Система формирования здорового образа жизни у детей в образовательном учреждении
материал по теме

Представлен  опыт  работы о системе формирования здорового образа жизни у детей в отдельно взятом образовательном учреждении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад  №125

Система формирования здорового образа жизни у детей в образовательном учреждении

(из опыта работы)

Введение

Каждый сегодня знает, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества.

В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция ухудшения здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Поэтому одной из главных стратегических задач развития страны является формирование здоровой нации. В нормативных документах нашего государства подчеркивается необходимость создания условий для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Одним из направлений реализации нового государственного образовательного стандарта является формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь ДОУ) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Дошкольное учреждение является первым звеном непрерывного валеологического образования и предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гумманизации, динамичности и открытости.

Фурсенко А.А.  одобрил Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Согласно данному приказу содержание образовательной области «Здоровье» должно быть направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

1) сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) воспитание культурно-гигиенических навыков;

3) формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

        Согласно  федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования педагогам дошкольного образования необходимо строить работу,  направленную на формирование представлений у детей о здоровом образе жизни. Он должен включать в себя 5 направлений, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и направлены на воспитание здорового образа жизни у детей и их родителей:

  1. воспитательно-оздоровительная направленность образовательного процесса;
  2. физическое развитие и оздоровление детей;
  3. лечебно-профилактическая работа;
  4. обеспечение психологического благополучия детей;
  5. взаимодействие с семьей.

        Нам, как педагогам дошкольного образования, более значимым представляется работа по двум направлениям формирования представлений у детей о здоровом образе жизни.

        Воспитательно-оздоровительная направленность образовательного процесса. Данная работа включает в себя: 1) уроки здоровья (см. приложение №1); 2) составление на год перспективного плана работы по ОБЖ (см. приложение №2); 3)помощь воспитателям в подборке материала и созданию картотек (текстов стихов и загадок по ОБЖ, физкультминуток, комплексов  гимнастик после сна, дыхательных, для глаз). 4) т.к. концепция дошкольного воспитания гласит: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности воспитания и обучения детей. Важнейшим условием данного направления образовательного процесса  является работа с родителями, заключающаяся в установлении доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей в данном вопросе.

        Уроки здоровья для детей 4-5 лет направлены на знание детьми:

- значение органов и частей тела в организме человека;

- значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;

- о пользе и вреде микроорганизмов;

- о полезных и вредных привычках;

- о значении и правилах пользования электроприборами;

- простейшее медицинское оборудование;

- правила дорожного движения;

- правила безопасного поведения на природе, на воде;

- свойства лекарств.

        А также овладение детьми следующими умениями:

- совершать гигиенические процедуры самостоятельно;

- заботиться о себе и об окружающих;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- использовать дорожные знаки для собственной безопасности;

- соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

 - аккуратно обращаться с животными;

 - избегать опасных ситуаций, убирать на место режущие и колющие предметы.

        Помощь воспитателям заключается в:

  1. предоставлении специализированной литературы, изучив которую, воспитатель готовит для дальнейшей своей работы картотеки текстов стихов и загадок по ОБЖ и здоровью, физкультминуток, комплексов  гимнастик после сна, дыхательных, гимнастик для глаз;  
  2. взаимодействие со специалистами (инструктор по физической культуре, педагог-психолог, педагог-логопед, старшая медсестра) по вопросу формирования здорового образа жизни;  

        Родители являются первыми помощниками педагогов. Для работы с родителями в направлении формирования здорового образа жизни , необходимо придерживаться следующих задач:

- повышение педагогической культуры родителей;

- включение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

- формирование личности ребенка  и индивидуальная работа;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

Для этого можно использовать следующие формы работы:

- проведение родительских собраний, консультаций

- педагогические беседы с родителями по проблемам (индивидуальные и групповые)

- дни открытых дверей

- экскурсии по детскому саду для вновь прибывших

- показ открытых занятий для родителей

- совместная деятельность детей и родителей (разнообразные спортивные соревнования, выставки, фотоконкурсы, туристические походы, экскурсии, озеленение территории детского сада)

- консультации с привлечением специалистов детского сада

- проведение дней здоровья

Для успешной работы с родителями можно использовать разнообразные методы: анкеты для родителей, беседы с родителями, беседы с ребенком, изучение традиций семьи, изучение медицинских показателей ребенка.

  С целью улучшения профилактической работы можно провести  цикл бесед и консультаций на тему:

- «Профилактика ОРЗ»,

- «Закаливающие процедуры в домашних условиях»

- «Значение режимных моментов для здоровья ребенка»

- «Поговорим о питании»

- «Профилактика глистных заболеваний у детей и ротовирусных инфекций»

- «Воспитание культурно-гигиенических навыков»

- «Игры и упражнения с детьми на воздухе»

- «здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка»

        Таким образом, родители будут знать:

- основные направления деятельности ДОУ по формированию представлений детей о здоровом образе жизни.

         А также родители будут уметь:

- обучать детей простейшим умениям по сохранению и укреплению здоровья (соблюдать режим дня, выполнять гигиенические и закаливающие процедуры, организовывать двигательную активность и т.д.).

Как  показывает практика, большинство детей дошкольного возраста затрудняются самостоятельно дать ответ на вопрос о том, что такое здоровье и здоровый образ жизни, не проявляют ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.  Достаточно редко наблюдаются самостоятельные действия воспитанников по сохранению и укреплению своего здоровья. Это связано, на наш взгляд, с тем, что проблеме здоровьесбережения уделяется недостаточно внимания не только в рамках образовательного процесса в ДОУ, но и в семье. Безответственные действия родителей по отношению к здоровью своего ребёнка, которые проявляются в том, что детей с признаками ОРЗ, ОРВИ приводят в группу, порождает такое же безответственное отношение детей к своему собственному здоровью.

Таким образом, мы видим реальную необходимость в организации работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников учреждений  дошкольного образования. Ссылаясь на исследования ВОЗ о том, что здоровье на 50% зависит от собственных усилий человека, считаем целесообразным акцентировать внимание педагогов на данной проблеме, ведь одной из целей нашего (воспитателей и родителей) воспитания  является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование убеждений и привычек к здоровому образу жизни.

Заключение

        В своей работе мы осветили два направления по формированию представлений у детей о здоровом образе жизни: воспитательно-оздоровительная направленность образовательного и взаимодействие с семьей. Но это только два направления из современных педагогических технологий по здоровьесбережению. Занятия (уроки здоровья)  относятся к технологии обучения здоровому образу жизни, также из этого раздела вне занятий можно использовать: коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж ; воспитатели на занятиях могут использовать не только физкультминутки, гимнастики для глаз, дыхательные гимнастики, относящиеся к  технологии сохранения и стимулирования здоровья, но и но и другие виды технологий из этого раздела: релаксация, гимнастика пальчиковая, подвижные и спортивные игры и др. Также при желании воспитатели совместно со специалистами могут использовать коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия,  психогимнастика.

        Очень  важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

        Таким образом, применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

        В приложении представлены: перспективное планирование занятий (уроков здоровья) в средней группе (приложение №1), тематический план совместной деятельности педагога с детьми по ОБЖ (приложение №2).

Список литературы

1.  О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Я, ты, мы» Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. Москва «Просвещение» 2004

2.  Зровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Модели программ, рекомендации, разработки занятий. Авторы-составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская, кандидат психологических наук. Волгоград

3.  И. Кулик Н. Н. Сергиенко Школа здорового человека: Программа для ДОУ. Творческий центр Сфера Москва 2010

4.  В. Гаврючина Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. Творческий центр Сфера Москва 2008

5.  Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002

6.  Правила дорожного движения. Младшая и средняя группа. / Сост. Л.Б. Поддубная. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007

7.  Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками. / Авт. сост. М.С. Коган, - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008

Приложения

Приложение №1

Перспективное планирование занятий в средней группе

О к т я б р ь

Тема

Внешнее строение человека

Цель

Обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов, сформировать представление о том, что каждая часть тела человека и каждый орган имеют большое значение для него.

Методы обучения

Рассказ, бесед, самонаблюдение, логические рассуждения.

Литература

1. Автор А.И. Иванова  Естественнонаучное наблюдение  и эксперименты в детском саду.

2. Программа «Развитие» Автор Вагнер.

Занятие № 1

Дифференция «часть тела» и «орган». Знакомство с условным изображением  строения человеческого тела.

Занятие № 2

Формирование и развитие представлений о своем теле (опорно-двигательная система)

Н о я б р ь

Тема

«Если хочешь быть здоровым»

Занятие 3

Цель

Познакомить детей с  правом на сохранение и укрепление каждого ребенка. Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих безопасность их жизни. Учить детей составлять небольшие загадки, развивая творческие способности детей.

Методы обучения

Чтение стихотворения о враче.

Беседа по теме. Физкультминута. Игра «Полезно-вредно». Загадывание загадок. Советы. Выводы.

Литература

«Уроки Айболита» К.Г. Зайцев,

«Мое тело» А. Пиль.

Рекомендации

родителям

Личный пример.

Консультация «В здоровом теле здоровый дух»

Де к а б р ь

Занятие 4

Тема

Что такое режим дня

Цель

Объяснить детям, что задает правильный ритм нашей жизни. Сформировать представление, как режим помогает нашему здоровью. Учить детей привыкать к определенному порядку дня. Соблюдать личную гигиену, физическую культуру.

Методы обучения

Рассказ ребенка о его режиме дня. Рассматривание иллюстраций на тему «Режим дня». Загадывание загадок, пословиц.

Занятие 5

Тема

Зачем человеку руки.

Цель

Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.

Программное

содержание

Значение рук для человека.

Сходство и различие в строении двух рук.

Сходство и различие строения рук человека и животных

Я н в а р ь

Занятие 6

Тема

Знакомство с условным изображением строения человеческого тела.

Цель

Развитие представлений о дыхательной и пищеварительной системе.

Методы обучения

Иллюстрация с изображением человека. Детская Энциклопедия Здоровья. Эксперименты.

Материал

Трубочки-соломки, миска с водой, стакан с питьевой водой, прозрачный пластик.

Занятие 7

Тема

Что такое микробы?

(Познавательное занятие)

Цель

Дать детям простейшие представления о микроорганизмах. Узнать, что микробы бывают полезными и вредными.

Методы обучения

Рассказ, беседа, демонстрация иллюстраций, наблюдение, моделирование.

Ф е в р а л ь

Занятие 8

Тема

Знакомство с условным изображением человеческого тела.

Цель

Развитие представлений о нервной системе и органах чувств. Освоение экспериментирования и проживания.

Методы обучения

Иллюстрация с изображением человека. Детская Энциклопедия Здоровья. Эксперименты.

Литература

Конспекты занятий по программе «Развитие» Вагнера по средней группе.

Занятие 9

Тема

Познакомимся с нашими зубами.

(Познавательное занятие)

Цель

Дать представление о строении и значении зубов.

Программное

содержание

Познакомиться со строением зубов методом  самообследования; уточнить знания о назначении зубов, об их функции. Познакомить  с расположением зубов в ротовой полости, их названием и количеством.

М а р т

Занятие 10

Тема

Знакомство с ухом.

Цель

Познакомить детей со строением и значением органа слуха.

Программное

содержание

1. Дать простейшие понятия о строении и функционировании уха;

2. Показать значимость этого органа для человека;

3. Обсудить вопросы гигиены уха.

Методы обучения

Наблюдение, самонаблюдение, экспериментирование, игра, рассказ, беседа.

Литература

А.И. Иванова «Человек». Раздел «Органы чувств».

Занятие 11

Тема

Полезные и вредные привычки.

Цель

Прививать детям полезные, хорошие привычки. Объяснить к чему могут привести вредные привычки. Учить детей заботиться о себе и об окружающих.

Методы обучения

Познавательная беседа. Заучивание стихотворения «Привычки». Чтение рассказа «Денис и медвежонок Денни». Ответы на вопросы. Загадки. Рисунки детей о полезных вещах.

Методическое

пособие

Литература

Т.А. Шорыгина «Беседа о здоровье»

А п р е л ь

Занятие 12

Тема

«Ведьмин суп»

Цель

Учить отличить съедобные грибы от ядовитых. Рассказать, что в пищу можно употреблять съедобные грибы после обработки (варки, засолки).

Оборудование

Загадки о грибах, предметные, сюжетные картинки с изображением грибов съедобных и ядовитых. Фланелеграф.

Методические

приемы

1. Загадывание загадок о грибах с демонстрацией ответов на фланелеграфе.

2. Беседа.

3. Дидактическая игра «Съедобный грибок положи в кузовок».

Литература

Книжка-раскраска «Грибы»

Рекомендации

родителям

Проводить разъяснительные беседы о грибах. Использовать  настольно игры-классифика-ции (съедобное - несъедобное)

А п р е л ь

Занятие 13

Тема

«Его величество ток»

Цель

Рассказать об электроприборах, об их значении для людей, правилах пользовании.

Оборудование

Картинки с изображением электроприборов (телевизор, утюг, пылесос, телефон);  загадки о них; знаки опасности; игрушка - забинтованный  мишка.

Методические

приемы

1. Игра «Отгадай загадку по картинке»

2. Беседа об электроприборах.

3. Рассмотреть знаки опасности и разложить иллюстрации возле каждого знака.

4. Совестно придумать рассказ на тему.

5. Самостоятельно сформулировать пользования электроприборами.

Литература

«Безопасность» Н.Н. Авдеева

Рекомендации

родителям

Вырабатывать правила пользования электроприборами, поместить их в игровой ребенка.

