Материалы к участию в конкурсе "Педагог года"
материал на тему
Моя визитная карточка : http://www.youtube.com/watch?v=e9tE8AGYNBo
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_na_konkurs_pedagog_goda.docx | 29.64 КБ |
samoanaliz_zanyatiya.docx | 21.51 КБ |
prezentaciya_k_zanyatiyu_pedagog_goda.ppt | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РУССКАЯ БЕРЕЗКА», П. КОНДИНСКОЕ
«ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЭТО – СЛОВА!»
Конспект логопедического занятия
по подготовке к обучению грамоте
для детей старшего дошкольного возраста
РАЗРАБОТАЛИ: Т.А. БАЖЕНОВА,
СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ;
Н.А. ВАСЮКОВИЧ, УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
ПРОВЕЛА: Н.А. ВАСЮКОВИЧ,
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
2012г.
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте
с детьми старшего дошкольного возраста
(добукварный период).
Тема: «Знакомьтесь: это – слова!»
Цель: Введение детей в мир практических действий со словом.
Задачи:
Воспитательные: Воспитание темпо-ритмической организации речи у детей, навыков самоконтроля, умения последовательно выполнять инструкции логопеда. Формирование навыков ведения полемики с логопедом.
Образовательные: Расширение детских представлений о речевой действительности, преодоление эгоцентризма детского мышления, ознакомление воспитанников с различными способами действий с абстрактным понятием «слово». Закрепление понятия «слово». Обучение замещающим действиям моделирования.
Коррекционно-развивающие: Развитие слухового восприятия, умений делить слово на слоги для последующего слогового анализа слов. Развитие мыслительных способностей и экспериментаторских действий у детей. Расширение, активизация словаря, развитие навыков словообразования. Развитие мелкой моторики, координации движений.
Материал: Мультимедийное оборудование; указка для экрана; презентация с наглядным материалом к занятию; бусины; коробка; молоток; звучащие предметы; ложки по количеству детей; поднос (2); музыкальный файл («Два веселых гуся»); карандаши по количеству детей; бумажные листы для рисования; сигнальные карты; подносы для раздаточного материала (по количеству детей).
Предварительная работа с детьми: Дать представления, познакомить с элементарным понятием «измерительные приборы».
Ход занятия:
- Оргмомент с использованием сигнальных карт. Нейропсихологическая разминка: упр. «Нос-Пол-Потолок»; упр. «Зайчики-Козочки». СЛАЙД 2: - Одинаковые или разные фигуры вы видите на экране? Чем они отличаются? СЛАЙД 3: - Как вы думаете, как надо встать для игры? Почему? Докажите. СЛАЙД 4: - Я буду показывать движения, а вы повторяйте. - А теперь я буду хитрить и обманывать вас. Вы делайте только то, что услышат ваши уши. А надо ли повторять то, что я показываю?
- Перемещение в рабочую зону. Развитие мелкой моторики, упр. «Бусины». Активизация восприятия, внесение заинтересовывающего момента. «Различия и сходства». - Возьмите бусины левой рукой, покатайте между пальцами. Покатайте бусины пальцами другой руки. - Я принесла для вас коробку, полную игр! (выслушивание детских реплик, замечаний, предположений). - Можно ли про пустую коробку сказать, что она – полная? - Послушайте, что есть в коробке: СЛОН. МУРАВЕЙ. Чем они отличаются? (различная величина; различные части тела и т.п.). - Что общего у слона и муравья? Послушайте: СЛОН. МУРАВЕЙ. (их можно называть словами).
- Расширение, активизация словаря. «Бывает - не бывает». Словесная игра - экспериментирование. - Как вы думаете, бывают соленые, разноцветные, геометрические слова? (предполагаемые ответы детей). - Во что мы играли? (в слова). Одинаковые ли слова мы называли? (Слова бывают разные).
4. «А такое – может быть?» Проведение элементов анализа слогового состава слова. - Я принесла для игры молоток, и утверждаю, что это – измерительный прибор. Верно ли мое утверждение? Почему? Докажите (предполагаемые ответы детей). СЛАЙД 5: - Послушайте: На-та-ша. Что я сделала? (назвала свое имя, простучала молотком, поделила слово). – Сколько раз стукнул молоток? - В каком домике живет мое имя? Почему? - В каком домике живет твое имя? Докажи, почему? - Как по-другому можно поделить слова на части, если нет молотка под рукой? (стол со звучащими предметами).
5. «В каком домике живет твое имя?». Привлечение детей к индивидуальным ответам. «Вопрос-ловушка» на преодоление детского эгоцентризма мышления. - Можно ли твое имя поселить в другой домик? Догадайся, как это сделать? СЛАЙД 6: - Кто больше: слон или муравей? А может ли муравей быть больше слона? В каком случае, докажите? слайд 6*:(проверка правильности выполнения задания). - Во что мы играли? (в слова). Как можно поиграть словами? (слова делятся на части).
6. Перемещение в игровую зону. Динамическая пауза в форме «дискотеки». Упр. на развитие творческой инициативы, слухового восприятия. СЛАЙД 7: - Приглашаю вас на «дискотеку», что для этого нужно сделать? (встать в круг). СЛАЙД 8, музыкальный файл: «танец руками, плечами, ногами, ложками». СЛАЙД 9.
7. Словообразование. «Живые слова». - А бывают ли «живые» слова? (ответы детей). – Ты будешь словом «снег», повтори, как тебя зовут («сам», «варит», «падает»). – Ко мне выйдет слово, которое я назову. Сколько слов сказали? Какое слово получится, если их соединить? СЛАЙД 10: - Какое слово получится, если соединить… СЛАЙД 10*: (проверка правильности выполнения задания). СЛАЙД 11: - Какое слово получится, если соединить… СЛАЙД 11*: (проверка правильности выполнения задания). - Во что мы играли? (в слова). СЛАЙД 12.
8. «Зарисовка слова». Совместный вывод с детьми. - Зарисуйте слово «улыбка», если в игры из коробки были трудными, но понравились вам. - Если игры были скучными, зарисуйте слово «грусть». - Покажите свои рисунки гостям. - Что мы делали со словами? (зарисовывали)
9. Итог. Рефлексия. Вывод. Оценка работы детей. Совместный вывод с детьми. СЛАЙД 13: - Во что мы играли? (в слова). - Что мы делали со словами сначала? Что делали потом? Откуда слова появлялись? (из коробки). - Так пустая или полная была коробка? Оказывается, слова нельзя увидеть, или потрогать руками, но их можно нарисовать или записать. Об этом вы узнаете в другой раз.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Этап занятия, методический прием: | Руководство взрослого: |
1. Оргмомент с использованием сигнальных карт. Нейропсихологическая разминка: упр. «Нос-Пол-Потолок»; «Зайчики-Козочки». | слайд 2: - Одинаковые или разные фигуры вы видите на экране? Чем они отличаются? слайд 3: - Как вы думаете, как надо встать для игры? Почему? Докажите. слайд 4: - Я буду показывать движения, а вы повторяйте. - А теперь я буду хитрить и обманывать вас. Вы делайте только то, что услышат ваши уши. А надо ли повторять то, что я показываю? |
2. Перемещение в рабочую зону. Развитие мелкой моторики, упр. «Бусины». Активизация восприятия, внесение заинтересовывающего момента. «Различия и сходства». | - Возьмите бусины левой рукой, покатайте между пальцами. Покатайте бусины пальцами другой руки. - Я принесла для вас коробку, полную игр! (выслушивание детских реплик, замечаний, предположений). - Можно ли про пустую коробку сказать, что она – полная? - Послушайте, что есть в коробке: СЛОН. МУРАВЕЙ. Чем они отличаются? (различная величина; различные части тела и т.п.). - Что общего у слона и муравья? Послушайте: СЛОН. МУРАВЕЙ. (их можно называть словами). |
3. Расширение, активизация словаря. «Бывает - не бывает». Словесная игра - экспе-риментирование. Совместный вывод с детьми | - Как вы думаете, бывают соленые, разноцветные, геометрические слова? (предполагаемые ответы детей). - Во что мы играли? (в слова). Одинаковые ли слова мы называли? (Слова бывают разные). |
4. «А такое – может быть?» Проведение элементов анализа слогового состава слова 5. «В каком домике живет твое имя?». Привлечение детей к индивидуальным ответам. «Вопрос-ловушка» на преодоление детского эгоцентризма мышления Совместный вывод с детьми | - Я принесла для игры молоток, и утверждаю, что это – измерительный прибор. Верно ли мое утверждение? Почему? Докажите (предполагаемые ответы детей). слайд 5: - Послушайте: На-та-ша. Что я сделала? (назвала свое имя, простучала молотком, поделила слово). – Сколько раз стукнул молоток? - В каком домике живет мое имя? Почему? - В каком домике живет твое имя? Докажи, почему? - Как по-другому можно поделить слова на части, если нет молотка под рукой (стол со звучащими предметами)? - Можно ли твое имя поселить в другой домик? Догадайся, как это сделать? слайд 6: - Кто больше: слон или муравей? А может ли муравей быть больше слона? В каком случае, докажите? слайд 6*:(проверка правильности выполнения задания) - Во что мы играли? (в слова). Как можно поиграть словами? (слова делятся на части). |
6. Перемещение в игровую зону. Динамическая пауза в форме «дискотеки». Упр. на развитие творческой инициативы, слухового восприятия | слайд 7: - Приглашаю вас на «дискотеку». Что для этого нужно сделать? (встать в круг). слайд 8, музыкальный файл: «танец руками, плечами, ногами, ложками» |
