Связь психомоторного и психического развития ребенка
статья по теме

Сообщение о взаимосвязи между развитием движения и ВПФ у детей, а также о влиянии современной социальной ситуации на развитие ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyaz_psihomotornogo_i__psihicheskogo_razvitiya_rebenka.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на Окружной семинар практикум «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста» 22.12.2008.

Связь психомоторного и  психического развития ребенка

О связи между психомоторной сферы и ВПФ говорили многие известные ученые (Н.А.Бернштейн, А.Р. Лурия, Анохин и др.) На сегодня уже хорошо известно, что дети более развитые физически, получают более высокие балы в психологических тестах, а дети занимающиеся в спортивных секциях имеют лучшие показатели умственной работоспособности.

Специалисты, изучавшие развитие интеллекта у детей РВ т.к. Доман постоянно говорили об устойчивой взаимосвязи между уровнем развития мышления и уровнем развития двигательной сферы, а именно координации движения. Все это объясняется в первую очередь тем, что в РВ движение единственный способ исследовательского поведения. Доман говорил, что мобильность (двигательная сфера) и интеллект связанны непосредственным образом и особенно важна эта связь в РД Потребность человека двигаться стоит на втором месте после потребности дышать. Если существует такая тесная связь между возможностью двигаться полноценно, и развитием интеллекта, то можно представить, как страдает развитие ВПФ в ситуации снижения возможности полноценно удовлетворять потребность в движении.

Если внимательно проследить за развитием ребенка от 0-3 лет в норме. То можно выделить несколько основных этапов в физическом развитии малыша (лежачий, сидячей, ползущий, встающий, идущий) все эти этапы последовательны , каждый этап имеет свой период, довольно продолжительный в него входят и первые неловкие попытки и отработка, совершенствовании навыка. Зная связи ВПФ и Двигательной сферы, можно предположить, что если мы тормозим, или не придаем значения(пропуская) ребенка РВ в один из этих этапов, мы вмешиваемся не только  в развитие моторной сферы, но и в развитие интеллекта.

Сегодняшнее общество, новейшее производство, технический прогресс ограничивает не только двигательную активность взрослого человека, прикрываясь благой целью-«сделать быт комфортнее» (лифт, машина у подъезда и т.д.) – но и в жизнь ребенка- снижая а зачастую и лишая ребенка – этой самой двигательной активности. Едва малыш научился сидеть - кенгуру(чтоб беды не случилось), хочет перемещаться , пробует вставать- ходунки(чтоб удобней было), далее аккумуляторные машинки- вместо аналогичных, требующих собственной активности. И вот мы благополучно не позволили ребенку в полной мере насладиться  такими чудесными и важными этапами. Добавим сюда не опытных и тревожных мам и бабушек с вечным  «не прыгай, не лазай и т.д. и т.п.»- а ведь все это мешает развитию детской любознательностью. Да ЦНС, и без того страдающая изначально с самой закладки ее в период  эмбрионального развития, без обратной связи, в момент активного развития и роста всего организма не имеет шанса полноценно развиваться. Отсюда и еще многие беды современности в том числе и такая как СДВГ, на первый взгляд мало связанная с данной темой, но существенный рост детей с данным диагнозом, заставил ученых более детально подойти к изучению этой проблемы, и выяснилось что причина СДВГ нейропсихологическая (дисфункция стволов ги подкорковых структур гл. мозга), и на ряду с этим у детей наблюдалось нарушение раннего психомоторного развития- опережение, отставание или пропуск этапа. (Горячева т.г.)  И по мнению детских нейропсихологов самый эффективный метод это сенсомоторная коррекция.

Сенсомоторная коррекция


Отечественные нейропсихологи разработали метод сенсомоторной коррекции. В сочетании с гомеопатией он дает эффективный результат лечения детей с различными нарушениями в развитии. Метод включает в себя дыхательные упражнения, массаж, растяжку мышц, тренировку мышления, речи.
Анна Шахова, нейропсихолог, Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации ЦАО г. Москвы:
«Мы как бы раскачиваем застывшие участки мозга и заставляем их работать. У грудных младенцев функционирует так называемый первый блок мозга – подкорка. К пяти годам у ребенка запускается второй блок, затем – третий, срединный. Однако на каком-либо из этих этапов может произойти сбой. К примеру, стремительные роды могут помешать подкорке включиться, и тогда у малыша начинает формироваться мозговая недостаточность. Энцефалограмма позволяет точно определить место поражения, с которым мы начинаем прицельно работать. Сначала двигательная коррекция – мы идем, так сказать через тело. Метод, который мы используем, требует проведения комплекса специальных занятий в течение 9 месяцев – столько, сколько ребенка вынашивает мать. Мы как бы возвращаемся к самому началу. Допустим, малыш поздно научился сидеть или мало ползал в младенчестве и получил недостаточно тактильных ощущений. Короткий этап ползанья обычно бывает у детей, родившихся в результате кесарева сечения. И это отражается на психомоторном развитии: в дальнейшем у ребенка может сформироваться плохой почерк, он допускает много ошибок при письме. Мы помогаем ребенку пройти все этапы развития заново. К примеру, имитируем процесс его рождения. Есть такое упражнение: мы закутываем ребенка, а он должен из этого кокона выбраться. При этом всегда видно, как ребенок шел при родах: головой или ягодицами."

Для педагогов работающих с детьми раннего возраста все выше сказанное немаловажно. Зная о такой тесной взаимосвязи познавательного, психического и моторного развития, мы просто обязаны уделять двигательной сфере максимальное внимание. Наверное, все вы знаете о диагностики Нервно-психического развития где даны новообразования по эпикризным срокам, как в двигательной, так и в остальных сферах развития малыша. Так вот если мы видим, что ребенок отстает от нормы, мы можем путем включение в режимные моменты двигательных операций свойственных более раннему периоду незаметно для себя подтянуть ребенка ( особенно важно здесь ползанье в разных направлениях, переворачивание и т.д.). И при этом для того чтобы ребенок развивался соответственно возрасту, мы можем помогать ему формируя соответственные возрасту двигательные навыки.

Но главное что должны помнить все работающие с детьми от1 до 3 лет.

«Не совершайте преступления, дайте ребенку развиваться- а значит двигаться»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Плавание как средство психомоторного развития ребенка дошкольного возраста

Статья о влиянии плавания на психомоторное развитие ребенка дошкольного возраста. Психомоторика соединяет воедино моторное и психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Одно не отделимо от друг...

Особенности психомоторного развития ребенка в возрасте от 2-х до 3-х лет

       На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка.       Повышается работ...

Карта диагностики уровня психомоторного и музыкального развития ребенка

Карта диагностики уровня психомоторного и музыкального развития ребенка...

Протокол обследования психомоторного развития ребенка 6 месяцев

Данное обследование позволяет выяснить соответствет ли развитие ребенка 6 месяцев,над чем нужно позаниматься и  на что обратить внимание...