Авторизованная программа "Ступени",для дошкольной группы коррекционного детского сада
календарно-тематическое планирование по теме
Программа разработанна для работы с детьми с тяжёлыми нарушениями (Синдром Дауна,аутизм).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stupeni.docx | 171.99 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ Омской области «Тарская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
АВТОРИЗОВАННАЯ ПРОГРАММА
по
коррекционной педагогике
«Ступени»
Составила : воспитатель Алексеева Елена Валерьевна,
Высшая квалификационная
категория.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность стр. 1-2
Цели и задачи программы стр. 2-3
Раздел 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ стр. 4-7
Раздел 2. ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ стр. 7-8
Раздел 3. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ стр. 9-11
Раздел 4. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ стр. 11-15
Раздел 5. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК
К ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ стр. 16-19
ДИАГНОСТИКА
Введение стр. 20-21
Диагностика для детей младшего дошкольного
возраста с нарушениями в развитии стр. 21-27
Индивидуальные программы стр. 27-29
Диагностика для детей старшего дошкольного
возраста с нарушениями в развитии стр. 30-33
Индивидуальные программы стр. 33-34
Коррекционно-развивающая работа стр. 35-37
Упражнения на активизацию ощущений стр. 38-39
Упражнения с использованием пальчикового бассейна стр. 40-41
Виды пассивно-активной гимнастики стр. 41-43
Примерные конспекты комплексных занятий стр. 43-45
Примерный план работы с родителями стр. 46
Пояснительная записка
Актуальность:
Год от года все больше детей рождается с проблемами в развитии. Дети с органическими поражениями ЦНС составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии. У этих детей отмечается интеллектуальная недостаточность, нарушения мотивационно-потребностной, социально-эмоциональной, моторно-двигательной сфер, а также познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь).
Не вызывает сомнения, что практически все дети с отклонениями в развитии уже с первых месяцев жизни получают специальное комплексное медикаментозное лечение. И большинство родителей направляют все свои усилия именно на это. Но родителям необходимо знать, что ни одно, даже «самое лучшее» лекарство, не окажет максимально положительного воздействия без специальной системы психолого-педагогических занятий с малышом. Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения.
Очень важно в самом раннем возрасте у таких детей определить индивидуально-психологические особенности, затем разработать содержание коррекционно-педагогической работы с ними, а также оказать психологическую помощь родителям.
Одной из форм организации коррекционной поддержки детей с нарушениями психофизического развития является группа кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении общеобразовательного вида.
Данная программа предлагает системный подход в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания.
Педагогическая целесообразность программы заключается в:
- раннем выявлении и начале целенаправленной коррекционно-педагогической работы;
- определении содержания и методов обучения и воспитания;
- своевременном включении родителей в коррекционно-педагогический процесс;
- реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье и дошкольном учреждении;
- комплексной реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.
Отличительная особенность программы заключается в том, что она рассчитана на индивидуальное обучение и развитие каждого воспитанника.
Продолжительность реализации программы. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста (от 3 до 7-8 лет)
Формы и режим занятий. Основная форма в группе кратковременного пребывания – индивидуальные занятия с детьми, занятия в небольших группах (2 ребенка) Продолжительность каждого занятия от 20 до 60 минут в зависимости от возраста ребенка и имеющегося у него нарушения.
На каждого ребенка составляется индивидуальный план работы, который строится с учетом следующих принципов:
- Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Единство требований в дошкольном учреждении и в семье.
- Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.
- Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.
- Коррекционная направленность образовательного процесса.
Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.
Цель программы. Формирование у детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития общественного опыта, способствующего их социальному развитию и раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей.
Основные задачи.
Диагностические
- Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.
- Уточнение диагноза при динамическом наблюдении
- Определение индивидуальной программы развития ребенка.
Воспитательные
- Социализация.
- Формирование самостоятельности.
- Становление нравственной ориентировки.
- Воспитание положительных качеств.
Коррекционные
- Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
- Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка.
- Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
- Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
Образовательные
- Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
- Развитие познавательной активности.
- Формирование всех видов детской деятельности.
Разделы программы
- Социализация.
- Формирование элементарных математических представлений.
- Сенсорное воспитание.
- Ознакомление с окружающим.
- Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности.
Содержание программы реализуется в форме комплексных занятий, построенных в едином сюжете.
Сюжетная линия соответствует блочным темам по ознакомлению с окружающим. В зависимости от объема знаний детей на одну блочную тему может быть отведено несколько занятий, на которых решаются задачи различных разделов программы (социализация, познавательное развитие, сенсорное воспитание, ознакомление с окружающим, формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности).
Перспективное планирование коррекционно-развивающего обучения
Раздел 1. Социализация.
Первый год обучения
Задачи обучения и воспитания
1 период:
- Откликаться и называть свое имя.
- Откликаться на свою фамилию.
- Узнавать себя в зеркале, на фотографии.
- Показывать части своего тела.
2 период:
- Самостоятельно садиться, сидеть, ложиться, (выполнять простые движения).
- Узнавать знакомых.
- Формировать тактильно-эмоциональные способы привязанности.
- Наблюдать за действиями других.
- Эмоционально реагировать на присутствие сверстников и их действия.
- Фиксировать взгляд на лице собеседника.
- Проявлять интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними.
- Демонстрировать двигательное оживление.
3 период:
- Фиксировать взгляд на движущейся игрушке.
- Выполнять действие с предметом.
- Эмоционально реагировать на окружающих людей, предметы и явления.
Показатели развития к концу первого года.
Дети должны знать:
* свое имя и фамилию;
* части своего тела;
Должны уметь:
* самостоятельно садиться за стол;
* фиксировать взгляд на движущихся игрушках;
* проявлять интерес к игрушкам, правильно действовать с ними,
* правильно выполнять действия с предметом;
* проявлять эмоции при общении со взрослыми и сверстниками.
Второй год обучения:
Задачи обучения и воспитания.
1 период:
- Продолжать формировать у детей способы адекватного реагирования на свои имя и фамилию.
- Продолжать формировать представления о себе и своей семье
- Продолжать формировать представления о собственных эмоциональных состояниях, о потребностях, желаниях, интересах.
- Учить узнавать себя на индивидуальной и групповой фотографиях.
- Закреплять умение называть и выделять основные части тела.
2 период:
- Учить определять простейшие функции частей организма (ноги - ходят; руки – берут; глаза - смотрят)
- Формировать адекватное поведение в конкретной ситуации
- Учить наблюдать за действиями другого ребенка.
- Учить эмоционально реагировать на действия окружающих.
3 период:
- Формировать интерес к игрушкам, предметам и адекватным способам действия с ними.
- Учить слушать непродолжительное время музыку, звуки природы, реагировать на ритмический рисунок мелодии.
Показатели развития к концу второго года обучения.
Дети должны научиться:
* Эмоционально-положительно реагировать на общение с близкими, родителями, взрослыми и детьми.
* Здороваться, прощаться и благодарить за услугу.
* Называть свое имя и фамилию.
* Называть имена сверстников и друзей.
* Называть воспитателей по имени, отчеству.
* Идентифицировать себя по полу (мальчик, девочка).
* Выражать словом свои потребности (игровые, предметно-орудийные).
* Адекватно вести себя в привычных ситуациях.
Третий год обучения.
Задачи обучения и воспитания.
1 период:
- Воспитывать у детей потребность в любви, доброжелательном внимании значимых взрослых и сверстников.
- Формировать умения видеть настроение и эмоциональные различные состояния окружающих.
2 период:
- Закреплять знания о себе и своих близких (имена, фамилии).
- Учить называть свой возраст, день рождения, адрес.
- Формировать интересы и предпочтения в выборе занятий, игрушек, предметов быта.
- Учить обращаться к окружающим с предложениями, просьбами, пожеланиями.
- Продолжать формировать у детей коммуникативные умения.
3 период:
- Учить осуществлять элементарную оценку результатов деятельности.
- Формировать потребность и умение участвовать в коллективной деятельности.
Показатели развития к концу третьего года обучения.
Дети должны научиться:
* Проявлять доброжелательность и внимание к близким, выражать свое сочувствие.
* Называть сведения о себе и своих близких, свой адрес.
* Заниматься любимыми занятиями.
* Обращаться к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами, пожеланиями.
* Здороваться, прощаться, вежливо обращаться по имени к взрослым и сверстникам.
* Участвовать в коллективной деятельности.
* Уважительно относиться к труду взрослых.
Четвертый год обучения.
Задачи обучения и воспитания.
1 период:
- Учить выражать свои чувства (радость, грусть, гнев, и.т.д.)
- Учить распознавать связь между эмоциональным состоянием и причиной, вызывавшей это состояние.
2 период:
- Формировать элементарную самооценку своих поступков.
- Учить замечать изменения в настроении окружающих.
- Формировать умения начинать и поддерживать диалог со своими сверстниками и взрослыми.
3 период:
- Формировать простейшие способы разрешения конфликтной ситуации.
- Обучать навыкам партнерства в игре и совместной деятельности.
- Формировать желание участвовать в совместной деятельности (уборка игрушек, уход за животными, коллективные игры и. т. д.)
Показатели развития к концу четвертого года обучения.
Дети должны научиться:
* Здороваться при встрече, прощаться при расставании.
* Благодарить за услугу, подарок, угощение.
* Адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуациях.
* Проявлять ко всем доброжелательное отношение.
* Выражать свои чувства в соответствии с жизненной ситуацией.
* Проявлять элементарную самооценку своих поступков.
* Адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе.
* Замечать изменения настроения близких.
* Начинать и продолжать диалог с близкими, взрослыми и сверстниками.
* Владеть приемами разрешения возникших конфликтов.
* Быть партнером в игре и совместной деятельности.
* Положительно реагировать на просьбы взрослого убрать игрушки, покормить животных и т. д.
* Уважать труд взрослых и положительно относиться к его результатам.
Раздел 2. Формирование математических представлений
Третий год обучения
1 период
Задачи:
- обучать выделять «один» и «много» предметов из группы предметов по словесной инструкции;
- обучать выделять одинаковые предметы из группы, составлять группу из одинаковых предметов;
- обучать находить, каких предметов вокруг много, а каких по одному;
2 период
Задачи:
- учить выделять два предмета из группы по подражанию, образцу;
- обучать, умению соотносить количество один и два с количеством пальцев, отвечать на вопрос «сколько?»;
- обучать выделять два предмета из множества;
- обучать называть единичные и парные части тела и лица;
3 период
Задачи:
- закреплять количественные представления: один, два, много, мало;
- обучать сравнивать две неравные группы предметов по количеству: один и три, с использованием приемов наложения и приложения;
- обучать преобразовывать множества путем увеличения или уменьшения входящих в них предметов;
- обучать устанавливать, каких предметов поровну, больше, меньше путем наложения и приложения;
- познакомить с цифрой один.
К концу третьего года обучения дети должны научиться:
* выделять один и много предметов из группы предметов;
* выделять одинаковые предметы из группы, составлять группы из одинаковых предметов;
* выделять два предмета из группы;
* соотносить количество один и два с количеством пальцев;
* сравнивать две неравные группы предметов по количеству (один и три с использованием приемов наложения и приложения);
* устанавливать, каких предметов поровну, больше, меньше.
Четвертый год обучения.
Задачи:
1 период:
- закреплять умение преобразовывать множества путем уменьшения или увеличения количества входящих в них предметов;
- обучать пересчету предметов в пределах трех, соотносить количество предметов с количеством пальцев на руке;
- обучать отсчитывать предметы в пределах трех;
- закреплять знания цифры один.
2 период.
Задачи:
- формировать представления о том, что количество предметов не меняется независимо от их расположения, от их размера;
- обучать выделению трех предметов из группы;
- обучать счету и пересчету в пределах трех;
- формировать умение из неравных множеств делать равные и наоборот;
- познакомить с цифрой два;
3 период.
Задачи:
- закреплять умение проводить счет и отсчет предметов в пределах трех;
- учить определять количество предметов, изображенных на картинках в пределах трех при одинаковом и разном расположении;
- продолжать учить сравнивать две группы предметов по количеству;
- закреплять умение преобразовывать множество предметов: из неравных делать равные и наоборот;
- познакомить с цифрой три.
К концу четвертого года обучения дети должны научиться:
* пересчитывать предметы в пределах трех;
* отсчитывать предметы в пределах трех;
* соотносить их с количеством пальцев;
* преобразовывать множество предметов: из неравных делать равные и наоборот;
* знать цифры один, два, три.
Раздел 3. Сенсорное воспитание
Первый год обучения.
Задачи обучения и воспитания.
1 период:
- Развивать ориентировочно-исследовательские действия с предметами.
- Учить воспринимать предметы с точки зрения их функционального назначения.
2 период:
- Учить ориентироваться на форму, величину, цвет.
- Учить различать свойства и качества предметов.
3 период:
- Формировать поисковые способы ориентировки – пробы при решении поставленных задач.
- Создавать разнообразные условия для восприятия свойств и качеств предметов.
Показатели развития к концу первого года обучения.
Дети должны научиться:
* Выполнять ориентировочно-исследовательские действия с предметами.
* Воспринимать предметы с точки зрения их функционального назначения.
* Делить предметы по форме, величине, цвету.
* Различать свойства и качества предметов.
* Учитывать знакомые свойства предметов в практической и игровой деятельности.
Второй год обучения.
Задачи обучения и воспитания.
1 период:
- Учить дифференцировать свойства и качества предмета.
- Учить выделять основные признаки предметов.
2 период:
- Продолжать формировать поисковые способы ориентировки.
- Создавать условия для практического использования знакомых свойств и качеств предметов в различных видах деятельности.
3 период:
- Учить воспринимать пространственные отношения.
- Учить воспринимать на слух неречевые звуки (звучащие игрушки, звуки природы и т.д.).
Показатели развития к концу 2 года обучения.
Дети должны уметь:
* Дифференцировать свойства и качества предметов.
* Выделять основные признаки предмета.
* Уметь ориентироваться, применяя поисковые способы ориентировки.
* Использовать в игре и практической деятельности знакомые свойства и качества предметов.
* Различать понятия: верх - низ, право-лево, впереди – сзади.
* Различать на слух звучащие игрушки, звуки природы и. т. д.
Третий год обучения:
Задачи обучения и воспитания:
1 период:
- Формировать у детей целостный образ предмета.
- Учить детей производить сравнение предметов по форме и величине.
2 период:
- Учить опознавать предметы по описанию, с опорой на определяющий признак (цвет, форма, величина).
- Развивать у детей координацию руки и глаза в процессе обучения способам обследования предметов: зрительно-тактильное – ощупывать; зрительно-двигательное – обводить по контуру.
3 период:
- Формировать представления о звуках окружающей действительности.
- Учить воспринимать контурные изображения знакомых предметов.
- Учить различать геометрические формы: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг.
Показатели развития к концу третьего года обучения.
Дети должны знать:
* Воспринимать целостный образ предметов.
* Сравнивать предметы по форме и величине.
* Узнавать предмет по описанию.
* Обследовать предметы при помощи ощупывания, обводя их по контуру.
* Узнавать звуки окружающей действительности (дождь, ветер, капель).
* Узнавать контурные изображения предметов.
* Узнавать геометрические формы: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал.
Четвертый год обучения
Задачи обучения и воспитания.
1 период:
- Учить соотносить форму предметов с геометрической формой.
- Продолжать учить дифференцировать цвета и их оттенки.
2 период:
- Формировать целостное представление того, что один и тот же предмет может иметь разные свойства.
- Формировать у детей обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах (что бывает желтым?).
3 период:
- Формировать у детей представления об общих признаках, характерных для предметов какой-то категории (все птицы имеют крылья).
- Учить дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы.
Показатели развития к концу четвертого года обучения.
Дети должны уметь:
* Соотносить форму предметов с геометрической формой.
* Различать цвета и их оттенки.
* Определять разные свойства одного и того же предмета (яблоко кислое и сладкое; желтое и зеленое).
* Выделять общие свойства и качества некоторых предметов.
* Находить общие признаки, характерные для предметов.
* Делить звуки окружающей действительности на бытовые и звуки природы.
Раздел 4. Ознакомление с окружающим.
Первый год обучения
1 период
Тема «Человек»
Задачи:
- Формировать знание названий частей тела: голова, живот, руки, ноги,
- Формировать знание названий частей лица: нос, рот, глаза.
- Формировать знание названий частей рук, ног: пальцы, колени.
- Формировать знание названий частей головы: лицо, волосы, брови, ресницы, глаза, уши, щеки, рот, зубы, язык.
2 период:
Тема: «Одежда»
Задачи:
- Формировать знание названий одежды: трусы, майки, футболки, носки, гольфы, колготки, платье, юбка, рубашка, брюки, шорты, кофта, свитер.
- Закреплять название частей тела и головы.
3 период:
Тема: «Семья».
Задачи:
- Формировать знание своего имени, отчества, фамилии, возраста своего и членов семьи.
- Уметь называть членов семьи: мама, папа, сын, дочь, дедушка, бабушка, брат, сестра.
- Закреплять называния частей тела, названия одежды.
Показатели развития к концу первого года обучения.
Дети должны:
* Показывать и называть части тела на себе, на другом ребенке, на взрослом, на картинке, на кукле.
* Ориентироваться в собственном теле (право, лево, верх, низ)
* Адекватно оценивать мимику окружающих.
* Показывать и называть предметы одежды, некоторые их части (рукава, карманы, воротник) на собственной одежде, на одежде другого человека, на кукле.
* Аккуратно обращаться с собственной одеждой и одеждой других детей.
* Называть собственное имя, отчество и фамилию.
* Различать имена и фамилии детей группы.
* Обращаться к персоналу детского сада по имени и отчеству, а к другим детям – по имени.
* Вежливо обращаться к членам семьи, родственникам, знакомым и незнакомым.
* Обращаться к старшим на «ВЫ».
Второй год обучения.
1 период:
Тема: «Дом»
Задачи:
- Формировать знание названий комнат: спальня, зал, кухня, прихожая, ванная, туалет.
- Формировать знание названий частей комнат: стены, потолок, пол.
- Формировать знание названий частей дома: крыша, крыльцо, окно, дверь.
Тема «Мебель».
Задачи:
- Формировать знание названий мебели: стол, стул, шкаф, диван, кровать, кресло, трюмо.
- Формировать знание назначений мебели.
- Закреплять названия частей дома и комнат.
2 период:
Тема: «Посуда».
Задачи:
- Формировать знание названий посуды: кастрюля, сковородка, чайник, ковш, миска, блюдце, масленка, сахарница.
- Закреплять названия мебели, знания о ее назначении.
Тема: «Продукты питания»
Задачи:
- Формировать знание названий продуктов питания,
- Формировать знание последовательности приготовления каш, супов.
- Учить правильно обращаться с кипятком, специями (уксус, перец).
- Закреплять названия посуды.
3 период:
Тема: «Предметы туалета»:
Задачи:
- Формировать знание названий: мыло, зубная паста, зубная щетка, шампунь, мочалка, мыльница, туалетная бумага.
- Учить выполнять простые гигиенические процедуры: чистка зубов, мытье рук, умывание.
- Закреплять названия продуктов питания.
Показатели развития к концу второго года обучения.
Дети должны:
* Называть части дома, комнаты.
* Называть мебель, знать ее назначение.
* Уметь пользоваться предметами туалета, знать их название: зубная щетка, паста, мыло.
* Различать посуду для приготовления пищи, для сервировки стола.
* Правильно и эстетично принимать пищу, жевать с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.
* Не есть горячую и холодную пищу.
* Правильно сервировать стол.
* Правильно вести себя во время еды.
* Называть продукты питания.
Третий год обучения.
1 период:
Тема: «Животные»
Задачи:
- Знакомство с дикими и домашними животными, животными жарких стран, крайнего севера.
- Формировать знание названий детенышей животных, значения домашних животных для человека, где живут, образ жизни и чем питаются дикие животные.
- Закреплять знания о предметах туалета.
2 период:
Тема: «Растительный мир»
Задачи:
- Формировать знание названий: деревья, кустарники, трава, цветы, грибы ядовитые, растения леса, лекарственные растения, съедобные растения.
- Закреплять знания о животных и их образе жизни.
3 период:
Тема: «Улица».
Задачи:
- Учить называть улицу, проспекты, площади.
- Формировать знание проезжей части, места для пешеходов, перехода проезжей части, перекрестки, светофоры.
- Формировать знание названий основных видов транспорта: наземный, водный, воздушный, грузовой, пассажирский, легковой.
- Формировать знание названий основных частей машин и их назначение, профессий водителя и кондуктора, правил проезда в городском пассажирском транспорте.
- Закреплять знания о растительном мире.
Показатели развития к концу третьего года обучения.
Дети должны:
* Знать достопримечательности города.
* Правильно вести себя на улице, переходить ее на перекрестках.
* Классифицировать основные виды транспорта.
* Знать основные части машины.
* Знать правила проезда и поведения в общественном транспорте.
* Классифицировать животных.
* Знать название их детенышей.
* Иметь представление об их образе жизни и питании.
* Знать какую пользу приносят домашние животные.
* Распознавать некоторые съедобные, ядовитые лекарственные растения.
* Узнавать растения по семенам, листьям.
* Знать зону произрастания данного растения (лес, луг, сад).
* Ориентироваться в природе.
Четвертый год обучения
1 период:
Тема: «Магазин»
Задачи:
- Формировать знание назначения магазина, знание типов учреждений торговли: ларек, киоск, рынок; специализации магазинов: продуктовые, промтовары, универсальные, аптека.
- Формировать знание устройства магазина: торговый дом, прилавок, касса, витрина, подсобные помещения.
- Формировать знание названий профессий работников торговли.
- Закреплять знания о транспорте, улицах города и правилах дорожного движения.
2 период:
Тема: «Больница»
Задачи:
- Формировать знание назначения больницы, др. типов учреждений здравоохранения: поликлиники, санатория.
- Формировать представление о здоровом образе жизни как профилактике заболеваний. Ввести понятия «гигиена», «режим дня», «вредные привычки».
- Формировать знание профессий: врача, медсестры, санитарки, массажистки.
- Закреплять знания о магазинах и профессиях работников торговли.
3 период:
Тема: «Школа».
Задачи:
- Формировать знание назначения школы, других учреждений системы образования: детского сада, училища, техникума, института.
- Формировать знание назначения школьных принадлежностей: книг, тетрадей, портфеля, пенала, ручки, карандаша, линейки.
- Знакомить с профессией учителя.
Показатели развития к концу четвертого года обучения.
Дети должны:
* Знать названия и назначения учреждений торговли.
* Знать правила обращения с продавцом и кассиром.
* Уметь соблюдать очередь.
* Использовать пакеты, сумки для приобретенного товара.
* Уметь общаться с больным и врачом.
* Сообщать взрослым о первых признаках недомогания.
* Соблюдать профилактические, гигиенические процедуры и режим дня.
* Научиться работать с книгой, тетрадью.
* Общаться в учебной ситуации.
* Стремиться узнать больше, чтобы пойти в школу.
Раздел 5. Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности
Первый год обучения.
Задачи:
- Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности.
- Учить проявлять эмоции при работе.
- Формировать представление о поделках, рисунках как об изображениях реальных объектов.
- Знакомить со свойствами различных материалов: пластилин, тесто, бумага, вата, краски, карандаши, мелки, фломастеры.
- Приучать работать аккуратно.
- Учить правильно действовать при работе с изобразительными средствами.
Лепка Рисование Аппликация | 1 период: «Колобок». «Мячик», 2 период: «Лепешки для матрешки», «Конфетки для куклы», «Баранки», 3 период: «Зернышки для птичек», «Огуречик», «Яблоко». 1 период: «Следы животных», «Дорожка», 2 период: «Дождь», «Снег», «Ручеек», «Клубок», «Ленточки», 3 период: «Иголки у ежа», «Травка», «Лучи солнца». 1 период: «Шарик», «Мячик», 2 период: «Яблоко», «Гриб», «Кубики», 3 период: «Бусы», «Листики». |
Показатели развития к концу первого года обучения.
Дети должны:
* Активно реагировать на предложение взрослого.
* Соотносить результат своей деятельности с реальными предметами.
* Положительно относиться к результатам своей работы.
* Овладеть различными приемами лепки: отщипывание, скатывание, раскатывание колбаски, сплющивание.
* Рисовать прямые, прерывистые, волнистые, закругленные линии различными изобразительными средствами.
* Выполнять аппликацию из одного предмета, наклеивать заготовку.
Второй год обучения.
Задачи:
- Продолжать формировать у детей положительное отношение к продуктивным видам деятельности.
- Развивать способности у детей к созданию самостоятельных работ.
- Воспитывать оценочное отношение детей к своим работам.
- Учить сравнивать готовую работу с образцом.
- Формировать умение пользоваться основными приемами лепки, рисования, аппликации.
- Учить ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу.
- Подготавливать детей к выполнению сюжетных работ.
Лепка Рисование Аппликация | 1 период: «Яблоки для ежа». «Угощение для куклы», 2 период: «Большой и маленький мяч», «Погремушка», «Снеговик», «Неваляшка», 3 период: «Сливы», «Рыбки», «Огурец и помидор». 1 период: «Мяч», «Яблоко», 2 период: «Большой и маленький мяч», «Листья на дереве», «Колобок на пеньке», 3 период: «Яблоки в корзинке», «Рыбки в аквариуме», «В окнах дома зажглись огоньки». 1 период: «Большое и маленькое яичко», «Воздушные шары», 2 период: «Яблоко», «Яблоко на тарелке», «Грибы в корзине», 3 период: «Снеговик», «Зимний лес» - коллективная работа |
Показатели развития к концу второго года обучения.
Дети должны:
* Выполнять работу из деталей круглой и овальной формы, используя различные приемы.
* Давать оценку результата своей работы, сравнивая ее с образцом.
* Обыгрывать работы в своеобразной деятельности.
* Выполнять работу из нескольких частей.
* Ориентироваться на листе бумаги.
Третий год обучения.
Задачи:
- Развивать умение выполнять работы с последующим созданием сюжета.
- Учить передавать в работе основные свойства и отношения предметов (форма, цвет, размер, пространственные отношения).
- Учить детей создавать работы по образцу, слову и замыслу.
- Воспитывать оценочные отношения к своим работам и работам сверстников.
Лепка Рисование Аппликация | 1 период: «Овощи», «Фрукты», «Ваза», 2 период: «Снеговик», «Девочка в длинной шубке», «Медведь», «Заяц», 3 период: «Ваза с фруктами», «Еж и гриб». 1 период: «Деревья осенью», «Фрукты в вазе», «Овощи в корзинке», 2 период: «Ветка рябины», «Колобок и заяц», «Дома», «Чебурашка», 3 период: «Зимний лес», «Новогодняя елка», «Украсим сарафан». 1 период: «Ваза с фруктами», «Осень золотая» - коллективная аппликация «Елочки большие и маленькие», 2 период: «Бусы для елки», «Девочка в зимней шубке», «Полотенце», 3 период: «Заяц», «Птицы на ветках». |
Показатели развития к концу третьего года обучения.
Дети должны:
* Выполнять работу по образцу, соотносить ее с реальным объектом, по речевой инструкции.
* Готовить рабочее место, самостоятельно выбирать материал для работы.
* Участвовать в выполнении коллективных работ.
* Рассказывать о последовательности выполнения работ.
* Давать оценку своим работам и работам сверстников.
Четвертый год обучения
Задачи:
- Создавать предметные и сюжетные работы, обыгрывая их.
- Продолжать учить передавать основные свойства и отношения предметов.
- Создавать работы по замыслу.
- Учить в работах передавать движения к своим и чужим работам.
- Воспитывать одиночные отношения к своим и чужим работам.
- Создавать работы, сочетающие элементы рисования и аппликации.
Лепка Рисование Аппликация | 1 период: Коллективные работы «Дары леса», «Урожай», 2 период: «Три медведя», «Кого я встретил в зоопарке», «Мальчик идет», «Мишка делает зарядку», 3 период: «Заяц и зайчата», «Курочка и цыплята». 1 период: «Дом моей бабушки», «Петрушка в шапочке», 2 период: «Осенний лес», «Осенние дары», «Портрет друга», 3 период: «Любимая игрушка», «Моя любимая сказка». 1 период: Вырезывание деталей по контуру: «Овощи», «Фрукты», Коллективная аппликация «Ваза с фруктами», 2 период: «Осень золотая», «На лесной полянке», «Веселый клоун», 3 период: «Лиса», «Наша улица», «Дед Мороз и Снегурочка». |
Показатели развития к концу четвертого года обучения.
Дети должны:
* Ориентироваться в пространстве, правильно располагать работу, прислушиваясь к словесной инструкции взрослого.
* Выполнять работу по образцу, представлению, речевой инструкции.
* Рассказывать о последовательности действий.
* Эмоционально реагировать на красивое сочетание цветов, предметов в композиции.
* Участвовать в выполнении коллективных работ.
Если выполнение задач программы по развитию креативных видов деятельности вызывает затруднение (из-за особенностей развития ребенка: нарушение интеллекта, недоразвитие ручной моторики), то дефектолог может предлагать ребенку вспомогательный материал (печатки, трафареты) или использовать нетрадиционные способы работы (рисование пальцем, кистью ребенка, кляксография, выдувание).
ДИАГНОСТИКА
оценки уровня и качественного своеобразия познавательного развития детей, посещающих группу кратковременного пребывания
«Особый ребенок»
Введение
Современные подходы к обучению и воспитанию детей требуют максимальной индивидуализации, учета потребностей каждого ребенка в образовательном процессе. Это невозможно без знания особенностей психического развития детей. Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации любого ребенка, а в особенности с отклонениями в развитии зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей психофизического развития. Эту задачу возможно решить только на основе результатов комплексной диагностики психического развития ребенка. Являясь первым и очень важным этапом в системе психологических мероприятий, психодиагностика развития ребенка позволяет оценить особенности каждого ребенка, в том числе выявить детей с недостатками развития, определить оптимальный педагогический маршрут для каждого, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.
Нами был составлен и апробирован диагностический инструментарий психологического обследования детей младшего и старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии.
Первая диагностика нацелена на изучение детей младшего дошкольного возраста имеющих грубые нарушения в развитии. При этом мы опирались на знание следующих особенностей психического развития этих детей: основные психические функции у них не сформированы, отсутствует фразовая речь. Как правило, это дети с умственной отсталостью средней тяжести, синдромом Дауна, с тяжелыми формами аутизма.
Вторая диагностика применима к детям старшего дошкольного возраста, у которых психические функции находятся на определенном уровне развития, имеются начатки речи. Этот диагностический инструментарий может применяться к дошкольникам с ДЦП, с легкими формами аутизма.
Цель диагностик: оценка уровня и особенностей психического развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития, посещающих группу кратковременного пребывания «Особый ребенок».
Возможности диагностик:
- Качественно - количественная оценка особенности психического развития детей, посещающих группу кратковременного пребывания «Особый ребенок»;
- определение уровня сформирования базовых компонентов психической деятельности исследуемых;
- оценка динамики развития и эффективности коррекционной программы.
Специалист может обследовать ребенка с помощью всей системы заданий, а может выбрать отдельные задания в зависимости от цели обследования и особенности конкретного ребенка.
Результаты психологического обследования детей с помощью диагностик являются ориентирами при составлении индивидуальных программ на каждого ребенка.
1. Диагностика для детей младшего дошкольного возраста имеющих нарушения в развитии.
Диагностика не включает в себя экспериментальных заданий, так как из-за низкого уровня психического развития и из-за отсутствия речи ребенок, как правило, не может их выполнить. Диагностическая программа объединяет в себя следующие методы:
- наблюдения за деятельностью ребенка;
- беседы с родителями;
- анкетирование.
Метод наблюдения дефектолога за деятельностью ребенка.
Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в совместной деятельности с родителями, т. е. в естественной для ребенка ситуации. Наблюдение является надежным методом, не требующим специального оборудования, исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку на ребенка.
Наблюдение всегда начинается с постановки цели. Цель помогает определить основные параметры наблюдения.
Процедура наблюдения может быть различной: играть с ребенком (активное наблюдение), наблюдать со стороны (пассивное наблюдение).
ПРИМЕР: Диагностическая программа Наташи М. (3 года 2 месяца).
Диагноз: Синдром Дауна.
Период адаптации 2 недели.
1. Психолого-педагогическое обследование при наблюдении в свободной деятельности (проводилось в период адаптации).
Цель: наблюдение за спонтанным поведением.
Определить: предметы и виды деятельности, которые привлекают внимание ребенка; каким образом общается с окружающими; проблемы поведения.
2. Психолого-педагогическое обследование в совместной деятельности с дефектологом.
Цель: определить навыки и умения.
- Социальное развитие (сформированность представлений о себе, родителях, сверстниках).
- Сформированность предметной деятельности.
- Ориентировка в окружающем мире.
- Уровень развития изобразительной деятельности.
Методика и результаты обследования
Изучение социального развития.
Материал: зеркало.
Ход исследования: ребенку предлагают посмотреть в зеркало, ответить на вопрос «Кто там?».
Показать: «Где мама», «где тётя» и т.д.
Анализ данных: определить, узнает ли ребенок себя, знает ли своих близких, как реагирует на посторонних взрослых, детей, как общается со взрослыми, родителями, сверстниками.
Результат: Наташа М. узнает себя в зеркале, знает свое имя, откликается на него, узнает своих близких, называет их по-своему. Вступает в контакт охотно, особенно со сверстниками. Общение со взрослыми избирательное.
Изучение предметных действий.
Материал: пирамидка с тремя, пятью кольцами.
Ход исследования: ребенку предлагается собрать пирамидку.
Анализ данных: определить, насколько целенаправленны предметные действия. Понимает задачу или просто манипулирует предметами. Пытается ли установить соотношение колец, или нанизывает в произвольном порядке. Доводит ли начатое до конца. Как реагирует на трудности. Обращается ли за помощью. Как относится к результату. Умеет ли ребенок не отвлекаться, сосредотачиваться.
Результаты: Наташа М. воспринимает задание не сразу, а только при повторении. Задачу поняла, но установить соотношение колец не пытается, одевает их в произвольном порядке, не ориентируется на величину. Собирает пирамидку до конца, но заинтересованности в конечном результате не проявляет. В процессе игры может переключиться на другой вид деятельности. Совсем не сопротивляется, когда дефектолог возвращает ее назад, помощь воспринимает адекватно.
Изучение ориентировки в окружающем мире.
Материал: набор предметных картинок по пять из каждой классификационной группы (мебель, одежда, игрушки, фрукты, овощи, дикие животные, домашние животные, транспорт).
Ход исследования: предложить назвать или показать картинку либо выбрать картинки, относящиеся к одной классификационной группе.
Анализ данных: определить активный и пассивный словарь ребенка, выявить сформированность знаний об окружающем, которые имеются у ребенка. Определить способность групповой классификации.
Результаты: Наташа М. имеет неплохой пассивный словарь, показывает картинки из серии овощи, фрукты, дикие и домашние животные, некоторые виды мебели, транспорта, игрушек. Активный словарь состоит из лепетных слов, звукоподражаний, нескольких слов.
Объединить предметы в одну группу не может. Знания об окружающем поверхностные, недостаточно сформированы в соответствии с возрастом.
Изучение изобразительной деятельности.
Материал: оборудование для рисования.
Ход исследования: «Нарисуй, какую хочешь картинку для мамы».
Анализ данных: определить, имеет ли ребенок технические навыки, скоординированы ли движения руки и глаза (точность движений, регуляция силы).
Пользуется ли средствами выразительности (цвет, линия, композиция и т.д.).
Возникает ли замысел и насколько он устойчив, какого содержание рисунка.
Как проявляется самостоятельность в процессе рисования, требуется ли помощь взрослого, обращается ли за помощью к взрослому.
Как относится к процессу рисования (равнодушен, эмоции положительные, отрицательные).
Результаты: Наташа М. не имеет навыков рисования, но видно, что знает о назначении карандаша. Сразу начинает черкать хаотичные линии. Карандаш не выбирала, взяла тот, который попался под руку. Движения руки и глаза не скоординированы. Не следит за проведенной линией, нажим на карандаш различный. Содержание рисунка не определяется, замысел отсутствует. Наташа выражает удовольствие в процессе рисования. Показывает рисунок. Рисует недолго. Быстро отвлекается и приступает к другому занятию.
Наблюдая за ребенком, дефектолог в процессе предлагаемых игровых заданий может оценить состояние основных психологических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления и воображения. Результат наблюдений заносится в протокол
Протокол результатов первичного психологического обследования Наташи М.
(3 года 2 месяца, синдром Дауна)
Название | Среднее значение каждого показателя | Среднее значение блока показателей |
Память | ||
Объем кратковременной памяти | 2 | 1,2 |
Объем долговременной памяти | 1 | |
Качество кратковременного заучивания | 1 | |
Качество долговременного заучивания | 1 | |
Продуктивность запоминания | 1 | |
Внимание | ||
Устойчивость | 1 | 1,5 |
Концентрация | 2 | |
Восприятие | ||
Зрительное | 2 | 1,5 |
Пространственное | 1 | |
Мышление | ||
Наглядно-образное | 1 | 1,0 |
Наглядно – действенное | 1 | |
Обобщение | 1 | |
Сравнение | 1 | |
Классификация | 1 | |
Причинно-следственные отношения | 1 | |
Воображение | ||
Разнообразие используемых цветов | 1 | 1,0 |
Оригинальность изображения | 1 | |
Стереотипность изображения | 1 | |
Невербальное воображение | 1 | |
Вербальное воображение | 1 |
КЛЮЧ
Отсутствуют- 1
Развиты недостаточно- 2
Развиты хорошо – 3.
Результаты первичного психологического обследования Наташи М
(3 года 2 месяца, синдром Дауна)
Метод анкетирования.
Во время адаптационного периода дефектолог беседует с родителями. Просит заполнить анкеты. Объясняет, с какой целью это проводится.
Цель: получение больше информации о ребенке, необходимой для проведения боле успешной коррекционной работы.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим вас ответить на следующие вопросы.
1. Ребенок:
а) фамилия, имя ___________________________________________________________
б) сколько лет, месяцев_____________________________________________________
в) домашний адрес, ________________________________________________________
телефон__________________________________________________________________
2. Мать: _________________________________________________________________
а) фамилия, имя ___________________________________________________________
б) год рождения ___________________________________________________________
в) образование, специальность, место работы __________________________________
_________________________________________________________________________
3. Отец:
а) фамилия, имя ___________________________________________________________
б) год рождения___________________________________________________________
в) образование, специальность, место работы__________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком)____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Есть ли другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними _____________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6. Кто из членов семьи больше времени проводит с ребенком_____________________
_________________________________________________________________________
7. Была ли патология беременности, родов (какая) _____________________________
_________________________________________________________________________
Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания, травмы перенес? _________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Каким ласковым именем вы называете ребенка дома _________________________
_________________________________________________________________________
9. Основные виды игр и занятий дома _______________________________________
_________________________________________________________________________
10. Какие игрушки больше всего любит_______________________________________
_________________________________________________________________________
11. Знает ли ребенок свое имя и имена всех членов семьи, как называет____________
_________________________________________________________________________
12. Понимает ли ребенок ваши речевые инструкции, обращенные к нему___________
_________________________________________________________________________
13. Знает ли стихи, песенки, потешки ________________________________________
_________________________________________________________________________
14. Знает ли названия и назначения простейших предметов____________________________________________________________________
15. Проявляет ли интерес ребенок к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка) _______________________________________________________________________
16. Что вас беспокоит в ребенке? __________________________________________
Спасибо!
Обработав данные анкеты, дефектолог может пополнить знания о психолого-педагогических особенностях ребенка, полученные в результате наблюдения.
По результатам диагностики составляется дефектологическое заключение.
ПРИМЕР: Дефектологическое заключение по результатам обследования Наташи М. 3 года, синдром Дауна
В контакт вступает легко, но характер деятельности носит нестабильный характер. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в форме возбуждения. Отзывчива на похвалу и одобрение. После сделанного замечания старается исправить ошибку. В случае неудач проявляет дезорганизацию деятельности, проявляющуюся в хаотическом переборе вариантов, но при этом сохраняет стремление довести задание до конца. Отмечается чрезмерная выраженность эмоциональных реакций. Общение активное. Саморегуляция и контроль низкие. Не достаточная зрительно-моторная координация. Интерес к выполнению задания в основном стойкий. Активность и целенаправленность поиска резко падают из-за неудач. Не может самостоятельно выполнять задания из-за низкой концентрации внимания. Требуется организующая обучающая помощь. Целенаправленность и активность резко падают из-за быстрой переключаемости внимания, потому что характер деятельности носит нестабильный характер. Динамика деятельности не равномерная, темп быстрый, уровень развития кратковременной и долговременной памяти ниже среднего. Зрительное восприятие среднее, пространственное - нарушено. Наглядно-образное восприятие не развито, уровень операции абстрагирования низкий. Уровень обобщения низкий, выражена избирательность мышления. Уровень понимания причинно-следственных отношений ниже среднего. Вербальное и невербальное воображение низкое. Внимание поверхностное, не устойчивое. Фразовая речь отсутствует.
Рекомендуется психолого-медико-педагогическое сопровождение в условиях группы «Особый ребенок».
По результатам обследования детей составляется индивидуальная программа сопровождения
Принципы построения индивидуальных программ
- Учет генетического хода основных линий развития предполагающих обучение с опорой на актуальный уровень развития ребенка и зоны его ближайшего развития.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
- Единство требований к воспитанию ребенка в дошкольном учреждении и в условиях семьи.
- Деятельный подход к развитию личности ребенка. Подход этот реализуется в рамках ведущей и типичных видов деятельности в соответствии с интересом ребенка.
- Коррекционная направленность воспитательного процесса.
- Доступность повторяемость и концентричность предложенного материала.
Требования к построению индивидуальной программы обучения и воспитания.
В программе определяются конкретные задачи по формированию определенных умений и навыков у ребенка на ближайшее время по основным линиям развития. Кроме того, в индивидуальной программе указываются конкретные методы и приемы, упражнения для работы с ребенком в целях достижения поставленных коррекционных педагогических задач.
ПРИМЕР: Индивидуальная программа для ребенка с синдромом Дауна I год обучения 1 квартал
Задачи коррекции | Способы реализации |
1. Развитие адекватных форм коммуникации. 2. Дальнейшее формирование стереотипа учебного поведения. 3. Развитие общей и мелкой моторики. 4. Развитие понимания речи. 5. Сенсорное развитие 6. Формирование элементарных математических навыков. 7. Продуктивная деятельность | а) учить обращаться за помощью к взрослому в затруднительных ситуациях; б) последовательное поощрение адекватного общения с другим человеком; в) учить дифференцировать людей из ближайшего окружения; г) создание системы коррекции проявления негативизма в различных ситуациях; а) обучение выполнению инструкций; б) формирование стереотипа выполнения самостоятельных заданий; а) обучение выполнению различных физических упражнений, направленных на развитие самоконтроля, на преодоление неловкости, развитие плавности; б) выполнение упражнений пальчиковой гимнастики; в) лепка; г) выполнение самостоятельных заданий нарастающей склонности. (нанизывание бус, сортировка предметов); д) рисование пальцами (при помощи специальной краски); а) обучение пониманию названий частей тела; б) обучение пониманию глаголов путем выполнения различных инструкций; в)обучение пониманию функциональных предложений и фраз в знакомых контекстах; а) ориентировочно-исследовательская деятельность с предметами; а) соотношение форм и фигур; б) складывание разрезных картинок; в) конструирование по образцу; г) формирование представлений о количестве; д) формирование представлений о цвете; а) вызвать интерес к продуктивным видам деятельности; б) знакомство с материалами, используемыми на занятиях; |
Индивидуальная программа для ребенка с синдромом Дауна, 1 год обучения, 2 и 3 кварталы
1. Социализация:
Задачи: Развивать представление ребенка о себе, развивать личность в целом.
