Система формирования здорового образа жизни у детей в образовательном учреждении
материал по теме
Представлен опыт работы о системе формирования здорового образа жизни у детей в отдельно взятом образовательном учреждении
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №125
Система формирования здорового образа жизни у детей в образовательном учреждении
(из опыта работы)
Введение
Каждый сегодня знает, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества.
В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция ухудшения здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Поэтому одной из главных стратегических задач развития страны является формирование здоровой нации. В нормативных документах нашего государства подчеркивается необходимость создания условий для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Одним из направлений реализации нового государственного образовательного стандарта является формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь ДОУ) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Дошкольное учреждение является первым звеном непрерывного валеологического образования и предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гумманизации, динамичности и открытости.
Фурсенко А.А. одобрил Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Согласно данному приказу содержание образовательной области «Здоровье» должно быть направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
1) сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) воспитание культурно-гигиенических навыков;
3) формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования педагогам дошкольного образования необходимо строить работу, направленную на формирование представлений у детей о здоровом образе жизни. Он должен включать в себя 5 направлений, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и направлены на воспитание здорового образа жизни у детей и их родителей:
- воспитательно-оздоровительная направленность образовательного процесса;
- физическое развитие и оздоровление детей;
- лечебно-профилактическая работа;
- обеспечение психологического благополучия детей;
- взаимодействие с семьей.
Нам, как педагогам дошкольного образования, более значимым представляется работа по двум направлениям формирования представлений у детей о здоровом образе жизни.
Воспитательно-оздоровительная направленность образовательного процесса. Данная работа включает в себя: 1) уроки здоровья (см. приложение №1); 2) составление на год перспективного плана работы по ОБЖ (см. приложение №2); 3)помощь воспитателям в подборке материала и созданию картотек (текстов стихов и загадок по ОБЖ, физкультминуток, комплексов гимнастик после сна, дыхательных, для глаз). 4) т.к. концепция дошкольного воспитания гласит: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности воспитания и обучения детей. Важнейшим условием данного направления образовательного процесса является работа с родителями, заключающаяся в установлении доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей в данном вопросе.
Уроки здоровья для детей 4-5 лет направлены на знание детьми:
- значение органов и частей тела в организме человека;
- значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
- о пользе и вреде микроорганизмов;
- о полезных и вредных привычках;
- о значении и правилах пользования электроприборами;
- простейшее медицинское оборудование;
- правила дорожного движения;
- правила безопасного поведения на природе, на воде;
- свойства лекарств.
А также овладение детьми следующими умениями:
- совершать гигиенические процедуры самостоятельно;
- заботиться о себе и об окружающих;
- отличать съедобные грибы от ядовитых;
- использовать дорожные знаки для собственной безопасности;
- соблюдать правила поведения в общественном транспорте;
- аккуратно обращаться с животными;
- избегать опасных ситуаций, убирать на место режущие и колющие предметы.
Помощь воспитателям заключается в:
- предоставлении специализированной литературы, изучив которую, воспитатель готовит для дальнейшей своей работы картотеки текстов стихов и загадок по ОБЖ и здоровью, физкультминуток, комплексов гимнастик после сна, дыхательных, гимнастик для глаз;
- взаимодействие со специалистами (инструктор по физической культуре, педагог-психолог, педагог-логопед, старшая медсестра) по вопросу формирования здорового образа жизни;
Родители являются первыми помощниками педагогов. Для работы с родителями в направлении формирования здорового образа жизни , необходимо придерживаться следующих задач:
- повышение педагогической культуры родителей;
- включение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- формирование личности ребенка и индивидуальная работа;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
Для этого можно использовать следующие формы работы:
- проведение родительских собраний, консультаций
- педагогические беседы с родителями по проблемам (индивидуальные и групповые)
- дни открытых дверей
- экскурсии по детскому саду для вновь прибывших
- показ открытых занятий для родителей
- совместная деятельность детей и родителей (разнообразные спортивные соревнования, выставки, фотоконкурсы, туристические походы, экскурсии, озеленение территории детского сада)
- консультации с привлечением специалистов детского сада
- проведение дней здоровья
Для успешной работы с родителями можно использовать разнообразные методы: анкеты для родителей, беседы с родителями, беседы с ребенком, изучение традиций семьи, изучение медицинских показателей ребенка.
С целью улучшения профилактической работы можно провести цикл бесед и консультаций на тему:
- «Профилактика ОРЗ»,
- «Закаливающие процедуры в домашних условиях»
- «Значение режимных моментов для здоровья ребенка»
- «Поговорим о питании»
- «Профилактика глистных заболеваний у детей и ротовирусных инфекций»
- «Воспитание культурно-гигиенических навыков»
- «Игры и упражнения с детьми на воздухе»
- «здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка»
Таким образом, родители будут знать:
- основные направления деятельности ДОУ по формированию представлений детей о здоровом образе жизни.
