краеведение конспект занятия в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия
в подготовительной группе
на тему: « Колокольчики на Руси и их
назначение в жизни русского народа.»
Выполнила
Бегунова Людмила Ивановна
МДОУ №160
Тверь 2011г.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Познакомить детей с колоколами и колокольчиками, их названиями - сигнальный, церковный, поддужный, подшейный и их назначением.
2. Продолжить знакомить детей с позновательной информацией из жизни русского народа.
3. Закрепить знания детей о внешних качествах колоколов /размер, цвет, форма/, звучание колоколов.
4. Продолжать развивать у детей внимание, память, вооброжение, фантазию.
5. Обогащение словаря детей: колокол, колокольчики, сигнальный,
набат- колокол, церковный,поддужный,подшейный,звонница, колокольня, почтовая тройка, перезвон, малиновый, колокольный звон.
6. Продолжать развивать у детей интерес к русской народной культуре
и родному краю, воспитывать патриотизм.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Столы - 4шт., мольберт - Зшт., стулья - 8 шт., магнитофон и кассеты с записью колокольного звона, ковры, поднос, указка. Д.М. колокольчики разных размеров - 11 шт., книги с иллюстрациями: Удивительный мир живой природы «Домашние животные», Г.Кублицкий «Письмо шло пять тысяч лет»; «Русские монастыри»; рисунки с изображением колоколов и колокольчиков; репродукция «Тройка»; текст стихотворения Ивана Никитина «Вот за горкой крутой колокольчик запел». P.M. фломастеры и листы бумаги, значки по количеству детей.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ:
1 часть: стоя свободно, стоя вокруг стола.
2 часть: сидя на стульчиках, стоя у мольбертов, стоя свободно.
3 часть: рисование в свободной позе /сидя за столами, у мольбертов,
лежа на ковре/, стоя свободно.
ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ:
1. Анализ программы методических материалов /направление -краеведение/.
2. Изучение методической литературы: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» автор О.А.Князева; опыт работы по краеведению старшего воспитателя д/с № 65.
3. Подготовка методических пособий: коллекция колокольчиков, подборка иллюстраций, рисунков, репродукций.
4. Подготовка дидактических материалов: дидактичечские игры: «Узнай по звуку», «Кто внимательнее».
5. Написание конспекта.
6. Запись на аудиокассету колокольного звона.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Знакомство с детьми и беседа с ними.
2. Ознакомление с художественной литературой: «Слышен звук бубенцов издалека...» А.К.Ганулич; «Кремлевские колокола» Н.Захаров; «Живая древняя Русь» и «Твой Кремль» Е.Осетров.
3. Рассматривание иллюстраций и беседа по ним.
4. Разучивание пословиц и поговорок о колокольчиках.
5. Домашнее задание: рассказать детям о колоколах и колокольчиках и где они используются.
РЕГЛАМЕНТ ВРЕМЕНИ:
1часть - 5 минут.
2часть - 17 минут.
3часть - 5 минут.
4Резерв времени - 5 минут.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 часть: - Здравствуйте ребята.
Меня зовут Людмила Ивановна.
Сегодня мы с вами поговорим о чем-то интересном. А о чем? -Подсказка скрыта в стихотворении И.Никитина. Послушайте его, пожайлуста.
Вот за горкой крутой
Колокольчик запел,
На горе призатих,
Под горой прозвенел.
Прозвенел по селу,
В чистом поле поет,
На широкий простор
Душу сердце зовет.
- Дети, о чем так красиво рассказал в своем стихотворении Иван
Никитин. /О колокольчике/.
Вот сегодня мы с вами и поговорим, как в старину люди не имея радио, сообщали друг другу важные вести и очень быстро...? Сегодня вы узнаете о разнообразии колоколов и колокольчиков, какую роль они играли, играют и будут играть-'в жизни русского народа.
Я приглашаю вас посетить один из разделов музея «Колокольчики на Руси» и поближе рассмотреть колокольчики. Дети располагаются вокруг стола с колокольчиками. Предлагаю детям рассмотреть колокольчики. А сейчас мы послушаем, как звучит каждый колокольчик по очереди.
- Колокольчики звучать по-разному или одинаково? /По-разному/
- Конечно у каждого колокольчика свой звук.
- Какой звук у колокольчиков? Как звучал твой колокольчик? /громкий, звонкий, сильный, чистый, мелодичный/.
- На что похож колокольчик? /на шапку, чашку, грушу срезанную снизу/.
- А что внутри у колокольчика? /язык - ударник/.
- Почему он так называется? /ударяясь о края колокола издает звук/
- Чем отличаются колокольчики друг от друга?
/по размеру, цвету, узорам, по звучанию, по назначению/.
2 часть
Располагайтесь, пожайлуста, поудобнее на стульчиках.
Мы с вами познакомимся с разнообразием колокольчиков и их
звучанием.
Сейчас мы с вами поговорим, как использовались колокольчики
на Руси.
Вы знаете, что на нашу древнюю деревянную Тверь часто нападали враги? /высказывания детей/
- Как вы думаете, как можно было сообщить народу о приближении врагов? /колокольным звоном/
- А назывался он набат-колокол или сигнальный колокол /спросить 3-5 детей/
- Как вы считаете, почему он так назывался? /потому что он подавал сигналы/
Совершенно верно. Сигнальный колокол подавал сигналы. В каждом городе Тверской земли был свой набат-колокол. Рассматривание рисунка. На этом рисунке изображен сигнальный колокол. Когда он звонил люди собирались на площади и слушали, что же случилось, по звучанию определяли издалека, если шло какое-то несчастье.
- Как вы думаете, о каких грозящих несчастьях мог сообщать сигнальный колокол? /о пожаре/.
- Правильно ,сигнальный колокол оповещал о грозящих стихийных бедствиях, о пожаре, наводнении, выполнял роль оборонительных сооружений, служил «Маяком», ориентиром во время снежных метелей, морских путешествий. На протяжении многих веков колокола своим звоном сопровождали жизнь народа. Попробуем позвонить в сигнальный колокол и послушаем как он звучит. /2-3 детям предложить позвонить в колокол/.
- Так какой же должен издавать звук сигнальный колокол, набат-колокол? /громкий, сильный, призывный, протяжный,
тревожный/.
Однажды, гуляя по улицам нашего города, я услышала красивый, мелодичный перезвон.
- Как вы думаете, где были расположены эти колокола, чтобы их могли слышать многие люди? /в церквях/.
- Да, ребята, я слышала перезвон церковного колокола. Показ рисунка.
- Для них сооружали специальные звонницы и колокольни.
В праздник, в церквях, на колокольне колокола звонили очень музыкально и красиво.
- А вы знаете, как назывался человек, который звонит в коло
кола? /звонарь/ Спрашиваю 2-3 детей.
Звонарь старался всем показать свое мастерство. Церквей на Руси было очень много и в праздники по всей земле русской слышался «малиновый звон». Мне очень хочется, чтобы вы послушали малиновый колокольный звон.
Мы прослушали удивительно музыкальный, красивый, мелодичный звон.
- Колокола не только радовали народ своим красивым, чистым, малиновым звоном, но и играли в жизни русского народа важную роль.
- А где еще использовались колокольчики? Узнать это вам помогут иллюстрации.
- Приглашаю детей к мольберту с иллюстрацией, на которой изображена почтовая тройка.
- Что изобразил художник на этой иллюстрации? /тройку лошадей/.
- Так где же использовались колокольчики? /при езде на лошадях/.
- Сначала колокольчики подвешивала под дугой у лошади, развозившей почту.
- Для чего же это было нужно? /их звон далеко был слышен и
люди выходили встречать почту/.
- Правильно, а еще чтобы встречные люди и другие повозки уступали почтовой тройке дорогу.
- Как вы думаете, какой звук должен быть у этого колокольчика? /громкий, звонкий, чтоб далеко его было слышно/. Называется этот колокольчик поддужный, потому что он висит под дутой, /спросить 3-5 детей/.
- А потом колокольчики стали использовать при проведении
народных гуляний , маслянницы, рождественских колядках/,
на свадьбах и зазвенели колокольчики по всей Руси.
Показ репродукции тройка.
Мчится тройка удалая, колокольчик - дар Валдая. Звенит уныло под дутой колокольчик золотой. Езжай-поспешай, звени-утешай.
Очень любили на Руси колокольчики, а сколько пословиц и поговорок придумал русский народ про них.
- А вы знаете про колокольчики пословицы и поговорки?
Купи меня, я увеселю тебя.
С далеча весточку собою подавай.
Звенит - потешает, ездит - поспешает.
Кто колокол купит, тот счастлив.
Смотри не зевай, весело погоняй.
- Колокольчик, как живой на иллюстрации, а давайте послушаем
как звучат поддужные колокольчики.
Звону много, веселей дорога.
- Веселые, звонкие поддужные колокольчики.
Обращаю внимание детей еще на один колокольчик, беру его и звоню.
- А как звучит этот колокольчик? /глухо, незвонко/.
- Совершенно верно. Этот колокольчик называется подшейный.
- Почему он так называется? /он висит под шеею/.
- А у кого он висит под шеей и для чего это было нужно? /у домашних животных, чтобы они не потерялись/.
- А у каких домашних животных? Показ рисунка.
- Конечно для домашних животных /коз, коров, лошадей/, чтобы хозяйки издалека слышали приближение стада, а если какое-то животное потеряется, то пастухам легче найти их по звону колокольчиков.
В старину подшейным колокольчикам придавалось магическое значение - талисмана от сглаза, воды, змеи, болезней.
Ребята, а у меня есть еще какие-то удивительные колокольчики, как вы думаете, где еще могли использовать колокольчики? /в школах, на вокзале сообщали о приближении поезда, рыболовные, дверные, музыкальный инструмент/.
Видите какую роль играли, играют и будут играть колокольчики в жизни русского народа.
- О каких колокольчиках вы сегодня узнали?
/сигнальный, колокол-набат, церковный, поддужный, подшейный. ../
Все вы были очень внимательными, хорошо отвечали на мои вопросы и надеюсь узнали много нового и интересного.
А сейчас, ребята, я хочу предложить вам нарисовать тот колокол или колокольчик, который вам больше всего запомнился, а потом посмотрим у кого какой колокольчик на рисунке. Приглашаю детей к столам и мольбертам, предлагаю им листы бумаги и фломастеры.
Дети рисуют, где им удобнее: за столами, у мольбертов, лежа на ковре.
Включаю музыкальное произведение «Тройка с колокольчиками».
3 часть
- Какой колокольчик прозвучал пока вы рисовали? /поддужный/.
Какая удивительная, красочная выставка рисунков с колоколами
и колокольчиками.
Рассматривание рисунков детей и беседа с каждым ребенком по вопросам.
- Какой колокольчик ты нарисовал?
- Для чего он был нужен?
Ребята, колокола и колокольчики - это один из древнейших памятников истории и культуры.
На этом наша встреча заканчивается. Вы сегодня меня порадовали. На память о нашей встрече и как знатокам родного края хочу всем вам подарить вот такие значки.
А в следующий раз вы узнаете о самом большом русском колоколе, он так и называется царь-колокол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...
Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)
МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...
Конспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествКонспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествие в лес осенью»ие в лес осенью»
Конспект занятия в подготовительной группе ...
Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.
Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День ПобедыКонспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы...