Проект на тему: «Развитие креативного потенциала личности педагога»
методическая разработка по теме
Современное общество характеризуется как переходный период: переход деятельности личности от ре6жима потребления, усвоения культуры в режим созидания и творчества; переход от полюса полезности к полюсу достоинства. В сфере ДОУ происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования, внедрение достижений научной мысли в практику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt__razvitie_kreativnogo_potenciala_lichnosti.doc | 271.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято Утверждаю
На педагогическом Совете Заведующая МДОУ
Протокол № ____от 200__г «ЦРР-детский сад № 17
«Ладушки»
_____________Токарева О.И
Проект на тему:
«Развитие креативного потенциала личности
педагога»
Педагога-психолога первой квалификационной категории
Субботиной Татьяны Викторовны
Г. Вольск
2009г
Содержание.
- Актуальность проекта.
- Результаты диагностических исследований
- Технологическая карта проекта
- План реализации проекта
- Анализ проектной деятельности
- Литература
Актуальность проекта.
Современное общество характеризуется как переходный период: переход деятельности личности от ре6жима потребления, усвоения культуры в режим созидания и творчества; переход от полюса полезности к полюсу достоинства. В сфере ДОУ происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования, внедрение достижений научной мысли в практику.
Источником творческой самореализации личности в развитом коллективе является внутриколлективная жизнь, традиции, богатство психоэмоциональных отношений, психологический климат. Основной задачей является создание условий для творческого преобразования педагогической системы ДОУ, условий для инновационных процессов, направленных на улучшение педагогической деятельности коллектива. Внедрение инновационных технологий сопряжено с рядом противоречий, одним из которых является стремление системы к сохранению стабильного положения. Ведь при создании нового, внедрении новшеств происходит разрушение стереотипов, сложившегося порядка вещей.
Особенно сложная ситуация возникает, когда в коллективе необходимы преобразования, которые не для всех членов коллектива будут благоприятны. Такие ситуации грозят развалом единства, возникновением конфликтных ситуаций. Во избежание конфликтов при внедрении инновационных технологий необходимо своевременно и профессионально подготовить для этого почву.
Создавая условия для проявления творческой активности личности, необходимо иметь ввиду, что она имеет чётко выраженную социальную обусловленность. С позиций деятельно-отношенческого подхода одним из основных условий следует назвать психологические установки на творчество, отношение к творческим проявлениям как к ценности. На творческую продуктивность педагогов непосредственно влияет мотивация. Ведущим мотивом , по мнению психологов, является интерес к творческой деятельности. Механизм интереса включает в себя удовлетворение потребности в переживаниях, а интенсивно переживается только новое, поэтому деятельность, движимая интересом, должна носить поисковый, творческий характер. Однообразие убивает эмоции, интересу всегда нужна новизна. В основе интереса лежит природная потребность человека в эмоциональном насыщении. Творческая деятельность движима непосредственным мотивом, т.е. нацеленным на процесс, именно такая деятельность приносит человеку наибольшее удовлетворение, , именно к такой деятельности будет у человека наибольшая склонность, в данном случае имеются ввиду склонности и способности к педагогической деятельности, направленной на развитие креативности дошкольников.
Анализ диагностических исследований.
Оценка психологического климата в коллективе.
Свойства:
- Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения.
- Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии.
- В отношениях между группами внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание.
- Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности.
- Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание, искренне участие всех членов коллектива.
- С уважением относятся к мнению друг друга.
- Достижения и неудачи коллектива переживаются как собственные.
- В трудные минуты коллектива происходит эмоциональное единение: «Один за всех, все за одного»
- Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители.
- Коллектив активен и полон энергии.
- Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им.
- Совместные дела увлекают всех., велико желание работать коллективно.
- В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту.
Вывод: существенных отклонений в показателях, характеризующих психологический климат в коллективе – не выявлено. Оценить его можно на уровне выше среднего.
В целом коллектив активен, для него характерны доброжелательные взаимоотношения, уважение к мнению других. Небезразличны успехи неудачи товарищей, а также всего коллектива.
Наибольшим индексом выражены свойства (7, 4, 13, 12) «Достижения и неудачи переживаются как свои собственные», «Членам коллектива нравится вместе проводить время», «В коллективе существует справедливое
В связи с этим необходимо продолжать уделять особое внимание совместным организационным мероприятиям, традициям празднования юбилейных и праздничных дат, которые высоко оценивают члены коллектива. отношение ко всем членам», «Совместные дела увлекают всех»
Методика «Оценка уровня творческого потенциала» позволила выявить достаточно высокий уровень творческого потенциала. Выше среднего чуть выше среднего имеет половина коллектива, высокий уровень – 50%
Выявление способности педагогов к саморазвитию и определение психологических барьеров педагогической деятельности по методике «Барьеры педагогической деятельности» позволило сделать следующие выводы:
-Для всего коллектива главным стимулирующим фактором в развитии и обучении служит интерес к работе. Среди факторов, стимулирующих развитие доминируют также доверие и повышение профессиональной компетентности на курсах (94%0, пример и влияние коллег – значимый фактор для 89%.
Довольно высокие показатели получили такие стимулы, как проводимая методическая работа в детском саду-72%, пример руководителей 72%.
Основным фактором, препятствующим развитию для большинства педагогов являются ограниченные ресурсы, стеснённые жизненные обстоятельства. Для 33% значима роль собственной инерции как препятствующего фактора, а также разочарование от прошлых неудач.
- выявление способностей к саморазвитию позволило сделать выводы о том, что 72% педагогов занимаются свои профессиональным развитием и имеют положительные результаты, 87% воспитателей обращают внимание на обратную связь;, чтобы лучше узнать и оценить себя, 78% педагогов испытывают стремление изучить себя, 89% воспитателей много читают, анализируют свои чувства и верят в свои возможности.
Данные выводы дают основание предполагать, что ри определённых условиях большинство членов коллектива способны выйти на уровень активного саморазвития. Педколлектив в большинстве своём делает все возможное для своего активного развития и верит в свои возможности, в занятия профессиональным развитием в условиях внедрения инновационных программ и технологий, однако предстоит изыскивать нетрадиционные формы работы с педколлективом с учётом выявленных факторов и в целях развития креативности мышления каждого члена коллектива.
Технологическая карта проекта
Содержание | Пояснения |
Название проекта | «Развитие креативного потенциала личности педагога» |
Тип | Социально-психолого-педагогический |
Организатор, куратор проекта | Педагог-психолог Заместитель заведующей по воспитательно-методической работе |
Участники | Педагоги ДОУ, администрация |
Целевая группа | Педагоги ДОУ |
Масштаб | Долгосрочный, многопроектный |
Основания для разработки проекта, проблема | Изменение социально-экономических условий в стране влечёт за собой изменение социального заказа общества в системе образования. В условиях изменившегося социального заказа возникает необходимость изменения стиля взаимодействия с детьми, использование новых методов и приёмов, способствующих реализации креативного потенциала ребёнка |
Цель | Полное раскрытие творческого потенциала, природных способностей воспитанников и воспитателей в их взаимосвязи, создание доброжелательной творческой атмосферы, где учитывались бы интересы педагогов, создавались условия для проявления самостоятельности, инициативы, творчества. |
Задачи |
|
Стратегии и механизмы реализации | Составление рабочих перспективных планов , отдельных проектов по направлениям, назначить ответственных, определить сроки |
Ожидаемые результаты | Количественные: в проекте примут участие 39 педагогов ДОУ и администрация Качественные: повышение % педагогов обладающих высоким уровнем инновационного потенциала, повышение компетентности педагогов в вопросах развития креативных способностей дошкольников, овладение современными способами познания и развития ребёнка.
|
План реализации проекта
Направления работы | Содержание деятельности | Сроки выполнения |
Работа с педколлективом |
.цель: выявление положительных достижений и возможных затруднений воспитателей в вопросах развития креативности (Анкета профессионального роста)
| 2 раза в год В течение года Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Апрель По запросам педагогов Май |
Методическое сопровождение |
| В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года |
Анкета.
Что, на ваш взгляд является наиболее значимым для Вашего профессионального роста?
В зависимости от степени значимости оцените факторы в пределах от 1 до 4 баллов.
- Обучение на курсах повышения квалификации.
- Пример и влияние преподавателей на курсах повышения квалификации.
- Пример и влияние коллег по работе.
- Возможность экспериментирования и участия в методической работе ДОУ.
- Пример и влияние администрации и старшего воспитателя.
- Организация труда в ДОУ и условия работы.
- Заработная плата.
- Внимание администрации к проблемам воспитателей.
- Принцип распределённой ответственности между администрацией и педагогами.
- Доверие со стороны администрации и ставшего воспитателя.
- Использование инновационных технологий.
- Занятия самообразованием.
- Интерес к работе с детьми.
- Взаимодействие с родителями детей.
- Принцип распределённой ответственности между родителями и педагогами.
- Возможность получения признания в коллективе.
Оценка.
1 группа факторов.(4 балла), стимулирующих Ваше саморазвитие, тесно связана с мотивами Вашей профессиональной деятельности и педагогическими установками.
2 группа факторов (3 балла) относится к категории «поддерживающих» Ваш интерес.
3 группа факторов (2 балла) зависит от психологической обстановки в коллективе ДОУ и действует на Вас опосредованно.
4 группа факторов (1 балл) – индеферентные (безразличные) для Вас факторы.
Занятия с педагогическим коллективом: «Толерантность в образовательном учреждении»
1.1. ЗНАТЬ, ЧТОБЫ… (диагностика толерантности среди педагогов)
Цель информационная: осмысление понятия «толерантность» и осознание влияния проявления толерантности и/или агрессивности в собственном поведении на поведение учащихся.
Цель диагностирования: оценка уровня личной агрессивности.
Подготовила педагог-психолог МДОУ ЦРР-детский сад № 17 «Ладушки»
г.Вольска Саратовской области
Содержание
Для будущих и уже работающих учителей и всех, кто имеет отношение к образованию, было бы очень полезно
проверить свой собственный уровень толерантности и
определить меру своего понимания других, отличающихся
от них самих людей.
Из материалов ЮНЕСКО
- Добро и зло… Вечные темы. Темы сказок, мифов, искусства, религии… Темы жизни. Современное общество с его информатизацией и стрессами все чаще характеризуют как общество повышенной агрессивности. Мультфильмы (увы!), боевики и триллеры, детективы, компьютерные игры – все то, чем окружены современные дети, и чем они заполняют свой досуг, - пропитано агрессией. И этому, к сожалению, учат взрослые. А добро? Современные подростки вместо чтения книг предпочитают играть в компьютерные игры, вместо посещения театра смотрят бои без правил, приключенческие фильмы вытеснены боевиками; они поклоняются лишь своим кумирам, проводят время на тусовках. Это их свобода выбора. Обязательным осталось только посещение школы, где процесс образования идет на фоне воспитания; где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов. Именно в школе нужна терпимость в отношении друг друга, невзирая на цвет кожи, социальное положение, разные точки зрения, ко всему, что может вызвать агрессию.
Поэтому толерантности нужно учить. Учить принимать других такими, какие они есть. Терпимо относиться к самобытности, умно разрешать конфликты, творчески преобразовывать различия.
- Тема нашей встречи «Знать, чтобы…»
Перефразируем известное высказывание «Дети любят отраженной любовью» в актуальное для нас: «Дети ведут себя так, как ведем себя мы». Мы знаем «как надо», но увы! Разрешаем себе то, что запрещаем детям: «Мы же взрослые…»
Кроме того, в поведении много нюансов. Каких? Определим это с помощью теста.
Опросник Баса – Дарки (в адаптации Л.Г. Почебут) (приложение 1)
- Современное общество вошло в 21 век с глобальными кризисами, угрожающими существованию человечества вообще. Самые страшные среди них не энергетический, экономический, экологический, а кризисы человеческого фактора:
- культ потребления;
- повальная невротизация.
Существенная доля наших душевных сил уходит на защитные переживания, на повышенную заботу о себе. На заботу о других людях у нас остается гораздо меньше душевных сил.
Современный человек делается все более эгоцентричным, замкнутым в себе.
Многие исследователи согласны с английским социологом Г. Вильсоном в том, что современное насилие в подавляющем большинстве случаев – это своеобразная форма невротического протеста личности против различного рода стрессовых факторов и условий социальной жизни, в которых ей трудно адаптироваться.
Поэтому агрессивность можно рассматривать как проявление дезадаптации.
Агрессивные действия выступают в качестве:
1) средства достижения какой-нибудь значимой цели;
2) способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
- Высокий уровень агрессивности личности влияет на социальное поведение, способствует проявлению соперничества, конфронтации в отношениях и конфликтов с окружающими людьми, препятствует успешности деятельности.
Агрессивные действия всегда вредоносны. Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок этому состоянию придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях и чувства своей силы, уверенности в своей правоте. Нередко агрессивное поведение выражается в грубых, оскорбительных, насмешливых или язвительных словах. Такого рода агрессивные слова порой воспринимаются даже более болезненно, чем агрессивные действия.
- Целесообразно агрессивное поведение рассматривать как противоположное адаптивному.
Значит, именно поведение адаптивное следует считать гуманистической панацеей воспитания (речь идет о таком качестве, как толерантность).
Толерантность стало кросскультурным понятием.
- На мировом уровне уже давно цели образования соотносятся с культурной толерантностью.
Описать толерантность довольно трудно, возможно из-за того, что в разных языках и даже в официальных языках ООН она определяется по-разному.
Tolepancia (исп.) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения
Tolepange (фр.) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
Tolepange (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительность
Tolepante (англ. терпеть) – допускать, разрешать (осуществление практики, действия, поведения), предоставлять возможность (личности, религиозной секте, мнению) существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их и при этом не допускать дискриминации.
Kuan rong (кит.) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным
Tasamul (араб.) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение (…) расположенность к другим.
Толерантность, терпимость (рус.) – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо/кого-либо) т.е. допускать, принимать, существование чего-то, кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
- В каждом из этих определений делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта. Вместе с тем каждое выражает сущность толерантности: требование уважать права других («иных») быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда всем, в том числе и себе самому.
- Для того чтобы стать местом, где взаимоотношения строятся на основе толерантности, школа должна придерживаться определенных принципов.
Такими принципами, по мнению Фонда Анны Франк (Нидерланды), являются:
- Ответственность школы за воспитание толерантности
- Позитивное отношение к национальному своеобразию
- Развитие понимания другого
- Поликультурное образование
- Внимание к тому, что объединяет, а не разъединяет людей.
- Создание позитивной атмосферы в школе
- Предлагаю посмотреть и сравнить новозеландскую модель (одобренная и принятая ЮНЕСКО), в которой представлены формы модели поведения в толерантном и интолерантном группах. (Приложение 2)
- Нужно помнить: чтобы создать благоприятную для развития толерантности атмосферу, учителя должны понимать невербальный язык, влияющий на межличностные отношения:
- позитивное влияние – улыбка, кивание, поднятие брови, подмигивание, внимательный взгляд, распахнутые руки, рукопожатие, аплодисменты;
- негативное влияние – хмурость, взгляд из-под полуприкрытых век, враждебный взгляд, пристальный, насмешки, скрещенные на груди руки;
поза «руки в боки», взгляд, направленный в сторону во время ответа
ученика.
- Поведение учителя многое говорит ученикам о том, как учитель относится к ним на самом деле, между тем мы не отдаем себе отчета в том, какие у нас манеры при общении с учениками.
Необходимо постоянно контролировать свой стиль общения с учащимися.
Учитель – это сама душа процесса образования.
Профессиональная компетенция и индивидуальные способности учителя определяют успех любого учебного курса
Эффективно работающий по развитию толерантности учитель должен:
- воспитывать с любовью и во имя любви;
- воспитывать в духе мира;
- вовлекать в процесс воспитания родителей и сообщество;
- поощрять совместную деятельность;
- признавать значимость и способности, а также уважать чувства и позиции каждого;
- формировать чувство справедливости;
- избегать жестких иерархических отношений;
- создавать свободную и демократичную атмосферу в классе;
- не допускать проявлений авторитаризма и манипулирования;
- быть готовым и способным к диалогу, пониманию и солидарности;
- воспитывать сопричастность;
- быть примером для детей и сообщества;
- показывать, что достижение и сохранение мира действительно возможно;
- уметь слушать;
- выражать одобрение относительно того, что сделано;
- поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения;
- давать ученикам возможность самостоятельно решать проблемы.
- На семинаре учителей стран Азии были сформулированы сходные педагогические задачи.
«Мы считаем учителя душой образовательного процесса по двум основным причинам. Во-первых, именно учитель благодаря своему опыту создает условия для того, чтобы учащиеся усваивали знания. Столь же важным является и то, что ценности, установки, знания и навыки учителя создают атмосферу в классе, а также предопределяют результаты всего, что там происходит».
Как душа дает телу необходимую жизненную энергию, так и учитель дает ученикам энергию для усвоения ценностей и понимания сути взаимоотношений. Обучение миру и толерантности зависит от наличия атмосферы и сотрудничества в классе. А такая атмосфера создается толерантными и миролюбивыми учителями.
- В определении уровня толерантности два полюса:
- агрессия
- доброжелательность.
- Насколько Вы добры, поможет определить тест с одноименным названием.
ТЕСТ «ДОБРЫ ЛИ ВЫ?» (приложение 3)
- У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
- Товарищ рассказал вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это не так?
- Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
- Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
- Любите ли вы злые шуточки?
- Вы злопамятны?
- Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
- Умеете ли вы на практике применять свои способности?
- Бросаете ли вы игру, если начинаете проигрывать?
- Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
- Вы охотно выполняете просьбы?
- Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «ДА» на вопросы 1,3,4,7,11
и за ответ «НЕТ» на вопросы 2,5,6,8,9,10,12.
Более 8 очков. Вы добры, любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.
Менее 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее…
Заключение:
- Истоки толерантности – в принятии общечеловеческих ценностей, ценностей добра, любви, справедливости.
Это то, что стремятся привить детям родители.
Это то, о чем постоянно, напоминаем им мы, учителя.
Это то, что все мы ЖДЕМ от окружающих.
приложение 1
ВА | 1 | 2 | 9 | 10 | 17 | 25 | 26 | 33 |
ФА | 3 | 4 | 11 | 18 | 19 | 27 | 28 | 34 |
ПА | 5 | 12 | 13 | 20 | 21 | 29 | 35 | 36 |
ЭА | 6 | 14 | 15 | 22 | 23 | 30 | 37 | 38 |
СА | 7 | 8 | 16 | 24 | 31 | 32 | 39 | 40 |
ОБЩАЯ |
ВА | 1 | 2 | 9 | 10 | 17 | 25 | 26 | 33 |
ФА | 3 | 4 | 11 | 18 | 19 | 27 | 28 | 34 |
ПА | 5 | 12 | 13 | 20 | 21 | 29 | 35 | 36 |
ЭА | 6 | 14 | 15 | 22 | 23 | 30 | 37 | 38 |
СА | 7 | 8 | 16 | 24 | 31 | 32 | 39 | 40 |
ОБЩАЯ |
ВА | 1 | 2 | 9 | 10 | 17 | 25 | 26 | 33 |
ФА | 3 | 4 | 11 | 18 | 19 | 27 | 28 | 34 |
ПА | 5 | 12 | 13 | 20 | 21 | 29 | 35 | 36 |
ЭА | 6 | 14 | 15 | 22 | 23 | 30 | 37 | 38 |
СА | 7 | 8 | 16 | 24 | 31 | 32 | 39 | 40 |
ОБЩАЯ |
ВА | 1 | 2 | 9 | 10 | 17 | 25 | 26 | 33 |
ФА | 3 | 4 | 11 | 18 | 19 | 27 | 28 | 34 |
ПА | 5 | 12 | 13 | 20 | 21 | 29 | 35 | 36 |
ЭА | 6 | 14 | 15 | 22 | 23 | 30 | 37 | 38 |
СА | 7 | 8 | 16 | 24 | 31 | 32 | 39 | 40 |
ОБЩАЯ |
ВА | 1 | 2 | 9 | 10 | 17 | 25 | 26 | 33 |
ФА | 3 | 4 | 11 | 18 | 19 | 27 | 28 | 34 |
ПА | 5 | 12 | 13 | 20 | 21 | 29 | 35 | 36 |
ЭА | 6 | 14 | 15 | 22 | 23 | 30 | 37 | 38 |
СА | 7 | 8 | 16 | 24 | 31 | 32 | 39 | 40 |
ОБЩАЯ |
Опросник Басса-Дарки (в адаптации Л.Г. Почебут)
- Во время спора я часто повышаю голос.
- Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что я о нем думаю.
- Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я не раздумывая сделаю это.
- Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе ущипнуть или толкнуть его.
- Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь внимание или доказать свою правоту.
- Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.
- Вспоминая прошлое, порой я чувствую себя обиженным.
- Хотя я и не подаю вида, иногда меня снедает зависть.
- Если я не одобряю поведения моих знакомых, то я прямо говорю им об этом.
- В большом гневе я употребляю сильные выражения (сквернословлю)
- Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.
- Я бываю настолько взбешен, что бросаю вещи.
- У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.
- В общении с людьми я часто чувствую себя, как на пороховой бочке, в постоянной готовности взорваться.
- Порой у меня появляется желание зло подшутить над другим человеком.
- Когда я сердит, то обычно мрачнею.
- В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.
- В молодости у меня часто «чесались кулаки», и я всегда был готов пустить их в ход.
- Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до рукопашной.
- Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.
- Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.
- Иногда люди раздражают меня одним только своим присутствием.
- Я часто пытаюсь понять, какие скрытые причины заставляют другого человека делать для меня что-нибудь хорошее.
- Если меня обидят, то у меня пропадает желание разговаривать с кем бы, то ни было.
- Иногда я намеренно говорю плохие вещи про человека, которого не люблю.
- Когда я взбешен, я говорю самое злобное ругательство.
- В детстве я избегал драться.
- Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.
- Когда я взбешен, я могу хлопнуть дверью.
- Мне кажется, что окружающие меня не любят.
- Я постоянно делюсь своими чувствами и переживаниями с другими людьми.
- Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.
- Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.
- Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.
- Меня раздражает, когда вещи и предметы лежат не на своем месте.
- Если мне не удается починить сломавшуюся или порвавшуюся вещь, то я в гневе ломаю, или рву ее окончательно.
- Другие люди мне кажутся более преуспевающими.
- Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.
- Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.
- Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.
В соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по каждой из шкал.
ВА | 1 + | 2 + | 9 + | 10 + | 17 - | 25 + | 26 + | 33 + |
ФА | 3 + | 4 + | 11 + | 18 + | 19 + | 27 - | 28 + | 34 + |
ПА | 5 + | 12 + | 13 + | 20 - | 21 + | 29 + | 35 + | 36 + |
ЭА | 6 + | 14 + | 15 + | 22 + | 23 - | 30 + | 37 + | 38 + |
СА | 7 + | 8 + | 16 | 24 + | 31 - | 32 + | 39 + | 40 + |
ОБЩАЯ |
- Вербальная агрессия (ВА)
- Физическая агрессия (ФА)
- Предметная агрессия (ПА)
- Эмоциональная агрессия (ЭА)
- Самоагрессия (СА)
5 баллов – высокая степень агрессивности по этому типу поведения и низкая степень адаптивного поведения
3-4 балла – средняя степень агрессии и адаптации
0-2 балла – низкая выраженность агрессивного поведения и высокая степень адаптированности, приспособляемости по данному типу поведения.
Приложение № 1
ТОЛЕРАНТНАЯ ГРУППА
- Умение внимательно слушать и слышать
- Стремление разобраться, расспрашивание
- Совет, предложение
- Похвала, согласие
- Подбадривание
- Благожелательность
- Утешение
- Уважение
- Эмпатия
- Поддержка
ИНТОЛЕРАНТНАЯ ГРУППА
- Перебивание, неумение слушать
- Игнорирование
- Отстранение
- Обзывание
- Обвинение, упреки
- Осуждение, критика
- Морализирование, проповедь
- Угрозы
- Предостережение, предупреждение
- Приказ, указание
Приложение № 3
ТЕСТ «ДОБРЫ ЛИ ВЫ?»
- У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
- Товарищ рассказал вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это не так?
- Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
- Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
- Любите ли вы злые шуточки?
- Вы злопамятны?
- Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
- Умеете ли вы на практике применять свои способности?
- Бросаете ли вы игру, если начинаете проигрывать?
- Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
- Вы охотно выполняете просьбы?
- Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ
«ДА» на вопросы 1,3,4,7,11
и за ответ «НЕТ» на вопросы 2,5,6,8,9,10,12.
Более 8 очков. Вы добры, любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.
Менее 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее…
Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
Участники: воспитатели, специалисты.
Время проведения: 1 час.
Оборудование: бланки теста “Изучение морально-психологического климата в коллективе” (Приложение 1).
Цель: организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата в школе-интернате.
Задачи:
- Изучение морально-психологического климата в коллективе школы-интерната.
- Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.
План:
- Вступление.
- Игра “Рука”.
- Тест “Изучение морально-психологического климата в коллективе”.
- Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.
- Игра “Автомобиль”.
- Загадка.
- Заключение.
План
Эпиграф
Как христиане, мы должны всю жизнь придерживаться поста, который я бы обозначил так: не есть ближнего своего.
А кто у нас не ест ближнего своего?
Между тем спокойствие души как раз в этом “вегетарианстве”: тогда ведь и ближний, если он не до конца испорчен, не будет есть меня.
Юрий Арбатов, писатель, драматург.
1. Вступление.
1.1. Ознакомление педагогического коллектива с планом проведения семинара, его целью и задачами.
1.2. Ознакомление педагогического коллектива с понятием “морально-психологический климат”.
Тезисы.
Что какое морально-психологический климат?
Морально-психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности.
Основными факторами формирования морально-психологического климата являются следующие:
- характер производственных отношений того общества, составной частью которого является коллектив;
- содержание, организация и условия трудовой деятельности;
- особенности работы органов управления и самоуправления;
- характер руководства;
- степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы;
- социально-демографические, психологические, половозрастные особенности группы и т.д.
От состояния морально-психологического климата зависит эффективность групповой деятельности.
Морально-психологический климат в коллективе
Важнейшие признаки благоприятного морально-психологического климата:
- доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
доброжелательная и деловая критика; - свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
- отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
- достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
- удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива; - принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.
На сегодняшней встрече мы попытаемся выяснить, каков уровень морально-психологического климата в нашем коллективе, что мы можем сделать для его улучшения.
2. Игра “Рука”. Разминка. Инструкция. Все участники молча, глазами, должны найти себе пару. Ведущий через 30 сек. произносит: “Рука”. Все участники должны молча подойти и взять за руку человека, который составит с ним пару. Ведущий подводит итог игры: “Надеюсь, все нашли друг у друга поддержку. Вот на кого мы можем опереться в трудную минуту”.
3. Тест “Морально-психологический климат в коллективе”.
3.1. Раздать бланки. Объяснить, что надо делать.
3. 2. Зачитать инструкцию.
3. 3. На доске записывать итоги подсчета баллов.
3. 4. Сделать вывод о том, каков уровень морально-психологического климата в коллективе.
3. 5. Предложить рекомендации по улучшению морально-психологического климата в коллективе.
4. Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.
4. 1. Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе? (По материалам периодической печати).
Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.
Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.
Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.
Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.
Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.
Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.
Регулярно делайте физические упражнения. Лучше следовать той программе, которая доставляет вам удовольствие.
Учитесь методам расслабления. Желательно под наблюдением специалистов.
Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, консультанта, психотерапевта, психолога, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.
4. 2. Как снять эмоциональное или физическое напряжение у ребенка и взрослого.
Разучивание серии упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп с целью снятия психоэмоционального напряжения и для саморегуляции: “Сосулька”, “Муха”, “Лимон”, “Воздушный шар” (Авторы: Екатерина Бурмистрова, директор Центра экстренной психологической помощи МГППУ; Лариса Косолапова, психолог ЦПМСС “Взаимодействие”, г. Москва).
4. 3. Как располагать к себе людей
ОБ УМЕНИИ РАСПОЛАГАТЬ К СЕБЕ ЛЮДЕЙ
- Американский психолог, Дейл Карнеги, предлагает несколько советов об умении располагать к себе людей:
- Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.
- Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.
- Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хобби и т.д.).
- Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.
- Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.
- Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.
- Начинайте с искреннего признания достоинства человека.
- Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
- Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
- Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.
- Дайте возможность человеку спасти свое лицо.
- Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.
- Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
- Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.
4. 4. Как по-философски относиться к жизни
13 фраз о жизни: Габриель Гарсиа Маркес
- Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.
- Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать.
- Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой.
- Настоящий друг – это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.
- Худший способ скучать по человеку – это быть с ним и понимать, что он никогда не будет твоим.
- Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно, кто-то может влюбиться в твою улыбку.
- Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.
- Не трать время на человека, который не стремиться провести его с тобой.
- Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как встретили того единственного человека. Чтобы, когда это случится, мы были благодарны.
- Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.
- Всегда найдутся люди, которые причинят боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее.
- Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он тебя поймет.
- Не прилагай столько усилий, все самое лучшее случается неожиданно.
5. Игра “Автомобиль”. Инструкция. Представить наше образовательное учреждение в виде автомобиля. Записать варианты на доске. Совместно выбрать один из вариантов. Предложить каждому представить себя частью автомобиля. Записать предложения на доске. Обсудить варианты. Сделать вывод: “Каждому в нашем коллективе есть достойное место”.
6. Психологическая сказочная загадка. (М.Е.Литвак, 2000.)
Руслан уехал на войну. Людмила сошлась с Кощеем Бессмертным. Баба-Яга доложила об этом Руслану. Руслан неожиданно вернулся домой и расправился с Людмилой.
Определите степень виновности каждого из них в процентах. Решение может выглядеть следующим образом: Р – 20%, К – 30%, Л – 10%, Б – 40%.
Р означает ревность, К – коварство, Л – любовь. Б – Баба-Яга.
7. Заключение. Мы попытались на сегодняшней встрече не только изучить морально-психологический климат нашего коллектива, предложить рекомендации по его улучшению, но и создать позитивный настрой для успешного завершения этого учебного года.
Список литературы
- Практическая психология для преподавателей. – М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1997.
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. С. 319-321.
- Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
- Бурмистрова Е. Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения// Школьный психолог. 2004.
- Карнеги Д. Как расположить к себе людей.
- Маркес Г. 13 фраз о жизни
Выявление и условие развития креативности личности. Тренинг развития творческого потенциала педагогов
Пояснительная записка.
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший из даров природы. В классической системе образования учебные программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Поэтому большинство педагогов особенно из числа хорошо успевающих , оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая работа требуют от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение творческой деятельности начнутся в самом начале образовательного процесса, еще с дошкольных учреждений, и будут продолжаться на протяжении всей трудовой – творческой! – деятельности личности. Благоприятная окружающая среда, и квалифицированное педагогическое руководство являются условиями развития творческого потенциала одаренных воспитанников . В последнее время явление, обозначенное термином одаренность (феномен креативного развития), привлекает внимание профессионалов в области педагогики и психологии. Признание значимости проблемы не только привлекает к ней внимание, но и стимулирует профессионалов продвигаться по пути ее решения. Предлагаемый курс является шагом на этом пути. В условиях обновления образования система повышения квалификации педагогических кадров предусматривает условия для повышения их компетентности в вопросах выявления, поддержки и развития креативной молодежи. Знания об особенностях феномена, проблемах и многообразии проявления позволят педагогам прогнозировать развитие креативной личности и создавать условия для ее полноценной реализации. Важно сделать этот процесс радостным и эффективным для всех его участников. Упражнения, предусмотренные в программе в рамках практического занятия, дадут возможность педагогам почувствовать влияние творческой среды на собственную деятельность, будут способствовать образованию и развитию мотивации педагогических кадров для работы с креативными воспитанниками.
Цель: создать условия для формирования у слушателей потребности в организации работы по развитию креативности у воспитанников.
Тренинг « Развитие творческого потенциала педагога».
Цель: Развитие актуальной креативности педагогов.
Содержание тренинга.
Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению Сергея Гиппиуса так: “Трудное сделать привычным, привычное - легким, легкое – красивым. ” Подумайте над собственными рецептами.
1. Принятие правил группой.
2. Упражнение “Сбор урожая на поле ассоциаций”.
Цель: Создание комфортной творческой атмосферы, знакомство.
Инструкция: Назовите свое имя. Подберите к нему эпитет. Сравните себя с каким- либо объектом, подбирая ассоциации-метафоры.
Упражнение “Рассказ из заголовков”.
Автор упражнения Э. Де Боно.
Цель: Развитие дивергентного мышления.
Инструкция: Возьмите одну газету. Просмотрите заголовки. Это задание надо сделать , используя лишь один выпуск. Ваша задача – составить вместе как можно больше заголовков, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Этот рассказ должен сам по себе иметь смысл. Если вам приходится заполнять пробелы выдуманными словами, то ваш рассказ не совсем удался. Обратите внимание, сколько таких заголовков вы можете составить вместе таким образом. Чем больше заголовков, чем длиннее рассказ, тем большего успеха вы добились. Вырезав заголовки, вы можете составить из них различные комбинации. У вас могут получиться непохожие рассказы. Вы можете выполнить вариант задания, взяв картинку (фотографию) из газеты и подобрав к ней заголовок. Это может быть любой заголовок, кроме “родного” (того, который действительно соответствует этой картинке).
Ваша комбинация может быть как серьезной, так и шуточной (постарайтесь по возможности получить шуточную комбинацию).
Вы можете собирать серию картинок и заголовков, а затем пробовать составлять из них различные комбинации. При этом тренируются ваше восприятие, воображение и способность находить альтернативы.
Упражнение “Композиция из предметов”.
Автор упражнения А. И. Копытин.
Цель: Развитие творческого воображения.
Составьте композицию на свободную тему из предметов, имеющихся на вашем столе, в сумочке, в карманах, на вас. После того как вы ее составите, приготовьте комментарии к ней. Композиция может быть представлена загадкой. Участники группы выдвинут предположения о сюжете.
На построение композиции отводится 5 минут. После истечения этого времени участники тренинга ходят “в гости” к “художникам”, которые готовы представить свой творческий продукт.
Упражнение “Клипмейкеры”.
Автор упражнения Володина-Панченко Н. В.
Цель: Развитие творческого воображения.
Инструкция: Прослушайте музыкальный клип с закрытыми глазами. Во время звучания музыки ассоциируйте и запоминайте свои ассоциации. Создайте собственный вариант клипа, опираясь на ассоциации. “Нарисуйте” созданный клип словами и продемонстрируйте свой вариант участникам группы.
После демонстрации творческих продуктов участниками тренинга друг другу просмотрите авторский вариант клипа. Демонстрация творческих продуктов педагогами осуществляется только пожеланию
Организация окончания тренинга:
Обращаясь к участникам тренинга, расскажите о том, что сегодня было важным и необычным именно для вас. Придумайте и произнесите пожелание своим коллегам на прощание.
ЛИТЕРАТУРА:
- Богоявленская М. Е. Природа проблемм одаренных. // Одаренный ребенок, №4- 2004. с. 58-60.
- Боно Э. Учите своего ребенка мыслить. – Мн. . 2005.
- Гиппиус С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб. , 2001.
- Гришина Н. Ю. Ситуация успеха в действии. // Одаренный ребенок, №1-2005. С. 66-76.
- Доровский А. И. Некоторые аспекты перевода потенциальной одаренности в явную. // Одаренный ребенок, №1-2005. с. 28-29.
- Кашапов М. М. , Адушева Ю. А. Абнотивность как качество педагога, значимое для работы с одаренными учащимися разного возраста. // Одаренный ребенок, №6- 2004. С. 48-50.
- Мальнева Е. М. Ролевые игры как средство активизации творческого мышления. // Одаренный ребенок, №2 – 2005. с. 56-58.
- Моренко Е. С. Становление личности творчески одаренного ребенка. // Одаренный ребенок, №1- 2005. с. 77-80.
- Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. Ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В. М. Слуцкого. -М. : Прогресс, 1991.
- Психология Одаренности детей и подростков. / Под. ред. Лейтеса Н. С. М. : Академия,1996.
- Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М. : Издательский центр “Академия”, 2000.
- Толмачева Н. А. Одаренность как педагогический и психологический феномен. // Одаренный ребенок, №4-2004. с. 58-60.
Креативность дошкольников и методы её развития
(материалы к семинару)
Инновации в психологии – необычайно широкая тема, и раскрыть ее в рамках сегодняшнего педсовета не представляется возможным. Однако, мы можем обратить ваше внимание на ряд очень интересных и актуальных тем по развитию творческого потенциала ребенка.
Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию творческого мышления (творческих возможностей детей). Усилия, направленные на наращивание таких возможностей, множатся с каждым днём, утверждает Я.А.Пономарёва. Н.С.Лейтес пишет о том, что расположенность к творчеству – высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное; она может выступать в любой деятельности. Известно, что творчеству благоприятствуют развитие наблюдательности, лёгкость комбинирования извлекаемой из памяти информации, готовность к волевому напряжению, чуткость к проявлению проблем и многое другое.
Также над вопросами творчества дошкольников работают Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, и др.авторы. Так, Н.П.Сакулина делает вывод о том, что развитие творческих способностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие ребёнка. Творческие способности формируются в связи с общим развитие ребёнка и благодаря специальному обучению. В тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребёнка.
Мы бы вам порекомендовали обратить внимание на следующие источники научно-методической литературы:
Савенков А.И. «Детская одарённость: развитие средствами искусства»;
Савенков А.И. «Исследовательская деятельность» (2 книги);
«Рекомендации по выявлению умственно одарённых детей дошкольного возраста» Под редакцией О.М. Дъяченко, А.И.Булычевой.
В них рассматриваются вопросы:
· формирование воображения, перцептивного восприятия и мыслительной сферы детей дошкольного возраста;
· совершенствование художественно – эстетических способностей детей раннего и дошкольного возраста;
· развитие креативности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
В данных источниках содержатся диагностические материалы и дидактические рекомендации, практические разработки по работе с детьми дошкольного возраста в данном направлении.
Перспективной темой является использование информационно – компьютерных технологий (обработка скрининговых, и тестовых материалов, применение различных развивающих компьютерных игр «Мир игрушек», «День спящего дракона», «Психологические тесты» и др.) в инновационной педагогической деятельности.
Тренинг по снятию эмоционального напряжения
Цель: Получение участниками практических навыков по снятию эмоционального напряжения.
Задачи:
- Снятие эмоционального напряжения,
- преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
- овладение психотехническими приемами, направленными на создание положительного образа «Я»;
- отработка навыков уверенного поведения и самореализации;
- освоение психологических знаний.
Целевая группа: педагоги, находящиеся в состоянии эмоционального напряжения.
Время проведения: 30 минут.
Пояснительная записка:
Перед началом и в конце тренинга проводится психодиагностическое обследование с помощью 8 карточек цветового теста Люшера. Выявляется группа лиц, находящихся в состоянии эмоционального напряжения. Группа не должна превышать 10 человек.
Занятия в тренинговой группе опираются на индивидуальную работу каждого участника. В программу занятия входят беседа «Позитивная философия жизни», упражнение на формирование положительного настроя на весь день (с использованием фоновой музыки), упражнение на обучение психотехническим приемам снятия эмоционального напряжения, стресса. Занятие также включает в себя упражнение на релаксацию. Она применяется для телесного расслабления, уменьшения ситуативной тревожности и напряженности.
Анализ данных психологического обследования должен показать динамику психоэмоционального состояния клиентов. Результаты первичного и вторичного диагностического обследования должны быть представлены в таблицах.
Содержание тренинга:
- Знакомство участников группы.
Игра «Имя».Участники по очереди представляются, называя свое имя и хорошее качество характера или просто приятное слово на первую букву имени. Например: Светлана – солнышко – симпатичная.
- Принятие правил работы в группе.
- Общение по принципу «здесь и теперь».
- Умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях.
- Атмосфера доверия, эмоциональной близости и теплоты между членами группы.
- Свободное выражение своих чувств под влиянием происходящего.
- Соблюдение конфиденциальности.
- Упражнение «Приветствие».
Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты как всегда энергичен и весел». Можно вспомнить о какой-нибудь индивидуальной черте человека. Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.
4.Игра «Хорошо - плохо».
Первый участник называет какую-нибудь фразу, например: «Чистить зубы по утрам – это хорошо, потому что зубы станут белыми». Следующий участник должен повторить конец этой фразы «…зубы станут белыми – это плохо, потому что…», здесь надо обязательно придумать продолжение фразы. К примеру: «Зубы станут белыми – это плохо, потому что я люблю носить одежду желтого цвета, а белые зубы не подходящий по цвету аксессуар». Таким образом участники буду строить цепочку из фраз, чередуя слова «хорошо-плохо». Ответы могут быть неожиданными, даже несуразными, но к ним можно отнестись с юмором, ведь это игра, которая может просто развеселить участников.
- Как Вы думаете, какой вывод можно сделать из этой игры? (Из любой ситуации можно почерпнуть и хорошее, и плохое. Даже в неудачном деле можно найти положительные стороны, сделать для себя полезные выводы).
5.Беседа «Позитивная философия жизни (основные тезисы).
Как бы вам ни было плохо, всегда есть люди, которым гораздо хуже, чем вам. Посмотрите вокруг повнимательней: может быть, кому-то очень нужна ваша помощь.
Не переживайте по мелочам. Потеряли кошелек - плохо. Из-за этого расстроились — плохо вдвойне. В нашей жизни не так уж много действительно важных вещей, которые стоят наших сил, нервов и здоровья.
Когда уже холодно, дом строить поздно. Если вы не учитесь саморегуляции заранее, если не практикуете ее (пусть по мелочам) ежедневно, в критический момент вы окажетесь несостоятельны.
Не переживайте, а действуйте! Если есть хоть малейший шанс поправить ситуацию - используйте этот шанс. Если шансов нет, займитесь любым делом тем более. Действие - один из лучших способов успокоиться. Делайте, что хотите, только не кисните!
Умейте принять неизбежное. Если ситуация безвыходная, не бейтесь головой об стенку, примите случившееся. Считайте, что вы начали жить сначала, именно с этого исходного уровня. Как вы будете жить?
Вычерпывайте плюсы. В любом худом деле можно найти добро. Пока вы живы, прекрасно любое мгновение вашей жизни. Мудрый человек умеет быть счастливым в любой ситуации.
Используйте позитивное самовнушение. «Вот, все плохо!» — это не просто констатация, это негативное самовнушение. Подумайте, в чем вы себя убеждаете, что вы себе внушаете, чтобы это помогало вам жить. «Когда все плохое уходит, остается только хорошее».
6.Упражнение на релаксацию «Розовый куст».
Цель: релаксация, получение позитивных переживаний.
Ведуший обращается к участникам: «С древних времен и на востоке и на западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого «Я». В Китае таким цветком был «Золотой цветок», в Индии и на Тибете – лотос, в Европе и Персии – роза.
Динамический образ цветка – развитие от бутона до раскрывшейся розы – стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания. Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы».
Порядок выполнения:
- Сядьте поудобней, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.
- Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов…Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заметен розовый кончик.
- Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе.
- Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чашелистиков, которые, постепенно отходя друг от друга, загибаются книзу, открывая розовый лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.
- Теперь уже и лепестки начинают раскрываться, медленно раскрываясь до тех пор, пока не превращаются в полностью раскрывшийся цветок... Постарайтесь почувствовать, как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат.
- Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет...В течение времени постарайтесь удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.
- Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите, как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.
- Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь, спросите о том, что вас сейчас волнует больше всего. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо.
- Теперь представьте себе, что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок…Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами, и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими-то их качествами. Символически вы и есть тот цветок, эта роза. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, вдыхает энергию и жизнь в вас. (Рефлексия).
7.Упражнение для снятия стресса.
Цель: обучение участников одной из психотехник снятия стресса
Ведущий: Если обстановка вокруг накалена и Вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.
- Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
- Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
- Напрягите и расслабьте икры.
- Напрягите и расслабьте колени.
- Напрягите и расслабьте бедра.
- Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
- Напрягите и расслабьте живот.
- Напрягите и расслабьте спину и плечи.
- Расслабьте кисти рук.
- Расслабьте предплечья.
- Расслабьте шею.
- Расслабьте лицевые мышцы.
- Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда Вам покажется, что Вы медленно плывете, - Вы полностью расслабились.
8.Упражнение на формирование положительного настроя на весь день.
Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, слегка откройте рот. Дышите ритмично, но не глубоко. Пусть дышит тело, тогда дыхание будет становиться все более поверхностным. Почувствуйте, как ваше тело приобретает глубокую расслабленность. Попробуйте ощутить улыбку, но не на лице, а внутри себя. Улыбка озаряет все ваше существо. Вы будто улыбаетесь животом.
Ваша улыбка мягкая, едва уловимая, подобная цветку розы, распустившемуся у вас в животе и источающему аромат по всему телу. Почувствуйте, как вместе с улыбкой у вас рождается хорошее настроение и удивительное чувство покоя и внутренней гармонии. Увидев в себе такую улыбку, вы будете счастливы в течение всего дня.
А теперь считаем до 6:
1 - ноги легкие, 2- руки легкие,
3,4- сердце и дыхание совершено нормальные,
- лоб прохладный,
- руки сильные. Глубоко вздохнуть, глаза открыть.
Вы чувствуете себя совершенно спокойно и бодро. Это упражнение рекомендуется выполнять утром.
9. Упражнение «Я желаю тебе».
Участники пишут записки друг другу, начинающиеся со слов «Я желаю тебе…». Полученные записки члены группы забирают собой и читают дома.
10. Рефлексия.
Участники по кругу делятся впечатлениями от занятия, отмечают наиболее понравившиеся или неудачные для них моменты в тренинге.
11. Ритуал прощания.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система методической работы, направленной на развитие креативного потенциала педагогов
В связи с переориентацией дошкольного образования с научно-технологической на гуманитарную модель образования подходы к организации методической работы меняются. Целью гуманитарной парадигмы является ...
Консультация для педагогов "Развитие креативного потенциала дошкольника посредством театрализованной деятельности"
Консультация для педагогов...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы районному семинару на тему: «Профессиональный рост и реализация творческого потенциала личности педагога ДОО в условиях обновления содержания дошкольного образова
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы районному семинару на тему: «Профессиональный рост и реализация творческого потенциала личности педаг...
Консультация для педагогов "Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Развитие креативной личности...
Проект на тему "Развитие креативного мышления в художественно – эстетическом развитии»
Рисование одно из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, т...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию креативного потенциала детей на тему «Необычное в обычном» в подготовительной группе
Программное содержание:Обучающие:Учить детей усматривать в слабо оформленном многозначном материале образы предметов.Учить точно задавать вопросы о предмете с опорой на демонстрируемые ячейки мнемотаб...
Семинар-практикум для педагогов "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника"
Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.Су...
Комментарии
Использованная литература:
Использованная литература: Могила Ольга Ильинична, «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса», 2005/2006 уч. год.