Занятие по ознакомлению с художественной литературой с использованием социо-игровых технологий.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Садовникова Ирина Вячеславовна

 

Очень хочется поделиться  понравившейся методикой В.М. Букатова по внедрению социо-игровых технологий. Социо-игровой стиль обучения ищет способы такого общения детей со взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Эта методика, по словам В.М. Букатова, держится на «трех китах»: 1.Движение. 2.Вариативность. 3.Работа малыми группами.

Мне очень понравилась эта технология проведения занятий (а ведь занятие – это и есть занимательное дело!), и я использую главные подходы из этой методики. Мне очень нравится, что дети двигаются, ведь ребенок развивается только в движении, а сейчас много детей с повышенной активностью и этим надо пользоваться, а не заставлять утомительно сидеть, тормозя этим развитие ребенка. Понравилось работать микрогруппами, что позволяет детям, учится договариваться, чего они не умеют, к сожалению. Дети сами охотно делятся на группки по интересам, где, уже не стесняясь большого коллектива, раскрываются, начиная говорить. Очень помогает мне удерживать внимание детей  смена деятельности, разнообразие.

Как рекомендует В.М. Букатов, стараюсь не брать на себя роль строгого судьи педагога, а стать для детей добрым советчиком, партнером, соискателем истины.

Методика действительно интересная  для творческого педагога, но особенно этот стиль взаимодействия понравится вашим детям. Интересно и замечательно то, что эта технология проведения образовательной деятельности подходит для любых занятий и для физкультуры, и для математики, и даже для знакомства с литературой.

Предлагаю конспект занятия по знакомству с литературой с использованием социо - игровых технологий . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon t_e_m_a.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Очень хочется поделиться  понравившейся методикой В.М. Букатова по внедрению социо-игровых технологий. Социо-игровой стиль обучения ищет способы такого общения детей со взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Эта методика, по словам В.М. Букатова, держится на «трех китах»: 1.Движение. 2.Вариативность. 3.Работа малыми группами.

Мне очень понравилась эта технология проведения занятий (а ведь занятие – это и есть занимательное дело!), и я использую главные подходы из этой методики. Мне очень нравится, что дети двигаются, ведь ребенок развивается только в движении, а сейчас много детей с повышенной активностью и этим надо пользоваться, а не заставлять утомительно сидеть, тормозя этим развитие ребенка. Понравилось работать микрогруппами, что позволяет детям, учится договариваться, чего они не умеют, к сожалению. Дети сами охотно делятся на группки по интересам, где, уже не стесняясь большого коллектива, раскрываются, начиная говорить. Очень помогает мне удерживать внимание детей  смена деятельности, разнообразие.

Как рекомендует В.М. Букатов, стараюсь не брать на себя роль строгого судьи педагога, а стать для детей добрым советчиком, партнером, соискателем истины.

Методика действительно интересная  для творческого педагога, но особенно этот стиль взаимодействия понравится вашим детям. Интересно и замечательно то, что эта технология проведения образовательной деятельности подходит для любых занятий и для физкультуры, и для математики, и даже для знакомства с литературой.

Предлагаю конспект занятия по знакомству с литературой с использованием социо-игровых технологий.

Садовникова Ирина Вячеславовна,        

 воспитатель высшей категории.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой с использованием социо-игровых технологий.

                                   Т Е М А:

Знакомство с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

                                                    Подготовительная группа.

        Провела:

Воспитатель:

Садовникова Ирина Вячеславовна.

Предварительная работа:

  1. Использование социо-игровых приемов для стимулирования мыслительной деятельности, развития интереса к художественной литературе:

  1. Работа в микрогруппах
  2. Обучение аргументации выводов
  3. Обозначение характера персонажей сказок  линией
  4. Смена мизансцен во время занятий

   

  1. Воспитание грамотного читателя на примере сказок.

 

 Программное  содержание:

  1. Познакомить детей с литературоведческим термином «басня», дать краткие сведения о баснописце И.А. Крылове.

  1. Учить внимательно вслушиваться в литературный текст.

  1. Воспитывать грамотного читателя, размышляющего над замыслом автора; читателя делающего свои собственные выводы.

  1. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, жалость к нуждающимся в помощи, умение радоваться жизни, стремление осознавать, признавать свои ошибки и пытаться их исправлять.

  1. Учить детей договариваться друг с другом, прислушиваться к чужому мнению и уважать его.

  1. Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.

     

Форма организации:

Интегрированное занятие.

Интеграция:

  1. Чтение художественной литературы
  2. Здоровье
  3. Коммуникация
  4. Социализация
  5. Труд
  6. Художественно-эстетическое развитие
  7. Познание
  8. Развитие логического мышления

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

1.Ребята, я сейчас вам задам очень сложный  вопрос. У каждого человека много хороших качеств, но есть и плохие. Как человеку вовремя увидеть свои плохие качества и постараться их исправить?

 Вы знаете? А вот я в затруднении.

Вот на этот сложный вопрос мы и будем сегодня искать ответы.

3.А чтобы быстрее найти решение, давайте объединимся в пары.

Станем разведчиками. (Деление на пары с помощью игры «Разведчики»: дети, молча, находят глазами себе пару, встречаются глазами и, по команде воспитателя, пары берутся за руки)

4.Ну, а теперь, разведчики, проходите в страну вопросов и ответов через ворота.(Проводится игра по типу «Ручеек») Но чтобы пройти паре в ворота, необходимо ответить на вопрос: «Что будет потом с этой шишкой?»

Воспитатель показывает шишку.

(дети отвечают на вопрос и проходят парами в «ворота», «ворота» отвечают самыми последними.)

5. Рассаживайтесь, парочки, поудобнее, где хотите, но недалеко от меня, чтобы всем было и слышно, и видно. Дети парами рассаживаются.

6. Недавно я прочитала интересную историю, но так в ней запуталась, столько у меня появилось вопросов, и я  решила, что только вместе с вами и смогу распутаться. Знаю только, что это не просто история и даже не совсем сказка, и даже не совсем стихи. Называется такая история – басня. Басня – это короткая поучительная история, где высмеиваются человеческие нехорошие черты характера, даже если герои истории животные. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества.  Самый известный писатель – баснописец Иван Андреевич Крылов. Самое интересное, что он  с детства жил в городе Твери и потом работал в Тверском суде. Поэтому Тверь он считал своим вторым домом. Сейчас в Твери стоит памятник Крылову в сквере около цирка, есть улица Крылова.

Показать портрет Крылова и фотографию памятника.

  1. Я сейчас прочитаю вам самую известную басню Крылова. Я знаю  ее с детства, но сейчас думаю, что совсем не понимаю, что она высмеивает, чему учит. Попробуем вместе разобраться. Договорились? И так, слушаем…..

Чтение басни «Стрекоза и Муравей» название басни не дается.

8. Анализ содержания басни. (Дать несколько минут парам на обсуждение) (Дети работают микрогруппами (парами)  и передают шишку говорящей паре)  Говорить может та пара, в чьих руках шишка.

-Есть ли в этой басне не очень понятные слова? Вам все понятно? А вот мне совсем непонятно, что значит:

- «Зима катит в глаза»?  Она что на колесах?

(Рассуждения детей:быстро наступает, когда валит снег, он попадает в глаза, пурга, ветер)

- А вот такое выражение – «помертвело чисто поле»? Что-то страшновато стало от таких слов. Как вы их понимаете?

(Размышления детей: Опустело поле, т.к. убран урожай, замерзла земля, нет насекомых, птиц, темно и сыро, холодно, уныло, тоскливо)

- А почему «нужда, голод настает?» Ведь мы же знаем, что все птицы, насекомые, звери как то приспосабливаются к зиме. А что же Стрекоза?

(Дети размышляют, высказывая свое мнение, педагогом приветствуется любое мнение, даже самое неожиданное и не одно не опротестовывается)

-Кто запомнил, как Стрекоза добиралась до муравья?

(Злой тоской удручена, к муравью ползет она)

-А как вообще-то передвигается Стрекоза? Кто видел стрекозу? Мы говорим: «Ты как стрекоза!»  О каком человеке так говорят?

(Рассуждения детей)

-Какая пара изобразит, как летает стрекоза? Как жила она летом? Покажите? (желающие  пары показывают)

А в басне она ползет к Муравью, покажите как..

(желающие  пары показывают)

- А как же понять- «злой тоской удручена»? На кого она злится? Кто виноват? Давайте попробуем передать ее мысли.

 (Дети высказываются: Она злится на зиму, что так быстро наступила; Злится, что ее никто не пускает, она думает, что все злые; Она, наверное, злится на себя, что ничего не приготовила к зиме, не запасла припасов, не построила домик)

-Что же делать Стрекозе? Пусть каждая пара подумает: есть ли у Стрекозы выход? Что мы можем ей подсказать? Посоветуйтесь друг с другом. И я подумаю тоже.

(Ответы детей были разными:  Она может быстренько себе что-нибудь построить из щепочек каких-нибудь; Пускай идет к бабушке, она-то ее примет и накормит; Пускай просится у перелетных птиц взять ее с собой в теплые страны; Она же артистка, пускай работать устроится у зверюшек в театре.)  

- Как решил поступить со Стрекозой автор, мы знаем. Но не хочется ли вам попробовать переделать конец басни?

(Эксперименты детей с переделыванием концовки басни) 

- А что мы можем сказать про Муравья? Какой он?

(Разнообразие ответов: Он трудолюбивый, он всегда строит дом; Он запасливый, конечно он приготовил много припасов на зиму;  Он добрый;  Нет! Он злой, он не пустил к себе стрекозу.)

-Почему он все-таки не помог Стрекозе, не пожалел ее?

(Дети: Потому что она вся грязная была, как бомжиха. Потому что она не умеет работать, а муравей любит, чтобы все работали; Он безжалостный какой-то; Нет, он справедливый!)(Приветствуются разные, пусть даже противоположные мнения. Пусть будет дискуссия!)

Разойдитесь в разные стороны: в одну сторону те, кто считает, что Муравей поступил правильно, а в другую кто считает, что он не прав. Потом мы это решение обсудим. И я подумаю. (Воспитатель принимает решение одной стороны, потом переходит к другой)

Вы разные и мнения у вас  разные.

Дети разделились на две группы

(Аргументы 1 группы: мы думаем, что муравей поступил правильно, потому что он ведь без стрекозы строил себе дом; стрекоза бездельница) (Аргументы 2 группы: Мы думаем, что муравей не прав, он мог помочь бедной стрекозке, надо быть милосердным, он мог научить ее работать и строить себе дом, она бы пела ему всю зиму и ему было бы весело)

-Сейчас, когда мы поговорили  и о Стрекозе и о Муравье, пусть каждая пара подумает, как можно линией изобразить характер героев басни.( дети берут приготовленные  бумагу и карандаши и выбирают любое место в группе    (даже на полу, на стуле, пусть ищут сами), обсуждают парой и рисуют линию: прямую, спиральную, ломаную, волнистую и т.д.)  

Линии у вас получились  разные, потому что у вас разные мнения и взгляды.

-Как бы вы назвали эту басню? А кто, по-вашему, здесь главный герой? Почему? (Решается судьба стрекозы, через стрекозу высмеиваются недостатки)

А вот у Крылова она называется «Стрекоза и Муравей»

-Подумайте, пожалуйста, мне непонятно, здесь только плохие черты характера Стрекозы осуждаются?  А у Муравья можно найти плохие черты? Но разве плохо радоваться жизни, лету, радуге, цветам, петь веселые песни?  А у Муравья какая жизнь, все лето он только и делал, что носил на себе хвоинки, былинки, не разгибал спины, не поднимал головы, чтобы увидеть яркие летние краски, все запасал, строил. Для чего? Что он зимой будет делать? (Опять у детей разные мнения: Он не видел солнышка и, наверное, не купался в речке и не загорал, все трудился и трудился;  Зато он будет сытый зимой; Он не радовался летом и зимой будет сидеть в темноте под снегом без радости; Он даже не видел неба и солнца и не замечал цветов и пения стрекозы; Зато у него много варения.)

 Изобразите, как он работал летом. (Дети парами изображают)

Мне почему-то и Муравья жалко!

Мы много говорили и о Стрекозе и о Муравье. У нас у каждого свое мнение: кому-то жалко Муравья, кому-то стрекозу, кому-то, как мне , например, и того и другого. И художникам иллюстраторам тоже, каждый по-своему оценивали героев. И они  это отобразили на своих иллюстрациях.   Посмотрите.

Воспитатель показывает иллюстрации разных художников)

- Знаете, я вот все думаю и никак не могу вспомнить, какую очень известную сказку напоминает мне басня  «Стрекоза и Муравей? Где тоже один все лето трудился, а другие резвились. Чем закончилась эта сказка?  (Три поросенка)

- Вот в чем отличие сказки от басни. Басня, хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить. А сказка показывает, что добро побеждает зло.

Так чему же учит нас басня Крылова «Стрекоза и Муравей»?

И жизни радоваться надо, и солнышко видеть, и цветами восхищаться, но делу время, а потехе  час. Поработал, отдохни, а не наоборот.

Как вам сегодня было на занятии? Спать хотелось? Гулять убежать? Интересно было?

Я тоже довольна вами и собой. Я ведь думала вместе с вами и поняла, как важно вслушиваться в каждое слово, думать, почему персонажи поступили так, а не иначе.

-И как хорошо, что каждый из вас рассуждал по-разному, по своему, помогали друг другу работать в паре.

Сегодня с нашей книжной полки уйдут сказки и освободят место новой гостье – басне. Крылов написал ведь очень много басен. Мы их с вами тоже почитаем.

А так как басня учит трудолюбию, не безделью, то здесь поставим книги о труде, пословицы и поговорки.

А еще Андрюша принес нам мультфильмы по басням Крылова. Мы их обязательно будем смотреть, в том числе и басню «Стрекоза и муравей»

Спасибо вам, дорогие мои, за увлекательную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: Ознакомление с художественной литературой с использованием интерактивных технологи

Конспект занятия: Ознакомление с художественной литературой с использованием интерактивных технологий....

Конспект занятия по экологии в старшей группе с использованием социо-игровой технологии.

Данный материал будет полезен воспитателям, работающим по социо-игровой технологии....

«Использование социо-игровой педагогической технологии при знакомстве с художественной литературой»

Мастер-класс "Использование социо-игровой педагогической технологии при знакомстве с художественной литературой"...

Мастер-класс «Ознакомление детей с художественной литературой с использованием социо-игровых технологий»

Мастер-класс «Ознакомление детей с художественной литературой с использованием социо-игровых технологий» ....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе детского сада в старшей группе.

Конспект занятия разработан для детей старшей группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечивает полноценное восприятие и понима...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в подготовительной группе

Описание материала: конспект занятия разработан для детей подготовительной группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечива...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в подготовительной группе

Описание материала: конспект занятия разработан для детей подготовительной группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечива...