Занятие по знакомству детей с народной игрушкой
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Данильченко Татьяна Григорьевна

Материал содержит разработку  комплексного занятия по знакомству детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_narodnaya_igrushka.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Экскурсия в музей народной игрушки»

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с народными игрушками (глиняной игрушкой, матрёшкой); познакомить с игрушкой-самоделкой. Формировать интерес к русскому прикладному искусству, к понятию, из чего сделаны, как украшены; развивать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Словарная работа: народная игрушка, деревянная, глиняная, хрупкая, кукла-самоделка, стригунок, оберег, тряпичная кукла, подручный материал, природный материал.

Материал: ноутбук, иллюстрация с изображением народных игрушек, большая матрёшка, глиняные игрушки, тряпичные куклы, подручный и природный материалы, шест с лентами и шариками.

Предварительная работа: Изготовление из глины различных игрушек, рассматривание различных иллюстраций с изображением народных игрушек, роспись деревянных игрушек.

Ход занятия:

Дети слышат, что кто-то зовёт на помощь. Воспитатель и ребята находят под пенёчком маленькую куклу-самоделку (марионетку). Кукла здоровается с детьми и говорит, что её зовут Малаша, она потерялась. Жила Малаша со своей сестрой Дуняшей в музее игрушек. Воспитатель предлагает ребятам отправиться в музей, чтобы помочь Малаше. Ребята с куклой и воспитателем находят карусель, которая лежит на дорожке. Воспитатель предлагает детям поиграть в русскую народную игру «Весёлая карусель» и развеселить Малашу.

        -Я приглашаю всех покататься на весёлой карусели! Садитесь скорее, карусель отправляется!

Звучит русская народная музыка. Воспитатель поднимает карусель-шест, к которому прикреплены яркие ленты с шариками на концах. Дети берутся за ленты

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише-тише, не спешите

Карусель остановите.

Раз-два, рад-два:

Вот и кончилась игра.

(Игру можно повторить 1-2 раза, по желанию детей)

Поиграв, дети и воспитатель замечают, что Малаша развеселилась и вспомнила дорогу домой в музей. И кукла приглашает детей в благодарность за помощь посмотреть народные игрушки, и познакомиться со своей сестрой Дуняшей. Куколки встречаются, обнимаются и приглашают детей войти в музей «Народной игрушки».

Дуняша с Малашей читают стихотворение:

Друзей не покупают

Друзей не продают.

Друзей находят люди,

А также создают.

И только у нас

В музее игрушек

Огромный выбор

Друзей и подружек!

Затем спрашивают у детей: «Какие игрушки есть у вас дома? Во что вы любите играть? (Ответы детей)

        -А вот посмотрите, какие куклы есть у нас в музее (Показ слайд-шоу «Народная игрушка – наше богатство»).

Воспитатель говорит детям, что у многих любимая игрушка с детства – это матрёшка.

        -Давайте поиграем с матрёшками!

Дидактическая игра «Посчитай и собери»

Одна группа детей находят на полке матрёшек (разных по размеру и цвету). Разбирают их, считают и перемешивают всех матрёшек. А другая группа детей находят одинаковых по образу матрёшек,  собирают их обратно (матрёшка в матрёшку). Воспитатель вместе с Малашей и Дуняшей проверяют, правильно ли дети собрали матрёшек. Затем сестрички-двойняшки предлагают детям поиграть с другими игрушками – с глиняными.

Дидактическая игра «Найди две одинаковых»

Малаша с Дуняшей показывают картинки с изображением различных глиняных игрушек. Нужно найти две одинаковые игрушки и назвать их (картинок с изображением глиняных игрушек может быть от 5 до 8).

После окончания игры воспитателю с детьми сестрички-двойняшки предлагают размяться и вспомнить пальчиковую гимнастику «Лепим мы из глины»

        

Тили – тили – тили – тили – ладошка, кулачёк.

Глину дружно  замесили – месят ручками

На кусочки поделили – отрывают

И игрушек налепили – ладошка к ладошке

Курочки и петушки,

Зайцы, барышни, свистки - из пальчиков показывают игрушки

В гости приходите – руки в стороны

И на них смотрите – очки из пальчиков.

После физминутки воспитатель спрашивает детей, любят ли они лепить из глины, и знают ли они свойства глины. (Ответы детей) .Дуняша с Малашей предлагают это проверить, проведя опыты с глиной.

Сухая глина и влажная глина

Дети руками берут сухую глину и пытаются скатать шар (не получается). Воспитатель предлагает детям сделать выводы. Глина лепится, когда её предварительно намочить.

Пластилин и глина

Воспитатель с Дуняшей и Малашей предлагают детям вылепить из глины и пластилина курочки. Ребята выполняют свои работы и подводят итоги. И из глины и из пластилина хорошо лепить, но пластилин застывает быстро, а глина сохнет дольше. Зато, когда высохнет, становится твёрдой, не такой как пластилин. Вывод: глина затвердевает и становится гораздо прочней пластилина, хотя лепится также как пластилин.

