Деловая игра с педагогами "Детский сад +семья"
методическая разработка по теме
Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами. Поэтому в своей работе с педагогами я использую методы активного обучения, в процессе которых педагоги получают не готовые знания, а «добывают» их в процессе изучения литературы, сравнения и анализа разных точек зрения на проблему, закрепления знаний в деловых играх. Это обеспечивает более осознанный подход к изучаемому материалу, способствует его запоминанию, поддерживает интерес, стимулирует творческую активность педагогов.
Предлагаю Вам из своего опыта работы, разработанную деловую игру для педагогов «Детский сад + семья». Данная деловая игра позволяет педагогам выявить главные задачи, являющиеся едиными для родителей и педагогов, так как родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; осознать значимость детсадовских и семейных ценностей; осуществить создание единого образовательного пространства «Детский сад+семья». Надеюсь, что Даная игра будет интересна и востребована.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра
«Детский сад + семья»
Цель: выявление главных задач, являющимися едиными для родителей, педагогов, экспертов.
Цель психологическая: осознание значимости детсадовских и семейных ценностей.
Цель педагогическая: создание единого образовательно-оздоровительного пространства «детский сад – семья».
Форма проведения: деловая игра.
Участники: воспитатели, специалисты.
Атрибуты: карточки для участников, фишки двух цветов, экспертные листы; карточки с геометрическими фигурами; листы бумаги, карандаши.
Подготовка:
1. Самостоятельное изучение литературы по работе с родителями.
2. Проверка и анализ работы с родителями в детском саду (старший воспитатель).
3. Задание всем группам.
Оформить визитную карточку группы в творческом исполнении:
- Название группы;
- Её характеристика в стихах или прозе;
(Можно отметить возраст детей, по какой программе работаете, воспитателей группы, мл. воспитателя, работников детского сада и т.д.)
- Оформление на листе А4.
Оформление зала.
- Методическая литература.
- Выставка материалов по работе с родителями педагогов ДОУ.
Наша жизнь постоянно информационно усложняется. Уже недостаточно получить образование и работать по специальности. Нужно все время чему -то учиться. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную. Современная семья нуждается в педагогических, психологических, юридических знаниях. Большинство родителей доверяет своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт своих собственных родителей. Это нередко приводит к дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Деятельность педагога не должна оставаться в стороне от изменяющей ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме.
Ход деловой игры:
Ведущий:
- Работа с семьей - это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход к работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это потребует многих усилий от педагогов.
И воспитатель и родителей взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные, индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
- Сейчас я Вам, предлагаю выбрать цветной жетон, и найти место за столом соответствующей табличкой (желтый, зеленый).
Уважаемые коллеги!
Как вы знаете, одним из важнейших аспектов деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения является работа с семьей.
Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно – игровой среды, подготовка его к обучению в школе и др.
Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. Педагоги детских садов профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей и поэтому я сегодня вам предлагаю поиграть в деловую игру «Детский сад+семья».
На ваших столах цветные таблички желтые и зеленые. Эти же таблички делят Вас на родителей и педагогов, пожалуйста, их разверните, посмотрите, что на них написано. Итак, за желтым столом – педагоги, за зеленым родители. Но нам еще нужно выбрать экспертную комиссию (выбирают экспертную комиссию).
Наша игра состоит из 3 блоков, в каждом блоке вам будут предложены вопросы с вариантами ответов. Вы должны будете выбрать ответы на вопросы соответственно позиции родителя или воспитателя.
На работу по каждому блоку вам дается не более 5 минут. После чего вам надо будет зачитать свои ответы и обосновать их выбор. Затем бланки с вашими ответами будут переданы экспертам.
Задача экспертной группы состоит в том, чтобы выделить те варианты ответов, которые выбраны единогласно всеми участниками игры и те которые были выбраны большинством, а так же определить спорные вопросы. Пока они подводят итоги по каждому блоку, у нас будут минутки активного отдыха. Надеюсь вам все понятно? И так вопросов нет, переходим к 1 блоку.
Минутки активного отдыха.
1. упражнение «Комплимент»
Играющие встают в круг. Ведущий предлагает играющим от лица родителей и педагогов сделать комплимент.
2 упражнение «Угадай, что нарисовано»
Вызывается один участник игры. Ему предлагают с помощью мимики, эмоций, жестов изобразить, что нарисовано на картинке. Остальные участники должны угадать.
3 упражнение. «Печатная машинка»
Ведущий, предлагает всем встать в линеечку и на стихотворение «Наша Таня» выполнять определенные движения. На слова - приседать в соответствии с текстов, на запятую – хлопать, на точку – подпрыгивать.
1 блок «Детсадовские ценности».
Вопросы для обсуждения | Родители | Педагоги | Эксперты | Общий результат | Выводы |
а) давать знания, умения, навыки; б) общаться между собой; в) оказывать помощь родителям в воспитании детей; г) научиться сотрудничать в ситуации «воспитатель – воспитанник». *Играющие выбирают одно утверждение со своей позиции.
а) анкетирование; б) праздники, развлечения; в) семейный клуб, школа для молодых родителей; г) родительские собрания; д) наглядная информация; е) консультации, санитарно – просветительская и медико-педагогическая помощь семьям; ж) выпуск газеты для семейного чтения «Родничок», Журнала «Непоседы»; з) мини – походы, экскурсии детей и родителей на природу; и) день открытых дверей в ДОУ; к) совместные выставки поделок и рисунков детей и родителей. *Играющие определяют со своей позиции три для них наиболее эффективных форм работы ДОУ.
а) компетентность; б) эрудированность; в) педагог - исследователь; г) коммуникативность; д) профессионализм. *Играющие выбирают одно утверждение со своей позиции.
а) добрый; б) отзывчивый; в) беззаботный; г) довольный; д) здоровый; е) пунктуальный; ж) хороший; з) уверенный; и) выдержанный; к) тактичный; л) наблюдательный; м) строгий; н) требовательный; о) либеральный; п) эмоциональный. *Играющие выбирают три личных качества какими должен обладать воспитатель каждый со своей позиции. |
2 блок «Семейные ценности»
Вопросы для обсуждения | Родители | Педагоги | Эксперты | Общий результат | Выводы |
а) Воспитательская – удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей, самореализации в детях; социализация подрастающего поколения;. б) Хозяйственная – удовлетворение материальных потребностей семьи; в) Эмоциональная – удовлетворение потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите; эмоциональная стабилизация членов общества, сохранение их психологического здоровья;. г) Духовного общения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; духовное развитие членов общества; д) Первичного социального контроля – выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами (пожилые люди, дети, члены семьи, которые страдают физическими недугами); е) Сексуально – эротическая - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. *Играющие выбирают три основные функции семьи, которые они считают приоритетными. 2. Какие правила общения вы считает наиболее приемлемыми? а) Уступать друг другу. б) Не навязывать своих взглядов и суждений. в) Уважать друг друга. г) Не унижать, не оскорблять друг друга, стремиться видеть друг в друге, прежде всего хорошее. д) Управлять своим поведением, считаться с настроением друг друга. е) Самокритично оценивать свои действия и поступки. *Играющие выбирают два правила общения со своей позиции.
*Играющие озвучивают, чего ожидают от совместной работы родители, а чего педагоги. |
3 блок «Совместная деятельность».
Вопросы для обсуждения | Родители | Педагоги | Эксперты | Общий результат | Выводы |
1. Выберите наиболее подходящие пословицы и поговорки: Воспитатель детского сада – это: а) «Добрая лошадка всех свезет» б) «Без матки пчелки – пропащие детки» в) «И швец, и жнец и на дуде игрец». Родитель – это: а) «Попался, как ворона в суп» б) «Вечер плач, а заутре радость» в) «Жаловался всем, да никто не слушает» Семейное воспитание – это: а) «Не устанешь детей рожаючи, а устанешь детей на место сажаючи» б) «Свой дурак дороже чужого умного» в) « Кулаком да в спину – то и приголубье сыну» Работа с родителями – это: а) «Бумага некупленная, письмо домашнее» б) «В добрый час молвить, в худой промолчать» в) «По способу пешего хожденья» Воспитать детей – значит: а) «Служить семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет» б) «Перемелется – все мука будет» в) «Наказом воевода крепок». Обучать детей – это значит: а) «Что посеешь – то и пожнешь» б) «Была бы нитка, дойдем и до клубка» в) «В дорогу идти – пятеры лапти сплести» Развивать детей – это значит: а) «Сей день не без завтра» б) «Высоко летаешь, да низко садишься» в) «Палка о двух концах»
а) Все дети рождаются способными, неспособных детей нет, - неспособными они становятся в результате неправильного воспитания. б) Воспитание не всесильно, все зависит от природных задатков детей. в) Воспитание всесильно, модно воспитать любого ребенка, всемерно развивать его способности, все зависит от воспитателей. г) Развитие способностей детей нужно начинать как можно раньше, еще во внутриутробном состоянии. д) Для развития способностей полезна лишь та деятельность, которая вызывает у ребенка приятные эмоции, чувство удовольствия. е) Необходимо по возможности раньше распознать задатки ребенка к тем или иным способностям. ж) Программу занятий нужно составлять для каждого ребенка индивидуальную. |
Подведение итогов.
3 «+» - единогласно (вопросы приняты для работы).
2 «+»; 1 «-» - засчитывается (вопрос требует доработки).
1 «+»; 2 «-» - спорный вопрос (вопрос над которым нужно работать в дальнейшем).
Заключительная часть:
Экспертная группа подвела итоги, с результатами ее работы вас познакомит главный эксперт (Эксперт знакомит с результатами работы, подводит итог).
Приложение (ПОДСКАЗКА):
СПОСОБНОСТИ - это индивидуально – психические особенности человека, обуславливающие быстроту и легкость овладения им какой – либо деятельности и достижение в ней наивысших результатов по сравнению со средним уровнем.
Все дети рождаются способными, неспособных детей нет, - неспособными они становятся в результате неправильного воспитания.
Рассмотрим это утверждение – да, встречаются дети явно неспособные даже к нормальному умственному развитию, но это не значит, что они ни на что не годные, - эти дети при разумном и правильном воспитании и обучении могут овладеть хорошими умениями и навыками в различных профессиях, не требующих высоких умственных способностей, и добиться от них хорошего мастерства.
Воспитание не всесильно, все зависит от природных задатков детей.
Известный психолог Зигмунд Фрейд утверждал: «…человек наделен многообразными задатками влечений, которым ранние детские переживания передают окончательную направленность» Он считал, что человеческая воспитуемость имеет границы, она не всесильна, тем более, что « люди, во – первых, не имеют спонтанной любви к труду и во – вторых, доводы разума бессильны против их страстей».
Воспитание всесильно, можно воспитать любого ребенка, всемерно развивать его способности, все зависит от воспитателей.
Этой точки зрения придерживались официальная советская педагогика и школа. На этой доктрине основывалась попытка построения в нашей стране коммунистического общества, в котором каждый бы трудился по возможности и получал по потребности. Считалось, что можно воспитать идеальных людей – членов идеального общества.
Какое же утверждение верное? Думаю, что и то, и другое в проведенной формулировке неверны. Да, конечно, воспитание не всесильно, оно не может изменить природные особенности детей. Дело не в силе воспитания, а в том, чтобы оно было разумным и соответствовало природным и психологическим особенностям детей, тогда оно может очень много достичь в развитии способностей детей.
Развитие способностей детей нужно начинать как можно раньше, еще во пренатальном (внутриутробном) состоянии.
Совершенно верно, так как вынашивая будущего ребенка она заботиться о его здоровье и физическом развитии, как она с ним разговаривает, поет ему песенки, занимается необходимой физкультурой, зависит каким родится ребенок – физически и психически здоровым или с отклонениями в развитии. А уже после рождения ребенка важно не упустить время для развития тех или иных способностей. Ведь каждый период жизни сенситивен (наиболее благоприятен) для развития определенных его способностей и качеств. Известный опыт семьи Никитиных показывает, какие большие результаты можно получить в развитии детей, если начинать развитие детей с пеленок.
Для развития способностей полезна лишь та деятельность, которая вызывает у ребенка приятные эмоции, чувство удовольствия.
Совершено верно, но следует помнить, что до трех лет отношение к ребенку должно быть строгим и ласковым. Это значит, что его пока не следует спрашивать: хочет он или не хочет заниматься тем, чем ему предлагают заниматься. Но конечно нельзя и перегружать ребенка занятиями, занятия должны приносить ему радость, удовольствие. А вот после трех лет надо постепенно учитывать желания ребенка, нельзя заставлять его заниматься тем, чем он не хочет. Следовательно, мы должны вызвать у ребенка интерес и желание заниматься той или иной деятельностью.
Необходимо по возможности раньше распознавать задатки ребенка к тем или иным способностям.
Ведь если это не сделать, то нельзя правильно организовать воспитание ребенка, развитие его способностей, которые со временем могут стать выдающимися.
Программу занятий нужно составлять для каждого ребенка индивидуально.
Если ребенок одаренный, то да необходимо приложить все усилия, чтобы он мог развить эту одаренность.
Развитие способностей ребенка – это сложная, но очень важная задача семейного и общественного воспитания, ибо от того, как она будет решена, зависит не только судьба каждого ребенка, но и судьба нашей страны.
Тест
Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности:
1.Воспитатель детского сада — это:
- A. Добрая лошадка все свезет.
- Б. Без матки пчелки — пропащие детки.
- B. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.
2.Педагогический коллектив — это:
- A.В мире, что в море.
- Б. У одной овечки да семь пастухов.
- B.Склеенная посуда два века живет.
3. Обучать детей — значит:
A. Что посеешь — то и пожнешь.
Б. Была бы нитка, дойдем и до клубка.
- B. В дорогу идти — пятеры лапти сплести.
4. Воспитывать детей — значит:
- A.Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.
Б. Перемелется — все мука будет. - B. Наказом воевода крепок.
5. Развивать детей — значит:
- A. Сей день не без завтра.
Б. Высоко летаешь, да низко садишься. - B. Палка о двух концах.
6. Работа с родителями — это:
- A.Бумага некупленная, письмо домашнее.
- Б. В добрый час молвить, в худой промолчать.
- B. По способу пешего хождения.
Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:
- "А" — Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Преимущество Вашей работы в качестве наставника заключается в том, что Вы ориентированы на ког нитивную практику работы с молодыми специалистами, т. е. способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание дидактического, "поучающего" стиля взаимодействия. Постарайтесь быть демократичнее!
- "Б" — у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это вы ражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функ ций педагога. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы ориентированы на эмотивную и креативную практику работы с ними, т. е. способны оказать психологическую поддержку и продемонстрировать весь педагогический потенциал Вашего подопеч ного. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание из лишне демократического и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному может понадобиться и четкая инструкция для ориентирования в сложных педагогических ситуациях.
- "В" — приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы можете научить их усматривать педагогическую проблему в разных ее проявлениях и упрощать ее (в сложных ситуациях выделять 1-2 ключевые составляющие проблемы), а также объединять свои усилия с другими специалистами ДОУ и родителями детей для достижения оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать формирование у него представлений о Вас как об идеальном педагоге, уровня которого достичь просто невозможно. Постарайтесь с присущим Вам чувством юмора объяснить, что Вы начинали точно так же.
Литература:
Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. – М.:ТЦ «Сфера», 1999. – 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная форма родительского собрания "Делова игра" на тему: "Роль семьи в социально-нравственном развитии ребёнка".
В помощь воспитателям предлагаю конспект родительского собрания в нетрадиционной форме "Деловая игра" на тему: "Роль семьи в социально-нравственном развитии ребёнка"....
Деловая игра для родителей "Традиции семьи"
Конспект родительского собрания проведенного совместно родители-дети-воспитатель, где родтели имели возможность взаимодействовать с детьми и дискутировать с родителями о семейных традициях своих семей...
Деловая игра "Искусство сотрудничества с семьями воспитанников"
Педагогический совет в форме деловой игры по теме: "Искусство сотрудничества с семьями воспитанников"...
Деловая игра с родителями "Роль семьи в воспитании ребёнка"
Представлен ход деловой игры по данной теме. Раскрыта роль семейного воспитания. Представлена информация о стилях семейного воспитания. Приведён пример упражнения с группой родителей "Семья". Приведен...
Деловая игра для родителей "Роль семьи в воспитании ребенка"
Цель:улучшение взаимопонимания между родителями и детьми. Задачи:формирование у родителей позитивной позиции при решении проблемных ситуаций; повышение педагогической и коммуникативной компетентности ...
Отчёт по теме: «Деловая игра «Поликультурное воспитание в семье» во второй группе раннего возраста № 4 «Колобок»
Отчётпо теме: «Деловая игра «Поликультурное воспитание в семье»во второй группе раннего возраста № 4 «Колобок»...
Деловая игра «Патриотическое воспитание в семье»
Деловая игра «Патриотическое воспитание в семье»...