краеведение конспект занятия в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

 

 

 

 

                     Конспект занятия

                в подготовительной группе

             на тему: « Колокольчики на Руси и их

            назначение в жизни русского народа.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Выполнила

                                          Бегунова Людмила Ивановна

                                          МДОУ №160

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

                            Тверь 2011г.

 

 

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1.           Познакомить детей с колоколами и колокольчиками, их названиями - сигнальный, церковный, поддужный, подшейный и их назначением.

2.     Продолжить знакомить детей с позновательной информацией из жизни русского народа.

3.     Закрепить знания детей о внешних качествах колоколов /размер, цвет, форма/, звучание колоколов.

4.     Продолжать развивать у детей внимание, память, вооброжение, фан­тазию.

5.           Обогащение словаря детей:    колокол, колокольчики, сигнальный,

набат- колокол, церковный,поддужный,подшейный,звонница, коло­кольня, почтовая тройка, перезвон, малиновый, колокольный звон.

6.  Продолжать развивать у детей интерес к русской народной культуре
и родному краю, воспитывать патриотизм.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Столы - 4шт., мольберт - Зшт., стулья - 8 шт., магнитофон и кассеты с записью колокольного звона, ковры, поднос, указка. Д.М. колокольчики разных размеров - 11 шт., книги с иллюстрация­ми:  Удивительный мир живой природы «Домашние животные», Г.Кублицкий «Письмо шло пять тысяч лет»; «Русские монастыри»; рисунки с изображением колоколов и колокольчиков; репродукция «Тройка»; текст стихотворения Ивана Никитина «Вот за горкой кру­той колокольчик запел». P.M.  фломастеры и листы бумаги, значки по количеству детей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ:

1  часть: стоя свободно, стоя вокруг стола.

2  часть: сидя на стульчиках, стоя у мольбертов, стоя свободно.

3  часть: рисование в свободной позе /сидя за столами, у мольбертов,

лежа на ковре/, стоя свободно.

ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ:

1.           Анализ программы методических материалов   /направление -краеведение/.

2.     Изучение методической литературы: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» автор О.А.Князева; опыт работы по краеведению старшего воспитателя д/с № 65.

3.     Подготовка методических пособий:  коллекция колокольчиков, под­борка иллюстраций, рисунков, репродукций.

4.     Подготовка дидактических материалов:   дидактичечские игры: «Узнай по звуку», «Кто внимательнее».

5.     Написание конспекта.

6.     Запись на аудиокассету колокольного звона.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1.           Знакомство с детьми и беседа с ними.

2.     Ознакомление с художественной литературой: «Слышен звук бубен­цов издалека...» А.К.Ганулич; «Кремлевские колокола» Н.Захаров; «Живая древняя Русь» и «Твой Кремль» Е.Осетров.

3.     Рассматривание иллюстраций и беседа по ним.

4.     Разучивание пословиц и поговорок о колокольчиках.

5.     Домашнее задание: рассказать детям о колоколах и колокольчиках и где они используются.

РЕГЛАМЕНТ ВРЕМЕНИ:

1часть -    5 минут.

2часть - 17 минут.

3часть -    5 минут.

4Резерв времени - 5 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

1       часть:   - Здравствуйте ребята.
Меня зовут Людмила Ивановна.

Сегодня мы с вами поговорим о чем-то интересном.   А о чем? -Подсказка скрыта в стихотворении И.Никитина. Послушайте его, пожайлуста.

Вот за горкой крутой

Колокольчик запел,

На горе призатих,

Под горой прозвенел.

Прозвенел по селу,

В чистом поле поет,

На широкий простор

Душу сердце зовет.

- Дети, о чем так красиво рассказал в своем стихотворении Иван
Никитин. /О колокольчике/.

Вот сегодня мы с вами и поговорим, как в старину люди не имея радио, сообщали друг другу важные вести и очень быстро...? Сегодня вы узнаете о разнообразии колоколов и колокольчиков, какую роль они играли, играют и будут играть-'в жизни русского народа.

Я приглашаю вас посетить один из разделов музея «Колоколь­чики на Руси» и поближе рассмотреть колокольчики. Дети располагаются вокруг стола с колокольчиками. Предлагаю детям рассмотреть колокольчики. А сейчас мы послушаем, как звучит каждый колокольчик по оче­реди.

-   Колокольчики звучать по-разному или одинаково? /По-разному/

-   Конечно у каждого колокольчика свой звук.

-   Какой звук у колокольчиков? Как звучал твой колокольчик? /громкий, звонкий, сильный, чистый, мелодичный/.

-   На что похож колокольчик? /на шапку, чашку, грушу срезанную снизу/.

-   А что внутри у колокольчика? /язык - ударник/.

-   Почему он так называется?   /ударяясь о края колокола издает звук/

-   Чем отличаются колокольчики друг от друга?

/по размеру, цвету, узорам, по звучанию, по назначению/.

2       часть

Располагайтесь, пожайлуста, поудобнее на стульчиках.

Мы с вами познакомимся с разнообразием колокольчиков и их

звучанием.

Сейчас мы с вами поговорим, как использовались колокольчики

на Руси.

Вы знаете, что на нашу древнюю деревянную Тверь часто напа­дали враги? /высказывания детей/

-   Как вы думаете, как можно было сообщить народу о прибли­жении врагов?   /колокольным звоном/

-   А назывался он набат-колокол или сигнальный колокол /спросить 3-5 детей/

-   Как вы считаете, почему он так назывался? /потому что он подавал сигналы/

Совершенно верно. Сигнальный колокол подавал сигналы. В каждом городе Тверской земли был свой набат-колокол. Рас­сматривание рисунка. На этом рисунке изображен сигналь­ный колокол. Когда он звонил люди собирались на площади и слушали, что же случилось, по звучанию определяли издалека, если шло какое-то несчастье.

-   Как вы думаете, о каких грозящих несчастьях мог сообщать сигнальный колокол?   /о пожаре/.

-   Правильно ,сигнальный колокол оповещал о грозящих стихий­ных бедствиях, о пожаре, наводнении, выполнял роль оборони­тельных сооружений, служил «Маяком», ориентиром во время снежных метелей, морских путешествий. На протяжении мно­гих веков колокола своим звоном сопровождали жизнь народа. Попробуем позвонить в сигнальный колокол и послушаем как он звучит. /2-3 детям предложить позвонить в колокол/.

-   Так какой же должен издавать звук сигнальный колокол, набат-колокол?    /громкий, сильный, призывный, протяжный,

тревожный/.

Однажды, гуляя по улицам нашего города, я услышала кра­сивый, мелодичный перезвон.

-   Как вы думаете, где были расположены эти колокола, чтобы их могли слышать многие люди?   /в церквях/.

-   Да, ребята, я слышала перезвон церковного колокола. Показ рисунка.

-   Для них сооружали специальные звонницы и колокольни.

В праздник, в церквях, на колокольне колокола звонили очень музыкально и красиво.

- А вы знаете, как назывался человек, который звонит в коло­
кола?   /звонарь/   Спрашиваю 2-3 детей.

Звонарь старался всем показать свое мастерство. Церквей на Руси было очень много и в праздники по всей земле русской слышался «малиновый звон». Мне очень хочется, чтобы вы послушали малиновый колокольный звон.

Мы прослушали удивительно музыкальный, красивый, ме­лодичный звон.

-   Колокола не только радовали народ своим красивым, чистым, малиновым звоном, но и играли в жизни русского народа важ­ную роль.

-   А где еще использовались колокольчики? Узнать это вам по­могут иллюстрации.

-   Приглашаю детей к мольберту с иллюстрацией,   на которой изображена почтовая тройка.

-   Что изобразил художник на этой иллюстрации? /тройку лоша­дей/.

-   Так где же использовались колокольчики?   /при езде на лоша­дях/.

-   Сначала колокольчики подвешивала под дугой у лошади, развозившей почту.

- Для чего же это было нужно?   /их звон далеко был слышен и
люди выходили встречать почту/.

-   Правильно, а еще чтобы встречные люди и другие повозки ус­тупали почтовой тройке дорогу.

-   Как вы думаете, какой звук должен быть у этого колокольчика? /громкий, звонкий, чтоб далеко его было слышно/. Называется этот колокольчик поддужный, потому что он висит под дутой,   /спросить 3-5 детей/.

- А потом колокольчики стали использовать при проведении
народных гуляний , маслянницы, рождественских колядках/,
на свадьбах и зазвенели колокольчики по всей Руси.
Показ репродукции тройка.

Мчится тройка удалая, колокольчик - дар Валдая. Звенит уныло под дутой колокольчик золотой. Езжай-поспешай, звени-утешай.

Очень любили на Руси колокольчики, а сколько пословиц и поговорок придумал русский народ про них.

- А вы знаете про колокольчики пословицы и поговорки?

Купи меня, я увеселю тебя.

С далеча весточку собою подавай.

 Звенит - потешает, ездит - поспешает.

Кто колокол купит, тот счастлив.

 Смотри не зевай, весело погоняй.

- Колокольчик, как живой на иллюстрации, а давайте послушаем
как звучат поддужные колокольчики.

Звону много, веселей дорога.

- Веселые, звонкие поддужные колокольчики.

Обращаю внимание детей еще на один колокольчик, беру его и звоню.

-   А как звучит этот колокольчик? /глухо, незвонко/.

-   Совершенно верно. Этот колокольчик называется подшейный.

-   Почему он так называется? /он висит под шеею/.

-   А у кого он висит под шеей и для чего это было нужно? /у домашних животных, чтобы они не потерялись/.

-   А у каких домашних животных? Показ рисунка.

-   Конечно для домашних животных /коз, коров, лошадей/, чтобы хозяйки издалека слышали приближение стада, а если какое-то животное потеряется, то пастухам легче найти их по звону коло­кольчиков.

В старину подшейным колокольчикам придавалось магическое значение - талисмана от сглаза, воды, змеи, болезней.

Ребята, а у меня есть еще какие-то удивительные колокольчи­ки, как вы думаете, где еще могли использовать колокольчики? /в школах, на вокзале сообщали о приближении поезда, рыболов­ные, дверные, музыкальный инструмент/.

Видите какую роль играли, играют и будут играть колокольчи­ки в жизни русского народа.

- О каких колокольчиках вы сегодня узнали?

/сигнальный, колокол-набат, церковный, поддужный, подшей­ный. ../

Все вы были очень внимательными, хорошо отвечали на мои вопросы и надеюсь узнали много нового и интересного.

А сейчас, ребята, я хочу предложить вам нарисовать тот коло­кол или колокольчик, который вам больше всего запомнился, а потом посмотрим у кого какой колокольчик на рисунке. Приглашаю детей  к столам и мольбертам, предлагаю им лис­ты бумаги и фломастеры.

Дети рисуют, где им удобнее:   за столами, у мольбертов, лежа на ковре.

Включаю музыкальное произведение «Тройка с колокольчи­ками».

3 часть

- Какой колокольчик прозвучал пока вы рисовали? /поддужный/.
Какая удивительная, красочная выставка рисунков с колоколами
и колокольчиками.

Рассматривание рисунков детей и беседа с каждым ребенком по вопросам.

-   Какой колокольчик ты нарисовал?

-   Для чего он был нужен?

Ребята, колокола и колокольчики - это один из древнейших памятников истории и культуры. 

 На этом наша встреча заканчивается. Вы сегодня меня пора­довали. На память о нашей встрече и как знатокам родного края хочу всем вам подарить вот такие значки.

А в следующий раз вы узнаете о самом большом русском ко­локоле, он так и называется   царь-колокол.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...