Примерные беседы о Древней Руси с детьми дошкольного возраста.
статья (младшая группа) на тему
Статья посвященная особенностям строительства Древней Руси, своеобразии Храмовой архитектуры. А также, раскрываются представления о русской бане.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernye_besedy_o_drevney_rusi_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерные беседы о Древней Руси с детьми дошкольного возраста.
Деревянный век
Цели:
- Познакомить детей с особенностями строительства в Древней Руси.
- Дать детям представления о своеобразии Храмовой архитектуры.
Содержание занятия:
- Предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением деревянных построек, крепостных стен, башен, дворцов, храмов, мостов.
Побеседовать:
- Что изображено на иллюстрациях?
- Из какого материала сделаны постройки?
- Как вы догадались?
4. Объяснить детям, почему на протяжении многих лет плотники мастерили большинство построек из дерева:
- Русская земля всегда была богата лесами.
- Дерево легко обрабатывалось, а значит строительство идет очень быстро (жилой дом дружные плотники могли сложить за один день).
- Деревянные сооружения легко разбираются и переносятся на новое место.
- Про деревянное жилище говорят: «оно дышит», в нем всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло.
Лучшим материалом для строительства были хвойные деревья: лиственница, сосна, ель.
- Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением лиственницы, сосны, ели.
Предложить детям подумать, почему для строительства выбирали сосну (сосна ценится за свою удивительную прямизну).
- На примере макета объяснить особенность технологии изготовления построек без единого гвоздя.
Предложить детям из деталей сложить «стенку» для избы.
7. Рассказать детям, почему раньше говорили: «срубить» избу. (Раньше основным инструментом был топор, им рубили деревья, очищали их от сучьев, обтесывали и расщепляли на доски.) Акцентировать внимание детей на трудолюбии, мастерстве русского крестьянина, ведь в давние времена практически каждый крестьянин мог срубить избу.
6. Рассмотреть иллюстрацию с изображением самого древнего памятника деревянного зодчества – церкви святого Лазаря в Кижах (14 век). Неизвестный мастер смастерил церковь по образцу собственного жилища, только луковичная глава с крестом напоминает нам о том, что это церковь.
На данном примере объяснить основную особенность Храмовой архитектуры: наличие купола и креста.
Секреты русской бани
Цель: Дать детям элементарные представления о русской бане.
Содержание занятия:
- Познакомить с особенностями устройства бани на Руси: сени, предбанник, парильня.
В парильне: русская печь с раскаленными камнями, ступенчатый настил из досок, лавки с шайками, ковшами, ушат с холодной водой (чтобы ее согреть, бросали раскаленные на печи камни).
Рассказ о бане воспитатель сопровождает яркими иллюстрациями, обращает внимание детей на особенности древнерусского словаря.
- «Баня без пара, что щи без навара».
Предложить детям поразмышлять, откуда в парильне появляется пар.
Рассказать, что для образования пара на раскаленные камни печки «кидали» не только воду, но и квас, другие настои. Для аромата стелили на пол душистое сено, рассыпали мелкорубленый можжевельник.
Залить кипятком на глазах у детей березовый веник, почувствовать особый аромат русской бани.
- «Баня парит, баня правит, баня все исправит».
Дать детям валеологическую информацию.
Рассказать детям, почему на Руси баня считалась главным лекарством от всех болезней, говорили: выпарить болезнь. В бане разогревается тело человека, люди потеют, с потом выходят вредные вещества наружу. Вместе с паром в организм человека проникают вещества, уничтожающие микробы, вызывающие простуду. Когда люди парятся, происходит массаж тела.
Крестьянский труд на Руси был тяжелым, поэтому париться в бане было необходимо, после бани человек чувствует себя окрепшим и отдохнувшим.
Баня хороша и для закалки организма человека, после жаркой парилки обливаются холодной водой, зимой ныряют в прорубь, «купаются» в снегу. (Если в деревне есть водоем, то бани строили у воды.)
Железная рубашка
Цель: познакомить детей с одеждой древнерусского воина.
Содержание задания:
- Предложить детям рассмотреть репродукцию с картины «Три богатыря».
- Из какого материала сделана одежда?
- Кто мог сделать такую одежду? Кузнец.
- Как называются части одежды? Шлем, кольчуга, латы.
- Как называлось оружие древнерусского воина? Копье, булава и др.
Рассказать детям принцип изготовления кольчуг (показать макет из мелких звеньев).
- Дать детям представление о том, что одежда древнего воина была оберегом: охраняла не только тело, но и душу.
Кузнецов на Руси часто считали колдунами.
Рассказать об особенностях символики одежды, например, уже в Христианской Руси шлем был куполообразный, на кольчуге были изображения крестов.
- Рассказать детям о том, что доспехи русских воинов отличались от доспехов воинов (западноевропейских).
Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображениями одежды западноевропейского воина. У него были доспехи во весь рост, сплошная броня, хорошо защищающая тело, но сковывающая движения так, что воин не мог сам взобраться на лошадь. Закован в броню был и рыцарский конь.
- Побеседовать с детьми:
- Кто такой воин?
- На какое слово похоже слово воин? Война.
Уточнить представления детей, что Русский воин всегда только защитник Русской земли, русского народа, он всегда защищал слабых, борец за справедливость и добро.
- Предложить детям «сложить» воина из разрезных картинок, рассказать, какой воин у них получился, как они погадались.
- Побеседовать с детьми о том, какую одежду носят военные сейчас.
Поразмышлять: почему остались в прошлом кольчуга и латы и их заменила одежда из ткани.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Этические беседы по нравственному воспитанию с дошкольниками в разных возрастных группахЦель: воспитывать в детях любовь к ближнему, отзывчивость, вежливость, доброжелательность....
Беседа третья: «Драматизация сказок с детьми дошкольного возраста»
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не види...
Картотека бесед по профилактике травматизма с детьми дошкольного возраста
Номера и темы бесед: №1 - «Гололед»№2 - «Осторожно! Сосульки (снег с крыш)»№3 - «Как песок может стать опасным»№4 - «Кошка и собака- наши соседи»№5 – «Как был наказан любопытный язычок»№6 –...
Картотека "Беседы по профилактике травматизма с детьми дошкольного возраста"
Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, «фрагментированное» внимание. Основное содержание этого во...
Беседы о произведениях искусства с детьми дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15397071","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"397","style":"width: 200px; height: 165px;","width":"480"}}]]Данная статья предназна...
Беседы по нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста.
Практическое пособие...
Картотека бесед по профилактике травматизма с детьми дошкольного возраста
Картотека бесед по профилактике травматизма с детьми дошкольного возраста...