А также родители будут уметь:
- обучать детей простейшим умениям по сохранению и укреплению здоровья (соблюдать режим дня, выполнять гигиенические и закаливающие процедуры, организовывать двигательную активность и т.д.).
Как показывает практика, большинство детей дошкольного возраста затрудняются самостоятельно дать ответ на вопрос о том, что такое здоровье и здоровый образ жизни, не проявляют ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Достаточно редко наблюдаются самостоятельные действия воспитанников по сохранению и укреплению своего здоровья. Это связано, на наш взгляд, с тем, что проблеме здоровьесбережения уделяется недостаточно внимания не только в рамках образовательного процесса в ДОУ, но и в семье. Безответственные действия родителей по отношению к здоровью своего ребёнка, которые проявляются в том, что детей с признаками ОРЗ, ОРВИ приводят в группу, порождает такое же безответственное отношение детей к своему собственному здоровью.
Таким образом, мы видим реальную необходимость в организации работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников учреждений дошкольного образования. Ссылаясь на исследования ВОЗ о том, что здоровье на 50% зависит от собственных усилий человека, считаем целесообразным акцентировать внимание педагогов на данной проблеме, ведь одной из целей нашего (воспитателей и родителей) воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование убеждений и привычек к здоровому образу жизни.
Заключение
В своей работе мы осветили два направления по формированию представлений у детей о здоровом образе жизни: воспитательно-оздоровительная направленность образовательного и взаимодействие с семьей. Но это только два направления из современных педагогических технологий по здоровьесбережению. Занятия (уроки здоровья) относятся к технологии обучения здоровому образу жизни, также из этого раздела вне занятий можно использовать: коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж ; воспитатели на занятиях могут использовать не только физкультминутки, гимнастики для глаз, дыхательные гимнастики, относящиеся к технологии сохранения и стимулирования здоровья, но и но и другие виды технологий из этого раздела: релаксация, гимнастика пальчиковая, подвижные и спортивные игры и др. Также при желании воспитатели совместно со специалистами могут использовать коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика.
Очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Таким образом, применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
В приложении представлены: перспективное планирование занятий (уроков здоровья) в средней группе (приложение №1), тематический план совместной деятельности педагога с детьми по ОБЖ (приложение №2).
Список литературы
1. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Я, ты, мы» Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. Москва «Просвещение» 2004
2. Зровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Модели программ, рекомендации, разработки занятий. Авторы-составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская, кандидат психологических наук. Волгоград
3. И. Кулик Н. Н. Сергиенко Школа здорового человека: Программа для ДОУ. Творческий центр Сфера Москва 2010
4. В. Гаврючина Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. Творческий центр Сфера Москва 2008
5. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002
6. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группа. / Сост. Л.Б. Поддубная. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007
7. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками. / Авт. сост. М.С. Коган, - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008
Приложения
Приложение №1
Перспективное планирование занятий в средней группе
О к т я б р ь | |||
Тема | Внешнее строение человека | ||
Цель | Обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов, сформировать представление о том, что каждая часть тела человека и каждый орган имеют большое значение для него. | ||
Методы обучения | Рассказ, бесед, самонаблюдение, логические рассуждения. | ||
Литература | 1. Автор А.И. Иванова Естественнонаучное наблюдение и эксперименты в детском саду. 2. Программа «Развитие» Автор Вагнер. | ||
Занятие № 1 | Дифференция «часть тела» и «орган». Знакомство с условным изображением строения человеческого тела. | ||
Занятие № 2 | Формирование и развитие представлений о своем теле (опорно-двигательная система) | ||
Н о я б р ь | |||
Тема | «Если хочешь быть здоровым» | ||
Занятие 3 Цель | Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление каждого ребенка. Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих безопасность их жизни. Учить детей составлять небольшие загадки, развивая творческие способности детей. | ||
Методы обучения | Чтение стихотворения о враче. Беседа по теме. Физкультминута. Игра «Полезно-вредно». Загадывание загадок. Советы. Выводы. | ||
Литература | «Уроки Айболита» К.Г. Зайцев, «Мое тело» А. Пиль. | ||
Рекомендации родителям | Личный пример. Консультация «В здоровом теле здоровый дух» | ||
Де к а б р ь | |||
Занятие 4 Тема | Что такое режим дня | ||
Цель | Объяснить детям, что задает правильный ритм нашей жизни. Сформировать представление, как режим помогает нашему здоровью. Учить детей привыкать к определенному порядку дня. Соблюдать личную гигиену, физическую культуру. | ||
Методы обучения | Рассказ ребенка о его режиме дня. Рассматривание иллюстраций на тему «Режим дня». Загадывание загадок, пословиц. | ||
Занятие 5 Тема | Зачем человеку руки. | ||
Цель | Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования. | ||
Программное содержание | Значение рук для человека. Сходство и различие в строении двух рук. Сходство и различие строения рук человека и животных | ||
Я н в а р ь | |||
Занятие 6 Тема | Знакомство с условным изображением строения человеческого тела. | ||
Цель | Развитие представлений о дыхательной и пищеварительной системе. | ||
Методы обучения | Иллюстрация с изображением человека. Детская Энциклопедия Здоровья. Эксперименты. | ||
Материал | Трубочки-соломки, миска с водой, стакан с питьевой водой, прозрачный пластик. | ||
Занятие 7 Тема | Что такое микробы? (Познавательное занятие) | ||
Цель | Дать детям простейшие представления о микроорганизмах. Узнать, что микробы бывают полезными и вредными. | ||
Методы обучения | Рассказ, беседа, демонстрация иллюстраций, наблюдение, моделирование. |
Ф е в р а л ь | |
Занятие 8 Тема | Знакомство с условным изображением человеческого тела. |
Цель | Развитие представлений о нервной системе и органах чувств. Освоение экспериментирования и проживания. |
Методы обучения | Иллюстрация с изображением человека. Детская Энциклопедия Здоровья. Эксперименты. |
Литература | Конспекты занятий по программе «Развитие» Вагнера по средней группе. |
Занятие 9 Тема | Познакомимся с нашими зубами. (Познавательное занятие) |
Цель | Дать представление о строении и значении зубов. |
Программное содержание | Познакомиться со строением зубов методом самообследования; уточнить знания о назначении зубов, об их функции. Познакомить с расположением зубов в ротовой полости, их названием и количеством. |
М а р т | |
Занятие 10 Тема | Знакомство с ухом. |
Цель | Познакомить детей со строением и значением органа слуха. |
Программное содержание | 1. Дать простейшие понятия о строении и функционировании уха; 2. Показать значимость этого органа для человека; 3. Обсудить вопросы гигиены уха. |
Методы обучения | Наблюдение, самонаблюдение, экспериментирование, игра, рассказ, беседа. |
Литература | А.И. Иванова «Человек». Раздел «Органы чувств». |
Занятие 11 Тема | Полезные и вредные привычки. |
Цель | Прививать детям полезные, хорошие привычки. Объяснить к чему могут привести вредные привычки. Учить детей заботиться о себе и об окружающих. |
Методы обучения | Познавательная беседа. Заучивание стихотворения «Привычки». Чтение рассказа «Денис и медвежонок Денни». Ответы на вопросы. Загадки. Рисунки детей о полезных вещах. |
Методическое пособие Литература | Т.А. Шорыгина «Беседа о здоровье» |
А п р е л ь | |
Занятие 12 Тема | «Ведьмин суп» |
Цель | Учить отличить съедобные грибы от ядовитых. Рассказать, что в пищу можно употреблять съедобные грибы после обработки (варки, засолки). |
Оборудование | Загадки о грибах, предметные, сюжетные картинки с изображением грибов съедобных и ядовитых. Фланелеграф. |
Методические приемы | 1. Загадывание загадок о грибах с демонстрацией ответов на фланелеграфе. 2. Беседа. 3. Дидактическая игра «Съедобный грибок положи в кузовок». |
Литература | Книжка-раскраска «Грибы» |
Рекомендации родителям | Проводить разъяснительные беседы о грибах. Использовать настольно игры-классифика-ции (съедобное - несъедобное) |
А п р е л ь | |
Занятие 13 Тема | «Его величество ток» |
Цель | Рассказать об электроприборах, об их значении для людей, правилах пользовании. |
Оборудование | Картинки с изображением электроприборов (телевизор, утюг, пылесос, телефон); загадки о них; знаки опасности; игрушка - забинтованный мишка. |
Методические приемы | 1. Игра «Отгадай загадку по картинке» 2. Беседа об электроприборах. 3. Рассмотреть знаки опасности и разложить иллюстрации возле каждого знака. 4. Совестно придумать рассказ на тему. 5. Самостоятельно сформулировать пользования электроприборами. |
Литература | «Безопасность» Н.Н. Авдеева |
Рекомендации родителям | Вырабатывать правила пользования электроприборами, поместить их в игровой ребенка. |
М а й | |
Занятие 14 Тема | «Опасный петушок» |
Цели | Продолжать обучать детей мерам пожарной безопасности. Рассказать об электроприборах, спичках, зажигалках, о последствиях пожаров в доме. |
Оборудование | Фотоматериалы, предметные картинки сюжетные, иллюстрации, карточки «01». |
Методические приемы | 1. Рассказ воспитателя о пожарах. 2. Рассматривание иллюстрации, сюжетные, предметные картинки. 3. Беседа. 4. Игра-тренинг «Если случился в квартире пожар». |
Литература | «Безопасность» Н.Н. Авдеева «Кошкин дом», «Пожар» С.Я. Маршак. |
Рекомендации родителям | Рассказать об опасности с огнем. Избегать запугиваний и запретов. |
М а й | |
Занятие 15 Тема | Экскурсия в кабинет врача (познавательная деятельность по основам безопасности жизни). |
Цель | Пополнить имеющиеся у детей знания о работе врача. |
Программные задачи | Сформировать представление о том, что при заболевании необходимо обратиться к врачу; познакомить с простейшим оборудованием, которым пользуется врач, помочь побороть страх перед врачом. |
Материалы и оборудование | Игрушка (Животное или сказочный персонаж), обычное оборудование врачебного кабинета |
Методы обучения | Игра, рассказ, показ, экспериментирование, самостоятельная продуктивная деятельность детей. |
Организация занятия | Свободная |
Приложение №2
Тематический план совместной деятельности педагога с детьми по ОБЖ
Месяц | Тема | Задачи | Методы и приемы |
Октябрь | Зачем нужны дорожные знаки? | 1. Учить детей быть внимательными при переходе дорог; 2. Учить использовать дорожные знаки для собственной безопасности; 3. Рассказывать детям о многофункциональности дорожных знаков, об использовании их для регулировки движения автотранспорта. | 1. Показ дорожных знаков; 2. Беседа; 3. Использование диафильмов; 4. Стихи; 5. Загадки. |
Ноябрь | Что делать, если потерялись. Мы — пассажиры. | 1. Учить детей правильно реагировать на ситуацию; 2. Учить детей, что нужно делать и куда можно обратиться за помощью. | 1. Беседа; 2. Рассматривание сюжетных картинок; Просвещение «Твоя безопасность»; 3. Правила в стихах из книги «Основы безопасности». |
Декабрь | Правила поведения в транспорте | 1. Расширять знания детей о транспорте, дать понятие общественного транспорта; 2. Учить детей правилам поведения в общественном транспорте; 3. Расширять словарный запас детей. | 1. Рассматривание тематических картинок (автотранспорт); 2. Использование тематических картинок, правила поведения из книги «Твоя безопасность»; 3. Стихи; 4. Диафильмы. |
Январь | Будь осторожен дома. Электроприборы, открытые окна, острые колющие предметы. | 1. Учить детей осторожно и по назначению использовать электроприборы и правилам обращения с ними; 2. Учить избегать опасных ситуаций, убирать на место режущие и колющие предметы. | 1. Диафильмы; 2. Беседа; 3. Стихи; 4.Загадки. |
Февраль | Кошка и Собака | Учить детей правильному поведению при общении с животными: Чем могут быть опасны, чего не нужно делать; Учить детей, что нужно делать при возникновении раны. | 1. Диафильмы; 2. Беседа; 3. Чтение рассказа; 4. Стихи. |
Март | Правила поведения на воде. | 1. Учить детей правильному поведению на воде; 2. Что нужно делать если возникла опасность. | 1. Использование тематических картинок; 2. Стихи; 3. Беседа. |
Апрель | Безопасность на природе. | Учить детей правильному поведению на природе; Что делать если ты заблудился; Что делать если началась гроза. | 1. Использование тематических картинок; 2. Стихи; 3. Беседа. |
Май | Лекарства-друзья и Лекарства- враги | Рассказать детям о свойствах лекарств; Дать понятия осторожного обращения с лекарствами. | 1. Использование тематических картинок; 2. Стихи; 3. Беседа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию на тему «Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Слайд №1...
Проектирование системы методической работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
В данном проекте представлена система методической работы, направленная на формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....
Система взаимодействия с родителями по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Система взаимодействия с родителями по формированиюздорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста....
Система деятельности ДОУ по формированию здорового образа жизни «Поможем детям расти здоровыми».
Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Проблема раннего формиро...
Статья "Основы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности в детском саду"
Статья посвящена актуальной проблеме формирования основ здорового образа жизни через современные здоровьесберегающие педагогические технологии в системе воспитательно-образовательной деятельности в де...
«Система работы по формированию здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса»
О формировании здорового образа жизни в ДОО....
Конспект образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы «Я выбираю здоровый образ жизни»
Данный материал поможет формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;закрепить основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена&raq...