М а й

Занятие 14

Тема

«Опасный петушок»

Цели

Продолжать обучать детей мерам пожарной безопасности. Рассказать об электроприборах, спичках, зажигалках, о последствиях пожаров в доме.

Оборудование

Фотоматериалы, предметные картинки сюжетные, иллюстрации, карточки «01».

Методические

приемы

1. Рассказ воспитателя о пожарах.

2. Рассматривание иллюстрации, сюжетные, предметные картинки.

3. Беседа.

4. Игра-тренинг «Если случился в квартире пожар».

Литература

«Безопасность» Н.Н. Авдеева

«Кошкин дом», «Пожар» С.Я. Маршак.

Рекомендации

родителям

Рассказать об опасности с огнем. Избегать запугиваний и запретов.

М а й

Занятие 15

Тема

Экскурсия в кабинет врача (познавательная деятельность  по основам безопасности жизни).

Цель

Пополнить имеющиеся у детей знания о работе врача.

Программные

задачи

Сформировать представление о том, что при заболевании необходимо обратиться к врачу; познакомить с простейшим оборудованием, которым пользуется врач, помочь побороть страх  перед врачом.

Материалы и

оборудование

Игрушка (Животное или сказочный персонаж), обычное оборудование врачебного кабинета

Методы обучения

Игра, рассказ, показ, экспериментирование, самостоятельная  продуктивная деятельность детей.

Организация

занятия

Свободная

Приложение №2

Тематический план совместной деятельности педагога с детьми по ОБЖ

Месяц

Тема

Задачи

Методы и приемы

Октябрь

Зачем нужны дорожные знаки?

1. Учить детей быть внимательными при переходе дорог;

2. Учить использовать дорожные знаки для собственной безопасности;

3. Рассказывать детям о многофункциональности дорожных знаков, об использовании их для регулировки движения автотранспорта.

1. Показ дорожных знаков;

2. Беседа;

3. Использование диафильмов;

4. Стихи;

5. Загадки.

Ноябрь

Что делать, если потерялись.

Мы — пассажиры.

1. Учить детей правильно реагировать на ситуацию;

2. Учить детей, что нужно делать и куда можно обратиться за помощью.

1. Беседа;

2. Рассматривание сюжетных картинок;

Просвещение «Твоя безопасность»;

3. Правила в стихах из книги «Основы безопасности».

Декабрь

Правила поведения в транспорте

1. Расширять знания детей о транспорте, дать понятие общественного транспорта;

2. Учить детей правилам поведения в общественном транспорте;

3. Расширять словарный запас детей.

1. Рассматривание тематических картинок (автотранспорт);

2. Использование тематических картинок, правила поведения из книги «Твоя безопасность»;

3. Стихи;

4. Диафильмы.

Январь

Будь осторожен дома. Электроприборы, открытые окна, острые колющие предметы.

1. Учить детей осторожно и по назначению использовать электроприборы и правилам обращения с ними;

2. Учить избегать опасных ситуаций, убирать на место режущие и колющие предметы.

1. Диафильмы;

2. Беседа;

3. Стихи;

4.Загадки.

Февраль

Кошка и Собака

Учить детей правильному поведению при общении с животными: Чем могут быть опасны, чего не нужно делать;

Учить детей, что нужно делать при возникновении раны.

1. Диафильмы;

2. Беседа;

3. Чтение рассказа;

4. Стихи.

Март

Правила поведения на воде.

1. Учить детей правильному поведению на воде;

2. Что нужно делать если возникла опасность.

1. Использование тематических картинок;

2. Стихи;

3. Беседа.

Апрель

Безопасность на природе.

Учить детей правильному поведению на природе;

Что делать если ты заблудился;

Что делать если началась гроза.

1. Использование тематических картинок;

2. Стихи;

3. Беседа.

Май

Лекарства-друзья и

Лекарства- враги

Рассказать детям о свойствах лекарств;

Дать понятия осторожного обращения с лекарствами.

1. Использование тематических картинок;

2. Стихи;

3. Беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию на тему «Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Слайд №1...

Проектирование системы методической работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

В данном проекте представлена система методической работы, направленная на формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....

Система взаимодействия с родителями по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Система взаимодействия с родителями по формированиюздорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста....

Система деятельности ДОУ по формированию здорового образа жизни «Поможем детям расти здоровыми».

Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Проблема раннего формиро...

Статья "Основы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности в детском саду"

Статья посвящена актуальной проблеме формирования основ здорового образа жизни через современные здоровьесберегающие педагогические технологии в системе воспитательно-образовательной деятельности в де...

Конспект образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы «Я выбираю здоровый образ жизни»

Данный материал поможет формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;закрепить основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена&raq...