Дети находят на игрушечной кроватке куклу-самоделку. Воспитатель спрашивает у ребят: «Как они понимают высказывание куклы, игрушки – самоделки?» (Ответы детей)

        -Да, правильно, эти игрушки раньше делали своими руками родители - их не покупали. А дети постарше, такие как вы, сами могли сделать себе такую игрушку-забаву, потешку, без помощи взрослого. Из какого материала сделаны эти игрушки? (Ответы детей)

        -Всё, что вы назвали: дерево, шишки, глина, жёлуди, солома, тряпки – для людей небогатых, которые жили раньше этот материал был привычный всегда под рукой. И поэтому называли этот материал подручным. Видите, каких удивительных человечков умели делать в старину. Вот, посмотрите (показ слайдов, на которых изображены куклы из соломы).

        - Ребята, вы знаете, почему назывались такие куклы «стригунки»? Они назывались так, потому что их снизу подравнивали, подстригали ножницами.

Малаша с Дуняшей хотят с ребятами ещё поиграть, и загадывают детям народные загадки.

        

На полянке девчонки

В белых рубашонках

В зелёных полушалках

                                (берёзки)

        Зимой и летом одним цветом

                                (ель)

        Цветное коромысло над рекою повисло

                                (радуга)

        Во бору, на яру стоит мужичок

        На нём красный колпачок

                                (гриб)

        Под соснами, под ёлками

        Лежит мешок с иголками

                                (ёж)

        Не море, не земля

        Корабли не плавают

        И ходить нельзя

                                (болото)

        Сидит дед, в шубу одет

        Наружу мех, пугает всех

                                (медведь)

        -Всё, ребята, поиграли чуть-чуть, а теперь, сестрички – близняшки, расскажите нам про вот эту куколку (воспитатель показывает на слайд, на котором изображена тряпичная кукла). Дуняша с Малашей рассказывают:

        -Вначале это был простой тряпичный (деревянный) столбик, который символизировал образ человека. Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгое время лицо не изображалось на кукле, так как раньше люди были очень суеверные: они считали, что лицо «оживает». Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У неё появились ручки, ножки, личико мальчика и девочки. Кукольное лицо раньше рисовали угольками из печки или вышивалось цветными нитками. После этого её можно было и рядить, то есть нарядить в кукольную одежду. Ребята, я предлагаю вам самим свертеть тряпичную куколку по одному из способов.

Куклы у Дуняши и Малаши

Не отыщешь краше:

Свернуты из тряпки,

 Руки, словно лапки,

Глазки – пара точек,

А лицо – комочек.

Воспитатель в помощь детям показывает картинки-схемы, по которым дети будут работать. Дети рассаживаются по местам и приступают к работе над куклами-самоделками. Во время работы звучат русские народные мелодии.

По окончанию работы ребята с воспитателем, с Дуняшей и Малашей рассматривают получившихся куколок. Дети благодарят Дуняшу и Малашу за очень интересную экскурсию, и обещают почаще заходить к ним в музей «Народной игрушки».

 

Занятие  в  старшей  группе  детского  сада.

(2 логопедическая  группа)

Тема: «Путешествие в  страну Мастерилию»

Программное содержание: Познакомить детей с историей возникновения бумаги, её свойствами, видами, предназначениями. Продолжать учиться смешивать два цвета для получения третьего. Развивать мелкую моторику рук, умение пользоваться карандашом – штампом. Упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук  в ориентировки на плоскости листа. Развивать воображение, внимание, фантазию, любознательность. Закреплять знания о весне.

Словарная работа: смешивание, карандаш – штамп, викторина, писчая, оберточная, газетная, гофрированная бумаги.

Материал: картинки, бумага, картон, карта, Бумажная страна, разрезные карточки о весне, карточки для викторины с вопросами о весне, картинка для игры. Спор бумаги и картона: полоски с изображением предметов для игры «Помощники бумаги»: 2 листа бумаги, поддон с водой.

Раздаточный материал: карандаши-штампы на каждого, цветные картинки с изображением куста без листьев, розовая и салатовая краски, медали.

Предварительная работа: в течение недели рассматривать альбомы «К нам весна пришла», «Времена года». Перед «путешествием» (предварительно) дети самостоятельно смешивают белый и красный цвета и желтый и зелёный, коллекция бумаги.

Ход занятия:

Дети с воспитателем играют в группе, как вдруг раздаётся весёлая музыка, и появляются картинки – Бумага и Картон. Ребята называют гостей, а гости, в свою очередь, приглашают их совершить путешествие по Бумажной стране Мастерилии. Картон показывает карту королевства и говорит, что путешествие пройдёт интересно, но тяжело, так как в каждой части королевства нужно выполнить различные задания, чтобы прийти к дворцу Принца Карандаша. А он наградит самых умелых и сообразительных своих гостей

  1. Дидактическая игра «Собери картинку»

Каждому ребёнку раздаются разные картинки с изображением весны. Их нужно правильно собрать и сказать, какое время года изображено? Как они поняли, что это весна?

