Активизация творческих способностей детей старшего дошкольнго возраста при подготовке к школе.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Организация такой системы занятий с дошкольниками,
которая будет способствовать
- проявлению беглости, гибкости, оригинальности мышления ( а именно,
детской фантазии, установления причинно-следственных связей, языкового
чутья, умения сочинять сказки и рассказы, решать проблемные задачи) ,
-психологической подготовке ребенка к школе и социально-
психологической адаптации в обществе ( обучение приемам снятия
психоэмоционального напряжения, релаксации, социальным навыкам).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по развитию творческого воображения дошкольников.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с № 5 г.Владимир мкр.Оргтруд
Программа
развития творческого мышления детей
старшего дошкольного возраста.
Составлена педагогом-психологом
первой квалификационной категории
Головановой
Еленой Владимировной
2012 г.
Пояснительная записка.
Деятельность учреждений образования направлена на создание необходимой среды для развития личности воспитанников, их способности к творчеству. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности , предоставляемые постоянно обновляемой жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выражении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворить высшую человеческую потребность- потребность в самореализации.
Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования,. Эта актуальность обусловлена прежде всего тем, что традиционное школьное обучение представляет собой в большей степени репродуктивный процесс передачи ребенку того, что создано человечеством в различных областях науки и культуры. Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления ( возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка.
Исследования по поводу влияния творческого и логического потенциала на познавательные возможности показали, что специальный курс по развитию творческого мышления детей повышает их познавательную активность, степень усвоения знаний, способность к формированию более широких понятий, самостоятельность мышления. Поскольку в системе дошкольного образования такие занятия представлены мало, творческое мышление детей развивается стихийно, и по мере продвижения ребенка к окончанию школы уровень творческого мышления снижается. Направленная систематическая работа с детьми дошкольного, а затем школьного возраста создает благоприятные условия для развития творческих способностей. Поэтому программы по развитию творческих способностей детей чрезвычайно востребованы.
Творческий процесс окрашен яркими и сильными положительными переживаниями. Это делает его привлекательным для ребенка и влияет на формирование потребности в творчестве, создании нового, открытии неизвестного. Творческая мотивация стимулирует развитие любознательности, поддерживает у ребенка интерес к школе как источнику знаний, необходимых для творчества. Развиваемая у дошкольников креативность способствует творческой переработке субъективного опыта детей ,делает их открытыми для непознанного.
Создавая на занятиях условия по развитию творческого мышления у ребенка появляется возможность овладеть культурно обусловленными способами творческого самовыражения. Эти занятия помогают ребенку выразить свои собственные чувства, обогащают его опытом преодоления шаблонов и стереотипов.
Известно, что психическое развитие детей дошкольного возраста также зависит от учета и использования сензитивных периодов в развитии отдельных психических функций. Наиболее сензитивным для развития творческого мышления и воображения является старший дошкольный возраст( 6-7 лет).Ребенок в этом возрасте уже хорошо осведомлен о предметах и явлениях окружающего мира, проявляет любознательность и пытливость, заинтересован в получении новой информации. Для детей этого возраста характерно наглядно- образное мышление, являющееся предпосылкой для формирования словесно-логического мышления. Речевое развитие ребенка этого возраста характеризуется хорошим словарным запасом ( 3,5 -7 тыс.слов). Зрительно-пространственное восприятие имеет достаточно высокий уровень. Развитие зрительно-моторной координации позволяет детям 6-7 лет координировать свои движения. Рисовать линии, простые предметы, хотя для этого возраста и характерно слабое развитие мелких мышц рук. Дети старшего дошкольного возраста с интересом играют, учатся, трудятся, фантазируют. Они способны к произвольному вниманию. Однако его устойчивость невелика. Однотипной деятельностью ( лепка, рисование, слушание) ребенок может заниматься не более 10-12 минут.При этом дети этого возраста еще не способны быстро и слишком часто переключать внимание с одного объекта на другой.У них преобладает непроизвольное запоминание, проявляется способность к произвольным действиям. Одновременно ребенок не может воспринимать более двух объектов.
Таким образом, дети дошкольного возраста испытывают затруднения при статических нагрузках, ограничениях двигательного режима, быстром переключении с одного вида деятельности на другой, восприятии более двух объектов одновременно.