7. Словообразование. «Живые слова» Совместный вывод с детьми | слайд 9:- А бывают ли «живые» слова? (ответы детей). слайд 10:-Ты будешь словом «снег», повтори, как тебя зовут? («сам», «варит», «падает»). - Ко мне выйдет слово, которое я назову. Сколько слов сказали? Какое слово получится, если их соединить? слайд 11,12,13: - Какое слово получится, если соединить… - Во что мы играли? (в «живые» слова). слайд 14. |
8. «Зарисовка слова». Совместный вывод с детьми | - Зарисуйте слово «улыбка», если в игры из коробки были трудными, но понравились вам. - Если игры были скучными, зарисуйте слово «грусть». - Покажите свои рисунки гостям. - Что мы делали со словами? (зарисовывали) |
9. Итог. Рефлексия. Вывод. Оценка работы детей. Совместный вывод с детьми | слайд 15: - Во что мы играли? (в слова). - Что мы делали со словами сначала? Что делали потом? Откуда слова появлялись? (из коробки). - Так пустая или полная была коробка? Оказывается, слова нельзя увидеть, или потрогать руками, но их можно нарисовать или записать. Об этом вы узнаете в другой раз. |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РУССКАЯ БЕРЕЗКА», П. КОНДИНСКОЕ
САМОАНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по подготовке к обучению грамоте
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЭТО – СЛОВА!»
ПРОВЕЛА: Н.А. ВАСЮКОВИЧ, УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
МКДОУ «РУССКАЯ БЕРЕЗКА», П. КОНДИНСКОЕ
2012г.
Самоанализ логопедического занятия.
Вашему вниманию было представлено логопедическое занятие на тему: «Знакомьтесь: это – слова!».
В системе подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста проведение данного занятия предлагается в добукварный период, в качестве вводного, либо – в качестве обобщающего, заключительного.
Методикой подготовки к обучению грамоте рекомендуется начинать работу именно со словом: это самая доступная для восприятия дошкольников речевая единица. Потому мы избрали эту тему занятия для показа.
Цель: Введение детей в мир практических действий со словом.
Задачи:
Воспитательные: Воспитание темпо-ритмической организации речи у детей, навыков самоконтроля, умения последовательно выполнять инструкции логопеда. Формирование навыков ведения полемики с логопедом.
Образовательные: Расширение детских представлений о речевой действительности, преодоление эгоцентризма детского мышления, ознакомление воспитанников с различными способами действий, дающими элементарные представления об абстрактном понятии «слово». Закрепление понятия «слово». Обучение замещающим действиям моделирования.
Коррекционно-развивающие: Развитие слухового восприятия, умений делить слово на слоги для последующего слогового анализа слов. Развитие мыслительных способностей и экспериментаторских действий у детей. Расширение, активизация словаря, развитие навыков словообразования. Развитие мелкой моторики, координации движений.
Предварительная работа с детьми: Дать начальные представления, познакомить с элементарным понятием «измерительные приборы».
Структура занятия построена с опорой на школу «развивающего обучения» Л.С. Выготского и его последователей В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина и др., его логика руковдства построена т.о., чтобы исключить трансляцию знаний воспитанникам «в готовом виде».
На содержательном уровне: исходным материалом обучения являлось слово, оно выделялось в качестве главного объекта изучения. Детям были даны элементарные представления об абстрактной единице речи – о слове.
На операционном уровне: были задействованы мыслительные способности воспитанников - в виде поиска внешних различий и сходств предметов или объектов, поиска их обобщающих признаков; в виде экспериментаторских действий со звучащим словом.
На организационном уровне: игра и практические действия воспитанников во внешнем плане использовались как основная форма организации занятия.
Восприятие и анализ звучащего слова, его слогового состава достаточно труден для дошкольников: объект анализа подвижен, не зафиксирован во времени и в пространстве. А потому одно из главных средств организации действий со словом - это модели и графические схемы. Для этого была использована методика Г.П. Беляковой «Живые слова», «Зарисовка слова». «Сигнальные карточки» для размещения, построения детей на занятии.
Так же детям были предложены элементы нейропсихологических упражнений «Зайчики-Козочки», пальчиковый массаж, упражнение на развитие слухового восприятия «Нос-Пол-Потолок», которые способствовали организации и поддержанию эмоционального тонуса у воспитанников на занятии.
Словесная игра-экспериментирование «Бывает – не бывает», направленная на подбор слов по заданному признаку (вкусные, соленые, вежливые слова).
Для детей дошкольного возраста речь существует как средство общения, без выделения элементов речи: слов, звуков. Для них слово и предмет означают одно и то же (например: какое слово длиннее – змея или червячок? Дошкольник, как правило, ориентируясь, на внешние свойства объектов, утверждает, что змея – длиннее, ведь червячок маленький). «Вопросы-ловушки» по системе подготовки к обучению грамоте Д.Б. Эльконина предлагают выход из подобных ситуаций.
Приемы «пустая коробка – полная», «молоток – измерительный прибор» направленные на развитие умений у воспитанников вести полемику, доказывать, отстаивать свою точку зрения и одновременно – на преодоление детского эгоцентризма мышления. Эти приемы как раз служат примером применения элементов системы Д.Б. Эльконина.
Так же детям предлагалась динамическая пауза в форме «дискотеки», направленная на снятие напряжения и развитие творческих экспериментаторских действий в движениях.
Если бы данное занятие проводилось с воспитанниками подготовительной группы, я бы включила в его ход разбор слогового состава слова. Следует отметить при этом, что понятие «слог» в работе с дошкольниками не используется: (- Сколько частей в слове? Назови первую часть слова, назови последнюю часть слова, назови ту часть слова, которая слышится в середине. При этом 1-й и последний слог детям выделять гораздо легче, чем тот, что слышится в середине, а потому нужно применять именно такую последовательность вопросов анализа).
Усложнила бы последнюю часть занятия, раздав для зарисовки слова линованную бумагу, предложив еще «записать» слово в схематическом изображении. Применила бы прием оценки работ самими детьми, обмениваясь ими в парах.
Думаю, предложенное занятие соответствует современным требованиям образовательного стандарта и его задачи вполне адекватны развитию УУД у воспитанников и способствуют формированию межпредметных, метапредметных и личностных результатов у дошкольников.
Межпредметные результаты: достигаются сформированностью понятия «слово».
Метапредметные результаты: достигаются способностью детей к простейшим мыслительным операциям (сравнение, анализ, обобщение) на словесном материале, к использованию знаково-символической системы языка на простейших схемах и моделях (сначала во внешнем плане, затем – в интериоризованном).
Личностные результаты: достигаются способностью к соподчинению мотивов поведения, к ситуации партнерства, к сотрудничеству в совместной деятельности с окружающими и логопедом, с повышением уровня речевой коммуникации.
Учебную деятельность воспитанников я характеризую с положительной точки зрения, дети были открыты для общения, легко отзывались на предложенные задания. В ситуации общения с незнакомым педагогом, достаточно хорошо раскрыли свои возможности.
Условия для проведения занятия: Мультимедийное оборудование; указка для экрана; презентация с наглядным материалом к занятию; бусины; коробка; молоток; звучащие предметы; ложки по количеству детей; поднос (2); презентация к занятию, музыкальный файл («Два веселых гуся»); карандаши по количеству детей; бумажные листы для рисования; сигнальные карты; подносы для раздаточного материала (по количеству детей).
Считаю, что запланированная цель занятия была достаточно полно реализована мною. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по работе с природным материалом с участием родителей "Лесные жители".
Формирование аппликационных навыков при работе с природным материалом (сухие листья)....
Результативность участия Коробковой Татьяны Викторовны в очных и заочных конкурсах методических материалов в 2016-2017 уч.году
Список конкурсов, в которых Коробкова Т.В. приняла участие в 2016-2017 уч.году и заняла призовые места...
Конкурсные материалы для участия в Республиканском профессиональном конкурсе "Воспитатель года Чувашии - 2018"
Конкурсные материалы для участия в Республиканском профессиональном конкурсе "Воспитатель года Чувашии - 2018"...
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЯНАО
Развитие детей с особенностями развития в системе инклюзии в ДОУ....
Материалы по участию в областной инновационной площадке
Участие в деятельности инновационной площадки по теме «Развитие взаимодействия младших дошкольников в различных видах деятельности» и обобщение результатов работы....
Материалы по участию в федеральной пилотной площадке
Участие в работе пилотной площадки,апробирующей ПМК ДО "Мозаичный ПАРК"...
материалы для участия в конкурсе "Детский сад года 2020", номинация "Лучший воспитатель"
Материал состоит из следующих разделов:1)конкурсная заявка2)описание (краткие ответы на следующие вопросы: Почему Вы выбрали эту профессию? Что Вы считаете своим высшим достижением в работе с детьми? ...