Музыкально-образовательная деятельность старших дошкольников
план-конспект занятия (старшая,подготовительная группа) на тему
Материал написан по теме музыкально образовательная деятельность старших дошкольников. Прилогается примерное перспективное планирование занятий по теме. Цели, задачи старшей подготовительной группы: конспекты, диагностика,критерии диагностического иследованния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyymicrosoft_office_word.docx | 10.79 КБ |
tekstovyy_dokument_opendocument.odt | 14.45 КБ |
muzykalno.doc | 37 КБ |
priklyucheniya_na_novogodney_elke.doc | 41.5 КБ |
primernoe_planirovanie_zanyatiy_muzykalno.doc | 38.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: « Музыкально – образовательная деятельность старших дошкольников ».
МДОУ детский сад « Солнышко »
Музыкальный руководитель
Калинина Д Г
г. Лихославль 2012 год.
Предварительный просмотр:
Актуальность
Музыкальная деятельность дошкольников - это разные способы, средства познания детьми музыкального исскуства (а через него и окружающий жизни, и самого себя) с помощью которого осуществляется и общее развитие. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке, как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах, а так же специальные знания о способах исполнительства. Актуальность данной темы предопределена практикой работы с детьми дошкольного возраста. Раздел "восприятие музыки" на музыкальных занятиях не достаточен для развития музыкально-образовательной деятельности ребёнка. Анкетирование, которое я провела среди родителей, показало, что не все родители выезжают с детьми на концерты, музыкальные спектакли. В нашем небольшом городе нет возможности посещения театров, филармоний. Дома, к сожалению, тоже не все слушают классическую музыку и обмениваются своими впечатлениями о прослушанном произведении. Эта проблема актуальна, так как основа воспитания музыкальной культуры закладываются уже в детстве. Опираясь на рекомендации программы "Радуга" (по которой работает наш детский сад), где в системе музыкального воспитания выделяется блок занятий познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста. Я составила примерные перспективные планы по старшей и подготовительной группе на год. Тем самым систематизировала работу музыкально-образовательной деятельности. Согласно плану разработала конспекты к занятиям. Практика показала, что применение музыкально-дидактических пособий вызывает активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствуют более быстрому овладению детьми музыкальными знаниями. Поэтому на каждом занятии я использую музыкально-дидактические игры. В работе необходимо большое внимание уделять сказке. Сказка – тоже своего рода игра. Сказочные образы дают возможность легко ввести ребёнка в мир музыки. Например, красивые две куклы – принцесса Домисолька и принц Рефаляк, которые всегда рады встречи с детьми и у них есть всегда что-то новое и интересное в их музыкальном музее. Так ребят старшей группы на протяжении всего учебного года они знакомят с различными музыкальными инструментами, их внешним видом, звучанием. Обращаем внимание на форму инструмента, из какого материала сделан, на что похож. Даём детям потрогать инструмент, рассматриваем иллюстрации с его изображением, показываем способы звукоизвлечения и предлагаем самим извлечь звук, и, что немаловажно, учим детей ухаживать за инструментом, чтобы сохранить их звучание и внешний вид как можно дольше. Знакомство с музыкальными инструментами – очень важный этап на пути к музыке. К концу учебного года дети могут определить из какого оркестра (симфонического или народного) звучит тот или иной инструмент. В подготовительную группу они приходят уже с определённой базой знаний. Мы знакомимся с балетом « Щелкунчик » П.И.Чайковского, с балетом « Золушка » С.Прокофьева. Дети соприкасаются с шедеврами мировой классики. За счёт этого постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.
Предварительный просмотр:
Музыкально-образовательное занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: « Русский человек – и жрец и на дуде игрец »
Цель занятия: дать детям представление о музыкальной культуре русского народа, научить их различать музыкальные инструменты. Развивать речь, память, активный и пассивный словарь.
.
МДОУ « Солнышко»
Муз.рук. Калинина Д.Г.
2009г.
Задачи: знакомство с музыкальными инструментами: их внешним видом, устройством, тембром звучания, историей возникновения.
Музыкальный работник в русском народном сарафане.
Дети входят в зал (фонограмма спокойной музыки)
М.р. – Здравствуйте, красны девицы!
– Здравствуйте, добры молодцы!
М.р. – Здравствуйте, гости дорогие. Милости просим на наш широкий двор.
Песня « Добрый день вам» р.н.п.
На Руси говорили, что русский человек и жнец и на дуде игрец. Среди нас тоже есть таланты, подрастают музыканты! Музыкальные инструменты возьмите всех игрою удивите!
Музыкальный оркестр «Камаринская» Чайковский.
Музыкальных инструментов знаем мы ребята много, а какой сейчас играет, угадать попробуй. ( звенит колокольчиком ) Послушайте как красиво звучит колокольчик. Посмотрите внимательно, как получается звук? (дети рассматривают колокольчик)
Да правильно, звук получается в результате удара язычка о стенку колокольчика. Если звук получается путём удара, то такой инструмент называется ударным.
Этот инструмент вам хорошо знаком (бубен). Как мы на нём играем, как получается звук? А как называются инструменты, звук из которых извлекается ударом? Правильно ударными. Значит бубен – тоже ударный инструмент. Этот музыкальный инструмент нравился многим, поэтому на праздниках, ярмарках, где веселился народ, можно было и увидеть и услышать цыганочек со звонкими бубнами в руках.
« Цыганский танец ».
Музыкальных инструментов знаем мы ребята много, а какой сейчас играет, угадать попробуй. (ложки) Русский человек мог и землю пахать, и хлеб растить, и дом построить, а также сделать музыкальный инструмент и сыграть на нём так, что ноги сами в пляс шли. Для изготовления музыкального инструмента использовали чаще всего ёлку. Дерево должно было быть сухим, только потом из него изготавливали музыкальный инструмент. Вырезанные ложки разукрашивали, и ударный инструмент готов. Настоящие музыканты играли на трёх, четырёх и даже десяти ложках одновременно.
М.р. – Ложкари выходите, как вы умеете играть, нам покажите.
Играют ложкари «Утушка луговая».
Есть ребята и другие ударные русские народные инструменты: стиральная доска, трещотки, рубель. Эти инструменты особенно необходимы были весной, при встрече праздника Егория, когда первый раз выгоняли домашних животных (коров, овец, коз) в поле. В этот день дети вставали рано утром и брали в руки самые шумные ударные инструменты, поднимая ужасный шум (отгоняли не чистую силу).
– Утром, как только вставало солнце, выходил пастух и играл на дудочке или жалейке, созывая животных в лес и в поле. В пастухи обычно выбирали человека, умеющего играть на этих инструментах. Играл он на них поочередно. Послушайте, как звучат эти инструменты, и подумайте, как получается звук, что надо делать, чтобы зазвучала мелодия? Правильно, чтобы получился звук надо дуть. И такие инструменты, звук в которых получается в результате дыхания, называются духовыми. Иногда, правда, считают, что духовыми они называются оттого, что надо в музыку вложить много души. Духовым инструментам часто приписывали волшебную силу, тук как животные всегда шли за играющим пастухом, и как бы они не разбежались по лесу, стадо всегда сходилось на звуки музыки.
Игра «Пастушок и стадо».
(Дети изображают животных: коров, овец, и т.д. по сигналу дети свободно расходятся по залу, а на звуки музыки все собираются вместе вокруг пастуха.)
Музыка всегда приносила радость народу, она была необходима людям, она украшала их жизнь, часто тяжелую и беспросветную, и отражали эту жизнь в песнях и наигрышах. Сливаясь с историей нашей могучей старины. Вот поэтому русские народные инструменты тесно связаны с природой русской, бесхитростностью и простотой народа русского. Есть в звучании незатейливых инструментов задушевность и теплота. О древних музыкантах - скоморохах любимых народом за их весёлость, песни и пляски много сказано в русских сказках и былинах. Верным помощником скоморохов в их забавах была домра. По форме домра похожа на разрезанную грушу. Балалайка - это типично русский оригинальный и в тоже время очень простой по устройству струнено – щипковый инструмент, появился на Руси в начале 18 века и быстро завоевал признание народа, особенно в крестьянской сфере. – Балалайка я игрунья развесёлая певунья, просто я устроена, из дощечек скроена. Три струны, да три угла вот и все дела.
М.р. – а теперь ребятки отгадайте-ка загадку.
В лесу выросло, из леса вынесли, на руках плачет, на полу скачет (балалайка)
В лесу тяп-тяп, дома то ляп-ляп, на руках плачет, а кто слушает, скачет (балалайка). Как получаются звуки, на этом инструменте? (щиплют струны). А если музыка получается благодаря игре на струнах, то как называется такой инструмент? Правильно струнный. Балалайка – это главный инструмент народного оркестра. А кто знает, как называется этот инструмент. Это старинный русский инструмент, душа народного оркестра – домра. Что различает балалайку и домру между собой: форма разная, сделаны из дерева, звук извлекается при помощи струн. Играют по струнам или рукой или медиатором. Звучание этого инструмента мы сейчас с вами услышим, «полька».
Сегодня мы с вами узнали, что русские народные инструменты, звук которых появляются при ударе по нему молотком, палочкой, ладошкой называется ударными.
Музыкальные инструменты звук из которых появляется при помощи дыхания, называется духовым. Музыкальные инструменты, музыка которых получается благодаря игре на струнах, называются струнными.
А теперь чтобы запомнить музыкальные инструменты как следует, мы с ними поиграем. Игра называется:
«Найди свой музыкальный инструмент».
Тара - ра, тара - ра вот и кончилась игра. И наша встреча с музыкальными инструментами тоже подошла к концу. До новой встречи ребята!
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.
ТЕМА: Музыкальный спектакль «Щелкунчик» (П.И.Чайковский)(музыкально-образовательная деятельность дошкольника).
Цель: 1. Познакомить детей со сказкой Гофмана «Щелкунчик».
2. С балетом «Щелкунчик» на основе музыки П.И.Чайковского.
3. Пробудить интерес к постановке музыкального спектакля.
4. Побуждать активный интерес и любовь к музыке, развивать правильное ее восприятие, отзывчивость.
5. Воспитывать музыкальную культуру.
МДОУ «Солнышко»
Музыкальный руководитель:
Калинина Диана Геннадьевна
2012 год.
Ход
Приключения у новогодней елке
(по сказке Гофмана «Щелкунчик» на основе музыки П.И.Чайковского)
Звучит «Увертюра» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского
Входит волшебник: Тихо, тихо рядом сядем
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном (обходит елку, обглядывая ее)
Сегодня я расскажу вам очень красивую сказку.
И было это в новогодний вечер
Когда в домах зажигаются свечи
В час чудесных приготовлений
Произошло это приключение.
Входят дети «Детский галоп» П.И.Чайковский (дети сели)
Звучит тихая музыка. Мари подзывает Франца к окну, они смотрят в окошко
Мари: За окном ложится снег
Снег пушистый, новогодний
Хорошо с тобой вдвоем
Помечтать о Новом годе.
Франц: Под Новый год как в сказке,
Полным, полно чудес.
Снегурочка спешит к нам,
Покинув зимний лес.
И ярко светят звезды,
И водят хоровод
Белоснежная карета
Детям сказку принесет.
Мари и Франц (вместе): 1 – 2 – 3, сказка в гости к нам иди (выходит Снегурочка)
Мари: Здравствуй, Снегурочка!
Как поживаешь?
Ищешь кого-нибудь,
Или встречаешь?
Снегурочка: Сказку вы звали? И я к вам пришла.
Подружек снежинок с собой привела.
Ветер, ветер дуй сильней, закружись в лесу быстрей.
Потанцуйте на опушке вы со мной мои подружки.
Танец снежных фей (под музыку «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковский).
Волшебник: Ну, познакомимся, друзья. Ведь вы не знаете кто я?
Я добрый, сказочный волшебник
Люблю смеяться, петь, шутить
Люблю дарить подарки детям
И всех могу на елку пригласить.
Возьму я палочку свою, игрушки с елки оживлю.
Я – волшебник, тук-тук-тук, оживлю все вокруг.
Будет весело сегодня возле елки новогодней.
Исполняется танец «Заводные игрушки» - (музыка П.И.Чайковского «Танец флейт»)
Волшебник: Еще подарок я достану, Мари и Францу я радость доставлю
Вот это Щелкунчик, его вам дарю.
Мари: Спасибо, добрый волшебник, я вас благодарю. – (берет Щелкунчика и танцует вместе с ним)
Волшебник: Щелкунчика вам оставляю, а ломать и ронять – строго запрещаю.
Мари, Щелкунчика бери, Пусть щелкает орешки – его береги!
Волшебник (к Францу) Его очень я люблю и солдатиков дарю
Франц: Солдатик оловянный в коробочке лежит
Солдатик оловянный тобой мы дорожим.
Солдатик оловянный с войны домой пришел
Солдатик оловянный – прославленный герой.
(входят оловянные солдатики)
Танец оловянных солдатиков
Оловянные солдатики: Мы стойкий, постоянный настойчивый народ.
Из ложки оловянной нас вышел целый взвод.
Без всяческой подсказки, веселые всегда
Из старой мудрой сказки явились мы сюда.
Стройны мы и плечисты, штыки у нас горят.
Румяные горнисты тревогу нам трубят.
Бегут от нас буяны, не любим мы задир
Ведет нас оловянный, бывалый командир
Все: Ать-два, ать-два, ать-два
Волшебник: Мари и Франц не скучайте,
Фею Драже с конфетками встречайте.
Палочкой своей взмахну,
Фею в гости позову.
Фея: Очень рада вам, мои друзья. Всё могу предложить вам я. Конфетки, эскимо. Вы выбирайте, что хотите, но договор, чур, не грустите.
Здесь сладости сейчас свой танец начинают.
Хотите посмотреть? Вас тоже приглашают.
Танец конфет (звучит музыка «Танец Драже», в конце танца Мари кружится с Щелкунчиком, затем Франц кружится с Щелкунчиком и роняет его, грустит)
Мари: О, милый Щелкунчик, ты брата прости.
Он добрый, он нежный, его не вини.
Тебя не хотел он вовсе сломать,
Ему захотелось с тобой поиграть.
Щелкунчик: (голос в записи) Мари, родная, прошу, помолчи
Злую Мышильду ты победи.
Я враг мышиного царства
Мыши меня боятся
Хотят они со мною покончить,
Чтоб историю эту закончить.
Волшебник: Тик и так, тик и так, не стучите громко так.
Слышат мыши за углом, пробираются в наш дом.
(входит Мышильда с мышатами; танец мышей)
Мышильда: Мыши, мыши – все сюда, я Щелкунчика нашла
Будет он и день и ночь все орехи нам толочь.
Если будет непослушен, то его мы бросим в печь
Волшебник: Ничего страшнее нет для мышей, чем яркий свет.
Елку мы сейчас зажжем и Мышильду в плен возьмем.
Беритесь за руки скорей, не выпускайте вы мышей.
Игра «Не выпустим»
Мышильда: Ах, так! Ну, противные дети – берегитесь. Сейчас я укушу вас, и вы превратитесь в елочные игрушки.
Игра «Пятнашки»
Мышильда: Прекратите хлопать в ладоши и смеяться. Я не выношу шума. Я…я… теряю силу (Мари срывает с Мышильды корону, мыши убегают)
Волшебник: Свершилось чудо в эту ночь, умчались все невзгоды прочь
Пусть распахнутся шире двери, входите счастье и веселье. (звучит музыка из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского «Па – де – де»; выходит Щелкунчик)
Щелкунчик: Мышильда бежала, возврата ей нет,
Теперь я открою для вас мой секрет.
Развеялись чары той маски и снова
Я принц в этой сказке.
Спасибо, друзья!
Сегодня от рабства спасли вы меня.
Сгинула злая Мышильда царица,
Всех приглашаю со мной веселиться.
Музыка звонче пусть заиграет,
Мари на танец я приглашаю.
Вальс цветов П.И.Чайковский
Предварительный просмотр:
Примерное планирование занятий музыкально-образовательной деятельности подготовительной группы
№ п/п | Тема | Прогнозируемый результат | Музыкальный репертуар | Музыкально-дидактические игры |
1 | Если ноты встали в ряд | Иметь элементарное представление о нотной грамоте. Знать название нот, их местонахождение на нотном стане. | Муз. В.Герчик, сл. Н.Френкель «Нотный хоровод» Муз. Г.Струве, сл.Соловьёвой «Песенка о гамме» Музыкальная сказка о.Козлова Сказка В.Лунина «Песенка» | «Раз-два-три место нотки ты найди». «Я по ступенькам поднимусь» |
2 | Сказочный мир превращений | Знать, что такое театр, балет, балерина. Узнавать тембры знакомых инструментов симфонического оркестра. | Фрагменты из балета П.Чайкоовского «Лебединое озеро» | «Удивительный мир балета» (пазлы) |
3 | Знакомство детей с балетом – сказкой П.Чайковского «Щелкунчик» | Знать сюжет сказки. Уметь чувствовать характер музыки, определять характер героев, их настроение. Развить творческое воображение. | Фрагменты из балета П.Чайкоовского «Щелкунчик». «Марш оловянный солдатиков» «Танец принца и Мари» «Колыбельная» «Заводные куклы» «Битва с мышиным войском» | «Удивительный мир балета» (пазлы) |
4 | В детском музыкальном театре | Стремление участвовать в музыкально- драматических спектаклях «Вальс цветов». | Фрагменты из балета П.Чайкоовского «Вальс снежных хлопьев» | «Угадайка» |
5 | Три кита | Многообразие отражений мира в многообразии жанров. Уметь выявлять жанровое начало (песни, танец, марш) как способ передачи состояний человека природы. | «Походный марш» Д.П.Кабалевский «Вальс» Д.П.Кабалевский «Полька» р.н.п. «Во боле берёзка стояла» «Осенняя песенка» П.Чайковский | «Три кита» |
6 | Музыкальная сказка о Марше. Автор: Э.Ерамасова | Уметь различать характер музыки. | «Марш с барабанами» Е.Типичеевой «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский «Физкультура» Ю.Чичнёва «Шуточный марш» Сумарохова | «Весело - грустно» |
7 | Знакомство детей с балетом «Лебединое озеро» - П.Чайковский | Знать сюжет постановки. Знать, что такое музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр. | Фрагменты балета С.Прокофьева «Лебединое озеро» видиозапись | «Удивительный мир балета» (пазлы) |
8 | Знакомство детей с балетом С.Прокофьева «Золушка» | Знать сюжет сказки. Обогатить музыкальные впечатления детей. Способствовать формированию общей духовной культуры. | Фрагменты балета С.Прокофьева «Золушка» | «Определи характер» |
9 | Брейн-ринг | Проверить и закрепить знания детей, полученные в течение года. | Вальс цветов П.Чайковского Музыка из балета «Щелкунчик» «Походный марш» Кабалевский «Осенняя песенка» Чайковский | «Угадайка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интеграция непосредственно организованной образовательной деятельности и самостоятельной коммуникативной деятельности старших дошкольников посредством моделирования»
Тематическое планирование через интеграцию непосредственно организованной образовательной деятельности и самостоятельной коммуникативной деятельности старших дошкольников посредством модели...
Музыкально-образовательная совместная деятельность с детьми "Беги, ручеёк!"
развитие творческих способностей детей в музыкально-художественной деятельности, содержанием которой являются представления о весенних явлениях природы....
Описание опыта педагогической деятельности. Организация самостоятельной поисковой деятельности старших дошкольников
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотич...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»...
Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.
Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание. Особенности проектной деятельности в ДОУ,...
Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников «Жидкости и растворы».
Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников «Жидкости и растворы»....