Игры на песке
статья (подготовительная группа) на тему
Коррекция при синдроме гиперактивности в усовиях детского сада. Причины гиперактивности. Игры на песке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igry_na_peske.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ НА ПЕСКЕ
Коррекция при синдроме гиперактивности в условиях детского сада.
Среди различных психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться практическому психологу в детском саду, можно выделить проблему работы с детьми с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Эта проблема волнует и педагогов, и родителей, а ее актуальность подтверждается большим количеством детей.
Педагоги, работающие с гиперактивным ребенком, знают, сколько хлопот и неприятностей он доставляет окружающим.
В каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности в работе воспитателя: они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны.
Однако это одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не способны скорректировать его поведение, а порой они даже становятся источником новых конфликтов.
В психологическом словаре внешними проявлениями гиперактивности указываются невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Гиперактивности обычно сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка; при этом уровень интеллектуального развития детей не зависит от степени гиперактивности и даже может превышать показатели возрастной нормы.
Существуют различные мнения о причинах гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни и т.д.
Известный американский психолог В.Оклендер так характеризует гиперактивных детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте. Иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно контролировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов»
В отечественной медицине детям с недостаточной зрело стью отдельных зон головного мозга ставят диагноз «мини мальная мозговая дисфункция» (ММД) и связывают ее с оп ределенными «вредностями», переживаемыми плодом во время беременности матери и родов. Дети с ММД оказыва ются менее стрессоустойчивыми, у них снижена умственная работоспособность, наблюдаются моторная неловкость, по вышенная утомляемость, излишняя чувствительность; у мальчиков может отмечаться гиперактивность, агрессив ность, упрямство.
Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и к его адаптации в коллективе должен быть комплексный. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко: «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться». Вот тут и должны прийти на помощь воспитатель и психолог, которые – только в тесном контакте с родителями – могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, не удавалось еще никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.
Сотрудников нашего детского сада давно заинтересовала эта проблема, и мы стараемся ее решать.
Муниципальное дошкольное учреждение центр развития ребенка детский сад № 2 г. Владимира работает с 1976 года. С 2001 года имеет статус Центр развития ребенка. Всего в детском саду 11 групп. Вот уже несколько лет мы используем при работе с гиперактивными детьми «игры с песком».
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, неже ли стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узна вать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятель но.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чув ствительность как основа развития «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внима ние, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицатель ную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.
В условиях практически любого детского сада психологу можно взять на себя организацию игр с песком для гиперактивных детей.
Вот уже два года я используют в своей работе с детьми старшего дошкольного воз раста «педагогическую» песочницу. Занятия, проводимые в песочнице, позволяют сде лать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.
Тренировку отклоняющихся от нормы особенностей поведения следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствуют развитию одной особенности. Например, только внимания или только умения контролировать свои импульсивные действия и двигательную активность.
Поработав с одной особенностью и получив результаты, можно подбирать игры на выработку двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог хорошо усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на одновременное развитие двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по отработке в одной игре трех функций.
Поэтому и развивающие игры-занятия с песком я провожу сначала индивидуально с каждым ребенком, а затем с двумя детьми одновре менно. Занятие провожу один раз в неделю. Для организации и проведения за нятий я использую несколько ящиков, наполнен ных чистым просеянным сухим или влаж ным песком.
Набор игрушек может быть са мым разнообразным. Его состав обычно определяется сюжетом и со держанием игры, которую выбира ют сами дети. Это могут быть сюже ты любимых мультфильмов, сказок и про сто придуманные истории.
Желательно, чтобы одно временно в песочнице игрушек было не очень много, и они не должны быть слиш ком большими по размеру.
Для проведения занятий на песке я подобрала множество игрушек. Это магниты для холодильника, киндер-сюрпризы, брелочки для ключей, наборы глиняных нецке, бижутерия, разные мелки игрушки, камни, ракушки, шишки, искусственные цветы, которые распределены по категориям: «Люди», «Животные», «Транспорт», «Растения», «Разные объекты».
«Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка из вестен с древних времен. Податливость песка будит желание со здать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель, следуя законам Бытия: один жизнен ный сюжет сменяет другой, все приходит и все уходит, нет ниче го такого, что было бы непоправимо разрушено, — просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном пережива нии этого ощущения человек достигает состояния душевного рав новесия» [9].
Игра с песком — это естественная и доступная каждому ре бенку форма деятельности. Что же происходит с ним, когда он играет в песок? Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком.
«Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушеч ных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ре бенок освобождается от напряжения. А самое главное, ребенок «приобретает бесценный опыт символического разрешения мно жества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все закан чивается хорошо! Этот опыт в виде "концентрата" попадает в бес сознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке ребенком может и не осознаваться). Некоторое время он актив но ассимилирует новый материал в имеющуюся систему миро восприятия. И наступает момент (срок для каждого инди видуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой "песочный" опыт! Таким образом, осу ществляется "круговорот переносов в природе"» [6].
Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми.
Подбирая игры для гиперактивных детей, необходимо учитывать такие их особенности, как дефицит внимания, импульсивность, неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заостряя внимание на деталях), быстрая утомляемость, неспособность дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную деятельность, в том числе в игры целесообразно поэтапно: начиная с индивидуальной работы, затем привлекать к участию в деятельности в малых подгруппах и только после этого переходить к фронтальным видам работы, прежде всего к играм с четкими правилами, способствующим развитию внимания.
Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы про должаются, и на первый план выступает так называемый - дефицит внимания. Учащимся с гиперактивностью труд но сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
Как лучше подготовить таких детей к школе?
Мне в этом нелегком деле, помогает «педагогическая песочница».
Перед формированием коррекционной группы с детьми я провожу диагностическое обследование. Использую следующие методики по темам:
1. Диагностика межличностных конфликтов: тест «Рисунок семьи», социометрическая проба «День рожденье», социометрический опросник.
2. Диагностика внутриличностных проблем ребенка: методика определения самооценки дошкольника, методика родительских притязаний.
3. Диагностика реальных психологических возможностей ребенка: графическая методика «Кактус», тест «Страхи в домиках», тест тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
4. Диагностика гиперактивности: анкетирование родителей (Н.Н. Заваденко, версия 2000 г.) и воспитателей.
В состав коррекционной группы кроме гиперактивных входят неуверенные, импульсивные и невниматель ные дети, а также один уравновешенный ребенок. Последний служит примером для подражания (но без излишнего восхва ления его за образцовое поведение). Неуверенные в себе, бо язливые дети получают возможность проявить большую ак тивность, и в то же время их безопасность охраняется прави лами, которые обязательны для всех участников группы. Коррекционная группа состоит из 4 человек.
Последовательное и спокой ное приучение ребенка к внимательной работе, к сдержива нию своих импульсивных желаний и реакций является ос новной лечебно-воспитательной задачей, которая в конечном итоге приведет к успеху.
Основные задачи коррекционных занятий: снижение психоэмоционального напряжения, расслабление, регуляция мышечного напряжения.
Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры на развитие внимания, контроля за импульсивно стью и управление двигательной активностью, психогимна стические и телесно-ориентированные упражнения. Психокоррекционная работа требует длительного време ни и, конечно, большего количества занятий. Я провожу 15 занятий. Продолжительность занятия — 20 минут. Для большинства детей с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания этого недостаточно. Занятия с ними необходимо проводить циклами. Дети с удовольствием играют в одни и те же игры много раз, а польза предложенных игр состоит еще и в том, что они позволяют натренировать недостаточно развитые психиче ские функции.
Помощником в проведении занятий у меня является кукла - Песочная Фея.
Много игр и заданий я взяла из книг: Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры», Арцишевской И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду», из коррекционно-развивающей программы для дошкольников с использованием игр на песке Шиманович Ю. «Разгадай тайну Песочной страны».
Приведу пример одного занятия, которое состоит из трех упражнений.
Занятие№1 «Знакомство с мокрым песком».
Задачи: развитие тактильных чувств, внимания, воображения, навыков расслабления.
Упражнение № 1 «Здравствуй песок» (Шиманович Ю.).
Песочная Фея: В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит? (Психолог делит песок на 2 части и показывает способы увлажнения песка).
«Ручеек течет» - взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
«Дождик моросит» - другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель. Психолог обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок.
Песочная Фея: Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры – вы превратились в волшебников строителей.
Упражнение №2 «Необыкновенные следы» (Шиманович Ю.).
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на песок. «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой. «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
Упражнение №3 “Говори!” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.).
Песочная Фея: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте потренируемся: “Какой у нас сейчас песок?”
(Педагог делает паузу) “Говори!”; “Какого цвета эта игрушка?”... “Говори!”; “Сколько у меня игрушек?”... “Говори!”; “Сколько будет два плюс три?” и т. д.”
Для своих занятий я беру игры, предназначенные для работы на бумаге, и переделываю их для «педагогической» песочницы.
Вот примерные игры, которые можно провести с детьми.
“Найди отличие” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует на песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
“Кричалки—шепталки—молчалки” (Шевцова И.В.)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Надо сделать 3 силуэта ладони на песке, украшенную красными, желтыми, синими бумажками. Это — сигналы. Когда взрослый указывает на красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.
“Разговор с руками” (Шевцова И.В.)
Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
“Ласковые лапки” (Шевцова И.В.)
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на песок.
Все предметы делают следы на песке (ходят по песку), а потом ребенку предлагается оголить руку по локоть; психолог объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
“Передай игрушку” (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: снять излишнюю двигательную активность. Дети собираются возле песочниц. Играющие стараются как можно быстрее передать игрушки, не уронив их, друг другу. Можно в максимально быстром темпе передавать игрушки друг другу, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько игрушек.
“Колпак мой треугольный” (Старинная игра)
Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.
С течением времени, при дальнейшем активном участии воспитате ля, которое заключается в постоянной поддержке и дальнейшем развитии приоб ретенных детьми игровых навыков, у них заметно развивается способность вступать в конструктивные речевые диалоги, нала живать отношения со сверстниками в игре и вне игры, а также мирно разрешать воз никающие конфликты, используя речь в качестве основного эффективного комму никативного средства. Все это позитивно влияет в целом на уменьшение различных нарушений в поведении детей и на сниже ние частоты и интенсивности агрессивных проявлений в течение дня в группе детско го сада.
Литература.
- Газета «Школьный психолог», январь 2000, №4. Гиперактивный ребенок.
- Газета «Школьный психолог», 2005 № 6 «Игры с песком»
- Газета «Школьный психолог», 2006 № 2 «Игры с песком»
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, «Владос», 1995
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.:Детство-Пресс.2002
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь 2002
- Трисиддер Д. Словарь символов /Пер. с англ. М.: ФАИР – ПРЕСС, 1999
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1997.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006
10 Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.- СПб.: Речь, 2007
11 Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер,2001
12 Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика.
Тавистокские лекции. СПб.: БСК, 1998.
13 Юнг К.Г. Человек и его символы / Общ. ред. С.Н.Сиренко, М.: Серебряные нити, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно заполняя всю ёмко...
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
ldquo;Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить&rdq...
«МАГИЯ ПЕСКА» (игры с песком – это вид деятельности, который дарит детям радость)
Песок, по мнению психотерапевтов – вещество, способное вызвать у человека самые богатые ассоциации. Сухой песок способен «течь» как вода. Кроме того, песок – это некоторая &laq...
Игры с песком и на песке
Картотека игр с песком....
Методическая разработка по комплексу игр с песком. Игры с песком - полезное занятие
Методическая разработка по комплексу игр с песком.Игры с песком - полезное занятие...
Картотека "Игры с песком и на песке"
Игры для детей дошкольного возраста...