы,  должны  дышать.  Дышат  они  через  маленькие  отверстия  на  листьях,  такие  маленькие,  что  они  не  заметны.  Деревьям  нужен  чистый  воздух:  от  грязного  они  погибают.  В  то  же  время  сами  деревья  очищают  воздух,  делают  его  пригодным  для  человека  и  других  животных  существ.  Птицы  также  нужны  дереву:  они  поедают  различных  насекомых,  которые  могут  причинить  дереву  вред.  Ветер  переносит  семена  берёзы.  Дождевые  черви  участвуют  в  образовании  почвы.  «пропускают»  через  себя  комочки  земли,  сухие  листья,  рыхлят  почву.  Делают  её  пригодной  для  развития  растений.

Наблюдение  2.  «Ещё  в  полях  белеет  снег…»

Программное  содержание:  Учить  замечать  малейшее  изменения  в  природе  и  их  влияние  на  состояние  берёзы.  Рассказать  историю  Беляночки  и  предложить  детям  сочинить  рассказ  о  ней,  о  том,  какие  изменения  происходят  с  ней  в  начале  весны.  В  дневнике  наблюдений  целесообразно  нарисовать  инструменты  ухода  за  деревом:  лопату,  лейку,  грабли.

Наблюдение  3.  Берёзовые  почки.

Программное  содержание:  Дать  представление  о  том,  что  у  каждого  дерева  почки  особые,  отличаются  от  других.  Оживают  деревья.  Их  соки,  согретые  тёплым  весенним  солнышком,  поднимаются  от  корней  к  набухшим  почкам.  У  одних  деревьев  они  круглые,  у  других – продолговатые:  у  одних – мелкие,  у  других – крупные.  У  всех  деревьев  есть  почки,  и  все  они  разные.  У  берёзы  почки  мелкие  и  продолговатые  (сравнить  берёзовые  почки  с  почками  других  деревьев).

Наблюдение  4.  Берёзовый  сок.

Программное  содержание:  Формировать  представление  о  сходстве  процессов  в  организме  человека  и  растения.  Углублять  бережное  отношение  к  растительному  миру.  Продолжать  учить  делать  простейшие  умозаключения,  имитировать  характерные  движения  деревьев.  У  людей  по  сосудам  движется  кровь,  помогает  ей  в  этом  сердце.  У  деревьев  есть  что-то  крови – это  сок:  он  движется  по  стволу  и  помогает  дереву  расти,  быть  здоровым.  Приходилось  ли  детям  наблюдать  весенний  сбор  сока?  Что  будет  с  человеком,  если  вся  кровь  вытечет?  Значит,  нельзя  отбирать  у  дерева  весь  сок:  оно  может  погибнуть.  Летом,  когда  солнышко  пригревает,  сок  в  дереве  течёт  быстро-быстро.  (Несколько  минут  дети  активно  двигаются – сердцебиение  учащается)  Также  быстро  течёт  кровь  по  венам.  Наступает  осень:  деревья  меняют  наряд,  а  люди  одежду.  Солнышко  греет  всё  меньше  и  меньше – сок  движется  по  стволу  берёзы  всё  медленнее  и медленнее.  Наступает  зима,  берёза  сбрасывает  листья  и  засыпает  (под  спокойную  музыку  дети  1-2  минуты  сидят  с  закрытыми  глазами,  дышат  глубоко  и  спокойно – сердце  бьётся  тихо,  спокойно).  И  сок  в  берёзе  течёт  медленно.

Наблюдение  5.  Берёза  цветёт.

Программное  содержание:  Дать  представление  о  том,  что  такое  семена:  показать,  как  берёза  цветёт,  сказать,  что  в  конце  лета  у  неё  появляются  семена,  из  которых  в  последствии  вырастают  молодые  берёзки.  В  мае  берёза  зацветает:  на  одних  деревьях  появляются  серёжки  жёлтые,  а  на  других  зеленоватые.  Ветер  подхватывает  золотистую  пыльцу  с  жёлтых  серёжек  и  переносит  её  на  зелёные.  К  концу  лета  появляются  крылатые  семена.  Они  падают  на  землю,  и  в  последствии  из  них  вырастают  молоденькие  берёзы.

Наблюдения  6.  Лист  зеленеет  молодой.

Программное  содержание:  Обратить  внимания  на  весенние  ароматы  (пахнет  корою  берёзы),  на  яркое  солнечное  освещение,  на  свежую  зелень  молодой  листвы.  Светло  и  празднично  весной  около  берёз.  Они  нарядились  в  белые  нарядные  сарафаны:  сбросили  потрескавшийся  за  зиму  верхней  слой  бересты,  побелели,  кора  их  стала  гладкой,  шелковистой.  На  белой  бересте  чётко  выделяются  тёмные  чёрточки  и  полоски,  через  которые  берёза  дышит:  в  жару  они  открываются  и  пропускают  воздух  к  корням.  Старые  берёзы – высокие,  стволы  у  них  в  низу  тёмные,  покрытые  толстой,  грубой,  морщинистой  корой,  а  вверху  более  светлые,  серебристо – белые.  Зелёные  ветви  струятся  по  ветру,  словно  девичьи  косы.  Едва  повеет  теплом,  как  берёза  окутается  легким  прозрачным  изумрудно-зеленым  облачком.

Лето.  Наблюдение  1.  Нагревается  ли  ствол  березы  в  жаркую  погоду.

Программное  содержание:  Побудить  детей  найти  ответ  на  вопрос:  «Почему  ствол  березы  не  нагревается  в  жаркую  погоду?»  В  коре  березы  есть  особое  вещество  бетулин.  Он  окрашивает  кору  в  белый  цвет.  Он  отражает  солнечные  лучи.  Вот  и  остается  ствол  у  березы  прохладным.

Наблюдение  2.  Какие  животные  и  насекомые  живут  рядом  с  березой?

Программное  содержание:  Обсудить  с  детьми,  кто  живет  под  березой  и  на  березе.  Лесные  обитатели  с  удовольствием  пьют  березовый  сок.  Так,  дятел,  пробив  отверстие  в  коре  крепким  клювом,  лакомится  живительной  влагой.  Улетит  дятел – слетятся  к  березе  синицы,  зяблики,  малиновки.  Любят  сладкий  березовый  сок  медведь,  глухарь,  муравьи,  бабочки – лимонницы,  крапивницы.

Наблюдение  3.  Какие  грибы  растут  под  березой?

Программное  содержание:  Дать  представление  о  березовой  роще  и  подберезовике,  об  их  взаимосвязи.  Как  называется  место  где  растет  много  берез ?  (Березовая  роща).  Предложить  поискать  грибы.  Как  вы  думаете,  как  называется  этот  гриб?  (Подберезовик).  Этот  гриб  можно  найти  не  только  под  березой,  но  чаще  он  растет  под  этим  деревом.

Наблюдение  4.  Развитие  семейных  традиций.

Программное  содержание:  Развивать  семейные  традиции,  совместную  деятельность  детей  и  родителей.  Поздоровавшись  и  поговорив  с  березкой,  дети  делятся  с  родителями  своими  знаниями  о  березе,  о  том,  что  она  нуждается  в  уходе.  Родители  рассказывают  о  том,  что  у  них  тоже  есть  деревья,  которые  имеют  большое  значение  в  их  жизни  (например,  посадили  в  честь  каких-то  семейных  событий).  Подготовить  фотовыставку  о  деревьях.

Наблюдение  5.  Семена.

Программное  содержание:  Рассказать  о  взаимосвязи  всех  процессов,  происходящих  с  березой.  Обобщить  имеющиеся  знания  о  жизненном  цикле  дерева.  Побудить  к  разговору  о  березе,  используя  ласковые  слова.

Наблюдения  6.  Листья  начинают  желтеть

Программное  содержание:  Полюбоваться  красотой  березы  после  дождя;  понаблюдать  за  цветом  листьев  (начинают  желтеть).                                          

                    Литература:  Н. А. Рыжова  «Экологический  проект  «Здравствуй,  дерево!»»;  Г. А. Шорыгина  «Деревья,  какие  они?»;  Н. А. Рыжова  «Экологическое  образование  родителей».      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план «Развитие у детей умений и навыков познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром, образовательная область «Познание». Для детей подготовительной к школе группы.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственном и нравственномуровне, в сравнении ...

Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с родным краем.

Перспективный план разработан для ознакомления детей с родным городом. Он поможет распределить работу по месяцам и систематизировать свою работу....

Перспективный план по ознакомлению детей с живописью в средней группе

Данный материал поможет воспитателям планомерно знакомить детей средней группы с живописью. План основан на материалах программы "Детство". Основываясь на данном материале, ознакомление детей с живопи...

Перспективный план по обучению детей ПДД в подготовительной группе.

Перспективный  план  по  обучению  детей  подготовительной  группы  ПДД включает  в  себя  различные  формы  работы  с  детьми....

Перспективный план по ознакомлению детей средней группы с дидактическими играми

ЗадачиПервоначальное диагностическое обследование1.Сравнение количества предметов2.Свойства предметов: цвет, форма, размер. Сравнение предметов по величине.Ориентировка в пространстве по отношени...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...