Гости рассказывают, что Принц очень любит весну. Воспитатель, дети и гости начинают своё путешествие

Затем Бумага говорит, что детей уже ждёт второе задание

  1. Дидактическая игра «Весенняя викторина»

Воспитатель раздаёт детям карточки, на которых написаны вопросы о весне, и читает их, а ребята отвечают на вопросы.

Картон и Бумага ведут детей дальше. Вдруг возникает между ними спор.

  1. Дидактическая игра «Разреши спор»

Дети стрелочками показывают, где слова Картона, где – Бумаги:

- Я тоньше

- Меня можно наклеивать

- А я бываю разного цвета

- А я прочнее и толще

- А на мне лучше рисовать

- А меня труднее разрезать

- Зато я лучше гнусь и складываюсь

По окончании игры Картон обижается и уходит, а бумага продолжает путешествовать с детьми.

  1. Дидактическая игра «Помощники бумаги»

Воспитатель показывает картинки, на которых изображены предметы в определённой последовательности: ножницы, линейка, клей, карандаш, но на каждой картинке не хватает одного или двух предметов. Дети должны назвать, чего не хватает.

Бумага благодарит детей и предлагает попрыгать и поиграть.

Физминутка

Мы пишем, рисуем

Режем, сгибаем – выполняют по действиям

Чертим и клеим

Мнём, отрываем – трут кулачками

Чтобы оказаться – идут, шагают

В сказке бумажной.

Ловкие пальчики – считают пальчики

Как это важно! – присаживаются и подпрыгивают

Бумага спрашивает у детей, знают ли они историю бумаги? Откуда она появилась? Воспитатель рассказывает историю появления бумаги и показывает коллекцию разных видов бумаги.

        - Ребята, а знаете, что бумага существовала не всегда? Люди раньше делали свои рисунки на стенах пещер, высекали их на скалах, камнях. Когда люди изобрели письменность, то есть научились использовать разные материалы для письма. Очень-очень давно в Китае была изобретена бумага. Её делали из дерева и бамбука. Слово «бумага» произошло от слова «бамбиго»- то есть бамбук. Много времени бумага была редким и очень дорогим материалом. А сейчас нашу жизнь трудно представить без бумаги.

Бумага говорит, что уже привела детей к принцу Карандашу, а сама убегает по важным делам, и просит ребят провести опыт №1:выяснить, правда ли, что если бумагу намочить, то она станет непрочной. Затем провести опыт №2: если одну сторону бумаги смять, а затем разгладить и потянуть в разные стороны, где быстрее порвётся бумага: где была мятая или, где осталась ровной и гладкой? ( Выполняются опыты, и в конце каждого опыта обязательно проговаривается вывод).

Воспитатель говорит детям, что они пришли к принцу Карандашу, а он ушёл в сказочный лес, помогать Весне-красавице пробуждать природу ото сна.

        - Ребята, давайте и мы поможем Принцу и Весне. После суровой Зимы пришла красавица-Весна. Посмотрела Весна вокруг, и загрустила: всё кругом голо и пусто. Сколько ей предстоит поработать! Как ей одной со всем этим справиться? Решила Весна позвать на помощь Принца Карандаша, и всё делать по порядку: сначала землю приодеть, потом кустики нарядить свежей листвой, затем и за деревья взяться. Как же много кустов и деревьев?! А сколько травы и цветов надо вырастить! И все просят начать именно с них. Ещё больше загрустила Весна. Ребята, давайте нарядим землю травой и цветами, кустики приоденем молоденькими салатовыми листиками. Мы утром приготовили нужную краску и для цветочков и для листочков. Для цветов белую и розовую, а для листочков – салатовую, потому что весной листочки не тёмные, а светлые. А как мы получили их? (ответы детей). Мы смешали 2 цвета краски для цветов: белую и красную; для листочков – смешали жёлтую и зелёную краски. Давайте работать, помогать Весне.

Детям раздаются листы с изображением голого куста и земли. Ребята берут карандаши – штампы, и начинают ими рисовать листочки и цветочки. После того как дети нарисовали всё, воспитатель рассматривает с детьми их рисунки, и благодарит их за то, что помогли Весне и Принцу Карандашу.

В завершении, воспитатель говорит, что путешествие закончилось, спрашивает у ребят, что понравилось, что не очень, и вручает медали от Принца Карандаша «Юные друзья Бумажной страны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурные минутки используемые на занятиях для знакомства детей с народными промыслами.

Физкультурные минутки для занятий по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством....

Знакомство детей с народной игрушкой-ЗАЙЧИК НА ПАЛЬЧИК

Презентация для детей и родителей,как быстро и интересно порадовать ребёнка....

Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрешкой.

Материал открытого занятия по народно - прикладному творчеству во второй младшей группе. В формате интегрированного занятия идёт знакомство детей с русской матрёшкой.На занятии сочетаются позновательн...

Презентация "Знакомство детей с народной игрушкой"

Народная игрушка_это игрушка развивающая,вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся про...

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой....