Консультация для воспитателей на тему: «Использование музыки как средства активизации творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»
консультация по музыке (старшая группа)
В данной консультации раскрыты теоретические аспекты развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, обосновано использование музыки в активизации творческого воображения старших дошкольников, описаны этапы его развития в процессе слушания музыки; основные методы и приемы, которые могут быть использованы педагогами в этом процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_vospitatelyam.docx | 24.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Использование музыки как средства активизации творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»
«Воображение важнее знания, ибо знание ограниченно. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции»
Альберт Эйнштейн
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Одним из важных аспектов развития творческой личности является развитие способности воображения. Воображение принадлежит к числу главных психических новообразований дошкольного детства. Как показывают исследования Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, следствия развития воображения у дошкольников весьма разнообразны. Это не только высокие творческие достижения в изобразительной или музыкально-исполнительской деятельности, но и полноценная готовность к школьному обучению и даже высокие эффекты психолого-коррекционной и оздоровительной работы с детьми, а также многое другое.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономорёва, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения воспитанниками нового материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Одним из средств развития творческого воображения является музыка. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач гармоничного развития личности. Главным может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство: постигая мир музыкальных звуков, ребёнок учится слышать и слушать окружающий мир, учиться выражать музыкальными звуками свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучается к целенаправленной работе, занимается элементарной творческой деятельностью.
Планируя работу, по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста можно определить следующие задачи:
– Формирование структурных компонентов творческого воображения за счёт обогащения эмоционально-чувственного опыта детей, увеличения объёма их представлений об окружающей действительности, расширения кругозора.
– Формирование творческих навыков детей в процессе восприятия музыки.
– Создание условий для формирования механизмов воображения: проблемных ситуаций, постановка задач, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность воображения.
Способность воображения - это важнейшая сторона нашей жизни. А формирование способности воображения – одна из важнейших задач педагогики дошкольного возраста. «Очень часто воображение отождествляют с фантазией, мечтаниями, визуальным, речевым или предметно-действенным конструированием несуществующих вещей. Но воображение – это уникальная способность человеческого сознания порождать идеальный образ будущего, причем реализуемого, а значит реалистичного будущего. Эта удивительная способность позволяет человеку выйти в будущее, а не делить прошлое в разных его вариациях». Если представить на минуту, что человек не обладал бы этой способность, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства.
Проще сказать - лишите человека способности воображения - и прогресс остановится!
Старший дошкольный возраст характеризуется активизацией функции творческого воображения, вначале воссоздающего, а затем творческого (позднее мы проведём чёткую границу между этими понятиями). Этот период является сензитивным для формирования фантазии, как составляющей творческого воображения.
Творческое воображение у старшего дошкольника должно обладать следующими чертами:
- с помощью творческого воображения ребёнок должен быть способен к воспроизведению принципов строения и развития вещей;
- обладать умением видеть целое раньше его частей, т.е. способностью создания целостного образа любого предмета;
- для творческого воображения ребенка характерна «надситуативность», т.е. тенденция к постоянному выходу за рамки данных условий, к постановке новых целей (что является основой будущего умения и желания учиться, т.е. основой учебной мотивации);
-мысленное экспериментирование с вещью и способность к включению предмета в новые контексты, а, следовательно, способность к нахождению способа или принципа действия.
Итак, в среднем и старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения:
-замысел в форме наглядной модели;
- образ воображаемого предмета, существа;
-образ действия существа или образ действия с предметом.
В этот период наряду с развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения - произвольное воображение. Появление и дальнейшее развитие целенаправленного творческого воображения в этом возрасте психологически связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь - со взрослыми.
Важно отметить, что в старшем дошкольном возрасте более интенсивно развиваются музыкально-сенсорные способности: дети могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике (различают, например, какой колокольчик звенит - маленький или большой, какой инструмент звучит - бубен или погремушка и т. д.).
