Регулирование поведения дошкольника
презентация по теме

Массарова Любовь Владимировна

Нормы и правила поведения в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon normy_i_pravila_povedeniya.doc62.5 КБ
Office presentation icon normy_i_pravila.ppt2 МБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на городской семинар для воспитателей

Подготовила:

педагог-психолог МДОУ ДС № 50 Л.В. Массарова

Рекомендации для воспитателей « Живём по правилам»

Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения , которые формулируют сами дети. Эти правила  « идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситуаций в группе.

При таком подходе внимание детей обращается на то, как лучше поступить в конкретном случае. Когда дошкольники осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, тогда и появляются собственно  « правила» жизни в группе. Они касаются разных аспектов:

  1. коммуникативные - регулируют взаимоотношения между детьми : если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается;
  1. организационные - нужно убрать за собой после игры; по лестнице надо идти друг за другом;
  2. коммуникативно-организационные - «я здесь играю, не убирайте» - ребенок кладет на это место значок-ладошку со своим именем. ,

Эти правила изображают графически (картинкой) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги», «Поиграл - убери» и т. п.

Существуют определенные требования к правилу:

  1. Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группы).
  2. При формулировании правил следует избегать  части цы«не».
  3. Правило эффективно, если оно небольшое по объему  

 И если сам воспитатель придерживается этого правила.

  1. Не должно быть много правил одновременно (не больше 3-5).
  2. Правила вырабатываются  взрослыми совместно с детьми.
  3.  Правила не должны вступать в противоречие с важней шими потребностями ребенка: в движении, познании, упражне нии. Запрещать подобные действия - все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить ее течение в удобное и безопасное русло. Например, исследовать лужи мож но только в высоких сапогах.

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него

был успех; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои спо собности, самосовершенствоваться, уважать себя.

  1. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
  2. Тон, в котором сообщаются требование или запрет, дол жен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повели тельным. Тот, кто резок, допускает грубость, не считается с дет ским самолюбием, вряд ли сможет создать у ребенка стремление следовать указаниям по внутреннему побуждению. Дети сопро тивляются воздействию такого воспитателя, даже если он прав, ибо он просто. невротичен для них.
  3. Предъявлять требование к ребенку тогда, когда у него хо рошее настроение. Если он уравновешен, то лучше поймет ваше слово. Если взволнован - ему не до вас, ведь он весь во власти чувств, и чтобы понять, что от него хотят, ему следует успоко иться. Лучше подготовить ребенка к восприятию распоряжения.

Можно быть как угодно неуклонным в своих требованиях, но нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и ду шевным состоянием ребенка.

Технология ведения и соблюдения правил:

  1. правила вводятся постепенно, поэтапно;
  2. предпочтительно их введение в начале учебного года;
  3. правила вводятся в специально отведенное для этого время;
  4. правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;
  5. правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);
  6. правила периодически повторяются;
  7. для иллюстраций правил используются плакаты с изо бражением соответствующих ситуаций, которые составляются

вместе с детьми;  

  1. если правила выполняются, плакаты убираются.

Зачем нужны правила?         

Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожидан ным. Но это делает их жизнь понятной  и  предсказуемой, создает чувство безопасности.

Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрос лые. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:

  1. помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;
  2. помогают воспитателю экономить время, предвидеть и пре дотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведе ние детей, обеспечивают безопасность ребенка;
  3.  регулярно и гибко применяемые правила способствуют

формированию здорового, комфортного климата.

Что делать, если правила нарушаются?

  1. Дать детям дополнительный шанс выполнить правило . ./ Похвалить тех, кто выполнил правило.
  2. Оценивать поведение, а не личность .
  3. Стараться не наказывать, дать детям возможность оце нить последствия своего поведения .
  4. Проверять, не препятствует ли окружающая среда вы полнению правил .
  5. Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педа гогом: может быть, поведение воспитателя было непоследова тельным или слишком гибким, нерешительным? Может быть, он не нашел с детьми общего языка или же в группе мало воз можностей для смены разных видов деятельности?

Советы педагогам:

1. Формулируйте требования конкретно. Например:

- В помещении группы ходи медленно.

- Поиграл - убери на место.

- Каждый имеет правило высказаться, но в свою очередь.

Так легче запомнить правило и понять его суть.

2. Любой запрет может быть выражен в позитивной форме. Например:

- Не бегай! (Ходи медленно.)

- Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)

- Не разрушай постройки! (Береги постройки.)

Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно?»

3. Предлагайте детям альтернативные способы поведения,

которые будут соответствовать правилам .

Например:

- Нельзя кричать в группе, но можно: а) говорить спокойно;

б) кричать на открытой площадке, на футбольном матче  и т.д.

- Нельзя бегать, но можно:

а) ходить в помещении группы медленно; б) бегать на открытой площадке;

в) бегать на занятиях по физкультуре;

г) бегать в специально отведенном месте.

4. Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.

Например:

- В помещении группы ходи медленно!

- Кукла бегает и разрушает постройки других кукол (ссора).

- Кукла бегает и падает (травма).

5. Создавайте проблемные ситуации. Например:

Воспитатель предлагает ребятам вспомнить свое любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его на звание. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их товарищи.

Эта ситуация обсуждается, и вырабатывается вышеназван ное правило. В силу возрастных особенностей детям для следо вания правилу недостаточно только его произнесения. Они нуж даются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоми нающих о необходимости соблюдать правило.

Н а при м ер: если в группе мало игрушек и из-за этого мо гут возникнуть конфликты, лучше ввести очередность, наглядно проиллюстрировав ее «листами ожиданий»:

  1. Сережа - 10 минут.

2) Дима – 5 минут и т. д.

А время интересно отслеживать по песочным или механиче ским часам!

Но вот правило выработано, согласовано и подкреплено внешними средствами (изображено). Теперь необходимо по стоянно обращаться к нему, пресекать нарушения, поощрять детей, его выполняющих.

Важно напоминать ребятам о правилах заранее, непосредст венно перед той ситуацией, к которой они будут относиться. Например: «Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спо койно».

Сначала правило будет нарушаться очень часто, но посте пенно дети привыкнут. Тогда напоминать о нем можно будет по-другому: «Вспомните правило!» Малыши проговаривают его вслух, а затем выполняют, контролируя себя и своих товарищей.

Очень важно продумать способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.

Способы и критерии оценки и самооценки должны быть просты И понятны. Например, у нас есть «светофор» (три цвет ных круга из плотной бумаги). На нем ребята отмечают факты соблюдения или нарушения правила - прикрепляют прищепку , брелок, бирку к кругу соответствующего цвета (красный цвет  нарушал правило все время, желтый - иногда, зеленый - всегда соблюдал правило).

Бывают случаи, когда малыш не хочет помещать свою при щепку на желтый или красный цвет. Не стоит настаивать. Мож но поговорить с ним наедине и договориться, что в следующий раз он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепка «спрячется».

Правило, которое уже отработано на светофоре (то есть все дети его выполняют), мы переносим в книгу, которую назвали «Наши законы». Можно в группах сделать каталог «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру), а не содрогались от окриков воспитателей. В этом ката логе могут быть перечислены ситуации, например, когда че го-то нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены пра вила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.

Больше отдавать предпочтения играм, ритуалам, традициям, Например, в конце дня, когда на «итоговом круге» дети обсуж дают события текущего дня, им предлагается оценить, как они выполняли правила все это время.

Воспитатель может задать вопросы, обращаясь то к одному,

то к другому ребенку.

- А как тебе удалось выполнить все правила?

- Ты затратил много усилий?

- Как ты думаешь, почему у тебя сегодняшний день был не

очень удачным?

- Что нужно для того, чтобы исправить положение? Нежелательно, чтобы самооценку ребенка исправлял воспи татель. Пусть это сделают сами дети. Или игровой персонаж, следящий за правильной работой «светофора». А в старшем Воз расте это может быть «инспектор правил» (один из видов де журства, который ребенок выбрал утром). «Инспектор правил» Может исправить чью-либо оценку, назвав ситуации, когда пра вило было нарушено.

Одно и то же правило может действовать в группе на протя жении недели-двух, иногда месяца и больше. Это зависит от Ме ры волевых усилий, необходимых для его выполнения.

Например: правило «Если звучит песенка, мы ждем всех на утренний сбор» не требует больших волевых усилий, оно ин тересно и желанно, доставляет радость детям. А правило «Поиг рал - убери на место» оказалось менее доступным. Если есть необходимость, то можно снова вернуться к ранее вводимому правилу. Теперь правило может звучать так: «Каждой вещи  свое место».

Итак, «светофор» работает в группах младшего возраста. Де ти с удовольствием сочиняют правила и следят за их соблюде нием. А в подготовительной группе детей еще и знакомятся с Декларацией прав человека.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а на казания применяются в крайних случаях и Только непосредст венно после нарушений.

Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективны ми, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. У него возникает чувство, что взрослому ничем нель зя угодить.

Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положи тельного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение. Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследова ния показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспи тателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Можно предложить следующие способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально прием лемых форм поведения и усвоения моральных ·норм общества:

• Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрос лого для чувств другого человека. Подчеркивайте сходство ме жду разными людьми.

• Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходи мо сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совмест ную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которые луч ше играть нескольким детям, и т. п.).

• Объясняйте им, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, кото рые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример.

• Подчеркивайте моменты, в которые дошкольники выска зываются в пользу кооперации и взаимопомощи. Исключите но тации тем детям, которые не хотят в  том или ином случае вести себя таким образом. Расскажите детям ситуации из вашей жиз ни, в которых содействие и помощь других людей помогли ре шить сложную проблему. Попросите их рассказать о таких слу чаях из жизни их самих или их близких. Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или живот ных. Поощряйте стремление детей договориться при возника ющих проблемах и конфликтах, высказать свои мысли и чувст ва, вместо того чтобы разрешать проблемы силой.

• Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфлик тов, возникших на моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия. Привлекайте Внимание других детей к случаям нравственного поведения ребенка.

• Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, в этот момент обратите вни мание на ребенка, который ведет себя хорошо.

• Подкрепляйте свое Внимание разрешением поиграть с ка кой-нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему Возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет. Другие дети захотят последовать его примеру.

• Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюде ния очереди, правил поведения за столом и т. п. Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказа ния. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, поче му следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного  поведения как для самого ребенка, так и для окру жающих.

• Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры.

Обеспечивайте группу детей игровым материалом, и чтобы они могли вместе конструировать, строить и т. п. Поощряйте совме стную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополни тельный игровой материал или пространство в группе.

• Помните, что улыбка или доброе слово также является по ощрением для ребенка. Вовлекайте менее популярных или изо лированных детей в совместную деятельность вначале под ва шим руководством. Однако не стоит насильно заставлять других детей принимать их в игру.

• Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыб ку, кивание, покачивание головой, контакт взглядом, мимику, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместную деятельность (конструирование, рисова ние, лепку, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка и т. д. Внешние проявления внимания и привя занности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтобы они были разнообразны.

• Воспитывайте в детях уважение к традициям и культуре, как своего народа, так и других. Организуйте прогулки за пре делы группы и территории дошкольного учреждения, посеще ние музеев, детских театров, где дети могут познакомиться с образцами мировой культуры. Дайте детям представление о литературе, живописи, музыке разных народов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Живём по правилам

Слайд 3

"Не мешайте" Графическое изображение правил " Помирись" " Помоги" "10 мин."

Слайд 4

Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка. При формулировании правил следует избегать частицы «не». Правило эффективно, если оно небольшое по объему Не должно быть много правил одновременно. Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми. Правила не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой. Тон, в котором сообщаются требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Предъявлять требование к ребенку тогда, когда у него хорошее настроение. Нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и душевным состоянием ребенка.

Слайд 5

Правила вводятся постепенно, поэтапно Предпочтительно их введение в начале учебного года Правила вводятся в специально отведенное для этого время Правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так Правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание) Правила периодически повторяются Для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми Если правила выполняются, плакаты убираются

Слайд 6

Правила помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе Правила помогают воспитателю экономить время, предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведение детей, обеспечивают безопасность ребенка Регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата

Слайд 7

Необходимо дать детям дополнительный шанс выполнить правило; похвалить тех, кто выполнил правило Оценивать поведение, а не личность Стараться не наказывать, дать детям возможность оценить последствия своего поведения Проверять, не препятствует ли окружающая среда выполнению правил Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педагогом

Слайд 8

Формулируйте требования конкретно Любой запрет может быть выражен в позитивной форме Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила Создавайте проблемные ситуации

Слайд 9

Нарушал правило всё время Нарушал правило иногда Соблюдал правило всегда Способы оценки и самооценки поведения

Слайд 10

Книга " Наши законы"

Слайд 11

Тебе удалось выполнить все правила? Декларация прав человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций.

Жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в современных условиях....

Опыт работы:"Развитие навыков безопасного поведения дошкольников и приобщение их к ЗОЖ"

Основной целью опыта является формирование у ребёнка моральных качеств и привычек, необходимых для жизни в здоровом обществе. То есть обеспечение благоприятных условий для формирования его здоровья, г...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей в виде презентации "Как скорректировать поведение ребенка. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников"

Сегодняшние воспитанники детского сада заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Многие из них уже серьезно занимаются музыкой, танцами, я...

"Формирование навыков по культуре поведения дошкольников как совокупности полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в обществе, в деятельности" средняя группа

Годовая задача в средней группе "Формирование навыков по культуре поведения дошкольников как совокупности полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в обществе, в деятельности" ...

Развитие речи как средства общения, познания и регулирования поведения дошкольника.

В статье рассматривается проблема развития речи как средства общения у детей младшего дошкольного возраста. Представлена методика формирования коммуникативной деятельности детей с целью развития речи ...