Требования к оснащению предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию
материал (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме
В данном материале представлены требованияк созданию предметно- развивающей среды по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников по младшему и старшему возрасту. Выделены принципы построения предметной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno_-_razvivayushchaya_sreda.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к оснащению предметно-развивающей среды
по патриотическому воспитанию
Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине.
Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.
Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия между людьми.
Принципы:
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии; т.е. размер и планировка мебели должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или наоборот.
- Принцип активности: среда должна быть в детском саду более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств, т.е. все предметы должны быть на уровне роста ребенка, доступны ему.
- Принцип стабильности – динамичности; т.е. возможность изменения развивающей среды.
- Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству со средствами и способами познания, развитию интеллекта.
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды: целесообразно, например, в разных стилях представить детям одно и тоже содержание.
- Принцип открытости – закрытости:
- первый принцип открытости Природе, способствующее единству человека и Природы (организации «зеленых комнат» в помещении, зимних садов…, проживание домашних животных).
- второй принцип открытости Культуре в ее прогрессивных проявлениях, т.е. элементы настоящей живописи, литературы, музыки должны входить в дизайн интереса. Знакомство с специфическими региональными культурами, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, это несомненно будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои места, формированию представлений о «малой Родине» и чувства любви к ней.
- третий принцип открытости обществу. Здесь открытость – закрытость должна соответствовать сути понятия «Мой дом». Представители, проявляющие желание принять участие в организации, функционировании среды, должны иметь такую возможность (в рамках правовых документов). Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители.
- четвертый принцип – открытость своего «Я», собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я».
7) Принцип учета половых и возрастных различений детей. Среда должна быть построена так, чтобы как мальчики, так и девочки могли проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Требования:
При создании предметно-игровой среды следует соблюдать санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.
Младший возраст
- Альбом «Моя семья».
- Фотоальбом «Моя группа», «Из жизни детского сада».
- Фотоальбом «Мой город».
- Флаг России.
- Герб России.
- Тематические иллюстрации боевой техники, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.
- Произведения русского народного творчества, художественные произведения по данной тематике.
- Предметы декоративно-прикладного искусства.
Старший возраст
1. Познавательная зона:
- Глобус.
- Физическая карта России.
- Политическая карта России.
- Флаг России.
- Герб России.
- Герб Москвы.
- Гимн России.
- Портрет Путина В. В.
- Флаг Ханты – Мансийского автономного округа.
- Герб Нижневартовска.
- Флаг Нижневартовска.
- Познавательные книги по патриотическому воспитанию и сменная экспозиция в соответствии с проходимой на занятиях темой.
- Произведения писателей Севера.
- Произведения русского народного творчества для самостоятельного чтения и рассматривания.
2. Альбомы:
- «Моя семья»
- «Мой город»
- «Мой Северный район»
- «Наша армия родная»
- Тематические альбомы родов войск и боевой техники.
- Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т.д.)
-Наборы открыток «Русский быт».
- Кассеты с записью сказок и патриотических песен.
3. Игровая зона:
- Развивающие игры.
4. Зона костюмирования
- Фуражки, пилотки, бескозырки
- накидки, плащи, воротники.
- ремни, бинокли
- длинные юбки
- платки, шали.
Предметно-развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию
Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст |
Альбом, фотографии семьи и ребенка | Альбом, фотографии семьи и ребенка | Альбом, фотографии семьи и ребенка |
Плакаты, фотографии с видами г. Нижневартовска | Плакаты, фотографии с видами г. Нижневартовска, виды города и села (наиболее отличительные особенности) | Плакаты, фотографии с видами достопримечательностей г. Нижневартовска, виды города и села (наиболее отличительные особенности) |
Фотографии аэропорта, ж/д вокзала, автостанции, театра, детского сада. | Картинки, фотографии с архитектурными сооружениями | Символика России (Герб, флаг, гимн); округа (герб, флаг); города (герб, флаг) |
Картинки, плакаты, рамки-вкладыши, календари с изображением времен года | Плакаты с дорогами и дорожными знаками | Глобус, физическая карта России |
Картинки, игрушки – домашние (корова, лошадь, кошка, собака) животные; дикие (медведь, лиса, заяц, волк); рыбы; птицы (воробей, курица, петух) | Строительный материал (по типу «Маленький архитектор», конструктор Поликарпова) | Фотографии Москвы, Кремля, Красной площади, основных достопримечательностей (музеи, театры, памятники) |
Сюжетные картинки с местами обитания животных | Макет микрорайона, где расположен детский сад | Сюжетные картинки, фотографии из армейской жизни (ракетные войска, артиллеристы, космические, танкисты, пехота, моряки, летчики) |
На участке ДОУ растения: деревья (береза, рябина, ель); Картинки: овощи (морковь, огурец, лук, картофель); фрукты (яблоко, банан) | Наборы автомобилей, различных групп транспорта, предметные картинки с видами транспорта | Художественная литература об Армии, роли армии в годы ВОВ |
Гербарий с листьями и цветами. | Фотографии (плакаты) памятников «Покорителям Самотлора», «Павшим солдатам», «Воинам интернационалистам» | Плакаты, картины, схемы с изображением экосистем (лес, луг, поле, степь, горы, болото, водоемы: река, озеро, пруд); выделенными причинно-следственными связями (живая и неживая природа-животные) |
Развивающие и дидактические игры на классификацию растений и животных (по типу лото, найди лишнего, чьи детки и т.д.) | Развивающие и дидактические игры по ознакомлению детей с транспортом, городом, животными, растениями. | Изображения, фотографии животных по группам: звери, птицы, рыбы, насекомые |
Комнатные растения и предметы ухода за ними (леки, фартуки, тряпочки, кисточки, палочки для рыхления почвы). | Наличие регулярно меняющихся выставок | Картинки, видеозаписи, фотографии среды обитания животных |
Аквариум с рыбками и предметы ухода за ними | Фотографии Москвы, Кремля, Красной площади | Изображения растений по группам: деревья, кустарники, травянистые, комнатные, садово-огородные, культурные растения поля. |
Сюжетные картинки с изображением труда людей (прачка, продавец, шофер, медсестра), художественная литература о труде взрослых | Сюжетные картинки с различными родами войск, техники (танкисты, пехота, моряк, летчик), игрушки | По возможности Красная книга России |
Картотека народных подвижных игр | Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (военный, повар, почтальон, врач, милиционер) | Плакаты с изображением природоохранных мероприятий, экологические знаки |
Маски для подвижных игр | Сюжетные картинки, плакаты, рамки-вкладыши, календари с изображением времен года | Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (военный, повар, почтальон, врач, милиционер, строитель, библиотекарь, нефтяник, учитель, парикмахер, работник ателье, транспортники) |
Картотека потешек, иллюстрации к потешкам | Картинки, игрушки – домашние (корова, лошадь, кошка, собака, коза, свинья) животные; дикие (медведь, лиса, заяц, волк, белка, еж); птицы (петух, курица, гусь, утка; воробей, синица, голубь, сорока, ворона); рыбы; насекомые (бабочка, жук, стрекоза, муха, пчела) | Произведения ДПИ (хохлома, гжель, городецкий узор, дымка, жостово, хантыйский узор, узоры на бересте, палех) |
Уголок ряжения, условия для сюжетно-ролевых игр | Сюжетные картинки с местами обитания животных | Картотека народных подвижных, хороводных игр |
Ширмы, модули | Картинки, на участке ДОУ растения: деревья (береза, рябина, ель, сосна, осина); Картинки: овощи (морковь, огурец, лук, картофель, свекла, редис, кабачок, капуста); фрукты (яблоко, банан, груша, слива, апельсин); ягоды (клубника, малина, смородина) | Маски для подвижных игр, игр-драматизаций |
Комнатные растения и предметы ухода за ними (леки, фартуки, тряпочки, кисточки, палочки для рыхления почвы). | Репродукции, иллюстрации с картин Е. Чарушина, Е. Рачева, Ю. Васнецова, В. Конашевича, В. Серова, Ю. Коровина, В. Сутеева) | |
Аквариум с рыбками и предметы ухода за ними | Подборка произведений устного народного творчества, сказки народов мира и т.д. | |
Сюжетные картинки с изображением труда людей (прачка, продавец, шофер, медсестра, повар, почтальон, пожарный, милиционер, врач), художественная литература о труде взрослых | Уголок ряжения, условия для сюжетно-ролевых игр | |
Картотека народных подвижных игр | Ширмы, модули | |
Маски для подвижных игр, игр-драматизаций | ||
Уголок ряжения, условия для сюжетно-ролевых игр | ||
Ширмы, модули | ||
Художественная литература, сказки народов мира | ||
Народные игрушки (матрешка, богородская, филимоновская, дымковская игрушка) | ||
Произведения ДПИ (гжель, городец, павлово-посадские узоры) | ||
Репродукции с картин Ю.В. Васнецова, В.Лебедева | ||
Картинки, игрушки, литература отражающая быт разных народов (русские, украинцы, ханты) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о смотре - конкурсе " Создание предметно - развивающей среды по патриотическому воспитанию"
В материале описаны требования созданию предметно - развивающей среды по патриотческому воспитанию по возрастам....
Создание предметно – развивающей среды по патриотическому воспитанию.
Создание предметно – развивающей среды по патриотическому воспитанию....
Рекомендации для воспитателей "Содержание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию с региональным компонентом".
Рекомендации предназначены для воспитателей детских садов.Рекомендации позволят систематизировать оснащение центра по патриотическому воспитанию в соответствии с возрастными особенностями детей....
Статья «Создание предметно-развивающей среды нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось от...
Примерный перечень оснащения предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Примерный перечень оснащения предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Положение о проведении конкурса «Лучшая дидактическая игра по патри...
Современные требования к оснащению предметно- развивающей среды в группах
ФГОС дошкольного образования придает ведущее значение воспитанию личности в каждом ребенке, чему способствует комфортная развивающая предметно- пространственная среда дошкольного образовательного учре...
"АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О СОСТОЯНИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Автором представлен аналитический материал в рамках тематической проверки....