Дети 6-7 лет способны осознавать свое положение в обществе людей. Они интересуются окружающими, умеют общаться со взрослыми и сверстниками, проявляют способность сопереживать и сочувствовать, могут оказать посильную помощь. Ими освоены основные правила поведения и взаимодействия в игре и быту, они умеют управлять своим поведением , понимают правила и ограничения. Могут выполнять поручения взрослых, ориентируются в знакомой и незнакомой обстановке. Дети этого возраста способны выполнять задания педагога, если они сформулированы четко и кратко, содержат алгоритм действия. В тоже самое время эти дети затрудняются в оценке результатов своей деятельности. Им трудно сравнивать продукты своего труда с другими работами, они не умеют исправлять ошибки. Как правило из самооценка завышена.Они могут неадекватно реагировать на неуспех, замечания и критику со стороны взрослого и сверстников.Поэтому при составлении программы я учитывала как индивидуальные( по результатам наблюдения и диагностики ребенка) , так и возрастные особенности детей 6-7 лет, задача которой состояла не только сохранить в ребенке творческое начало, но и помочь ему проявить себя как творческую личность. Чтобы программа получилась более насыщенной я использовала имеющиеся наработки и методики ведущих психологов ( П.Торренса,Л.С.Выготского,А.А.Венгера,В.Н Дружинина и др.
Цель программы:
Организация такой системы занятий с дошкольниками,
которая будет способствовать
- проявлению беглости, гибкости, оригинальности мышления ( а именно,
детской фантазии, установления причинно-следственных связей, языкового
чутья, умения сочинять сказки и рассказы, решать проблемные задачи) ,
-психологической подготовке ребенка к школе и социально-
психологической адаптации в обществе ( обучение приемам снятия
психоэмоционального напряжения, релаксации, социальным навыкам).
Основные задачи программы:
В области креативности:
- формировать мотивацию как важное условие реализации творческого
потенциала личности;
- формировать умение работать с образным, символическим и семан-
тическим содержанием текста или рисунка;
- учить отражать реальную действительность в новых привычных
сочетаниях,связях;
- учить детей смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в
старом знакомом, привычном;
- развивать готовность генерировать идеи в условиях коллективного и
индивидуального решения творческой задачи;
- развивать способности к образной и вербальной разработке деталей;
- побуждать к самостоятельной оценке своей творческой продукции;
- формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в
действительности;
- учить преобразовывать представления памяти, обеспечивающие
в конечном итоге создание заведомо нового;
В области социально-психологической адаптации и подготовки к школе:
- развивать способность рождать новые идеи , отклоняясь от традиционных
схем мышления, быстро решать проблемные ситуации;
- активизировать речь и вербально-логическое мышление;
- развивать целеустремленность, настойчивость в решении задач;
- развивать независимость от чужого мнения, критичность мышления;
- развивать уверенность в своих силах и способностях;
- развивать эмпатию , сопереживание.
Образовательные возможности программы
< Рассчитана на дошкольников 6-7 лет
< Построена в форме развивающих занятий с учетом
-возрастных и личностных особенностей детей;
-психологических требований к организации и содержанию развивающей
работы в ДОУ;
< Занятия построены в форме игровых упражнений, что поддерживает
интерес детей в течение всего времени
< Для снижения утомляемости каждые 10-15 минут происходит смена
видов деятельности детей
< Для общения выбирается мягкий доверительный тон, используются
возможности невербального ( тактильного) общения
< Самостоятельность и активность детей, каждая попытка решить
творческую задачу, желание выполнить дополнительное задание-
положительно оцениваются
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО
РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ
- развитие воображения
- развитие мышления и речи
- формирование положительных качеств личности
- формирование культуры общения, поведения, чувств
Общие способы стимулирования творческой активности дошкольников
- обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны
психолога, не критическое отношение к высказываниям ребенка;
- обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми
для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
- поощрение высказывания оригинальных идей;
- обеспечение возможностей для деятельности (упражнения , свободной
практики);
- предоставление возможности активно задавать вопросы;
- использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
Рекомендации к программе развития творческого мышления дошкольников
- прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности,
следует сформировать у них необходимые для этого речевые и
мыслительные навыки;
- содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность
ребенка и его взаимодействие с другими детьми ;
- необходимо стимулировать детей к высказыванию собственных идей по
поводу решаемой проблемы;
- новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании;
- в центре внимания должно быть освоение смыслом понятия;
- следует развивать умение искать решения, учитывая, прежде всего
возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
Структура программы:
Программа состоит из трех основных разделов.
1. Раздел Предварительная диагностика творческого мышления.
2. Раздел Развитие творческого мышления: образного , причинного
вербально-логического .
3. Раздел Итоговая диагностика творческого мышления.
На занятиях решаются задачи из представленных разделов.
В первом разделе программы представлены методики исследования предварительного уровня творческого мышления дошкольников:
- изучение творческого потенциала ( Тест Торренса )
А.Э Симановский Развитие творческого мышления детей Ярославль Академия развития1996 г. стр 162)
- изучение уровня развития способности ребенка к фантазированию:
- изучение оригинальности рисунка ( Тест «Несуществующее животное») А.Э Симановский Развитие творческого мышления детей Ярославль.Академия развития 1996 г. стр 162)
- изучение гибкости построения графического образа; оригинальности
рисунков ( методика «Нарисуй что-нибудь» )Р.С.Немов «Психология»
3 том.М.Просвещение 1995г.)
- изучение оригинальности,скорости, необычности придумывания сюжета рассказа, сказки( Методика «Придумай рассказ») Р.С.Немов «Психология» 3 том,М.Просвещение 1995 г.
- изучение оригинальности, новизны воображения (Методика «Придумай игру» )Р.С.Немов «Психология» 3 том,М.Просвещение 1995
- Изучение уровня интеллектуального развития ( Тест Векслера- задания
7 ,9 Тест Равена форма А) Е.В.Доценко Психодиагностика в ДОУ
Волгоград Учитель 2008 г.
Во втором разделе программы представлены задания развитие творческого мышления : образного, причинного и вербально-логического , которые решают следующие задачи:
- обучать детей расчленять представления на отдельные части;
- анализировать контуры предметов;
- сопоставлять похожие предметы между собой;
- находить сходство и различие, обогащать предметы;
- узнавать в неопределенных графических формах ( чернильные пятна,
каракули) различные знакомые предметы;
- узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
- переносить действия, применяемые к одному предмету на другой;
- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
- воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;
- составлять сюжетный рассказ про какой-либо объект.
- обучать детей находить нестандартные решения ситуаций , устанавливать
причины их возникновения;
- развивать воображение детей;
- развивать критичность мышления, умение оценивать свою и чужую
деятельность;
- предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений;
- устанавливать логику причинно-следственных отношений;
- понимать и применять приемы образного сравнения ( аналогии);
- развивать речевые умения, обогащать словарный запас.
- придумать новое окончание сказки, рассказа;
- нарисовать сказку на заданный цвет, сюжет, предмет;
- придумать историю про обычный бытовой предмет;
- учить объединять части в целое;
- учить связывать вербальную и невербальную информацию;
- придумывать символы для понятий;
- изменять вещи с помощью образной разработки деталей.
- применять различные приемы для сочинительства и решения творческих
задач.
Третий раздел включает набор методик по отслеживанию динамики в развитии творческих способностей детей, который включает в себя :
- изучение творческого потенциала ( Тест Торренса -А.Э Симановский
Развитие творческого мышления детей Ярославль Академия развития
1996 г. стр 162)
- изучение уровня развития способности ребенка к фантазированию:
- изучение оригинальности рисунка ( Тест «Несуществующее животное»-
А.Э Симановский Развитие творческого мышления детей Ярославль
Академия развития 1996 г. стр 162)
- изучение гибкости построения графического образа; оригинальности
рисунков ( методика «Нарисуй что-нибудь» Р.С.Немов «Психология»
3 том.М.Просвещение 1995г.)
- изучение оригинальности,скорости, необычности придумывания сюжета рассказа, сказки( Методика «Придумай рассказ» Р.С.Немов «Психология» 3 том,М.Просвещение 1995 г.
- изучение оригинальности, новизны воображения (Методика «Придумай игру» Р.С.Немов «Психология» 3 том,М.Просвещение 1995 г.
- Изучение уровня интеллектуального развития ( Тест Векслера- задания
7 ,9 Тест Равена форма А) Е.В.Доценко Психодиагностика в ДОУ Волгоград Учитель 2008 г.
Содержание программы ( 26 часов)
Раздел программы | Темы занятий | Кол-во часов |
1.Предварительная диагностика творческого потенциала | Диагностико-мотивирующее. Организационно-мотивирующее. Введение в занятие. Знакомство с ритуалами занятия. Постановка целей. | 2 часа |
2.Развитие творческого мышления | Развитие умения представлять последствия событий, образного и вербально-логического мышления. | 22 часа |
4.Диагностика творческих способностей | Определение уровня творческих способностей , отслеживание динамики умственного развития | 2 часа |
Условия проведения занятий
Руководство группой осуществляет педагог-психолог или педагог, обладающий определенными деловыми и личностными характеристиками, знакомый с психологией детей старшего дошкольного возраста, психологией творчества, методами развития творческих способностей детей, принципами работы подобной группы, педагогическими способами повышения творческого потенциала участников, умениями преодолевать препятствия творческого мышления ребенка и способами его активизации.
Основной единицей обучения детей 6-7 лет является занятие в группе детей.
Оптимальный состав группы : 6-8 человек,однородных по своим способностям.
Темп работы определяется индивидуальными особенностями участника группы.
Количество занятий : 26 ( 4 диагностических)
Время проведения : 30-40 минут ( академический час) в вечернее время ( после тихого часа)
Помещение: кабинет психолога или групповая комната, с оборудованными зонами
- место для проведения игр ( пл.не мене 12 кв.м),
- учебная зона со столами и стульями на 6-8 детей, ковер для релаксации.
Материал для занятий : альбом для сказок, краски, карандаши, карточки , наглядные пособия, картинки, кассеты с музыкой- релаксацией, ковер для релаксации, детские игрушки, школьная доска, цветные мелки.
Структура построения занятия.
1 часть. Ритуал начала занятия
2 часть. Слушание и беседа по сказке или стихотворению.
3 часть. Игровые упражнения и задания по развитию
аналитических способностей.
4 часть. Арттерапия и элементы психогимнастики.
5 часть . Ритуал прощания.
Принципы проведения занятия:
1.Занятие строится с учетом возможностей, творческого потенциала ребенка ( по результатам психодиагностики)
2.Обучение основано на активности и самостоятельности ребенка.
3.Каждый ребенок сам определяет степень своей включенности в занятие.
4.Допускается отказ ребенка от участия в той или иной части занятия.
5.Учитывается индивидуальный темп работы каждого ребенка, что позволяет детям, испытывающим дискомфорт в ситуации неопределенности, адаптироваться к новым условиям в удобном для них темпе.
6.Содержание занятия предполагает смену видов деятельности через каждые 5-10 минут, что достигается включением в занятие игровых приемов, гимнастических, психогимнастических и психотехнических упражнений. Включение подобных заданий способствует психической разрядке и восстановлению сил, благоприятно сказываясь на здоровье ребенка.
Приемы, используемые на занятиях
Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, контролировать эмоциональное состояние детей, что достигается следующими приемами при проведении занятия:
- ритуалы начала и окончания занятия;
- психогимнастические и психотехнические упражнения;
- совместная или индивидуальная работа в микрогруппах;
- контроль эмоционального состояния с помощью приема «Цветопись»
- эмоционально окрашенный рассказ психолога или педагога;
- подвижные или настольные игры;
- беседа;
- рисование и другие виды изобразительного творчества;
- составление рассказов, сказок, фантазирование;
- личный пример психолога
Предполагаемый результат:
Результативность работы проявляется как в качественном, так и в количественном показателях.
Качественная результативность работы проявится в том, что в процессе обучения по предлагаемой программе дети приобретают новые умения и качественно изменяют ранее сформированные.Так по окончанию обучения дети умеют:
- создавать идеи в условиях ограничений, заданных инструкцией к
выполнению упражнения;
- усовершенствовать объект через добавление деталей, приукрашать и
расширять идеи;
- придавать дополнительный смысл имеющимся объектам при помощи
добавления деталей;
- создавать имеющий смысл объект из нескольких элементов;
- изменять характеристики знакомых объектов;
- создавать необычный образ через комбинирование разных деталей;
- работать с образным и словесным материалом;
- детально разрабатывать выбранную тему;
- создавать необычные идеи и решения;
- сочинять сказки и истории, использовать свой рисунок в качестве основы
для сочинения историй;
- применять различные приемы для сочинений, решения творческой задачи;
- самостоятельно оценивать свою творческую продукцию;
- выражать отношение к творческому продукту сверстника.
Помимо этого, дети научаются:
- организовывать свою деятельность: готовить все необходимое к занятию,
менять условия работы;
- планировать свои действия: анализировать задания, определять
последовательность его выполнения, вслух проговаривать
последовательность действий;
- осуществлять контроль: сравнивать результат с заданием, находить способы
улучшения работы, самостоятельно вносить коррективы.
Развивающий эффект обучения по программе проявляется в динамике проявления творческих способностей ребенка. У ребенка возрастает скорость порождения образных, символических, семантических идей. Результаты сравнительной диагностики показывают, что к моменту завершения занятий у детей повышается уровень интеллектуального развития, усиливается положительное отношение к себе.
По окончанию учебного года ребенок оформляет альбом. В него входят выполненные им за год 20-25 заданий. На итоговом занятии в конце года устраивается выставка альбомов. Дети и родители знакомятся с творческими продуктами своих детей, которые потом забирают домой.
Основной принцип качественной результативности проведенных занятий состоит в отслеживании продвижения ребенка в выполнении творческих заданий по отношению к самому себе, но не в сравнении с успехами других детей.
Количественные показатели результативности работы получаются по итогам применения психодиагностических методик. Диагностические методики применяются дважды, до и после обучения по программе. Повышения показателей, характеризующих творческие способности ребенка, являются критериями эффективности реализации содержания программы. Освоение детьми способов, приемов, способствующих активизации творческого мышления, выработка у них умения учитывать факторы, повышающие продуктивность умственной деятельности, решать новые проблемы являются результатами обучения по предлагаемой программе.
Список использованной литературы:
1.М.М. Безруких «Сказка как источник творчества детей».М. Владос. 2001г
2.А.И. Доровской «100 советов по развитию одаренности детей». М. Рос
.Пед.агенство. 1997 г
3.Б.П. Никитин. «Ступени творчества или развивающие игры.» М.
Просвещение 1989г
4.Н.В.Нищева «Разноцветные сказки.»С-П.Детство-Пресс 2004 г.
5.Р.С.Немов «Психология» том.1,2,3. М.Просвещение 1995 г.
6.Р.В. Овчарова «Практическая психология в образовании» .М.Сфера .1996 г.
7.Практическая психология образования . Уч. пос. под ред. И.В.Дубровиной .
М.сфера. 1998
8.Е.И Рогова «Настольная книга практического психолога в образовании»Владос 1996г.
9.Л.Б.Субботина «Развитие воображения у детей». Ярославль.Академия развития .1996 г
10.А.Э.Симановский. « Развитие творческого мышления у детей» .Ярославль.
Академия развития 1996 г.
11. Е.Синицина Серия книг «Через игру к совершенству» «Умные сказки»,
«Умные стихи », « Умные загадки» М. Лист. 1996-1998 г.г.
12.М.И.Чистякова «Психогимнастика». М. Просвещение. 1995 г.
13.А.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой».М. Фомо. 2000г.
14.З.В.Шашкова Занятия по предшкольной подготовке: развитие творческого мышления .М. Глобус 2007 г.
Занятие 7.
Цели:
1.Развитие наглядно- действенного мышления, процессов анализа и синтеза.
2.Активизация словаря, воображения.
3.Коррекция страха темноты.
Содержание:
Ритуал начала занятия
Слушание и беседа по сказке Д.Биссета «Про малютку- автобус, который боялся темноты»
Игры: «Загадки», «Скажи наоборот»
Рисование «Детский автобус»
Ритуал прощания
Источник и материал:
Е.Синицына «Умные сказки»(Стр.20)А.Симановский «Развитие творческого мышления детей»(стр.41-43), простой и цветные карандаши, альбомы, рабочие тетради.
Ход занятия.
1.Ритуал начала занятия.
Упражнение «Приветствие»
Ведущий приглашает детей встать в круг и поздороваться друг с другом.
«Утром солнышко проснулось,
Добрым людям улыбнулось.
Пригласило нас опять заниматься и играть.
Быстро за руки берись,
В круг волшебный становись!
Поздоровайся друг с другом и улыбкой поделись!»
2.Слушание и беседа по сказке Д.Биссета «Про малютку-автобус, который боялся темноты»
«Жил на свете малютка-автобус. Он был ярко красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро все трое умывались, заправлялись бензином, маслом и водой. А затем везли пассажиров из деревни в большой город у моря. Туда и обратно, туда и обратно. Малютка-автобус часто проделывал этот путь днем, но поздно вечером ездить ему не приходилось. К тому же он очень боялся темноты. И вот мама сказала ему:…
Ведущий: Что ему могла рассказать мама для того, чтобы он не боялся темноты?