Игры: «Кто спрятался», «Кто это», «Топни ножкой», «Вот я», «Маме улыбаемся». («Игры и занятия с детьми раннего возраста» с.7)
2.Социальное развитие.
Задачи: Установление прочных эмоциональных связей ребенка с близкими взрослыми, усвоение способов приобретения общественного опыта.
Игры: «Где петрушка?», «Заведем игрушку», «Кто там», «Найди себя на фотографии». («Игры и занятия с детьми раннего возраста» с 42, 13-19)
3.Познавательное развитие.
Задачи: Вырабатывать стремление не только рассматривать предметы, но и действовать с ними.
Игры: «Катится – не катится», «Спрячь игрушку», «Собери пирамидки», «Построй башню», «Прокати шарик в ворота».
4.Сенсорное воспитание:
Задачи: Учить ориентироваться на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие.
Игры: «Почтовый ящик», «Разложи шарики в корзинки», «Кубик на кубик», «Расставь тарелочки»
5.Формирование наглядно-действенного мышления:
Задачи: Учить выполнять целенаправленные действия с предметами, использовать вспомогательные средства.
Игры: «Посади елочку», «Собери грибы», «Пересыпь фасоль», «Поймай шарик за веревочку», «Прокати машинку».
6.Ознакомление с окружающим.
Задачи: Сформировать познавательный интерес к предметам и явлениям окружающей действительности.
Игры: «Кто в домике живет», «Птичка», «Смотрим в окошко», «Парные картинки», «Собираемся гулять», «Что это?».
7. Формирование предпосылок к продуктивной деятельности.
Задачи: Стимулировать интерес к процессу рисования, лепки, аппликации, конструирования.
1.Лепка: «Лепешки для матрешки», «Колобок», «Конфеты для куклы».
2. Рисование: «Дорожки для зайчиков», «Дождик», «Шарик с веревочкой».
3. Конструирование: «Дорожки», «Заборчик»
4. Аппликация: «Мячик», «Шарик».
2. Диагностика для детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии.
Таблица качественно-количественной оценки результатов обследования детей старшего дошкольного возраста имеющих отклонения в развитии (ключ).
Показатели | Баллы |
ВНИМАНИЕ | |
* способность к длительному сосредоточению и переключению внимания | 3 |
* способность к концентрации внимания проявляется нестойко | 2,4 |
* концентрация внимания на короткий срок | 1,7 |
* произвольное внимание не сформировано | 1 |
ВОСПРИЯТИЕ | |
* изображение называется верно | 3 |
* изображение называется неверно, исправляется самостоятельно | 2,4 |
* изображение называется неверно даже после уточнения | 1,7 |
* изображение не называется | 1 |
ПАМЯТЬ | |
* развита достаточно | 3 |
* при воспроизведении искажения и замены единичны | 2,4 |
* искажения и замены встречаются часто | 1,7 |
* не развита | 1 |
МЫШЛЕНИЕ | |
* стандартность, категориальность | 3 |
* тенденция к использованию латентных признаков | 2 |
* нестандартность, отсутствие категориальности | 1 |
ВООБРАЖЕНИЕ | |
Невербальное | |
* оригинальное изображение | 3 |
* частичная оригинальность | 2,4 |
* шаблонное изображение | 1,7 |
* изображение отсутствует | 1 |
Вербальное | |
* рассказ составлен | 3 |
* рассказ составлен с помощью | 2,4 |
* составлен по шаблону | 1,7 |
* рассказ не составлен | 1 |
ПРИМЕР: Протокол результатов первичного психологического обследования (Вадим Д. 6 лет ДЦП).
Название | Среднее значение каждого показателя | Среднее значение блока показателей |
Память | ||
Объем кратковременной памяти | 1,8 | 1,46 |
Объем долговременной памяти | 1,5 | |
Качество кратковременного заучивания | 1,5 | |
Качество долговременного заучивания | 1 | |
Продуктивность запоминания | 1,5 | |
Внимание | ||
Устойчивость | 1,5 | 1,5 |
Концентрация | 1,5 | |
Восприятие | ||
Зрительное | 1 | 1 |
Пространственное | 1 | |
Мышление | ||
Наглядно-образное | 1,2 | 1,1 |
Наглядно – действенное | 1 | |
Обобщение | 1,2 | |
Сравнение | 1 | |
Классификация | 1,2 | |
Причинно-следственные отношения | 1 | |
Воображение | ||
Разнообразие используемых цветов | 1 | 1 |
Оригинальность изображения | 1 | |
Стереотипность изображения | 1 | |
Невербальное воображение | 1 | |
Вербальное воображение | 1 |
Дефектологическое заключение (Вадим Д. 6 лет, ДЦП)
В контакт вступает охотно, но он носит нестабильный характер из-за сниженной работоспособности. Интерес к заданиям не стойкий, пропадающий из-за неудач, недостаточной концентрации внимания. Большее предпочтение отдает заданиям вербального характера. Задания невербального характера выполнить не может (спастика верхних конечностей). Во время обследования эмоционально напряжен, отзывчив на похвалу и одобрение.
В случае неудач теряет интерес к заданию. Характер общения ситуативно-деловой; коммуникативная функция речи нарушена. Внимание истощается к концу выполнения задания, концентрация зависит от интереса к заданию. В процессе выполнения заданий требуется организующая или разъясняющая помощь. Темп деятельности не равномерный. Характерно нарушение зрительно-моторной координации.
Наблюдаются ошибки при исключении 4-го лишнего предмета, обобщающие понятия используются неадекватно.
Уровень воображения низкий.
Рекомендуется психолого-медико-педагогическое сопровождение в условиях группы «Особый ребенок».
Результаты первичного психологического обследования Вадим Д. 6 лет, ДЦП
Индивидуальная программа для ребенка с ДЦП I год обучения
Задачи: 1. Адаптация ребенка в дошкольном учреждении.
2. Создание психологической основы разных видов деятельности.
3. Формирование первичных умений и навыков игры, познавательной деятельности, творчества, самообслуживания.
4. Обеспечение необходимой двигательной активности ребенка в соответствии с диагнозом.
Ознакомление с окружающим. Трудотерапия. Развитие познавательной деятельности.
|
Работа с ватой. Деление ваты на маленькие кусочки, наматывание ваты на палочку.
|
Индивидуальная программа для ребенка с ДЦП 2 год обучения
1. Социальное развитие.
Задачи: Формировать умение видеть настроение, эмоциональное состояние близких, уметь выражать сочувствие. Закреплять умение называть свое имя, фамилию, сведения о близких. Учить обращаться к сверстникам с просьбами пожеланиями.
Дидактические игры: «Весело-грустно», «Кто самый веселый», «Давай играть вместе», Кого как зовут».
2. Познавательное развитие.
2.1.Сенсорное воспитание.
Задачи: Формировать ориентировочную деятельность, рассматривание, ощупывание, выслушивание.
Дидактические игры: «Ку-ку», «Высокий - низкий», «Далеко-близко», «Что в мешочке», «Круглое в корзину – квадратное в коробку», «Цветик-многоцветик».
2.2.Формирование мышления.
Задачи: Формировать умение устанавливать соотношение между словом и образом. Учить определять последовательность событий.
Дидактические игры: «Найди игрушку», «Узнай по описанию», «Что это?», «Что сначала?», «Подбери картинку к тексту».
2.3. Формирование элементарных количественных представлений.
Задачи: Учить пересчитывать предметы и изображения в пределах 6. Упражнять в сравнении по количеству двух групп, отсчитывать данное количество предметов.
2.4.Ознакомление с окружающим.
Задачи: Формировать интерес к изучению объектов живого и неживого мира.
Блоки: «Игрушки», «Животные», «Фрукты», «Овощи», «Мебель», «Осень».
2.5.Формирование продуктивной деятельности.
Задачи: Воспитывать интерес ко всем видам продуктивной деятельности. Учить наблюдать за действиями взрослых, действовать по подражанию
Лепка: «Яблоко». «Колобок».
Аппликация: «Большое и маленькое яблоко». «Воздушные шары».
Рисование: «Дождь», «Шарик», «Солнышко прячется за тучу», «Листочки».
Конструирование: «Забор», «Ворота», «Дорожка».
3. Коррекционно-развивающая работа
Требования к проведению коррекционно-педагогической работы.
- Налаживание эмоционального контакта и формирование адекватных форм взаимодействия близких взрослых с ребенком.
- Создание предметно-развивающей среды в соответствии с поставленными задачами воспитания и обучения ребенка.
- Регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию.
- Смена видов деятельности в процессе одного занятия.
- Повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале.
- Игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка.
- Опора на положительные результаты, достигнутые в той или иной деятельности ребенка.
- Использование усвоенного способа действия в новых условиях и ситуациях.
- Оказание психолого-педагогической помощи родителям в целях создания благоприятных условий для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком в семье.
Структура занятия для детей младшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в психическом развитии.
Ход.
1. Сюрпризный момент.
(Введение в тему).