Кроме того, у детей в этом возрасте продолжает активно развиваться речь. Она становится всё более оформленной, связной. Развивается мышление (от наглядно-действенного к наглядно-образному). Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить.
Кроме того, в период старшего дошкольного возраста практически совершенными становятся движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными. В процессе музыкальных занятий дети овладевают танцевальными движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки. Двигаются, ориентируясь в основном на образец взрослого, но могут двигаться и самостоятельно, выполняя хорошо знакомые движения.
Безусловно, дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, воробышков, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным).
Творческие проявления детей становятся всё более заметными и конкретными. Их можно наблюдать и в пении, когда дети воспроизводят звукоподражания, с разной интонацией поют имена друг друга, сочиняют несложные импровизации.
Следовательно, при любой деятельности, конечным источником операций творческого воображения является предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов творческого воображения. Получается, что основой для творческого воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.
Необходимо отметить, что теории изучения и развития творческого воображения у детей 6-7 лет, несмотря на некоторые различия во мнениях, сходятся в следующем: необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки детей. Однако не стоит чрезмерно настаивать на усвоении ими всех норм, правил и образцов деятельности, поскольку это неизбежно ведет к снижению уровня творческого воображения.
Творческое воображение в старшем дошкольном возрасте становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов. Творческое воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов, кроме того, творческое воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию.
В творческом воображении дошкольника большую роль играет общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия. Творческое воображение старшего дошкольника приобретает черты некоторой целенаправленности, известной произвольности. Все эти изменения возникают, конечно, не сразу, творческое воображение проходит в своём развитии ряд качественно своеобразных ступеней на протяжении дошкольного детства.
Формирование способности воображения - одна из важнейших задач дошкольного возраста. Формирование способности воображения в раннем возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение с взрослым, открывающим способы получения впечатлений.
Развитие способности воображения не является результатом прямого обучения, так как обусловлено растущей активностью ребенка и механизмами саморазвития способности воображения и подчеркивают, что именно «музыкальное восприятие, как сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать и есть музыкально-образное отражение действительности». Оно связано с осмыслением и сознанием того, что человек видит, слышит и чувствует. Однако почувствовать в музыке настроение - это еще не все, важно осмыслить идею произведения. Поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса.
Деятельность музыкального воображения тесно связана с музыкально-слуховыми представлениями, то есть умением слышать музыку без опоры на ее реальное звучание. Особенно большое значение в развитии способности музыкального воображения играют зрительные образы, а музыкально-слуховые образы переходят из области эмоционального в область сознательного, интеллектуального отражения. Чем активнее происходит этот процесс, тем многограннее и стабильнее становится музыкально-слуховые представления.
Музыкально-слуховые представления находятся в постоянной взаимосвязи с процессами мышления и восприятия. Важно отметить, что в зависимости от своего жизненного опыта два человека, слушающие одно и то же музыкальное произведение, могут совершенно по-разному понять его и увидеть в нем разное.
Все эти особенности восприятия в музыке, ее исполнение и создании обусловлены работой воображения, которое, подобно отпечаткам пальцев, никогда не может быть одинаковым даже у двух людей.
Согласно исследованиям в области музыкальной педагогики, творческое воображение детей старшего дошкольного возраста развивается в различных видах музыкальной деятельности, а именно:
- в процессе слушания музыки,
- в вокальном и инструментальном исполнении, - в музыкально-пластической деятельности,
- музыкальных импровизациях и сочинении музыки,
- в установлении связей музыки с другими видами искусства.
Старшие дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству. И они могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность – слушание музыки, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно и творчески проявлять себя в этой сфере.
Слушание музыки открывает для старших дошкольников возможность духовного становления и творческого самовыражения. При отборе и выстраивании музыкального репертуара программы по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста предусматривается его ориентация:
- на развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку и их эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- на раскрытие интонационной природы музыки, ее содержательного смысла;
- на последовательное и целенаправленное расширение музыкально слухового фонда знакомой детям музыки, включения в него музыки различных направлений и стилей.
Особое приоритетное значение в процессе слушания музыки имеет приобретение детьми знаний о музыке, раскрывающих интонационную, жанровую и стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей различных видов искусств и музыки.
Слушание музыки гармонично вводит детей в тайны творчества и направлено на развитие их творческого воображения. Данный вид музыкальной деятельности развивает эмоциональность детей, способность выразить свои впечатления от музыки словами и пластическими движениями.
Для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки необходимо соблюдение ряда условий:
во-первых, прежде чем приступить к развитию у детей творческого воображения в процессе слушания музыки, следует сформировать у них необходимые для этого слуховые и мыслительные навыки.
Во-вторых, новые понятия при прослушивании музыкальных произведений должны вводиться только в знакомом содержании.
В-третьих, содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
В-четвертых, в центре внимания должно быть понимание и эмоциональный отклик на прослушанное музыкальное произведение.
Освоение старшими дошкольниками умений в слушательской деятельности должно быть направлено:
- на формирование способности воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;
- на развитие умения характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
- на развитие умения выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства. Наиболее эффективными методами развития творческого воображения у старших дошкольников в процессе слушания музыки являются: представления, обобщения, погружения; сопоставление; моделирование музыкального образа; проблемно-поисковый метод (поиск взаимосвязей с другими видами искусств); мелодико-графическое интонирование.
На первом этапе развития творческого воображения в процессе слушания музыки старшие дошкольники постигают мелодико-образную сферу произведения, звучание мелодии в контексте художественного образа. При этом, дети раскрывают музыкальный образ через художественное творчество: развитие изобразительной и поэтической деятельности через музыку дает возможность увидеть мир в новом необычном ракурсе, когда ребенок становится на позицию творца-композитора, творца-поэта, творца- художника. В основе описываемой технологии лежит «теория знаков» (символов) и теория создания художественных образов.
Среди методов развития творческого воображения в процессе слушания музыки у детей старшего дошкольного возраста полезно использовать творческие задания, помогающие раскрывать детям образное содержание музыкального произведения. Они должны представлять собой, по сути, диалогическое общение и рождать у детей варианты творческого прочтения музыкальных произведений.
Следующий педагогический метод связан с организацией музыкальной деятельности детей на занятии как полифонического процесса. Суть данного метода состоит в том, чтобы создать условия для прочтения каждым ребенком музыкального произведения, исходя из своего собственного индивидуального видения, слышания, прочувствования звучащей музыки. Результатом применения данного метода должно стать то, чтобы восприятие музыки детьми в процессе слушания приобретало вид художественной «партитуры», в которой каждый ребенок имеет свой индивидуальный и неповторимый «голос», вносит в нее что-то свое уникальное и оригинальное.
Многообразие форм музыкального восприятия в процессе слушания музыки позволяет старшим дошкольникам постичь закономерности музыкального языка, что в свою очередь, позволяет развить музыкальное и творческое воображение детей.
Процесс слушания музыки можно разделить на четыре этапа действий педагогов:
1) привлечение внимания к слушанию музыки, настрой на ее восприятие;
2) повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений;
3) закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз;
4) создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественно-творческой, двигательной деятельности.
Теоретический анализ литературы показывает, что, слушая музыкальное произведение, мы не воспринимаем отдельно его мелодию, ритм, тембр, гармонию, а воспринимаем музыку целостно. В специальной литературе термины «восприятие» и «слушание» музыки нередко фигурируют как идентичные. Однако цель слушания не сводится просто к знакомству с произведением. Слышать музыку значит не только эмоционально непосредственно откликаться на неё, но понимать её содержание.
Исследователь утверждает, что «не любое слушание музыки есть музыкально-эстетическое восприятие». Исследователь в своей работе приводит мнение, который вычленил из данного вопроса проблему подготовленности к восприятию произведений музыкального искусства, степень понимания специфики музыкального языка, структуры музыкального образа.
Исследователь наметил три основных типа слушательской реакции:
˗ полное непонимание (восприятие музыки как звукового хаоса);
˗ обобщенное восприятие (способность выделять в музыке осмысленные элементы);
˗ истинное понимание (осознание закономерных связей составляющих элементов музыкального произведения).
Конечный результат – восприятие музыкального образа как явления, внутренне осмысленного и гармоничного.
Процесс восприятия музыки тесно связан с задачей формирования музыкально-эстетического вкуса, который характеризуется тем, что человек выбирает и оценивает как наиболее интересное. Хороший музыкальный вкус означает, что его обладатель способен испытывать эстетическую радость от подлинно прекрасных произведений. Отсюда возникает мысль о необходимости учить воспринимать музыку посредством музыкального анализа (анализ - разбор, анализ - беседа). Он должен обеспечить усвоение воспитанниками содержание произведения (объединить и воспитательную, и познавательную функции музыкального искусства в их достоинстве). На основе художественно-педагогического анализа происходит приобщение дошкольников к пониманию основных музыкальных закономерностей. Анализ предполагает расчленение произведения. Чтобы формировать у детей навыки восприятия музыки, педагог должен быть достаточно подготовлен в трех областях:
˗ музыкально-теоретической (знать особенности средств музыкальной выразительности, характерные черты творчества изучаемых композиторов и т. п.);
˗ психофизиологической (знать возрастные особенности детей и особенности их восприятия произведений музыкального искусства);
˗ медико-педагогической (знать методические основы организации процесса восприятия произведений музыкального искусства)
подчеркивает, что способность восприятия музыки у детей дошкольного возраста проходит через определенный этап: детям дошкольного возраста до семи-восьми лет характерно обобщенное восприятие; детям наиболее доступно восприятие таких средств музыкальной выразительности как темп, динамика, регистр, тембр.
Таким образом, чтобы эффективно организовать процесс восприятия музыки с детьми дошкольниками, необходимо предварительное проведение художественно-педагогического анализа и создание условий для ее восприятия (дисциплина, эмоциональный настрой). Теоретический анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что деятельность способности воображения протекает в области музыкально-слуховых представлений в процессе работы внутреннего слуха. Активизации данного процесса способствует художественно-педагогический анализ музыкального произведения, проводимый музыкальным руководителем с учетом возрастных особенностей детей.
Целенаправленная организация работы, направленной на развитие творческого воображения в процессе слушания музыки у детей старшего дошкольного возраста, и планомерное формирование музыкальной деятельности способствует личностному развитию детей: реализации творческого потенциала; готовности выражать своё отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых ориентаций и духовно- нравственных оснований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Рисование с элементами бумажной пластики и аппликации, как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».
«Рисование с элементами бумажной пластики и аппликации, как средстворазвития творческого воображениядетей старшего дошкольного возраста»....
«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе занятия музыкой»
В данном материале рассматривается проблема развития творческого воображения в период дошкольного детства: раскрывается такое понятие как воображение, рассказывается об особенностях его развития. Такж...
Доклад для воспитателей по теме: «Техническое конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
У детей старшего дошкольного возраста возрастает интерес к конструированию и строительным играм. Особый интерес у детей вызывает техническое конструирование....
Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Веденской М.А. и описание к презентации по теме:«Театрализованная деятельность как средство развитиятворческих способност...
Консультация для воспитателей «Развитие и активизация творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Консультация для воспитателей «Развитие и активизация творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»...
МАСТЕР - КЛАСС: "Ватопись - как средство развития творческого воображения, детей старшего дошкольного возраста"
Одним из способов развития творчества детей является использование нетрадиционной техники рисования. В процессе нетрадиционного рисования дети активно и плодотворно знакомятся со свойствами различных ...
ТРИЗ как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Теория Решения Изобретательских Задач...