-Послушай-ка одну историю! Давным-давно темнота очень боялась автобусов. И однажды мама сказала ей: «Не надо бояться. Если ты вечером побоишься выйти, чтобы окутать мир тьмой. Люди так и не узнают, что пора спать.
И звезды не узнают, что пора светить. Ну же смелей!»
И вот темнота, весь день прятавшаяся за спиной солнца, начала потихоньку опускаться на улицы и дома. По городу туда-сюда ходили автобусы. Темнота набралась храбрости и спустилась чуть пониже. На улицах уже зажглись огни. И водители автобусов тоже зажгли в своих машинах свет. Наконец темнота окутала весь город. Но не успела она опомниться, как, гудя на ходу, сквозь нее промчался автобус. Какая неожиданность! Но ей понравилось. Пожалуй. немножко щекотно, но очень весело. Потом сквозь темноту промчалось еще несколько автобусов. В них горел свет, люди в автобусах покупали билеты. садились, вставали - словом, прекрасно проводили время. Позднее, когда вышла луна, темнота играла в прятки с домами. А утром опять взошло солнце и отправило темноту домой к маме. Но теперь темнота уже не боялась автобусов. Когда мама-автобус кончила свою историю. Малютка- автобус сказала:
-Ладно, поеду.
Пришел водитель, завел мотор, зажег свет, пришли люди, расселись по местам, кондуктор дал звонок. И маленький автобус поехал прямо в темноту к большому городу у моря»
Ведущий: Как, ребята, вам понравилась сказка? А вы боитесь темноты? А что можно увидеть ночью? В сказке про автобус есть много слов с противоположным значение ,найдите их , пожалуйста.
3.Игра « Противоположности»
Деревня- город
Туда- сюда
Днем- ночью
Свет-темнота
Садились- вставали
Луна-солнце
Игра: «Загадки»
-Что может быть черным и белым одновременно?
(газета, шахматная доска, фотография)
-Что может быть горячим и холодным одновременно?
(холодильник, утюг)
-Что может быть гладким и шероховатым одновременно?
(щепка, наждачная бумага)
Очень любят дети
Холодок в пакете
Холодок-холодок,
Дай лизнуть тебя разок.( мороженое)
4.Физминутка «Любопытная Варвара»
Ведущий читает стихи и показывает движения. Дети должны повторить эти движения.
Любопытная Варвара смотрит влево.
Смотрит вправо.
Смотрит вверх и смотрит вниз .
Где же спрятался сюрприз ?
И понять она не поможет.
Кто же ей сейчас поможет?
5.Рисование «Детский автобус»
Цель: учить передавать свои впечатления в рисунке, сравнивать персонажей сказки с реальными героями
Ведущий:
Ребята, а вы представили Малютку – автобус? А его папу и маму? Какие они? Нарисуйте их в своей тетради для сказок.
6. Ритуал прощания.
По окончанию занятия дети становятся в круг, берутся за руки, и по слогам произносят :
« Мы учились и играли.
Все немножечко устали.
Нужно нам передохнуть.
Завтра снова в долгий путь.
Встанем дружно шире кругом.
Попрощаемся друг с другом» (тихо-громко)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «ШКОЛА ПОЧЕМУЧЕК» (развитие интеллектуально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста)
Краткая информационная справка.Автор: Мурадова Светлана Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ детский сад №4 г.Рассказово. Информация о программе: «Школа Почемучек»Тип ...
«Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Тест креативности Торранса. Психодиагностика творческого мышления Елены Туник. Опросник креативности Джонсона, в модификации Елены Туник
Предлагаю методики диагностики творческих способностей ребенка, которые позволят педагогам определить уровень развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста....
Личный творческий план по теме : «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» в соответствии с ФГОС»
laquo;Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»на 2018 – 2019 учебный год...
Консультация для воспитателей «Развитие и активизация творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Консультация для воспитателей «Развитие и активизация творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»...
Развитие классификационных способностей детей старшего дошкольнго возраста в разделе "Восприятие музыки" стредставми ТРИЗ-технологий
laquo;Развитие классификационных способностей детейстаршего дошкольного возраста в разделе «Восприятие музыки»средствами ТРИЗ – технологии». ...
Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет
Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование музыки как средства активизации творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»
В данной консультации раскрыты теоретические аспекты развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, обосновано использование музыки в активизации творческого воображения старших дош...