2. Рассматривание, обыгрывание игрушки.
3. Беседа с ребенком (закрепление).
4. Деятельность ребенка с предметом-игрушкой.
5. Продуктивная деятельность, связанная с темой занятия.
(Конструирование, лепка, рисование).
6. Оценка результата деятельности в игровой форме.
7. Итог.
Примерные конспекты занятий для детей младшего возраста,
имеющих отклонения в психическом развитии.
Занятие 1.
Задачи:
Учить соотносить игрушку с её изображением на картинке, выбирать ее среди других игрушек. Выполнять целенаправленные действия с игрушкой. Закреплять умение брать предметы 3 пальцами. Формировать интерес к продуктивным видам деятельности.
Материал:
Картинки с изображением машины.
Игрушки: машинка, мячик, юла, пирамидка, пластмассовые кубики.
Ход занятия:
- Кукла Катя принесла нам картинку. Давай посмотрим, что на ней нарисовано.
Это машина.
- Посмотри, а у нас есть машина?, дай мне её. (Выбрать машину среди других игрушек).
- Машина едет (показать, как надо катить машину)
- У машины кабина, кузов, колеса.
- Покажи, где кабина, кузов, колеса?
- В кузове, можно перевозить кубики (показать, как грузить кубики).
- Теперь ты сложи кубики в машину (следить, чтобы ребенок брал предметы 3 пальцами).
- Давай, отвезем кубики и построим из них дом. (Ребенок везет машину за веревочку).
- Выгружает кубики из машины. (Следить, чтобы ребенок брал предметы 3 пальцами. Показать, как можно построить дом. Ребенок выполняет задание по образцу.).
Занятие 2.
Задачи:
Учить фиксировать взгляд на предмете. Выполнять целенаправленные действия с ними. Развивать умение брать предметы одной рукой, самостоятельно выполнять действия с ними. Развивать интерес к рисованию, учить подражать действиям педагога.
Материал:
2 коробки, юла, мячик. Краски, вода, салфетка, графическое изображение мяча.
Ход занятия:
- Посмотри, какие красивые коробочки у меня на столе, давай посмотрим, что там лежит. (Дефектолог помогает ребенку открыть коробочки).
- В этой коробочке мячик, а в этой юла. Давай достанем их. (Следить, чтобы ребенок брал предметы рукой, слегка поддерживая другой).
- Мячик катится, скачет. Юла крутится (выполнить действия).
- Предложить ребенку поиграть игрушками (катать мяч, крутить юлу).
- Посмотри, куда покатился мяч.
- Посмотри, как долго крутится юла.
- Давай посмотрим, что ещё лежит в коробочке (достать листок с изображением мяча).
- Это мячик, он белый. Давай, украсим его. (Дефектолог показывает, как можно нарисовать пальцем горошинки на мяче, обмакивая палец сначала в воду, а потом в краску).
- Давай, вместе будем украшать мяч. (Дефектолог помогает ребенку выполнить задание).
- Какой красивый мяч. «Красный, синий, голубой» поиграем мы с тобой. (Если ребенок не устал, можно продолжить играть с мячом и юлой).
Структура комплексного занятия для детей старшего
дошкольного возраста, имеющих отклонения в психическом развитии.
Ход.
1. Сюрпризный момент (введение в тему).
2. Задание на развитие мелкой моторики.
3. Беседа с ребенком (закрепление нового материала).
4. Упражнение на развитие дистальных отделов.
5. Работа с раздаточным материалом по теме.
6. Упражнение на активизацию ощущений.
7. Креативная деятельность по теме.
8. Оценка результатов деятельности.
9. Итог.
Упражнения на активизацию ощущений.
Задание 1.
Цель: активизировать ощущения собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей.
Взрослый выдавливает крем на гладкую поверхность (зеркало, плоскую тарелку) и, работая рукой ребенка, размазывает крем по зеркалу (тарелке). Все действия сопровождаются словами:
По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)
Топ – топ! (поглаживающие движения)
По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)
Скок – скок! (поглаживающие движения)
Аналогичные движения производятся на неровной поверхности массажного коврика и сопровождаются словами:
По кочкам, по кочкам – топ – топ,
На бугорочке – скок – скок,
В ямку – бух!
Задание 2.
Цель: используя разницу температурных ощущений, побуждать ребенка к эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!»
На столе перед ребенком мисочки с теплой водой, куском льда, предварительно нагретым в горячей воде пинг – понговым шариком. Малыш последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (образец дает взрослый).
Задание 3.
Цель: активизировать ощущения (различать на ощупь мокрое и сухое).
Взрослый ставит перед ребенком два одинаковых широких бокала (в одном находится крупа, во втором – вода. Предлагает малышу опускать пальчики поочередно в каждый бокал и комментирует его ощущения: «Водичка мокрая. Ручки у Вовочки мокрые. Крупа сухая и ручки сухие у Вовочки.
После этого можно попросить ребенка найти мокрый (сухой) бокал (даётся инструкция: «Покажи мокрый бокал»).
Задание 4.
Цель: формировать ощущения собственного тела.
«На какой цветок (пальчик) села бабочка»: ребёнку предлагается положить ладошку на стол, растопырить пальчики (цветочки). Взрослый сажает бабочку (колпачок) на каждый пальчик в произвольном порядке. Вопросы: «На каком пальчике (цветочке) сидела бабочка? Дотронься до этого пальчика». В начале игра проводится со зрительным контролем, затем рука ребёнка закрывается от него «экраном». Игровые действия сопровождаются стихотворным текстом:
Девочке (мальчику) на ручку
Бабочка села.
Девочка (мальчик) бабочку
Бабочку съела (съел).
«Кого укусила муха»: если формирование пальцевого гнозиса затруднено, можно использовать боле сильный раздражитель – щипок, укол. Вопросы: «Какой пальчик укусила муха? Покажи».
Задание 5.
Цель: учить узнавать на ощупь различную фактуру предмета с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности).
Взрослый последовательно знакомит ребёнка со свойствами тактильных таблиц:
- меховая, мягкая пушистая;
- шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги – неровная шершавая;
- шелковистая – гладкая, ровная.
Побуждает малыша поглаживать, ощупывать их руками (большое внимание уделяется работе обеих рук). Затем предлагает найти парные (одинаковые)таблицы (работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц).
Варианты: набор таблиц можно расширить за счет включения:
- колючей – ипликатор Кузнецова;
- неровной – наплывы свечи на картоне.
Задание 6.
Цель: учить различать фактуру предметов (без опоры на зрительное восприятие – т. е. за экраном).
Взрослый последовательно показывает по одной тактильной таблице, даёт ребёнку ощупать её, называет свойства.
Затем просит найти такую же за экраном, на ощупь. Если малыш справляется с этим заданием, можно усложнить игру.
Усложнение.
А. Взрослый просит найти за экраном таблицу с заданными свойствами, например: «Найди мягкую, пушистую».
Б. «Разложи по порядку»: Взрослый раскладывает тактильные таблицы в заданной последовательности, сопровождая действия словами: « Сначала положу пушистую, потом гладкую, потом шершавую». Затем предлагает сделать тоже самое ребёнку со вторым набором таблиц.
Задание 7.
Цель: формировать контроль за мышечными ощущениями.
Упражнение «Следы»: перед ребёнком на столе игрушечный или нарисованный домик и заранее размягчённый пластилин или мягкий пластик в форме дорожки.
- Если к домику кто-нибудь пойдёт, на дорожке останутся следы (взрослый показывает, как сделать следы, используя совмещённые действия). Упражнение проводится последовательно:
- каждым пальцем отдельно,
- каждой парой пальцев обеих рук( большими, указательными, средними),
- указательным и средним пальцами каждой руки.
Задание 8.
Цель: формировать контроль за мышечными ощущениями.
Упражнение «Разные следы»: взрослый предлагает ребёнку сделать «следы к домику» на дорожке из пластилина (с учётом силы нажима пальцами от слабого к сильному): «К домику пошла кошечка. Она маленькая, наступает легко. Потом пришла собачка. Она наступает сильнее».
Таким же образом отрабатываются следы волка, медведя, слона. Ребёнок действует щепотью.
Упражнения с использованием «пальчикового бассейна»
Задание 1.
Цель: развивать моторику обеих рук с использованием «пальчикового бассейна».
Упражнение «Стираем платочки»: взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребёнка к одновременному выполнению движений.
Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну
Вот так, вот так! бассейна в направлении
вперёд-назад, пальцы разведены)
Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в
направлении
Вот так, вот так! слева - направо)
Мама и дочка сушили платочки (движения кистью вверх-вниз)
Вот так, вот так!
Задание 2.
Цель: развивать моторику обеих рук с использованием «пальчикового бассейна».
Упражнение выполняется каждой рукой попеременно. Движение раскрытой ладонью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья рукой взрослого. В ходе упражнения необходимо опустить ладонь на дно бассейна.
Аналогичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак.
Задание 3.
Цель: развивать моторику обеих рук с использованием «пальчикового бассейна».
Упражнение «Веник»: выполняется с широкой амплитудой движений раскрытой ладонью вправо - влево с фиксацией запястья на дне бассейна.
Аналогичные движения можно выполнять рукой, сжатой в кулак, и попеременными движениями ладони и кулака.
Задание 4.
Цель: развивать моторику обеих рук с использованием «пальчикового бассейна».
Упражнение «Повар»: выполняется в сопровождении стихотворного текста:
Варим. Варим, варим щи.
Щи у Вовы хороши!
(круговые движения кистью в «бассейне»
по и против часовой стрелки).
Задание 5.
Цель: развивать моторику обеих рук с использованием «пальчикового бассейна».
Упражнение «Пальчики разбежались»: ребёнок опускает руку в «бассейн», прижимает ладонь ко дну, попеременно сдвигает и раскрывает пальцы (ладонь находится на дне «пальчикового бассейна). Если малыш испытывает двигательные затруднения, взрослый помогает ему, положив свою ладонь на руку ребёнка.
Виды пассивно – активной гимнастики, стимулирующей дистальные отделы
- создаёт предпосылки для осуществления движения: добивается снятия блоков, контрактур в верхних конечностях, нормализует мышечный тонус, устраняет порочные положения кисти и пальцев;
- поэтапно формирует двигательную функцию руки (опорность, захват, манипуляции, мелкую моторику).
«Пальчиковый бассейн» легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6-8 см.
Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует активизации двигательных кинестезий, праксиса позы, улучшает динамический праксис.
Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, формы) с использованием этого тренажёра позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.
«Разноцветные прищепки». Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры, либо пальчиковой гимнастикой. Показаниями к применению этого вида работы являются: глубокие задержки психоречевого развития, личностные нарушения у детей с чертами инфантилизма, атоничеки-астатическая форма ДЦП.
Разработана схема проведения этого, весьма эффективного вида работы; продолжительностью процедуры от 3-5 минут до 7-10 минут:
1-3 дни – большой палец;
4-6 дни – большой и указательный пальцы;
7-9 дни – большой, указательный, средний пальцы.
Затем нагрузки снижаются до минимальных по той же схеме.
Такое постепенное увеличение и уменьшение нагрузки помогает адаптироваться детям со слабостью контролирующей функции коры и низким порогом включения охранительного торможения.
Если во время сочетанной процедуры массажа и прищепок у ребёнка возникают негативные эмоциональные реакции, возбуждение, процедуру необходимо прекратить.
Творческая фантазия специалиста может подсказать различные варианты дополнительного использования этих ярких разноцветных приспособлений. На занятиях с малышами они могут выполнять роль сенсорных эталонов цвета при автоматизации качественных прилагательных, обозначающих цвет («Возьми красные прищепки. Какие прищепки я посадила на пальчик?»). С их помощью у детей можно закреплять представление о множестве, используя количественные и порядковые числительные («Сколько прищепок я посадила на пальчики? Какого цвета вторая прищепка? Сколько сняли? Сколько всего стало?»).
Логопедическая щётка «ёжик» Рабочую поверхность «ёжика» можно изготовить из массажной щётки для волос. Для этого используется резиновая основа с зубцами.
Площадь её поверхности должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребёнка. На обратную сторону резиновой основы приклеивается кожа (от старой обуви, перчаток) или толстый войлок для придания «ёжику» жёсткой формы. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щётки к ладонной поверхности руки (большой палец руки отведён). Использование щётки возможно в двух положениях:
а) зубцами к ладонной поверхности руки,
б) зубцами наружу.
С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точные двигательные кинестезии.
Примерные конспекты комплексных занятий для детей старшего
дошкольного возраста, имеющих отклонения в психическом развитии.
Занятие 1. Звук и буква У.
Материал:
Демонстрация буквы У.
Игрушка собака.
Цветные ниточки.
Пуговицы большие и маленькие.
Пластилин, клеенка, салфетка.
Ход занятия:
- Сегодня мы отправляемся в путешествие на самолете. Его надо заправить, а заправляется он словами, которые начинаются на звук А. Самолет готов к полёту. Взлетаем, полетели. Губы трубочкой. Самолёт летит и гудит У-У-У.
Посадка:
Нас встречает собака Ушастик. Чтобы пройти дальше нужно выполнить её задания:
- «Соедини ниточки по цвету».
- «Разбери пуговицы» (большие и маленькие).
- Ушастик, твои задания мы выполнили, теперь разреши нам пройти и подскажи куда мы прилетели.
- Послушайте стихотворение и вы сразу поймете к какой букве попали.
У - улитка на дорожке -
Смело выпустила рожки.
Уходите-ка с пути!
Не мешайте дом везти.
- Ну, конечно это буква У. А, вот и она сама нас встречает. (Рассматривание буквы. Произнесение буквы).
- Где мы слышали этот звук?
- У-У-У- воют волки.
- У-У-У- воет ветер.
- У-У-У – летит самолет.
Буква У рассказывает:
«Вместе со мной живут Устин и Ульяна. Дом мой охраняет собака Ушастик. Проходите. Я угощу вас ухой, а потом покажу вам Утку с Утятами (выбрать слова, которые начинаются на звук У).
Буква У предложила поиграть.
- «Придумай слово на звук –У.»
- «Какое слово лишнее» (исключи слово , которое не начинается на звук У).
- Нам пора возвращаться, а чтобы букве У не было скучно, мы слепим ей подружку(лепка буквы: раскатать две колбаски: большую и поменьше. Соединить, чтобы получилась буква У).
- Возвращаемся домой.
- У-У-У- летит самолет.
Занятие 2. Звук и буква –О.
Материал:
Демонстрационная буква О, небольшой пузырек, 3 кубика, 3 ключа, таз с водой, пластмассовые буквы, крючок, краски, вода, салфетки, изображения буквы О.
Ход занятия:
Сегодня наше путешествие на поезде. Упражнение на развитие дыхания. «Паровоз гудит» (Дуть в пузырек, чтобы получился звук похожий на гудок паровоза).
- Приехали к букве, а дверь закрыта.
Игра подбери ключ.
(Закрепление предлогов).
Сначала берем ключ, который лежит на кубике
- за кубиком
- под кубиком
Ключ подобрали, открываем дверь (имитация движения – повороты ключей).
В домике живет буква О (рассматривание буквы, произнесение звука).
- Соедини средний и большой пальцы. Получилась буква О.
- Буква О рассказывает, что вместе с ней живут бабушка Оля и дедушка Осип. Они повели на с в огород. Там растут огурцы и облепиха. Они покатали нас на ослике (выбери слова, которые начинаются на звук О).
«О-О-О» - плачет буква О.
Мои подружки упали в бассейн. Помогите их достать. (Вылавливание букв из таза с водой крючком).
- «Ох спасибо. Ох спасибо» - благодарит нас буква О.
А теперь давайте поиграем.
«Придумай слово на звук О».
«Какое слово лишнее» (исключить слово, которое не начинается на
звук О).
«О-О-О» - плачет буква О. У меня гости, а я совсем не нарядная.
Украсим букву. (Рисование пальцем и красками).
- Можно возвращаться домой. Едем на поезде. (Упражнение «Паровоз гудит»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада
В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида второй категории № 6 «Колосок» коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет с ОНР на 20
Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, с учетом профиля логоп...
Использование психо-коррекционных методов и приемов как средство развития навыков коммуникативного взаимодействия между детьми старшей группы логопедического детского сада.
Проект педагога-психолога и музыкального руководителя....
Анaлитическая спрaвка об oбoснованном выборе прогрaмм и пeдагогичеcких технoлогий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
Анaлитическая спрaвкаоб oбoснованном выборе прогрaмм и пeдагогичеcких технoлогий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежде...
КОМПОЗИЦИЯ «ГНОМЫ-ЛИЛИПУТИКИ» (МУЗ. И СЛ. Е. ИЛЬИЧЕВА) МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОРРЕКЦИОННОГО ДЕТСКОГО САДА.
Описание движений музыкально-ритмической композиции "Гномы-лилипутики" (муз. и сл. Е.Ильичева) для детей старшей группы детского сада. Фонограмма +....
КОМПОЗИЦИЯ «КУКЛЫ НА ПРАЗДНИКЕ». МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОРРЕКЦИОННОГО ДЕТСКОГО САДА. Музыкальный руководитель ГБДОУ "52 Калининского района СПб Соколова Елена Евгеньевна.
КОМПОЗИЦИЯ «КУКЛЫ НА ПРАЗДНИКЕ». МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОРРЕКЦИОННОГО ДЕТСКОГО САДА. ФОНОГРАММА «ОБРАЗЦОВЫЙ КОЛЛЕКТИВ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ПЕНИЯ...
"Санкт-Петербург - город мастеров". Сценарий праздника для старшей группы коррекционного детского сада.
quot;Санкт-Петербург - город мастеров" сценарий праздника для детей коррекционного детского сада в рамках проекта "Открываем город вместе"....